Что в обломовском укладе не может принять автор кратко

Обновлено: 05.07.2024

Обломовщина в произведении

Обломовщина как протест

Существует мнение, что обломовщину можно трактовать как форму протеста. Так ли это на самом деле? Изначально Обломов обладает чистой и светлой душой. Он не является злодеем или подлецом. Отказ от общества, в котором ему не нашлось места, выразился у Ильи Ильича в пассивном проведении собственной жизни. Чувство свободы, которое Обломов получил в детстве не нашло выражения во взрослой жизни. Он пытался учиться и работать, но увидел в мире только бренность.

Обломовщина как собирательный образ барской жизни

В своем произведении Гончаров с помощью собирательного и утрированного образа обломовщины описал типичную жизнь барской жизни. На фоне эпохи, когда Россия претерпевает большие изменения в общественном укладе, в самом строе жизни, такая картина кажется особо страшной. В таком явлении, как обломовщина, Гончаров выразил одну из отрицательных черт русской натуры. В погоне за бездельем, человек способен потерять себя и остаться наедине со своей ленью. Значение обломовщины заключается в том, что лень съедает человека, как ржавчина железо, превращает его в бесполезную биологическую массу, в лишнего для общества человека.

- А что в обломовском укладе он не может принять? Но вместе с тем в обломовской сказке есть сковывающий страх, боязнь всего нового, незнакомого. Есть также тупая неподвижность и всё то, что соответствует русскому “авось”. Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон, замкнутый круг, где весь ритм жизни повторяет природный ритм, подобно смене времен года. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Человек там во власти вековой скуки и лени.

Похожие презентации

Жизнь в Обломовке протекает тихо, спокойно и предсказуемо. В этой местности не бывает грабежей, убийств и т.д.:

". Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их. "

И хозяева, и крестьяне в Обломовке являются настоящими домоседами. Обломовцам нравится сидеть дома, а не "шататься" где-то:

". Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели. "

Жители Обломовки не любят что-либо ремонтировать вовремя и откладывают ремонт до последнего. В результате этого господский дом и другие постройки в Обломовке выглядят старыми и запущенными:

". родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и настройками и с запущенным садом. "

". Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась. "

Один из обязательных пунктов в распрядке дня обломовцев - это послеобеденный сон. Плотно пообедав, обломовцы дружно укладывается спать:

". Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным. "

Образ жизни в Обломовке однообразен и скучен. Но обломовцам нравится эта монотонность. Каждый день здесь похож на предыдущий:

". Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра. Зачем им разнообразие, перемены, случайности, на которые напрашиваются другие? Пусть же другие и расхлебывают эту чашу, а им, обломовцам, ни до чего и дела нет. "

". Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго. "

Это было описание жизни в Обломовке в романе "Обломов" Гончарова: образ жизни обломовцев, распорядок дня жителей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

2. Обратимся к главе I первой части романа - своеобразной его экспозиции.

Отвечая на вопрос, примите во внимание слова исследователя

Обломов в изображении Гончарова не мнимо (как Манилов), а действительно приятный и действительно добрый, мягкий, откровенный и сердечный человек. И он вызывает в окружающих людях совсем иные (чем Манилов) чувства. (И. И. Пруцков. Мастерство Гончарова-романиста. 1962 )

Вместе с Обломовым в главе I появляется Захар. Что сближает господина и слугу?

Обломов на первых страницах романа полностью раскрывается через быт. Таков он в перебранке с Захаром: оба равны в своей поглощенности мелочами. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов, застилают весь свет для бездельника-ленивца. (Е. А. Краснощекова. Гончаров: Мир творчества. 1997 )

Какие мелочи быта становятся предметом перебранки Обломова и Захара?

А теперь обратитесь к началу романа.

3. В главах II — IV первой части романа перед возлежащим в постели Обломовым проходит своеобразный парад гостей.

4. В главах III — IV первой части обратите внимание на авторскую характеристику Тарантьева, отметьте в нем черты Ноздрева и вместе с тем то, что сближает его с Обломовым.

Запомните диалог Обломова с Тарантьевым:

«- Завтра переезжай на квартиру к моей куме, на Выборгскую сторону.

Что в мире Обломовки, в патриархальной жизни ее обитателей, вызывает доброе чувство писателя? Почему?

Что в обломовском укладе он не может принять? Как это сказывается в нарисованных им картинах и тоне повествования? Приведите примеры.

На фоне застойного существования, среди обломовцев, маленький Илюша выглядит нормальным, живым, непосредственным ребенком. Какие же обстоятельства положили начало угасанию его натуры?

7. Восстановите в памяти и кратко расскажите историю отношений Обломова и Ольги. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное, к хозяину дома (глава VIII первой части), другое - к Ольге (глава X второй части). Почему во втором письме - свободная речь, образность, мысль, чувство? Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (глава IV четвертой части)? Можно ли согласиться с их оценками?

19. Каковы философские итоги романа Гончарова? Что перевешивает в авторском взгляде на историю: правда Штольца или правда Обломова? Что важнее в быстро меняющейся жизни: опора на традицию или следование новым веяниям?

10. Так кто же такой Обломов?

. Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории. Вся жизнь этого барина убита тем, что он постоянно остается рабом чужой воли и никогда не возвышается для того, чтобы проявить какую-нибудь самобытность. Он раб каждой женщины, каждого встречного, раб каждого мошенника, который захочет взять над ним волю. Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере - чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барит покорится. Отчего же это? Да все оттого, что Обломов, как барин, не хочет и не умеет работать и не понимает отношений своих ко всему окружающему. ( Н. А. Добролюбов. Что такое обломовщина? 1859)

[После разрыва с Ольгой Обломов несчастен] Произнесет ли читатель и теперь над несчастным человеком едва не сорвавшийся с уст приговор? Разве какой-нибудь Штольц, гордый своими совершенствами, возбуждает столько любви и человеческой симпатии, как бедный Илья Ильич? (Д. С. Мережковский. Гончаров. 1890)

Итак, перед нами несколько мнений об особенностях характера героя Гончарова.

- бездеятельный, инертный, апатичный человек, лишенный каких-либо положительных качеств, порождение крепостнической системы (Я. А. Добролюбов);

- человек переходной эпохи; воспитанный в барстве, он сохранил свою мягкую душу, высшие стремления. Но он оторван от жизни, и потому хорошие его качества никому не нужны (Д. И. Писарев);

- чистая, нежная душа, не испорченная веком себялюбия, ухищрений и неправды (А. В. Дружинин);

- человек трагической судьбы, вызывающий любовь и симпатии (Д. С. Мережковский);

- просто физически больной человек (Ю. И. Айхенвальд);

- цельный человек, противостоящий людям-машинам. Но, чуждый обывательской суете, он неподвижен как труп или статуя (Я. Л. Вайль, А. А. Генис).

Роман открывался полной комизма картиной жизни Обломова на Гороховой улице. Завершился же он потрясающей читателей встречей Штольца с нищим, бездомным и одиноким Захаром. Этот эпизод усиливает трагический колорит истории Обломова. (Н. И. Пруцков. Мастерство Гончарова-романиста. 1962)

Читайте также: