Что такое система образов в литературе кратко

Обновлено: 30.06.2024

Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.

Название литературного образа
Краткая характеристика
Художественный образ (общее понятие).
Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала
Литературный персонаж
Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
Образ автора
Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
Образ рассказчика, образ повествователя.
Персонифицированный герой, повествующий о событиях
Образ лирического героя.
Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
Эпический герой
Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
Драматический герой
Действующее лицо драматического произведения
Главный герой
Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
Второстепенный персонаж
Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
Внесценический персонаж
Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц

Образ рассказчика в литературном произведении

Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.

Тип рассказчика Краткая характеристика данного типа Пример

"Обрамляющий" условный рассказчик Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна И. С. Тургенев "Записки охотника"

Бесстрастный повествователь Изображает события как сторонний наблюдатель А. С. Пушкин "Повести Белкина"

Главный герой произведения Повествование в произведении ведется от лица главного героя Ф. М. Достоевский "Подросток"

Рассказчик - словесная маска Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя

Рассказчик - участник событий Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собственную интерпретацию увиденного Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Система рассказчиков Художественное произведение имеет форму:

- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие;

- связанных между собой повествований нескольких рассказчиков
Л. Н. Толстой "После бала"
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"


Система образов в литературе - это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом. Она подразумевает раскрытие персонажей и их значение в передаче замысла писателя и в сюжете в целом.

Система образов в литературе – это совокупность отдельно взятых различных явлений. Такие процессы в произведении называются художественным образом. Он должен не просто отразить, а что гораздо важнее, объединить действительность в единую целостную картину бытия.

Художественный образ имеет эстетическое значение. Также он создает несуществующий уникальный мир, вымышленный писателем. И каждый автор стремится так показать эти образы, чтобы стало понятно его личное понимание представлений о жизни и ее закономерности.

Классификация терминов.

Классификация

Лучше понять, что значит система образов в литературе, поможет их лаконичная характеристика:

1. Художественный образ.

Данный способ показывает действительность с помощью искусства, в частности литературы. Делает это подробно и в то же время обобщенно. Создается путем изображения картины человеческой жизни, преображенной в вымышленном мире с помощью фантазии писателя.

2. Литературный персонаж.

Какая-либо (эпическая, драматическая) действующая фигура как пример системы образов в литературе.

Лицо, которое в книге исполняет эту роль. Обычно наделено жизненными представлениями писателя, но при этом передает также частично и авторский вымысел.

4. Образ лирического героя.

Это описание в книге художественного двойника автора, который передает мысли и чувства писателя, но при этом не отождествляется с ним. С помощью лирического героя литератор показывает то, что характерно и типично для настоящего времени в общем.

5. Образ рассказчика.

Конкретный персонаж, который повествуетет о событиях.

6. Эпический герой.

Персонаж в эпическом произведении, который содержит в себе черты национально-исторического значения.

7. Главный герой.

Основной персонаж литературного произведения, вокруг которого крутятся все основные события.

8. Драматический герой.

Персонаж, действующее лицо драматического художественного произведения.

9. Второстепенный персонаж..

Образ в произведении литературы, который не является главным героем или участником центральных конфликтов книги.

10. Внесценический персонаж.

В драматическом произведении – герой, который вообще не принимает участия в сюжете, но упоминается в словах действующих лиц.

Литературные персонажи.

Художественный образ и его многогранность

Кроме того, система образов в литературе - это совокупность различных элементов, самостоятельных фрагментов обобщенного выражения действительности, которые обладают собственной жизнью и смысловым содержанием.

В отличие от живописца, писателю не нужно списывать происходящее с натуры, его главная цель не показать события, происходящие в реальной жизни, а передать самое существенное, ценное. Ведь далеко не все так, как выглядит на первый взгляд. Это касается также и внешности людей. В качестве примера системы образов в литературе автору необходимо показать именно те черты, которые отражают характер, душу человека.

Становление термина

Система образов - это в литературе определение, которое по-разному осмыслялось в разные периоды развития человечества, принимало различные формы. Потому что раз преображается человек - непосредственный предмет, который изображают, то непременно изменятся и формы, с помощью которых его отражают в искусстве.

Безусловно, есть разные направления у авторов в описании реального мира, это зависит от их личных представлений о нем. Например:

  • реалисты;
  • модернисты;
  • сентименталисты;
  • романтики.

С течением времени в зависимости от стадии развития искусства менялись рамки реальности и вымысла, общего для многих и уникального, действительности и далекого идеала.

Эпоха классицизма.

Основные направления

Классицизм – направление 17-19 веков, которое основывалось на античных образцах, литературе, на первый план выдвигало борьбу чувств, эмоций и долга во имя семьи и государства. Безусловно, положительные герои обязаны были следовать своим обязанностям, а отрицательные – желаниям.

Писатели-романтики, наоборот, возвышали персонажей, которые имели мужество противостоять привычной для них среде, долгу и обществу, даже не признавали его или были отвержены им.

Реалисты, как и следует из названия, стремились показать рациональное познание мира, выявить причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Модернисты считали, что познать суть мира и человека реально, только используя иррациональные средства и возможности человеческого организма: интуицию, вдохновение, озарение и т. д.

Значение произведений искусства

Образ в произведениях русской литературы у писателей-реалистов подразумевает в первую очередь наличие в центре внимания человека и его взаимоотношений с окружающей действительностью, обществом.

Герои модернистов и романтиков же, напротив, были больше направлены в себя, свой собственный внутренний мир.

Стоит отметить, что все эти направления, помимо литературы, в равной степени проявили себя и в других видах искусства: музыке, живописи, поэзии, архитектуре и скульптуре.

По мнению творцов, в идеале читатель не просто пассивно воспринимает художественные образы, а является участником, сотворцом действия. Эмоционально реагирует на происходящее, наполняет произведение искусства своими чувствами и мыслями.

Представления автора.

Художественные средства

Система образов в литературе – это также средства выразительности, с помощью которых эти образы создаются. К ним относятся:

1. Речевые характеристики персонажей:

а) диалог (разговор между несколькими героями);

б) монолог (речь одного человека);

в) внутренний монолог (внутренние размышления человека).

2. Подтекст – тайное, неявное значение происходящего, скрытое отношение автора.

3. Символ – это образ, который выражает значение какого-либо явления.

4. Портрет – изображение внешнего облика персонажа, который дает характеристику его личностным качествам.

6. Деталь – это подробность, которая с помощью выразительности дает какую-либо смысловую или эмоциональную нагрузку.

7. Характеристика автора – отношение автора к повествованию.

Данные элементы помогают образовать целостную картину образов, придают вымышленной реальности правдоподобность, заставляя читателя поверить в происходящее и эмоционально отреагировать.

Русская литература.

Раскрытие авторского замысла

Главная мысль, идея непременно есть в каждом литературном произведении. Она обобщает его смысл и эмоциональное содержание.

Художественная идея писателя – единая целостность книги по содержанию. Это продукт эмоциональных переживаний и представлений о жизни самого литератора.

Раскрытие авторского замысла происходит с помощью художественной структуры, единства и четкой взаимосвязи всех ее компонентов.

Наиболее эффективно выразить задуманное автору помогает выбор рассказчика. Показать это лучше всего на конкретных примерах.

Система образов в литературе

В русской художественной классике существует множество подобных иллюстраций:

Система образов:примеры.

Данные примеры систем образов в литературе показывают, что различные авторы по-своему выражают собственное мнение о повествовании, выбирая различные типы рассказчиков.

Особенности художественного образа в литературе

Художественный образ в литературе – это любое явление, творчески воссозданное автором произведения. Это результат, полученный вследствие глубокого осмысления какого-либо процесса. Свойства художественного образа многогранны. Он не только отражает, но и обобщает реальность.

Понятие и определение художественного образа

По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения.

Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Он вовсе не списан с натуры и не похож на реальное явление или предмет. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму.

Художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:

  • каждой эпохе свойственны свои особенности отражения реальности. Это оказывает влияние и на процесс создания художественных произведений авторами-сентименталистами, писателями- модернистами и т. д.;
  • активное развитие искусства предопределяет изменение соотношения реальности и идеала, эмоционального и рационального аспектов жизни, действительности и фантазии.

Писатели-романтики, напротив, считали, что литературный образ – символ бунтарства. Главный герой их произведений, как правило, отвергает общественные устои.

Писатели-модернисты были убеждены в том, что познание мира происходит с помощью иррациональных средств (например, интуиции, вдохновения). Именно таких взглядов они и придерживались при создании образов литературных героев.

Для писателей-реалистов характерно рациональное познание мира. Такие авторы пытаются обнаружить тесные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В центре повествования в реалистическом литературном творчестве находятся взаимоотношения личности с окружающим миром. Авторов-модернистов и романтиков волнует, прежде всего, внутренний мир их персонажей, субъективные переживания героев.

парадоксальность. По мнению советского психолога Л. С. Выготского, при создании истинного произведения искусства стоит придерживаться принципа невозможности. Ведь сама структура художественного образа предусматривает диалектическое единство противоположных начал;

сочетание общего и конкретного. Согласно эстетике Гегеля, к основной функции художественного образа относится воплощение общих идей в индивидуальном. В частности, образы в живописи конкретны. Ведь художнику не свойственно мыслить абстрактными категориями при создании очередного шедевра изобразительного искусства. Вместе с тем он пытается перенести на полотно какие-то общезначимые идеи. Существует тесная взаимосвязь единства общего и конкретного с проблемой типического. Под последним понимают отображение в индивидуальном наиболее значимых (типичных) черт общего.

Порой может показаться, что в поэтических и музыкальных творениях безраздельно властвует чувство. А рациональная составляющая практически не заметна. Но это не совсем соответствует действительности. Полная характеристика художественного образа подразумевает единство чувства и разума (эмоционального и рационального).

Система образов

Система образов – совокупность художественных образов литературного произведения. В теории литературы система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т.д., способствующие раскрытию авторского замысла

Система образов называется системой, потому что все ее элементы (художественные образы) находятся во взаимосвязи: в нашем случае работают на одну цель – раскрытие центральной темы произведения и авторского замысла, передачу читателю основных смысловых посылов, создание у читателя нужных автору впечатлений, ощущений и переживаний.

Отличие системы образов от системы персонажей

Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей – это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения.

Подобного эффекта писателю не добиться, если прорабатывать только персонажей, не заботясь других образах-символах, деталях и т.д. При этом образы-деталииграют подчас такое же значение, как и символы, помещенные писателем в центр повествования. Деталь – выразительная подробность – тоже работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности.

Отпечаток на футболке становится деталью, позволяющей дополнить образ героя-рассказчика и создать образ обретенной им на время свободы, ощущения реальности бытия.

Система образов в романе

Если говорить про персонажную сферу, то образ — это не просто изображение героя, но его поведение, поступки, реплики, внутренние монологи. На создание образа влияет не только описание внешности героя, но создание его психологического портрета. А также проработка взаимосвязей между героями, продумывание принципов их взаимодействия, сцены и эпизоды с их участием.

Большое внимание построению системы образов уделял Оноре де Бальзак. Он считал, что она должна строиться на основе определенной иерархии персонажей и идей. Бальзак в середине 19 века утверждал:

Лев Толстой про систему образов

Контраст в системе образов

Контраст– художественный прием создания образов, основанный на противопоставлении друг другу явлений, событий, персон – он часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении. Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры. Например протагонисту противопоставлен антагонист: Гарри Поттеру – Волан-де-Морт, Маугли – тигр Шер-Хан. Антигерою тоже может быть противопоставлен персонаж – носитель истины. Например, Родиону Раскольникову противопоставлен Порфирий Петрович.

Использованный в названии контраст уже намекает на определенную систему образов, созданную автором в произведении, готовит читателя к тому, что герои будут группироваться и противопоставляться друг другу в соответствии с обозначенными в названии явлениями.

Образы и авторский замысел

Писатель сознательно конструирует систему образов, определяя, какой из задуманных им приемов будет работать на главную идею, какие герои станут действовать в произведении, и в каких отношениях они находятся между собой, какие символы и детали помогут создать убедительную характеристику персонажей, событий и т.д.

Итак, продуманная система образов позволяет:

  1. создать ёмкие, зримые художественные образы и как следствие – сильнее воздействовать на читателя;
  2. раскрыть центральную тему произведения и воплотить авторский замысел;
  3. сделать произведение более убедительным, цельным.

Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!

Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.

Система образов в художественном произведении

Образ рассказчика в литературном произведении

Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.

Система образов в художественном произведении

Система образов в художественном произведении

Художественное произведений имеет форму:

- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие;

Читайте также: