Анализ повести молох куприна краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Каждого писателя формируют его жизненные обстоятельства ( в детстве умирает отец, нет средств к существованию, московский вдовий дом, с 7-ми лет отдан в Разумовский пансион, казённое обеспечение, в 10 лет – ученик военной! Гимназии, строгие порядки, которая впоследствии была преобразована в кадетский корпус – карьера военного. После поступил в Александровское Юнкерское училище. 1890 год, подпоручик, 4 года отдал военной карьере. Днепровский полк квартировал в провинциальных городках – наблюдал эту жизнь. Подольская губерния, провинция.

Писатель – нет денег. Исходил, изъездил среднюю полосу, южную, кем работал? Грузчиком, управляющим имением, землемер, рыбак, кузнец, пел в хоре (провинциальная сцена), газетное дело: репортёр (очерки и другое). Все испытания закалили его характер и дали много жизненных наблюдений. Материал этот очень важен. Куприн стал своим в различных сферах.

Драма не реализовавшей себя души. Драма честного по природе человека, который не сумел найти себя и реализовать. Для Куприна самое страшное следствие железной цивилизации – гибель душевной чистоты в людях.




Выразились творческие принципы: писатель должен наблюдать жизнь. Куприн был мастером точной детали и насыщенного информацией стремительно повествования. Всегда присутствует сюжет. Иногда в одном абзаце совмещалась сконцентрированность. Определённость позиции: что любишь, а что ненавидишь, что собственно хочешь сказать. Свой взгляд выражал определённо и эмоционально.

Формы: рассказ в рассказе. При этом возникает субъективное восприятие человека и это позволяет достоверно представить информацию. Глазами непосредственно активного участника – чужая речь (приём), более глубоко видеть ситуацию.

Каждого писателя формируют его жизненные обстоятельства ( в детстве умирает отец, нет средств к существованию, московский вдовий дом, с 7-ми лет отдан в Разумовский пансион, казённое обеспечение, в 10 лет – ученик военной! Гимназии, строгие порядки, которая впоследствии была преобразована в кадетский корпус – карьера военного. После поступил в Александровское Юнкерское училище. 1890 год, подпоручик, 4 года отдал военной карьере. Днепровский полк квартировал в провинциальных городках – наблюдал эту жизнь. Подольская губерния, провинция.

Писатель – нет денег. Исходил, изъездил среднюю полосу, южную, кем работал? Грузчиком, управляющим имением, землемер, рыбак, кузнец, пел в хоре (провинциальная сцена), газетное дело: репортёр (очерки и другое). Все испытания закалили его характер и дали много жизненных наблюдений. Материал этот очень важен. Куприн стал своим в различных сферах.

Драма не реализовавшей себя души. Драма честного по природе человека, который не сумел найти себя и реализовать. Для Куприна самое страшное следствие железной цивилизации – гибель душевной чистоты в людях.

Выразились творческие принципы: писатель должен наблюдать жизнь. Куприн был мастером точной детали и насыщенного информацией стремительно повествования. Всегда присутствует сюжет. Иногда в одном абзаце совмещалась сконцентрированность. Определённость позиции: что любишь, а что ненавидишь, что собственно хочешь сказать. Свой взгляд выражал определённо и эмоционально.

Формы: рассказ в рассказе. При этом возникает субъективное восприятие человека и это позволяет достоверно представить информацию. Глазами непосредственно активного участника – чужая речь (приём), более глубоко видеть ситуацию.

История создания

Направление

Произведение создано в рамках известного направления литературы. Речь касается реализма, в котором Куприн находил всегда новые возможности для создания интересных литературных шедевров.

Произведение Александра Ивановича является повестью.

Главные герои и характеристики

Квашнин – владелец завода, очень жестокий человек.

Бобров – инженер, который находит отраду в морфии и в беседах со своим еврейским другом.

Проблематика

Отсутствие выбора, навязывание своих взглядов – проблематика произведения. Также стоит отметить важный факт. Заключается он в том, что Куприн показал жестокость управляющего и общества.

Основная мысль

Выстраивать диалог важно. Революция и бунты не всегда приносят нужный результат.

Чему учит

Стоит выбирать ту профессию, которая нравится. Только в этом случае человек будет испытывать настоящее счастье.

Сегодня хочу поговорить о повести Александра Ивановича Куприна - "Молох". Все мы разные и прочитанные книги оказывают на нас разное впечатление. Что то мы можем охарактеризовать одним словом - "нравится - не нравится", а о чем то мы можем говорить долго, выражая свое согласие с автором, либо наоборот полностью не принимая точку зрения, выраженную в книге. Так же и повесть "Молох" - я не скажу что в восторге от прочитанного, но схожесть с реалиями заставляет задуматься обо всем.

- Вы можете обещать им все что угодно – алюминиевые жилища, восьмичасовой рабочий день и бифштексы на завтрак, – но делайте это очень уверенно. Клянусь вам: я в четверть часа потушу одними обещаниями самую бурную народную сцену…

Во время студенчества, когда в программе было обязательное изучение творчества Куприна, я не воодушевившись анонсом книги, выбрала для себя более интересную, на тот момент повесть "Олеся". Наверно всему свое время и поэтому дошли руки до "Молоха".

Произведение, написанное в 1890-х годах, актуально и сейчас. В нем очень хорошо описан развивающийся капитализм, который не щадит никого и ничего, забирая у людей такие человеческие качества, как: совесть и честность. Деньги переворачивают сознание людей, одни ради обогащения дают пустые обещания и пудрят мозги людям. Другие готовы ради мужа с большим окладом отказаться от себя. Льстецы, умеющие преклоняться перед начальством, без особого труда получают должности и повышение в зарплате. Читаешь и чувствуешь что поменялись в нашей жизни только даты и мода, а проблемы и идеалы остаются одни и те же.

Куприн очень хорошо провел аналогию между строящимся металлургическим заводом и языческим богом Молохом. В древние время языческому богу приносили жертвы в виде маленьких детей, которых бросали в раскрытую огненную пасть идола. Писатель ассоциировал завод, с его тяжелой работой и горящими мартеновскими печами с Молохом. Так как труд на металлургическом производстве очень тяжел, люди, работающие на нем теряют свое здоровье.

- Тридцать тысяч человек, которые все вместе, так сказать, сжигают в сутки сто восемьдесят тысяч часов своей собственной жизни, то есть семь с половиной тысяч дней, то есть, наконец, сколько же это будет лет? - Около двадцати лет, - подсказал после небольшого молчания доктор. - Около двадцати лет в сутки! - закричал Бобров. - Двое суток работы пожирают целого человека. <> Но ведь эти медные господа. Молох и Дагон, покраснели бы от стыда и от обиды перед теми цифрами, что я сейчас привел. <> - Черт возьми, вы меня ошеломили, - отозвался с дивана доктор. - Хотя цифры могут быть и не совсем точными.

Повесть Александра Ивановича Куприна дает много тем для размышлений. Это любовь и деньги, неравенство в обществе, научный и промышленный прогресс. При этом удачно то, что в произведении нет четкого разделения на "плохих" и "хороших", автор дает возможность нам самим подумать и сделать свои выводы.

Жанровая направленность произведения представляет собой социально-психологическую повесть, основной тематикой которой является изображение классового конфликта в период становления промышленного прогресса.

Сюжетная линия повести разворачивается на фоне панорамы крупного металлургического предприятия, владельцем которого изображается Квашнин, представленный в образе миллионера, отличающегося крупными ногами, огромным животом, тройным подбородком, отвратительными недовольными губами. Квашнин описывается автором в виде нравственного ничтожества, пользующегося трудом рабочих людей с целью увеличения собственного состояния.

Главным героем повести является Бобров, изображенный в образе заводского инженера, бесхарактерного интеллигента, неуверенного в себе человека, понимающего несправедливое отношение к простым людям, жестоко эксплуатирующихся, но не в силах оказать им поддержку и помощь по причине своей слабохарактерности. Внешне герой представляется в виде невысокого человека, довольно худого, с нервными, порывистыми движениями и некрасивым лицом.

Второстепенными персонажами повести также представляются Шелковников, изображенный в образе директора завода, являющийся льстецом, ябедой в отношении начальства и при этом жестоким деспотом по отношению к подчиненным, а также Нина Зиненко, возлюбленная Боброва, которая делает выбор в пользу Квашнина, выходя за него замуж по причине его значительного денежного состояния.

Отличительной особенностью повести является авторское изображение в гротескно-сатирической манере событий и фактов, представляющихся посредством интеллигентного восприятия человека, отличающегося нежной и чуткой натурой, болезненно реагирующего на постороннюю боль и социальную несправедливость.

Кроме того, своеобразием повести представляется мастерское описание портретных характеристик в виде полнокровных образов, выражающих тонкую психологию героев, их внутреннюю сущность и состояние души, подчеркивающихся улыбающимися губами и глазами.

Символическим значением повести является использование образа божества в качестве Молоха, принимающего людские жертвоприношения.

Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении жестокости и бесчеловечности капиталистического строя, уничтожающего человеческую личность.

Читайте также: