Что такое сппс в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

(ГБОУ Школа в Капотне)

109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ Школы в Капотне

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в ГБОУ Школа в Капотне в условиях выполнения требований ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ГБОУ Школа в Капотне - адаптация обучающихся и воспитанников в условиях выполнения требований ФГОС.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся и воспитанников в переходные периоды);
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
  • развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, учителей.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрации школы и родителей обучающихся и воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи - развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.

Функция психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения - представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством - он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики - открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.

Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности обучающихся и воспитанников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и администрации;

Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создание условий для становления способности ребенка к саморазвитию;

Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области психологических и социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне класса;
  • на уровне школы.
  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию обучающихся и воспитанников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности обучающихся и воспитанников и формированием у них навыков компетентности.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности обучающегося или воспитанника и уровня его достижений поставленными педагогическими задачами в условиях выполнения требований ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

• отсутствие неуспевающих обучающихся и воспитанников;

• активное участие обучающихся в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;

• отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;

• бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;

• отсутствие конфликтов с педагогами.

• субъективное ощущение у обучающихся и воспитанников комфорта и уверенности в свою школу;

• сформированность Я - концепции личности;

• оптимальное развитие его способностей, и, как следствие, профессиональное

Целью деятельности педагога - психолога является создание условий в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

К основным задачам относятся:

• содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;

• содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• помощь в профориентации старшеклассников;

• профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей, подростков;

• психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;

• подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;

• содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки;

• научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования.

• психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках проектной, исследовательской деятельности, дистанционных технологий обучения.

• в рамках Ресурсной школы психолого-педагогическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей, включенных в Проект.

На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования - СППС в различных учреждениях образования

Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования - СППС в различных учреждениях образования
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)
Индекс материала
Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования
СППС в различных учреждениях образования
Социальный педагог с составе СППС
Педагог-психолог в СППС
Кабинет и рабочее место СППС
Планирование и документации психологической службы
Критерии оценки психологической службы
Работа СППС по реализации декрета №18 (РБ)
Перечень нормативных документов
Перечень документов социального педагога
Аналитический отчет за год психологической службы
Все страницы

Координатор деятельности СППС — заместитель заведующего по ОД, Баринова Наталья Александровна .

Специалистом СППС является педагог-психолог – Чернявская Ирина Сергеевна .

ПРИНЦИПЫ деятельности СППС:

  • законность;
  • уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;
  • добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;
  • доступность получения социально-педагогической и психологической помощи;
  • конфиденциальность;
  • научная обоснованность;
  • профессионализм.

СППС в пределах своей компетенции выполняет следующие ФУНКЦИИ:

  • содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов воспитанников;
  • изучение условий жизни и воспитания воспитанников в семье;
  • выявление и учет воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
  • информирование администрации, заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов воспитанников и лицах, его допустивших;
  • осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия и насилия в отношении воспитанников;
  • участие в формировании у воспитанников навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
  • изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов воспитанников и педагогических работников;
  • организация личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи воспитанникам, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
  • участие в разработке и реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
  • участие в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
  • повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
  • участие в анализе образовательной деятельности;
  • изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи;
  • разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации воспитанников, защиты и охраны детства.

Важная информация для вас, родители:

Номера телефонов доверия, обеспечивающих оказание экстренной психологической помощи населению:

Могилевская область — 8 0222 71 11 61 — круглосуточно.

Республиканская детская телефонная линия — 8 801 100 16 11 — круглосуточно.

Ответственность родителей за воспитание детей

Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.

В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.

За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Действующим законодательством нашей страны предусмотрена ответственность родителей за воспитание своих детей.

В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что:

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Помните, даже самый безобидный на Ваш взгляд поступок может иметь необратимые негативные последствия для Ваших детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников учреждения дошкольного о.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников учреждения дошкольного о.

Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитанияКодекс.

Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания
Кодекс РБ об образовании (2 декабря 2010)
ст.14 Специальное образование.
п.2 Специальное образование-обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования.
п.5 Лицо с ОПФР может реализовать свое право на получение специального образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения реабилитации.
Ст.147, ст. 158, ст.268. Образовательный процесс в специальной группе, группе интегрированного обучения и воспитания имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования и образовательной программе дошкольного и общего среднего образования.
Закон РБ о правах ребенка (19 ноября 1993г.) с изменениями и дополнениями (от 8.07.2008)
Гл.3 Ребенок и общество. ст.31.Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.

Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитанияЗакон Р.

Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания
Закон РБ об оказании психологической помощи (от 01.07.2010)
Гл.3, ст.13.Цели оказания психологической помощи:
предупреждение психологических проблем;
разрешение психологических проблем;
преодоление последствий кризисных ситуаций;
развитие личности, ее самосовершенствование и самореализация.
Ст.15. Обеспечение конфиденциальности при оказании психологической помощи. Предоставление сведений, без согласия гражданина обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя допускается по письменным запросам руководителей учреждений образования в целях улучшения условий организации обучения и воспитания обучающихся (воспитанников)этих учреждений. Обязанность сохранять профессиональную тайну наравне с психологами распространяется также на лиц, которым она стала известна в соответствии с настоящим Законом.
Ст.18.Условия оказания психологической помощи.

Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания.Постан.

Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания.
Постановление Министерства образования РБ№36 (от 25.07.2011) Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов(групп), классов(групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
Гл. 5 Участники образовательного процесса. Их права и обязанности п.20. (педагог-психолог учреждения образования).
Гл.6. Ведение документации.
Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания (от 26.08.2016)
Гл.5. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР.
Постановление Министерства РБ Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования от (25.07.2011)
Гл.2 Цель, основные задачи и принципы деятельности, функции СППС учреждения образования. п.7 организация личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации; оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания.

Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания.Методи.

Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания.
Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в дошкольных учреждениях образования от 16.08.2010г.
Подготовка УО к осуществлению интегрированного обучения и воспитания
Преемственность работы специалистов при организации интегрированного обучения и воспитания
Организация работы с родителями

Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания.Инстру.

Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания.Инстру.

Необходимость психолого-педагогического сопровожденияПроблемы: Несоответствие.

Необходимость психолого-педагогического сопровождения
Проблемы:
Несоответствие между характером требований, предъявляемых к ребенку и его возможностям этим требованиям соответствовать.
Конфликт в сфере личностно-значимых для ребенка отношений
Проблема реализации ребенком имеющегося потенциала вне образовательной деятельности

Необходимость психолого-педагогического сопровожденияФакторы: Внутренние факт.

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения

Отличие деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения дет.

Отличие деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР от их профессиональной деятельности и от системы коррекционной работы

Основные направления деятельности группы психолого-педагогического сопровожде.

Основные направления деятельности группы психолого-педагогического сопровождения
1. Профилактическое направление (предотвратить ситуации дезадаптации воспитанника с ОПФР):
формирование адекватных установок, отношений между участниками образовательного процесса;
формирование умений продуктивного взаимодействия у всех его участников в различных сферах взаимодействия;
формирование у специалистов специальных компетенций;
создание необходимой образовательной среды в учреждении образования

Основные направления деятельности группы психолого-педагогического сопровожде.

Основные направления деятельности группы психолого-педагогического сопровождения
Таким образом, профилактическая деятельность группы психолого-педагогического сопровождения направлена на работу как с ребенком с ОПФР, так и со всеми другими участниками образовательного процесса (воспитанниками, родителями, администрацией и специалистами) и ориентирована на установление равновесия, гармонических отношений между ребенком и школьной средой и предупреждение ситуаций его дезадаптации.
В рамках профилактического направления работают все специалисты группы психолого-педагогического сопровождения.

Основные направления деятельности группы психолого-педагогического сопровожде.

Этапы деятельности группы психолого-педагогического сопровожденияИз направлен.

Этапы деятельности группы психолого-педагогического сопровождения
Из направленности содержания деятельности психолого-педагогического сопровождения вытекает определенный порядок видов деятельности, осуществляемый группой сопровождения:
диагностическая деятельность
аналитическая деятельность
практическая психолого-педагогическая деятельность по реализации мероприятий;
аналитическая и рефлексивная деятельность, осуществляемая через определенные временные интервалы с целью оценки степени успешности реализации программ сопровождения, их корректировки в случае необходимости, анализа осуществляемой деятельности в целом, самоанализа деятельности каждого ее участника.

Этапы деятельности группы психолого-педагогического сопровожденияОсновные эта.

Этапы деятельности группы психолого-педагогического сопровождения
Основные этапы деятельности группы сопровождения на протяжении учебного года:
Подготовительный этап (последняя неделя августа - первая неделя сентября);
Диагностико-проектировочный этап (сентябрь - октябрь);
Деятельностный этап (октябрь - апрель);
Аналитический этап (май).

Формы и методы взаимодействия участников группы психолого-педагогического соп.

Формы и методы взаимодействия участников группы психолого-педагогического сопровождения
Заседания группы сопровождения могут проходить в разных формах:

круглый стол,
совещание,
психолого-педагогический консилиум,
теоретический семинар,
семинар-практикум,
ролевая игра,
тренинг,
видеотренинг,
методический мост,
методический ринг и др.

Планирование деятельности группы психолого-педагогического сопровожденияПлан.

Планирование деятельности группы психолого-педагогического сопровождения
План работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития на 2021/2022 учебный год

Диагностическая деятельность группы психолого-педагогического сопровождения С.

Диагностическая деятельность группы психолого-педагогического сопровождения
Следует учитывать также взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, необходимость вычленения в имеющейся цепи первичной проблемы и источника ее возникновения.
Так, например, первичными причинами низкой успешности ребенка в усвоении учебных программ могут быть:
состояние здоровья;
нарушения развития (эмоционально-волевого, познавательного);
характер воспитания в семье;
несформированные из-за этого основные качества деятельности и др.;
отношение педагога к ребенку;
предлагаемый темп деятельности, не соответствующий возможностям учащегося.
Соответственно, в каждом из этих случаев разным будет содержание заполняемых карт сопровождения.

Диагностическая деятельность группы психолого-педагогического сопровождения О.

Диагностическая деятельность группы психолого-педагогического сопровождения
Основными методами диагностической работы членов группы сопровождения на данном этапе выступают:
наблюдение,
беседа,
анкетирование,
специальные диагностические задания.

Заполнение карт психолого-педагогического сопровождения На заседании группы п.

Заполнение карт психолого-педагогического сопровождения
На заседании группы психолого-педагогического сопровождения (психолого-педагогического консилиума) после коллективного заполнения диагностической карты члены группы сопровождения обсуждают сложившуюся общую картину жизнедеятельности ребенка с ОПФР. Проводится серьезная аналитическая работа, в результате которой определяются:
проблемы ребенка с ОПФР (или их отсутствие), выстраивается их взаимосвязь, выделяется первичная проблема;
причина возникновения проблемы (привлекаются данные проведенных специалистами исследований);
определяется направления деятельности специалистов ГППС: профилактическое или актуальное (коррекционное).

Документация группы психолого-педагогического сопровожденияПриказ о создании.

Документация группы психолого-педагогического сопровождения
Приказ о создании группы психолого-педагогического сопровождения
План работы группы психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОПФР на учебный год
Диагностические карты психолого-педагогического сопровождения на каждого воспитанника с ОПФР
Индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения (на каждого воспитанника которому необходима помощь)
Аналитический отчет о деятельности группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР за учебный год.
Психолого-педагогические консилиумы (обязательно 3: 1. Сентябрь-октябрь; 2. Январь; 3. Май. При возникновении проблем – внеочередное заседание специалистов).

Читайте также: