Почему бодлера принято считать предшественником символизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1880-е годы на страницах французских газет развернулась полемика: в поэзии ясно обозначилось новое направление — как называть его? “Декаденты” — этим словом клеймили тогдашних поэтов. Возражать взялся один из них — Жан Мореас (1856–1910): “…Название, предложенное нами, — СИМВОЛИЗМ, — единственно подходящее для новой школы, только оно передаёт без искажений творческий дух современного искусства”.

Cлово “декадент” образовано от “декаданс” (фр. decadence от лат. decadentia — упадок). Оно выражает ощущение исчерпанности, усталости, старения культуры. Рубеж веков для декадента — это прежде всего “конец века” (фр. “fin de siecle”), кризис старого мира, вызывающий чувство растерянности и тревоги. Жан Мореас в своём манифесте 1886 года, напротив, увидел в тогдашней поэзии начало чего-то небывалого, устремлённого в будущее. Не упадка, а обновления, утверждал он, стоит ждать от поэзии символизма (фр. symbolisme от греч. symbolon — знак, опознавательная примета). Однако и её философия, видящая во “всех феноменах нашей жизни” “осязаемые отражения перво-Идей”, и её приёмы — “непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость” — всё это уже встречалось в прежние эпохи, в литературе ренессанса, барокко, романтизма. Что же принципиально нового было во французском символизме?

Новизна была продиктована не только временем, но и местом: в стихах символистов впервые в полный голос заявляет о себе современный город — мегаполис. На это проницательно указал замечательный русский поэт, переводчик французской поэзии И.Анненский: “Символизм в поэзии — дитя города. Символам просторно играть среди прямых каменных линий, в шуме улиц, в волшебстве газовых фонарей и лунных декораций”. “Первым поэтом города” назвал он Шарля Бодлера, предшественника и учителя символистов.

Безумье, скаредность, и алчность, и разврат
И душу нам гнетут, и тело разъедают;
Нас угрызения, как пытка, услаждают,
Как насекомые, и жалят, и язвят.

Оно весь мир отдаст, смеясь, на разрушенье,
Оно поглотит мир одним своим зевком!

А поэт — потому и принимает на себя грехи и муки городского ада, что только такой ценой он может читать тайные послания, зашифрованные в дебрях Парижа. Как Фауст — погубив душу, он обретает ясновиденье.

Именно Поль Верлен (1844–1896) ввёл выражение “проклятые поэты”. К “проклятым” с полным основанием он относил и себя. Роковой в жизни Верлена стала встреча с семнадцатилетним поэтом-бунтарём Артюром Рембо (1854–1891). После этого жизнь вышла из заданной колеи: Верлен порвал с женой, пустился в пьяные оргии и полуголодные скитания с Рембо, сопровождающиеся припадками ревности и страшными ссорами, и, наконец, однажды выстрелил в Рембо, после чего провёл два года в тюрьме и последние пятнадцать лет между пивной и больницей. Но именно “неудачнику” Верлену удалось “открыть новые пути в поэзии” (В.Брюсов) — пути сближения музыки и стиха.

L’ame d’un vieux poete erre dans la gouttiere
Avec la triste voix d’un fantome frileux.
Le bourdon se lamente et la buche enfumee,
Accompagne en fausset la pendule enrhumee…

Душа старого поэта блуждает в водосточной трубе,
И у неё грустный голос зябкого привидения.
Жалобно стонет колокол, а в камине головешка
Подпевает фальцетом стенным часам, у которых насморк.
(Подстрочный перевод И.Анненского)

А вот “дождливое” стихотворение Верлена:

Сердце тихо плачет,
Словно дождик мелкий,
Что же это значит,
Если сердце плачет?

Падая на крыши,
Плачет мелкий дождик,
Плачет тише, тише,
Падая на крыши.

И, дождю внимая,
Сердце тихо плачет,
Отчего, не зная,
Лишь дождю внимая.

И ни зла, ни боли!
Всё же плачет сердце.
Плачет оттого ли,
Что ни зла, ни боли?
(Перевод И.Эренбурга)

У Бодлера тема тоски выражена в изысканной форме сонета. Уныние становится повсеместным, охватывая душу поэта, его вещи, город, саму природу. Но оно не бесформенно: музыка тоски чётко разложена на голоса — плач души, уподобленный журчанию водосточной трубы и загробному лепету, фальцет головешки в камине, хрип часов, стоны колокола, шёпот дождя. Строгая симфоническая композиция необходима Бодлеру, чтобы свести отдельные мотивы к единому символу-лейтмотиву — личной печали, откликающейся на мировую тоску.

De la musique / avant toute chose,
Et pour cela / prefere l’Impair
Plus vague et plus / soluble dans l’air,
Sans rien en lui / qui pese ou qui pose.

Музыка будь / нам первейшим благом:
Лучше всего / тот нечёткий ритм,
Который так / плывёт и парит,
Что не с руки / ни тогам, ни тягам.

Французский читатель XIX века, приученный к строгой ритмической симметрии — цезуре только в середине стиха, не мог не услышать в строках Верлена новаторских диссонансов и не отметить дерзости асимметричной цезуры, делящий стих на две неравные части. Так Верлен не просто утверждает необходимость “нечёткого ритма”, но и подтверждает свою идею самим стихом. По словам Б.Пастернака, он “великолепно знал, что ему надо и чего недостаёт французской поэзии для передачи нового вихря в душе и в городе И в любой степени пьянства или маранья ради баловства, разложив ощущенье до желаемой границы и приведя мысли в высшую ясность, он давал языку, на котором писал, ту беспредельную свободу, которая и была его открытием в лирике”.

Основы символизма заключены в романтической приверженности высшему принципу и идеальному миру. Возник символизм из-за кризиса, поразившего Европу во второй половине девятнадцатого века. Все ожидали "конца света" и "заката Европы", ожидание гибели цивилизации способствовало обострению метафизических настроений, заставляя дух торжествовать над материей. В результате переоценки ценностей недавнего прошлого возник бунт против узкого материализма и натурализма. Символизм стал одной из форм преодоления позитивизма, реакцией на "упадок веры". На скрижалях символизма начертано: "Материя исчезла", "Бог умер". Европейская цивилизация была основана на определенной системе христианских ценностей, и вот устои были нарушены, однако новый "Бог" - а это вера в разум и науку - оказался ненадежным.

"Однозначные закономерности", известные прежде, были существенно пересмотрены: мир стал не просто непознанным, но и непознаваемым. Сознание того, что прежнее знание ошибочно и не является полным, вело к поиску новых путей, с помощью которых можно постичь действительность. Путь творческого откровения нашли символисты, по их мнению символ - это единство, и реальности он обеспечивает целостное представление.

Новизна французского символизма заключалась в том, что в стихах впервые во всеуслышание о себе заявляет современный город - мегаполис. Символы повсюду играют среди прямых каменных линий, они слышны в шуме улиц, заметны в волшебстве газовых фонарей и лунных декораций.

Шарль Бодлер (1821–1867) - предшественник и учитель символистов, он открывает галерею "проклятых поэтов". В 1857 году появилась его знаменитая книга "Цветы зла". Многие символисты в поисках пути к "несказанному" подхватили мысль Бодлера о "соответствиях" между цветами, запахами и звуками. Согласно убеждению символистов, близость различных переживаний должна найти выражение в символе. Девиз символистских исканий - сонет Шарля Бодлера "Соответствия", где есть знаменитая фраза: "Перекликаются звук, запах, форма, цвет".

Символисты пытались на сокровенном языке намеков и внушения передать то, что невыразимо, опираясь при этом на религиозное понимание символа как земного знака небесных истин. Это удавалось им благодаря размыванию словарного контура слова, максимальному расширению его значения. К примеру, смысл строки Шарля Бодлера: "Угольные реки устремляются вверх к небосводу" (из произведения "Пейзаж") не сводится просто к "дыму городских труб", а намекает на некую невыразимую тайну, которая связывает земное и небесное, временное и вечное, низкое и высокое. Согласно завету Бодлера в знаменитом стихотворении "Соответствия", символисты в словах и вещах находили прежде всего подобия, знаки чего-то неизвестного. Зов тайного смысла был слышен им в звуках языка, в музыке. Во времена символизма поэзия стремилась слиться с музыкой. В своем письме, написанном композитору Рихарду Вагнеру, Бодлер говорит о неземном единстве музыки и поэзии: "Только благодаря поэзии и сквозь поэзию, только благодаря музыке и сквозь музыку душа улавливает великолепия, находящиеся за гробом".

Поиск соответствий лежит в основе символистского принципа объединения искусств. Взаимопроникновение любви и смерти, гениальности и болезни, губительный разрыв между внешностью и сущностью в творчестве Бодлера - доминирующие темы в поэзии символистов.

Получив понимание сути символизма в творчестве Бодлера, ознакомьтесь также с такими сочинениями:

Известный французский поэт, критик, эссеист и переводчик Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец имел крестьянское происхождение, но во время правления Наполеона он стал сенатором. На момент рождения сына Бодлеру старшему уже было 62 года, его жена была моложе его на 35 лет. Отец очень любил искусство и приучал к нему своего сына.

В 1827 году, когда Шарлю было всего шесть лет, его отец скоропостижно скончался. Мать вышла замуж второй раз, но отношения с отчимом у мальчика не сложились.

В 1832 году семья переехала в Лион, где Шарль Бодлер был оформлен в пансион, после которого он стал обучаться в Лионском королевском колледже. В юном возрасте у Бодлера началась проявляться страсть к литературе.

В 1836 году Бодлер вместе со своей матерью и отчимом возвращается в Париж, где поступает в коллеж Людовика Святого на правовые курсы. В период обучения в этом колледже он начинает вести достаточно бурную увеселительную жизнь, забыв при этом об учебе. Результатом этого стало его отчисление из колледжа за год до окончания курса обучения.

В 1841 году ему все-таки удалось с большим трудом получить степень бакалавра по праву.

В 1842 году Бодлер вступает в права владения наследством, которое ему оставил родной отец после своей смерти. Бодлер начинает вести расточительный образ жизни, деньги быстро начинают заканчиваться. Примерно в этот же период своей жизни Шарль Бодлер знакомится с Жанной Дюваль – актрисой и балериной. Дюваль стала его музой на долгие годы, именно эту женщину Бодлер любил всю свою жизнь.

Матери Бодлера крайне не нравилось повеление сына. В 1844 году она подала в суд иск об установлении опекунства над ее сыном. Суд вынес решение о том, что наследством могла распоряжаться мать, а Бодлер мог получать лишь некоторую ежемесячную выплату с этого наследства. В этот период жизни Бодлер часто вкладывал деньги в некие не очень перспективы проекты, поэтому часто находился на грани нищеты, кроме того всю свою оставшуюся жизнь Бодлер страдал от сифилиса.

Начиная с 1846 года Бодлер начинает увлекаться творчеством американского писателя Эдгара По. Работы этого писателя настолько сильно повлияли на мировоззрение Бодлера, что он практически в течении 17 лет занимался переводами произведений По на французский язык.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1848 году Бодлер принял участие в революции, но вскоре в революционерах он разочаровался и стал осуждать их деятельность.

Бодлер продолжает заниматься литературным творчеством. 1850-е годы считаются творческим пиком писателя.

В 1865 году Шарль Бодлер переехал в Бельгию, где прожил два года. Сифилис, которым был болен писатель, продолжал прогрессировать, и состояние здоровья Бодлера постепенно становилось все хуже и хуже.

В 1866 году по причине ухудшения здоровья Бодлер попал в брюссельскую больницу, вскоре к нему приехала мать. Разум писателя постепенно начинал терять ясность, потому было принято решение перевести писателя в Париж и поместить в клинику для умалишенных. В этой клинике известный писатель, основоположник эстетики декаданса и символизма скончался 31 августа 1867 года.

Творчество Бодлера

Неоспорим тот факт, что Шарль Бодлер является ярчайшей фигурой французской литературы. Его поэзия представляет собой сочетание традиций романтизма и символизма, по отношению к последнему Бодлер является родоначальником.

Период с конца 1840-ого по 1850-е является временем, когда происходит становление мировоззренческих и литературных предпочтений поэта.

Изначально Бодлера интересовали бунтарские и анархические мотивы, после событий революции, Бодлер в своих прежних идеалах крайне разочаровался и постепенно старается отходить от политики. Несмотря на это отголоски бунтарства будут проходить через творчество Бодлера всю его жизнь.

Книга является четко структурированной. Она поделена на шесть основных разделов:

Основными темами стихотворений являются скука, уныние, меланхолия, много стихотворения посвящены Жанне Дюваль.


Смерть могильщика Карлоса Швабе представляет собой визуальный сборник основных тем символизма. Смерть , ангелы , снег и драматические позы персонажей.

Эволюция

Истоки и предшественники


Символизм вначале был литературной реакцией против натурализма и реализма , антиидеалистических течений, которые возвеличивали повседневную реальность и ставили ее выше идеала. Эти движения вызывали у парижской молодежи сильное отторжение, приводя их к превознесению духовности , воображения и мечтаний. [ 1 ] Первым отреагировавшим писателем был французский поэт Шарль Бодлер , которого сегодня считают отцом современной лирики и отправной точкой таких движений , как парнасизм , декаданс и модернизм . и символизм. Его работы, в том числе Las flores del mal , Los Poemas en prosa и Los paraísos Artificial , были настолько обновляющими, что некоторые из них были запрещены, поскольку считались темными и аморальными, так как они открыто изображали употребление наркотиков , сексуальность и секс, сатанизм . Первым движением-потомком этой пост- романтической идеологии будет парнасианство .

Прибытие проклятых поэтов

Движение


Определение и стиль

Манифест символистов

( В этом искусстве сцены природы, действия людей и все остальные существующие явления не будут именоваться для самовыражения; они будут скорее чувствительными платформами, призванными показать их эзотерическое родство с изначальными Идеалами). [ 6 ]

Прозаический и символистский театр

Самые представительные поэты


Монета стола , коллективный портрет символистов. Поль Верлен и Артюр Рембо сидят слева от Анри Фантен-Латура.

Влияние на латиноамериканскую литературу

Испанский литературный символизм с некоторыми важными предшественниками на полуострове, такими как Густаво Адольфо Беккер и Сальвадор Руэда , был включен в более общее движение, известное как Модернизм , которое началось в Латинской Америке.

Символизм уже можно найти у кубинцев Хулиана дель Касаля и Хосе Марти , у колумбийца Хосе Асунсьона Сильвы , у мексиканца Мануэля Гутьерреса Нахеры и у других американских постромантичных авторов, таких как аргентинец Леопольдо Лугонес , уругвайец Хулио Эррера-и-Рейссиг , Рикардо Хаймес. Фрейре , Амадо Нерво , Сальвадор Диас Мирон , Гильермо Валенсия или перуанец Хосе Мария Эгурен ; Никарагуанец Рубен Дарио , великий представитель модернизма в Испании, ассимилировал и распространил его.

Символизм в других искусствах

Параллельно стремлению импрессионистов к живописи на пленэре против официального академизма и попыткам научного построения живописи так называемым пуантилизмом развивается новое понимание функции и предмета живописи. Символисты, чьи прецеденты есть у Уильяма Блейка , назареев и прерафаэлитов, выступают за живопись с поэтическим содержанием.

Символистское движение противодействует ценностям материализма и прагматизма индустриального общества, претендуя на внутренний поиск и универсальную истину, и для этого они используют сны, которые благодаря Фрейду они воспринимают уже не как нереальные образы, а как средство выражение действительности.

Символизм не мог развиваться через единый стиль; поэтому очень трудно определить его в общем виде. Скорее, это конгломерат отдельных живописных встреч.

С самого начала ему нужен был абстрактный живописный язык. Следовательно, художники использовали словарь линейных и орнаментальных форм и антинатуралистическую композицию живописи. Именно эти абстрактные элементы, подчеркнутые линейностью, а также композиционные отношения, присущие живописи, делают символизм предшественником столь близкого модернизма . У Гюстава Моро особое видение красоты, любви и смерти. Пьер Пюви де Шаван , кажется, увековечивает ясность и композиционную строгость классицизма в сочетании с плоскими, чистыми цветами. Его работы кажутся лишенными движения и света. Одилон редон направляет свои усилия на представление идей таким образом, чтобы его работа приближалась к тому, что позже станет сюрреалистической эстетикой.

Символисты нашли параллельную поддержку у писателей: Шарля Бодлера , Жана Мореаса против резкого натурализма Золя . Что касается скульптуры, Роден был наиболее близок к его подходам и, несмотря ни на что, тесно связан с бюджетами великого скульптора-импрессиониста Эдгара Дега . Очень близка к подходам символизма, в рамках которых он вписан, Понт-Авенская школа, одна из первых, которая определила себя как таковую. Понт-Авен — небольшой сельский городок во французской Бретани, куда в 1886 году отправилась группа художников-неоимпрессионистов. Первым был Эмиль Бернар , который попытался восстановить целостность деревенского, архаичного, в области, совершенно чуждой достижениям современной жизни. Бернар культивировал очень индивидуальный стиль плоских цветов, идеально очерченных силуэтными контурами.

Символистская скульптура

Символизм имеет академическую эстетику и больше подходит для авангардных скульптурных достижений. Наряду с Роденом выделяется Аристид Майоль (1861–1944), великий мастер символистской скульптуры. Ночь, Иль-де-Франс, Цветы на лугу, Венера, Флора, Река . Также заслуживают внимания Адольф фон Хильдебранд , Конная статуя принца-регента , Медардо Россо , Больной ребенок, Голова ребенка , Антуан Бурдель , Геракл Лучник .

Символистская живопись


Наглядно наиболее важными характеристиками являются следующие:

    : иногда использовались яркие цвета, чтобы подчеркнуть сказочное ощущение сверхъестественного. Точно так же использование пастельных тонов некоторыми художниками вместе с размытием цвета преследовало ту же цель.
    : Интерес к субъективному, иррациональному сохраняется, как и в романтизме . Они не остаются в чистом физическом облике объекта, но через него достигается сверхъестественное, что связано с особым интересом к религии. Художники и поэты больше не стремятся запечатлеть внешний мир, а скорее мир своих снов и фантазий через аллюзию символа. Живопись предлагается как средство выражения душевного состояния, эмоций и идей человека через символ или идею.

Одной из самых важных новинок на тематическом уровне является роковая женщина. Возникает союз между Эросом и Танатосом, в основе которого лежат новые отношения между полами.

Живопись определяется такими понятиями, как идеист (идей), символист, синтетический, субъективный и декоративный.

    : Художников объединяет стремление создать картину, неподвластную реальности, в отличие от реализма, и где каждый символ имеет свою специфику в субъективном вкладе зрителя и художника. Нет единого чтения, но каждая работа может относиться к разным вещам для каждого человека. Таким образом, его оригинальность заключается не в технике, а в содержании.

Испанские символисты находились под сильным влиянием искусства предшественников, особенно Гюстава Моро , Пьера Пюви де Шаванна , Арнольда Беклина , Эдварда Бёрн-Джонса и Родольфа Бресдена .

Многие выбрали только истинного представителя символизма. Одилон Редон , который культивировал стиль чистых цветов и причудливую тему, искал синтез между мечтой и жизнью. Однако эти идеи проявились уже у Гогена Понт -Авенской школы и у его последователей.

Позже наби , второе поколение символистов, стремились воплотить эти идеи в образ жизни и активные реформы. В отличие от импрессионизма, особой школы, расположенной в основном во Франции, символизм был великим движением, которое также распространилось на Испанию. Он распространился с 1890 года и принял разные интерпретации. В Каталонии выделяется творчество Хуана Брюлля , Адриа Гуаля и Сантьяго Русиньоля середины 1890-х гг.. Внутри символизма также оформилось течение, акцентировавшее определенные черты их фигураций, что вывело из равновесия объективистское изображение вещей в сильно экспрессивном смысл.

В Бельгии стоит упомянуть работы Жана Дельвиля , Фернана Кнопфа и Вильяма Дегува де Нунка , в линии культа таинственного. Эта тенденция, которая имеет явного предшественника в бельгийском Фелисьене Ропсе , представлена Яном Торопом , одной из ключевых фигур, наряду с Климтом , в изобразительном символизме.

В Италии, напротив, символизм имел прочную основу мелкого реализма в работах Гаэтано Превиати , Джованни Сегантини и Пеллиццы да Вольпедо .

Также в Германии символистское искусство характеризовалось очень реалистичной техникой, но с идеалистической темой; Здесь выделяется Фердинанд Ходлер (Швейцария) .

В скандинавских странах он характеризуется строгим видением и ярко выраженным выражением одиночества с такими художниками, как Вильгельм Хаммершой , Харальд Сольберг , Тораринн Б. Торлакссон и Магнус Энкель . Исключением будет покойный Аксели Галлен-Каллела , склоняющийся к мифологии.

Символизм оказал заметное влияние на более поздние движения, такие как модерн или сюрреализм .

представители

Школа Понт-Авен

С 1873 года город Понт-Авен часто посещают студенты Школы изящных искусств в Париже. В 1886 году прибыл Гоген , а в 1888 году поселилась группа художников, желающих следовать его учению за пределами Академии. Они принимают участие в выставке Café Volpini в 1889 году . В том же году Гоген уехал на Таити , и группа исчезла.

Для его работ характерно свободное использование цвета — они могут покрасить траву в красный цвет, если захотят, — который наносится крупными пятнами и матовыми красками. Они используют клуазонизм . В результате получается очень декоративная работа. Знание первобытного искусства и японских гравюр сильно повлияло на этот способ живописи. Есть желание синтезировать формы. Они представляют собой синтез импрессионистского и символистского стилей, поэтому их можно считать символистами из-за их духа.

Среди самых выдающихся художников Пон-Авена Эмиль Бернар : бретонцы, танцующие на лугу , Шарль Лаваль : автопортрет , Мейер де Хаан : бретонские женщины, плетущие коноплю , Поль Серюзье : натюрморт с лестницей , Эмиль Шуффенекер : скалы Конкарно , Куно Амиет , Луи Анкетен и Родерик О'Конор .

Лос-набис

Наби — последователи эстетических идей понт-авенской школы, но они не принадлежат к Академии или являются дезертирами. Наби означает пророки на иврите . Они пытались сблизить импрессионизм с символизмом, чтобы их можно было считать символистами. Его эстетический замысел принципиально декоративный, поэтому в картине запечатлена игра ощущений, а не интеллектуальное построение.

Они используют плоские цвета с большим эстетическим смыслом. У них есть абсолютная свобода, когда дело доходит до использования цвета и композиции. Они использовали в своих картинах всевозможные материалы, краски, клей, картон и т. д., чтобы различать текстуры, но не доходя до коллажа . Они проектировали витражи и использовали литографии и гравюры, чтобы выразить себя.

Они украшали театры, обложки книг, журналов и все, что требовалось, работая на заказ. Это подразумевало, с одной стороны, широкую известность его работ, а с другой, что они не были уникальными, а печатались и повторялись, придавая художественному произведению новое измерение. Произведение искусства уже не уникально, несмотря на это они не создали школу.

Среди наби выделяются такие художники, как Пьер Боннар : Портрет Натансона и миссис Боннар , Эдуар Вюйар : Автопортрет , Морис Дени : Пейзаж с зелеными деревьями , Феликс Валлоттон : Читатель , Кер Ксавье Руссель : Кучи у моря , Анри-Габриэль Ибельс и Поль Рэнсон . Трех великих символистов, Гюстава Моро , Одилона Редона и Шаванна , также можно считать наби .

Читайте также: