Что такое смирять кратко

Обновлено: 07.07.2024

Что это такое

Смирение можно считать многогранным процессом, затрагивающим все аспекты человеческого бытия и продолжающимся на протяжении всего существования индивида.

Если рассматривать смирение, исходя из обстоятельств жизни в качестве внешнего отражения душевного состояния субъекта, то оно является жизненной философией. Раскрывается эта добродетель в ходе духовного саморазвития и выхода за границы собственного Я, которое активно управляет душой индивида и ограничивает её проявления посредством использования негативного реагирования в качестве способа самозащиты.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое смирение простыми словами, можно заключить, что это понятие, прежде всего, является морально-нравственной чертой, характеризующей отношение человека к своей личности. Это сдержанность духа, безропотность, отсутствие гордыни. Смиренный человек – это скромный, вежливый, почтительный индивид, несклонный к гордыне.

Если говорить о том, что такое смирение кратко, то это существование в гармонии, прежде всего, с собственной персоной и средой.

Многие отождествляют смирение со слабостью характера. Однако подобная трактовка ошибочна. В действительности описываемое качество способствует адекватной оценке собственного места в Мироздании: по отношению к окружению и Создателю. Смирение считается великой добродетелью, которая без показных эффектов часто незаметно для окружения происходит в душе человека.

Рассматриваемое качество для облегчения понимания условно можно разделить на 3 категории: смирение в христианстве, в отношении других лиц и собственной персоны.

Покорность Всевышнему подразумевает видение собственных грехов, упование лишь на милосердие Создателя, а не на личные заслуги, включает безусловную любовь к Творцу вкупе с безропотным перенесением житейских трудностей и невзгод.

Итак, отвечая на вопрос, что такое смирение в православии, можно заключить, что это качество означает стремление подчинить собственную волю – Божественной, воле благой и всесовершенной. Поскольку считается, что в основе любой добродетели стоит Создатель, то со смирением Творец поселяется в душе настоящего христианина.

Описываемое качество смирение по отношению к окружению проявляется в отсутствии раздражения, агрессии, гнева, даже на тех лиц, которые якобы заслуживают. Подобная незлобивость обусловлена тем, что Всевышний любит всех, и того индивида, с которым произошла конфронтация тоже, а также основывается на умении не отождествлять других с их прегрешениями.

Вся христианская литература утверждает, что доброе деяние невозможно без смирения. А большинство святых считали, что для того, чтобы оказаться рядом с Всевышним, достаточно обладать из всех добродетелей лишь смирением.

Кроме того, нередко люди задаются вопросом, что такое скромность и смирение, ошибочно отождествляя эти два понятия. Ведь они считаются благородными качествами и важной составляющей духовности. Однако нельзя считать эти две черты синонимами. Поскольку скромность – это, прежде всего, умеренность, сдержанность, спокойствие, способность держаться в рамках, равнодушие к излишествам и роскоши, отсутствие властолюбия и стремления первенствовать, следование рамкам приличия, степенность во взаимодействии с окружением, порядочность.

Отличительными чертами смирения являются отсутствие жажды наживы, эгоистичности, тщеславия. Смирение нельзя представить в виде действия или бездействия. Оно представляет собой осмысленное понимание и принятие духовной мудрости.

Как его обрести

Люди привыкли противиться смирению, поскольку воспринимают это понятие в качестве унижения достоинства, отсутствие гордости, согласие покоряться чужой воле. Однако если рассматривать описываемый феномен под иным углом, подразумевающим обретение освобождения и облегчения, то возникает вопрос, как обрести смирение?

Прежде всего, чтобы стать смиренным, необходимо расширять мировоззрение и стремиться к лучшему, прекратить жаловаться на бытие, стараться принимать всё происходящее без осуждения и придания негативного окраса.

Нужно пытаться меньше говорить и делать свою работу, не вмешиваясь в чужую. Любую критику или замечания необходимо принимать позитивно, с радостью и благодарностью. А вот обращать внимание на чужие промахи и, тем более, указывать на них не стоит.

Кажущиеся несправедливости необходимо принимать безропотно и не таить обиды. К любому пренебрежению нужно относиться спокойно.

Не следует стремиться нравиться всем вокруг, вызывать восхищение окружения, лучше вести умеренную, непритязательную жизнь. Когда кто-то пытается разозлить, вывести из равновесия рекомендуется сохранять кротость, благодушие, спокойствие и доброту.

Во всех делах и заботах необходимо сохранять оптимизм. Смиренные лица по своей сути являются оптимистами, поскольку не расходуют собственное время на стенания, обиды, жалобы на прошедшие события, страхи касаемо собственного будущего. Они просто испытывают искреннюю непритворную благодарность за всё, что имеют, за прожитые моменты, за людей, которые окружают, а от собственного будущего ожидают лишь хорошего.

Смиренные индивиды не дожидаются земных благ, которые им преподнесут на блюдце с золотой каёмкой, однако они истинно верят в труд, считая, что лишь трудясь можно обрести блага цивилизации.

Они работают, чтобы с предвкушением ожидать дары будущего, вместо траты времени на постоянную тревогу из-за возможности возникновения промахов или каких-то других неурядиц.

Необходимо избавиться от гордыни. Поскольку люди, страдающие непомерной гордостью, полагаются лишь на себя, что постоянно приводит к ошибкам, а смиренные – управляются Всевышним. Кроме того горделивые индивиды склонны к чрезмерной обидчивости, что также негативно сказывается на их бытие.

Нужно принять в качестве факта то, что невозможно во всём быть лучшим. Всегда отыщется тот, кто сможет сделать это лучше. Поэтому правильнее тратить время на саморазвитие и не стыдиться учиться новому у окружения, а не на самовосхваление и гордость за собственные умения.

При этом необходимо понимать, что ложная скромность не является смирением. Похвалу тоже нужно уметь принимать, не прибегая к ненужной скромности и не завышая собственные достижения.

Кроме того смиренный человек осознаёт, что он не совершенен и знает собственные недостатки, над которыми старается работать. Истинно безропотный индивид знает свои изъяны и прилагает усилия к их искоренению.

Однако перед тем, как приступать к обретению истинного смирения, необходимо чётко уяснить, что рассматриваемое качество не является слабостью. Это не состояние жертвы. Это освобождение от любого противостояния, соперничества, стремлений кому-то что-то доказать.

Проще говоря, смирение заключается в прекращении борьбы, это снятие ответственности за решение проблем и разрешение сложных ситуаций с собственной персоны, а также доверие Всевышнему в том, что жизненные условия сложатся наилучшим образом.


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СМИРЯ'ТЬ, я́ю, я́ешь (книжн. устар.). Несов. к смирить.

смиря́ть

1. делать покорным, послушным; укрощать, усмирять

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: трилогия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «смирять»

Предложения со словом «смирять»

  • Монашество стремится обетом целомудрия победить плотские удовольствия, нестяжательство не даёт увлечься сокровищами, послушание смиряет гордыню житейскую, чтобы победить искания суетной славы.
  • Над послушанием, постом и молитвой даже смеются, а между тем лишь в них заключается путь к настоящей, истинной уже свободе: отсекаю от себя потребности лишние и ненужные, самолюбивую и гордую волю мою смиряю и бичую послушанием, и достигаю тем, с помощию Божьей, свободы духа, а с нею и веселья духовного!

Сочетаемость слова «смирять»

Афоризмы русских писателей со словом «смирять»

    смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.

Дополнительно

Предложения со словом «смирять»

Монашество стремится обетом целомудрия победить плотские удовольствия, нестяжательство не даёт увлечься сокровищами, послушание смиряет гордыню житейскую, чтобы победить искания суетной славы.

Ограниченное и умеренное питание утончает и смиряет плоть, погашает в ней похоть, выводит человека из состояния раболепства чреву.

Амбициозным лидерам приходилось смирять свои устремления в связи с международными договорами и в зависимости от состояния своих розыскных коммуникаций, которые регулярно подрывались противниками.

СМИРЯТЬ — СМИРЯТЬ, смирить кого, усмирять, укрощать или обуздывать, отвадив от дикости; сделать кротким, покорным, послушным; приводить в покорность, лишать природной дикости, зверства, своеволия, самонадеянности. Смирить зверя, овладеть им, осилить его,… … Толковый словарь Даля

смирять — См. усмирять. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. смирять сдерживать, удерживать, унимать, подавлять, давить; побеждать, усмирять. Ant. распалять, раззадоривать … Словарь синонимов

СМИРЯТЬ — СМИРЯТЬ, смиряю, смиряешь (книжн. устар.). несовер. к смирить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

смирять — СМИРИТЬ, рю, ришь; рённый ( ён, ена); сов., кого что (книжн.). Усмирить, укротить. С. дикого зверя. С. непокорных. С. свою гордость. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

смирять — смир ять, яю, яет … Русский орфографический словарь

смирять — (I), смиря/ю(сь), ря/ешь(ся), ря/ют(ся) … Орфографический словарь русского языка

смирять — Syn: сдерживать, удерживать, унимать, подавлять (усил.), давить Ant: распалять, раззадоривать … Тезаурус русской деловой лексики

смирять — см. Смирить … Энциклопедический словарь

смирять — унижать; укрощать, обуздывать; лишать жизни … Cловарь архаизмов русского языка

смирять — см. смирить; я/ю, я/ешь; нсв … Словарь многих выражений

3) послуш­ность, покор­ность, про­яв­ля­е­мая в отно­ше­нии кого-либо (напр. духов­ника).

Без­условно, то, о чем ска­зано – это идеал, к кото­рому должен стре­миться каждый хри­сти­а­нин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – ока­жется бес­плод­ным.

Напом­ним, что еван­гель­ские запо­веди бес­ко­нечно пре­вы­шают обык­но­вен­ные нрав­ствен­ные нормы, доста­точ­ные для чело­ве­че­ского обще­жи­тия. Они – не чело­ве­че­ское учение, а запо­веди совер­шенно свя­того Бога. Еван­гель­ские запо­веди являют собой Боже­ствен­ные тре­бо­ва­ния к чело­веку, заклю­ча­ю­щи­еся в при­зыве любить Бога всем умом и серд­цем, а ближ­него как самого себя ( Мк.12:29-31 )

Стре­мясь испол­нить Боже­ствен­ные тре­бо­ва­ния, хри­сти­ан­ский подвиж­ник опытно познает недо­ста­точ­ность своих усилий. По слову св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова, он видит, что еже­часно увле­ка­ется своими стра­стями, вопреки своему жела­нию стре­мится к дей­ствиям, все­цело про­тив­ным запо­ве­дям. Стрем­ле­ние испол­нить запо­веди откры­вает ему печаль­ное состо­я­ние повре­жден­ной гре­хо­па­де­нием чело­ве­че­ской при­роды, обна­ру­жи­вает его отчуж­де­ние от любви к Богу и ближ­нему. В искрен­но­сти своего сердца он при­знает свою гре­хов­ность, неспо­соб­ность испол­нить пред­на­чер­тан­ное Богом добро. Саму жизнь свою он рас­смат­ри­вает как непре­рыв­ную цепь согре­ше­ний и паде­ний, как череду поступ­ков, заслу­жи­ва­ю­щих Боже­ствен­ного нака­за­ния.

Виде­ние своих грехов рож­дает в подвиж­нике надежду только на Божие мило­сер­дие, а не на соб­ствен­ные заслуги. Он опытно испы­ты­вает потреб­ность в Боже­ствен­ной помощи, просит у Бога силы для осво­бож­де­ния от власти греха. И Бог дает эту бла­го­дат­ную силу, осво­бож­да­ю­щую от гре­хов­ных стра­стей, водво­ря­ю­щую неиз­ре­чен­ный мир в чело­ве­че­ской душе.

Сми­ре­ние явля­ется непо­сти­жи­мым и невы­ра­зи­мым, поскольку непо­сти­жим и невы­ра­зим Сам Бог и Его дей­ствия в чело­ве­че­ской душе. Сми­ре­ние сла­га­ется из чело­ве­че­ской немощи и Боже­ствен­ной бла­го­дати, вос­пол­ня­ю­щей чело­ве­че­скую немощь. В сми­ре­нии при­сут­ствует дей­ствие все­мо­гу­щего Бога, поэтому сми­ре­ние всегда испол­нено невы­ра­зи­мой и непо­сти­жи­мой духов­ной силы, пре­об­ра­жа­ю­щей чело­века и все вокруг.

Под сми­ре­нием часто имеют в виду сми­рен­но­сло­вие – уни­же­ние себя напо­каз. Такое уни­же­ние не есть сми­ре­ние, но вид стра­сти тще­сла­вия. Оно есть лице­ме­рие и чело­ве­ко­уго­дие. Оно при­знано свя­тыми душе­вред­ным.

Почему сми­ре­ние почи­та­ется одной из глав­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей?

Под­лин­ное сми­ре­ние под­ра­зу­ме­вает долж­ное отно­ше­ние хри­сти­а­нина к Богу и создан­ному Им миру, долж­ное отно­ше­ние к себе.

В отли­чие от тще­слав­ного гор­деца, име­ю­щего иска­жен­ное, чрез­вы­чайно завы­шен­ное пред­став­ле­ние о своей лич­но­сти, роли и месте в жизни, сми­рен­ный чело­век пра­вильно и ответ­ственно оце­ни­вает свою жиз­нен­ную роль.

Прежде всего он сознаёт себя Божьим рабом, жела­ю­щим и гото­вым без­ро­потно испол­нять Его волю. Более того, он не просто при­знаёт свою зави­си­мость от Творца (что бывает свой­ственно и эго­и­стам, и гор­де­цам), но питает к Нему высо­чай­шее дове­рие как к Бла­гому и Любя­щему Отцу; он бывает бла­го­да­рен Ему даже тогда, когда пре­бы­вает в несча­стье и скорби.

Без сми­ре­ния невоз­можно выстра­и­вать бого­угод­ные отно­ше­ния ни с Созда­те­лем, ни со своими ближ­ними. Гор­дость не под­ра­зу­ме­вает искрен­ней, бес­ко­рыст­ной любви к Богу и людям.

Так, вет­хо­за­вет­ный вое­на­чаль­ник Ииуй радостно и неза­мед­ли­тельно отре­а­ги­ро­вал на Боже­ствен­ное про­из­во­ле­ние о пома­за­нии его в царя над Изра­и­лем ( 4Цар.9:1-14 ). Недю­жин­ную послуш­ность Боже­ствен­ной воле он выка­зал и по части истреб­ле­ния дома Ахава ( 4Цар.9:7 ).

В данном случае Ииуй служил ору­дием Божьего гнева и суда Правды над нече­стив­цами. Однако там, где от него тре­бо­ва­лось про­явить под­лин­ное рели­ги­оз­ное сми­ре­ние, он уже не был столь рев­ност­ным и послуш­ным.

Во время зем­ного слу­же­ния Сына Божьего многие из пред­ста­ви­те­лей Изра­иля, глав­ным обра­зом фари­сеи, про­яв­ляли по отно­ше­нию к Богу фор­маль­ную покор­ность: все­на­родно моли­лись, пости­лись, испол­няли обряды и тре­бо­вали их испол­не­ния от сопле­мен­ни­ков. Внешне они вполне могли бы сойти за сми­рен­ных людей, послуш­ных Боже­ствен­ному Про­ви­де­нию.

Имей они хотя бы такое сми­ре­ние, какое имела жен­щина Хана­не­янка, пра­вильно вос­при­няв­шая слова Иску­пи­теля о неумест­но­сти отби­рать хлеб у детей и бро­сать его псам ( Мф.15:22-28 ), или такое, какое имел греш­ный мытарь, взы­вав­ший к Боже­ствен­ной мило­сти ( Лк.18:10-14 ), им было бы легче при­нять Иску­пи­теля, при­мкнуть к Его уче­ни­кам, а затем, нало­жив на себя узы жерт­вен­ного слу­же­ния, оста­вить всё и спо­соб­ство­вать рас­про­стра­не­нию Церкви.

…Научи­тесь от Меня, ибо Я кроток и смирен серд­цем, и най­дете покой душам вашим ( Мф.11:29 ).

Ибо всякий воз­вы­ша­ю­щий сам себя унижен будет, а уни­жа­ю­щий себя воз­вы­сится ( Лк.14:11 ).

Так и вы, когда испол­ните всё пове­лен­ное вам, гово­рите: мы рабы ничего не сто­я­щие, потому что сде­лали, что должны были сде­лать ( Лк.17:10 ).

Бог гордым про­ти­вится, а сми­рен­ным дает бла­го­дать ( Иак.4:6 ).

Наше несча­стье в том, что мы всегда хотим найти в себе свя­тость вместо сми­ре­ния.
преп. Мака­рий Оптин­ский

Если при­ни­мать себя лишь за жалкое суще­ство, то тогда легко поз­во­лить и про­стить себе мно­же­ство вся­кого рода без­за­ко­ний; и в дей­стви­тель­но­сти, считая себя низ­шими суще­ствами по отно­ше­нию ко Христу, люди (да не пока­жется сие неким пре­уве­ли­че­нием) отка­зы­ва­ются сле­до­вать за Ним на Гол­гофу. Ума­лять в нашем созна­нии пред­веч­ный замы­сел Творца о чело­веке не есть пока­за­тель сми­ре­ния, но заблуж­де­ние и более того – вели­кий грех… Если в плане аске­ти­че­ском сми­ре­ние состоит в том, чтобы счи­тать себя хуже всех, то в плане бого­слов­ском боже­ствен­ное сми­ре­ние есть любовь, отда­ю­щая себя без остатка, цели­ком и до конца.
архи­манд­рит Софро­ний (Саха­ров)

Гово­ря­щие или дела­ю­щие что-либо без сми­ре­ния подобны стро­я­щему хра­мину без цемента. Опытом, разу­мом обре­сти и познать сми­ре­ние есть досто­я­ние весьма немно­гих. Словом о нем раз­гла­голь­ству­ю­щие подобны изме­ри­ва­ю­щим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем вели­ком свете гада­ю­щие, гово­рим: сми­ре­ние истин­ное ни слов сми­рен­ных не гово­рит, ни видов сми­рен­ных не при­ни­мает, не нудит себя сми­ренно о себе мудр­ство­вать, и не поно­сит себя, сми­ря­ясь. Хотя все это начатки суть, про­яв­ле­ния и разные виды сми­ре­ния, но само оно есть бла­го­дать и дар свыше.
св. Гри­го­рий Синаит

Любовь, милость и сми­ре­ние отли­ча­ются одними только наиме­но­ва­ни­ями, а силу и дей­ствия имеют оди­на­ко­вые. Любовь и милость не могут быть без сми­ре­ния, а сми­ре­ние не может быть без мило­сти и любви.
преп. Амвро­сий Оптин­ский

Сми­ре­ние есть не уни­что­же­ние чело­ве­че­ской воли, а про­свет­ле­ние чело­ве­че­ской воли, сво­бод­ное под­чи­не­ние ее Истине.
Н.А. Бер­дяев

Самое, может быть, труд­ное в сми­ре­нии — это сми­ренно не тре­бо­вать от других любви к себе… Ведь нам дана запо­ведь о нашей любви к людям, но запо­веди о том, чтобы мы тре­бо­вали любви к себе от этих людей — нам нигде не дано. Любовь и есть в том, чтобы ничего для себя не тре­бо­вать. И когда это есть, тогда опус­ка­ется в сердце, как сол­неч­ная птица, Божия любовь и запол­няет всё.
Сергей Фудель

Моло­дой послуш­ник, недавно посту­пив­ший в мона­стырь, как-то увидел насто­я­теля, кото­рый, сидя на пороге кельи, чистил свои баш­маки.
– Отче, – уди­вился моло­дой чело­век, – Вы сами чистите свои баш­маки? Но почему?
– С тех пор как меня избрали игу­ме­ном, братья не дают мне чистить чужие, – отве­чал тот.

смирять несов. перех. 1) а) Делать покорным, послушным; укрощать, усмирять. б) Подавлять. 2) Укрощать, сдерживать, подавлять в себе (чувство, желание).

смирять
смирить (вн.)
subdue (d.); (страсти и т. п.) restrain (d.), subdue (d.), (гордость и т. п.) humble (d.), abase (d.)

смирять См. побеждать, усмирять. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. смирять сдерживать, удерживать, унимать, подавлять, давить; побеждать, усмирять. Ant. распалять, раззадоривать Словарь русских синонимов. смирять 1. см. усмирять. 2. см. подавлять Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. смирять гл. несов. 1. • сдерживать • удерживать • унимать • подавлять • не давать воли 2. • укрощать • обуздывать Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. .

СМИРЯТЬ, смирить кого, усмирять, укрощать или обуздывать, отвадив от дикости; сделать кротким, покорным, послушным; приводить в покорность, лишать природной дикости, зверства, своеволия, самонадеянности. Смирить зверя, овладеть им, осилить его, или сделать его исподволь ручным; смирить человека, обуздать нравственно, подчинить волю его совести и рассудку. Зверя смиришь, а человека не смиришь. Смиряют страхом, карою; смиряют стыдом, унижением; смиряют вразумлением. Смирить гордость, киченье, сбить рог, уничижать, унизить (немецк. demthigen). Ослушных смирять монастырским смирением, бить плетьми нещадно, стар. Смирить сердце свое, укротить, обуздать, покориться. Смирять плоть свою веригами, постом". Милость (или: кротость) смиряет. | Кротить, сокротить, упокоить, убить. Смирить осетра, белугу, тюленя, перелобанить чекмарем или кротилкою. Сына своего (Грозный) смири на оный свет, Котошихин | Смирить быка, жеребца, кабана, укротить, очистить, подрезать, выхолостить, оскопить. | Смирить кого с кем (не от смирный, а от мир), помирить или согласить, кончить вражду, ссору, убедив помириться. Их ныне смиришь, а утре новая свара. -ся, быть смиряему, укрощаему. Необузданность смиряется бедствиями. | Смирять себя. Всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется. Лук. Смирись, поколе пора не ушла, не кичись, покорись. Умный смиряется, глупый надувается. | - с кем, помириться. Шед смирися прежде (молитвы) с братом твоим, Матф. Ну, давай смиримся: наперед ты меня повози, а там я на тебе поезжу! Хотя осердится, да после смирится (т. е. помирится). Я вас всех пересмирю! Усмирить мятеж. Море усмирилось. Смирение, действ. по глаг. Известный смиритель зверей. | Состояние по глаг., сознание слабостей своих и недостатков, чувство сокрушения, унижения; раскаяние; скромность, в разн. степенях. Смирение паче гордости. Смирение пользует, кичение губит. Смирение и кротость побеждают строптивость. Смирение плоти, подчинение ее духу, порабощение; укрощение страстей, похотей. Отдан на смирение в монастырь, или под начало, о духовном лице. | Посадить кого в смирение, стар. в тюрьму, в темницу, в заключение. | Смирение врагов, смирение ссоры, умирение, мирное соглашение. Ум во смирении. Смирение - Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение. Смирение поборает гордыню, аки Давид Голиафа. Смирение - девичье (или молодцу) ожерелье. Конь (вол) налогом берет, человек смирением. Смирный, тихий, кроткий, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый; не дикий, ручной, пск. смиренный. Он человек смирный, николи не вздорит. Коли спит, так смирен. Это смирное, некрикливое дитя. Я держу только смирных лошадей. Смирный волк, смиреный, кормленый, прирученный. Сердитого (начальника) проклянут, а смирного проглонут. Смирна и надолба. Смирен пень, да что в нем? Силен как бык, а смирен как корова. Тихо не лихо, а смирнее прибыльнее. Живи смирнее, так всем будешь милее. Смирного (плохого) волка (бога) и телята лижут. На смирного Бог нанесет, а резвый сам набежит. Смирное или смиренное платье, печальное, жалевое, траурное. А бояре были в смирном платье, в багровых и в черных шубах, для того, что в то время царевича Иоанна не стало. В смирном платье (печальном), да не с такой думкой. Сиди смирно, смирнее, не ворочайся. Смирно! наказное военное слово, перед строем, которому дотоле дозволено было стоять вольно. Мы сидели тихохонько, смирнехонько, смирным-смирнешенько. Смирность ж. свойство, качество смирного. Смиреть, смирнеть, становиться смирным; смиреть бол. о человеке смиряться; смирнеть, терять дикость свою, ручнеть. Он что-то присмирел, притих. Собака посмирнела. Ломота присмирела. Смиренный, кто смирился, кто живет в смирении, в кроткой преданности провидению, в сознании своего ничтожества. Смиренный, прич. укрощенный, или помирившийся; черное духовенство само себя честит смиренным. Смиренно кланяюсь и прошу. Смиренен волк в капкане. Смиренных Господь духом спасает. Смиренность, смиренство, состояние, быт и свойство смиренного. Наше смиренство, говорит скромное духовное лицо о себе, мы, я. Смиренник м. -ница ж. или смирена об. смиренный, тихий, кроткий человек, но более тихоня, притворно смиренный. Эти смиренники, при людях, потупя очи, а позаглазью, козлы козлами! Смиренничать, притворяться смиренником или ханжить, лицемерить. -чание, действ. по глаг. Смирятель, смиритель, -ница, усмиривший, укротивший кого, во всех знач. | примиривший кого с кем. Смирительный, что смирит, усмиряет, налагает узы. - дом, куда поступают в работу, в наказание за преступления, проступки. Смирняга, смирнушка об. смирный, кроткий человек. Смиренномудрие стяжите, 1 Пет. V, 5. Будите благоутробни, мудролюбцы, смиренномудри, 1 Пет. III, 8, соединяя мудрость со смирением, поборов всякое кичение духа.

Читайте также: