Что такое способность талантливость гениальность как стать гением философия кратко

Обновлено: 07.07.2024

Степень гениальности как таковой может быть различной. Одарённая личность, талант, гений – восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека, мера оценки его достижений, тогда как индиго – феноменальный дар, развить который в ребёнке совершенно невозможно. Вундеркинды – это дети, воспринимающие мир иначе, чем их сверстники, они острее чувствуют несправедливость и фальшь, умело анализируют и сопоставляют различные явления, которые наблюдают, и делают последовательные выводы. Такого ребёнка очень легко обидеть, его ранит любое неосторожное слово. Если малыш находится под гнётом родительских амбиций и не оправдывает их ожиданий – это может обернуться огромной психической травмой.

Успех любой деятельности зависит от взаимодействия трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Но знание и умение могут усваиваться рьяным трудом при отсутствии способностей в этой области, потому их еще нельзя назвать способностями. Сущность способностей составляют качества психических процессов, которые лежат в основе овладения знаниями и умениями.

Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в разнообразных видах деятельности.

Дар предвидения – полная противоположность способностям. Обладающий им человек может вообразить то, чего никто не видит и чего, возможно, просто не существует. Его воображение рисует четкий, ясный живой образ. Он может быть чем-то зловещим, но чаще всего это нечто идеальное: город, симфония, изобретение, утопия. Для человека, обладающего даром предвидения, критическим испытанием является неспособность – отнюдь не нежелание что-либо объяснить.

Вопросы для диалога:

Можно ли делать и сделать ребенка гением?

Как вы считаете, не является ли гениальность проявлением психических расстройств человека?

На ваш взгляд, сможет ли когда-либо гениальный человек получить признание в обществе?

Способности и их виды

Способности – это сложное образование, совокупность самых разных качеств человека, которые дают ему возможность добиться успеха в определенной деятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможность реальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.

Способности формируются и развиваются в течение всей жизни. Известны случаи, когда люди добивались успехов в живописи, литературе, изобретательстве в довольно зрелом, а то и преклонном возрасте.

Основой способностей являются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательно наследственный) характер, например:

  • музыкальный слух;
  • высокая чувствительность к цветоразличению;
  • большой объем легких;
  • повышенная активность правого или левого полушария головного мозга и т. д.

Без наличия задатков добиться успеха сложно, но и природные качества человека его не гарантируют. Задатки могут развиться в способности только в процессе овладения деятельностью, систематических занятий и упорного труда.

Наряду со специальными способностями, связанными с конкретной деятельностью и проявляющимися в ней, имеются и общие способности, в первую очередь познавательные. Без них не обойтись в любой деятельности. Человеку с низким уровнем интеллекта или плохой памятью стать выдающимся композитором не удастся даже при наличии феноменального музыкального слуха. Уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации и результативность взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе с обществом.

Вот совокупность задатков, которые предполагают высокий уровень общих способностей, чаще всего и называют одаренностью.

Одаренность и ее роль в жизни человека

В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.

  • наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
  • способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
  • свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
  • гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
  • высокий уровень логического мышления;
  • развитое образное мышление и воображение;
  • способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.

Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.

Талант как природный дар и уровень способностей

Целеустремленность

Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:

  • музыкальный слух;
  • чувствительность зрительного анализатора;
  • активность центра математических способностей в коре головного мозга;
  • скорость психических реакций и т. д.

Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.

Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.

А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.

Сверхспособности или дар? Узнайте от самих суперлюдей о их способности.

Что такое гениальность

Говоря, что гениальность выходит за пределы нормы, мы имеем в виду не патологию, не болезнь, а то, что способности гения существенно превышают некую стандартную, принятую в обществе норму. Это и позволяет гениям не только добиться успеха часто в нескольких видах деятельности, но и оказать влияние на сам ход развития человеческой цивилизации.

Талантливый человек от просто способного отличается количественно – уровнем развития способностей, а вот гениальный отличается качественно.

Высший уровень способностей человека

Для гения характерно:

  • необычное восприятие окружающего;
  • нестандартное мышление;
  • высочайший уровень креативности.

Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.

Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость. Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности. Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.

Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.

Основа гениальности – очень высокий уровень одаренности и таланта, который проявляется в разных видах деятельности. Казалось бы, гений способен добиться успеха во всем. Например:

  • Леонардо да Винчи был не только художником, но и архитектором, и выдающимся изобретателем, чьи идеи на сотни лет опередили его время.
  • Джордано Бруно известен не только как гениальный астроном, высказавший идеи, несопоставимые с уровнем развития науки того времени, но как поэт и философ.
  • Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, прославился и как известный математик, механик и оптик.
  • Выдающийся философ Рене Декарт был еще создателем аналитической геометрии, физиком и даже физиологом. Кстати, российский физиолог И. П. Павлов считал его своим предшественником.
  • Один из самых ярких русских гениев – Михайло Ломоносов проявил способности в очень разных сферах: в поэзии и механике, химии и истории, живописи и металлургии, географии и астрономии.

Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны?

Может, все же патология?

Творчество

Отчасти да, прав. Но не в том, что между гениальностью и сумасшествием имеется очевидная связь, а в том, что гениальные люди часто предрасположены к болезням, в том числе психическим. Причин тут несколько:

Есть и еще одна причина, не связанная напрямую с гениальностью. Гении заметны в толпе, они слишком неординарны, нестандартны, чтобы считаться нормальными. Они кажутся странными, а слухи, бывает, значительно преувеличивают эти странности.

Но гениев можно назвать настоящими двигателями цивилизации. А странности? Они есть у всех. Современные психологи вообще утверждают, что нормальных людей не существует, норма – это абстракция. Гению, по крайней мере, странности простительны.

Школы для одаренных детей: хорошо или плохо?

Гениальность – результат обучения и воспитания или дар? Гениями рождаются или становятся? Как отличить талант и одаренность от истинной гениальности? Можно ли развить гениальность в себе или своем ребенке? Давайте вместе найдем ответ на каждый из этих вопросов.

гениальность

Что такое гениальность

Гениальность в психологии – это высшая форма развития интеллектуальных и (или) творческих способностей. Гениальность – это высшая форма деятельности, когда человек сам создает что-то новое, творит, определяет закономерности, выводит новые формулы. В мыслях гениального человека нет границ. Он постоянно фантазирует, придумывает, выделяется из толпы. Гений никогда не подчиняется общему мнению, не идет за большинством.

Одаренность, талант, гениальность

Гениальность – следующая стадия развития таланта. Талант – это один из уровней развития способностей. Всего их три: одаренность, талант, гениальность. Сами способности тоже требуют развития, они вырастают из задатков.

Дадим определение каждому из понятий:

  • задатки – это психофизиологические особенности, которые создают базу для развития способностей;
  • способности – это свойства личности, помогающие добиваться успеха в одном или нескольких видах деятельности;
  • одаренность – это потенциально высокие способности, позволяющие добиться выдающихся результатов в одной или нескольких сферах;
  • талант – это выдающиеся способности в одном виде деятельности, позволяющие при помощи нестандартных решений добиваться успеха;
  • гениальность – это высший уровень проявления интеллектуальных и (или) творческих способностей.

Главное отличие гениальности от таланта в том, что она сама проявляет себя. Хотя это третий уровень развития способностей, потенциал человека заметен с рождения.

Талант и гениальность

Стать талантливым может каждый человек. Для этого нужно много работать над своими способностями. Талант на 99 % состоит из усилий, на 1 % из способностей. Чтобы стать гениальной личностью, стараний недостаточно. Нужно иметь врожденные особенности, делающие человека гениальным. Однако при оценке гениальности учитывается время, культура конкретного социума. Труды гения должны опережать то время, в котором он живет, способствовать развитию общества. Гении – движущая сила общественного прогресса. Они часто оказываются непонятыми, становятся изгоями, а их достижения нередко признаются обществом только после смерти автора. Гениальность тесно связана с одаренностью.

В психологии гениальность считается отклонением в психическом развитии. Чаще всего она сочетается с другими отклонениями. Как говорят в быту, все гении не от мира сего. Еще говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Нет, это не так. А вот гениальный человек, действительно, гениален во многом. Он достигает успеха не только в области своей одаренности, но также в смежных областях.

Гениальность и сумасшествие

В психологии существует патологическая теория, согласно которой гениальность тесно связана с безумием. К такому выводу пришли психологи после многолетних наблюдений за гениальными людьми. Были выделены следующие психические отклонения:

  • измененное состояние сознания (трансовое состояние);
  • неврозы;
  • психические расстройства;
  • гиперчувствительность;
  • перепады настроения;
  • бессознательное творчество.

Гениев причисляют к психически больным из-за ряда странных особенностей, которые не являются обязательным признаком гениальности, но встречаются довольно часто (закономерности между этими характеристиками и гениальностью были подтверждены экспериментально):

Стоит отметить, что у психически больных людей редко получается создать что-то по-настоящему гениальное, значимое. Безумцы не наделены усидчивостью, аккуратностью, стойкостью характера, целеустремленностью. А без этого создать что-то гениальное невозможно.

Гениями рождаются, но без соответствующих условий развития, работы над собой, гениальность будет подавлена

Гениями рождаются, но без соответствующих условий развития, работы над собой, гениальность будет подавлена.

Гениями рождаются или становятся

Гениальность – приобретенное свойство личности. Однако биологические факторы тоже вносят свою лепту. Таким образом, гениальность – это симбиоз врожденного и приобретенного. Но в отличие от таланта, в этом случае врожденные особенности играют большую роль, нежели социальные. Без труда гениальность не проявит себя во всей красе, задатки останутся на уровне склонностей. Но чтобы стать лучшим в каком-то деле человеку нужно много работать над собой, раскрывать свой потенциал. Гениями рождаются, но без соответствующих условий развития, работы над собой, гениальность будет подавлена.

Вообще, в психологии до сих пор нет единой теории о том, что такое гениальность. Согласно психоаналитической теории, гениальность – это результат сублимации. То есть направления сексуальной энергии в творческое русло. Или компенсация своих недостатков за счет развития других качеств. Согласно теории качественного превосходства, гениями рождаются. Теория количественно превосходства раскрывает мысль о том, что гениями становятся под влиянием благоприятных социально-экономических факторов.

Признаки гениальности

Гений всегда выделяется из толпы людей. Его выдают следующие признаки гениальности:

Чтобы как-то конкретизировать гениальность психологи составили типологию интеллектов:

  • лингвистический (писатели, поэты);
  • математико-логический (ученые, финансисты);
  • пространственно-визуальный (художники, фотографы);
  • музыкальный (композиторы, музыканты);
  • кинестетический (спортсмены);
  • межличностный (юристы, политики);
  • внутриличностный (философы, психологи, священники);
  • натуралистический (ботаники).

У гениев развиты сразу несколько типов интеллекта. Их отличает системность мышления (дивергентное мышление), способность рассмотреть проблему с разных сторон и увидеть то, что другие не замечают. Гении открыты новому, умеют признавать ошибки, учиться на них.

Диагностика гениальности

Диагностику гениальности лучше доверить психологу. При необходимости он направляет клиента к другим специалистам, например, невропатологу и психиатру. Необходимо провести полное медицинское обследование, сканирование мозга, МРТ и прочее. Психологи используют методики для определения IQ (гениальность начинается от 140 баллов) и тесты на определение творческого потенциала. Подойдут любые методики для диагностики одаренности, креативности.

Как вырастить гения

Мы подготовили 8 рекомендаций родителям, которые хотят вырастить гения или просто талантливого ребенка:

  1. Поощряйте самостоятельность, любознательность и активность ребенка.
  2. Как можно больше играйте с ребенком. Игры тоже развивают активность и любознательность.
  3. Развивайте словарный запас ребенка, его кругозор. Сначала сами читайте ему книги, а потом научите читать и поощряйте это.
  4. Как можно больше общайтесь с ребенком, вовлекайте его в разговор при помощи вопросов. Общение способствует интеллектуальному, эмоциональному и языковому развитию. Разговаривайте с ребенком как с равным собеседником, интересуйтесь его мнением.
  5. Отдайте ребенка в музыкальный кружок. Это нужно не только для развития музыкальных способностей, но и для общего развития, для развития памяти.
  6. Предложите ребенку творить руками. Это полезно для развития мелкой моторики, творческих способностей, воображения.
  7. Объясняйте ребенку окружающий мир, привлекайте его внимание к интересным вещам, объясняйте, показывайте, рассказывайте.
  8. Подавайте личный пример. Будьте сами активными, креативными, позитивными, целеустремленными, уникальными.

Пять интересных и полезных занятий для детей:

  1. Предложите ребенку полазить по деревьям. Это развлечение, которое обычно не нравится родителям, тренирует самоконтроль. Ребенок учится бороться со страхами, усмирять эмоции, мыслить аналитически и нестандартно (как лучше добраться до верха). Потренировавшись на деревьях, ребенок не будет пасовать перед жизненными трудностями.
  2. Предложите ребенку энную сумму или другой бонус за то, что он научится жонглировать. Это занятие развивает координацию, внимание, целеустремленность, терпение. Кроме этого психологи выяснили, что за 6 недель жонглирования объем белого вещества, отвечающего за обучение, вырастает на 5 %.
  3. Научите ребенка играть в шахматы. Это научит его терпеть поражение, учиться на ошибках, мыслить стратегически. Кроме этого шахматы развивают усидчивость, внимание, настойчивость. Ребенок научится принимать решения и нести за них ответственность.
  4. Хвалите за действия, а не за победы. Это нужно для развития уверенности в себе и адекватной самооценки. Если вы будете хвалить действия ребенка, то он сам научится ценить их. А также он поймет, что иногда успех зависит не только от действий человека, но и от внешних обстоятельств.
  5. Награждайте за победы и заслуги. Это формирует терпение, силу воли, настойчивость. Ребенок должен понять, что жизненные блага не даются просто так.

Учитывайте интересы и способности ребенка. Не заставляйте его заниматься всем подряд или тем, что вы считаете полезным. Не заостряйте внимание на идее вырастить гения. Сконцентрируйтесь на том, чтобы вырастить счастливого ребенка, индивидуальность.

Чтобы бы стать гением, да и просто талантливым человеком, нужно быть уникальной личностью

Чтобы бы стать гением, да и просто талантливым человеком, нужно быть уникальной личностью.

Как стать гением

Гении никогда и никому не подражают. Поэтому первое, что вы должны сделать, это задуматься, насколько вы зависите от общественного мнения. Чтобы бы стать гением, да и просто талантливым человеком, нужно быть уникальной личностью.

Как раскрыть потенциал:

Напоследок предлагаем вам 4 упражнения для развития креативности и интеллекта:

  1. Анализируйте мелочи. Ежедневно устраивайте такую тренировку: внимательно разглядывайте привычное окружение. Старайтесь заметить то, что раньше ускользало от вас. Например, попробуйте во время прогулки запечатлеть как можно больше запахов, витающих в воздухе, и найти их источники.
  2. Рисуйте, не глядя на лист. Найдите любое изображение и старайтесь изобразить его контуры на бумаге, не глядя на лист. Это упражнение помогает развить внимательное отношение к мелочам, чувствительность.
  3. Составляйте список абсурдных идей. Составьте список самых странных решений какой-либо проблемы. Проанализируйте его и выберите наилучший вариант. Идея о пересадки органов тоже когда-то была абсурдной, но сейчас она спасает жизни.
  4. Используйте свои страхи и другие проблемы с пользой. Известно ли вам, что Томас Эдисон боялся темноты? Может быть, поэтому он изобрел лампочку.

Гениальность проявляется бессознательно, сама собой. Талант же, скорее, продукт рациональной деятельности. В быту понятия одаренность, талант и гениальность часто отождествляют. Психология же вносит некоторые коррективы. Способности и таланты есть у каждого человека, одаренность и гениальность встречается редко. Однако и то и другое требует сложной, постоянной работы над собой.

вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

цифровой (характерен для математиков, программистов);

слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). 2

О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности .

Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике.

Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.

Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.

О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”.

Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.

Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно.

Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно. Он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.

Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры .

Если мы обратимся теперь к решению вопроса - в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности гения.

По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Это является одной из важнейших предпосылок создания гениями чего-либо принципиально нового, именно поэтому они способны в мелочах увидеть то, что другим не заметно и сделать из этих мелочей величайшее открытие [19, с. 113]. Многие гениальные ученые падали в обморок от восторга при чтении сочинений Гомера. Живописец Франчиа умер от восхищения, после того как увидел картину Рафаэля. одаренность способности гениальность маттоид

Но именно эта слишком сильная впечатлительность гениальных или только даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с древнейших времен.

Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря в собрании поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения. Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить по счетам, если его фамилия была написана через два “n”.

Все, кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того, что, являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью отталкивают от себя большинство людей.

Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно: например Гёте подробно описал Италию, не видев ее. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, - гениальные натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении [8, с. 34].

Если некоторые из этих последних и обнаруживают недюжинные умственные способности, то это лишь в сравнительно редких случаях, и притом ум их всегда односторонен: гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - главных качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера.

Резюмируя эти положения, можно прийти к следующим выводам: в физиологическом отношении между нормальным состоянием гениального человека и патологическим - помешанного существует немало точек соприкосновения. Среди гениальных людей встречаются помешанные и среди сумасшедших - гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности [14, с. 106].

Установив такое близкое соответствие между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - сумасшествию и в то же время предостеречь нас, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.

Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.

Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.

Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков — наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.

Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры таланта имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия одарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются. Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости. Отсюда следует необходимость в приведении точных понятий для дальнейшего раскрытия проблемы.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.

Список использованных источников

Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. – 398 с.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Лениздат, 1999. – 215 с.

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 592с.

Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. – 1989 - №6. – С. 29-33.

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2006. – 592с.

Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. – М.: Учпедгиз, 1988. – 614с.

Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С. 134-139.

Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. -1999. №3. – С. 41-55.

1 Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с.

Все уровни триады "одаренность-талантливость-гениальность" имеют отношение и к способностям, и к индивидуальности в целом. В дифференциальной психологии сложилась определенная традиция в изучении каждого из компонентов.Следует отметить, что указанная триада имеет отношение к феномену креативности, который также является предметом дифференциально-психологического анализа.

Итак, отечественные психологи считают: одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. (Ильин)

При этом, одаренность рассматривается чаще всего как компонент природных способностей (Теплов, 1986), проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов. Развиваемая в школе дифференциальной психофизиологии концепция задатков как природных предпосылок способностей (Голубева, 1994), образует исходный, организмический уровень в исследованиях одаренности. Существование общего, безличностного или предличностного характера одаренности как важнейшего компонента индивидуальности считается сейчас практически общепринятым. (Либин)

Нартова-Бочавер отмечает, что одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций, каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал ‑ интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).

Одаренность показывает, благодаря каким начальным, структурным условиям возможно достижения высокого результата. Однако этот результат может быть и не достигнут.(Нартова-Бочавер)

А. Холодная (1990) выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей:

1) с показателем общего интеллекта более 135-140 единиц;

2) с высоким уровнем академической успешности;

3) с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей - показателей быстроты порождения идей и их оригинальности;

4) с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных видов деятельности;

5) с экстраординарными интеллектуальными достижениями;

6) с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.

Выделяются следующие особенности одаренных индивидов:

- сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;

- способность к нестандартному восприятию;

- интуиция, изобретательность, бессознательный разум;




Согласно другим авторам, возможность достижения исключительного успеха является результатом взаимодействия пяти факторов: двух факторов интеллекта,индивидуально-психологических способностей, характеристик окружения и случайности.

Западные психологи различают несколько видов одаренности: общая интеллектуальная; специфическая академическая; творческая: художественное и исполнительское искусство; психомоторная; лидерская; социальная.

Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в циклических видах спорта - беге, плавании, гребле и т.д.). Да и талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

Б. М. Теплов полагал, что талант мнoгocтopoнeн, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М.Лермонтов, В.Жуковский, М.Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов тех драматических гepoeв, которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. (Ильин)

Либинуказывает на одаренность как симптомокомплекс наиболее общих предпосылок к развитиюталанта.Соотношение одаренности и талантливости следует рассматривать как соотношение более общего и более специального. В этом случае одаренность есть фактор некоей общей способности к творчеству, а талант выступает в виде особого измерения в развитии специальных способностей.

Существенным представляется объяснение различий междуодаренностью и талантливостью с позиций генетически-возрастных изменений, когда первое выступает лишь в виде потенциального компонента, природной предпосылки, а второе — как актуализирующийся под воздействием средовых условий и жизненного опыта процесс.

Возможность достигнуть выдающихся результатов обусловлена не только уровнем развития общих и специальных способностей, но, прежде всего, их соотношением с другими индивидуальными свойствами (в первую очередь мотивационными факторами) и предоставляемыми средой возможностями (Гржибкова, 1988). В многомерных моделях таланта подчеркивается интерактивный характер взаимодействия между личностными предпосылками, когнитивными и эко-психологическими переменными (Heller, 1986).

Очевидной является связь таланта с особенностями личности. Концентрированное выражение эта точка зрения получает в концепции креативной активности личности (Богоявленская, 1983), согласно которой можно говорить о существовании особого симптомокомплекса (типа) свойств, благоприятствующих развитию таланта. Таковы, например, стремление выйти за пределы нормативной активности, что соответствует конструкту "поисковой активности" (Аршавский, Ротенберг1976) и "поиску ощущений" (Zuckerman, I994). Данные многих других исследований также позволяют рассматриватьталантливость как переменную, связанную с личностным уровнем в структуре индивидуальных свойств.

Эффект гениальности представляется для многих исследователей творчества вовсе не поддающимся никаким схемам и измерениям. (Либин)

Гениальность рассматривается со времен И.Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям.(Ильин)

Попытки понять уникальность гения сродни попыткам понять неповторимость человеческой индивидуальности. Гений - это не просто = одаренность + талантливость. Простые арифметические ypaвнения неприменимы к оценке сложных систем. Гениальность можно понять, лишь обратившись к интегральному анализу ее носителя - индивидуальности тoгo человека, который считается гением (А.В. Либин).

К настоящему времени прослеживается четыре основных подхода, пытающихся объяснить феномен гениальности.

2. Психоаналитические теориизаостряют внимание на мотивационных компонентах творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит (сублимации). Согласно этому подходу, творчество является компенсаторным ответом на психологические или физиологические проблемы (Бетховен, Демосфен).

4. Теории количественного превосходстварассматривают гениальность как достижение верхнего предела способностей, которые изначально присущи многим, но обычно не получают мотивационного или образовательного подкрепления.

Эмпирических доказательств верности какой-либо одной из перечисленных теорий пока не получено, и гениальность рассматривают как полидетерминированное явление. (Нартова-Бочавер)

Тема 8. Способности иинтеллект

Способности, одаренность, талант и гениальность

Предпосылки гениальности в работах В.П.Эфроимсона

Интеллектуальные способности

Теории множественности интеллектов. Концепция IQ

5. Интеллект в структуре индивидуальных свойств

Креативность

Способности, одаренность, талант и гениальность

Все уровни триады "одаренность-талантливость-гениальность" имеют отношение и к способностям, и к индивидуальности в целом. В дифференциальной психологии сложилась определенная традиция в изучении каждого из компонентов.Следует отметить, что указанная триада имеет отношение к феномену креативности, который также является предметом дифференциально-психологического анализа.

Итак, отечественные психологи считают: одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. (Ильин)

При этом, одаренность рассматривается чаще всего как компонент природных способностей (Теплов, 1986), проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов. Развиваемая в школе дифференциальной психофизиологии концепция задатков как природных предпосылок способностей (Голубева, 1994), образует исходный, организмический уровень в исследованиях одаренности. Существование общего, безличностного или предличностного характера одаренности как важнейшего компонента индивидуальности считается сейчас практически общепринятым. (Либин)

Нартова-Бочавер отмечает, что одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций, каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал ‑ интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).

Одаренность показывает, благодаря каким начальным, структурным условиям возможно достижения высокого результата. Однако этот результат может быть и не достигнут.(Нартова-Бочавер)

А. Холодная (1990) выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей:

1) с показателем общего интеллекта более 135-140 единиц;

2) с высоким уровнем академической успешности;

3) с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей - показателей быстроты порождения идей и их оригинальности;

4) с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных видов деятельности;

5) с экстраординарными интеллектуальными достижениями;

6) с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.

Выделяются следующие особенности одаренных индивидов:

- сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;

- способность к нестандартному восприятию;

- интуиция, изобретательность, бессознательный разум;

Согласно другим авторам, возможность достижения исключительного успеха является результатом взаимодействия пяти факторов: двух факторов интеллекта,индивидуально-психологических способностей, характеристик окружения и случайности.

Западные психологи различают несколько видов одаренности: общая интеллектуальная; специфическая академическая; творческая: художественное и исполнительское искусство; психомоторная; лидерская; социальная.

Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в циклических видах спорта - беге, плавании, гребле и т.д.). Да и талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

Б. М. Теплов полагал, что талант мнoгocтopoнeн, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М.Лермонтов, В.Жуковский, М.Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов тех драматических гepoeв, которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. (Ильин)

Либинуказывает на одаренность как симптомокомплекс наиболее общих предпосылок к развитиюталанта.Соотношение одаренности и талантливости следует рассматривать как соотношение более общего и более специального. В этом случае одаренность есть фактор некоей общей способности к творчеству, а талант выступает в виде особого измерения в развитии специальных способностей.

Существенным представляется объяснение различий междуодаренностью и талантливостью с позиций генетически-возрастных изменений, когда первое выступает лишь в виде потенциального компонента, природной предпосылки, а второе — как актуализирующийся под воздействием средовых условий и жизненного опыта процесс.

Возможность достигнуть выдающихся результатов обусловлена не только уровнем развития общих и специальных способностей, но, прежде всего, их соотношением с другими индивидуальными свойствами (в первую очередь мотивационными факторами) и предоставляемыми средой возможностями (Гржибкова, 1988). В многомерных моделях таланта подчеркивается интерактивный характер взаимодействия между личностными предпосылками, когнитивными и эко-психологическими переменными (Heller, 1986).

Очевидной является связь таланта с особенностями личности. Концентрированное выражение эта точка зрения получает в концепции креативной активности личности (Богоявленская, 1983), согласно которой можно говорить о существовании особого симптомокомплекса (типа) свойств, благоприятствующих развитию таланта. Таковы, например, стремление выйти за пределы нормативной активности, что соответствует конструкту "поисковой активности" (Аршавский, Ротенберг1976) и "поиску ощущений" (Zuckerman, I994). Данные многих других исследований также позволяют рассматриватьталантливость как переменную, связанную с личностным уровнем в структуре индивидуальных свойств.

Эффект гениальности представляется для многих исследователей творчества вовсе не поддающимся никаким схемам и измерениям. (Либин)

Гениальность рассматривается со времен И.Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям.(Ильин)

Попытки понять уникальность гения сродни попыткам понять неповторимость человеческой индивидуальности. Гений - это не просто = одаренность + талантливость. Простые арифметические ypaвнения неприменимы к оценке сложных систем. Гениальность можно понять, лишь обратившись к интегральному анализу ее носителя - индивидуальности тoгo человека, который считается гением (А.В. Либин).

К настоящему времени прослеживается четыре основных подхода, пытающихся объяснить феномен гениальности.

2. Психоаналитические теориизаостряют внимание на мотивационных компонентах творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит (сублимации). Согласно этому подходу, творчество является компенсаторным ответом на психологические или физиологические проблемы (Бетховен, Демосфен).

4. Теории количественного превосходстварассматривают гениальность как достижение верхнего предела способностей, которые изначально присущи многим, но обычно не получают мотивационного или образовательного подкрепления.

Эмпирических доказательств верности какой-либо одной из перечисленных теорий пока не получено, и гениальность рассматривают как полидетерминированное явление. (Нартова-Бочавер)

Читайте также: