Анализ хрестоматии школа россии 1 4 классы

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сравнительный анализ учебников по литературному чтению.

Для анализа учебных программ по литературному чтению использовались такие критерии, как цель, содержание и методический аппарат учебной книги.

Программа литературного чтения Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской предусматривает следующие цели: умение понимать и ценить художественное произведение; отличать художественное произведение от научно - познавательного содержания. В содержание программы включены доступные ученикам элементарные представления о теме, проблематике художественного 27 произведения,

его словесно - художественной форме, композиции и нравственно-эстетических ценностях. Учащиеся выяснят, что художественное произведение – произведение словесного искусства и собственно что его автор, раскрывая сквозь художественно-образную форму всѐ достояние и богатство окружающего мира и человеческих отношений, жаждет приобщить читателя к собственным духовно- нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, гармонии и красоты. В рассматриваемой учебной книге важное место уделяется анализу литературного произведения, где на первый план выдвигается художественный образ, воплощѐнный в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания маленького читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не обособленно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но в том числе и нейтральные слова, выражения.

Цель уроков: расширение представления детей об окружающем мире; воспитание образованного читателя и чуткого слушателя, способного ориентироваться в мире культуры; различать художественные и псевдохудожественные произведения. В содержании учебника имеют место высокохудожественные тексты различного времени. Главный прием, который применяется в учебниках, - это создание условий для сравнения и сопоставления. В случае если, в учебниках первого и второго классов приводятся отдельные живописные репродукции, то в учебниках третьего и четвертого классов есть раздел "Картинная галерея", к которой учтена целая система вопросов и заданий. На протяжении всех четырех лет обучения ведется работа с лентой времени.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

УМК Переплет Красочность Наличие схем, таблиц, рисунков Вывод ШколаРоссии Уу.

УМК Переплет Красочность Наличие схем, таблиц, рисунков Вывод ШколаРоссии Уучебников мягкий переплет , что способствует удобному пользованию учеников Учебникидостаточно яркие в 1 -2 классе, 3-4 класс менее так как больше информации в виде печатного текста Таблицы, схемы, рисунки с заданиями имеются в каждом учебнике Содержание учебного предметанаправлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков,учебникиобеспечивают успешное овладение математикой в начальнойшколе.

Красочность учебников 1 класс

Красочность учебников 1 класс


2 класс

3 класс

4 класс

Каждая тема раскрывается в определенной последовательности: постановка пробле.

Каждая тема раскрывается в определенной последовательности: постановка проблемы, цели и ее анализ обучающимся совместно с учителем; самостоятельная и с помощью учителя формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий и т.д. уточнение сформулированных обучающимся обобщений (правил, способов действий и определений понятий) по учебнику; введение соответствующей терминологии; выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение знаний и способов деятельности по теме.

Анализ учебника 3 кл В учебника много упражнений, выполняя которые учащимся п.

Анализ учебника 3 кл В учебника много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы. Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы.

Основная цель обучения – приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетическийпринцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг.

Литературоведческийпринцип в преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к набору эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка, должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.

Программа четко ориентирована на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет проводится целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

1) тематический принцип построения учебного материала;

2) основную часть произведений составляет золотой фонд детской литературы, значительное место занимают произведения современных писателей;

3) вопросы и задания к текстам представлены как после изучения произведения, так и после изучения раздела и направлены на выработку у учащихся своей точки зрения;

4) наличие творческих заданий, упражнений на развитие речи;

5) достаточно внимания уделено словарной работе, наличие толкового словаря;

6) книги для чтения предусмотрены, начиная с 1-го класса;

7) принцип построения материала - спиралевидный;

8) доступен всем учащимся, красочен.

1) тематика произведений не соответствует временам года;

2) недостаточно произведений патриотической тематики;

3) недостаточно биографических сведений об авторах;

4) малый объем материала.

- в новом издании (Л.Ф. Климанова на первом месте):

1) рамки на страницах учебника влияют на психику ребенка;

2) неоправданно из содержания учебников исключены ряд текстов.

Концептуальными положениями курса являются:

1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения младших школьников. Этому способствуют не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.

2. Развитие творческих способностей учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.).

3. Обогащение умственного потенциала младших школьников путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмысления читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое, творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел.

6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих учащемуся способность быть читателем – становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг.




Логика расположения материала:

1 класс – литературоведческая пропедевтика;

2 класс – наработка технической базы чтения;

3 класс – накопление литературных представлений;

4 класс – литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей.

1) разделы сформулированы в форме пословиц;

2) перед изучением произведения предлагаются упражнения для речевой разминки (трудные для произношения слова читаются по слогам);

4) содержание изучаемых произведений духовно-нравственной направленности, учащиеся знакомятся с произведениями как отечественных, так и зарубежных авторов;

5) вопросы и задания (после текста и после раздела) требуют выполнения мыслительных операций, способствуют развитию речевых умений учащихся;

6) большое внимание уделено обучению выразительному чтению;

7) реализация межпредметных связей.

1) не расшифрованы условные обозначения;

2) большой объем материала.

Цельуроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить ее к систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. (Грамотный читатель – человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать). Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение младших школьников к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей учащихся.

Книги ориентированы на общечеловеческие ценности, опираются на детское мировосприятие, целостную систему текстов разных жанров. В основе подачи содержания книги лежат принципы коммуникативности и ситуативности. Принцип построения материала – тематический, от простого к сложному.

Преимущества (+):

1) через диалог со сквозными персонажами происходит формирование у учащихся теоретико-литературных представлений (гипотеза, предположение);

2) уделено внимание этике и культуре общения (уроки вежливости);

3) преобладают вопросы и задания аналитического и аналитико-творческого характера, требующие монологических высказываний;

4) соблюдение принципа научности в предложенных вопросах и заданиях;

5) предусмотрена работа для домашнего чтения.

1) тексты произведений сокращены не всегда удачно;

2) недостаточно произведений стихотворной формы и сказок;

3) недостаточно толкований трудных для восприятия младшими школьниками слов.

Цель курса – формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, культуре коммуникации, реализации творческих способностей, а также гарантии перехода к изучению систематического курса литературы в средних классах.

Специфика курса заключается в четком разграничении подготовки в области навыка чтения, смыслового и художественно-эстетического освоения текста и книги, овладения литературоведческой пропедевтикой, умения реализовать творческие возможности.

Содержание курса составляет детская литература и комплекс знаний, умений и навыков, который позволит осуществлять процесс выбора, чтения и осознания детских книг и литературных произведений. Система нравственно-эстетических и социальных представлений, чувств задается отбором круга чтения и методами работы. Культура речевой коммуникации и развитие свободной творческой деятельности формируются в процессе освоения специально разработанного набора учебных ситуаций.

Практическая реализация программы соотнесена с периодами обучения, каждый из которых определяется сформированностью навыка чтения, так как на уровне начального обучения именно техника чтения как ведущее начало выявляет возможности освоения других читательских умений и круга чтения.

Принцип расположения материала по периодам обучения – концентрический. Он предполагает выделение в каждом периоде ведущих разделов, группы знаний, умений и навыков, которые соответствуют возрастным возможностям учащихся и своеобразию развития читательских навыков.

Преподавание строится на основе таких методов: эмоционально-понятийного, объяснительного чтения, литературного чтения, чтения – рассматривания, творческого чтения. Их применение и разумное сочетание определяется программой и учебными пособиями, а также профессиональными и творческими возможностями учителя, уровнем подготовки обучающихся в данном классе.

Учебник для каждого класса представлен в 2-х частях: произведения 1-ой части нацелены на отработку навыка чтения и освоения приемов работы с различными жанрами детской литературы; 2-ая часть предполагает раскрытие тех теоретических положений, рассматриваемых в 1-ой части.

1) красочность учебника;

2) большое количество упражнений, направленных на коллективные формы работы;

4) приобщение учащихся к работе в библиотеке (в учебнике периодически встречаются карточки со всеми выходными данными книги);

5) вопросы и задания сформулированы таким образом, что у учащихся вырабатывается своя точка зрения, много заданий на самостоятельное выполнение;

6) большое внимание уделено обучению выразительному чтению.

1) загроможден избыточной информацией;

2) доступен не всем учащимся.

Литературное чтение – этот учебный предмет изучается во втором-четвертом классах (4 часа в неделю). Его содержание обеспечивает развитие полноценного восприятия литературного произведения, осознание школьниками специфики его содержания, формы и языка, введение учащихся в мир литературы как искусства слова, формирование отдельных литературоведческих понятий и терминов. Характерной чертой программы является сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом.

Программа предусматривает построение содержания на основе тематического, жанрово-тематического и художественно-эстетического принципов.

Материал учебника построен таким образом, что прослеживается сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения работы с ним и книгой в целом.

1) наличие рабочей тетради;

4) присутствует толкование трудных для восприятия слов;

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России" включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.

2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др.

4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.

6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.

7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.

8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.

9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.

10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.

11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.

12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.

13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.

14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.

16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.

17. Физическая культура - В.И.Лях.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Содержание учебников данного УМК соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. И на основании вышесказанного, авторы данного УМК предъявляют следующие цели и задачи обучения:

Цель обучения – воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задача обучения – Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

-развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому

-обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

-формирование естественной мотивации учения

Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Особенность данного УМК заключается в следующих принципах:

1)Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития.

2)Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД.

3)Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов.

4)Принцип учета индивидуальностей возможностей и способов школьника.

- приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Типические свойства, отображающиеся в системе:

Комплектность обеспечивает единство установки УМК на формирование таких УУД, как умение работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями); с простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, малом и большом коллективе).Кроме того, к комплектности относится: использование единой системы обозначений во всех учебниках УМК; использование единой системы практических задач; демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выход за пределы учебников в зону словарей; обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок; наличие сквозной внешней интриги, герои которой – сверстники учащихся – брат и сестра (Миша и Маша) демонстрируют различные варианты выполнения поставленных задач, разные точки зрения (что важно при объяснении нового материала); общий метод проектов.

Инструментальность – предметно-методические механизмы УМК, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач. Инструментальность предусматривает перенос формируемых УУД непосредственно в жизненные ситуации. Для этого разработана система практических задач (математика, информатика, окружающей мир), в которой взаимно увязываются представления и понятия из всех образовательных областей.

Интеграция – важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Я взяла учебники и проанализировали их, после чего привели некоторые примеры структурных компонентов учебника.

Текстовые компоненты:

Для более подробного анализа учебно-методического комплекта хотелось бы проанализированные текстовые и внетекстовые компоненты учебников, а именно тексты (основной, дополнительный, пояснительный); внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

Тексты (основной, дополнительный, пояснительный).

При анализе учебников по разным предметам, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует пояснительный текст. (см. рис.№1).


Как мы можем пронаблюдать из представленных выше примеров текстовых компонентов, то мы можем говорить о том, что они предоставлены в учебниках в разных видах.

Внетекстовые компоненты

Внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

При анализе внетекстового компонента, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует справочный материал, и схемы. (см. рис.№2).



Для дальнейшего анализа учебно-методического комплекта необходимо верно подобрать определённые типы и уровни заданий: (оценочный, исполнительный, рефлексивный, рефлексивно-методический, диагностический, - и уровни (базовый, повышенный) заданий учебников.

При подборе определенных типов заданий по разным предметам стоит отметить, что диагностический тип заданий отсутствует во всех предметах. Также отсутствует оценочный тип заданий по русскому языку и литературному чтению. (см. рис.№3).


При оценки уровней заданий выявилось, что в окружающем мире отсутствует повышенный уровень заданий. (см. рис.№4).



Проанализировав задания на формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов (см. рис.№5) можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

Читайте также: