Кружок рукоделия в школе внеурочной деятельности

Обновлено: 05.07.2024

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / сост. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) — М. : Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО, 2010 г.

7. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ гимназии №120 (ООП СОО).

8. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470).

9. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 N ПК-2).

10. Региональные требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ.

11. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03).

Программа кружка разработана на 1 год занятий с детьми 1-4 классов и 5-9 классов и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся к декоративно- прикладному искусству, имеющему широкое распространение в России. Работа с разными материалами - творческий процесс, требующий воображения, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Работая в разных техниках у учащихся есть возможность определить собственные предпочтения. Кроме того формируются и закрепляются практические трудовые навыки. На занятиях создаются условия для развития усидчивости, аккуратности, творческой активности, художественного вкуса.

Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется познавательная активность. Основой программы является ориентация на личностный потенциал ребёнка и его самореализацию на занятиях активным творчеством.

создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия декоративно-прикладным творчеством.

• развитию разносторонней личности ребенка

• помощи в его самоопределении;

• освоению различных техник при работе с бумагой, тканью и нитками.

• обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности,

• созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания;

• обучению навыкам и приемам работы с инструментами и материалом;

• знакомству с историей материалов и техник, используемых на занятиях

• формировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного

• формировать умения обрабатывать бумагу, текстильные материалы, работать с акриловыми

контурами и бисером с целью создания изделий;

• формировать умения работать с различными инструментами и приспособлениями для

обработки используемых материалов

• познакомить детей с историей техник.

• развивать память, внимание, творческие способности, фантазию, воображение,

самостоятельность, абстрактное мышление, мелкую моторику рук, глазомер;

• развивать умение планировать собственную деятельность

• создать условия для возникновения интереса к познанию;

• развивать коммуникативные навыки.

• воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость;

• воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

• создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых общим делом;

• помочь ребёнку найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами;

• учить детей интересно и полезно организовывать свой досуг, ориентироваться на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста.

Основной формой работы является учебно-практическая деятельность учащихся. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, моделей и т. п. При выполнении практических работ дети приобретают навыки экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут создаваться условия для формирования:

• учебно- познавательного интереса к декоративно- прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

• навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

• способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

• основ социально ценных, личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

• устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

• эстетических предпочтений, ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

• возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

• эмоционально- ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети будут учиться:

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.

• планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

• адекватно воспринимать оценку своих работ и производить самооценку;

• работать с бумагой, тканью, нитками в 1-4 классах и акриловыми контурами, бисером, бумагой и тканью в 5- 9 классах, приобретая навыки создания панно;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

• приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

• осваивать особенности художественно- выразительных средств, материалов и техник, применяемых в работе с бумагой, тканью акриловыми контурами и бисером;

• развивать художественный вкус и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

• художественно -образному, эстетическому, абстрактному типу мышления,

• формированию целостной картине мира;

• развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

• развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно- прикладного искусства.

• создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

• понимать культурно-историческую ценность традиций и уважать их;

• более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно -творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять совместную продуктивную деятельность;

• сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

• формировать собственное мнение и позицию.

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;

• прочно соединять детали между собой, применяя нитки, клей;

• находить оптимальные композиционные решения;

• разрабатывать эскизы, учитывая закономерности цветовых сочетаний;

• изготавливать изделия из бумаги, ткани и нитей, работать с акриловыми контурами и бисером используя изученные техники

Требования к уровню подготовки

В результате освоения программы кружка ученик должен

• теоретические основы декоративно- прикладного творчества; назначение различных декоративных изделий; закономерности цветовых сочетаний, построения орнамента; историю изученных техник;

• названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда, приёмы и правила пользования ими;

• названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

• простейшие правила организации рабочего места;

• правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

• приёмы разметки (линейка, шаблон);

• правильно организовывать своё рабочее место;

• пользоваться простейшими инструментами ручного труда;

• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

• создавать правильно оформленные и логически законченные работы

• делать презентацию своих работ

Календарно-тематическое планирование раздела кружка

№ Тема урока Кол-во часов

Бумагопласт ика

1. Вводное занятие 1

2-4. Плоская аппликация. Путешествие в подводный мир. 3

5-10. Оригами (основные приемы). Журавлики счастья 4

11-17. Объемная аппликация (нетрадиционные методы)

- аппликация из ватных дисков

- карандашница улитка 8

Квил инг

24-27. Составление однорядного панно 4

Работа с нитками. Изон ить

36-37 Игрушки из помпонов 2

Работа с тканью. Ф етр

46-47 Обметочные швы 2

Волшебная паути нка

52-53 Игрушка из шара 2

54-55 Изделия с разрезной техникой 2

56-61 Выполнение панно в смешанной технике 6

62-68 Выполнение изделия на выбор 6

Календарно-тематическое планирование раздела кружка

№ Тема урока Кол-во часов

Точечная росп ись

1. Вводное занятие 1

2-4 Знакомство с техникой. Выполнение контура по готовому рисунку 3

7-10 Роспись по непрозрачной основе (тарелка, кружка) 4

11-16 Роспись изделия на выбор. Самостоятельная разработка эскиза 4

Би сер

17-20 Вышивка бисером 6

21-22 Знакомство с основными видами плетения 2

23-26 Цветы из бисера. (тюльпаны) 4

31-34 Плетение сложных объемных изделий 4

35-38 Ювелирные изделия из бисера (браслет) 4

39-42 Выполнение изделия на выбор 4

Интерьерные игру шки

43 Знакомство с историей игрушек. 1

44-45 Игрушка из фетра 2

46-47 Простая игрушка - подушка 3

]53-54 Знакомства с техникой. Изготовление вазы 4

55-58 Декупаж коробки 2

59-62 Папье-маше 4

63-68 Выполнение изделия на выбор 6

Список используемой литературы

2. Кожина О. А. Декоративно-прикладное искусство. - В сб. : Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.); под ред. В. А. Горского - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, с. 30-32.

3. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы / авт. -сост. Е. А. Турбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.

4. Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий. 1—4 классы / авт. -сост. В. А. Мураева. - Волгоград: Учитель, 2011. -127 с.

5. А. В. Козлина. Уроки ручного труда. Конспекты занятий. 2000

7. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997

9. Материалы сети Интернет

Сценарий новогоднего утренника для учащихся 1–4 классов Автор: Батуро Наталья БорисовнаСценарий новогоднего утренника для 1- 4 классов Зал красочно украшен. В середине стоит елка. Дети становятся.

Тренинговое занятие на сплочение коллектива для учащихся 5–6 классов Тренинг на сплочение в 5 классе Тренинг на сплочение классного коллектива клас[ 1. Упражнение на знакомство. Упражнение (5 мин.) Цель:.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов

Пояснительная записка.

Занятия внеурочной деятельностью позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели внеурочной деятельности:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, нитками работа с бисером, и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -10 лет, на 3 года обучения:33 часа в год, 4 часа в месяц.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк -ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы с инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

1 класс – 33 часа в год

2 класс – 34 часа в год

3 – 4 класс – 34 часа в год

Итого – 101 часа в год. (3 часа в неделю)

Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В. Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости – декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там, и здесь мир воспринимается по-особому радостно, и так же радостно и празднично воплощается в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую роль в эстетическом воспитании детей.

Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития школьника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.

Актуальность программы

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет, на 3 года обучения. Объём программы - 102 часа (3 часа в неделю).

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

· интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

· познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

· адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

· Обучающийся получит возможность для формирования:

· внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;

· устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

· планировать свои действия;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

· адекватно воспринимать оценку учителя;

· различать способ и результат действия.

· Обучающийся получит возможность научиться:

· проявлять познавательную инициативу;

· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

· учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться, приходить к общему решению;

· соблюдать корректность в высказываниях;

· задавать вопросы по существу;

· контролировать действия партнёра.

· Обучающийся получит возможность научиться:

· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

· владеть монологической и диалогической формой речи;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

· высказываться в устной и письменной форме;

· анализировать объекты, выделять главное;

· осуществлять синтез (целое из частей);

· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

· использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

· развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

· расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

· познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

· использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

· оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

· достичь оптимального для каждого уровня развития;

· сформировать навыки работы с информацией.

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения, учащиеся могут

-название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

-название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

К концу 2 года обучения, учащиеся могут

-название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

-правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

-правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

-способы обработки различных материалов;

-применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

-правильно пользоваться ручными инструментами;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

-организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

-бережно относиться к инструментам и материалам;

-экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

-самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

-выполнять работу, используя художественные материалы;

-правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

К концу 3 года обучения, учащиеся могут

-название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

-правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

-приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

-способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка);

-применение пастели и бисера в окружающем мире.

-правильно называть ручные инструменты и использовать их

-выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

-организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

-понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

-выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;

-самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

-изготовлять изделия из бисера.

Содержание рабочей программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия учащиеся под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Содержание программы разделено по видам обрабатываемых материалов.

1. Вводное занятие (1 ч). Цели и задачи. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Материалы необходимые для работы.

4. Работа с пластическими материалами (7 ч). Рисование пластилином (4 ч), Обратная мозаика на прозрачной основе (3 ч). Правила работы с пластилином. Практическая часть. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Оформление работ. Просмотр и анализ готовых работ. Мини – выставка.

1. Вводное занятие (1 ч). Цели и задачи. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Материалы необходимые для работы.

3. Работа с пластическими материалами (6 ч), обратная мозаика на прозрачной основе (3ч), рисование пластилином (3 ч). Правила работы с пластилином. Практическая часть. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Оформление работ. Просмотр и анализ готовых работ. Мини – выставка.

5. Выставка работ (1 ч).

1. Вводное занятие (1 ч). Цели и задачи. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Материалы необходимые для работы.

5. Модульное оригами (6 ч). Игрушки объёмной формы (6 ч). История оригами. Правила работы с бумагой. Практическая часть. Подбор бумаги. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Просмотр и анализ готовых работ. Мини – выставка.

Формы работы и виды контроля

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:

· удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;

· четкое соблюдение последовательности технологических приемов;

· художественная выразительность и оригинальность работ.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

· четкость выполнения изделия;

· наличие творческого элемента.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.


Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Рассмотрена на заседании РМО учителей ИЗО, музыки, черчения Протокол №1

Руководитель РМО ______ Архипова Т.В.

Заместитель директора по ВР

_____________ Егорова В.И.

_____________ Никифорова В.В.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Срок реализации программы 4 года.

Архипова Татьяна Валерьевна

Пояснительная записка.

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия декоративно-прикладным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО, технологии, музыки и т.п.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (Презентации, рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках, итернете.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа индивидуальная, в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того, чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы в место заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Содержание программы составлено на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности или неуспешности в творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

Читайте также: