Экологические сказки как средство воспитания у детей экологической культуры в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данная статья будет полезна родителям детей дошкольного возраста.
Цель:
- развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.
Задачи:
- формирование экологической культуры детей.
Пояснительная записка:
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.
Добрый волшебник Урала
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов:
Только засов отворился,
В сказку открылась дверь.
Запах лесов заструился –





Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.
Читая ребенку сказку, вы формируете у ребенка после прослушивания сказки желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, перенести свои впечатления на бумагу, и сделать что- то самим, чтобы помочь природе.
После прослушивания сказок, дети с большим интересом наблюдали за листопадом, искали под опавшими листьями листовичков, копались в песке, ища дождевых червей, которые помогают листовичкам спрятаться на зиму.
В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания.
Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.



Чему же учат экологические сказки?
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.
В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции.
С помощью сказки дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю жизнь.
В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.
Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.



Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальность :

Цель. Задачи.

- воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать чувство эмпатии к объектам природы;

- посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;

- формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Этапы работы со сказкой:

I этап – детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

II этап – дети входят в область активного действенного освоения экологического содержания сказочного произведения.

III этап – овладение средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, одной из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные экологические ситуации.

IV этап – использование детьми полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности.

Принципы работы с экологической сказкой.

Составляя экологические сказки нужно придерживаться основных принципов :

Содержательной основой сказки является познавательно- экологическая, а не развлекательной информации.

В сказках действуют реальные вещи предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностью (речью, мыслями, поступками).

Главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки ведь если дошкольник будет симпатичный герой,то они легче и лучше усвоят все что с ним будет связана .

Средства реализации.

Экологические сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Главное в любой сказке - это мораль, сказка учит нравственности доброте. При создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев , досаду , нежность и радость . Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью , при котором могут быть использованы обычные сказочной приемы и известные персонажи. Через экологические сказки дети познают не только живой и неживой мир, но и активизируют словарный запас.

Результаты .

В результате проделанной мной работы у детей сформировались глубокие знания о том что исключение из природной цепи одного живого и неживого элемента может привести к исчезновению видов,разрушениям, катаклизмам.Сформировались начальные природоведческие природоохранные знания умение сопереживать бедам. Работа доказывает что на основе знаний которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, учится выражать свое эмоциональное состояние .

Природа и человек неразделимы,они составляют единое целое. И от того, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной средево всей жизни.

Вывод : Экологические сказки помогли формированию экологической культуры у детей. С применением экологических сказок процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.

Перспектива:

Продолжать работу в выбранном и апробированном направлении,

Представить свой опыт на сайте МБДОУ и в педагогическом интернет сообществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981

Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников.М., 2004

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.

Логинова ВИ, Саморукова ПГ. Дошкольная педагогика. Ч.1., М., 1988

Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. С-Пб, 1998

Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста. М., 2004

Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002

Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003

Программа экологического образования детей "Мы". С-Пб, 2003

Столяр АА. Давайте поиграем. М., 1991

СорокинаА. И. Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. М.,-1962.

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка:
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.

Экологические сказки - сказки, способствующие более осознанному

пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей

осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального

Сказка есть в каждом доме и дети их любят. Сказка привлекает малышей

своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий,

неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Вот чем хороши сказки!

В экологической сказке ненавязчиво, в форме игры даются детям

знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод,

а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями. Не

всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких

или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность

благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

Ведь малыш приходит в детский сад с большим творческим

потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы –

педагоги. Сказки помогают развивать фантазию ребенка. Ведь, создавая

сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению,

уясняет для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей

знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она

воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С

помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это

происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в

Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте,

состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка

понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой

приходит весна, за весной лето и т.д.

Часто мы используем народные сказки, так как они во многом

взаимоотношение людей со средой обитания.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал.

Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об

обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к

другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и

дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?

Ожившие персонажи из сказок помогают окунуться детям в мир

движений, фантазий, воображения, игры. Дети становятся участниками

необычного действа. А сочетание психогимнастики с экологической сказкой

позволяет добиться наибольшего эффекта в формировании у детей основ

Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в

экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские

интересы и их направленность.

Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах

дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, где

животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в

природе и своей привычной жизни.

Поэтому, в основе экологических сказок, мы используем следующие

• содержательной основой сказки является познавательно-

экологическая, а не развлекательная информация;

• в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты

природы, которые наделяются несвойственными им человеческими

способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);

• вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к

героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и

лучше усвоят все, что с ним будет связано.

При составлении экологических сказок используются методы:

- типовые приемы фантазирования;

- метод нахождения и разрешения противоречий и сходства;

- метод фокальных объектов;

- метод маленьких человечков;

Типовые приемы фантазирования. Сначала анализируем сказки, где

ситуации на основе этих приемов

Метод нахождения и разрешения противоречий и сходства. Это непосредственно изобретательские задачи, которые делятся на

Метод фокальных объектов. При этом методе мы совершенствуем

объект, примеряем на него свойства другого объекта. Так, при исходном

получали новый объект: пушистая колыбель – значит изнутри оббита мехом,

в ней пуховая перина, прыгающая – потому что подвешена на пружинах.

Метод маленьких человечков. В сказках этот метод позволяет моделировать и анализировать

природу вещества или явления, анализировать агрегатное состояние

вещества и понять причины его состояния.

либо. Метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление

детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу

чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие

ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за

ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз

Алгоритм составления сказок.

1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место

обозначается каким-либо словом. ПР: лес.

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места:

боровики, подберезовики, подосиновики, маслята, мухоморы, лось.

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:

хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют

свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они

умеют думать и чувствовать, как люди5. Описывается случай.

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по

отношению к случаю.

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываюся в уста мудрого

8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к

9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для

детских садов , Ростов – на –Дону Феникс ,2014.

2.Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А Фадеева.- Волгоград: учитель,2003.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди многообразия методов экологичского воспитания детей дошкольного возраста, сказке отводится огромная роль.

РОЛЬ СКАЗКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кунакова Г.И.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Перед воспитателем стоят следующие задачи: воспитатель должен развивать у детей интерес и бережное отношение к природе, желание помогать в уходе за животными и растениями, приучать с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, поливать растения, закреплять представления детей о траве, де­ревьях, цветах, (цветущие растения) по их отличительным приз­накам: трава зеленая, дерево высокое, на нем много листьев, цветы бывают разных цветов, учить детей замечать и называть явления природы (идет дождь, снег, светит солнце).

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т.д.

Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.

Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.

Почему они интересны детям? Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Роль экологической сказки основывается не только на воздействии сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане являются сказка. Рассказывая детям сказку и показывая красочные ил­люстрации, что не менее важно для ребенка, мы знакомим его с образами - представителями сказочного леса: зайцем, медведем, волком, лисой, и др. животными; и способствуем этим рассказом формированию раз­личных эмоций в отношении к этим сказочным персонажам. И таких примеров сказочного мира можно привести немало.

Таким образом, сказки, связанные с растительным и живот­ным миром, уже сами дают возможность познакомить детей с эко­логией, т. е. мы воспитываем детей экологически.

И действительно, сказки не только развлекают, они ненавяз­чиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Они – универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Чему учат экологические сказки?

Экологические сказки учат:

познавать окружающий мир;

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

В рекомендательном списке, который мы Вам представлю, вы найдете информацию о сказках русских писателей XIX и XX вв. о бережном отношении к природе, о защите природы (приложение 1).

Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать "прекрасное" в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.

Читайте также: