Что такое наблюдение как метод получения информации при исследовании кратко

Обновлено: 07.07.2024

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Содержание

Общие сведения

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

    То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

    Средства наблюдения

    Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

    Классификация наблюдений

    Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

    По систематичности различают

    • Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
    • Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

    Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

    Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

    • Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
    • Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

    По фиксируемым объектам

    • Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
    • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения [2] .

    По форме наблюдения

    • Осознанное наблюдение
    • Неосознанное внутреннее наблюдение
    • Неосознанное внешнее наблюдение
    • Наблюдение окружающей среды

    Осознанное наблюдение

    При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

    Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

    Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

    Особенности

    Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

    Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

    Неосознанное внутреннее наблюдение

    При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

    Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.

    Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004) [3] [4] .

    Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

    Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

    Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

    Особенности

    Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

    Неосознанное внешнее наблюдение

    При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

    Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

    Особенности

    При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

    Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

    Наблюдение окружающей среды

    При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов [5] .

    Этический кодекс APA и наблюдения

    Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

    • Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
    • Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
    • Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
    • Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

    Этапы исследования методом наблюдения

    1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
    2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
    3. Создание плана наблюдения.
    4. Выбор метода обработки результатов.
    5. Собственно наблюдение.
    6. Обработка и интерпретация полученной информации.

    Плюсы и минусы

    Преимущества метода наблюдения

    • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
    • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
    • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
    • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
    • Оперативность получения информации
    • Относительная дешевизна метода

    Недостатки метода наблюдения

    • Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
    • Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения [6]

    См. также

    Примечания

    1. ↑ См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — Спб.: Питер, 2002.
    2. ↑ Там же. С. 40—43.
    3. ↑ Festinger, L., Riecken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails. Minneapolis: University of Minnesota Press
    4. ↑ Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423.
    5. ↑ Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 45—48.
    6. ↑ Там же. С. 40—41.

    Ссылки

    • Методы психологии
    • Экспериментальная психология

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Наблюдение (психология)" в других словарях:

    Наблюдение в психологии — Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Содержание 1 Общие сведения 1.1 Предмет наблюдения 1 … Википедия

    психология труда — наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. С позиций П. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства… … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

    Психология труда — Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

    наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания… … Большая психологическая энциклопедия

    психология юридическая — общий раздел психологии, изучающий закономерности и механизмы деятельности психической в сфере регулируемых правом отношений, психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности. Стремится… … Большая психологическая энциклопедия

    психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия

    НАБЛЮДЕНИЕ — метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Н.… … Новейший философский словарь

    психология интроспективная — ряд направлений в психологии, использующие как единственный метод изучения психики интроспекцию, метод интроспективный наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. При этом чужое сознание рассматривается как специально… … Большая психологическая энциклопедия

    Ключевые слова:
    Наблюдение, фотография, хронометраж, фотохронометраж.

    Основные понятия
    Наблюдение – это метод целенаправленного сбора первичной информации об изучаемом объекте. Фотография – это документ, который отражает характеристики и свойства исследуемого объекта или процесса.
    Хронометраж – это метод изучения затрат времени на какие-либо процессы.
    Фотохронометраж – это комбинированный метод наблюдения, который применяют при фиксировании состояния объекта или развития процесса в момент наблюдения.

    Пояснения:
    Первичной называется информация, которая ранее не существовала вообще.
    Наблюдение отличается от разглядывания, т.к. при наблюдении проводится анализ увиденного. Фотографическое наблюдение может быть оформлено в виде аудиозаписи на магнитном или цифровом носителе, например стенограмма заседания Государственной думы.
    Эффективность наблюдения зависит от использования специальных технических средств, например бинокля, телескопа, микроскопа и т.д.
    При наблюдении за чем-либо, как правило, происходит запись результатов с помощью специальных технических устройств.
    Существуют специальные технические устройства, в работе которых участвуют респонденты. Это, например, анализаторы движений глаза, глазные регистраторы, психогальванометры, частотный анализатор голоса и др.

    Литература:
    Технология. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

    В психологии существует большое разнообразие методов, направленных на изучение личности. Одним из таких является наблюдение — проведение исследования, организация которого проходит целенаправленно.


    Что такое наблюдение?

    Наблюдение является одним из самых старых психологических методов. Пик популярности данного метода пришелся на конец 19 века, когда в определенных сферах деятельности появилась необходимость фиксировать особенности поведения. Этот подход можно считать скрытым, так как применяется он в том случае, когда при эксперименте невозможно вмешательство объекта исследования. Если же данное правило нарушено, то невозможно увидеть реальную картину поведения.

    Предмет наблюдения

    Предметами наблюдения могут быть самые разнообразные особенности поведения, к примеру:

    • интенсивность, длительность речи;
    • движения и их выразительность;
    • прикосновения, толчки и прочее.

    Основным предметом наблюдения является то явление, которое можно объективно зафиксировать. Таким образом наблюдатель фиксирует проявления, но при этом он не может в полной мере опосредовать их свойствами психики. При использовании такого вида исследования экспериментатор может делать выводы о состоянии психики непосредственно через поведение человека, надеясь на то, что они являются правильными.

    Виды наблюдения

    Психодиагностика с помощью наблюдения может проводиться непосредственно самим исследователем или же специальными инструментами. К ним можно отнести видеокамеру и фотокамеру, диктофон и другую технику, с помощью которой можно собрать информацию.

    Наблюдение классифицируется по систематичности. Существует несистематическое наблюдение, когда стоит задача создать общую картину поведения человека в определенных условиях. Систематическое проводится по определенному плану с четкой регистрацией поведения в условиях внутренней и внешней среды.

    По форме различают осознанное и неосознанное наблюдение. В первом случае человек знает, что за ним наблюдают, а во втором — нет.

    Чтобы использовать метод наблюдения эффективно, необходимы усидчивость, внимательность, способность концентрироваться и хорошая память. Все эти качества можно значительно улучшить с помощью тренажеров Викиум.

    виды наблюдения

    Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.

    Наблюдение-это метод исследования.

    В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.

    • Достоинства: есть возможность выявить сохранения проведения эксперимента в естественных условиях, использование различных средств для выявления наиболее точных результатов.
    • А к недостаткам можно отнести субъективность, трату времени, а также периодическую невозможность самому исследователю принимать участие в эксперименте и корректировать поведение испытуемых.

    Можно сделать вывод, что наблюдение – метод исследования, который позволяет оценить поведение испытуемых и направлен на выяснение какого-либо фактора, происходящего в естественной среде обитания человека или животного.

    Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.

    Классификация и виды наблюдения

    Полевое

    Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)

    Лабораторное

    Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т.к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.

    Индивидуальное

    Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.

    Коллективное

    Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.

    Случайное

    Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека.
    Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.

    Преднамеренное

    Систематическое

    Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.

    Нeсистeматическое

    Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.

    Пoлнoе

    Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.

    Непoлное

    Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия. Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров.

    Сплошное

    Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.

    Выборочное

    Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.

    Кoнстатирующее

    В данном виде эксперимента, действия лишь фиксируются, но не подлежат обсуждению или детальному рассмотрению.

    Oценивающее

    Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.

    Стaндaртизированное

    Это целенаправленное наблюдение, отчет готовится по стандартной форме с описанием всех возможных параметров.

    Нестандартизированное

    Наблюдение, не имеющее плана действий и следующее по ходу развития событий.

    Oткрытое

    Эксперимент, проводящийся с предупреждением остальных участников.

    Закрытое

    Включенное

    Невключенное

    Рассмотрение процесса без участия специалиста.

    Прямое

    Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).

    Косвенное

    В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.

    Спровоцированное и неспровоцированное

    Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.

    Всё о наблюдениях: классификация, виды

    Объективное самонаблюдение

    Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.

    Виды наблюдений в социологии

    Наблюдение как метод может быть

    В первом случае, метод построен на конкретике и конкретных фактах, которые помогают определить всю точность процесса.

    А во втором случае – это незапланированное исследование, проводимое лишь предварительно перед формализованным наблюдением.

    По форме организации:

    По степени включенности:

    1. Включенное – исследователь сам участвует в эксперименте в качестве испытуемого, но участники, зачастую, об этом не знают
    2. Не включённое – исследователь не участвует в эксперименте, он предназначен только для испытуемых

    По форме взаимоотношений с испытуемого:

    1. Скрытое – наблюдение, проведенное втайне от проверяемых.
    2. Открытое – относится к числу тех исследований, которые проводятся не анонимно и зачастую проводятся только по согласию испытуемого.

    По регулярности проведения:

    1. Систематическое наблюдение – проводится только о регулярному плану и в определенное время
    2. Несистематическое наблюдение – почти спонтанное – оно проводится без определенного плана действий и оценивает, прежде всего, поведение человека в спонтанной ситуации.

    По месту проведения

    1. Полевое наблюдение – проводится в естественной среде обитания (в лесу, в поле или на другой местности и т.д.)
    2. Лабораторное наблюдение – проводится в неестественной среде обитания ( в помещении, в офисе, в самой лаборатории и т.д.)

    По длительности проведения, задачам и масштабу

    1. Кратковременное наблюдение – проводится на начальной стадии эксперимента и создано для того, чтобы убедиться в достоверности уже доказанных гипотез. Кратковременные – проводятся тогда, когда нужно выявить определенные гипотезы или же подтвердить факты
    2. Долговременное наблюдение – проводится в течении долгого времени и представляет собой постоянный контакт испытателя и испытуемого. Долговременные – проводятся годами и позволяют отследить протекание масштабных изменений в поведении человека, животного, природы и т.д.

    Всё о наблюдениях: классификация, виды

    Требования к проведению наблюдения и его эффективность

    1. Должна быть организованность (определение с местом проведения эксперимента, составление плана при необходимости)
    2. Должны быть применим труд модернизационных технологий для выявления наиболее точных результатов
    3. Планирование начала наблюдения, основной части и конца.
    4. Обязательно должен быть сбор массовых данных для отслеживания динамики проведения эксперимента.
    5. Наблюдатель (исследователь) во время проведения наблюдения не должен вмешиваться в сам процесс эксперимента, если на то не требуется его присутствия.
    6. Весь процесс наблюдения субъективно оценивается по меркам самого наблюдателя и на основе этого делаются выводы касаемо статистики и результата проведения эксперимента.

    Читайте также: