Какой была роль кпсс в общественной жизни страны по конституции 1977 кратко

Обновлено: 07.07.2024

Во главе советской политической системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между сессиями Верховного Совета его функции выполнял Президиум.

Ядром политической системы социалистического общества называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Эта статья отразила процесс перехода от личной власти вождя к принципам коллективного руководства политбюро, с волей которого не мог уже не считаться генеральный секретарь ЦК КПСС.

В новой Конституции были зафиксированы принципы отношений СССР с другими государствами:

- взаимный отказ от применения силы;

- соблюдение территориальной целостности государств;

- мирное урегулирование спорных вопросов.

В Конституции сохранялись основные положения о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан.

Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся.

Русская культура.

Значительные успехи были достигнуты советской наукой, на развитие которой выделялись большие ассигнования. Одним из ключевых направлений советской прикладной науки стало решение проблемы энергоснабжения. В середине 1980-х гг. в СССР был освоен отечественный космический корабль многоразового использования "Буран" с ракетоносителем "Энергия", грузоподъемность которого оказалась в несколько раз выше, чем у американских "челноков".Теоретическая мысль в гуманитарных науках находилась под идеологическим контролем.Был признан вклад советских ученых в развитие мировой экономики как науки.

Значительные успехи были достигнуты в развитии образования. В 1970-е гг. взросли расходы на развитие образования. С 1978 г. вводятся бесплатные учебники. Государство через систему распределения в эти годы гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику учебного заведения.

В 1984 г. были приняты "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. В плане трудового воспитания ставятся задачи общетрудовой подготовки в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников. В старших классах средней школы организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям. Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала до в 1988 г. В эти годы развернулась деятельность талантливых педагогов-новаторов В. Шаталова, Е. Ильина, Ш. Амонашвили и др.

К 1985 г. советская система образования достигла выдающихся результатов. Все виды образования предоставлялись бесплатно. Качество образования в СССР находилось на высоком уровне по мировым стандартам.

В литературе продолжалось творчество писателей "почвенного" направления: С. Залыгина, В. Распутина, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Бондарева, В. Шукшина, В. Белова, В. Астафьева, описывавших жизнь советской деревни, страдающей от нарастающей бездуховности. По возможности доносили до читателей правду о войне В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев. Важными событиями в литературной жизни этих лет стали произведения о русской истории: роман-эссе В. Чивилихина "Память", исторические романы В. Пикуля. Традиции классической русской поэзии продолжали развивать И. Бродский, Н. Рубцов.

Любимым жанром властей был производственный роман, где описывались трудовые советские будни. "Писателем" стал Брежнев, за которого были составлены мемуары ("Малая земля", "Целина", "Возрождение").

Стремление к альтернативности охватило не только литераторов, но и деятелей кино, театра, эстрады, живописи. Продолжалось развитие бардовской песни. А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Ким, Б. Окуджава, Ю. Визбор и др. стали героями «магнитофонной революции", воспевая дружбу, любовь, верность. Магнитофонные записи их песен распространялись среди населения, переписывались, обсуждались.

Официальная культура имела видимые успехи. Зрительской любовью пользовались фильмы советских кинорежиссеров С. Бондарчука ("Война и мир"), Ю. Озерова, А. Тарковского, комедии Л. Гайдая ("Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию"), Э Рязанова ("Ирония судьбы", "Служебный роман", "Гараж"), театральные постановки режиссеров Г. Товстоногова, А. Эфроса, Ю. Любимова. Получили мировое признание мастера советского балета М. Лиепа, Е. Максимова, В. Васильев. Большую известность в эти годы получают художники А. Шилов, И. Глазунов, скульптор Е. В. Вучетич.

Особенности политической жизни СССР конца 1960-х – начала 1980-х гг. Конституция 1977 г.

Во главе советской политической системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между сессиями Верховного Совета его функции выполнял Президиум.

Ядром политической системы социалистического общества называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Эта статья отразила процесс перехода от личной власти вождя к принципам коллективного руководства политбюро, с волей которого не мог уже не считаться генеральный секретарь ЦК КПСС.

В новой Конституции были зафиксированы принципы отношений СССР с другими государствами:

- взаимный отказ от применения силы;

- соблюдение территориальной целостности государств;

- мирное урегулирование спорных вопросов.

В Конституции сохранялись основные положения о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан.

Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся.

Коммунистическая партия Советского Союза - это политическая партия, обладавшая абсолютной властью на территории СССР в период c 1917 по ноябрь 1991 года.

Система управления в СССР

После Октябрьской революции перед большевиками встала большая проблема - как управлять государством.

Первое, что они предприняли после национализации – создали органы рабочего контроля, которые по идее должны были перерасти в рабочее управление хозяйством. Однако оказалось, что для управления государственной хозяйственной системой требуются специалисты.

В результате была создана новая система управления, просуществовавшая до перестройки.

При всех заявлениях конституционных норм в СССР система управления была административно-командной. В лице коммунистической партии государство старалось контролировать абсолютно всё.

В СССР официально было четыре ветви власти:

  • Представительная;
  • Административная;
  • Контрольная;
  • Политическая.

Высшим координационным органом всех ветвей власти было Политбюро ЦК КПСС.

Верховный Совет СССР был высшим органом представительской власти и избирался на четыре года, выбирая Президиум Верховного Совета и судей Верховного Суда, назначая Совет Министров и Генерального прокурора.

Верховный Совет состоял из двух палат - Совет Союза и Совет Национальностей, представлявший законодательную власть.

Члены комиссий Верховного Совета выбирались из депутатов.

Президиум Верховного Совета руководил страной между сессиями Верховного Совета, которые созывались дважды в год для утверждения законодательных актов.

Генеральный секретарь ЦК КПСС возглавлял политическую власть. Хрущёв совместил должности Председателя Президиума Верховного Совета и Генерального Секретаря КПСС, что окончательно сконцентрировало власть в одних руках.

У контрольной власти не было конкретного руководителя. Каждое подразделение имело своего руководителя: Генеральный прокурор, Председатель Комитета народного контроля и Председатель Верховного Суда.

Готовые работы на аналогичную тему

Председатель Совета Министров возглавлял административную власть, номинально являясь главой государства, он управлял всеми структурами.

Параллельно со всеми государственными структурами была политическая власть, контролировавшая структуры государственной власти. Она не несла ответственность, которая ложилась на исполнительную власть.

Так, секретарь городского комитета КПСС контролировал работу Председателя горисполкома и остальных органов городской власти.

За этой формулировкой скрывалось дублирование системы управления партийным аппаратом. Руководители КПСС были и правителями государства. Генеральный секретарь Л.И. Брежнев в 1977 году стал Председателем Президиума Верховного Совета, член Политбюро А.Н. Косыгин - Председателем Совета Министров.

Все партийные руководители высшего звена имели возможность вмешиваться в деятельность государственной власти. Структура ЦК дублировала органы власти, и отражала систему союзных ведомств.

КПСС была централизованным институтом государственного управления, присутствовавшим на всех этапах - от школы, цеха или колхоза до министерств и Президиума Верховного Совета. В КПСС существовала иерархия. Высший уровень составляли руководители аппарата ЦК КПСС, Совмина СССР, крупнейших министерств, секретари крайкомов, обкомов, ЦК компартий союзных республик. К этому перечню стоит добавить слой управленцев, обладавших властью на местах - заведующие отделами крайкомов, обкомов, ЦК компартий союзных республик.

Этот слой составлял около тысячи человек в Москве и 3 тысяч человек по всему СССР - директоров крупнейших предприятий, командующих военными округами, начальников управлений КГБ.

Характерной чертой элиты на этом этапе была замкнутость. Она пополнялась лишь специфическими методами.

В специфичных условиях однопартийной системы и контролируемого политического поведения выборы в Советы - от поселкового до Верховного - служили ширмой, прикрывавшей назначение на должности депутатов Советов по номенклатурному принципу.

Замкнутость элиты, ее несменяемость и неподконтрольность, устойчивость партийно-государственной номенклатуры, рождали недовольство в обществе, провоцировали противоречия в государственном аппарате и в партийных организациях.

Роль КПСС согласно Конституции 1977 года

Верховный Совет СССР 7 октября 1977 года утвердил новую Конституцию СССР.

  • Преамбула;
  • Политическая система общества;
  • Социальное развитие и культура;
  • Внешняя политика;
  • Статус народного депутата.

Впервые закреплялись права на охрану жилища, здоровья, на свободу творчества и пользование достижениями культуры. Подчеркивалась связь прав и обязанностей. Конституция закрепила за союзными республиками право на выход из состава СССР, а также право на законодательную инициативу в высших органах власти. Конституция подчеркивала значение личности, декларируя охрану её прав и свобод.

Однако провозглашенный еще в 1961 году тезис об общенародном государстве, был лишь декларацией, хотя Конституция и закрепила формы демократии:

  • всенародное обсуждение;
  • референдумы;
  • новые гражданские права.

Речь фактически шла об усилении монопольной власти партии: в статье 6 подчеркивалось, что КПСС является ядром политической системы государства, руководящей силой советского общества.

7 октября 1977 года на сессии ВС СССР была принята новая Конституция. К 60-летию советской власти Леонид Брежнев решил обновить главный документ страны, который оставался неизменным на протяжении четырех десятилетий. Основной посыл обновленной Конституции – построение коммунистического общества без каких-либо классов. В диктатуре пролетариата уже не было необходимости. Советский народ стал единым и уравненным в правах и свободах.

Подготовка и принятие Конституции

После принятия в 1936 году сталинской Конституции много воды утекло. Мир изменился, люди нуждались в иных целях. Поэтому Леонид Ильич отдал распоряжение собрать Конституционную комиссию для разработки главного документа страны. В новой версии важно было отобразить все изменения, которые произошли в национальной, экономической и социальной сфере. Важное условие – документ должен соответствовать нормам международного права.

Конституция СССР 1977

Проект новой Конституции опубликовали 4 июня. Была добавлена статья о наказах избирателей, а также внесены изменения в 118 статей. Официально в обсуждении нововведений участвовали 140 млн. человек. Но эта цифра явно завышена, поскольку многие принимали участие лишь формально. 7 октября прошла внеочередная сессия ВС СССР. На ней и утвердили основной закон страны.

Главные принципы Конституции 1977 года

Обновленный Основной закон провозглашал курс на построение развитого социализма. В диктатуре пролетариата уже не было смысла, поскольку за столько десятилетий сформировалась общность людей, считающих себя советским народом. Конституция призывала помогать друг другу, беспокоиться о благе каждого гражданина. Звучало обещание и дальше идти к светлому будущему, к коммунизму.

Отдельно внимание уделялось Коммунистической партии. Она и дальше возлагала на себя главенствующую роль во всей политической системе. КПСС представляла интересы народа, определяла курс для дальнейшего развития. Лишь коммунисты имели право определять внутреннюю и внешнюю политику государства. Они гарантировали в конечном итоге победу коммунизма.

В Конституции были прописаны права граждан на:

  • Получение среднего образования.
  • Свободный выбор профессии.
  • Получение жилья.
  • Свободу слова.
  • Участие в демонстрациях, шествиях или собраниях.

Главный закон страны определял гарантии выполнения всех прав и свобод. Кроме того, в документ включили 10 положений Хельсинского акта о принципах межгосударственных отношений. Предусматривалось наказание за пропаганду войны.

Принципы Конституции СССР

Главная особенность Конституции – расширение социалистической демократии. Полномочия граждан постепенно увеличивались. Обещалась гласность, учет общественного мнения, усиление народного контроля. С этого времени значительно увеличилось число общественных организаций. Количество комитетов народного контроля возросло до 250 тыс. Конечно, деятельность организаций во многом была ограничена. Но все же людям дали возможность получить минимальный опыт самоуправления.

Критический взгляд на новую Конституцию СССР

Конституция – это главный документ страны, который в обязательном порядке должен иметь правовые основы. Все положения закона важно четко формулировать, чтобы можно было объективно проверить правильность их исполнения. Но Конституция 1977 года была скупа на конкретные правовые нормы. Вместо этого статьи состояли из деклараций.

Верховный Совет

Наблюдались неоднократные случаи игнорирования статей главного закона. Хотя четких правил проведения референдума не было, все же упоминание о нем имелось даже в предыдущей сталинской Конституции. Несмотря на это в 1968 году без каких-либо предупреждений в Чехословакию вторглись советские войска. Но, по сути, нужно было вынести этот вопрос на референдум.

Конституция 1977 года имела явные противоречия. С одной стороны, народ получал право влиять на политические решения через Совет народных депутатов. Но с другой стороны, главенствующее положение занимала Коммунистическая партия. В статье 6 за КПСС закреплялось право решать все государственные вопросы. Советы роли не играли. В итоге новая Конституция лишь усилила влияние руководства КПСС.

Монополия власти

Даже в сталинской Конституции 1936 года в перечне общественных организаций партию упомянули единожды в конце статьи. В брежневском документе имеется указание на руководящую роль КПСС. Это была явная попытка Леонида Ильича окончательно монополизировать власть, не допустить инакомыслия среди политиков. Иных партий и существовать не должно было. Их представители все равно ничего бы не решали.

Брежневская Конституция

Никакого явного прогресса новая Конституция не принесла. Она была преемницей предыдущих законов, только немного обновленной в соответствии с тенденциями эпохи. В конце 70-х наблюдался застой в общественной жизни. Многие статьи Конституции были фиктивны и не соблюдались на практике.

Кроме того, пропагандируя равноправие, само руководство и не думало становиться на один уровень с простым народом. В правящих кругах процветала коррупция, кумовство. Верхушка не стеснялась пользоваться служебным положением в личных интересах. Брежневской Конституцией попытались замылить людям глаза, отвлечь от реальных проблем, сделать вид, что страна развивается. Но все это оказалось обычной фикцией.


Как известно, статья 6 Конституции СССР 1977 года закрепила, что Коммунистическая партия Советского Союза является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, которое определяет перспективу развития общества, руководит деятельностью советского народа, а все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР. Как известно, судьба этой статьи оказалась неожиданно драматичной: внесение поправки в неё стало, по сути, коренным реформированием политической системы СССР в 1989–1991 гг. Но должно ли было быть всё так? Свой ответ на вопрос даёт история создания и принятия Конституции СССР 1977 года.

Ещё в 1903 г., когда в РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) случился раскол на большевиков и меньшевиков при рассмотрении вопроса о роли партии в революционном восстании, в большевистском руководстве сформировалась идея о том, что только организованный в партию рабочий класс сможет осуществить восстание, которое свергнет правительство и совершит революцию в жизни общества и государства. Под руководством большевиков спустя годы свершилась Октябрьская революция 1917 года. Затем началась Гражданская война, которая окончательно довела страну до состояния разрухи после Первой мировой войны и революционных событий. В этих условиях партийному, большевистскому руководству страны необходимо было взять жёсткий курс на улучшение благосостояния населения, на восстановление страны, которая шла на пути к миру и стабильности, а потому для его проведения оказалось важным упрочить свою власть.

Это положение о прекращении дискуссий на уровне фракций и их последующем запрете централизовывало партию, предваряло её последующее превращение в элемент механизма власти. Оно может быть оценено совершенно по-разному, но именно оно заложило основы будущего самой партии при И.В. Сталине, способствовало созданию централизованной, иерархичной партийной системы во всём Советском Союзе.

Как закрепить роль партии в Конституции

В 1962 г. была создана Конституционная комиссия для написания новой Конституции СССР. Председателем стал Н.С. Хрущёв. Образовано 9 подкомиссий, в том числе и Подкомиссия по вопросам государственного управления, деятельности Советов и общественных организаций, чья работа нас интересует и которую возглавил Л.И. Брежнев. Он привлёк к работе сотрудников аппарата Президиума Верховного Совета СССР, председателем которого являлся. Вопрос о роли партии стал рассматриваться более обстоятельно.

«Советский народ осуществляет всю свою деятельность под руководством Коммунистической партии Советского Союза, являющейся авангардом всего советского народа, руководящей и направляющей силой советского государства и общества.

Коммунистическая партия руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает организованный, планомерный и научно обоснованный характер его борьбе за построение коммунистического общества.

Так, представители научной общественности по-разному видели возможное закрепление руководящей роли партии в Конституции. Можно было сказать, что партия руководит в работе общества и государства, а можно было сказать иначе – в советской социалистической демократии, что, возможно, несколько обобщает границы понятия; можно было начинать статью с партии, а можно было закончить указанием на неё. Разбор этих позиций показывает, что в распоряжении сотрудников аппарата Президиума ВС СССР имелось множество вариантов формулировок статьи.

Читайте также: