Отрасли машиностроения кратко в каких городах

Обновлено: 06.07.2024

Машиностроение – это очень важная отрасль экономики страны. В России машиностроение получило развитие, но, по мнению экспертов, в недостаточной степени. Это крупная отрасль промышленности, которая производит разнообразную продукцию, от мелких деталей, до очень объемных машин и оборудования.

На размещение машиностроительных предприятий влияют многие факторы:

  • наукоёмкость;
  • трудоёмкость (фактор квалифицированных трудовых ресурсов);
  • металлоёмкость (сырьевой);
  • транспортный;
  • потребительский;
  • ЭГП.

Выделяют тяжёлые отрасли машиностроения и лёгкие. Первые при размещении ориентируются на наличие сырья (металла). Вторая группа отраслей учитывает прежде наличие в непосредственной близости научной базы и подготовленные трудовые ресурсы.

На территории России развиты традиционные отрасли(старые): производство оборудования для добывающих отраслей, сельскохозяйственное машиностроение и другие отрасли.

Вместе с тем получили развитие и новые отрасли: автомобилестроение, электротехническая промышленность, электронная, приборостроение и другие.

Машиностроение развито во всех районах России. Но все же основная часть продукции выпускается на европейской части, около 90%.

2003203

Машиностроение — визитная карточка уровня научно-технического прогресса любого государства. Способность производить высокотехнологичные машины, оборудование, приборы позволяет планомерно развивать любые отрасли экономики, свести к минимуму зависимость от внешних факторов.

Общие сведения о машиностроении в России

Российское машиностроение входит в состав промышленного производства, имеет собственную отраслевую структуру. Получили развитие практически все сегменты: производство оборонной и космической техники, авто — и судостроение, авиационное и сельскохозяйственное направления, приборостроение и ряд других. В общей сложности машиностроительные комплексы страны включают в себя 19 отраслей, более 110 подотраслей и профильных производств. Машиностроительные заводы выпускают около 12% всего объема промышленной продукции.

Годы перестройки и приватизация нанесли серьезный урон отечественному машиностроению, Была разрушена целостность самой структуры машиностроения, разорвана взаимосвязь между профильными научно-исследовательскими институтами, специализированными опытно-конструкторскими бюро и производственными площадками, между ними были воздвигнуты финансовые барьеры.

Отсутствие полноценной научной подпитки производственных мощностей, безусловно, сказалось на конкурентоспособности производимых механизмов и оборудования, привело к системному спаду производства, потере лидирующих позиций особенно в гражданских отраслях, закрытию целого ряда производств.

Тем не менее, сегодня машиностроительная отрасль продолжает играть значительную роль в экономике российских регионов.

Машиностроение в Северо-Западном регионе России

Машиностроение, несомненно, является базовой отраслью экономики региона. Его вклад составляет примерно 25% всей выпускаемой в этом районе продукции и около 15% экспорта России.

В Северо-Западной зоне сконцентрированы все основные машиностроительные отрасли:

  • общее машиностроение;
  • среднее машиностроение;
  • тяжелое машиностроение.

Крупные промышленные предприятия сосредоточены в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях.

Среди развитых промышленных зон других городов несомненно выделяется Санкт-Петербург. В этом индустриальном центре сетью заводов представлено и приборостроение, и судостроение, и станкостроение, и выпуск изделий электроники.

2003203

В составе экспортного выпуска доминирует энергетическое и металлургическое оборудование, сельскохозяйственная техника.

Несмотря на эти достижения уровень развития машиностроения недостаточен. Анализ показывает, что для поступательного развития экономики, доля продукции машиностроения должна быть более 38%, потому что именно через нее материализуется научно-технический потенциал остальных отраслей экономики. Этот подход, безусловно, распространяется и на другие регионы, учитывая масштабы нашего государства.

Машиностроение в Центральном регионе России

Крупные машиностроительные комплексы изначально сложились в центральной части России. И сегодня машиностроение центрального региона лидирует по объему выпускаемой продукции и численности занятого в нем персонала. На предприятиях региона производиться около 41% всей машиностроительной продукции России.

Приоритетные направления в регионе получили авиастроение и ракетно-космическая отрасль, электронное машиностроение, производство железнодорожной техники, робототехника, оборонные заказы. Причем предприятия радиоэлектроники и приборостроения выпускают порядка 75% российских электронных изделий.

В сферах точного, тяжелого и среднего машиностроения выделяются заводы Московской области по производству всевозможного оборудования для нужд оборонного комплекса, а также:

  • кузнечно-прессового;
  • металлургического;
  • нефтехимического;
  • подъемно-транспортного.

Выпускаемая продукция разнообразна по номенклатуре: оборудование для транспорта, вагоностроения, горной металлургии, строительства, энергетики, сельского хозяйства, приборостроения. Это единственный регион, где выпускаются магистральные тепловозы.

Развитые машиностроительные комплексы функционируют в Тверской, Костромской, Рязанской, Тульской, Смоленской областях. Там налажен выпуск бурового, горно-рудного, дорожно-строительного оборудования, железнодорожной техники, развернуты сборочные производства автомобилестроения.

Белгородскую область характеризует котлостроение, производство оборудования для автотракторной аппаратуры, пищевой промышленности.

В Брянской области налажен выпуск дизельных агрегатов, тепловозов, дорожно-строительной техники.

Большая доля продукции машиностроения принадлежит Владимирской области. Здесь выпускаются трактора, тепловозы, экскаваторы, приборы точного машиностроения, большой ассортимент бытовой техники: мотоциклы, холодильники, телевизоры.

Воронежская область занимает нишу самолетостроения, в больших объемах выпускаются технологические установки для химической промышленности.

Ивановская область получила широкую известность благодаря выпуску разнообразной подъемной техники, автокранам, признанным на мировом рынке.

Орловская область специализируется на выпуске станков и механизмов для текстильной, пищевой, стекольной промышленности, налажен выпуск дорожной автотехники, вычислительных машин.

В сфере наукоемкого машиностроения явным лидером является Москва. Здесь сконцентрирован выпуск оборудования для аэрокосмической промышленности, автомобиле — и станкостроения, радиоэлектроники и приборостроения и много других более мелких специализированных производств.

Машиностроение в Южном регионе

В Южном регионе машиностроение географически менее распространено, крупные машиностроительные центры расположены в Волгоградской, Ростовской, Астраханской областях, Краснодарском крае. Отраслевая структура хорошо развита: судо — и авиастроение, производство автомобилей и металлообрабатывающих станков, электроника, уникальное производство вертолетов и гидросамолетов, специализированные производства оборонного назначения.

В Южном регионе производиться до 18% всей выпускаемой машиностроительной продукции.

Машиностроение в Уральском регионе

Машиностроительный комплекс Урала насчитывает более 150 предприятий разного профиля. Они выпускают почти 19% российского машиностроения. В этом регионе наблюдается еще большая концентрация машиностроительных производств. Большая часть их находится в областных центрах: Екатеринбурге, Ижевске, Челябинске, в городах Оренбургской области.

Инфраструктура машиностроения развита: тяжелое и химическое машиностроение, транспортное, электротехническое, производство сельскохозяйственных машин, бытовой техники, авто — и мототехники.

Строительство уральских машиностроительных гигантов начиналось в 30 годы ХХ века, заводы гордятся своей историей. К сожалению, есть и обратная сторона — изношенные основные фонды, устаревшая производственная база, замедленное внедрение современных технологий.

Все это требует технического перевооружения и реновации многих предприятий.

Машиностроение в Сибирском регионе

Машиностроение в Сибири сформировалось в годы второй мировой войны за счет эвакуации на ее территорию более 140 машиностроительных заводов из других областей.

В отраслевом плане сибирское машиностроение отличается некоторой диспропорцией. В основном, машиностроительный комплекс Сибири ориентирован на изготовление оборудования для энергетиков, сельскохозяйственной техники, станков, приборостроение. На эти отрасли задействован практически весь потенциал сибирского машиностроения. В регионе слабо развито инструментальное производство, производство специализированной оснастки.

Продукция машиностроительного комплекса Сибири составляет только 7% общероссийского выпуска, причем из-за узкой специализации заводов свыше 70% выпускаемой продукции вывозится за пределы региона, а собственные нужды покрываются поставками машин и оборудования из других областей.

Крупные машиностроительные предприятия сконцентрированы в Новосибирской, Красноярской, Иркутской, Томской, Тюменской и Омской областях.

Машиностроение в Дальневосточном регионе

Машиностроительный комплекс Дальнего Востока наименее развит. Его часть в общероссийском выпуске продукции машиностроения всего 3%. Отраслевая структура комплекса очень специфична и ориентирована на авиастроение, вагоностроение, судостроение и автомобилестроение.

Машиностроительные заводы размещены во Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре. Стабильность работы предприятий обеспечена оборонными заказами. Однако высокая зависимость от госзаказа одновременно является сдерживающим фактором для увеличения экспортной доли на азиатских рынках.

Следует отметить, что машиностроительная отрасль России так и не оправилась от кризисных явлений. Необходимо признать, что в отрасли практически нет эффективных частных инвестиций, направленных на оснащение заводов передовой техникой и современными технологиями.

Для выпуска продукции машиностроительного сегмента способной конкурировать на мировых рынках крайне необходима интеграция и кооперация всех ресурсов, задействованных в машиностроительном секторе, большой объем капиталовложений.

Отрасли машиностроения в России — что входит в состав

Российское машиностроение является крупной отраслью промышленности, которая включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов.

Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. От состояния и развития этой отрасли промышленности зависит функционирование других отраслей народного хозяйства.

Предприятия машиностроительной сферы обеспечивают любое производство машинами и оборудованием, а население — предметами потребления.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Класс ОКВЭД 28, входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2020 года ОКВЭД-2, включает в себя следующие составляющие машиностроения:

  • производство машин и оборудования, оказывающих механическое или термическое воздействие на материалы, или выполняющих различные операции с материалами (например, упаковка, обработка, взвешивание и т.д.), включая производство деталей и составных частей;
  • производство стационарных и передвижных или переносимых устройств;
  • производство оборудования для перевозки пассажиров;
  • выпуск устройств для перевозки грузов;
  • производство электрооборудования и оптических приспособлений;
  • производство машин для ограниченного использования в промышленности;
  • организация строительства машин для ограниченного назначения, например, развлекательное оборудование для выставок.

Особенности структуры, основные виды, какие приоритетные

Тяжелое машиностроение

Тяжелое машиностроение — это материалоемкая отрасль машиностроения, характеризующаяся большим потреблением металла и малой трудоемкостью.

К тяжелому машиностроению относят:

  • выпуск металлургического оборудования (печи, конвертеры, прокатные станы, кузнечно-прессовое оборудование, комплексные и автоматические линии, конвейеры, а также различные типы вспомогательного оборудования);
  • производство горно-шахтного оборудования (оно очень разнообразно, что обусловлено как различиями в условиях его эксплуатации, так и его целевым назначением. К примеру, использование горнопроходческого комбайна в целях добычи полезных ископаемых нерационально, а угледобывающий комплекс бесполезен при извлечении железной руды. К горно-шахтному оборудованию можно отнести дробилки, грохоты, сепараторы, скребковый (или ленточный) конвейер, отбойный молоток);
  • выпуск тяжелых станков;
  • производство крупных морских и речных судов;
  • производство локомотивов и вагонов;
  • выпуск крупноэнергетических машин.

К последнему направлению относится комплекс как энергетического оборудования (энергооборудования), так и коммуникаций (трубопроводов, каналов, линий электропередач) энергоносителей.

Например, котлы паровые и водогрейные, котлы-утилизаторы (котлы-охладители), турбины паровые и газовые, вспомогательное оборудование котельных установок, мощные паровые турбины и генераторы, гидротурбины и паровые котлы, блоки разделения воздуха, холодильные установки, нагнетатели (воздуходувки, газодувки и эксгаустеры).

Подъемно-транспортное оборудование — лебедки с ручным электрическим приводом; тали и тельферы, применяемые для вертикального и горизонтального перемещения грузов; лифты, транспортеры; гравитационные спуски; оборудование пневматического и гидравлического транспорта, грузовые тележки с подъемом; электрокары; уравнительные площадки.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение — группа предприятий, деятельность которых отличается узкой специализацией и широкими связями по кооперативным поставкам.

К среднему машиностроению относятся:

  • тракторостроение (отрасль, производящая тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним);
  • робототехника (разработка автоматизированных технических систем);
  • технологическое оборудование для легкой промышленности (состав отрасли представлен в ОК 012-93 Классификаторе ЕСКД, Классе 80. Оборудование технологическое текстильной и легкой промышленности);
  • станкоинструментальная промышленность (производство металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, автоматических и полуавтоматических линий, оборудования и изделий из металла);
  • устройства и приспособления для пищевой промышленности;
  • автомобильная промышленность (приоритетом данной отрасли является производство легковых и грузовых автомобилей).

Российское автомобилестроение является ведущей отраслью отечественного машиностроения, которая определяет экономический и социальный уровень развития страны. Предприятия автомобильной промышленности работают во многих регионах России.

Факторы и тенденции, влияющие на российское автомобильное машиностроение:

  • после того, как иностранный капитал пришел в российскую экономику, в стране появились заводы по сборке иномарок в разной степени локализации. Некоторые из этих предприятий были построены на инвестиции зарубежных автоконцернов; основа их деятельности — выпуск моделей инвесторов;
  • локализация производства иномарок постоянно увеличивалась и была связана с изготовлением кузова и салона, сборкой двигателя, трансмиссии, навесных агрегатов, элементов подвески;
  • на рынке грузовых машин превалируют национальные торговые марки (ГАЗ и КамАЗ), однако и в данном сегменте есть примеры локализованной сборки брендов иностранных автомобилей;
  • в 2018 году выпуск легковых автомобилей увеличился на 15,3 %; продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей выросли приблизительно на 13%;
  • в 2019 году Правительство РФ планировало сотрудничество с производителями автомобилей по новому пакету государственной поддержки, нацеленному на углубление локализации производства машин;
  • в 2020 году производство автомобилей было временно прекращено из-за пандемии в связи с COVID-19;
  • в июне 2020 года загрузка автозаводов в России упала ниже 30%.

Общее машиностроение

Общее машиностроение представлено:

  1. Железнодорожным машиностроением (грузовое вагоностроение, локомотивостроение, производство путевой техники, пассажирское вагоностроение).
  2. Судостроением (производство судов, лодок, яхт, а также их ремонт, модернизация и техническое обслуживание).
  3. Авиационной промышленностью. Предприятия авиапрома полностью обеспечивают потребности в самолетах и вертолетах армии, силовых ведомств и государственных структур страны. Задачами авиационной промышленности являются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.
  4. Ракетно-космической промышленностью. Это одна из самых сложных и наукоемких отраслей машиностроения. К ней относятся производственные предприятия, научные институты, исследовательские и испытательные центры. Ракетно-космическая отрасль играет главную роль в обеспечении военной, экономической безопасности государства и освоении космоса; ее задачами являются разработка, производство, ремонт и модернизация боевых ракетных комплексов и ракетных комплексов космического назначения, наземного оборудования космических систем и образцов космической техники гражданского и военного назначения.
  5. Производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.

Точное машиностроение

Характеристика ведущих отраслей точного машиностроения:

  • приборостроение (занимается разработкой и производством средств измерений, обработки и представления информации, автоматических и автоматизированных систем управления);
  • радиотехническое и электронное машиностроение;
  • электротехническаяпромышленность. Отрасль машиностроения, выпускающая оборудование для производства электроэнергии, передачи ее потребителям и преобразования в другие виды энергии —механическую, тепловую и т.д.

Последнее направление также подразделяется на следующие отрасли: электротехническое промышленное машиностроение, обеспечивающее производство электромашин и энергетического оборудования; бытовая электротехническая промышленность, задача которой — производство бытовых электрических приборов и электрики; кабельная промышленность, занимающаяся производством силовых, измерительных кабелей и проводов.

Точное машиностроение является специфичной областью промышленности, которая требует высококвалифицированных кадров, инвестиций и поддержки передовых достижений конструкторских бюро.

Центры машиностроения в России

Производство оборудования для энергетической промышленности предполагает большую металлоемкость продуктов производства, что вызывает проблемы в их транспортировке. Поэтому предприятия в данной отрасли располагаются вблизи центральных районов развития металлургии, которые расположены в:

  • Екатеринбурге;
  • Орске;
  • Красноярске;
  • Иркутске;
  • Комсомольск-на-Амуре.

Горно-шахтное производство создается в следующих центрах тяжелого машиностроения:

  • Новокузнецк;
  • Прокопьевск;
  • Кемерово;
  • Красноярск.

Оборудование, необходимое для газовой и нефтяной промышленности производится в центрах, ориентированных на добычу нефти и газа:

  • Урал;
  • Поволжье;
  • Северный Кавказ;
  • Западная Сибирь.

Российское автомобилестроение представлено в следующих производственных центрах:

  • Центральный, Волго-Вятский, Поволжский районы;
  • Московский регион (ЗИЛ, производство грузовых автомобилей средней грузоподъемности);
  • Нижегородский район (ГАЗ, производство грузовых автомобилей средней грузоподъемности);
  • Ульяновский район (УАЗ, производство грузовых автомобилей малой грузоподъемности).
  • легковые автомобили производятся в следующих районах: Волго-Вятский, Центральный, Уральский;
  • автобусные заводы расположены в: Ликино, Голицино, Павлово, Уральском районе (Курган), Северо-Кавказском районе (Краснодар).

Крупнейшие центры железнодорожного машиностроения расположены:

  • в Центральном районе России;
  • на Северо-Западе страны;
  • на Северном Кавказе.

Всего в российском судостроении заняты более тысячи предприятий. Крупнейшими центрами российского судостроения являются:

  • Санкт-Петербург;
  • Северодвинск;
  • Нижний Новгород;
  • Калининградская область.

Крупнейшие центры авиакосмической промышленности сосредоточены преимущественно во внутренних регионах страны:

  • в Центральной России;
  • в Поволжье;
  • на Урале.

Центры развития точного машиностроения:

  • Москва;
  • Зеленоград;
  • Тула;
  • Казань;
  • Чебоксары.

Проблемы машиностроительного комплекса России

В настоящее время предприятия рассматриваемой отрасли испытывают значительное давление извне, связанное с экономическими санкциями со стороны Европейского Союза и США. Кроме того, обесценивание национальной валюты накладывает дополнительные ограничения на развитие данного сектора.

По оценке экспертов РИА Рейтинг, в 2015 году снижение производства в машиностроительном секторе составило 8,9% вследствие сокращения потребительского и инвестиционного спроса внутри страны.

Однако в 2016 году динамика стала заметно улучшаться. В январе-сентябре 2016 года снижение производства в отрасли в годовом сравнении составило 1,6%, при этом третьем квартале спад почти остановился — снижение составило всего 0,2%, а в отдельные месяцы наблюдалась положительная динамика.

После относительно стабильного периода в 2020 году возобновилась кризисная тенденция в отрасли машиностроения России, которая переживает подобные периоды болезненнее других промышленных отраслей.

Темпы спада здесь, как правило, больше, чем в экономике в целом, а восстановление после кризиса происходит медленнее. Так было в 2009 году, в 2015 году, и 2020 году.

Машинострое́ние — отрасль, производящая всевозможные, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Содержание

Отрасли машиностроения по группам

Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое [1] . В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Общее машиностроение

Общее машиностроение представлено транспортным машиностроением (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственным, производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.

Тяжёлое машиностроение

  • Подъёмно-транспортное машиностроение (выпуск подъёмно-транспортных машин — грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек), машин непрерывного транспорта (конвейеры и пр.))
  • Железнодорожное машиностроение
  • Ракетно-космическая отрасль

Производство технологического оборудования по отраслям:

  • Строительное и коммунальное машиностроение
  • Сельскохозяйственное машиностроение
  • Химическое машиностроение
  • Лесопромышленное машиностроение

Среднее машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.

Точное машиностроение

Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

Производство металлических изделий и заготовок

  • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
  • Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

Крупнейшие представители отрасли

Мировые компании

Крупнейшие мировые машиностроительные компании на 2005 год [2]
Компания Стоимость фондов, млрд $ Доходы, млрд $ Прибыли, млрд $
General Electric 750,507 (1)* 152,866 (9) 16,819 (4)
General Motors [3] 479,603 193,517 (5) 2,805
Toyota Motor 227,513 172,616 (7) 10,898 (11)
DaimlerChrysler 248,324 176,687 (6) 3,067

*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.

General Electric — мощнейшая в мире компания по размеру фондов, по прибыльности уступает только нефтяным энергогигантам British Petroleum, ExxonMobil и Royal Dutch/Shell. Несмотря на то, что в сферу деятельности компании входит множество иных направлений, с момента основания основными являются машиностроение и энергетика.

Среди крупных машиностроителей серьезная часть — это компании автомобильной промышленности, во многом формирующие высокий уровень потребления и состояние экономики в целом.

Российские компании

Крупнейшие российские машиностроительные компании на 2005 год [4]
Компания Доходы, млн $ Прибыли, млн $
АвтоВАЗ 5570,3 (16)* 160,2 (37)
Группа "СОК" 1705,6 (33)
АХК Сухой 1496,9 (37) 84,4 (63)
КамАЗ 1612,7 (35) 7,3

*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.

Компании-автомобилестроители, ориентированные прежде всего на внутренний рынок, составляют верхушку списка, однако их ряды поправляют исторически сильные экспортные компании ВПК.

Примечания

  1. ↑- География. Современная иллюстрированная энциклопедия, под редакцией проф. А. П. Горкина. — М.: Росмэн,2006
  2. ↑ По данным рейтинга Fortune 500 на 2005 год.
  3. ↑2 июня2009 годаGeneral Motors объявила о банкротстве.
  4. ↑ По данным Эксперт-400 на 2005 год.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Машиностроение" в других словарях:

машиностроение — машиностроение … Орфографический словарь-справочник

МАШИНОСТРОЕНИЕ — ведущая отрасль мировой промышленности, занимает первое место среди всех отраслей по числу занятых и по стоимости продукции. Примерно 9/10 всей машино­строительной продукции производят развитые страны, 1/10 развивающиеся. Однако в последнее время … Географическая энциклопедия

МАШИНОСТРОЕНИЕ — комплекс отраслей обрабатывающей промышленности. Включает: общее машиностроение, транспортное машиностроение, радиоэлектронную, электротехническую, приборостроительную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение,… … Большой Энциклопедический словарь

Машиностроение — важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности, включающая: станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое, сельскохозяйственное машиностроение (включая тракторостроение); транспортное машиностроение… … Финансовый словарь

МАШИНОСТРОЕНИЕ — издательство, Москва. Ведет начало с 1931, современное название с 1964. Литература по конструированию, устройству, технологии изготовления, эксплуатации машин и оборудования, научно технические и производственные журналы … Большой Энциклопедический словарь

МАШИНОСТРОЕНИЕ — МАШИНОСТРОЕНИЕ, отрасль ТЕХНИКИ, связанная с разработкой, конструированием и работой машин. Инженеры механики работают в разных отраслях промышленности, включая транспорт, электроэнергетическую промышленность и выпуск инструментов. К достижениям… … Научно-технический энциклопедический словарь

машиностроение — МАШИНОСТРОЕНИЕ, я, ср. Промышленность, занятая производством машин, оборудования и продукции оборонного значения. | прил. машиностроительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

машиностроение — сущ., кол во синонимов: 39 • авиамоторостроение (2) • авиаракетостроение (1) • … Словарь синонимов

машиностроение — Группа отраслей промышленности, производящая автомобили (автомобильная промышленность), летательные аппараты (авиационная промышленность), речные и морские суда (судостроение), станки и инструменты (станкостроение) … Словарь по географии

География. 9 класс. Тяжёлое машиностроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилистроение, железнодорожное машиностроение. Судостроение.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние несколько факторов.
1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохозяйственного машиностроения. Судостроительные заводы располагаются в портовых центрах, либо морских: Санкт-Петербург, Калининград, Северодвинск, Астрахань и т. д. , либо речных: Москва, Нижний Новгород, Сыктывкар, Зеленодольск, Волгоград, Красноярск, Усть-Кут, Хабаровск и т. д. Сельскохозяйственное машиностроение (особенно комбайностроение) также тяготеет к потребителю. Поэтому крупнейшие центры производства зерноуборочных комбайнов расположены в главных зерновых регионах — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону и Таганрог) , на юге Западной Сибири (Новосибирск) , картофелеуборочных — в Рязани, льноуборочных — в Бежецке (Тверская область) . Основные тракторные заводы также расположены в главных сельскохозяйственных регионах: Волгоград — в По-вожье, Челябинск — на юге Урала, Липецк — в Центральночернозёмном районе, Владимир — в Центральном, Рубцовск — па юге Западной Сибири; производство трелёвочных тракторов (для лесной промышленности) — в Петрозаводске.
2) Тяжёлое машиностроение тяготеет к металлургическим центрам — сырьевой фактор (Екатеринбург, Орск) , либо к местам добычи полезных ископаемых — потребительский фактор (Воркута, Новокузнецк, Иркутск, Нерюпгри, Мирный) .
3) Транспортный фактор размещения характерен для предприятий автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения, поэтому главные автомобильные заводы нашей страны расположены в бассейне Волги (Тольятти, Нижний Новгород, Ульяновск, Энгельс, Москва, Серпухов, Ликино-Дулёво, Набережные Челны и т. д.) , а важнейшие центры железнодорожного машиностроения — на пересечении первых железных дорог с водными путями (Санкт-Петербург, Коломна, Муром, Калуга, Людиново, Тверь) .
4) Фактор трудовых ресурсов характерен для предприятий электротехнической и часовой промышленности, поэтому они расположены преимущественно в Центральной, Северо-Западной России и в Поволжье (Москва, Зеленоград, Александров, Углич, Нижний Новгород, Воронеж, Санкт-Петербург, Петродворец, Казань, Самара, Пенза и т. д.) .
5) Фактор наукоёмкости является определяющим при размещении авиакосмической промышленности (Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск) и электроники (Москва, Зеленоград, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск) .
6) Фактор безопасности характерен для предприятий оборонного комплекса, поэтому предприятия этого комплекса располагаются преимущественно во внутренних регионах страны — в Центральной России, в Поволжье, па Урале, в Сибири. Например, главные центры авиаракетной промышленности — Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, танкостроения и производства бронетехники — Нижний Тагил, Курган, Волгоград, Омск, Барнаул, артиллерийского вооружения — Пермь, стрелкового оружия — Тула, Ковров, Ижевск.

Читайте также: