Что такое резы в древней руси определение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Искони славяне обращались к Богам через символы: защищали дом резными узорами, желали блага и счастья в вышивке, лечили, рисуя знаки на теле. Резы Рода — это традиционные знаки для обращения к славянским Богам. Нанесённые на любую поверхность, они шлют чаяние Высшим Силам.
Какое желание горит в вашей Душе? Отвести беду от себя и близких? Порчу снять с человека, сделать его сильным да смелым? Стать уверенным, да обрести лад в душе?
Посмотреть →

Важные правила для использования
Магии славянских Рез Рода

В каких случаях можно использовать Магию Рез?
В ситуациях, когда что-то идет не так, с большими трудностями для человека. Но есть определенные правила:

Черты и Резы славянские: скрипт для удачной продажи недвижимости и автомобиля

Хочется продать выгодно недвижимость или автомобиль? Помогут такие черты и Резы славянские.


Велес – Ярило – Перун.

Как читать черты и Резы?

Велес помогает заключить сделку, выгодную обеим сторонам, прийти к неожиданному решению, которое устроит обе стороны. Еще Реза Велеса способствует прибыли, чтобы продажа состоялась на выгодных условиях. Ярило помогает сделать дом, квартиру, торговую площадь или автомобиль привлекательным для покупателя, способствует тому, чтобы именно ваше объявление выделилось среди множества других. Перун ведет к победе, и, как быстрый и стремительный по характеру Бог, ускоряет процесс продажи.

Нанести маслом на дверь, ведущую в помещение или же на капот машины. Обязательно оговариваем тот результат, который желаем.

Черты и Резы славянские: защита бизнеса от конкурентов

Велес – Перун – Чур.

Как читать черты и Резы?

Велес открывает дорогу к прибыли, помогает договариваться, Перун устраняет препятствия на пути, побеждая стороннее зло, Чур дает защиту.

Наносим знаки Рез над входом или можно выбрать какое-то место внутри самого помещения. Сами знаки могут быть небольшими по размеру и незаметными для посторонних глаз. Размер шрифта не имеет значения. Можно рисовать фломастером или же любым маслом, если хотите сделать скрипт невидимым для других.

Черты и Резы славянские: скрипт для публичных выступлений

Для публичных выступлений: отчет перед начальством, защита дипломной работы, выступление на конференции и т.д.

Предыстория. У молодой женщины по имени Анна на работе ввели такую систему: что квартальные отчеты для начальства теперь будут защищаться практически как дипломная работа, перед руководством и другими ведомствами. С отчетом у нашей героини все было в полном порядке, но в большом трудовом коллективе всегда возможны и интриги, и зависть, и просто плохое настроение начальника.

Велес – Ярило – Лель и Полель.

Как читать черты и Резы?

Знаки Рез наносятся перед сном любым маслом на левую руку или ногу или на солнечное сплетение с обязательным оговором результата.

Где найти другие черты и Резы славянские?

Приведенные здесь черты и Резы славянские – лишь малая часть нашего опыта. Больше наработок Анастасии Славяны можно найти в других наших статьях:

Надеемся, с нашей помощью вам станет яснее, как читать черты и Резы. Быть может, со временем вы даже сможете составить своё сочетание Рез для помощи в вашей ситуации!

Славя́нские ру́ны (ру́ница) — гипотетическая письменность, по мнению отдельных исследователей существовавшая у славян до их крещения и изобретения кириллицы и глаголицы.

Содержание

Письменные свидетельства


На данный момент накоплено относительно большое количество противоречивых свидетельств как в пользу, так и против существования письменности у славян до летописного начала использования кириллицы и глаголицы. Немногочисленные свидетельства, основывающиеся на работах современников того периода, не отличаются особой подробностью и объективностью описаний.

К сожалению, Ибн Фадлан не оставил более подробных заметок о этнографической принадлежности "русов", которые, судя по его описанию, являлись скандинавами, давно обосновавшимися на славянских землях; существование рун у скандинавов известно.


Опираться на церковные книги в данном вопросе нельзя, так как писаны они, в основе своей, гораздо позже происходивших событий. Кроме того отражают точку зрения церковнослужителей на данный вопрос.

Сомнительно, чтобы такой обширный и сложный труд как Евангелие был написан рунами. До X века византийские авторы разделяли росов (русов), совершавших набеги на Византию, от славян, так что возможно, что так называемые русские письмена имели скандинавское происхождение, учитывая, что Кирилл знал южнославянский язык, и ему не было необходимости разделять гласные и согласные в славянской речи.

Археологические находки

У археологов существуют сомнения по поводу того, являются ли эти знаки надписью, или же тамгами (родовыми знаками). Предпринимаются попытки прочесть надпись на разных языках. Славянское чтение дал сторонник теории славянских рун Г. С. Гриневич, прочитав НАДОБЕ ЗАКРЫТЬ, ВЪ ЧЕЛО ВЪСАДИВЪ, а другой сторонник докириллической письменности В. А. Чудинов прочитал ту же надпись по славянски как ЗАТЕЯНЫ ТЕ КЪЛЁКЪЛО, И НЕЖЬНЪ, ВЪ ЦЕРЪКОВЪ ХОДИВЪ. Г. Ф. Турчанинов прочитал первые 8 букв как сармато-аланское письмо (иранская языковая группа), у него получилось СЛАВУТИЕ. Существуют и другие версии прочтения надписи, что позволяет считать её пока не расшифрованной.

Различные гипотезы


Однако во время раскопок в Новгороде были найдены деревянные цилиндры, относящиеся по времени к годам правления Владимира Святославича, будущего крестителя Руси, в Новгороде (970—980 гг.). Надписи хозяйственного содержания на цилиндрах выполнены кириллицей, а княжеский знак прорезан в виде простого трезубца, который невозможно признать лигатурой, но лишь тотемным знаком собственности, который видоизменился от простого двузубца на печати князя Святослава, отца Владимира, и сохранял форму трезубца у ряда последующих князей. Вид лигатуры княжеский знак приобрел на сребрениках, монетах, выпущенных по византийскому образцу князем Владимиром после крещения Руси, то есть произошло усложнение изначально простого символа, который как родовой знак Рюриковичей вполне мог произойти от скандинавской руны. Тот же княжеский трезубец Владимира встречается на кирпичах Десятинной церкви в Киеве, но его начертание заметно отличается от изображения на монетах, из чего ясно, что причудливые завитушки не несут иного смысла чем просто орнамент.

Если же развивать спекуляцию на тему происхождения княжеского знака от скандинавских рун, то перевернутый трезубец в скандинавском руническом алфавите Младший Футарк (Younger Futhark) (IX век) означает R, то есть возможно Рюрик, а поднятый двузубец означает K, то есть возможно конунг, князь. Не исключено, что трезубец обозначал просто вид кириллической подписи ѱ (буква пси в старославянском языке).

Оценка

Один из важнейших вопросов, связанных с древнейшим периодом истории наших далеких предков, – это вопрос о существовании у славян письменности в языческий период. Без его окончательного решения наши знания о древней Руси будут оставаться неполными.

Оба варианта заслуживают внимания. Однако следует заметить, что попытки прочитать древнейшие русские надписи фонетически и, в частности, используя алфавит брахми, не всегда удаются, в то время как система, разработанная Гриневичем, открывает более широкие возможности для дешифровки письменности древних росов. В частности, она позволила автору настоящего пособия прочитать надпись на так называемом Пневищинском камне.


Илл. 22. План местности близ Пневищи

Князь Дондуков-Корсаков сделал рисунок этого валуна (илл. 24) и показал его ученым, съехавшимся в 1874 г. в Киев на 3-й археологический съезд. Надпись на камне вызвала интерес у ученого из Моравии, доктора Г. Ванкеля, который специально приехал в Смоленск, в имение князя, осмотрел камень и сделал собственную копию надписи (илл. 25). К великому сожалению, буквально через час после его отъезда в имении произошел пожар, каретный сарай, в котором стоял камень, сгорел, а сам гранитный валун рассыпался на мелкие кусочки. Так исчез этот загадочный памятник старины, от которого остались лишь рисунки, сделанные двумя различными людьми.


Илл. 23. Пневищинский курган


Илл. 24. Пневищинский камень по рисунку А.М. Дондукова-Корсакова


Илл. 25. Пневищинский камень по рисунку Г. Ванкеля

Поскольку камень не сохранился, а сделанное Дондуковым-Корсаковым описание было опубликовано в местном, малоизвестном сборнике, о надписи на долгие годы забыли. И только М.Л. Серяков в уже упомянутой выше книге вновь опубликовал ее и подробно описал свою методику расшифровки надписи. Автор считает, что эта надпись была высечена в VI–VII вв. и является уникальным памятником исконно русской (княжеской) письменности. Текст на одной стороне Пневищинского камня он с помощью алфавита брахми прочитал так:

А.А. Бычков вообще склоняется к мысли, что пневищинская надпись написана скандинавскими рунами, которые от времени стерлись, и поэтому возможность ее прочтения сведена к минимуму[471].

Начинать чтение следует с той стороны, которая М.Л. Серяковым ошибочно, на наш взгляд, определена как задняя. Для этого расположим последовательно все знаки, имеющиеся на рисунках А.М. Дондукова-Корсакова и Г. Ванкеля (илл. 26).


Илл. 26. Знаки на рисунках А.М. Дондукова-Корсакова и Г. Ванкеля

По всему видно, что надпись была не очень разборчивой: время, ветер и влага, морозы и солнце сделали свое дело, коечто стерлось, кое-где образовались трещинки, которые трудно отличить от знаков, сделанных рукою человека. Поэтому на обоих рисунках они не всегда одинаковы, а на первом их даже на два меньше, чем на втором.


Илл. 27-а. Сводная таблица знаков праславянской письменности (по Г.С. Гриневичу)


Илл. 27-б (продолжение)


Илл. 27-в (продолжение)


Илл. 27-г (продолжение)


Некоторое затруднение вызывает шестой знак. Видимо, на него наслоились трещинки, поэтому Дондуков-Корсаков перерисовал его весьма условно, ограничившись двумя кривыми чертами, а Ванкель, в свою очередь, значительно усложнил. Такого знака у Гриневича нет. Но, если принять нижнюю половинку левой вертикальной черточки и небольшую косую черточку справа за образовавшиеся на камне трещинки, то в нем легко узнаются два знака: m (СИ) и + (Т?), соединенные в лигатуру – прием, который будет использоваться и значительно позднее, в русском кириллическом письме (в полууставе, в славянской вязи).

Пожалуй, самый странный знак на этой стороне камня – последний, одиннадцатый. У Дондукова-Корсакова его нет. Почему? Может быть, он посчитал его тоже за образовавшиеся на камне трещинки и не счел нужным перерисовывать их?

Четвертую группу знаков составляют мелкие значки, беспорядочно расположенные в нижней части камня справа. Это какие-то неясные пометки, которые, возможно, имели цифровые значения. К тому же, в нижней части камня больше трещин. И количество значков, перерисованных ДондуковымКорсаковым и Ванкелем, и их внешний вид в этой части очень сильно не совпадают.

Любопытно, что отголосок этих событий жил в украинском фольклоре еще во второй половине XIX в., когда Н.И. Костомаров записал весеннюю песню с такими словами:

По березi ходило…

Iшов вовк мимо дiвок,

Усiм дiвкам шапку зняв…[482]

Около 863 года греческтй философ Константин (Кирилл – Философ) и его брат Мефодий из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III создали первичный вариант пособия (набор символов с соответствующим звучанием) для перевода богослужебных книг с греческого на язык славянских народов.

Существуют христианские источники, которые прямо указывают на то, что письменность существовала у русских намного раньше введения на Руси христианства.

К началу Х века человечество уже знало и идеографическое, слоговое и буквенное письмо.

По мнению советского ученого В. Истрина, идеографическое письмо не могло появиться у славян, поскольку славянские языки имеют много грамматических форм, требующих изменения слов. Слоговое письмо тоже было непригодным для славянских языков - слишком много они имели слогов.

Подходящей же для передачи славянской речи могла быть буквенная письменность. Смысловая (семантическая) матрица показывает, что это буквенно-слоговое письмо с тестовыми словами. Из вышеизложенного следует, что древние славяне пользовались космическим арийским языком и алфавитом, частично изменённым по различным причинам (на больших территориях в разных местностях диалекты языка и различия в письме среди единого народа неизбежны). В ходе написания буквенные символы также трансформируются, в значительной степени в процессе скорописи.

Кириллица целиком включает греческий алфавит, но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) вынесены в конец. Некоторые буквы кириллицы, отсутствующие в греческом алфавите, внешне схожи с некоторыми буквами ряда алфавитов того времени (арамейское письмо, эфиопское письмо, коптское письмо, брахми).

В кириллице 6 (шесть) букв – А(1), Б(2), В(3), Г(4), Д(5), Е(6), а также И(10), Ы(11-гервь), К(12), Л(13), М(14), Н915), О(16), П(17), Р(18), С(19), Т(20), У(21), Ф(22), Х(23) расположены в алфавитном порядке три-А-дного алгоритма.

Неоднозначность огласовки в русской кириллице проявилась в дальнейшем с началом печатания газет.

Учение Иисуса Христа было, по-сути, арийским космическим (полученным через Откровение). Вероятно, с помощью Андрея-Первозванного и было записано ещё при жизни Иисуса в начале I-го тысячелетия учение Христа на русском языке.

Признание русского языка священным с помощью греческого философа –христианина Кирилла ставило целью продвижения, по приказу византийского императора Нового завета (в реальности учения не Христа, а Павла) на территорию проживания славян-ариев.

Доктрина предусматривает воспитание и формирование касты господ – мировой управленческой элиты.

РПЦ также не осуждает сегодняшний расцвет ростовщичества в России

Восстановление строя арийского алфавита пришлось делать Петру I.

А православные праздники святых Кирилла и Мефодия на Руси становятся всё пышнее и пышнее…


Эпохи, как и люди, хранят тайны. Чем дальше от нас тот или иной исторический период, тем больше загадок он таит, обрастая легендами, которые волнуют ученых, вызывая яростные споры.

Долгое время в исторической науке господствовало мнение, что история славянской письменности начинается со второй половины IX века, с создания славянской азбуки византийским ученым Константином (в монашестве Кириллом). Вместе с христианством распространялось это письмо по славянским землям.

Но постепенно, по крупицам, накапливались документы, свидетельствующие, что письменность у древних славян возникла много раньше принятия христианства.
Мы знаем, что любая наука опирается на источники, факты. Давайте попробуем поговорить о древнейшем славянском письме с их помощью. Обратимся к письменным источникам.

Существование дохристианской письменности у славян подтвердили памятники материальной культуры (вещественные источники), правда, долгое время увидеть их не удавалось. Но археологи нашли различные предметы быта — ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек.

На сегодняшний день очень трудно классифицировать это письмо. Но, возможно, историков еще ждут находки и открытия, которые помогут раскрыть тайну древнеславянской письменности.

Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II—IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.

М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества…

Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.

В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.

Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие — рало, в другом — колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.

Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища — древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.

Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков — квадратов, крестов, волнистых линий… Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев… С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?

Все эти и другие символы входили в верхний ряд загадочного орнамента. Под ним, явно связываясь с верхним, шел другой ряд — ряд, состоящий из девяноста шести квадратиков и волнистых линий, расположенных в совсем уж замысловатом порядке.

Какой смысл таила в себе последовательность знаков нижнего ряда?

Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями.

Читайте также: