Мазурки шопена анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Полонез (польский) - это приветственный танец-шествие, родившийся в Польше и открывавший в 19 веке балы в разных странах. К нач.XIXвека польские композиторы (М.К.Огинский, К.Липиньский) стали уделять огромное внимание этому жанру. Но именно Шопен поднял полонез на небывалую высоту, вывел его на концертную эстраду и сделал носителем художественных идей современности.

Ф. Лист обозначил образный мир полонезов Шопена следующим образом:

> чувство гордости за великое прошлое;

> вера в возрождение в будущем;

> скорбь за настоящее.

Полонезы Шопена – героическое прославление Родины. Для Шопена полонез – это жанр, неотделимый от национальной истории. Его можно считать символом Польши.

Для полонезов Шопена характерны монументальность, оркестральность звучания, эстрадно-виртуозный стиль и 2основных ритмических схемы (маршевость в ритме):

Необычайно яркая картинность образов – музыка легко вызывает определенные зрительные ассоциации.

Яркие контрасты. Полонез – жанр, предполагающий многотемность. Его композиция, как правило, опирается на сложную 3-х частную форму.

Полонезы можно разделить на 2группы:

Полонез №3, Ля мажор.

Самый популярный, это – символ Польши, т.к. первые звуки полонеза – позывные польского радио.Это триумфальный победный марш.

Сложная 3хчастная форма, но нет контрастных образов.

1тема (Ля мажор) – типизированная для полонеза (на 1формуле). Мелодия построена на фанфарных, призывных интонациях. Она звучит в сильной, яркой динамике, в мощной, аккордовой фактуре.

Сер. (Ре мажор) – не контрастна, на 2ритмической формуле. отличается таким же праздничным настроением.Очень нарядно и эффектно проведение темы. Точная Реприза.

Мазурки (60)

куявяк, народный танец Куявии – более плавный, текучий, напоминает вальс, но с более изменчивой, акцентированной ритмикой;

оберек – более оживленная часть куявяка, имеет акцент на 3й доле каждого четного танца.

Сер. – странная, с восточным колоритом; дважды гармонический лад.

Мазурка №15, До –мажор.

В кр. разделах – триольный размер, плагальные обороты, своеобразная ладовая окраска.

Сер. (Ре-бемоль мажор) – в начале – типичный танец (по 4 такта с притопом), но далее – переход в психологическую сферу, мелодия в левой руке.

Мазурка №49, ля минор.

И тоненькая, как мензурка

внутри с водицей голубой,

стояла девочка-мазурка,

покачивая головой.

Это – о затакте, предваряющем каждое проведение темы в кр. разделах: 2дыгармонический, мелодический минор, медленный тем,на органном пункте.

Сер. (Ля мажор) – все становится ярче, жизнерадостнее. Более оживленное движение. Гудящие в басу квинты.

Список музыки:

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема 8. Ф. Шопен. Мазурки и полонезы

МАЗУРКИ .

Мазурка — польский народный танец. Название этого танца произошло от наименования жителей Мазовии – мазуров, у которых впервые появился этот танец.

Отличительные черты мазурки:

· трехдольный метр (3\4 или 3\8);

· резкие и частые акценты на 2 или 3 доле такта.

Мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев в XVII веке, а в XIX веке танец получил распространение как бальный танец. С середины XVIII века мазурки стали сочинять профессиональные музыканты, прежде всего польские композиторы (например учитель Шопена – Юзеф Эльснер).

· МАзур - появился в области Мазовии, акценты на разных долях такта;

· КуЯвяк — появился в области Куявия, лирическая, медленная мазурка, акцент на любой доле четвертого такта

· ОбЕрек — появился в области Куявия, акцент на третьей доле каждого второго такта.

Мазурка в классической музыке связана с именем Ф. Шопена, который воспроизвел и творчески обобщил особенности танца. Он написал 58 фортепианных мазурок.

Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа:

Отличительные черты мазурок Шопена:

· прихотливость ритмического рисунка;

· субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии;

· сочетание нескольких контрастных эпизодов .

Основные группы мазурок Шопена:

Лирическая Мазурка ля минор (ор. 68, № 2) идет в необычно медленном темпе — Lento (медленно). В крайних частях трехчастной репризной формы грациозное изящество сочетается с грустной задумчивостью. Такое настроение оттеняет светлая средняя часть в ля мажоре. Эту пьесу Шопен сочинил еще до отъезда из Варшавы. Поздние его лирические мазурки — целые небольшие поэмы, проникнутые воспоминаниями о родине.


Исполнялся в начале балов, подчеркивая торжественность мероприятия. Сначала бальные полонезы танцевали только мужчины, придавая им воинственный рыцарский характер. Потом к танцорам стали присоединяться женщины. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам

В конце XVIII — начале XIX века много полонезов создали польские композиторы (Михал Клеофас Огиньский, один из полонезов которого до сих пор пользуется выдающейся популярностью, Войцех Живный (учитель Шопена), Юзеф Эльснер (учитель Шопена)). Полонезы Шопена (16 полонезов) стали непревзойденной вершиной в развитии этого жанра. Они вдохновлены мыслями об исторических судьбах Польши.

Таков и получивший большую известность Полонез ля мажор. По своему характеру он торжественный, героический, маршеобразный, преобладает аккордовая фактура. В среднем разделе пьесы появляется фанфарная тема, подобная призывному военному сигналу. В ряде переложений этого Полонеза для различных составов оркестра она поручается трубе.

Слушаем Полонез Огиньского

Д,З. Послушать произведения из урока полностью к угадайке, выучить определения.

Из трех народных танцевальных форм в шопеновских мазурках чаще всего встречается мазур. Но лишь в сравнительно немногочисленных мазурках Шопен ограничивается мазуром. Обычно, в пределах одной пьесы, он сопоставляет с мазуром - куявяк или оберек, или оба эти танца (а иногда и вальс). Используя различия между мазуром, куявяком и обереком, Шопен достигает в своих мазурках яркой контрастности.

Далеко не во всех мазурках связи с народными жанрами тaк, очевидны. Во многих мазурках Шопен очень свободно развивает особенности народных танцевальных форм, создавая весьма различные по содержанию поэтические произведения.

Родство с польским народным искусством подчеркнуто в нескольких мазурках и ладовым строением. Например, во фригийском миноре написана основная темa мазурки cis-moll ор. 41 № 1.

Шопеновские мазурки можно разделить на три группы.

· Показательна мазурка C-dur ор. 24 № 2. Чередование тоники и доминанты во вступительном четырехтакте - подражание игре народных польских музыкантов. За этим вступлением следует веселый, радостный о6ерек. Интересно, что Шопен, с его богатством гармонического мышления, с его склонностью к хроматике, во всей первой части С-dur'ной мазурки не выходит за пределы самой строгой диатоники. Первая часть, довольно длительная, целиком исполняется на белых клавишах! Переменный лад (мажор - параллельный натуральный минор) -.звучит очень свежо. Опасности однообразия Шопен из6егает тональным контрастом, перенеся среднюю часть в Des-dur.

· В другой С-dur'ной мазурке, ор. 56 № 2, Шопен создает еще более яркую зарисовку народно-бытовой сценки. Четырехтактное вступление имитирует гудение волынки (такого рода органные пункты на тонике и доминанте в польской народной музыке действительно исполняются волынками с поддержкой контрабасов). Волыночный органный пункт, который выдерживается на протяжении всей первой части, четкие танцевальные ритмы - все создает картину народного веселья.

· Напомним мазурку B-dur ор. 17 № 1. Танцевальность господствует и в изящных, грациозных мазурках (As-dur ор. 41 № 4, D-dur ор. 33 № 2).




· В мазурке cis-moll ор. 30 № 4 танцевальная основа очень ясна. Но музыка имеет мало общего с эффектной мазуркой B-dur ор. 24. Мазурка cis-mоll-пылкая поэма, в которой слышатся и мольбы, и страстные уверения, и светлая радость.

· В мазурке h-moll ор. 33 № 4 танцевальность лишь оттеняет лирику основных образов. Элегическая главная тема - одна из тех шопеновских мелодий, в которых певучесть сочетается с речевой выразительностью. Первая тема срединного эпизода - изящная, слегка кокетливая и вместе с тем полная нежной ласки песенка. Этим мягким поэтическим образам противопоставлены задорные, зажигающие звуки бальной мазурки.

И мазурка h-moll, и другие мазурки-поэмы, с обилием контрастных образов (например, b-moll ор. 24 № 4, cis-mоll ор. 50 № 3), - сравнительно крупные пьесы. Яркие контрасты встречаются и в мазурках не столь крупных масштабов. Но обычно в таких небольших мазурках преобладает одно настроение. Напомним несколько лирических пьес из тетради мазурок.

· Рядом с gis-mоll'ной следует назвать мазурку g-mоll ор. 24 № 1. Песенные образы мягко, без резких контрастов, сменяются мелодиями с танцевальным оттенком. Но на протяжении всей пьесы сохраняется элегически-мечтательное настроение.

· Замечательные лирические мазурки создал Шопен в последние годы жизни. Самая известная из них - a-moll ор. 67 № 4. Контрастов в ней еще меньше, чем в мазурках gis-mоIl и g-mоIl. Общий тон мазурки - задумчиво-печальный, мечтательный, определяет главная тема. В мажорном срединном эпизоде - неоколько больше света, но нежно-мечтательный, элегический характер музыки сохраняется и здесь.

· Очень близка к мазурке a-moll элегическая мазурка f-moll ор. 63 № 2. И здесь, как и в мазурке a-moll, четкие контуры песенно-речевой мелодики кое-где затуманены колоритной хроматикой.

· Другой мазуркой f-mоIl, ор. 68 № 4, Шопен завершил свой творческий путь. По стилю и по общему тону она примыкает к только что рассмотренным двум мазуркам. Но в ней больше жалобы, глубже печаль. Обильными хроматизмами окутаны песенные в основе, образы мазурки f-mоll. Кажется, что перед великим польским художником, умиравшим на чужбине, последний раз, в дымке воспоминаний, возникали напевы его далекой родины.

Из трех народных танцевальных форм в шопеновских мазурках чаще всего встречается мазур. Но лишь в сравнительно немногочисленных мазурках Шопен ограничивается мазуром. Обычно, в пределах одной пьесы, он сопоставляет с мазуром - куявяк или оберек, или оба эти танца (а иногда и вальс). Используя различия между мазуром, куявяком и обереком, Шопен достигает в своих мазурках яркой контрастности.

Далеко не во всех мазурках связи с народными жанрами тaк, очевидны. Во многих мазурках Шопен очень свободно развивает особенности народных танцевальных форм, создавая весьма различные по содержанию поэтические произведения.

Родство с польским народным искусством подчеркнуто в нескольких мазурках и ладовым строением. Например, во фригийском миноре написана основная темa мазурки cis-moll ор. 41 № 1.

Шопеновские мазурки можно разделить на три группы.

· Показательна мазурка C-dur ор. 24 № 2. Чередование тоники и доминанты во вступительном четырехтакте - подражание игре народных польских музыкантов. За этим вступлением следует веселый, радостный о6ерек. Интересно, что Шопен, с его богатством гармонического мышления, с его склонностью к хроматике, во всей первой части С-dur'ной мазурки не выходит за пределы самой строгой диатоники. Первая часть, довольно длительная, целиком исполняется на белых клавишах! Переменный лад (мажор - параллельный натуральный минор) -.звучит очень свежо. Опасности однообразия Шопен из6егает тональным контрастом, перенеся среднюю часть в Des-dur.

· В другой С-dur'ной мазурке, ор. 56 № 2, Шопен создает еще более яркую зарисовку народно-бытовой сценки. Четырехтактное вступление имитирует гудение волынки (такого рода органные пункты на тонике и доминанте в польской народной музыке действительно исполняются волынками с поддержкой контрабасов). Волыночный органный пункт, который выдерживается на протяжении всей первой части, четкие танцевальные ритмы - все создает картину народного веселья.

· Напомним мазурку B-dur ор. 17 № 1. Танцевальность господствует и в изящных, грациозных мазурках (As-dur ор. 41 № 4, D-dur ор. 33 № 2).

· В мазурке cis-moll ор. 30 № 4 танцевальная основа очень ясна. Но музыка имеет мало общего с эффектной мазуркой B-dur ор. 24. Мазурка cis-mоll-пылкая поэма, в которой слышатся и мольбы, и страстные уверения, и светлая радость.

· В мазурке h-moll ор. 33 № 4 танцевальность лишь оттеняет лирику основных образов. Элегическая главная тема - одна из тех шопеновских мелодий, в которых певучесть сочетается с речевой выразительностью. Первая тема срединного эпизода - изящная, слегка кокетливая и вместе с тем полная нежной ласки песенка. Этим мягким поэтическим образам противопоставлены задорные, зажигающие звуки бальной мазурки.

И мазурка h-moll, и другие мазурки-поэмы, с обилием контрастных образов (например, b-moll ор. 24 № 4, cis-mоll ор. 50 № 3), - сравнительно крупные пьесы. Яркие контрасты встречаются и в мазурках не столь крупных масштабов. Но обычно в таких небольших мазурках преобладает одно настроение. Напомним несколько лирических пьес из тетради мазурок.

· Рядом с gis-mоll'ной следует назвать мазурку g-mоll ор. 24 № 1. Песенные образы мягко, без резких контрастов, сменяются мелодиями с танцевальным оттенком. Но на протяжении всей пьесы сохраняется элегически-мечтательное настроение.

· Замечательные лирические мазурки создал Шопен в последние годы жизни. Самая известная из них - a-moll ор. 67 № 4. Контрастов в ней еще меньше, чем в мазурках gis-mоIl и g-mоIl. Общий тон мазурки - задумчиво-печальный, мечтательный, определяет главная тема. В мажорном срединном эпизоде - неоколько больше света, но нежно-мечтательный, элегический характер музыки сохраняется и здесь.

· Очень близка к мазурке a-moll элегическая мазурка f-moll ор. 63 № 2. И здесь, как и в мазурке a-moll, четкие контуры песенно-речевой мелодики кое-где затуманены колоритной хроматикой.

· Другой мазуркой f-mоIl, ор. 68 № 4, Шопен завершил свой творческий путь. По стилю и по общему тону она примыкает к только что рассмотренным двум мазуркам. Но в ней больше жалобы, глубже печаль. Обильными хроматизмами окутаны песенные в основе, образы мазурки f-mоll. Кажется, что перед великим польским художником, умиравшим на чужбине, последний раз, в дымке воспоминаний, возникали напевы его далекой родины.

В музыке Шопена много польских интонаций и аллюзий на темы польской народной музыки. В этой части познакомимся с его мазурками.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



🎵🇵🇱 Мазурка — это танец, который появился в одной из областей Польши, в Мазовии. От прочих танцев мазурка отличалась сложностью: музыка к мазурке всегда была полиритмична. Это не полонез с прямым и горделивым проходом, это именно пляс, где ведущая пара исполняла движения, а остальные за ней повторяли. Если полонез больше похож на ритуал, то мазурка больше похожа на игру. Именно в ней была наибольшая свобода и наибольшая импровизационность.

👤🎶 Шопен обычно писал мазурки циклами. Мы поговорим о четырех ранних мазурках Шопена, опус 6. Часть из них была написана, когда он был в Польше, часть — в Париже. Изданы они были в 1832 году вместе с опусом 7, и все четыре мазурки традиционны в смысле своей связи с танцами.

🎹✨ В мазурках мы можем услышать выразительнейшую мелодику Шопена. Здесь огромное количество польских интонаций — это говорит о том, что все польское Шопеном было усвоено совершенно органически. В этом нет ничего удивительного: он слышал все эти мелодии с детства и наверняка имел возможность наблюдать эти танцы.

⚡️ Как и во всех жанрах, за которые брался Шопен, в мазурках он тоже совершил некий выход за пределы. Сейчас мы послушаем ранние мазурки — опус 6, а потом сравним их с поздними — опус 68.

Давайте обсудим каждую из четырех мазурок из опуса 6 и послушаем их.

🎵1️⃣ В первой фа-диез-минорной мазурке есть два контрастных элемента. Первый характеризуется задумчивостью, второй — активный. Их разделяет тема, которая близка к скерцо, и это искусство контрастов, как оно есть.

Исполняет Андрей Андреев. Мазурка фа-диез минор.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

🎵2️⃣ Вторая мазурка в до-диез миноре тоже содержит контрастные темы. Необычно, что в ней практически нет интонаций, связанных с человеческим голосом, как в других произведениях Шопена. Здесь все задает именно ритм — это сделано очень изящно с самого начала. Голос — то есть мелодия — помещен ровно посередине между звуков, задающих ритм и гармонию. Это не привычные нам мелодия в правой руке, а аккомпанемент в левой, здесь мелодия по середине аккомпанемента.

Исполняет Андрей Андреев. Мазурка №2.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

🎵3️⃣ Третья мазурка написана уже в мажоре. Исполняют ее совершенно по-разному, но задумывалась она как стремительная, лихая, очень дансантная. И в смысле опоры на ритм третья мазурка связана со второй.

Исполняет Хенрик Штомпка. Мазурка №3.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты

Исполняет Артур Рубинштейн. Мазурка №4.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:45

Продолжим разговор о мазурках и послушаем четвертую мазурку из 68 опуса. Этот опус был издан уже после смерти Шопена — в 1855 году. В него вошли три ранние мазурки и одна поздняя. Четвертая мазурка — та, которую Шопен сочинил последней в своей жизни.

🎶 Первые три мазурки — ранние, и они совершенно блестящи, очаровательны и вполне дансантны. Четвертая же очень сильно от них отличается.

🕰 Первые и третья мазурки были написаны в 1827 году, вторая — в 1829, а четвертая была создана в 1849. Контраст в этом опусе сразу бросается в глаза. В первых трех мазурках есть совершенно необходимая для романтизма разница тем. Одна тема бойкая, другая тема лиричная. Ритм и повторы здесь созданы для танца: Шопен специально делал, чтобы произведение имело связь с народной музыкой его родной страны. А в четвертой мазурке композитору в музыкальном смысле нет никакого дела ни до страны, ни до того, будут ли под эту музыку танцевать.

🎵⚫️ Не зря последним произведением Шопена стала именно мазурка. Его смерть не была внезапной, он прекрасно понимал, что скоро обречен умереть и завещал похоронить свое сердце в Польше. Как пламенный патриот, он в последние свои дни и часы думал вовсе не о себе, не о своих драмах и горестях, а о том, что больше него — о своем искусстве, о своей стране.

🎵💬 Это мазурка, которая не имеет конца. Она имеет начало, похожее на словно вдруг зазвучавшую где-то тихую мелодию, которая вьется, но ни к чему не приходит. Кажется даже, что она ни от чего не отталкивается — основную мелодическую фигуру можно сыграть кистью, почти не двигая ее с места. С одной стороны, это отсылка к болезненности, потому что, умирая от туберкулеза, человек чувствует себя крайне изможденным и слабым, и Шопен не был в состоянии исполнить эту мазурку. Вероятно, он имел привычку сочинять за роялем и наигрывал эту мелодию. А с другой стороны, когда человек болеет и умирает, его жизнь достаточно однообразна. Текут утомительные минуты, ничего не меняется, пропадает чувство времени, чувство реальности происходящего, которое обычно наполнено какими-то событиями. Здесь же событийность свернута в ноль. Так Шопен запечатлел свое предсмертное состояние.

Артур Рубинштейн. Мазурка №4, опус 68.
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты

❤️ Шопен был любим многими современниками. До нас дошли восторженные отзывы писателей, которые нередко упоминали произведения Шопена в своих текстах.

В 19 веке у фортепиано не было столь строгих стандартов, как у современных концертных роялей. Раньше у каждого производителя был свой индивидуальный стиль.

🎹 Лидерами по производству фортепиано были Вена и Лондон. Венские инструменты были более легкими и позволяли выполнять быстрые проходы с минимальной силой нажатия. Английские пианино были более тяжелыми: при нажатии клавиши погружаются глубже и требуют большей силы.

🇬🇧 Для работы с оркестром часто предпочитали английские инструменты. В результате этих контрастов сформировались две очень разные техники, и переход от одного стиля к другому часто был проблематичным для исполнителей.

Английские инструменты и сама Англия имели для Шопена большое значение 👇

👤 Шопен купил пианино Плейель в Париже в январе 1848 году. Он выбрал его лично вскоре после того, как оно было изготовлено. В феврале 1848 года он дал свой последний концерт в Париже, а затем привез инструмент с собой в Англию. Ходят слухи, что он даже ночевал в квартире с инструментом в упаковочном ящике, прежде чем арендовал свой лондонский дом.

🎩 Среди других фортепиано у Шопена в Англии был еще один Бродвуд — концертный. Многие из его концертов в Лондоне и Манчестере исполнялись на этом рояле.

❤️ Лондон очаровал Шопена, и 1848 году он всерьез задумался о том, чтобы там поселиться. А сама поездка в Англию была одним из самых ярких событий в его концертной жизни. Он играл для людей, которые понимали его музыку, высоко ценили ее и были внимательными на концертах. За первые 2 месяца в Лондоне он дал в 2 раза больше концертов, чем за 10 лет в Париже. После Англии он больше никогда не выступал в Париже.

🎉 На праздновании 200-летия Шопена британский пианист Сэм Хейвуд записал диск с фортепианной музыкой Шопена, исполненной на его собственном инструменте Плейель. Послушать фрагмент можно здесь.

Читайте также: