Осуществление методического руководства школьным педагогическим коллективом

Обновлено: 02.07.2024

Мы довольно детально рассмотрели эволюцию управленческой мысли в менеджменте, ведущие теории управления, основываясь на которых сформулировали свои принципы управления образовательными системами в целом.

Известный в России ученый-педагог, крупный специалист в области менеджмента в образовании Ю.А. Конаржевский сформулировал современные принципы управления педагогическим коллективом1, следуя которым можно существенно повысить эффективность деятельности всех педагогов. Приводим эти принципы в изложении:

· принцип уважения и доверия к человеку (принцип эгалитарности).

Это основополагающий, системообразующий принцип руководителя и педагогического коллектива. Принцип, который должен превратиться в убеждение каждого педагога, мотивирующего поведение, и насквозь пронизывать жизнедеятельность педагогического коллектива;

· принцип единоначалия и лидерства.

Директор школы должен стоять во главе крупного дела и быть его лидером, уметь четко видеть многовариативность будущего, видеть цель;

· принцип целостного взгляда на человека.

Данный принцип предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям;

· принцип социальной справедливости

Данный принцип предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый учитель находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средств. Положение же учителя в коллективе оценивается в ходе управления прежде всего по результатам его труда, его вклада в общественную жизнь коллектива;

· принцип индивидуального подхода во внутришкольном управлении.

· принцип обогащения работы учителя.

Стремление руководителя разнообразить работу, пробудить у учителя профессиональный интерес, вселить в него профессиональную уверенность;

· принцип личного стимулирования.

Непосредственно связан с самим педагогическим процессом, с качеством его осуществления. Личная заинтересованность учителя в работе способствует принятию им определенных обязательств перед школой и коллективом;

· принцип единства обязанностей и прав;

Четкое оформление приказов и распоряжений, своевременная проверка их выполнения с последующим поощрением и наказанием;

Учитывая все точки зрения, привести коллектив к согласию. Перевести человека от конфронтации к сотрудничеству. Данный принцип играет огромную роль в формировании и поддержании положительного психологического климата в коллективе;

· принцип коллективного принятия решения;

· принцип участия учителей в управлении и делегировании им полномочий;

· принцип горизонтальных связей.

Горизонтальные связи – это связи между отдельными людьми при выполнении ими определенных работ, индивидуальные контакты, лежащие в основе сотрудничества. Установление связей со своими коллегами по профессии, обмен информацией является определенным стимулом для самоконтроля, самосовершенствования учителя;

· принцип постоянного обновления.

Организация процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур и т.д.

6.4.Осуществление функции мотивации в управлении педагогическим коллективом

Итак, мы предлагаем следующую систему поощрения учителей:

1.Устная благодарность директора или его заместителей, руководителей методических объединений за хороший урок, воспитательное мероприятие, которая выражается в ходе личной беседы с учителем, например, после посещения урока.

2.Благодарность учителю, выраженная публично на заседании методического объединения.

3.Письменная благодарность учителю, направленная в его или ее семью, или родителям учителя. В семье эту благодарность тоже воспримут с должной благодарностью руководителям школы.

4.Благодарность учителю, объявленная публично на педсовете и выраженная в приказе по школе.

5.Почетная грамота учителю от директора школы, сопровождаемая денежной премией или ценным подарком.

6.Последовательное представление к Почетным грамотам вышестоящих управлений образованием, вплоть до Министерства образованием РФ, а также Почетной грамотой исполнительных органов района, города, области, также сопровождаемая денежной премией или ценным подарком. В практике этим видом поощрения пользуются вообще очень и очень редко.

7.Надбавка к заработной плате с использованием надтарифного фонда за хорошую работу, не за дополнительную, а за хорошую работу.

8.Повышение категории, разряда учителю через аттестацию при ее проведении.

9.Представление права представительства коллектива на районных, городских, областных торжественных мероприятиях. Направление на различные проблемные конференции, семинары, престижные курсы переподготовки и повышения квалификации. Обобщение опыта работы с представлением его на школьных городских, районных конференциях учителей.

10.Дополнительные дни к отпуску.

12.Перевод учителя на самоконтроль, повышение самостоятельности, расширение полномочий.

14.Представление к правительственным наградам.

К сказанному следует добавить и такие формы поощрения, мотивации учителей как представление возможности получить второе высшее психолого-педагогическое образование, представление возможности обучаться очно или заочно в аспирантуре. Так, например, в 16-ой гимназии
г. Тюмени в настоящее время работают пятнадцать человек, которые без отрыва от учебной деятельности смогли защитить кандидатские диссертации. И этот пример не единичен.

Необходимо проявлять заботу о помощи учителям с публикацией своих творческих разработок, предложений в различных педагогических газетах, журналах и т.д. Безусловно, возможностей поощрения учителей много, и форм поощрения достаточно много, надо только о них знать и применять в своей практической деятельности.

При построении системы мотивации, стимулирования педагогических кадров руководитель (это директор школы), его заместители должны прежде всего решить следующие задачи:

1.Выделить те результаты, за которые школа намерена поощрять учителей, определить критерии и показатели их оценки.

2.Определить основные потребности запросов педагогов и все, что школа может им дать для удовлетворения этих потребностей, используя это как актуальные мотивы трудовой активности.

3.Определить правило, по которому будет поощряться достижение каждого из выделенных результатов.

4.Обеспечить принятие всеми педагогами предлагаемой системы стимулирования путем обсуждения и совместной выработки условий поощрения.

Как правило, это должно решаться на педагогическом совете школы.

5.Утвердить разработанное правило как официальную систему стимулирования, раскрывающую связь между результатами, видами, сроками, размерами и любым особым условием поощрения, гарантирующую учителю получение вознаграждения при достижении нужного результата.

6.Необходимо периодически анализировать действенность использованных методов стимулирования и корректировать систему по результатам анализа.

Таким образом, если команда управления школой будет иметь хорошо продуманную систему поощрения, мотивации, стимулирования педагогов, то результаты безусловно будут (я имею в виду результаты воспитательной, инновационной деятельности) значительно выше.

Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашего лицея стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.

А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.

Каждый руководитель не раз задумывался об эффективности управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории менеджмента на собственной практике.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Система управления педагогическим коллективом школы

Система управления - это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Среди функций управления образовательной организации можно выделить: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.

Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности администрации школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

Функция организациив управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

По своей природе организаторская деятельность человека - есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

Организаторская деятельность администрации школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителей, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Недостаточно только построить организационную структуру образовательной организации, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.

Задачи при реализации функции руководства:

1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;

2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;

3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;

4) создание условий для профессионального роста подчиненных.

Принцип управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. В теории управления множество систем управленческих принципов. Проанализировав некоторые из них, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:

  1. Уважение и доверие к человеку,
  2. Сотрудничество,
  3. Системность и целостность в управлении,
  4. Гласность,
  5. Справедливость,
  6. Единство коллегиальности и единоначалия,
  7. Индивидуальный подход в управлении,
  8. Поддержка инициативы, стимулирование деятельности,
  9. Постоянное повышение квалификации,
  10. Делегирование полномочий, участие учителей в управлении,
  11. Объективность и полнота информации.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя, который должен обладать следующими качествами:

  • общечеловеческие;
  • психофизиологические;
  • деловые качества и организаторские способности;
  • коммуникативные;
  • профессиональные знания.

Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный подход к функции управления педагогическим коллективом позволит объединить, координировать и интегрировать все прочие функции в еди­ное целое — функцию руководства коллективом.

ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,

КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Гугкаев А.Э., учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 2 г. Владикавказ

В настоящее время руководство образовательным учреждением образования приобретает особую значимость.

Совершенствование образовательной системы в регионах во многом предопределяется организацией управления как на уровнях Федеральном, региональном, так и на внутреннем уровне в масштабах учреждения. В связи с создавшимися экономическими условиями содержание решаемых образовательным учреждением задач усложнилось и приобрело выраженную социальную значимость, становясь всё более многофункциональными.

Комплексный подход к функции управления педагогическим коллективом позволит объединить, координировать и интегрировать все прочие функции в еди­ное целое — функцию руководства коллективом.

На наш взгляд, важнейшими принципами руководства педагогическим коллективом являются:

грамотное распределение функциональных обязанностей как администрации, так и педагогических работников;

возложение персональной ответственности на каждого работника за его работу;

каждый работник должен знать, кому именно он подчинен и от кого получает указания.

Система управления учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении предполагает закрепление различных этапов управления за отдельными руко­водителями учебного заведения (заместителями директора и др.). Соответственно, все работники, относящиеся к руководителям, имеют разные функциональные обязанности в зависимости от занимаемой должности. В связи с этим директор не занят какой-либо одной функцией управления. Его главной задачей является процесс управления в целом: целеполагание, планирование, анализ и координация разных фун­кций, их увязка и согласование; подбор заместителей и инженерно-педагогических работников; организация управляющей системы образовательным процессом в целом.

Под организацией мы рассматриваем деятельность администрации, педагогического коллектива, органов самоуправления, направленную на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

Организаторская деятельность руководителя включает в себя следующее: рациональное распределение поручений между исполнителями, мотивировку и формирование убеждённости подчинённых в необходимости выполнения поручения, (поставленной задачи), обеспечение единства действий всех участников образовательного процесса, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности и оказание непосредственной помощи в процессе деятельности, контроль исполнения и анализ результатов деятельности.

Существует несколько видов организационных структур управления. В образовательных учреждениях Республики Северная Осетия – Алания (далее РСО-А) руководителями в основном используется линейно-функциональная структура, включающая в себя несколько уровней.

При реализации функции руководства на основе функций управления и входе их реализации руководителем решаются следующие задачи:

подбор, расстановка и оценка педагогических кадров;

анализ и регулирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе;

стимулирование продуктивной деятельности педагогов и их саморазвития.

Эффективное руководство коллективом предусматривает четкое, максимально детализированное разграничение служебных обязанностей между руководящими лицами. Общие показатели работы всего учебного заведения в значительной степени зависят от уровня организаторской деятельности всего руководящего состава.

Заместители директора по учебной работе, учебно-воспитательной работе и другие административные работники выступают как организаторы определенных видов работ. В их обязанности входит: составление общего плана работы; объединение педагогических работников и учащихся для ведения образовательного и воспитательного процессов; руководство, контроль и регулирование образовательного и воспитательного процессов.

Можно определить разделение труда между руководителями по следующим направлениям:

планирование учебно-воспитательного процесса;

организация и обеспечение учебно-воспитательного процесса;

контроль за учебно-воспитательным процессом;

организация методической работы в учреждении;

работа с педагогическими кадрами, повышение их квалификации;

профориентация и адаптация обучающихся;

индивидуальная работа с обучающимися и их родителями;

внебюджетная и предпринимательская деятельность.

В современных условиях претерпела существенные изменения мотивация руководства педагогическим коллективом: преобладающее значение приобрели социально-эко­номические и социально-психологические методы управления; руководство теперь направлено на осуществление сотруд­ничества администрации, педагогического и ученического коллективов для достижения намеченных образовательных и воспитательных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении образовательным учреждением.

Коллегиальность в управлении предполагает, что все участники образовательно-воспитательного процесса работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотруд­ничества, взаимопонимания и взаимозависимости.

Целью управления педагогическим и ученическим коллективами стало побуждение к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного ведения учебно-воспитательного процесса. Считается, что директор должен направлять усилия всего коллектива, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников, а не подавлять авторитарными методами.

Повышение эффективности руководства коллективом достигается за счет использования таких факторов, как:

рациональное планирование и эффективное использование учебных и других площадей;

продуктивная организация рабочих мест;

систематическая переподготовка и повышение квалификации работников;

обеспечение стабильности занятости;

разработка и реализация различных социально-экономических программ;

сохранение квалифицирован­ных работников, стимулирование их желания постоянно повышать эффективность своей работы.

Одной из важнейших проблем на современном этапе раз­вития образования в РСО-А является работа с педагогическими кадрами. На наш взгляд, наиболее значимым является следующее: формализация методов и процедуры отбо­ра кадров, разработка критериев их оценки, анализ потребностей в коллективе, прогнозирование карьерного роста молодых перспективных работников, обоснованность кадровых решений и их прозрачность.

Формирование коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффе­ктивности учебного и воспитательного процессов в образовательном учреждении. Повышение качества полученных общеобразовательных знаний учащимися напрямую зависит от квалификации педагогических работников, что определяет важность самоподготовки, повышения квалификации и непрерывного обу­чение персонала. Особенно возрастает актуальность подготовки управленческих кадров всех уровней.

Облик современного руководителя определяют представле­ния об учебном и педагогическом труде и вытекающие из них системы мотивации и отно­шения коллектива к образовательной деятельности. Предъявляемые сегодня требования к уровню образования ведут к расширению и углублению функций управления учебным и воспитательным процессами. Основное значение приобретают стратегические вопросы руководства педагогическим коллективом, превращение его в целостную систему.


Коллектив постоянно и непрерывно изменяется, поскольку непрерывно изменяются люди, которые его составляют. Также меняется характер воздействия коллектива на личность учащегося. В учебно-воспитательных коллективах процессы изменений развиваются интенсивно. Необходимо отметить, что процесс развития коллектива не является стихийным, он педагогически управляем. Эффективность управления зависит от того, в какой мере изучены закономерности развития коллектива, насколько правильно педагог способен определить ситуацию и подобрать необходимые методы педагогического воздействия [1, с.199].

Эффективность управления ученическим коллективом зависит от того, учитывает ли педагог его особенности, возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом производится через сбор информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; через организацию адекватных его состоянию воздействий, призванных усовершенствовать коллектив и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного ученика [1, с.199].

Важным условием оптимизации управленческих воздействий педагога выступает интеграция воспитательных воздействий, оказываемых на коллектив в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Она достигается при: использовании комплекса педагогических воздействий на коллектив; постоянной и многосторонней заботе членов коллектива друг о друге во внеурочное время; создании ситуаций, способствующих положительному влиянию на отдельных его членов; расширении функций ученического самоуправления; объединении усилий всех, кто участвует в работе с коллективом [1, с.199].

Н. М. Костихина, О. Ю. Гаврилова, считают, что при педагогическом управлении ученическим коллективом нужно придерживаться следующих правил:

Педагогическое управление как феномен возникает только в образовательных организациях для осуществления образовательного процесса, входит в функциональную структуру управления, имеет внутреннею направленность, и является частью структуры управления образовательной организацией. Педагогическое управление может реализовывать стратегические, тактические и оперативные цели управления. Стратегические цели берут задачи по формированию и развитию ученического коллектива для создания условий по усвоению образовательных стандартов. Доля ответственности за выполнение данных целей у административного и педагогического управления определяется локальными документами образовательной организации. Тактические цели педагогического управления рассчитаны на конкретный временной период, обусловленный стратегией управления. Формулирование тактических целей осуществляется на основе программно-целевого принципа управления и выражается в деятельности в виде выполнения программ воспитания и обучения. Оперативные цели можно рассматривать как цель педагогического управления по формированию, становлению и развитию ученического коллектива. Так как педагогическое управление имеет программное обеспечение, то оценить результативность управления можно через количественные и качественные показатели управления, исходя из стратегической и тактической целей. В силу сменяемости обучаемого контингента педагогическое управление имеет свойство повторяемости [2, с. 13].

Рассмотрим особенности педагогического управления образовательной организацией:

– педагогическое управление является видом управления, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательного учреждения;

– на основе принципа программно-целевого управления обеспечивается зона ответственности административного и педагогического управления образовательной организацией;

– педагогическое управление имеет свойство повторяемости на основе реализации образовательной программы в условиях нового ученического коллектива. Данные особенности педагогического управления имеют статус обобщенных, так как мы охарактеризовали педагогическое управление через обобщенные критерии классификации управления [3, с. 214].

Теперь рассмотрим характеристику особенностей педагогического управления через внутренний статус управления. Показателями, характеризующими особенности педагогического управления, являются:

– природа педагогического управления характеризуется двойственностью, которая выражается функциональными обязанностями, связанными с обучением и управленческой деятельностью по отношению к ученическому коллективу. Педагогическое управление нацелено на функционирование и развитие ученического коллектива;

– субъект-объектные отношения: педагог совершает управленческие действия по отношению к ученическому коллективу, который отличается возрастными особенностями, особенностью цели организации и существования ученического коллектива и особенностью предполагаемого результата управления. В целом педагогическое управление как управление нацелено на коллектив, целью организации которого является учебная деятельность, а не профессиональная деятельность в силу возрастных и социальных особенностей данного коллектива;

– педагогическое управление реализуется во время периода обучения и в рамках образовательного процесса;

При рассмотрении педагогического управления необходимо определить позицию, с точки зрения которой будет идти речь: педагогическое управление как вид управления с присущими всеми функциями управления; педагогическое управление как вид деятельности педагогов с присущими ему направлениями и критериями оценок реализации деятельности [4, с 30].

При рассмотрении педагогического управления как вида управления образовательной организацией предполагается изучение вопросов об ученическом коллективе как об объекте управления. Предметом рассмотрения будет ученический коллектив и его самоуправление как результат педагогического управления [4, с 31].

Педагогическое управление как деятельность подразумевает реализацию функции по педагогической должности, объектом управления является образовательный процесс, предметом управления — личность, самоуправление проявляется в самоуправлении личности обучающегося, оценка эффективности лежит в плоскости оценки качества образовательного процесса, и результатом педагогического управления будет качественные изменения личности (уровень сформированности образовательной компетентности) [4, с 31].

Педагогическое управление, нацеленное на осуществление функционирования ученического коллектива, рассматривает коллектив как средство педагогического управления, поэтому самоуправление коллектива осуществляется с этой же позиции, следовательно, самоуправление является формализованной структурой управления ученического коллектива, а органы самоуправления работают эпизодически или периодически, и их решения трудно выполнять. Педагог осуществляет развитие коллектива через коллектив, и в результате происходит развитие личности обучающегося. Ученический коллектив, являющийся целью педагогического управления, характеризуется развитием на основе самоуправления и, как следствие, развитием личности обучающегося [4, с. 32].

1. Костихина Н. М., Гаврилова О. Ю. Педагогика физической культуры и спорта. — Омск: СибГУФК, 2013. — 296 с.

2. Павлова Н. Л. Особенности педагогического управления // Наука и школа. — 2012. — № 4. — С. 12–17.

3. Павлова Л. Н. Оценка эффективности педагогического управления ученическим коллективом как показатель безопасности управления образовательным процессом. — М.: ЛИР, 2011. — 351 с.

4. Павлова Л. Н. Теория и практика педагогического управления развитием школьного детского коллектива. — Челябинск: Образование, 2008. — 132 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое управление, ученический коллектив, коллектив, образовательная организация, образовательный процесс, педагог, вид управления, особенность, отношение, управление.

Читайте также: