Что такое жанр в музыке для детей в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Детская музыка - музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтическим содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота музыкальной фактуры, опора на фольклор. В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют различные виды детской музыки - песни, хоры, инструментальные пьесы, оркестровые произведения, музыкально-сценические сочинения. Произведения, предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вокальных произведениях принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хоровая подготовка, в инструментальных пьесах - степень технической трудности. Круг музыкальных произведений, доступных восприятию детей, шире области собственно детской музыки.

Жанры детской музыки

Вокальная музыка песни песенные циклы хоровые произв-я хоровые циклы песенные сюиты хоровые сюиты кантаты оратории Инструментальная музыка пьесы сонаты и сонатины прелюдии и фуги рондо и вариации этюды и сюиты фортепианные циклы инструмент. концерты симфонические сказки Музыкальные сценические произв-я Муз. сказки Муз. спектакли детские оперы балеты оперетты детские мюзиклы рок-оперы

Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки и др. часто служили основой профессиональности детской музыки. Ещё в Древней Греции была известна народная детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что несколько детских песен было сочинено греческим певцом и композитором Пиндаром (522-442 до н. э.). В древней Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.

В среднее века в Европе детская музыка была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни "Птички все слетались к нам", "Ты, лиса, гуся стянула", французские детские песни "Прилетела птичка", "Петрушка - чудная трава". Ладовая основа европейских детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника (немецкая детская песня "Фонарик, фонарик").

Главной особенности музыкального языка: гармоничный характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная).

Русские старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сборнике народных песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Некоторые из этих песен дошли до нашего времени ("Зайчик, ты, зайчик", "Скок-поскок", "Ходит зайка по саду" и др.). Созданию педагогической музыкальной литературы для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 - начала. 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает "Детская симфония" Гайдна (1794). В 1-й пол. 19 века, с усилением религиозно-консервативного начала в воспитании детей, детская музыка приобрела ярко выраженную культовую направленность.

Названия жанров детского фольклора связаны с их бытовой функцией. В первой группе выделяются колыбельные песни, призванные успокоить малыша. Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы, т.е. созвучие гласных.

А баю-баюленьки Прилетели гуленьки Стали гули ворковать, А Танюшка стала спать Баю-баюшки-баю Не ложися на краю Придет серенький волчок, Он ухватит за бачок И утащит во лесок, Под ракитовой кусток

Пестушки и примыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ребенка. Это короткие стихотворные произведения, которыми сопровождались движения, развивающие тело ребенка.

У собачки заболи, а у Коли заживи. Вода текучая, дитя растучее. С гуся вода, с тебя худоба. Вода к низу, а дитя к верху Ай, скок, поскок, молодой груздок, по водичку пошел, молодичку нашел, целовал, миловал, да к себе прижимал месте с солнышком встаю, Вместе с птицами пою. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы поем! от проснулись, Потянулись, С боку на бок Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Нашу детку подними! Потянушки, потянушки, Поперек толстонушки. А ножки ходунушки, А в ручки фатунушки, А в роток говорок, а в голову разумок Потешки: Идет коза рогатая, идет коза бодатая. Ножками6топ, топ! Глазками: хлоп, хлоп! Кто кашки не ест, Кто молока не пьет, Того забодает, забодает (большим и указательным пальцами изобразить очки) абушка очки надела И внучонка разглядела. удут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики - ура! Одеваться нам пора. анька-встанька, Ванька-встанька, (спрятать большой палец в кулак) Просыпайся, улыбайся. (постучать по кулаку пальчиком ребёнка) Тук-тук, тук-тук. Ванька-встанька тут как тут! (Большой палец выскакивает из кулака) (держим руку вертикально и как бы шагаем по пальцам)

Прибаутки, небылицы предназначаются детям, которые уже способны воспринять их содержание. Данные песенки изображали яркое событие, либо стремительное действие, чтобы привлечь внимание ребенка. Юмор становился важным педагогическим приемом.




-Где та крыночка? -Собачки утащили. -Где собачки? -В лес убежали -Где лес? -Огнем сгорел. -Где огонь? -Водой залило. -Где вода? -Быки выпили. -Где быки? -На гору ушли. Федул, что губы надул? -Кафтан прожег. -Можно зашить? -Да иглы нет -А велика ли дыра? -Один ворот остался Небылицв: Кошка в лукошке Рубашку шьет А кот на печи сухари толчет. На стене часы висели, тараканы стрелку съели, Мухи гирю оторвали, и часы ходить не стали

Основу второй группы составляют заклички, приговорки, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки.

А когда на Масленицу сжигали чучело, пели под окнами:

Тинь-тинька, подай блинка, последний кусок, мочальный усок..

Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки.

В праздник сорока мучеников (9/22 марта) дети насаживали на палки испеченных из теста птиц, которых называли куликами, жаворонками.

Красну весну принесите.

Нам зима-то надоела

И весь хлеб у нас поела

Увидев перыв журавлей, летящих в родные края. Дети хором пели:

По Руси, по Руси

Ребятишки часто использовали заклички, приговоры. Которые имели четкую ритмику, богатую звуковыми повторами.

Солнышко, ведрышко Выгляни в окошечко: Твои детки на повети Мед покупают, деткам бросают. Вете, ветерок, Не дуй мне в бок, А дуй мне в спину, чтоб идти было в силу Мышка. Мышка На тебе костяной, Дай мне золотой Божья коровка. Полети на небо, Там твои детки Кушают конфетки Самолет, самолет Забери меня в полет

Лекция 1.

Детская музыка - музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтическим содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота музыкальной фактуры, опора на фольклор. В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют различные виды детской музыки - песни, хоры, инструментальные пьесы, оркестровые произведения, музыкально-сценические сочинения. Произведения, предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вокальных произведениях принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хоровая подготовка, в инструментальных пьесах - степень технической трудности. Круг музыкальных произведений, доступных восприятию детей, шире области собственно детской музыки.

Жанры детской музыки

Вокальная музыка песни песенные циклы хоровые произв-я хоровые циклы песенные сюиты хоровые сюиты кантаты оратории Инструментальная музыка пьесы сонаты и сонатины прелюдии и фуги рондо и вариации этюды и сюиты фортепианные циклы инструмент. концерты симфонические сказки Музыкальные сценические произв-я Муз. сказки Муз. спектакли детские оперы балеты оперетты детские мюзиклы рок-оперы

Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки и др. часто служили основой профессиональности детской музыки. Ещё в Древней Греции была известна народная детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что несколько детских песен было сочинено греческим певцом и композитором Пиндаром (522-442 до н. э.). В древней Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.

В среднее века в Европе детская музыка была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни "Птички все слетались к нам", "Ты, лиса, гуся стянула", французские детские песни "Прилетела птичка", "Петрушка - чудная трава". Ладовая основа европейских детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника (немецкая детская песня "Фонарик, фонарик").

Главной особенности музыкального языка: гармоничный характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная).

Русские старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сборнике народных песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Некоторые из этих песен дошли до нашего времени ("Зайчик, ты, зайчик", "Скок-поскок", "Ходит зайка по саду" и др.). Созданию педагогической музыкальной литературы для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 - начала. 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает "Детская симфония" Гайдна (1794). В 1-й пол. 19 века, с усилением религиозно-консервативного начала в воспитании детей, детская музыка приобрела ярко выраженную культовую направленность.

Названия жанров детского фольклора связаны с их бытовой функцией. В первой группе выделяются колыбельные песни, призванные успокоить малыша. Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы, т.е. созвучие гласных.

А баю-баюленьки Прилетели гуленьки Стали гули ворковать, А Танюшка стала спать Баю-баюшки-баю Не ложися на краю Придет серенький волчок, Он ухватит за бачок И утащит во лесок, Под ракитовой кусток

Пестушки и примыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ребенка. Это короткие стихотворные произведения, которыми сопровождались движения, развивающие тело ребенка.

У собачки заболи, а у Коли заживи. Вода текучая, дитя растучее. С гуся вода, с тебя худоба. Вода к низу, а дитя к верху Ай, скок, поскок, молодой груздок, по водичку пошел, молодичку нашел, целовал, миловал, да к себе прижимал месте с солнышком встаю, Вместе с птицами пою. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы поем! от проснулись, Потянулись, С боку на бок Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Нашу детку подними! Потянушки, потянушки, Поперек толстонушки. А ножки ходунушки, А в ручки фатунушки, А в роток говорок, а в голову разумок Потешки: Идет коза рогатая, идет коза бодатая. Ножками6топ, топ! Глазками: хлоп, хлоп! Кто кашки не ест, Кто молока не пьет, Того забодает, забодает (большим и указательным пальцами изобразить очки) абушка очки надела И внучонка разглядела. удут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики - ура! Одеваться нам пора. анька-встанька, Ванька-встанька, (спрятать большой палец в кулак) Просыпайся, улыбайся. (постучать по кулаку пальчиком ребёнка) Тук-тук, тук-тук. Ванька-встанька тут как тут! (Большой палец выскакивает из кулака) (держим руку вертикально и как бы шагаем по пальцам)

Прибаутки, небылицы предназначаются детям, которые уже способны воспринять их содержание. Данные песенки изображали яркое событие, либо стремительное действие, чтобы привлечь внимание ребенка. Юмор становился важным педагогическим приемом.

-Где та крыночка? -Собачки утащили. -Где собачки? -В лес убежали -Где лес? -Огнем сгорел. -Где огонь? -Водой залило. -Где вода? -Быки выпили. -Где быки? -На гору ушли. Федул, что губы надул? -Кафтан прожег. -Можно зашить? -Да иглы нет -А велика ли дыра? -Один ворот остался Небылицв: Кошка в лукошке Рубашку шьет А кот на печи сухари толчет. На стене часы висели, тараканы стрелку съели, Мухи гирю оторвали, и часы ходить не стали

Основу второй группы составляют заклички, приговорки, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки.

А когда на Масленицу сжигали чучело, пели под окнами:

Тинь-тинька, подай блинка, последний кусок, мочальный усок..

Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки.

В праздник сорока мучеников (9/22 марта) дети насаживали на палки испеченных из теста птиц, которых называли куликами, жаворонками.

Красну весну принесите.

Нам зима-то надоела

И весь хлеб у нас поела

Увидев перыв журавлей, летящих в родные края. Дети хором пели:

По Руси, по Руси

Ребятишки часто использовали заклички, приговоры. Которые имели четкую ритмику, богатую звуковыми повторами.

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ТРИ КИТА В МУЗЫКЕ

В музыкальном океане Среди звуков музыкальных. Три больших кита живут, Их по разному зовут.

Торжественный марш Свадебный марш - Ф.Мендельсон

КИТ ТАНЕЦ Кита второго звать Кит ТАНЕЦ. Если любишь танцевать. Кит-Танец надо повстречать. Под музыку в танце закружишься, С китом этим сразу подружишься. ПОД МУЗЫКУ ТАНЦА ВСЕГДА ХОЧЕТСЯ ТАНЦЕВАТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ РАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ – ПРЫГАТЬ, КРУЖИТЬСЯ И Т.Д.

Народный танец Калинка

Бальный танец Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. танцуют парами:мужчина и женщина .

КИТ ПЕСНЯ Третий Кит зовется ПЕСНЯ. Если песни ты поешь- Значит, весело живешь. Кит Песня песни сочиняет И всем учить их помогает. ПЕСНЕЙ МЫ НАЗЫВАЕМ МУЗЫКУ, КОТОРУЮ МЫ ПОЕМ СО СЛОВАМИ

Если будешь с Китами дружить – Будешь музыку ты любить! Будешь музыку ты понимать – Красиво петь, шагать, танцевать!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ЖАНРЫ МУЗЫКИ"

Данная консультация позволяет родителям кратко ознакомиться с понятием "Жанров музыки" их гинезисом. Также влияние музыки на рвзвитие детей, их способностей.

знакомство дошкольников с жанрами музыки на основе трех китов

презентацию можно использовать в старшем дошкольном возрасте.


Презентация "Знакомство дошкольников с жанрами музыки "

Познавательная презентация для детей подготовительной группы "Знакомство с музыкальными жанрами на основе трёх китов ".


материал содержит презентацию для занятий и музыкальных развлечений в ДОУ.

План-конспект музыкального занятия по теме "Жанры музыки"

В конспекте предлагается форма ознакомления детей с основными жанрами музыки.


ОД Жанры музыки - № 2 от 14.04.2020 г.


Это занятие поможет закрепить знание детьми музыкальных жанров, будет способствовать развитю танцевальных навыков, а также способствовать совместному музицированию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Жанры музыкального искусства

Жанр — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий.

Жанр — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).

Историческая песня, ария, романс, кантата, опера, марш, вальс, прелюдия, соната — все это примеры различных музыкальных жанров. Каждый из них объединяет множество произведений. Вальсы, например, писали почти все композиторы XIX—XX вв. Таким образом, жанр — это определенный тип музыкального произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число сочинений. Жанры отличаются друг от друга особенностями содержания и формы, а вызваны эти отличия жизненными и культурными целями, своеобразными у каждого из них. Возьмем, например, марш. Вся его ритмика, фактура, мелодика и другие выразительные средства идеально приспособлены к шагу. Совсем другой пример — колыбельная. Здесь все иное: иная цель музыки, иное содержание и форма. Музыка колыбельной песни должна успокаивать малыша, окутывать теплой лаской, погружать в размеренный ритм укачивающих движений.

Музыкальный жанр — род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; а также отдельные разновидности этого рода.

Музыкальные жанры: народные, профессиональные, программные, внепрограммные, вокальные, сольные, ансамблевые, хоровые, вокально – инструментальные, инструментальные, камерные, симфонические, музыкально – сценические и т.д.

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

- инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония);

- вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

1.Обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей.

Месса — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов.

2. Массово-бытовые жанры (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;

3. Концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;

Оратория — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — большими размерами и разветвлённостью сюжета.

Соната (итал. звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

Квартет — музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.

Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folk music) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту.

Классическая музыка (от лат. сlassicus – образцовый) - образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем. Музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

Латиноамериканская музыка (исп. música latinoamericana) — обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США).

Блюз — это музыкальный стиль, который создали чернокожие музыканты проживающие в Соединенных Штатах Америки. Впервые блюз начали играть в конце девятнадцатого века в южных штатах, в окрестностях дельты реки Миссисипи. Музыка этого стиля очень разнообразна, многие музыканты создали свою собственную манеру исполнения.

Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Кантри (англ. сountry от country music — сельская музыка) — наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке.

Романс в музыке — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Поп-музыка (англ. pop-music от popular music) — направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки, а именно, легко запоминающаяся песня.


Готовимся к школе

vstrecha-v-muzykalnoj-gostinoj

Цель: развивать умение определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, соотносить изобразительный образ с музыкальным в разных видах деятельности.

Задачи:

1. Активизировать внимание детей.

2. Подготовить восприятие детей к слушанию, учить сопоставлять услышанное с иным художественным образом.

3. Создать проблемную ситуацию и предложить ее решить. Развивать динамический слух.

4. Учить определять и узнавать музыкальные жанры.

5. Развивать умение высказывать собственное мнение о характере музыки

6. Организовать работу с детским оркестром.

7. Продиагностировать полученные умения детей в самостоятельной деятельности.

8. Организовать рефлексию

Формируемые умения:

1. Двигаются в соответствии с характером музыкального произведения.

2. Выска­зываются об особенностях, характерных чертах того или иного музыкального жанра.

3. Действуют сообща в экспериментировании игры на музыкальных инструментах.

4. Точно выполняют задание, не нарушают правила.

5. Проявляют полученные умения и навыки в исполнительстве и творчестве.

6. Точно определяют основные музыкальные жанры.

7. Высказывают предпочтения, умеют обосновать свой выбор.

Оборудование: Музыкальный центр, проектор, экран.

Ход занятия

Этап 1. Организационный этап, вовлечение детей в деятельность.

Дети входят в музыкальный зал.

Муз. рук. Сегодня мы с вами поприветствуем друг друга, но не так как на прошлом занятии. Вы будете смотреть на меня и вместе с пением выполнять движения по моему показу.

Дети поют, выполняют игровой массаж.

Муз. рук. Понравилась вам наша песенка?

Дети. Исполнять ее стало интереснее и веселее.

(Методы, технологии: наглядно-слуховой; игровой. Здоровьесберегающие технологии (самомассаж))

Этап 2. Актуализация знаний — выход на проблему. Мотивация.

Муз. рук . (Обращает внимание детей на стоящий в центре музыкального зала колпак). Ребята, что это?

Муз. рук. Кто из вас носит такой головной убор? Никто? Кто-то здесь был, и колпак свой забыл. Я, кажется, догадалась. Подсказка будет не простая, а музыкальная.

(Ответ детей) Изображение№1

Скажите, как на Руси называли веселого персонажа, который выступал на ярмарках и смешил людей?

Изображение №2: Клоун, Петрушка

Дети. Они веселые, забавные, смешные, яркие. Эта пьеса может изображать Петрушку. Они одинаковые по характеру.

(Дети предлагают варианты)

Правила: Дети выбирают ведущего, поскоками двигаются по залу. Чем громче звучит музыка – тем ближе дети к разыскиваемому предмету.

(Методы, технологии: Беседа; наглядно-слуховой; зрительный; метод эмоционального воздействия; уподобления; диалогический метод; метод подмастерья. Технология игрового обучения)

Муз. рук. Вот он где! (Надевает на руку игрушку – би-ба-бо Петрушка). Здравствуйте, ребята!

— Здравствуй, Петрушка. Понравилось тебе играть с нами в прятки?

— Понравилось. За это я подарю вам веселые картинки, которые нашел в моем музыкальном сундучке.

(Петрушка дарит детям три картинки с изображениями шагающего мальчика, танцующей девочки, поющих детей.) – Я все равно не знаю, что можно с ними делать.

Муз. рук. А ведь это не простые картинки. С ними можно поиграть.

(Детям раздаются карточки с тремя изображениями)

— Сейчас прозвучит музыка. После ее исполнения нужно показать подходящую карточку.

Дети поднимают карточку, соответствующую жанру пьесы. На экране идет дублирование (изображения №3,4,5) правильной карточки (после того, как все дети дадут ответ) Петрушка ошибается.

Муз. рук. Объясните Петрушке, чем отличается вальс от марша, сопоставьте характер и настроение пьес. Проверьте Петрушку, оцените правильность выполнения задания.

(Объяснения детей. Проверка знаний Петрушки с помощью взрослого).

Муз. рук. (обращаясь к Петрушке) Теперь ты узнал два музыкальных жанра. Но есть еще и третий. Дети, назовите его.

Муз. рук. Но перед тем как исполнить песню, давайте вспомним правила хорошего исполнителя.

Дети. Стоять нужно прямо, правильно дышать, четко произносить слова, не кричать.

Исполняют песню по желанию.

(Методы, технологии: Активизации деятельности, сравнения, создания проблемно-поисковых ситуаций. Личностно-ориентируемые технологии).

Этап 4. Закрепление новых знаний.

Петрушка. Как с вами интересно, как много я узнал о музыке.

Муз. рук . Петрушка, я заметила, что кроме карточек ты принес с собой музыкальный инструмент.

— Да, это мой веселый бубен.

— Ребята тоже очень любят играть на музыкальных инструментах. Скажите, к какому музыкальному жанру больше всего подходит звук бубна? (марш)

— Сейчас мы разделимся на три команды.

1-ая команда — дети, которым выпадет карточка с изображением марширующих мальчиков. 2 –ая – танцующих девочек, 3-ая – поющих детей. Каждая из команд выберет себе музыкальные инструменты наиболее подходящие для исполнения их музыкального жанра.

— Ты, Петрушка, будешь зрителем.

Дети выполняют творческое задание.

(Методы, технологии: художественно-практический; уподобления характеру звучания. Технологии игрового обучения).

Этап 5. Повторение, включение нового знания в систему знаний.

Муз. рук. Конечно, поиграем. Но, сначала переделаем и превратим в музыкальную игру. Сейчас прозвучат произведения, которые вы раньше не слышали. Определите жанр и покажите движением то, что изображает музыка. Под марш – шагаем, под танец – танцуем, песня – открываем рот, помогаем мимикой (лицом) Петрушка будет Царем Горохом. Правила остаются прежние. Кого Петрушка запятнает, тот становится Царем Горохом.

Звучат отрывки из разножанровых музыкальных произведений доступных для детского восприятия.

Дети выполняют движения в соответствии с характером музыки, содержанием.

Этап 6. Рефлексия

Муз. рук. Что было интересно на занятии? Что нового вы узнали?

Кто из ребят, по вашему мнению, был самым активным?

Самым музыкальным, самым эмоциональным, самым внимательным?

— Петрушке понравились все ребята. Сейчас мы себя похвалим, потому что мы молодцы.

Читайте также: