Что значит эффективный бизнес эффективное предприятие кратко

Обновлено: 19.05.2024

В конце года все компании подводят итоги своей работы. Мы предлагаем набор процедур по анализу показателей хозяйственной деятельности, которые помогут понять, насколько рационально в течение года использовались ресурсы предприятия.

ПОЧЕМУ ВАЖНО ОЦЕНИВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Когда речь идет о подведении итогов работы предприятия за год, экономисты традиционно уделяют внимание план-фактным отклонениям, динамике показателей за несколько лет, анализу финансовых коэффициентов. При этом специалисты довольно часто упускают из виду вопрос, насколько эффективна была компания в процессе получения конечных годовых показателей своей работы.

Возьмем для примера прибыль. Запланированную годовую сумму прибыли можно получить, предоставляя покупателям дополнительные скидки. С одной стороны, это позволит увеличить продажи, с другой — приведет к росту логистических и коммерческих затрат.

В результате рентабельность бизнеса значительно упадет. Это автоматически снизит конкурентоспособность предприятия на рынке сбыта, с большой долей вероятности приведет к потере доли рынка в будущем году.

Собственники бизнеса вполне могут рассматривать падение рентабельности как свою упущенную прибыль и предъявить претензии к руководству компании. Поэтому при подведении итогов работы предприятия за год очень важно оценивать эффективность и выяснять причины ее снижения.

КАКИЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка экономической эффективности деятельности предприятия позволяет понять, насколько рационально использовались имеющиеся ресурсы в процессе достижения запланированных целей.

Такая оценка особенно актуальна в периоды расширения масштабов бизнеса, открытия новых направлений, поскольку помогает своевременно выявить причины снижения эффективности работы компании, принять меры к их устранению.

Оценка эффективности включает набор процедур по анализу динамики различных показателей хозяйственной деятельности предприятия в сравнении с аналогичными показателями прошлых периодов или утвержденными на отчетный период плановыми значениями.

Все анализируемые показатели можно объединить в четыре основные группы (см. рисунок).


По мере развития бизнеса происходит естественная смена критериев оценки успешности и эффективности работы компании. В таблице 1 представлен перечень наиболее распространенных критериев оценки эффективности в привязке к стадиям развития компании.


Качество оценки эффективности работы предприятия по итогам отчетного года зависит от полноты использования методов оценки.

В ходе оценки эффективности должны быть задействованы четыре метода анализа данных:

  • трендовый (горизонтальный);
  • структурный (вертикальный);
  • сравнительный;
  • факторный.

Применительно к проведению оценки эффективности работы предприятия каждый из указанных методов представлен в следующих разновидностях (табл. 2).




Качественная оценка эффективности работы предприятия основана на выборе критериев оценки, соответствующих стадии развития бизнеса, и комплексном использовании различных методов анализа данных о деятельности компании.

КАК ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка эффективности работы предприятия в силу своей комплексности предполагает использование частных и обобщающих показателей.

По частным показателям можно определить:

  • эффективность применения каждого из ресурсов компании;
  • результативность реализации каждого вида продукции/услуг компании.

По обобщающим показателям определяют:

  • эффективность всех ресурсов, продукции/услуг предприятия;
  • результативность компании в целом.

Порядок оценки эффективности предприятия

Эффективность работы предприятия оценивают в несколько этапов.

ЭТАП 1. Рассчитывают и оценивают общие показатели рентабельности, отражающие эффективность производственной деятельности компании:

  • рентабельность бизнеса — информирует о доле чистой прибыли в выручке от реализации:

Рентабельность бизнеса = Чистая прибыль / Выручка от реализации × 100 %; (1)

  • рентабельность продаж — дает представление о том, какова доля прибыли от реализации в выручке от реализации:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка от реализации × 100 %; (2)

  • рентабельность реализованной продукции — показывает эффективность реализации продукции:

Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от продаж / Себестоимость реализованной продукции × 100 %. (3)

ЭТАП 2. Рассчитывают и оценивают общие показатели рентабельности, отражающие эффективность использования ресурсов предприятия:

  • рентабельность оборотных активов — отражает эффективность использования оборотного капитала организации:

Рентабельность оборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость оборотных активов × 100 %; (4)

  • рентабельность внеоборотных активов — показывает эффективность использования внеоборотных активов предприятия:

Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов × 100 %; (5)

  • рентабельность собственного капитала — отражает эффективность использования организацией собственного капитала:

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала × 100 %; (6)

  • рентабельность инвестированного капитала — характеризует отдачу на сумму денежных средств, вложенных в бизнес:

Рентабельность инвестированного капитала = Чистая прибыль / (Средняя величина собственного капитала + Средняя величина долгосрочных обязательств) × 100 %; (7)

  • рентабельность заемного капитала — характеризует эффективность использования организацией заемного капитала:

Рентабельность заемного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина заемного капитала × 100 %. (8)

ЭТАП 3. Проводят факторный анализ показателей рентабельности. Цель — определить причины отклонений значений отчетного периода по сравнению с данными прошлых периодов или планами на отчетный период.

ЭТАП 4. Рассчитывают и оценивают частные показатели эффективности, которые отражают отдельные аспекты работы предприятия. Среди них могут быть такие показатели:

  • издержкоемкость выпуска продукции;
  • выработка и заработная плата на одного сотрудника;
  • удельный вес укрупненных статей затрат в себестоимости продукции и др.

Пример оценки эффективности производственной компании

Оценим эффективность производственной компании за 2020 г. Оценку проведем в соответствии с приведенным выше алгоритмом.

Прежде всего нам понадобятся данные о результатах работы компании за несколько отчетных лет (табл. 3), которые включают следующие показатели:

  • выручка компании от реализации продукции;
  • себестоимость реализованной продукции;
  • расходы на реализацию продукции;
  • расходы на управление бизнесом.



Также нужны данные о структуре имущества, капитала и обязательств компании за анализируемый период (табл. 4).


На основе имеющихся данных рассчитаем показатели эффективности.

Шаг 1. Рассчитываем показатели общей эффективности деятельности предприятия.

Используем формулы (1)–(3) и находим значения рентабельности бизнеса в целом, рентабельности продаж и рентабельности реализованной продукции.

Шаг 2. Рассчитываем показатели общей эффективности использования ресурсов предприятия.

Используем формулы (4)–(8) и находим значения рентабельности оборотных и внеоборотных активов, собственного, инвестированного и заемного капитала. При расчете рентабельности заемного капитала по формуле (8) в качестве величины заемного капитала используются данные по краткосрочным обязательствам, поскольку данные по долгосрочным обязательствам участвуют в расчете рентабельности инвестированного капитала.

Отражаем полученные результаты в табл. 5 и анализируем их динамику:


Показатели эффективности хозяйственной деятельности компании по итогам 2020 г. улучшились по сравнению с данными 2019 г., однако они ниже показателей 2018 г. Общая эффективность улучшилась незначительно, что говорит о недостаточной степени контроля над управленческими расходами;На основании данных табл. 5 можно сделать следующие выводы:

  • опережающий рост рентабельности реализованной продукции над ростом рентабельности продаж — признак хорошей управляемости себестоимостью выпуска продукции;
  • анализ эффективности использования ресурсов показывает, что оборотные активы можно использовать более эффективно. Для этого следует более тщательно контролировать их размер;
  • снижение динамики рентабельности собственного капитала свидетельствует о том, что компании нужно повышать эффективность управления капиталом.

Шаг 3. Проводим факторный анализ показателей рентабельности деятельности и ресурсов предприятия.

Здесь можно рассчитать влияние факторов на динамику рентабельности продаж в 2020 г. по отношению к 2019 г. Для данного показателя такими факторами являются:

  • выручка от реализации продукции;
  • прибыль от продаж.

Чтобы определить влияние указанных факторов, используем метод цепных подстановок и произведем последовательно следующие расчеты:

1) рассчитаем рентабельность продаж, используя выручку 2020 г. и сумму прибыли 2019 г.:

20 000 тыс. руб. / 160 000 тыс. руб. × 100 % = 12,50 %;

2) определим влияние фактора выручки путем вычитания рассчитанной рентабельности продаж (п. 1) из величины фактической рентабельности продаж 2019 г.:

12,50 % – 13,33 % = –0,83 %;

3) определим влияние фактора прибыли от продаж путем вычитания из величины фактической рентабельности продаж за 2020 г. величины, полученной в первом расчете:

14,38 % – 12,50 % = 1,88 %;

4) проверим корректность расчетов. Для этого найдем сумму влияния факторов, рассчитанных в двух предыдущих пунктах (–0,83 % + 1,88 % = 1,05 %), и сопоставим ее с разностью между фактической рентабельностью 2020 г. и 2019 г. (14,38 % – 13,33 % = 1,05 %). Поскольку эти суммы равны, расчет влияния факторов выполнен корректно.

Итоги указанных вычислений представлены в табл. 6.



Шаг 4. Рассчитаем и оценим частные показатели эффективности работы предприятия.

Для проведения заключительного этапа оценки эффективности возьмем данные о выпуске продукции за 2018–2020 гг. (табл. 7).



На основе данных табл. 7 рассчитаем следующие частные показатели эффективности выпуска продукции:

  • издержкоемкость основных групп производственных затрат в структуре общей себестоимости продукции;
  • издержкоемкость основных групп производственных затрат в тысячах рублей на 1 т продукции;
  • производственные показатели выпуска продукции в части выработки в тоннах на одного человека, фонда оплаты труда в тысячах рублей на одного человека и среднемесячной зарплаты в тысячах рублей на одного человека.

Результаты расчетов — в табл. 8.


Полученные данные говорят о том, что к положительным показателям эффективности выпуска продукции можно отнести последовательное снижение доли материалоемкости и энергоемкости в общей структуре себестоимости.

Положительная динамика присутствует и в суммовых показателях этих расходов в расчете на 1 т выпуска продукции. Такие результаты свидетельствуют о достаточной эффективности управления себестоимостью выпуска продукции.

Негативный момент — постоянное снижение выработки продукции в тоннах на одного человека. Это свидетельство недостаточной эффективности управления трудовыми ресурсами.

Эффективный бизнес - какой он?

Какой он — эффективный бизнес? Это понятие очень тесно связано с финансовой стабильностью, свободой, большими деньгами, а также успешным и перспективным будущим.

Прежде всего, он должен быть максимально прибыльным с минимальными затратами средств и времени. И соответственно, выбирать нужно тот сегмент рынка, в котором текущие знания основателя бизнеса будут на самом высоком уровне.

Хотя, это и не обязательно, но, все же желательно – хорошо разбираться в деле, которым руководишь. Однако в случае, если Вы – просто инвестор, Вашим делом можно поставить управлять грамотного и опытного директора, который сам построит всю систему и заставит ее работать Вам на благо.

Идея бизнеса должна быть, в первую очередь, увлекательной, умной, логичной и, по возможности – простой. Это послужит основным фундаментом успеха. Направление, которое Вы выберете, должно яростно вдохновлять, наталкивать на славные и великие подвиги.

Важно, думать не только о руководящих позициях, но и о должностях находящихся уровнем ниже, но, ни в коем случае не брать на себя эти обязанности. Каким бы Вы не были талантливым, и сколько бы Вы не умели, Вы никогда не сможете успеть все и на высоком уровне.

Вы, конечно, можете стать руководителем универсалом, который объединил в себе должности маркетолога, менеджера, бухгалтера, экономиста и юриста, экспедитора и уборщика. Однако, не стоит так надрываться – иначе то, что Вы заработаете, Вам придется потратить на восстановление своего пошатнувшегося в результате непосильных нагрузок здоровья. Делегируйте все полномочия, которые только можно поручить нанятым специалистам. Этим Вы разгрузите себя и существенно увеличите эффективность Вашего бизнеса.

Еще одна важная деталь эффективного бизнеса — он не нуждается в постоянном внимании руководителя. Успешно организованное и налаженное дело, с разработанными и установленными порядками действий Ваших сотрудников в разных ситуациях способно дать Вас, как руководителю бизнеса или инвестору временную свободу – то, ради чего многие и затевают свою собственную предпринимательскую деятельность.

Еще Джон Рокфеллер говорил – тому, кто много работает, некогда зарабатывать деньги. Именно для высвобождения времени для себя и своей семьи мы и берем на себя ответственность и риски в бизнесе. Для того, чтобы организовать самостоятельный саморегулируемый бизнес, который потребует от Вас минимум внимания, нужно набрать грамотную и квалифицированную рабочую команду.

Бизнесмены-трудоголики, которые безотрывно проводят время на работе, тем самым пытаясь улучшить и расширить собственный бизнес, действуют в неверном направлении. В таком случае трудно назвать такого человека бизнесменом, а проще будет отнести его к категории обычных работников, который выделяется из массы других сотрудников лишь тем, что сам организовал свое рабочее место.

Увеличением количества времени, которое затрачивается на работу, Вы ничего не добьетесь. Лучше действовать нестандартными методами, исследовать опыт других, заниматься своим развитием и сомообразованием.

Настоящий бизнесмен не должен ставить себе за цель служение собственному бизнесу, а напротив бизнес непосредственно должен подчиняться ему. Ведь каждый из нас, в сущности, живет не для того, чтобы работать, а работает для того, чтобы жить! Главное, чтобы время, которое мы посвящаем работе, не растянулось на всю нашу жизнь.

Эффективный бизнес способен давать прибыль даже во время отсутствия руководителя. Ему достаточно несколько часов в неделю на решение всех деловых и организационных вопросов, при этом доходность должна оставаться стабильной.

Вывод, который можно сделать из всего вышесказанного – что эффективный бизнес – это такой бизнес, который способен приносить стабильную прибыль без участия руководящего лица.

Что такое эффективность деятельности предприятия?

Вне зависимости от своих размеров и сферы деятельности, заканчивают свое существования и большие, и малые предприятия, однако, чем эффективнее бизнес – тем больше он способен функционировать. Главный признак эффективности работы предприятия – это его конкурентоспособность, но такой фактор является не единственным.

Чем эффективнее бизнес – тем больше он способен функционировать.

Специалисты определяют эффективность как получение максимального результата при минимальных затратах ресурсов. Это значит, что чем меньше компания тратит и чем больше при этом производит – тем она эффективнее. При этом производимая продукция должна приносить прибыль, и если эта прибыль стремится к нулю или отсутствует вовсе – то и бизнес неэффективен. Для генерирования прибыли предприятие должно вкладывать собственный капитал или активы.

Эффективный бизнес и система управления

Для того чтобы работать эффективно, компании недостаточно располагать огромным количеством ресурсов.

Необходимо также правильно организовать работу и рационально использовать свои внутренние возможности – это называется внутренней эффективностью.

В идеале внутренняя эффективность должна строиться на нескольких основополагающих системах:

  • Организационная система;
  • Система управления ресурсами предприятия;
  • Система мотивации;
  • Корректная учетная система.

В задачи организационной системы входит распределение обязанностей внутри компании между сотрудниками. Система управления ресурсами предприятия отвечает за планирование отчетности, а также за финансовое, экономическое и производственное планирование, при этом на корректную учетную систему возлагаются обязанности получать своевременные отчеты о таких планированиях.

Система мотивации, в свою очередь, призвана определять трудовые отношения между сотрудниками предприятия.

Система мотивации, в свою очередь, призвана определять трудовые отношения между сотрудниками предприятия. Это немаловажный фактор, так как межличностные отношения на рабочем месте способны достаточно серьезно повлиять на трудовой процесс. Но речь идет не только о взаимоотношениях в коллективе, а об отношении руководства к работникам. Например, необходимо четко регламентировать критерии оценки, учета и оплаты труда, обеспечить работникам социальные гарантии и предусмотреть компенсации в случае переработок или в других случаях, требующих дополнительных выплат.

Проблемы неэффективных предприятий

Теоретически создать эффективный бизнес не так сложно, однако на практике многие предприятия сталкиваются с низкой производительностью труда, отсутствием мотивации и ухудшением качества работы. Избежать всего этого поможет только системный подход, согласно которому для кардинальных изменений необходимо задействовать сразу несколько механизмов.

Повышению эффективности любого бизнеса может способствовать только комплекс мер

В Европейских компаниях такая практика привлечения специалистов на аутсорсинг – довольно распространенное явление (например, многие компании пользуются услугами приглашенных консультантов по управлению). Как видно, идущие по этому пути предприятия в конечном итоге оказываются действительно эффективными.

Как измерить эффективность бизнеса

Если рассматривать эффективность предприятия как некую величину и рассчитывать показатель эффективности, можно воспользоваться формулой:

R=P/M.

В данной формуле

R–это рентабельность собственного капитала (эффективность),

P–прибыль за месяц в рублях,

а M– среднедневные собственные активы в течение месяца.

В реалиях российского бизнеса рекомендуется сравнивать этот показатель со средним банковским процентом по вкладам.

Согласно формуле, если предприятие 10 рублей на каждую тысячу рублей собственного капитала ежемесячно, то рентабельность такой компании составляет 1%. Что это дает владельцу бизнеса? В реалиях российского бизнеса рекомендуется сравнивать этот показатель со средним банковским процентом по вкладам. Если процент по вкладам больше показателя эффективности, это говорит об одном: возможно, бизнес не имеет смысла, так как вместо получения 1% со своего капитала гораздо целесообразнее его продать и положить вырученные деньги под 5% в какой-либо банк.

Простым языком об управлении бизнес процессами. Все, что необходимо знать для повышения эффективности и оптимизации.


Эффективный бизнес процесс обладает рядом понятных свойств и характеристик. Мне удалось свести требования к эффективному процессу к десяти пунктам. Каждый из пунктов — это ключевая мысль, объединяющая ограниченный набор требований к свойствам действительно эффективного бизнес процесса.

    • Продукт эффективного бизнес процесса имеет больше ценности, чем затраты на его реализацию.
    • В эффективном бизнес процессе нет ничего лишнего.
      • Эффективный бизнес процесс выполняется единым потоком работ.
        • Низкая или предсказуемая вариативность говорит об эффективности бизнес процесса.
          • Эффективный процесс может быть легко воспроизведен другими людьми
            • Эффективный бизнес процесс не зависит от ресурсов
              • В процессе заложены механизмы улучшения на основе обратной связи
                • Только управляемый процесс может быть эффективным
                  • Плановые показатели процесса основаны на лучших практиках
                  • Процесс стремится к идеальным значениям

                  Продукт эффективного бизнес процесса имеет больше ценности, чем затраты на его реализацию

                  В общем смысле эффективность — это соотношение затрат и полученного результата. Проще говоря, чем меньше потратил и больше поучил, тем выше эффективность.

                  Ценность продукта процесса выше, чем затраты на выполнение процесса. Это одновременно и самый простой, и самый сложный критерий. Простой потому, что его просто измерить. А сложный потому, что его…сложно измерить. Дело в том, что не все можно измерить достаточно простыми усилиями. Можно ли измерить ценность единичного разрешения вопроса клиента? Или ценность консультации внутреннего сотрудника? А попробуйте измерить ценность отчета… Не просто, правда? Не невозможно, на самом деле все это можно привести к цифрам — в самых простых единицах измерения — деньгах. Но ценность этого действия будет ниже, чем затраты на его реализацию. Именно поэтому мы говорим о ценности, а не стоимости. Стоимость измеряется в деньгах, а ценность дает простор для маневра.

                  Так вот. Мы говорим о том, что процесс скорее всего эффективен, если ценность его продукта выше, чем затраты на реализацию процесса.

                  В процессе нет затрат, которые не направлены на формирование ценности. Все затраты процесса в идеале должны формировать какую-то ценность. Т.е. все затраты процесса направлены на получение основного продукта процесса и второстепенных продуктов, которые используются другими процессами, а значит, имеют для них ценность. Если какой-то из продуктов нигде не используется, значит, он не нужен и затраты на его получение не имеют смысла. Эффективный процесс производит только востребованные и ценные продукты, а это означает, что продукты должны соответствовать требованиям клиентов процесса.

                  эффективный бизнес процесс - нет отходов и нет брака

                  Отсутствие отходов. Логический вывод из предыдущего пункта — если все затраты процесса должны создавать ценность, то у процесса не должно быть отходов. Отход — это то, что дальше не используется и не имеет ценность. Если какие-то отходы используются дальше, то это уже не отход, а второстепенный продукт. У эффективного процесса нет отходов.

                  Отсутствие брака. Еще одно логическое следствие предыдущих пунктов — если процесс эффективен, когда ценность продукта выше понесенных затрат, то процесс, который произвел брак, эффективным не является. Тут все просто — бракованная продукция не может быть реализована, значит, ее ценность стремится к нулю, а деньги на производство уже потрачены. Эффективный бизнес процесс не производит брак.

                  В эффективном бизнес процессе нет ничего лишнего

                  Нет лишних действий. Что такое лишнее действие с точки зрения бизнес процесса? Это любое действие, которое не обязательно делать, чтобы получить ожидаемые результаты. Если от какого-то действия, операции и подпроцесса можно избавиться без потери качества, от них нужно избавиться. К таким действиям чаще всего можно отнести:

                  эффективный бизнес процесс - точно в срок

                  Эффективный бизнес процесс выполняется единым потоком работ

                  Единый поток операций и подпроцессов. Эффективный бизнес- процесс организован в соответствии с принципом единого и непрерывного потока. Это значит, что все операции и подпроцессы выполняются один за одним, без перерывов. То есть окончание одной операции является началом другой операции. Также эффективность процесса напрямую зависит от возможности участников прервать процесс. Если участник не может прервать выполнение процесса, это наиболее эффективно.

                  Отсутствие простоев. В соответствии с предыдущей характеристикой в эффективном процессе отсутствуют простои и ожидания.

                  Однозначное начало. Чем меньше вариантов событий начала процесса, тем лучше. Идеальный процесс имеет только одно однозначное событие начала. Кроме того, событие начала процесса сразу стартует выполнение последующей за ним операции или подпроцесса.

                  Мяч в игре — передача от одного к другому. Когда поток процесса переходит от одного участника к другому, второй участник сразу узнает об этом и приступает к выполнению своих операций. Это похоже на игру в баскетбол — получение мяча вынуждает игрока действовать соответствующим образом.

                  Понятные промежуточные продукты вместо подвисших процессов. В реальной жизни в бизнес процессах участвует множество людей, и наибольшие препятствия эффективности возникают в момент, когда процесс переходит от одного участника к другому. Поэтому эффективный бизнес процесс проектируется и выполняется таким образом, чтобы от одного участника к другому переходил не просто поток работ, но промежуточный продукт. Это позволяет задать требования к продукту, обеспечить их выполнение и убрать проблемы, связанные с транзакциями процесса.

                  Один ответственный. Конечно, наиболее эффективный бизнес процесс выполняется одним исполнителем. Но самым важным критерием эффективности является наличие конкретного (и только одного!) ответственного за весь процесс. При этом совершенно не важно, какого уровня или масштаба процесс.

                  Низкая или предсказуемая вариативность говорит об эффективности бизнес процесса


                  Предсказуемая повторяемость бизнес процесса. Эффективность бизнес процесса в том числе определяется одной из основных характеристик — повторяемостью. Одна из главных задач бизнес процесса — получать устойчивый и предсказуемый результат из раза в раз. Это и есть повторяемость.

                  Чем меньше ветвлений, тем лучше. Чем меньше в процессе сценариев или ветвлений, тем лучше. Это связано с двумя вещами: 1) чем меньше ветвлений, тем ниже вариативность процесса, а значит, выше предсказуемость 2) чаще всего ветвлению предшествуют операции, которые должны определить, по какому сценарию процесс будет развиваться дальше. А это потенциально лишняя операция.

                  Минимальный разброс значений процесса. Для понимания хода, результатов и других характеристик используются показатели эффективности процесса. Они могут варьироваться в определенном диапазоне — процесс обслуживания клиента может занять от 10 до 30 минут. Чем меньше диапазон значений показателей эффективности, тем эффективнее процесс.

                  Механизм реакции на отклонения процесса. Нет смысла пытаться предусмотреть и включить в процесс все возможные отклонения процесса. Но эффективный процесс включает в себя механизм обработки и реакции на возникающие отклонения. Эффективная работа с отклонениями — эффективный бизнес процесс. Типичный пример отклонения — поломка оборудования.

                  Предотвращение отклонений. Риски бизнес процесса — это тоже отклонения. Потенциальные. Некоторые риски могут быть настолько значимыми, что в случае их наступления под угрозой может оказаться не только эффективность единичного процесса, но и вся система. Возникновение таких рисков необходимо предотвращать, а значит, включать в процесс механизм, направленный на минимизацию риска и предотвращение отклонения. К примеру, профилактика и техническое обслуживание оборудования предотвращает поломку оборудования.

                  Эффективный процесс может быть легко воспроизведен другими людьми

                  Все ходы записаны. Эффективный бизнес процесс обязательно должен быть описан. Описание процесса в обязательном порядке должно соответствовать тому, как процесс выполняется в действительности. В противном случае, описание не имеет ни смысла, ни ценности. Описание процесса должно быть доступно для всех заинтересованных лиц.


                  Эффективный процесс не зависит от ресурсов

                  Эффективный бизнес процесс гибок в использовании ресурсов. Это означает, что в процессе предусмотрены возможности замены одних ресурсов другими. Это относится как к ресурсам, которые необходимы для производства продукта процесса, например сырье, так и к ресурсам, необходимым для выполнения работ, например люди.

                  Независимость процессов от конкретных сотрудников — одна из целей выстраивания процессов и внедрения процессного подхода. Тем не менее не стоит рассматривать этот пункт только с одной точки зрения. В соответствии с концепцией заменимости ресурсов, они, ресурсы, должны назначаться для того, чтобы повышать эффективность процесса. Это означает, что если те или иные специалисты могут увеличить эффективность процесса своим участием, то это необходимо сделать.

                  Чтобы это работало, в процесс должен быть встроен соответствующий механизм адаптации.

                  В процессе заложены механизмы улучшения на основе обратной связи

                  Наличие обратной связи. Если в процессе нет обратной связи, он неэффективен. Если есть — эффективен. Вот так просто. Что такое обратная связь? Это мнение клиента процесса о том продукте, который он получил. Это мнение заинтересованных лиц о показателях процесса. И так далее. Иными словами, обратная связь процесса — это то, что думают о процессе и его результатах все, кого он затрагивает.


                  Механизм улучшения. Обратная связь необходима для того, чтобы выстроить процессы улучшения и совершенствования бизнес процесса. Без обратной связи это фактически невозможно. Но в данном пункте важен именно механизм улучшения — в том или ином виде. Эффективный бизнес процесс такой механизм имеет, а значит, такой процесс постоянно развивается как в сторону повышения ценности своего продукта, так и в сторону повышения эффективности.

                  Заинтересованность участников процесса в улучшении. Какие бы то ни было улучшения крайне затруднительны, если участники процесса не заинтересованы в них. Так что процесс будет эффективен только в том случае, если сотрудники поддерживают и инициируют улучшения. Это должно встраиваться не только на уровне управляющих процессов, например, управление персоналом, но и на уровне отдельно взятого процесса.

                  Только управляемый процесс может быть эффективным

                  Понятные показатели эффективности. Нет более неэффективного способа контроля эффективности бизнес процесса, чем наиболее распространенный — через людей. У эффективного бизнес процесса определены четкие показатели эффективности, которые в своей совокупности представляют ясную картину о ходе и результатах процесса — в любой момент времени. Состав показателей определяется таким образом, чтобы их было немного, чтобы их было относительно просто измерить и зафиксировать, но чтобы они давали понимание бизнес процесса и позволяли работать на опережение — сигнализировать о возможных проблемах еще до их возникновения. Также важно, чтобы показатели разных процессов не путались и затрагивали только один процесс — на конкретном уровне.


                  Регулярные измерения и мониторинг показателей. Измерение и мониторинг показателей — это тоже обратная связь, о которой я говорил чуть ранее. Но показатели дают системную оценку, которая необходима для ряда шагов в области улучшения и работы с рисками и отклонениями. Показатели эффективного бизнес процесса подлежат постоянному мониторингу, так что действительно можно понять картину по любому экземпляру процесса, в любой момент времени. Если же мониторинг невозможен или нецелесообразен, в процессе налажена работа по регулярному измерению показателей эффективности.

                  Планирование процесса. Эффективный бизнес процесс не только спланирован в том, как он выполняется, но и в показателях, которые отражают деятельность процесса. Работы по улучшению, оптимизации и совершенствованию процесса также планируются заблаговременно. Плановые показатели сравниваются с фактическими, и это позволяет выполнить следующий пункт управленческого цикла — корректировку.

                  Плановые показатели процесса основаны на лучших практиках

                  Целевые показатели процесса ориентированы на улучшение. С точки зрения управления процессом, ориентация на лучшее выражается в целевых показателях, которые устанавливаются на основании планов освоения лучших практик. Это значит, что владелец эффективного бизнес процесса устанавливает такие показатели, которые потребуют от всех участников процесса реализовать планы развития процесса. А ему, владельцу процесса, потребуется организовать и обеспечить возможность реализации улучшения.

                  Процесс стремится к идеальным значениям

                  Даже небо не предел. Эффективный бизнес процесс стремится не только к лучшим практикам, но и к идеальному состоянию. Идеальное состояние процесса — это такое состояние, при котором процесс выполняется без каких либо ограничений. Такое состояние недостижимо. Тем не менее эффективный процесс выстраивается именно от идеального состояния, постепенно добавляя технологические и ресурсные ограничения, но останавливаясь на таком состоянии, которое будет лучше существующего. Такой подход позволяет целенаправленно приближаться к идеальному состоянию. Правда, достигнуть его все равно невозможно. Ведь единственное ограничение идеального состояния — воображение.


                  Вместо заключения. Объективно эффективный бизнес процесс

                  Наверное, вы хотите сказать, что процесс, соблюдающий все вышеперечисленные требования — это сказка. Вы абсолютно правы. Такой процесс существовать не может. И дело даже не в том, что требования сложны в реализации, нет. А в том, что некоторые из них противоречат друг другу.

                  Подобные противоречия являются неотъемлемой частью многих идеальных картинок. Означает ли наличие противоречий, что идеал недостижим? Нет. Это означает, что мы или пока что не видим способ устранения противоречий, или наша картинка не так уж идеальна.

                  В любом случае объективно эффективный бизнес процесс в той или иной степени соответствует представленным требованиям. Вопрос лишь в соотношении выполнения требований.

                  Тему статьи навеяло множество понятий и терминов, которые создаются в интернете, подмена понятий, создание названий явлениям, которые и так уже имеют имя и детально описаны другими авторами. А еще необходимости в едином понятийном аппарате, который будут использовать все люди, чтобы исключить непонимание и разную трактовку одних и тех же терминов, понятий людьми из одной сферы. В современной тяге к созданию уникальности, иногда, пересекается черта благоразумия и адекватности в стремлении сделать уникальный контент, который впоследствии читают дети и взрослые и воспринимают как основу дальнейшим знаниям или своим действия, что чревато разными последствиями. Это может вести к противоречиям и обрушению всех знаний человека в этой сфере, к непониманию друг друга. Важно отметить, что в статье будут указаны понятия из книги в форме цитаты и выдержки, будут новые понятия, созданные на базе уже существующих. Понятия будут логичны и аргументированы, но при этом будут выделяться как точка зрения автора, его мнение, чтобы исключить возможность использования этого контента в качестве истины в последней инстанции.

                  Вы целеустремленный человек, если дочитали до этого момента. Покончив с предисловием, перейду сразу к делу.

                  Моя Точка зрения:

                  В моем простом понимании эффективность предприятия зависит напрямую от его прибыльности. Чем прибыльнее предприятие, тем выше его эффективность.

                  В книге же понятие эффективности производства включает в себя гораздо больше значений и более сложные показатели:

                  § Нормы прибыли или рентабельности.

                  Вот и я по примеру простых подсчетов постарался дать ответ на вопрос об эффективности производства.

                  Авторы описывают показатели эффективности производства как совокупность всех показателей из маркированного списка выше.

                  Производительность труда. Продукция/затраты живого труда (человеко-часы или численность работников). Например, реализуется карандашей в день на сумму 111 денег, на предприятии работает 10 человек (5 на производстве, 1 бухгалтер, 1 юрист, 1 управляющий, 1 менеджер по сбыту, 1 менеджер по закупкам), 111\10=11,1 – производительность труда будет равна 11,1 денег на 1 сотрудника фирмы, если реализуется весь объем.

                  И собственно, это все о чем идет речь в параграфе. Что делать дальше с этими показателями? Пока неизвестно. Из этого всего следует только то, что при повышении производительности труда повысится и эффективность предприятия, при снижении показателя материалоемкости также повысится эффективность, при этом рост производительности отразится и на показателе фондоотдачи, который в свою очередь увеличится. Только такие зависимости вложены. По факту, можно сказать, что показатели в чистом виде берутся в отрыве от денег. Рассчитываются как коэффициенты либо на единицу затрачиваемого времени.

                  Ничего не говорится о взаимосвязи с качеством и прибыльностью, хотя указано, что в совокупность входят и эти показатели.

                  Конечно, я вполне возможно и соглашусь, что я чего-то не понимаю, или понимаю, но не так.

                  Как итог, польза, конечно, есть, чисто ради интереса посмотреть на производственный процесс в разрезе времени, кол-ва продукции на одного человека, и т.д., чтобы в дальнейшем всему производственному отделу выписать лишение премии за то, что мало производят, или чтобы установить для них показатели и нахлобучивать их за это? Но ведь их можно установить и без этих сложных формул просто исходя из реалий производства и прибыльности предприятия. Тем более, что производство продукта всегда должно расти вне зависимости от привязки к нормам и планам, чтобы развиваться, расширяться. В общем, почитаю дальше, - может ответы найду. Для себя пока мало интересного нашел в этой главе книги.

                  А Вам, читатель, как тема? По душе, аль не очень?

                  Читайте также: