О чем может рассказать рыцарский герб кратко

Обновлено: 01.07.2024


Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.


Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.


Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.


Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.


Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга


В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга


Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto


Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.


Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5) Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.


Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.


Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.

Считается, что в Западной Европе рыцарские гербы появились примерно где-то около 1100 года. Тогда их использовали главным образом для того, чтобы отличать чужих от своих. Но очень скоро знаки на щитах стали приобретать символический характер, так как свидетельствовали о славе и доблести того или иного рыцаря, поэтому со временем их было запрещено изменять, а новые стали жаловаться вместе с рыцарским званием.

Таким образом, рыцарские гербы превратились в своего рода язык символов, рассказывающих о том, что из себя представляют их владельцы. Однако они были бы бесполезны, если бы содержащуюся в них информацию нельзя было бы расшифровать или если бы два рыцаря имели одинаковый герб. Поэтому были приняты жесткие правила, касающиеся того, что значит тот или иной рисунок и кому дозволяется его носить.

Создавали эти правила и следили за их соблюдением специальные люди, герольды, они были знатоками рыцарских гербов, правил и традиций. Использовали герольдов и в качестве посредников при переговорах с противником, а после боя они опознавали убитых по гербам на их щитах.

Первые гербы были очень простыми. Крест символизировал участие в крестовых походах в Палестину, лев - смелость, орел - могущество. Естественно, что такие символы хотели носить очень многие, поэтому с течением времени герольды прилумали много разных видов крестов: Т-образный, косой, якорный.

Обычно гербы либо жаловались сеньором, либо передавадись от отца к сыну, причем в гербы сыновей при жизни рыцаря вносились специальные знаки, позволявшие уточнить, какому именно из сыновей по счету принадлежит этот родительский герб.

Основу всякого герба составлял щит, поскольку самые первые гербы как раз и появились на рыцарских щитах и у каждой части герба или щита имелось свое название. Главным его знаком являлось поле, а описание герба начиналось с того, как именно оно разделено на части и что именно на этих частях изображено. Правая часть поля в том случае, если герб делился пополам, была более почетной и называлась дестер, а левая - синистер.

Кроме щитов, рыцарские гербы присутствовали и на одеждах, конских попонах, седлах, вымпелах и знаменах. Дополнялся герб девизом - своего рода паролем, боевым кличем или же его любимым изречением.

Гербы настолько вошли в моду, что постепенно их стали присваивать себе женщины, города, священнослужители, богатые горожане и даже крестьяне.

У каждого рыцаря был герб. Это аксиома, которую сейчас знает почти всякий человек. Но герб - это не просто какой-то символический рисунок. Тонкости составления и чтения гербов описывает целая наука - геральдика, которая появилась в XII веке, и вплоть до XVII-го столетия, до окончательного упадка рыцарства, имела сугубо прикладное значение.


Герб был не просто опознавательным знаком. В гербе шифровалась определенная информация о его носителе, тем более важная в условиях повальной неграмотности населения. К XIII веку сложился особый геральдический язык, который по-настоящему понимали только герольды (лица, в средневековом обществе очень важные). Но этот язык был необходим только для технически правильного описания герба; на уровне практических знаний любой бурый феодал, скажем, века XV-го, едва бросив взгляд на герб своего "коллеги", мог узнать о нем следующее:

  • его титул, если таковой есть - по короне строго определенного типа;
  • его основной род занятий - военная служба или духовный путь;
  • его статус - первый сын (наследник майората), второй, третий или далее по счету, либо незаконнорожденный;
  • факт участия или неучастия предков этого человека в крестовых походах;
  • основной подвиг, которым прославился конкретно этот рыцарь - приблизительно;
  • и многое другое. ))

Кроме того, по гербу дамы благородного сословия можно было определить, девица она, вдова или замужем.

Чем герб отличается от эмблемы?

Эмблема статична. Она не меняется со временем - какую назначили, такая и есть. А вот средневековый герб времен расцвета геральдики как науки статичным не был. Гербы постоянно менялись. При этом к XIV веку рисунок, что изображался на щитах, остался только частью герба, т.н. малым гербом. Частью герба становится и шлем - и в физическом воплощении, т.е. как реальное боевое оголовье, и в символическом. Шлем начинают изображать в гербе над щитом.

Если в гербе есть шлем - его обладатель является воином и происходит из рода воинов. Если вместо него епископский, прелатский или иной церковный головной убор - священником соответствующего ранга. Если на шлеме есть корона - обладатель имеет титул. Каждому титулу соответствовала своя корона - барону, графу, маркизу, виконту, герцогу и т.п.

Если это шлем типа "ведро", особенно в поздних гербах, то это значит, что основатель рода участвовал в крестовых походах. Об этом же говорят и бурлет - тканевый валик на шлеме чуть выше глаз, с намётом - куском ткани, спускавшимся на плечи.


В герб заносилась информация о любом важном событии в жизни его обладателя. Основой служил родовой герб, который мог носить только один человек - глава рода, носитель титула (если титул был. Не каждый дворянин им обладал).

Все потомки рода мужского пола наследовали родовой герб. При их отсутствии герб переходил к потомкам женского пола, но это исключительный случай. При этом в герб добавлялся маркер, определяющий положение наследника в семье, например:

  • горизонтальная линия с тремя, пятью или семью прямоугольными зубцами, направленными вниз - наследник рода (3 зубца - у него жив отец, 5 - дед, 7 - прадед);
  • полумесяц - второй сын;
  • звезда - третий;
  • птица в профиль - четвертый, и так вплоть до восьмого.

Незаконный, внебрачный сын носил герб отца, но перечеркнутый диагональным бруском - слева направо и сверху вниз (право и лево в геральдике считаются от лица, держащего щит).


На фото выше - герб наследника английской династии Стюартов, у которого еще жив отец. Шотландский красный лев (Стюарты - из Шотландии), английские леопарды - и французские лилии. Последние добавлены в герб в знак притязания на французский престол. Ну, Стюартам очень туда хотелось, а правила геральдики такое дозволяли. )

При наследовании герба щит, как правило, делился на несколько зон, каждая из которых имела свое значение. Значение какого-либо символа зависело еще и от того, в какой зоне, в какой части щита он находится. Принципы разделения щитов на зоны значимости были весьма сложными, и хорошо в них разбирались в большинстве своем только герольды. Линии, которыми очерчены "зоны раздела", также имели каждая свое значение, а типов линий - прямых, ломаных, волнистых - насчитывалось до десяти.

Немного о фигурах

О геральдических фигурах можно рассказывать очень долго. Их много: если в XII веке основных фигур насчитывалось всего около 20, то в XIV - уже до 400. Среди них очень много похожих: так, например, геральдическая собака отличается от волка только наличием ошейника, лев от леопарда - только тем, что лев изображается в профиль, а леопард - анфас (а вовсе не гривой), и т.п. Причем в геральдике существовало еще много "переходных" форм - львиный леопард, леопардовый лев (и это я не шучу сейчас), морской лев, "опозоренный" лев - всего до 50 штук разных львов и леопардов.

Птица, но без клюва и/или лапок, означала, что рыцарь был в Святой Земле - и вернулся оттуда инвалидом. В зависимости от места расположения на щите такая птица могла означать как раны ныне действующего обладателя герба, так и его далекого предка.

Корабль или якорь - то, что представители данного рода более всего прославились в морских сражениях. Если у гербового щита укорочен, срезан правый угол - его хозяин трус, он проявил слабость в бою. Если "обрублена" нижняя часть щита - то он подлец, он убил сдавшегося ему пленника, и т.п.

Но вообще, какая фигура на гербе имеет практическое значение, а какая - аллегорическое, сказать сложно. Дело в том, что могло быть и так, и этак. Например, леопард, символ Тюдоров, означал в первую очередь отвагу. Шотландский красный лев, символ Стюартов - силу, великодушие и мужество. Согласитесь, это отвлеченные понятия, можно сказать, что относятся к любому рыцарю - ибо кто ж из них добровольно себя трусом признает?))

А вот если на гербе был посох - это означало, что его хозяин облечен саном епископа или архиепископа. Если четки - он относится к ордену госпитальеров. Это уже практическое, конкретное значение.

Любопытный факт: красная ладонь в гербе, т.н. "краденая рука", означает, что его хозяин имеет титул баронета. Баронет - вовсе не сын барона, как сейчас многие думают. Это самостоятельный титул. Но немножко. Своеобразный. Титул баронета английский король Яков Первый попросту выдумал. И принялся его выдавать направо и налево, причем частенько в добровольно-принудительном порядке. Ты мне деньги - я тебе титул. Королю денег сильно хотелось. ))

Герб баронетов Ингрэмов

Герб баронетов Ингрэмов

Почему рука "краденая", я, право, не знаю. Не доискался. Так называется. В любом случае, все живущие на данный момент баронеты ведут свой род от людей, которые этот титул просто-напросто купили. Некоторые - добровольно, а другие - по очень настойчивой рекомендации короля Якова, желавшего пополнить казну и облагодетельствовать подданных.

Да, и еще: баронет, в отличие от барона, в Англии не считается пэром. Он не может назначаться в Палату Лордов - высшую палату парламента. Зато может быть избран, например, в Палату Общин.

Других тонкостей в геральдике еще очень и очень много. Имеет значение цвет, материал (!), их сочетание, и многое, многое другое.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Рыцари, одетые в одинаковые доспехи, не могли отличить в бою своих от чужих. Знаками различия стали символы, изображаемые сначала на щитах, а потом и на одежде рыцарей, на попонах коней. Начиная с середины XII в. эти индивидуальные знаки стали передаваться по наследству, став признаком благородного происхождения - гербом. Герб помещали на печатях, на домах и прочем имуществе их владельца и на его гробнице. Правила составления гербов и законы их наследования разрабатывает и изучает наука геральдика. Главные законы геральдики неизменны с древних времён до наших дней.

Гербы и герольды

С древности воины расписывали щиты орнаментами или изображениями животных. Это могли быть просто украшения - каждый рисовал то, что нравилось. Но в XII в. знак на щите уже рассматривался как эмблема воина и стал переходить от отца к сыну, из поколения в поколение. Так появились первые гербы, и их форма напоминала щит. Раньше других гербами обзавелись представители знатнейших семейств, а вслед за ними мелкие землевладельцы и безземельные рыцари.

Первый герб

Первым гербом считается изображение на щите Жоффруа (Готфрида) Красивого, графа Анжуйского (Анжу - историческая область во Франции), отца Генриха II, основателя королевской династии Плантагенетов. Вздыбленные золотые львы на лазурном поле украшали щит Жоффруа при посвящении его в рыцари в 1128 г., и те же львы изображены в 1226 г. на надгробии его внука - Уильяма Лонгспи (Длинного Меча), графа Солсбери. Это явное наследование знаков на щите рассматривается как появление первой гербовой эмблемы.

Щит на эмалевом надгробии Жоффруа Красивого. Середина XII в.

Щит на надгробии Уильяма Лонгспи. 1226 г

Право на герб

Право на герб изначально давалось имеющим феод, и герб наследовали вместе с феодом. Герб принадлежал не только роду, но и землям этого рода. Так, например, герб Вильфреда Волосатого, правителя графства Арагон, стал гербом Арагона и Барселоны. Часто герб символически отображал название родового имения или особенности его ландшафта и подчёркивал право его носителя на эти земли. В ХП-ХШ вв. право на герб благородный человек получал в трёх случаях: по наследству, с получением нового феода (посредством брака или дарения) и по пожалованию от знатного сеньора или короля. Родовой герб стал символом родовитости и чести. Рыцарю жаловали герб при посвящении. С XIII в. право на гербы получили и дворяне, не состоявшие на воинской службе. Гербы имели не только люди, но и государства, и города, и сообщества людей (гильдии, ордены). Женщины имели право пользоваться родовым гербом. В XIV в. появились женские гербы, но не на щите, неуместном для женщин, а на ромбе, символизирующем огранённый алмаз.

Герб Стауртонов

Древнее имение английского рода Стауртон с 6 родниками символически отражено на гербе Стауртонов в виде 6 кружков с голубыми волнистыми линиями

Знаменитые гербы

 Герб Ричарда Львиное Сердце и династии Плантагенетов

 Старофранцузский герб. Середина XIII в. – 1376 г.

 Герб Арагона и графов Барселонских

Красивая легенда объясняет появление четырёх красных полос (столбов) на золотом гербе Арагона. Государь Арагона граф Барселонский Вильфред Волосатый получил много ран в сражении с сарацинами, и король Карл Лысый, восхищённый его храбростью и верностью, обмакнул пальцы в кровь своего вассала и провёл ими по его золотому щиту.

Герольды

Экспертов в символике гербов и в искусстве их составления, знатоков существующих гербов называли герольдами. Традиционно герольды выступали в роли посланников, парламентёров, вестников. Уважение к знаниям герольда не позволяло рыцарю причинить вред герольду, даже присланному врагом. Но изначально герольды не занимали почётного места в обществе. Они были мелкими порученцами, сопровождавшими войско, вели списки участников похода, распознавая их по гербам. В мирное время герольды жили нахлебниками при дворах сеньоров и приравнивались к менестрелям (певцам и поэтам).

Накидка герольда. Германия. Начало XIV в.

Фрагмент листа нормандского гербовника. XV в.

Говорящие гербы

Герб королевства Леон

Герб королевства Кастилия

Герб Медичи до середины XV в.

Азбука герба

Гербы составлялись согласно строгим правилам. Количество цветов на гербах - финифтей ограничили пятью: червлень, лазурь, изумруд (зелень), пурпур, чернь. В дополнение к ним использовали металлы - золото и серебро и орнаменты, обозначающие горностаевый и беличий меха. Финифти, металлы и меха - это тинктуры, ими заполняют поля и геральдические фигуры гербов. Поле герба могло делиться только определёнными способами, геральдические фигуры, на гербе, отождествляемые с вооружением и экипировкой рыцаря, разделялись на почётные, жалованные за отличия, и простые. На гербе также помещали изображения животных, людей, растений, предметов, имеющих символическое прочтение.

Основной закон

Герб Иерусалима

На гербе Иерусалима металл положен на металл – золотой крест на серебряном поле. Это одно из очень редких исключений, вызванное желанием подчеркнуть особое значение этого города

Деление герба

Считается, что чем проще герб, тем он древнее: есть древние гербы, представляющие поле одного цвета. Новые гербы составлялись разделением поля определёнными способами, и на каждой из полученных частей мог размещаться свой символ. Есть гербы, составленные из пустых разделённых полей разных тинктур. Линии деления чаще были прямыми, но были и волнистыми, зазубренными, зубчатыми и т. д.

Примеры деления герба

Геральдические фигуры

Геометрические узоры, отождествляющиеся с экипировкой рыцаря, называются геральдическими фигурами. Они делились на почётные и простые геральдические фигуры и помещались поверх элементов герба, перекрывая их. Почётные фигуры могли быть пожалованы за отличия, простые часто употреблялись для обозначений: например, каймой помечают щит младшей ветви рода.

Примеры почётных геральдических фигур

Геральдические животные

Фигуры геральдических животных на гербах заполнялись тинктурами, и их цвет мог не совпадать с естественным (зелёный лев), а символика соответствовала представлениям о характерах реальных животных. Геральдическими были некоторые растения и предметы. Иные фигуры естественных цветов назывались негеральдическими.

Примеры геральдических животных

Аугментация и счетверение

Герб Леона и Кастилии на витраже собора в Толедо. XVI в.

Герб Великобритании

Герб Великобритании. Две главных четверти занимает герб Англии с тремя львами, две другие четверти – герб Шотландии (красный лев) и герб Ирландии (лира)

Счетверение герба происходит и при объединении земель, имевших собственные гербы. Например, счетверённый герб возник при объединении Леона с Кастилией в XIII в. Счетверённый герб Великобритании появился в 1603 г. при объединении Англии, Шотландии и Ирландии.

О гербах и браках

Такое событие, как брак, отражалось в брачном гербе - семейном гербе, которым пользовались оба супруга. Потомки наследовали только герб отца. Первый брачный герб появился в 1299 г.: Маргарита Французская, дочь Филиппа III Смелого, выйдя замуж за английского короля Эдуарда I, поместила на правую половину герба французских королей трёх английских львов.

Брачный герб Маргариты Французской. 1299 г.

Если род по мужской линии пресекался, то его герб наследовала женщина, становясь геральдической наследницей. Она получала право добавить щиток со своим гербом в центр герба мужа. Этот щиток притязаний показывал, что супруг геральдической наследницы притязает на роль главы семьи, оставшейся без наследника мужского пола. Потомки такой пары получали счетверённый герб, совмещающий гербы семей отца и матери. Если носитель счетверённого герба также заключал брак с геральдической наследницей, то герб его наследников снова разделялся. Так герб рассказывал историю слияния родов. Дробление герба могло длиться до бесконечности и иногда доходило до абсурда.

Дела семейные

Если род разделялся на ветви, то младшая ветвь вносила в родовой герб изменения, например, добавляла кайму или ламбель (титло), понижающие ранг герба. Ламбель с тремя выступами помещали на герб старшего сына при живом отце, при живом деде ставили ламбель с пятью выступами. Наследуя родовой герб после смерти отца, старший сын передавал ламбель семье брата как знак младшей ветви рода, и младший брат передавал своим наследникам уже герб с ламбелем. Представители Анжуйского дома, младшей ветви династии Капетингов, пользовались французским гербом с красным трёхчастным ламбелем во главе. Герб Орлеанского дома, другой ветви Капетингов, отмечен серебряным ламбелем.

Герб Анжуйского дома

Блазонирование

Вышеназванные геральдические термины свидетельствуют о существовании особого геральдического языка. Каждая фигура на этом языке имеет своё название. Этим языком принято и описывать гербы, причём по такому описанию, даже не видя герба, его можно с точностью изобразить. Правильное описание герба называется блазонирование (от фр. jargon du blazon - язык геральдики). Герб блазонируют в определённом порядке:

Читайте также: