Почему возникают международные и личные конфликты на религиозной почве обоснуйте свой ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Скажем, по вероисповеданию человек христианин, а принадлежит он к православной конфессии. Мусульманин по вероисповеданию может конфессионально принадлежать к суннизму или шиизму. Но по сути термины очень схожие и взаимозаменяемые.

Есть ещё один похожий термин — деноминация.

3 термина очень близки по значению:

  1. Вероисповедания.
  2. Конфессия.
  3. Деноминация.

Деноминация переводится как переименование. Это молодая самостоятельная религиозная организация с чёткой иерархической системой. По признакам похожа на секту. Но секта — это общество, которое выделилось из другой традиции и находится не в лучших отношениях с обществом и государством, хотя может к этому стремиться. Деноминация же пользуется одобрительным или нейтральным отношением общества, а также других религий.

В чем он проявляется?

Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы. Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух. Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры. Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.


Старые обиды и исторические мифы

— Какова, на ваш взгляд, изначальная роль в этом конфликте того, что можно назвать кавказскими этническими мифами? Что сильнее подогревает взаимную ненависть армян и азербайджанцев: разница в религиозном и этнокультурном плане или моря крови, давно разделившие эти нации?

— Этнические мифы могут способствовать усугублению подобных конфликтов, но не могут быть их причиной. Старые обиды извлекаются из исторической памяти по мере надобности. Скажу так: мифы разрыхляют почву, немножко удобряют ее. Но не более того. Причину надо все-таки искать в более практических и политических интересах. А мифы очень хорошо используются, чтобы нагнетать обстановку или мобилизовать народ. Но непосредственным источником конфликта они быть не могут.


Почему происходит внутриличностный конфликт?

Причины этой и других психологических проблем всегда уходят корнями в детство.

Родители внушают нам установки, которые во взрослом возрасте оказываются непригодными для жизни. Но программа в нас установлена, пойти против нее значит наткнуться на противоречия внутри себя.

Собственные убеждения, установки, рамки также создают внутренний конфликт личности. Он может тянуться годами, вызывая постоянный дискомфорт вплоть до нервного истощения. Например, женщина, которая набрала вес после родов. Ей хочется вернуться к прежним формам, быть красивой. Но она не может себя пересилить и считает, что муж обязан любить ее такой. Постоянный стресс заставляет срываться с диет, а это вызывает депрессию.

Или другой пример: сын, который живет с родителями. Он становится взрослым и начинает жить своей жизнью. Строгое воспитание в семье научило его слушаться родителей. И вот, тридцатилетний мужчина приходит домой строго к девяти вечера, не может себе позволить купить косуху вместо пуховика и даже не думает приводить домой девушек, потому что все они не нравятся маме.

Ситуация в Нагорном Карабахе

На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю. С давних времен между Арменией и Азербайджаном существует противостояние по вопросу о том, чьей территорией является Нагорный Карабах. Отчасти эта ситуация проясняет ответ на вопрос, когда и почему возникли этнические конфликты. Примеры многочисленны, но этот более понятен в рамках Постсоветского пространства.

В 1918 году была создана Азербайджанская демократическая республика, признававшая свои права на эту территорию, но вмешалась армянская сторона. Однако в 1921 году Нагорный Карабах стал частью Азербайджана, но на правах автономии, причем достаточно широкой. Долгое время конфликтная ситуация была разрешена, но ближе к распаду СССР она возобновилась.

В декабре 1991 года население Нагорного Карабаха изъявило свою волю на референдуме за то, чтобы выйти из состава Азербайджана. Это послужило причиной начала боевых действий. На сегодняшний момент Армения выступает за независимость данной территории и защищает ее интересы, в то время как Азербайджан настаивает на сохранении своей целостности.


Причины национальных разногласий

Военные разногласия возникают по разным причинам. Самые распространенные из них:

  1. Социальная неустроенность местного населения или других стран.
  2. Экономические ресурсы и постоянное развитие бизнеса, выходящего за пределы одной страны.
  3. Географическое несогласие об установлении четкой границы между народами.
  4. Политический формат поведения властей.
  5. Языковые и культурные особенности населения. Историческое прошлое в отношениях между странами, где изначально или впоследствии возникали разногласия.
  6. Этнодемографические (численное превосходство одного народа над другим).
  7. Война за природные ресурсы и возможность доминировать одной национальности в ущерб другой.
  8. Психологические, религиозные и межконфессиональные мотивы.


Отношения между обычными людьми выстраиваются так же, как и между народами. Везде можно увидеть слабых и сильных, довольных и недовольных, бедных и богатых, правых и виновных. По этим причинам межнациональные разногласия похожи на те, что являются предпосылками противостояния между народами.

Как гласит история, каждое противостояние населений проходит по следующим фазам:

Межэтнические конфликты: примеры

Рассмотрим различные типы межнациональных конфликтов, что выявляются через характер взаимных претензий:

  1. Госудаственный (правовой): самоопределение, стремление одного народа к свободе и автономности отдельной страны. (Примеры — Ирландия, Абхазия, Южная Осетия). Страны отказываются состоять в составе других государств, вводя понятие автономии.
  2. Этнотерриториальный: поиск и местонахождение географических границ и территориального положения (Пример — Нагорный Карабах).
  3. Этнодемографический: тяга нации к сохранению расовой и национальной идентичности. Наблюдается в многонациональных странах. В России подобный конфликт возник на Кавказе.
  4. Психологический (социальный): невольное препятствование привычному укладу жизни. Может возникать на бытовом уровне между местным населением, вынужденными беженцами и переселенцами. В 21 веке в Европе видимы напряженные межрелигиозные отношения между представителями мусульманской культуры и коренным народом.

Опасность и следствие

Каждый военный конфликт, возникающий в одной стране, неизбежно охватывает другие, соседние государства. Он угрожает обществу, свободе и миру: идет нарушение принципов демократии, ущемление прав простого народа. Вооруженный конфликт оставляет после себя гибель мирного населения, уничтожение больших городов вместе с близлежащими населенными пунктами. Следствия межнациональной войны можно увидеть по всему миру. Миллионы людей расстаются с жизнью. Сотни тех, кто становятся калеками и получают сильные травмы. Невозможно ответить на вопрос о том, почему в войне взрослых должны страдать дети, которые вырастают без отцов, остаются физическими и психологическими инвалидами.

Пути разрешения и предотвращения межнациональных конфликтов

Лучший способ решения конфликта – не допустить его возникновения, поэтому главной целью национальной политики любого государства должно быть сохранение стабильных межнациональных отношений. Эта цель достигается посредством:

  • обеспечения равноправия всех наций, удовлетворения их национально-культурных, религиозных и иных потребностей;
  • создания условий для сохранения этнической культуры малых народов: финансирования преподавания и телерадиовещания на их родном языке;
  • предоставления компактно проживающим меньшинствам широкой автономии в решении собственных дел, делегирования властных полномочий на местный уровень;
  • пропаганды межнациональной толерантности, взаимного уважения, неприемлемости насилия.

В решении национальных конфликтов, возникающих на межгосударственном уровне эффективно создание международных структур: комиссий, комитетов, советов.


В случаях, когда конфликтная ситуация уже существует и требует урегулирования, действенными являются следующие средства:

  • Нейтрализация конфликта – перевод его в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон.
  • Избегание – игнорирование противника, отсутствие реакции на поступки противоположной стороны.
  • Откладывание – уход от противоборства, перерыв конфликта, ожидание смены обстоятельств и снижения эмоционального накала.
  • Переговоры– совместная деятельность сторон по поиску взаимоприемлемого решения проблемы.
  • Третейское разбирательство – процедура мирного урегулирования конфликта с участием третьей стороны, которая выступает посредником или арбитром.
  • Разделение проблемы на ряд отдельных задач и последовательное их решение.
  • Примирение – сближение позиций и интересов конфликтующих сторон.

Стремление сторон прийти к взаимному пониманию, найти компромиссное решение – важнейшее условие урегулирования конфликта.

Виды терроризма

  • Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
  • Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
  • Криминальный – формируется на основе какого- либо бизнеса, чаще всего это наркобизнес, контрабанда, незаконная продажа оружия. Цель – защита своего бизнеса, создание напряжённости в стране, которая создаёт благоприятные условия для подобного рода бизнеса.
  • Экологический — характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против прогресса вообще за сохранение чистоты природы.
  • Политический терроризм имеет целью заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.

Говоря о признаках проблемы терроризма как мировой, нужно отметить, что, наряду с общими признаками, свойственными любой глобальной проблеме, терроризм имеет ряд специфических признаков:

  • Проблема терроризма связана со всеми основными сферами жизнедеятельности людей.
  • Большое влияние на проблему оказывают криминальные структуры, что делает её ещё более острой.
  • Важной чертой терроризма является его непредсказуемость, что значительно осложняет борьбу с ним. Часто в проведении террористических акций привлекаются люди с неуравновешенной психикой. Проблема терроризма всегда связана со страшными последствиями- гибелью людей(ведь именно террористические акции приводят к страху, к панике людей, чего и добиваются террористы).

Пути решения проблемы международного терроризма

  • Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью максимального снижения возможности экспорта терроризма в страны.
  • Активизирование превентивной, то есть предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
  • Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
  • Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
  • Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.

Можно ли предотвратить: профилактика

Предотвратить такие ситуации действительно можно. Для этого в людях с детства воспитывают уважение друг к другу вне зависимости от этнической принадлежности.

В школах проводят соответствующие уроки, рассказывают о разных культурах, об уникальности каждой из них. Детей учат взаимодействовать, несмотря на этнические различия.

Педагоги должны рассказывать о том, что все народы — равны, ни один из них не должен ставить себя выше другого. Один этнос не может быть лучше иного. Следует понять, что каждый народ уникален и неповторим, и этим надо гордиться, а не стремиться доказать свое превосходство.

Помогают предотвратить данные конфликты специальные фильмы, телепередачи и книги. Они воспитывают в представителях разных культур толерантность, терпимость по отношению друг к другу.

К наиболее эффективным способам предотвращения межнациональных конфликтов относят переговоры на официальном уровне между различными государствами, где каждая сторона выражает определенные взгляды, получает определенные советы и помощь.

Переговоры помогают решить некоторые вопросы, они предотвращают какие-либо недопонимания.

Конфликты могут случиться по разным причинам. Межнациональные являются одними из самых распространенных.

Они существовали как в далеком прошлом, так и существуют в двадцать первом веке, хотя их в большинстве случаев удается предотвратить на начальной стадии. Умение договариваться, находить компромисс может помочь в сохранении мира.

Каковы причины конфликтов в организации? Ответ узнайте прямо сейчас.

Предотвращение межнациональных конфликтов — мнение эксперта:

Почему возникают международные и личные конфликты на религиозной почве?

Ответы на вопрос

Потому что это различные точки зрения на поведения, на мораль. Когда сталкиваются люди различных религий, они могут пытаться обратить в свою веру другого человека, осуждать его религию, не соглашаться с ее нормами. При этом люди верующие достаточно сильно защищают свою веру, потому что она часть их жизни, их духовного мира. На основании этого и могут возникать конфликты. Поэтому да, веротерпимость нужна. Чтобы не было конфликтов, нужно принимать и уважать веру другого человека, его выбор, не пытаться обратить в свою или осудить его веру.

На первый взгляд постановка вопроса о религиозных отношениях и таких явлениях как религиозная толерантность и религиозные конфликты в сегодняшних условиях, когда жизнь заставила человечество решать задачи выживаемости, кажется несвоевременной. Но историки отмечают: при крутых поворотах истории, к которым можно отнести и пандемию, зачастую происходит ухудшение в межрелигиозных отношениях.

Религиозная толерантность в современном мире

В России по данным ЮНЕСКО 2011 года около 40% населения страны считают себя православными христианами; около 13 % – мусульманами. 1% населения относится к католикам и протестантам, примерно по 0,7% – к буддистам и иудаистам.

Межрелигиозные отношения с давних времен являются залогом стабильности в государстве. Но анализ современной межконфессиональной ситуации и прогнозы в этой области настораживают. Усиление религиозной вражды в той или иной форме зафиксировано в Иране и Судане, Индии и Пакистане, на Ближнем Востоке и на Кавказе. В основе 40 % гражданских войн, идущих на планете, лежат религиозные мотивы (полвека назад эта цифра не превышала 25%).

Для выяснения сути религиозной толерантности, начнем с религиозных учений: являются ли они толерантными? Отдельно взятыми цитатами из священных писаний можно подтвердить и миролюбие религии, и ее нетерпимость по отношению к иной вере. В качестве примеров приведем цитаты из христианского и мусульманского вероучений.

О миролюбии

О нетерпимости религий

Проявления религиозной нетерпимости наблюдались с древних времен: римляне преследовали ранних христиан, христиане – язычников, мусульмане расправлялись с язычниками и отклонившимися от веры, буддисты преследовались синтоистами и т.д. Следовательно, потенциал религиозного конфликта заложен с самого начала появления религий, которые в данных примерах выступили в роли разъединительного фактора в обществах. Именно эти положения используются религиозными фанатиками и экстремистами.

В России не было религиозных войн, но нетерпимость к представителям иной религии, провоцируемая властями, проявлялась, например, во время невероятно жестоких еврейских погромов в конце XIX — XX вв.

Религия и политика

Религиозные конфликты возникают не на пустом месте, часто их причины лежат в экономической, политической или социальной сфере; конфликты политизируются, вовлекаются в социальное или политическое противоборство. Религиозные мотивы могут использоваться политиками для достижения своих целей. Примерами могут послужить крестовые походы или Тридцатилетняя война в Европе в XVII веке, начавшаяся как конфликт между католиками и протестантами.

В наше время религия и политика часто сливаются, действуют совместно. По учению ислама государство неотделимо от религии. Религиозный фактор активно используется запрещенной в России организации Исламского государства, хотя в основе создания этого движения лежат политические интересы, а не следование постулатам традиционного ислама.

Современность дала нам много примеров религиозных столкновений, в основе которых лежат политические мотивы: война в Сирии началась как конфликт между различными течениями ислама: суннитами, с одной стороны, и лагерем алавитов и шиитов, с другой; но ее главной причиной явилась борьба за власть.

В XXI веке конфликты на религиозной почве не ушли в прошлое, они продолжаются и набирают силу. По-прежнему религиозный фактор играет большую роль в странах Ближнего Востока, Африки и Азии. На Ближнем Востоке более полувека длится арабо-израильский конфликт, в котором политические проблемы переплелись с религиозными взглядами евреев и арабов по поводу принадлежности Иудеи и Галилеи и статуса Иерусалима. Не прекращаются конфликты между язычниками, христианами и мусульманами в самой большой стране Африки, в Нигерии. Одним из самых взрывоопасных мест в мире стало государство Буркина-Фасо, где действуют группы радикальных исламистов, нападающих на местные племена. В Судане борются между собой мусульмане, христиане и язычники. А в Уганде к хаосу привела деятельность христианских террористических групп.

В Южной и Юго-Восточной Азии годами длится противостояние между представителями различных религий, ведущих к кровопролитию: в Индии сталкиваются представители индуизма, христианства и ислама, в Индонезии – христиане и мусульмане. В Шри-Ланке с небольшими перемириями с 1983 года продолжаются столкновения между сингалами (буддистами) и тамилами (индуистами).

В Западной Европе распространяется исламофобия или боязнь ислама, в результате чего представители разных религий сторонятся друг друга или открыто проявляют свою враждебность. Обостряется антисемитизм: по информации ОБСЕ и Яд-ва-Шем, музея Холокоста в Иерусалиме, в некоторых странах участились нападения на еврейские школы, все чаще ученики-евреи подвергаются оскорблениям и нападениям в классе или вне школы.

Пандемия и обострение религиозной ситуации

Отдельные случаи религиозного противостояния зафиксированы в странах ближнего зарубежья: в январе этого года в селе Букнари в Грузии вспыхнул конфликт между представителями христианской и мусульманской общин из-за решения мусульман обустроить молельню в частном доме – для разрешения конфликта были привлечены правоохранительные органы. Во время обострения армяно-азербайджанского конфликта особую обиду, задевающую чувство национального самосознания, вызывали случаи разрушения религиозных святынь.

Религиозная толерантность: примеры из истории

На протяжении всей человеческой истории не прекращался поиск точек соприкосновения между различными религиями и возможности установления контакта между ними. Примеры из разных периодов истории показывают, как можно достичь успеха. Во время правления царя Ашока на территории Индии (III в. до н.э.) для предотвращения религиозных распрей был отлажен механизм межрелигиозных диспутов, когда представители многих религиозных групп садились за стол переговоров.

Монголы, в XIII веке покорившие значительную часть Евразии, относились толерантно к религиям народов на завоеванных территориях.

В империи Великих Моголов (Индия) император Акбар в конце 16-начале 17 вв. призвал ученых – представителей индуизма, ислама, буддизма, зороастризма, иудаизма и христианства к установлению постоянных контактов и проведения дискуссий на религиозно-духовные темы. Встречи ученых, на которых присутствовал император Акбар, продолжались не менее четырех лет.

Япония времен сегуната пыталась регулировать отношения между религиозными группами, принадлежавших к буддистам, синтоистам, христианам на основе контактов между ними.

В Османской империи разрешалась деятельность немусульманских религиозных общин; государство и мусульмане терпимо относились к религиозным ценностям немусульман – это обеспечило мирное сосуществование представителей различных религий в Османском государстве.

Практика совместных молений в периоды кризисов имела место во все времена; иногда религиозные культовые сооружения использовались для молитв представителями разных религий. Отмечено, например, что во время войны в Персидском заливе в 1990- е годы в различных местах проводились моления мусульман, христиан и иудеев, вместе стоящих перед богом и вместе молящих его о мире.

Таким образом, основным инструментом в решении межрелигиозных вопросов всегда лежал диалог; инициатива совместных действий могла исходить как от правителей, так и от самих верующих.

Как предотвращают религиозные конфликты: начало 2021 года

Используются такие же инструменты, как и в предшествующие века. Инициатива может исходить от правительства: в Судане приняли новую конституцию, гарантирующую свободу религии, и отказались считать ислам государственной религией. В ОАЭ в следующем году планируют открыть храм трех авраамических религий: ислама, христианства и иудаизма.

Храм всех религий в Казани

В Казани с 1994 года строится Храм всех религий, в настоящее время включающий православную церковь, мусульманскую мечеть, иудейскую синагогу, пагоду, всего планируется возвести элементы 16 религий – прим. ред.

Религиозная толерантность в мире и России

Данные по межрелигиозной ситуации в России относительно благополучные: в 2015 году возможные конфликты на религиозной почве беспокоили только 6% россиян (Левада-центр). Но при кажущейся отдаленности религиозных столкновений в других странах в условиях глобализации, хотя и пошатнувшейся, они могут задеть и Россию. Для религиозного экстремизма границ не существует, его ячейки имеются и в нашей стране, его эмиссары постоянно ведут свою пропагандистскую деятельность.

Ухудшение межрелигиозной ситуации и ситуации с таким явлением как религиозная толерантность в любом уголке мира может сказаться на обострении международной ситуации, затрагивающей Россию: может возрасти число беженцев и усилится опасность распространения эпидемий. При обострении индо-пакистанских отношений угроза будет исходить от ядерных стран, что может стать триггером для эскалации особо опасного международного конфликта. Стремления РФ усадить противоборствующие стороны за стол переговоров, как в случае армяно-азербайджанского конфликта, кажутся единственно верным решением.

Какое место занимает религия в вашей жизни, и стоит ли она испорченных отношений с близкими или родными людьми, да и вообще, стоит ли она того, что бы служить камнем раздора? И кому это выгодно ссорить людей ради религии?

Истинно ВЕРУЮЩИЕ люди не будут конфликтовать между сабой. не зависимо от религии, они найдут компрамис. есть основные 4 религии.. . хрестьяне. мусульмане, будисты, иудеи. . все остальное "ветки" всех их обьединяет вера в Бога. но есть силы каторым выгодно создавать конфликты между верующими . даже Папа Римский извинился за крестоносцев. . война Богу не нужна.. . войну провоцируют люди.. это политика)))

Ваши слова "истинно религиозные не ругаются", а как насчет мусульман, где их девис "убей неверных"? Я жил в Узбекистане и знаю не понаслышке все о мусульманах и об Исламе, извините, святости и близко нет.

по моим наблюдениям религия ссорит людей только в интернете
в моей окружение люди совершенно разных религий и атеисты никто из них никогда не ругался из за этого.

Важны не религии а конфликты - они важны не в жизни людей - а в тех кто этими людьми управляет и им не суть важно на какой почве эти конфликты производить - это может быть и религия и что угодно. В моей жизни просто не может быть испорченных отношений на почве религии с кем бы то ни было - потому что религия - это продукт вторичной переработки знания. А знание открывает подлинную суть любого конфликта и освобождает из под его власти.

Парадокс, но конфликтуют люди, которых религия, мягко говоря, раздражает, значит, это важно для них. а кому они пытаются что-либо доказать? себе.

очевидно потому, что религии это рабовладельцы, и не собираются делить свое стадо с другими. . Разумеется и поют стаду о том, что они самые уникальные, выдающиеся и т. д.) ) Ну а кому это выгодно. . выше все думаю и так понятно)

Сказать сколько места занимает? Хм. Одно могу точно сказать, что она не подталкивает к конфликтам. Делает терпимие. Я вот смотрю, как тут на нас верующих набрасываются и мне не понятно, кому я помешал. Я же не пытаюсь кого-то убедить, не истиричу у церкви и вообще не делаю того, чтобы отличило меня от не верующего. Я просто верю. А кому выгодно? Одни от не воспитанности и излишка ума нападают, а кто-то и действительно рубит на этом хороший куш.

Читайте также: