Сравнительный анализ исторических типов мировоззрения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также на убеждения, идеалы, принципы знания и действия и ценностные ориентиры, формирующиеся на основе этих взглядов. Современное общество характеризуется глобальными кризисами, которые требуют срочных изменений в мировоззрении. Давайте посмотрим на некоторые из глобальных кризисов:


1) Мораль. Деградация человека, разрушение его сознания, распад нравственности — все это моральный кризис, который приведет к разрушению мира.


2) Экологический. Уничтожение озонового слоя на Земле уже оказывает влияние на климат планеты. Будет нарушено естественное экологическое равновесие. Глобальное потепление сначала вызовет глобальную засуху, а когда солнце растопит льды в Антарктике и Арктике, вся цивилизация исчезнет под водой, которая также исчезнет под палящим эффектом солнца, унося с собой последние формы жизни.


3) Демографический. К 2100 году население планеты составит 10-12 миллиардов человек, поэтому перенаселенность планеты приведет к тому, что людям просто негде будет жить, и начнется глобальная мировая война за место под солнцем.


Мы достигли той точки, когда наши собственные достижения убьют нас как цивилизацию. Прогресс ведет к гибели человечества. Современная цивилизация создала мировоззрение, несовместимое с существованием самой цивилизации. Либо мы все пойдем другим, гуманным путем для мира, либо наша цивилизация исчезнет навсегда.


В основе всех философских проблем лежат вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понимать этот мир и действовать в нем рационально.


Мировоззрение является основой человеческого сознания. Полученные знания, сформированные убеждения, мысли, чувства, установки, обобщенные в мировоззрении, составляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это особое видение, взгляд на мир и место в нем. Мировоззрение — это целостная структура, обобщающая слои человеческого опыта.


Таким образом, мировоззрение — это совокупность общих тем о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. Это понятие включает в себя: жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы знания и реальности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентиры. Есть индивидуальное, общественное и групповое мировоззрение. В мировоззрении есть два уровня: сенсорно-эмоциональный и теоретический. Сенсорно-эмоциональное мировоззрение — это целостное восприятие реальности в форме ощущений, эмоций. Теоретический уровень — это интеллектуальный аспект мировоззрения — реальность через призму законов.

Исторические типы философии - исторические типы мировоззрения

Исторические типы мировоззрения

Исторические типы мировоззрения: 1) мифологические, 2) религиозные и 3) философские.
Исторически первым было мифологическое мировоззрение (миф — легенда, сага; логотипы — слово, учение, понятие, закон), продукт воображения, попытка человека объяснить мир, происхождение земли, реки, озера, тайны рождения и смерти и так далее. Человеческой психике нужен миф. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе — мировоззрение.


В мифологическом мировоззрении неразличимо размытое разделение субъекта и объекта, неспособность человека отличить себя от окружающего мира. В процессе познания неведомое осмысляется через известное; то, что человек знает, — это его собственное существование и существование расы, от которой он изначально неотличим.


Главный принцип решения вопросов мировоззрения в мифе — генетический, то есть происхождение мира, природа объяснялась тем, кто кого породил (книга Бытия). Миф сочетает в себе 2 аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронный (объяснение настоящего и будущего). Прошлое связано с будущим, что создает связь между поколениями. Люди верили в реальность мифа; миф определял поведенческие нормы общества, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком.

Это возрождение мифа выражается в примитивных формах религии — фетишизме, тотемизме, анимизме, примитивной магии. Развитие представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе природных явлений, принимает классическую форму религии. Наряду с мифологией, существовала и религия.
Религия (от латинского religio — благочестие, святость) — это форма мировоззрения, основой которой является вера в существование неких сверхъестественных сил, играющих ведущую роль в окружающем нас мире и в судьбе каждого из нас.

На ранних стадиях развития общества мифология и религия формировали единое целое. Соответственно, основными элементами религии были Мировоззрение (в виде мифов), религиозные чувства (в виде мистических установок) и культовые ритуалы. Религия — это вера в сверхъестественное, основанное на вере.


Главная функция религии — помочь человеку преодолеть трудности бытия и вознести его к вечности. Религия придает смысл и стабильность человеческому существованию, культивирует вечные ценности (любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость и связывает их со священным, сверхъестественным). Духовное начало мира, его центр, его особая точка отсчета на фоне относительности и текучести разнообразия мира — это Бог. Бог дает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает моральное наказание за человеческие поступки.


Проблема Бога, переведенная на язык философии, — это проблема существования Абсолюта, рационального начала, актуального и бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало не абстрактное и безличное, а личное, выраженное в Боге.


Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовный и практический характер и было связано с низким уровнем овладения реальностью, с зависимостью человека от природы. Позднее, с развитием цивилизации, люди стали приходить к теоретическому пониманию проблем мировоззрения. Это привело к созданию философских систем.

Само понятие мудрости носило возвышенный смысл; мудрость понималась как научное понимание мира, основанное на бескорыстном служении. 4] Мудрость — это не что-то готовое, что-то, чему можно научиться и что можно применить.
В результате этого появление философии означало оторванность от мифологии и религии, трансцендентность обычного сознания.
Философия и религия, как мировоззрение, часто имеют сходные задачи по объяснению мира и влиянию на человеческое сознание и поведение.

Структура мировоззрения

Их фундаментальное отличие состоит в том, что религия основана на вере в решение идеологических проблем, в то время как философия является отражением мира в теоретической, рационально понятной форме.
Структура мировоззрения включает в себя:

Такие моральные эмоции, как стыд, совесть, долг, милосердие дают мощный импульс мировоззрению. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение являются слова известного философа И. Канта: «Две вещи всегда наполняют душу все большим изумлением и почитанием, чем чаще и дольше мы думаем о них; это звездное небо над мной и нравственный закон внутри меня.

4) Воля — это способность выбирать цель деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее выполнения. Это придает особый характер всей композиции мировоззрения, позволяет человеку реализовывать свое мировоззрение на практике.

5) Убеждения — это активно воспринимаемые людьми взгляды, которые соответствуют их жизненным интересам. Во имя убеждений люди иногда рискуют своей жизнью и даже идут на смерть, настолько велика их мотивационная сила. Вера — это знание в сочетании с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действий отдельных людей, социальных групп, наций, народов.

6) Вера — это степень уверенности человека в содержании своих знаний. Диапазон человеческих убеждений очень широк.

7) Сомнение — это критическое отношение к любым знаниям или ценностям. Сомнение — необходимый элемент независимого мировоззрения. Фанатичное и бесспорное принятие любых взглядов без критического самоанализа называется догматизмом.

Но здесь нельзя выходить за определенные рамки, потому что можно впасть в другую крайность — скептицизм или нигилизм, т.е. неверие в ничто, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры и сомнений, которое позволяет человеку ориентироваться в окружающем его мире.

Знание — это ядро, основа мировоззрения. В зависимости от этого мировоззрение делится на повседневное, профессиональное и научное.

Предмет философии. Исторические изменения предмета философии

Философия функционирует как система представлений о мире в целом и об отношении человека как целостного существа к этому целостному миру. И отношения между сторонами этой системы разделены на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.
Объект философии — это то, с чем она имеет дело, что она изучает.

Философия в первую очередь занимается тем, что находится за ее пределами, с тем, что существует за ее пределами. Конечно, на определенном этапе развития сама философия может стать объектом особого внимания, относящегося к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования. Уточнение объекта философии подкрепляется определением основных проблем философии, составляющих ее содержание. В чем проблема?

Проблема в философии понимается как логическая форма познания, которая действует в форме вопроса и способствует организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии — это те организационные вопросы, которые философия решает как специфическую область знаний. Отличие объекта философии от проблем философии состоит, главным образом, в том, что проблемы философии отражают объект философии, но не полностью и не напрямую, а постепенно в виде вопросов.

Можно выделить две группы проблем философии, которые тесно связаны, но не сводятся друг к другу. К первому относятся вопросы, связанные с пониманием его объекта: мира, человека, отношений между ними, а также вопросы, уточняющие их на других уровнях исследования. Второй включает вопросы о происхождении философии и формах ее бытия, о природе философских знаний и методах исследования, об особенностях ее исторического развития.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Мировоззрение– это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью. Историческая типы: мифологическое, религиозное, научное, философское.

Мифологическое

основано на предметно-образной, ассоциативной форме отражения действительности;

характерно эмоциональное восприятие и фантазийная интерпретация действительности;

мифологическое сознание носит синкретический характер: не фикс. различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

Религиозное

основано на вере и не треб. док-тв. При этом вера в Бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культовых действий, имеющих божественное происхождение, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.

апеллирует к фантазии и чувствам

обрядовость и культовость

никогда не смешивает земное и сакральное (небесное)

Научное

системность знания (предполагает наличие определенных принципов)

наличие особого языка (строго определяемые категории и понятия)

наличие специальных методов познания, средств и орудий

проверяемость (с помощью логики, практики и на эмпирическом уровне)

эссенциалистская направленность (нацеленность на воспроизведение сущности и закономерности изучаемого объекта)

Философское

теоретичность (св-ва, х-ные для научного типа)

рефлексивность (возратность, обращение назад, самопознание; предметом фил. рефлексии является само знание о каком-то феномене; знание о знании)

Историческая динамика предмета философии. Основные философские проблемы.

Ф.- , с одной стороны, это мировоззрение (ее теоретическое ядро), с другой стороны,- наука. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (субъекта) на мир в целом и на свое отношение к этому миру.

Предмет философии: философия анализирует природу, чел. общество, чел. мышление и самого человека (это объект) как некую цельность, изучает их закономерности, источники, движущие силы.

это система обобщенных взглядов на мир в целом, на причины, закономерности и движущие силы его развития, а также на отношение человека к этому миру.

это наука о наиболее общих законах, источниках и движущих силах развития природы, общества, человека и его мышления.

Специфика предметности философии: 1) в отличие от частных наук, которые объясняют части реальности, объясняет реальность как целое. 2) стремится к рациональному объяснению мира. 3) рефлексивна. 4) аксеологична.

Структура предмета философии: элементами внутренней структуры являются ее разделы, кот. форм-ся по проблемам и делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные отражают устойчивые, вечные проблемы чел. самосознания, а прикладные возникают под влиянием соц. потр-ти.

Фундаментальные разделы:

Онтология – учение о бытии (проблема материи, соот-я материи и сознания и т.д.)

Гносеология – теория позанния

Аксеология – учение о ценностях

Фил. антропология – учение о человеке

Диалектика – учение о развитии

Соц. филофия –учение об обществе

Методология – учение о принципах и способах организации теор. и практич. деят-ти.

Праксиология – учение об активности, деятельности человека.

Прикладные разделы:

Динамика развития предмета философии:

Древние философии (китайская, индийская, древнегреческая) – носила космологический характер и натурфилософский.

В древнегреческой были сформулированы проблемы:

онтологии (Милетская школа - субстанционализм, проблема первоначала; Платон – мир идей)

гносеологии (Гераклит - диалектика, Сократ - майевтика)

антропологии (Платон – учение о душе)

соц. философии (Платон, Аристотель).

КОНФУЦИАНСТВО:

онтология (путь Дао — это путь ритуалов. Все существующее организовано по принципу соответствий: ритуал, обряд и есть само существование. Кругообращение природы, календарные перемены и т. п. есть не что иное, как ритуал);

гносеология (знание норм нравственности и их соблюдении);

антропология (Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу);

онтология (В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться.);

гносеология (раскалывании мира на противоположности и их взаимном превращении друг в друга + НЕДЕЯНИЕ! созерцательное отношение к жизни);

онтология (Наполняющие Вселенную и порождающие и сохраняющие жизнь первичные субстанции, или силы Ян и Инь, обусловливают сущность 5 элементов природы: металла, дерева, воды, огня, земли; 5 естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода; 5 осн. человеческих функций: мимики, речи, зрения, слуха, мышления, и 5 осн. аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности); + Г)Моизм: Д) Легизм: Е) Школа имен:

ВЕДАНТА:онтология; гносеология (проблема истины)

МИМАНСА: гносеология (логика. ); этика (важно понятие долга!, соблюдение ритуала)

НЬЯЯ:онтология (стихийный материализм, субстанция!, бог как демиург);гносеология (познание на чувстенном уровне, выд-ся источники знаний: восприятие, умозаключение, аналогия…);этика (избавить душу от тела); \

САНКХЬЯ онтология (дуализм: пракрити (материя) и пуруша (дух)); метафизика (учение о материи; наличие следствия в причине); антропология (избавиться от страданий отделением сознания от материи путем медитации); гносеология (человек до конца понять мир не может)

ЙОГА: онтология (бытие в первоначале); гносеология (метод познания – источник познания: восприятие – умозаключение – авторское свидетельство); антропология (освобождение человека)

СРЕДЕНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: (теоцентизм, проблема человека- он выше чем, все остальные в мире)

АПОЛАГЕТИКА- (Афинагор, Теттулеан, Климентр Александрийский, Ориген)

ПАТРИСТИКА, АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ:

Онтология- проблема Бытия ( критика думализма, монотеизм), проблема времени (есть движение)

Проблема человека (его рль и значение) ЧЕЛ-ЦЕНТ

Проблема этики- анализ норм, кот должен знать человек.

СХОЛАСТИКА- основывается на догматах Аристотеля (о материи и форме) ФОМА АКВИНСКИЙ-

Онтология - 5 доказательств Бытия Бога, что у всего есть своя конечная причина.

Гносеология- рассматривает чувственное,интеллектуальное познание и проблему критериев истины.

Проблема этики – проблема зла, идея теодицеи, проблема воли

Философия политики- вопрос о происхождении гос-ва, ее функции, формы правления

Проблема человека.(человек- микрокосм, а у греков человек-цент космоса)

Философия 17 века: проблема гносеологии (познания), философии науки и онтологии.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – КАНТ: гнос. (агностицизм), этика, эстетика

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

онтология: материализм, определение материи, ее основные свойства: дв-ие, раз-ие, пр-ство, время;

теория диалектики: разработка диалектич. метода, кот. исп-ся при анализе не только природы, но и общества, человека, его мышления, проанализированы различные методы познания.

гносеология: с позиции диалектич. материализма рассмотрены структура процесса познания, роль практики в познании, проблемы истины.

фил. антропология: понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, рассмотрены проблемы антропосоциогенеза, проанализирована проблема свободы.

социальная философия: разработан системно-деятельностный подход к анализу общества, рассмотрены основные элементы социума, а именно материально-экономич. сфера жизни, социальная, духовная, разработана теория классов и классовой борьбы, теория государства.

философия истории: концепция общественно-экономической формации, проблема роли народных масс и личности в истории.

Мировоззренческое знание касается мира в целом и его сторон. Это предельно широкое обобщение. Мировоззренческое знание можно отделить от немировоззренческого – степень общности. Следует различать основные блоки мировоззрения:
- чувственно-эмоциональный блок,
- интеллектуальный блок (знания о человеке),
- ценностный блок (шкала ценностей),
- поведенческий блок (программа действий).
Мировоззрение нужно рассматривать под углом зрения мироощущения, мировосприятия, миропереживания и миропонимания. Необходимо рассматривать связь между знаниями и ценностями, так как интересы также должны являться объектом изучения.
Любой человек без исключения не обходится без выработки своего собственного мировоззрения.
В истории человечества выделяются три освовные формы мировоззрения: мифология,религия, философия
Мифология - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и мистическое восприятие окружающей действительности.
Чертами мифа являются: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, зашита от стихии и т.д.);однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности.Основными мировыми религиями являются:
христианство, ислам, буддизм
Философское мировоззрение существует параллельно с религиозным мировоззрением, но религиозные мировоззрения сейчас монотеистические. Философия существует как альтернатива религиозному мировоззрению. Нельзя считать, что за мифологическим мировоззрением возникло религиозное, а за ним возникло философское мировоззрение.
Философия - особый тип мировоззрения. Философское мировоз-зрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.


Вопрос 2. Предмет философии ,его историческая динамика. Основные проблемы и структура философии, ее роль в жизни человека и общества.

Вопрос 3. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение , ее соотношение с другими типами мировоззрения.
В отличие от мифологии и религии философия строит общую картину мира на основе рац. познания, она пытается понять мир, исходя из него самого, из законов этого мира, используя логические обоснования своих положений. Ранняя философия еще не отрицает сверхприродное, но уже выводит его из природного, как нечто вторичное. Анаксимен утверждая, что все вещи возникли из воздуха, богов не отрицал, однако был убежден, что воздух создан не богами, боги сами возникли из воздуха. Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифоло-гическим мировоззрением и новым мышлением. Мировоззрение стало перестраиваться по законам рассудка и в соответствии с методами рационального постижения мира. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, мировоззренческую схему.Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. Древнегреческий философ Гераклит говорил, что разум управляет всем при помощи всего. Осуществляется поиск единого во многом. Философия - не первая и не единственная форма духовного освоения действительности по следующим причинам: зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии; функции мировоззрения сначала выполняли мифология, религия, а также зачатки научного и обыденного знания; мировоззрение предшествует философии не только в историческом процессе, но и с точки зрения формирования личностного сознания.В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные .Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Вопрос 4.Философия в культурах древнего востока (Индия и Китай)
Общая характеристика древневосточной философии.
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.
Восточная мысль во многом сходна с античной.

исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию. Бесконечная цепь перерождений может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый;

Вопрос 5. Космоцентризм античной философии. Концепции атомизма. Сократ, Платон, Аристотель.
Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.
Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий характер.

Вопрос 6. Философия средневековья. Соотношение разума и веры. Схоластика, номинализм, реализм.
Основной характеристикой средневековой философии Западной Европы является взаимосвязь религии и философии . Средневековая философия была христианской по своим целям и развивалась преимущественно церковнослужителями. Христианская картина мира, новые представления о Боге, человеке и причинности оказали определяющее влияние на средневековую мысль и задали ее основную тематику.
В связи с тем, что первоначально христианское вероучение формировалось как движение недовольных масс рабов и свободной бедноты, то оно давало им утешение и надежду на комфортную жизнь в посмертной жизни. Кроме этого распад античного общества, основанного на труде рабов, породил идейно – теоретический и мировоззренческий кризис.

Несмотря на то, что первый период развития средневековой философии – патристика – хронологически совпадает с эпохой античности, по своей тематике он относится уже не к античной, а к средневековой культуре. Необходимость размежевания с античной традицией, стремление к защите христианского учения от язычества, укрепление его с помощью античной мысли задают пафос философствования этого времени. Самым значительным и влиятельным представителем христианской философии эпохи патристики был Августин Аврелий .
Схоластика возникает как рационализация христианского вероучения. Цель схоластики - упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия неграмотными людьми.
Ранняя схоластика связана с возрождением интереса к знанию. Мышление в это время характеризовалось большей самостоятельностью в постановке вопросов.
Наиболее известный мыслитель ранней схоластики - Ансельм , архиепископ Кентерберийский . Согласно Ансельму, истинное мышление не может противоречить вере. Истины веры обосновываются естественным разумом. Вера, тем не менее, должна предшествовать разуму. Ансельму принадлежит онтологическое доказательство бытия Божьего .
Расцвет схоластики связан с возникновением университетов. Создание и развитие этих высших учебных заведений, существование квалифицированных преподавателей обусловили появление крупных систематических сочинений.
Эпоху поздней схоластики можно описать как эпоху упадка средневекового философствования. Номинализм подверг критике метафизические системы старых школ, но не дал новых идей. Старые школы в споре о природе общих понятий защищали позицию умеренного реализма.
Развитие номинализма сопровождается расцветом естествознания, особенно в Париже и Оксфорде. Кроме того, необходимо отметить, что развитие схоластики на этом не прекращается. В XIX в. возникает так называемая неосхоластика .
Таким образом, период средневековья ни в коем случае нельзя считать временем застоя и упадка философском мысли.
Суть проблемы средневековой философии заключается в познании Бога, можно ли познать Бога с помощью разума или только с помощью веры.
Главная цель касалась понимания смысла и цели человеческого существования. Созданный по образу и подобию Бога, человек должен стремиться к тому, чтобы душа его стала храмом, в котором постоянно обитает Бог. Номиналист же продолжает линию софистов, которых Сократ критиковал за непонимание общего. Номиналист считает, что общее не существует, а понятия есть имена, ноумены, знаки.
Реалист всегда ищет и говорит о сущности. Если экзаменатор требует от студента выяснения сущности вещей и задает вопросы типа "Что такое масса?", "Что такое собственность?", то он реалист. Номиналист претендует на меньшее: его интересует не "почему?" и "что есть?", а "как?".
Спор номиналистов и реалистов знаменателен еще в одном отношении. Реалистов интересует в первую очередь общее вообще, независимо от того, где и как оно существует. Номиналисты сосредоточивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному, на интенции. Номиналисты уделяют субъекту большее внимание, чем реалисты.

Вопрос 8. Философия и наука в новоевропейской культуры. Развитие естествознания и проблема метода. Ф. Бэкон. Р. Декарт.

В истории европейской культуры период Средневековья сменяется эпохой Возрождения. Ренессанс считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Особенностью мировоззрения эпохи Возрождения является антропоцентризм. Антропоцентризм подчеркивает глубочайший интерес к человеку. Наука начинает освобождаться от религиозного влияния. Формой освобождения науки от религии становится пантеизм. Согласно идее пантеизма, Бог находится во всем: Бог — это природа, природа — это Бог.
Особенностью развития науки в период Ренессанса является концентрация разработки научных идей в мастерских художников и живописцев. другим центром науки становятся университеты.
Великим ученым Возрождения является Леонардо да Винчи. Он считается одним из основателей современного естествознания, поскольку проводил научные исследования в области механики, физики, астрономии, ботаники, анатомии. Леонардо подчеркивает центральную роль опыта в исследовании природы.
Следовательно, в эпоху Возрождения закладываются основы современной науки.

Научная революция Нового времени в немалой мере подготовлена глубинными изменениями, которые произошли в области философии. Ключевое значение для понимания этих изменений имеют философские воззрения Ф.Бэкона и Р. Декарта.
Ф.Бэкон в своих трудах подвергает критике схоластику за ее умозрительность и отрыв от непосредственных запросов практики. Цель науки — принесение пользы человеческому роду.
Для того, чтобы овладеть природой и поставить её на службу человеку необходимо коренное изменение научных методов исследования. Ф.Бэкон обосновывает идею экспериментального естествознания. Он является основателем эмпиризма в философии. Эмпиризм — это философское направление, которое провозглашает приоритет чувственного познания и опыта
Р. Декарт является основоположником рационализма в философии Нового времени. Рационализм — это философское направление, которое утверждает первенство разума над чувствами в теории познания.
По Декарту процесс познания основан на присущих человеческому уму способностях интуиции и дедукции.
Интуиция — это непосредственно очевидные для интеллекта исходные положения дедукция — это выводы на основе исходных положений науку и аксиом. Дедукция как движение мысли от общего к частному не может идти к бесконечности. Нужны исходные отправные положения — фундаментальные врожденные идеи.
Врожденные идеи черпаются из разума и добываются с помощью интуиции. У Р. Декарта интуиция носит интеллектуальный характер, она является пределом рациональности, её высшим воплощением.
Интуиция, порожденная естественным светом разума, благодаря своей простоте выступает самым достоверным орудием познания. Интуиция непосредственна, её результаты достоверны сами по себе и не требуют доказательств.

На основе использования интуиции и дедукции Р. Декарт строит своё учение в методе. Метод Р. Декарта включает в себя четыре требования:
1. допускать в качестве истинных только те положения, которые представляются уму ясными и отчетливыми, не могут вызвать сомнения;
2. Расчленять сложную проблему на составляющие ее части и частные проблемы;
3. Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному, недоказанному;
4. Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.
Отметим, что рационалистическая методология не исключает расчленения мира на составляющие его элементы, а предполагает его.
Р. Декарт предлагает сводить сложное к простому. А затем, восходя ступень за ступенью, познавать сложный многообразный мир.

Философия и мифология. Мифологическое мировоззрение формируется в духовной жизни первобытного человека. В нем в едином, универсальном, нерасчлененном (синкретическом) виде были представлены знания о мире и человеке, верования, этические и эстетические взгляды и т.п.

Типичным для мифологии было следующее:

очеловечивание природы, или явный и неявный антропоморфизм (при явном – свойства и облик человека приписываются предметам природы, при неявном – одни свойства, действия человека, его мотивы приписываются природным явлениям, а облик при этом дается нечеловеческий (зверь, чудовище));

социоморфизм, или уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе;

символизация природы (согласно Шеллингу);

недостаточно четкое разделение субъекта и объекта, пространственных и временных отношений, вещи и слова, предмета и знака, существа и его имени, происхождения и сущности, природного и сверхприродного, исторического и вечного, вещественное и духовное, эмоционального и рационального;

безразличие к противоречию;

сближение объектов по вторичным чувственным качествам, на границе пространства и времени, использование объектов в качестве знаков других предметов и т.п.

Отличия мифологического мировоззрения от научных подходов:

научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении;

мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени:

все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа;

если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая семантически-ценностное значение;

то, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части.

Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоциональной сферы. Это были еще неразвитые и специфические формы мышления, сравнимые с детской психологией, для которых характерны такие черты, как конкретность, телесность, эмоциональность, проекция человеческих качеств на предметы окружающего мира.

Функции мифологического мировоззрения:

обобщающая, в отличие от философского и научного обобщения базируется на чувственных представлений и лишено опосредований;

регулирующая, утверждающая принятую в данном обществе систему ценностей, норм поведения.

Формой проявления мифологии были мифы (от греч. mythos – предание, сказание, слово).

Миф - это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего или будущего). Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный, “надежный” опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Хорошо известны мифы Древней Греции и Древнего Рима о природе, происхождении человека и его достижениях. Миф о Сфинксе олицетворяет тайну природы, которая никогда не раскрывается человеку полностью; миф о кентаврах символизирует происхождение человека от животного; миф о Прометее раскрывает историю происхождения огня; миф об Икаре воплощает стремление человека подняться в небо; миф о Сизифе является попыткой выяснить, в чем смысл жизни.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах и т.п.). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство – мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, “теоретический” и ”практический”.

Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мифическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований. В качестве нерасчлененного синтетического единства мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, различных форм искусства, поэтому столь сложна задача размежевания мифологии и близких к ней по жанру и времени возникновения форм словесного творчества: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем, “классическом” эпосе. Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и литература, в том числе повествовательная.

В философии появление мифов нередко связывается с формированием язычества с его родовым сознанием и культовой практикой, и они оцениваются чаще всего отрицательно как по существу чуждые истине, как помрачающие и порабощающие дух человека. Философия содействовала становлению личностного самосознания и освобождению мышления от власти мифов в целях свободного поиска истины (Логос против мифа). Неоплатонизм, однако, интерпретировал миф как символ высшей истины и примирил древнюю философию с языческим жизнепониманием. Это было отвергнуто ранним христианством.

Языком мифологии пользуются различные формы общественного сознания, расширяя и по-новому толкуя мифологические символы. В частности, в 20 в. наблюдается также сознательное обращение некоторых направлений литературы к мифологии (Дж.Джойс, Ф.Кафка, Т.Манн, Г.Маркес, Ж.Жироду, Ж.Кокто, Ж.Ануй, А.Камю, Ч.Айтматов и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворчество – создание собственных поэтических символов.

В XX в. миф понимается как способ мышления, необязательно связанный с язычеством. “Миф есть воспоминание о мистическом событии, о космическом таинстве” (В.Иванов). В мифе находят причастность бытию и религиозную веру. Присутствие мифа обнаружено на высших этапах культурного развития; признано, что образно-мифологическая форма изложения того, что открывается в духовном опыте человека, имеет ряд преимуществ перед рационально-философской. Но социальные мифы XX в. стали основным средством порабощения личного и общественного сознания, они не имеют ничего общего с духовным призванием человека и должны быть отвергнуты.

Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строго научной логикой. При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения “социального”, или “политического” мифа (например, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманскую языческую мифологию, а также сам создавал разнообразные мифы – расовый и др.), но в целом мифология как ступень сознания исторически изжила себя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохраняться только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

Читайте также: