Какую цель ставит и какие задачи решает дисциплина бжд ответ кратко

Обновлено: 30.06.2024

Тема 1.1. Определение, цели и задачи дисциплины.

Вопросы рассматриваемые на занятии:

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

-создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

–идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

– разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

– проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

– обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

– прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайныхситуаций;

– принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Дисциплина наряду с прикладной инженерной направленностью ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение рекомендуется проводить на завершающем этапе формирования специалиста.

2. Определение, цели и задачи дисциплины.

БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды.

История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека.

Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

Б.Ромаццини ( конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.

Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа об условиях движения вольного воздуха” (устройство вентиляции). Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности ( Кирпичев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”.

Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: “Руководство по гигиене”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Основные термины и определения.

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасность- Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Признаки опасности.

1. Угроза для жизни.

2. Возможность понесения ущерба здоровью.

3. Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности.

1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2. окружающая среда;

3. явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

Принципы БЖД

1. ориентирующая (общее направление поиска);

2. организующая (организация рабочего дня);

3. управленческий (контроль за соблюдением норм, ответственность);

4. технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств).

К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.

К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.

К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).

К техническим – принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).

Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Методы обеспечения БЖД:

1. А–методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);

2. Б-методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);

3. В­-методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);

4. Г-методы – комбинирование А,Б,В методов.

Средства обеспечения БЖД :

1. средства коллективной защиты (СКЗ);

2. средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).

СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.

Аксиомы БЖД:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

Этапы решения конкретных задач безопасности:

1. идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности;

2. разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей;

3. разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.

Основные понятия безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность.

Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является – деятельность.

Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.

Наиболее характерными являются системы:

· человек - природная среда;

· человек – машина – среда рабочей зоны;

· человек – городская (бытовая) среда.

Особую роль в безопасности жизнедеятельности занимает человек, который выступает в триединстве функций:

· это объект защиты (наравне с окружающей средой);

· это источник опасности (ошибки, утомление, эмоциональная неуравновешенность);

· это специалист обеспечивающий безопасность.

Деятельность – это необходимое условие существования человеческого общества.

Однако любая деятельность потенциально опасна (аксиома).

Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

Номенклатура опасностей — система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники.

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Т.о., безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности:

- формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин;

- создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Задачи БЖД:

1. идентификация опасности, распознавание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

3. защита от опасности;

4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

- прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

- создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;




- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

- Низкие показатели средней продолжительности жизни (особенно характеры для мужской части населения)

- Ежегодное снижение средней общей численности населения

- Возрастающее число техногенных нарушений и катастроф.

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

- Модернизировать государственную систему защиты человека

- Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения

- Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Т.о., безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности:

- формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин;

- создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Задачи БЖД:

1. идентификация опасности, распознавание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

3. защита от опасности;

4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

- прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

- создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

- Низкие показатели средней продолжительности жизни (особенно характеры для мужской части населения)

- Ежегодное снижение средней общей численности населения

- Возрастающее число техногенных нарушений и катастроф.

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

- Модернизировать государственную систему защиты человека

- Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения

- Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среда обитания — окружающий человека внешний мир, т.е. существующая совокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на существование и деятельность человека, его здоровье и потомство.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Среда обитания — окружающий человека внешний мир, т.е. существующая совокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на существование и деятельность человека, его здоровье и потомство.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум две основные задачи. Прежде всего он обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе. Далее, он создает защиту от негативных воздействий со стороны среды обитания и со стороны себе подобных, используя ее по мере необходимости. Среда обитания неразрывно связана с биосферой. Под этим словом понимается область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.

Среда обитания человека подвержена постоянным изменениям в результате развития земной цивилизации, особенно интенсивно протекавшего в XX столетии. Оно ознаменовалось потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного воздействия на среду обитания. Кроме того, с середины XX в. человек стал обладать способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения регионального и глобального масштаба, соизмеримые со стихийными бедствиями. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания — техносфера.

Техносферой называют регион бывшей биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Таковы регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, во многом не оправдала надежды людей. Новые техносферные условия обитания в городах и промышленных центрах, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Это предопределяет актуальность и важность профессионально грамотного применения конкретного комплекса предупредительных и защитных мер при внедрении достижений научно-технического прогресса в различные сферы экономики.

Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, теоретических положений, аксиом и методов исследования.

Основные цели БЖД как учебной дисциплины непосредственно вытекают из ранее сказанного. Сюда относятся формирование мировоззрения и воспитание у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности, а также освоение студентами теоретических, организационно-правовых и методических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности. Важными целями являются приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека и выработка практических навыков в принятии решений по защите населения и материальных ценностей от воздействия негативных факторов среды обитания и ликвидации их последствий. Наконец, обучение безопасности жизнедеятельности призвано развивать потребность в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения БЖД в современных условиях реформирования экономики России.

Вопросы для самоконтроля


Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Задачи БЖД:

  • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

  • Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)
  • Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)
  • Ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

  • Увеличить рост ВВП
  • Модернизировать государственную систему защиты человека
  • Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
  • Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

Содержание БЖД

По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания).

Профилактика негативных факторов:

  • Личное безопасное поведение
    Выбор места жительства
    Соблюдение правил и норм охраны труда
    Соблюдение здорового образа жизни
  • Коллективные меры безопасности деятельности
    Безопасные условия деятельности
    Защита населения от техногенных и естественных катастроф
    Разработка законодательной базы в области здравоохранения
  • Обеспечение качественного состояния среды обитания
    Рациональное использование ресурсов и отходов
    Соблюдение норм безопасности и экологичности

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном взаимодействии человека с техносферой.

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.

Возникновение данной науки — объективная потребность современного общества.

Безопасность жизнедеятельности как наука

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:

  • теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
  • разработка принципов и методов защиты от опасностей;
  • разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;
  • непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
  • моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения основам защиты от опасностей;
  • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
  • разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

БЖД как учебная дисциплина

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
  • прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
  • создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
  • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
  • обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Читайте также: