Что такое страна в географии 7 класс определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ

с. Ферсманово, 2017 г.

Цели урока :

Образовательные :

сформировать представление о странах мира, дать некоторые критерии их классификации;

объяснить, что такое хозяйство;

ознакомить с этапами общественно-экономического развития;

выявить зависимость стран друг от друга.

Развивающие :

строить логические цепочки рассуждений, сравнивать и анализировать учебный материал, делать выводы;

развивать устную и письменную речь;

формировать навыки и умения работы с контурной картой и атласом.

Воспитательные :

формирование познавательной деятельности, развитие у обучающихся интереса к изучаемой теме;

расширение кругозора; воспитание чувства гордости за свою страну.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы учебной деятельности : индивидуальная работа, работа в парах.

Методы обучения : наглядные, словесные, работа с книгой, интерактивные (элементы исследовательской деятельности, ИКТ).

Оборудование : учебник, атлас, физическая и политическая карты мира, контурная карта, мультимедийные средства, чертёжные инструменты.

Учитель . Здравствуйте ребята! Садитесь. Проверьте наличие учебных принадлежностей на парте. Сегодня мы с вами будем путешествовать по географической карте.

Мотивация учебной деятельности .

Учитель . Прослушав три четверостишья, попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока:

Россия! Русь! Земля святая,

Что от Москвы и до окраин,

Леса, моря, поля и реки,

Для нас всегда ты и навеки.

Китай - волшебная страна,

Загадок древних полон он.

Стоит Великая Стена,

Над ней летит большой дракон.

В стране волшебной, солнечной Бразилии,

Нас ждут красоты невообразимые!

Там в феврале, ка нам ни странно это,

Беспечное тропическое лето.

Изучение нового материала .

Работа с картами мира (политическая и физическая карты висят на доске).

Страна - это территория с исторически сложившимися границами и общностью людей (обучающиеся определение записывают в тетрадь).

Страна, которая имеет независимость во внутренних и внешних делах, называется - государство .

Вывод : каждое государство является страной, но не каждая страна является государством.

2. Учитель . Страны различаются размерами территории . Самые большие по площади страны мира: наша Родина – Россия (1-е место в мире - 17,1 млн. км 2) , а также - Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия (учитель показывает страны на карте, обучающиеся находят их в атласе и записывают в тетрадь).

3. Учитель . Страны различаются числом жителей . Самой большой по численности населения страной мира является Китай (1409 млн. чел.). Далее идут: Индия (1339 млн. чел.), США (324 млн. чел.), Индонезия (264 млн. чел), Бразилия (209 млн. чел.). Россия занимает 9-е место в мире (144 млн. чел.) (учитель показывает страны на карте, обучающиеся находят их в атласе и записывают в тетрадь).

4. Учитель . Страны различаются по географическому положению (обучающиеся записывают в тетрадь). Одни страны имеют выход к морям и океанам, другие - нет. Одни страны располагаются в тёплых широтах, другие – в холодных. Многие страны расположены на островах, а Австралия занимает целый материк.

5. Учитель . Страны мира различаются государственным устройством (учитель рисует схему на доске, объясняет её и приводит примеры).

Цель урока: формирование представления о странах мира и их группировке по различным признакам.

Основные понятия: страна, политическая карта, граница, столица, суверенитет, колония, республика, монархия; аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.

Образовательные: Рассмотреть географическое положение различных стран Определить численность государств Сравнить государства по площади территории Закрепить полученные знания посредством прохождения электронного теста, работы с тетрадью-тренажером

Оборудование: политическая карта мира, физическая карта мира, карта плотности населения мира, рисунки и фотографии стран мира, электронное приложение к учебнику (DVD-ROM), компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация Power Point.

Ход урока

II. Изучение нового материала

На прошлом занятии мы изучали типы поселений, а сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся со странами мира и рассмотрим политическую карту (слайд 1).

А для начала давайте дадим определение, что же такое страна.

(Каждый учащийся дает свое определение(понимание) этого термина)

Итак, страна - это территория с определенными государственными границами и законами.

Перед вами политическая карта мира. Скажите, на какие 2 вида подразделяются карты по содержанию?

Учащиеся: Карты по содержанию делятся на общегеографические и тематические.

Учитель: А к какому виду мы с Вами отнесем политическую карту мира?

Учащиеся: политическая карта мира относится к тематическим картам

Эта карта пестрая, многоцветная. Предположите, почему используется так много цветов?

Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.

Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.

В настоящее время насчитывается порядка 230 стран. Из них около 200 являются независимыми. Слайд 2

Все страны отличаются между собой по разным признакам:

  • Размеру.
  • Географическому положению.
  • Численности населения.
  • Форме государственного правления.
  • Типу хозяйства.

    Размер территории (слайд 3)

По численности населения первое место в мире принадлежит Китаю, а второе Индии. Есть государства со средней численностью, а есть страны-карлики.

По форме государственного правления государства бывают республиками и монархиями. Монархии в свою очередь бывают абсолютными и конституционными.
Учащиеся зачитывают информацию из географического блокнота (учебник с. 51).

Учитель: какие 3 звена хозяйства вы знаете?

Учащиеся: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг

Учитель: В зависимости от преобладания того или иного звена хозяйства страны подразделяются на аграрные, индустриальные и постиндустриальные. Приведем примеры.

III. Закрепление знаний

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели страны мира, познакомились со странами, их группировкой по различным признакам, поработали с политической картой.


Госуда́рство — политико-территориальная организация суверенной власти в обществе, обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать властные предписания, обязательные для всех лиц, проживающих на данной территории.

Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на cобственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

В современных капиталистических государствах, его основными целями трактуются:

  • сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;
  • реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология.


Понятие Государство имеет два основных применения:

  1. В качестве слова — названия объективно существующего предмета, определяемого лексически и обладающего различными свойствами (качествами) и способностью взаимодействия;
  2. В качестве термина — не совсем понятного объекта, определяемого происхождением и являющегося предметом исследования.


В лексическом определении (в качестве общедоступного, разговорного слова):
Государство — это однозначное аксиоматическое обозначение фундаментального понятия (одного из оснований географии), формулировка которого определяет мировоззрение человека в быту и отдельных отраслях общественной науки. В простом и интуитивно очевидном понимании предмета, государство представляет собой неделимую совокупность четырёх неотъемлемых составляющих, объединенных по нормам и правилам внутренних и внешних взаимоотношений:

  • географической территории,
  • владельца (владельцев) этой территории, этой территории, совокупным хозяйством населения (в том числе и владельца территории).

Совокупное хозяйство населения географической территории формируется из материальных ценностей, которые по незыблемым естественным закономерностям обязаны быть общедоступными для всех живых существ, населяемых территорию государства, по мере естественной нужды в этих ценностях. Такими являются:

  • атмосферный общедоступный воздух, необходимый для дыхания;
  • общедоступная вода, необходимая для утоления жажды;
  • солнечный общедоступный свет, необходимый для зрения и тепла;
  • географическая общедоступная территория, необходимая для обитания и коммуникации;
  • плодоносная земля, необходимая для естественного произрастания пищи;
  • естественные (природные) ресурсы, необходимые для создания предметов быта;
  • национальная казна (общий бюджет) необходимая для организации естественной социально-общественной формы жизни в любой политической интерпретации и т. д.

В качестве термина обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся сухопутная территория на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

По сравнению с общиной, которая является простым обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми) [1] .

Содержание

Определение государства

Определение государства в международном праве

Определение государства в науке

Приведём ещё несколько определений государства:

Государство — свод законов и правил, установленных на данной территории, регулирующий взаимоотношения индивидуумов [источник не указан 304 дня] .

Этимология

Признаки государства

Признаки государства

  • Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):
      , , .
    • Публичная власть:
        (правительство), , .
      • собственная денежная система, ,
      • государственная казна;
        , ,
      • периферийные административные организации.

      Кроме прочих, в качестве признаков можно рассматривать и иные политические, экономические и социальные аспекты.

      Разница между государством и страной

      Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

      Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

      Элементы формы государства



      Форма государственного правления

      Форма государственного устройства

      Унитарное государство (фр. unitarism от лат. unitas — единство):

      • Централизованное;
      • Децентрализованное;
      • Сложное;
      • Простое;
      • Национальное.

      Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз):

      • Территориальная (административная);
      • Национальная;
      • Национально-территориальная;
      • Централизованная;
      • Симметричная;
      • Конституционная;
      • Договорная;
      • Дуалистическая;
      • Кооперативная.

      Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение):

      Политический режим

      Антидемократический:

      Происхождение государства

      Власть и социальные нормы в первобытном обществе

      Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

      Возникновение государства с точки зрения марксистской теории

      Теории происхождения государства

      Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

      Теории происхождения государства:

        — Ф. Аквинский — Аристотель, Платон, Конфуций, Михайловский, Фильмер — Г. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, А. Н. Радищев — К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин — Цицерон, Г. Тард, Л. Петражицкий — Ж. Габино, Ф. Ницше[источник не указан 267 дней] — Г. Спенсер, Р. Вормс — К. Виттфогель
      • Комплексная теория происхождения государства — Х. Й. М. Классен
      • Кризисная теория — А. Б. Венгеров
      • Дуалистическая теория — Малыгин, Афанасьев
      • Теория специализации — Т. В. Кашанина
      • Теория инцеста (половая) — К. Леви-Стросс
      • Спортивная теория — Ортега-и-Гасет
      • Патримониальная теория — Галлер
      • Диффузионная теория — Гребнер

      Функции государства

      Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

      С этой целью государство выполняет ряд задач:

      • управление хозяйством и обществом;
      • оборона собственной территории.

      По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

      Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

      Классификация функций государства

      Функции государства классифицируются:

      • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
      • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
      • по значению: на основные и дополнительные,
      • по видимости: на явные и латентные,
      • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

      Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

      Внутренние функции государства:

        функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

      Внешние функции государства:

        — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
      • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
      • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
      • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

      Также проводится разделение между:

      • деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

      Государства мира

      Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
      Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (17 мар 2012)


      Государства-члены Организации Объединенных Наций (включая зависимые территории) на карте указаны голубым цветом

      В настоящее время (июль 2011 года) существует 194 государства, признанных абсолютным большинством (более 2/3) других государств. Из них в ООН входит 193 государства-члена.

      Ватикан как суверенная территория Святого Престола имеет политическую систему, подобную государству, но государством в полном понимании данного термина не является. Он официально признан большинством государств как суверенная территория, но не является членом ООН. Постоянным наблюдателем в ООН является Святой Престол — уникальная суверенная персона (persona sui generis) в международном праве. Дипломатические отношения государств устанавливаются не с Ватиканом, а со Святым Престолом, и все иностранные дипломатические миссии аккредитованы при Государственном секретариате Святого Престола.

      Статус и категория некоторых территорий и образований не могут быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Беларуси имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

      Страна — территория, которая имеет определённые государственные границы и живёт по определённым законам.

      Государственная граница — это линия, которая отделяет одно государство от другого и устанавливается по соглашению между этими странами.

      • особенности географического положения;
      • размер территории;
      • численность населения;
      • форма государственного правления;
      • уровень развития экономики.

      Политическая карта мира — это географическая карта земного шара, на которой обозначены все страны мира, их столицы, крупные города.

      Все государства мира отмечены на политической карте мира. Страны мира на карте обозначаются различными цветами и оттенками. Цвет, обозначающий государство, на разных картах может различаться. Цвета используются для того, чтобы лучше различать границы между соседними государствами.

      ПКМ2.jpg

      ПК Европы.jpg

      Названия стран подписываются на изображении их территории. Небольшие государства обозначаются цифрами, их названия выносятся в легенду карты.

      Острова, которые принадлежат данному государству, окрашиваются в тот же цвет. Рядом с названием острова указывается название этой страны.


      Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает “описание земли”. Ниже приведено общее определение термина география:

      “География – система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия природных ресурсов и производств”.

      Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

      История развития географии


      Термин “география” был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

      Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло – венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и природные чудеса. Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

      Ветви географии

      География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

      Физическая География


      Физическая география определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

      Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

      • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
      • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
      • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
      • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств водных ресурсов мира и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через круговорот воды в природе.
      • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
      • Биогеография: незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
      • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
      • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
      • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
      • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
      • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
      • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
      • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
      • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

      География человека


      География человека, или социально-экономическая география – ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира – людей и их окружение.

      Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

      Читайте также: