Анализ стихотворения не верь себе лермонтова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Que nous font après tout les vulgaires abois
De tous ces charlatans qui donnent de la voix,
Les marchands de pathos et les faiseurs d’emphase
Et tous les baladins qui dansent sur la phrase?
A. Barbier.[1]

Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья…
Оно – тяжелый бред души твоей больной
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи –
То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!
Случится ли тебе в заветный, чудный миг
Отрыть в душе давно безмолвной
Еще неведомый и девственный родник,
Простых и сладких звуков полный, –
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
Не передашь ты их значенья.
Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,
Не выходи тогда на шумный пир людей
С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной
И гной душевных ран надменно выставлять
На диво черни простодушной.
Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты.
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным…

[1] Какое нам, в конце концов, дело
До грубого крика всех этих горланящих шарлатанов,
Продавцов пафоса и мастеров напыщенности
И всех плясунов, танцующих на фразе?
О. Барбье. (Франц.)

Стихотворение начинается с эпиграфа, смысл которого заключается в отношении обыкновенной толпы к поэтам. Для нее они не более, чем шарлатаны. Именно эпиграф и позволяет понять основной мотив произведения — конфликт между лирическим героем и обществом. Толпе все равно на чувства и переживания поэта, они проходят мимо него:

Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья.

В стихотворении дар поэта является чуть ли не проклятием. Этот дар не нужен и бесполезен:

Как язвы, бойся вдохновенья…
Оно — тяжелый бред души твоей больной,
Иль пленной мысли раздраженье.

Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.

Но лирический герой не понимает, что он не виновен в равнодушии толпы. Он разочаровался в литературном искусстве. Герой обвиняет во всем творчество и умение писать.

Кажется, это стихотворение — некая мантра для всех поэтов. У всех людей искусства непростой и тернистый путь. Все поэты рано или поздно сталкиваются с осуждением, пренебрежением и тем более равнодушием. Всем придется выходить к толпе. И очень важно сохранить себя и свою гордость. И не смотря на все, поэты все равно продолжат свое творчество.

Важно также понимать, что поэзия не поддается никакой логике и тем более рассудку. Нельзя смотреть на нее через призму точности. Это стихотворение — послание всем молодым творческим людям, рассуждение которого невозможно закончить. О чем и говорят троеточия в конце.


Стихотворение начинается с эпиграфа, смысл которого заключается в отношении обыкновенной толпы к поэтам. Для нее они не более, чем шарлатаны. Именно эпиграф и позволяет понять основной мотив произведения — конфликт между лирическим героем и обществом. Толпе все равно на чувства и переживания поэта, они проходят мимо него:

Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья.

В стихотворении дар поэта является чуть ли не проклятием. Этот дар не нужен и бесполезен:

Как язвы, бойся вдохновенья…
Оно — тяжелый бред души твоей больной,
Иль пленной мысли раздраженье.

Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.

Но лирический герой не понимает, что он не виновен в равнодушии толпы. Он разочаровался в литературном искусстве. Герой обвиняет во всем творчество и умение писать.

Кажется, это стихотворение — некая мантра для всех поэтов. У всех людей искусства непростой и тернистый путь. Все поэты рано или поздно сталкиваются с осуждением, пренебрежением и тем более равнодушием. Всем придется выходить к толпе. И очень важно сохранить себя и свою гордость. И не смотря на все, поэты все равно продолжат свое творчество.

Важно также понимать, что поэзия не поддается никакой логике и тем более рассудку. Нельзя смотреть на нее через призму точности. Это стихотворение — послание всем молодым творческим людям, рассуждение которого невозможно закончить. О чем и говорят троеточия в конце.

Ques nous font apres tout les vulgaires abois
De tous ces charlatans, qui donnent de la voix
Les marchands de pathos et les faiseurs d’emphase
Et tous les baladins qui dansent sur la phrase?
A. Barbier 1

1 Какое нам в конце концов дело до грубого крика всех этих горланящих шарлатанов, торговцев пафосом, мастеров напыщенности и всех плясунов, танцующих на фразе? – О. Барбье (фр.)

Уже в самом тексте стихотворения подчеркивается конфликт поэта и общества. Стихотворцу предлагается не унижать себя, не выставлять на диво простодушной черни гной душевных ран. Толпе совершенно нет дела до страданий поэта. Она с легкостью пройдет мимо него привычной дорогой. Ударным получился финал стихотворения. В последних строках Лермонтов сравнивает поэта с разрумяненным трагическим актером, махающим картонным мечом. Именно таким его видит общество, совершенно не нуждающееся в лирической поэзии.


В стихотворении дар поэта, казалось бы, обличается чуть ли не как проклятие. На первый взгляд, лирический герой всячески пытается занизить его значение в жизни, обозвать ненужным, бесполезным:

‎Как язвы, бойся вдохновенья.

Оно — тяжелый бред души твоей больной

‎Иль пленной мысли раздраженье.

Случится ли тебе в заветный, чудный миг

Отрыть в душе давно безмолвной

Еще неведомый и девственный родник,

Простых и сладких звуков полный, -

Не вслушивайся в них, не предавайся им.

Не вслушивайся в них, не предавайся им,

Набрось на них покров забвенья:

Стихом размеренным и словом ледяным

Не передашь ты их значенья.

Какое дело нам, страдал ты или нет?

На что нам знать твои волненья,

Надежды глупые первоначальных лет,

Рассудка злые сожаленья?

Взгляни: перед тобой играючи идёт

Толпа дорогою привычной;

На лицах праздничных чуть виден след забот,

Слезы не встретишь неприличной.

Публика не способна понять поэта. Герой пытается определить, кого видят в нём самые обыкновенные люди. И приходит к выводу, что никого. Что его жизненные трудности ничуть не хуже, что они такие же или же вовсе смешны. Но причину лирический герой видит не в литературной необразованности, а в другом. В том, что умение писать, умение творить нисколько не делает его особенным, что он всё тот же человек. И в жизни всё тоже у него человеческое, в том числе и заботы. Герой будто разочарован в литературном искусстве. По его мнению, оно может с лёгкостью превратиться в дневник одного человека об этом же человеке и о том, что творится вокруг него. Но кому это нужно, кроме автора записок? И если только ему, то нужен ли этот дневник?

Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,

С своим напевом заучённым,

Как разрумяненный трагический актер,

Махающий мечом картонным.

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, поэт, Лермонтов, стихотворение, том, девственный родник, твой плач, твой укор, покров забвенья, признак небес.

Читайте также: