Виды и условия трудовой деятельности человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Трудовая деятельность рассматривается в социологии, обществознании и управлении персоналом немного в разном ключе. Если в социологии и обществознании часто трудовая деятельность — это любой полезный труд человека, который проявляется в различных сферах жизни, то для специалистов по HR трудовая деятельность невозможна без работодателя и сотрудника.

Трудовая деятельность или труд — целесообразная, осознанная деятельность человека, которую общество принимает как важную деятельность. Такие процессы необходимы для создания благ и удовлетворения потребности человека.

В этом варианте трудовая деятельность:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • труд на рабочем месте;
  • труд в огороде или личном подсобном хозяйстве;
  • труд по уходу за животными, больными;
  • ведение домашнего хозяйства;
  • в некоторых учебниках — детская игра.

Трудовая деятельность также рассматривается как трудовые процессы, то есть отношения, которые возникают между работником и работодателем в периоде времени.

Трудовая деятельность представляет собой фиксированный, последовательный ряд операций, действий и функций, имеющий конкретные цели, и совершаемый работником для организации в конкретное время на рабочих местах.

Цели трудовой деятельности:

  • создание материальных благ;
  • научная работа и образование;
  • оказание услуг;
  • накопление и передача информации.

Для осуществления трудовой деятельности необходимы три ключевых составляющих:

  1. Объект труда — работник — тот, кто совершает действие.
  2. Средство труда — компьютер, оборудование, инструменты — с помощью чего совершается действие.
  3. Предметы труда — материалы, сырье, природа, система знаков и букв, другой человек, художественный образ — то, на что направлен труд человека.

Что не относится к трудовым отношениям

Трудовые отношения — это отношения, которые закреплены соглашением/договором между работодателем и работником, где работник выполняет функции в рамках конкретно порученной работы, в определенное время и место, за оговоренную заработную плату.

К трудовым отношениям не относятся:

  1. Процессы, где не задействован человек.
  2. Процессы, где нет работодателя и работника.

Помыть пол в своей квартире — это не трудовые отношения, но трудовая деятельность.

Помыть пол в квартире нанимателя и получить за это зарплату — трудовые отношения и трудовая деятельность.

Виды трудовой деятельности человека

Разделяют физический и умственный труд.

Физический труд — одна из основных форм простого процесса труда, при которой физическая нагрузка преобладает над психической. Такой труд требует большой физической подготовки, выносливости, необходимо прилагать физические усилия, затрачивая при этом энергию.

Физический труд может быть:

  • ручной;
  • механизированный;
  • труд на конвейере;
  • труд на автоматической и полуавтоматической машине.

Умственный труд — одна из основных форм простого процесса труда, где преобладает психическая и умственная нагрузка человека.

Умственный труд подразделяется на:

  • управленческий;
  • творческий;
  • труд учителей, врачей, учащихся.

Выделяют и умственно-физические формы труда, имеющие признаки двух видов деятельности.

В целом, с развитием и техническим переоснащением трудового процесса физический труд приобретает черты умственного труда. Технический прогресс совершенствует функции, выполняемые человеком.

В зависимости от оснащения, ситуации, одни и те же трудовые задачи могут выполняться разными способами.

В логистических комплексах сортировка или сборка груза может идти как вручную, так и с помощью автоматизированных процессов, которые регулируются индивидуально.

Классификация, какие различают на практике

Классификация видов трудовой деятельности по признакам:

1. По содержанию:

  • отраслевой (строительство, Информационные технологии, Пищевая промышленность);
  • профессиональный (научный, инженерный, педагогический, административный);
  • функциональный (воспроизводство, инновации, предпринимательство).
  • социальный (наемный/частный, общественный/личный, индивидуальный/хозяйственный);
  • структурный (простой/сложный, рутинный/творческий, физический/умственный).

3. По средствам и способам:

  • ручной, машинный, машинно-ручной, автоматизированный;
  • низкотехнологичный, высокотехнологичный;
  • различный по степени участия человека.
  • стационарный, передвижной;
  • легкий, средней тяжести, тяжелый;
  • наземный, подземный;
  • привлекательный, непривлекательный;
  • со свободным или фиксированным ритмом.

Формы организации трудовой деятельности дошкольников

Трудовая деятельность детей в возрасте до семи лет — это разновидность метода обучения через подражание взрослым, осознание зоны ответственности, запоминание и общение со сверстниками.

При наделении малышей обязанностями в дошкольной организации учитывают его предыдущий опыт, психологическую и физическую готовность, характер, возраст, содержание задания и цель, с которой ребенка наделяют этими обязанностями.

Самообслуживание — в дошкольном возрасте часто дети уже самостоятельны. Но в младших группах через самостоятельный уход за собой (умывание, переодевание, подготовка ко сну, прием пищи) формируется привычка к этим процессам. Если на первых порах какие-то действия могут даваться с трудом, то в повторении происходит закрепление и формирование осознанности.

Также воспитатели могут показывать как просить о помощи, как помогать другим. Через название предметов в процессе укладывания спать или переодевания происходит расширение словарного запаса.

Поручения — это просьба взрослого выполнить какое-либо действие.

Поручение может быть различно

  • по форме: индивидуальное (только одному ребенку), подгрупповое (несколько детей), общее (всей группе детей);
  • по продолжительности: краткосрочные (убрать со стола после обеда) и долгосрочные (кормить животных в живом уголке), а также постоянные (мыть руки перед едой) или одноразовые (принести пирамидку);
  • по содержанию.

Считается, что поручение — ведущая форма деятельности в младшем возрасте. В среднем и старшем дошкольном возрасте эта Форма труда трансформируется в обязанности.

Дежурство — индивидуальная или групповая форма деятельности на благо группы людей. Здесь важна общественная значимость, забота о нескольких людях. Примером такой деятельности является, например, накрытие на стол для всей группы или уборка после игрового времени. Дежурных назначают ежедневно, дети меняются обязанностями, видят, кто лучше справляется, берут пример друг с друга.

Коллективная трудовая деятельность — при устойчивых навыках в старшем и дошкольном возрасте предлагают детям одно задание на всю группу. Для достижения цели дети должны уметь договориться, разбить большую цель на подзадачи, поделить функционал между собой. Воспитатель может и наблюдать, и подсказывать или направлять.

Совместная деятельность также формирует навыки общения, помогает осознать значимость одной конкретной обязанности для общего дела. Пример — оформление группы к празднику, где кто-то готовит украшение, кто-то убирает игрушки, столы, кто-то клеит украшение на стену и т.п.

Основные виды трудовой деятельности представлены на рисунке.

Виды трудовой деятельности человека

Виды трудовой деятельности человека

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20. 25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Общие понятия о трудовой деятельности человека и условиях его труда

Трудовая деятельность (труд) — это особая энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет те или иные элементы внешнего мира и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Продукт труда может быть выражен в стоимостной, денежной форме как полученный в результате его реализации доход или заработок.

В процессе труда человек взаимодействует с предметами труда и средствами труда , а также с окружающей средой . Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется развитием технологий , уровнем автоматизации производства.


Процесс труда

Необходимым условием производительного труда является его безопасность труда, соответствие санитарно-гигиеническим, эргономическим и эстетическим требованиям. Проблема взаимоотношений человека и природы стала предметом нового научного направления — социальной экологии .

Неисчерпаемое многообразие видов труда легко можно классифицировать по типам и формам. Так, социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По данному признаку различают частный труд (собственника или арендатора) и наемный труд (организационные формы этих видов труда — индивидуальный и коллективный труд). Социальный характер труда проявляется в формировании способов его мотивации (желание, осознанная необходимость, принуждение). Структурный характер труда определяется содержанием труда ; главными параметрами здесь выступают степень интеллектуализации и квалификационная сложность трудовых функций . Степень интеллектуализации трудовой функции различается в зависимости от доли содержащихся в ней элементов умственного и физического труда, а также от доли творческого и репродуктивного (нетворческого) труда.

Физический труд — это одна из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием физической нагрузки над психической . В процессе физического труда человек использует мышечную энергию и силу для приведения в действие средств и орудий труда, чтобы преобразовать предмет труда в продукт труда, и частично управляет этим действием. Вначале весь физический труд был ручным. Изобретение новых видов средств труда, а также новых видов энергии (паровой, электрической и т.п.) и способов их применения для механизации труда всегда было направлено на облегчение той или иной процедуры или операции физического труда человека. С этой точки зрения выделяют следующие типы процессов труда:

ручные. Они выполняются вручную с помощью немеханизированных орудий труда, например крепление горных выработок, ручная сборка узлов и машин, ручная формовка и т.д. В данном типе трудовых процессов выделяют ручной творческий труд, который отличается от большинства ручных работ повышенным содержанием элементов творчества, художественной фантазии, индивидуальным (авторским) характером исполнения и другими качествами, например производство изделий в традициях народных художественных промыслов (богородская резьба по дереву, мстерская, жостовская декоративная роспись на художественных изделиях и др.), ювелирно-филигранное производство, производство изделий из янтаря и др.;

- машинно-ручные. К ним относятся процессы, выполняемые машинами или механизмами при непосредственном участии рабочего (одновременно используются усилия рабочего и энергия машины), например обработка деталей на деревообрабатывающих или металлорежущих станках с ручной подачей, стачивание швов в швейном производстве. К машинно-ручным относятся также процессы, выполняемые рабочими с помощью ручных механизированных орудий труда, таких как сверлильные электромашины, отбойные молотки, электрогайковерты, пневматические трамбовки и т.д.;

- машинные. Здесь основная работа выполняется машинами, а элементы вспомогательной работы — вручную или при помощи механизмов. К машинным процессам, например, относится обработка деталей на станках с механизированной подачей и др.;

- автоматизированные. Это процессы, в которых основная работа механизирована полностью, а вспомогательная механизирована частично (полуавтоматы); управление работой механизмов происходит автоматически. В этих случаях функции рабочих сводятся к наладке машин, наблюдению за их работой и устранению дефектов, а на полуавтоматах, кроме того, к периодической подаче сырья (заготовок) и снятию готовых изделий. К такого рода процессам, например, относятся токарная обработка деталей на станках с программным управлением, изготовление продукции на автоматических линиях и др.;

- аппаратурные, т.е. процессы, осуществляемые на специальном оборудовании (аппаратах) путем воздействия на предмет тепловой, электрической или химической энергии. При этом рабочие регулируют ход протекающих процессов. К аппаратурным процессам, например, относятся плавка чугуна в вагранках, доменных печах; отжиг и цементация деталей; большинство процессов в химической и нефтеперерабатывающей промышленности и др.

При идентификации видов труда по указанным признакам устанавливаются соответствующие количественные критерии исходя из соотношения между занятостью рабочего места и работника. Отличительной чертой механизированного труда является уменьшение при выполнении работы участия крупных мышечных групп и увеличение значимости более мелких мышечных групп при значительном возрастании скорости и точности движений . В условиях механизированного производства преобладают локальные и региональные работы, которые могут носить как динамический, так и статический характер. Профессии механизированного труда требуют накопления специальных знаний и двигательных навыков, необходимых при управлении различными инструментами, механизмами, станками и т.д. Примером такого вида труда могут служить различные виды станочных работ, рихтовочные работы и др.

По степени благоприятности условий различают такие виды труда, как стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный; нерегламентированный (свободный), регламентированный и жестко регламентированный (принудительный труд).

Для общей характеристики конкретного труда используются все рассмотренные группы признаков в их сочетании.

По профессиональному признаку может быть выделен труд научный (или исследовательский), инженерный, управленческий, производственный, педагогический, врачебный и др. По функциональному признаку виды труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в экономическом цикле хозяйственной деятельности. По отраслевому признаку выделяют такие виды труда, как промышленный (в том числе добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный (в том числе растениеводческий и животноводческий), строительный, транспортный и коммуникационный (в производственной сфере).

Умственный труд — вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием психической (умственной) нагрузки над физической (мускульной) . В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности. Технический прогресс в сфере автоматизации и информатизации всех видов деятельности неизбежно уменьшает роль физического труда в процессе производства и увеличивает роль труда умственного. При этом исчезают одни проблемы, но неизбежно возникают другие. Так, например, возрастающая ответственность оператора за своевременное распознавание сигнальной информации и принятие правильного решения (водитель, машинист электровоза, пилот самолета, диспетчер и т.д.), быстрая смена ситуации (диспетчер аэропорта), непрекращающаяся монотонность репродуктивного труда, требующего внимания и сосредоточенности (кассир супермаркета), и многое другое ставят новые проблемы облегчения умственного труда.

Подчеркнем, что характер труда существенно меняется, когда вместо одного человека начинают совместно трудиться несколько человек . Организацию труда одного, двух, трех и более человек определяют совершенно разные задачи, вносящие свои проблемы в запланированное осуществление простого процесса труда. Здесь возникает проблема наемного труда, т.е. труда наемного работника (владеющего только своей рабочей силой) за какое-либо вознаграждение (чаще всего за заработную плату) в интересах нанимателя (работодателя), владеющего на правах собственности или аренды средствами производства и выступающего организатором производства, которому остается продукт труда. Для работника наемный труд служит источником получения средств к существованию, для работодателя — источником получения продукта труда и извлечения прибыли, источником богатства.

Условия труда

Как и любая иная деятельность, трудовая деятельность чревата опасностями, в том числе для жизни и здоровья занятого в простом процессе труда человека, его работоспособности и возможности найти работу. Для устранения или уменьшения опасностей на производстве должны быть созданы благоприятные условия труда и обеспечена его надежная безопасность. Под условиями труда понимается совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). Основными характеристиками трудового процесса являются тяжесть и напряженность труда.

Тяжесть труда — один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), которые обеспечивают его деятельность. Тяжесть труда определяется рядом показателей, факторов труда при динамической и статической работе:

  • величиной поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
  • количеством стереотипно повторяющихся движений;
  • характером рабочей позы;
  • количеством глубоких наклонов корпуса;
  • величиной статической нагрузки.

Напряженность труда — один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, определяющим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.

Под факторами производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека, понимают самые различные условия этой среды: от физических до социально-психологических. Все опасности, связанные с охраной труда, классифицируют как опасные и вредные производственные факторы физического, химического, биологического и психофизиологического типа .

Безопасность труда — состояние условий труда, при котором исключено воздействие опасных и вредных производственных факторов на работников. Состояние безопасности — это такое состояние, когда не существует опасности несчастного случая, способного причинить вред. Степень безопасности может изменяться с течением времени, поскольку степень риска может меняться в зависимости от объективных обстоятельств и поступков людей. В силу этого следует периодически проверять степень безопасности методом визуального или инструментального контроля. После соответствующей проверки разрабатываются мероприятия профилактического и защитного характера, выполнение которых улучшает условия и охрану труда.

Безопасные условия труда — это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 209 ТК РФ). Безопасные условия труда являются важнейшим элементом организации труда и производства, предпосылкой его эффективности. Прямого показателя безопасных условий труда пока не изобрели, однако в качестве косвенного показателя безопасных условий труда выступают здоровье работников и их высокопроизводительный труд без травматизма и профессиональных заболеваний . На практике применяются показатели, характеризующие опасность труда: количество травм, их частота и тяжесть. Обязанности по обеспечению безопасных условий труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ возлагаются на работодателя. Профсоюзы и иные представительные органы работников осуществляют общественный контроль за обеспечением безопасных условий труда.

Как известно, при определенных обстоятельствах воздействие условий труда на работающего человека может привести к неблагоприятным событиям, таким как утомление, усталость (болезнь).

Утомление — это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерно интенсивной или длительной деятельности и проявляющееся временным снижением функциональных возможностей человеческого организма. Различают физическое, умственное и эмоциональное утомление.

Усталость — это субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда оно может возникать и без реального утомления.

Причинная связь заболевания с условиями труда очень сложна и неоднозначна. Комплекс факторов производственной среды, формирующий условия труда, тяжесть и напряженность процесса труда оказывают на работников как специфическое (т.е. прямо и четко направленное ), так и неспецифическое ( общее неблагоприятное ) воздействие.

Чаще встречающееся неспецифическое воздействие снижает в целом защитные функции организма, что приводит к развитию общих заболеваний. Поскольку эти заболевания спровоцированы условиями труда, их часто называют производственно обусловленными заболеваниями. На практике отделить их от обычных заболеваний достаточно сложно (а иногда и невозможно).

Встречающееся реже специфическое воздействие связано с конкретными производственными факторами и приводит к развитию определенных, вызываемых этими факторами заболеваний. Поскольку такого рода заболевания вызваны неблагоприятными условиями труда конкретных рабочих мест конкретных профессий, их называют профессиональными заболеваниями, которые могут быть как острыми, так и хроническими.

Острое профессиональное заболевание это заболевание, возникающее внезапно, после однократного (в течение одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия вредных производственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Как правило, это ингаляционные отравления.

Хроническое профессиональное заболевание это заболевание, возникающее в результате длительного воздействия вредных производственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Подавляющее большинство (около 95%) профессиональных заболеваний носит хронический характер.

Практика показывает, что болезненные изменения в организме могут незаметно накапливаться годами и вдруг проявиться как тяжелое профессиональное заболевание. Поэтому профессиональные заболевания часто приводят к профессиональной инвалидности работников. Например, почти все больные пневмокониозами 1 Пневмокониоз — профессиональные заболевания легких, обусловленные длительным вдыханием пыли. Пневмокониозы могут встречаться у рабочих горнорудной, угольной, асбестовой, машиностроительной и некоторых других отраслей промышленности. получают профессиональную инвалидность и вынуждены менять профессию. Кроме того, смертность лиц с профессиональными заболеваниями от присоединившихся и развивающихся под воздействием вредных производственных факторов обычных заболеваний в десятки раз выше, чем среди населения в целом.

Другим весьма часто встречающимся неблагоприятным последствием воздействия неблагоприятных условий труда, помимо заболеваний, является травма, т.е. нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием. Мелкие порезы, растяжения и другие сравнительно легкие травмы, не приводящие к потери трудоспособности, часто называют микротравмами. Травма, вызвавшая смерть, называется смертельной травмой. Совокупность всех травм, само явление их получения называется травматизмом.

Для оценки травматизма нужно знать частоту возникновения травм, их тяжесть (с медицинской точки зрения) и долгосрочные социальные последствия (социальная тяжесть).

Возможность получения в процессе труда заболевания и (или) травмы, включая смертельную, добавляет к медикобиологическим последствиям (травма, заболевание, увечье, инвалидность, смерть) негативные социальные последствия. Эти последствия являются по своей сути опасностями труда как социального отношения . К ним относятся частичная или полная утрата работоспособности, профессиональной трудоспособности, общей трудоспособности.

Следует подчеркнуть, что даже небольшая потеря способности эффективно работать может стать непреодолимым препятствием в сохранении и (или) получении работы, особенно при избыточности рабочей силы на рынке труда.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как мы все знаем, что есть два вида трудовой деятельности: ФИЗИЧЕСКАЯ И УМСТВЕННАЯ .Как правило у каждой трудовой деятельности есть свои направления,у физической: ручной, механизированный, труд на конвейре и труд на автомате или полуавтомате, а в умственной деятельности: управленческий, творческий, операторский, труд преподавателей, учащихся врачей.

И так разберем физическую деятельность . Физический труд-это выполнение человеком энергетических нагрузок,при которой требуется значительная мышечная активность.Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма. В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.
Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20. 25 МДж в сутки и более.
При этом физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую.

Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве. Статическая работа с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя.

Труд на конвейере характеризуется скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну и туже, или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания. Повышается нагрузка на мелкие группы мышц, увеличиваются требования к точности и скорости движений. Типичным примером механизированного труда является работа станочника по обработке металлов.В индивидуальном производстве работа станочника достаточно многообразна, двигательные функции играют вспомогательную роль, основное — четкое программирование своей трудовой деятельности. В мелкосерийном производстве возрастает монотонность, повышается скорость работы вследствие повторяемости рабочих операций. В крупносерийном производстве двигательная функция упрощается и начинает преобладать фактор монотонности. Программирующая (умственная) трудовая деятельность сводится к минимуму.Следует отметить, что механизация вне зависимости от рассмотренных нами трех особенностей позволяет совершенствовать технологию, повышать качество и производительность труда. В то же время обслуживание механизмов требует знания их конструкции, определенной умственной нагрузки. Это существенно отличает механизированный труд от простого физического труда.

А теперь рассмотрим умственную деятельность . Умственный труд это деятельность связанная с оперированием информацией, ее приемом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания, памяти, а также эмоциональной сферы, зрительного и (или) слухового анализаторов. Главное отличие умственного труда от физического заключается в том, что головному мозгу приходится выполнять не только координирующие функции (то есть контролировать движения человека). При интеллектуальной работе мозг становится основным работающим органом Для умственного труда характерно снижение двигательной активности.Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшается внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и его состояние здоровья в значительной мере зависит от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны на такие как:операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.
Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой. Напряженная умственная работа, обусловленная большими объемами информации и сжатыми сроками выполнения (что встречается сегодня довольно часто), может привести к нервным перегрузкам, переутомлению. Нервные перегрузки, в свою очередь, могут стать причиной сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. Кроме этого, частый спутник умственного труда – малоподвижный образ жизни, следствием которого являются нарушение осанки и проблемы с пищеварением.

Читайте также: