Материалы по обобщению передового педагогического опыта в доу

Обновлено: 05.07.2024

[b]Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта [/b]является неотъемлемой частью методической работы в детском саду. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Объективные предпосылки обобщения опыта:

• Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

• В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.

• В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме и методист, наметив график посещений для изучения опыта работы данного педагога, убеждается, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты не случайны и стабильны.

Цель: систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в МДОУ на основе его научного осмысления и анализа.

Задачи:

1. Создать в МДОУ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.

2. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.

3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.

4. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.

5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.

Структура

Обобщение опыта состоит из следующих разделов:

1. Выявление педагогического опыта.

Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа — это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения, вторая — критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности).

Признаками передового педагогического опыта являются:

1. Высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:

• социальная адаптивность дошкольников;

• образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков);

• познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;

2. Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей и притом так, чтобы данный опыт не стал препятствием для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач).

3. Стойкость, стабильность опыта, его продолжительное функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту.

4. Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового опыта.

5. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна.

6. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому опыту, но потом нужно еще измерить, в которой степени каждый признак оказывается.

Типичные ошибки этого этапа:

1. Некоторые воспитатели не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, педагог, желая добиться высоких результатов в своей работе, проводит дополнительные занятия, увеличивает их длительность. Эта работа может принести мгновенный хороший результат (т. е. будет решена текущая педагогическая задача, но при этом упускается более важная педагогическая проблема: психологическое здоровье детей.

2. Непонимание воспитателей, что новое — это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов — также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовой опыт выдается псевдоноваторские и псевдо-педагогические приемы. Например, попытка замены педагога техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе; диктаторские приемы влияния на детей; завышение реальных показателей успешности и т. п. Другие воспитатели добиваются высокого уровня знаний за счет дополнительных занятий. Отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единый и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт.

2. Изучение педагогического опыта.

Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:

целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);

система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);

использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);

опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребованность передового опыта.

Затем планируется работа по обобщению опыта с использованием следующей формулы:

1. Постановка цели (для чего).

2. Определение содержания (что).

3. Выявление методов, средств (как)

4. Диагностирование результатов (какой).

Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение квартала, а может планироваться на год или более.

3. Обобщение педагогического опыта. Его описание, уровни (практический, научный, методический)

Описание – это один из самых сложных и трудоемких этапов в обобщении опыта, в котором наиболее часто встречающимися ошибками являются:

• Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.

• Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.

• Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.

Приступая к описанию педагогического опыта следует придерживаться следующих требований:

1. Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями.

2. Конкретность: краткое и вместе с тем краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.

3. Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.

4. Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта.

Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.

Методический - (наиболее продуктивный) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.

Научный - способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.

Описание педагогического опыта но представлять описание опыта в форме модулей.

5. Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри МБДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т. д

Литература

3. Запятая О. В. «Коммуникативные умения как компонент содержания образования". Сельская школа, 2006 г., № 6

10. О. В. Запятая. «Технология описания педагогического опыта",

Методист, №7 2007 г.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы несколько опытных педагогов. Изучение опыта не может быть спонтанным. Оно строится исходя из выявленных в ходе контроля высоких показателей тех или иных видах работы, а также из актуальности проблем, стоящих перед данным педагогическим коллективом.

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendacii_po_izucheniyu_i_vnedreniyu_pedopyta.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по

изучению, обобщению, распространению и
внедрению передового педагогического опыта

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы несколько опытных педагогов. Изучение опыта не может быть спонтанным. Оно строится исходя из выявленных в ходе контроля высоких показателей тех или иных видах работы, а также из актуальности проблем, стоящих перед данным педагогическим коллективом. Например, предстоит работа по новой годовой задачи, поставлена новая проблема – интеграция образования и т.д., поэтому необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

Если в процессе изучения работы были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников или в своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме, старший воспитатель намечает график посещений для изучения опыта работы данного педагога, чтобы убедиться, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты неслучайны и стабильны.

Однако недостаточно только выявить положительный опыт и этим ограничиться. Необходимо также планомерно, целенаправленно его создавать, исходя из запросов практики и актуальности задач. Если в дошкольном учреждении не выявлен необходимый опыт, его следует создать, и прежде всего, по проблемам, определённым образовательной программой в перспективе на несколько лет.

Начиная работу по созданию опыта, следует чётко сформулировать тему и поставить перед педагогом или всем коллективом группы задачу о накоплении опыта. Целесообразно предложить педагогу составить характеристику группы исходя из темы опыта (знания, умения, навыки детей, их отношение к проблеме и т.д.). На основе анализа результатов составить перспективный план работы, в котором определить условия, которые нужно создать, содержание, методику и формы работы – занятия, беседы и т.д.

Предлагаем структуру создания опыта по некоторым темам на примере одного месяца. Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

Работа над словом

Работа над предложением

Занятия по развитию речи

Занятия по ознакомлению с окружающим

Другие формы работы

Часть других занятий по ознакомлению с окружающим

Часть занятия по другим разделам

Экскурсии, целевые прогулки

Рисование, лепка, аппликация, ручной труд

Чтение художественной литературы

Праздники и развлечения

Другие формы работы

Часть других занятий по ознакомлению с окружающим

Часть занятия по другим разделам

Экскурсии, целевые прогулки

Рисование, лепка, аппликация, ручной труд

Чтение художественной литературы

Праздники и развлечения

Другие формы работы

Часть занятия по другим разделам Программы

Экскурсии, целевые прогулки

Чтение художественной литературы

Использование компьютерных технологий

Работа с родителями

Праздники и развлечения

Другие формы работы

В течение года необходимы систематическое наблюдение за работой педагога, оказание помощи в анализе результатов, подборе материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и пр.).

Получив положительные результаты проделанной работы, следует определить пути распространения опыта. Это может быть выступление на педсовете, представление практических материалов, конспектов, перспективных планов, показ отдельных приёмов или системы работы.

Обобщение передового педагогического опыта – неотъемлемая часть методической работы. Оно предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это письменный доклад на педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например:
Показ работы , открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.

Воспитатель может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об опыте, где непосредственно в живом изложении поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Примерная схема описания опыта

Практика показывает, что наиболее часто встречающимися ошибками при описании опыта являются:

Определив, что созданный или выявленный опыт является интересным и новым для данного педагогического коллектива, старший воспитатель организует работу по его распространению.

Формы представления опыта:

Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Поэтому в дошкольном учреждении должна быть информация об имеющемся опыте в округе, городе, стране, за рубежом. Эту информацию можно сообщить на педсовете, представить на выставке в методическом кабинете с рекомендациями по внедрению опыта.

С воспитателями, которые будут внедрять опыт, составляется план работы, включающий изучение данного передового опыта, изучение теории вопроса и составление перспективного плана внедрения опыта, то есть определение форм и видов работы, которые будет использовать воспитатель.

Для систематизации работы по передовому опыту целесообразно составить перспективный план

2009-2010 уч. год

2 младшая группа

И.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим

О.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим

Р.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим

С.
Развитие творческих способностей на занятиях по лепке

С.
Ознакомление детей с циферблатом и определением времени по часам

Условные обозначения:
С – создание опыта.
И – изучение опыта
О – обобщение опыта.
Р – распространение опыта.
В – внедрение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта

- НОВАТОР, рассказывающий о своем опыте. - СПОДВИЖНИК, который в коротком выступлении подкрепляет мысли новатора и несколько подробнее раскрывает отдельные положения. - КОНСЕРВАТОР, ст.

Консультация для педагогов "Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении"

В данном разделе подробно описана система работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении.


"Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении"

Доклад на педагогическом совете.


Рабочая программа по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении

Данная программа составлена для изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта в ДОУ. На основе методической работы ДОУ оно предполагает показ наиболее устойчивых, х.


Рабочая программа по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении

Данная программа составлена для изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта в ДОУ. На основе методической работы ДОУ оно предполагает показ наиболее устойчивых, х.


"ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА"

Предлагаю вашему вниманию статью по организации распространения передового педагогического опыта работы.

Обобщение и распространение передового педагогического опыта работы

Справка об обобщении и распространении передового педагогического опыта по теме "Координационная лестница и спортивный танец как инновационные формы развития координационных способностей у дошкол.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Что же такое – передовой педагогический опыт? Понятие передовой педагогический опыт в современной методической литературе характеризуется как н овизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога. В этом определении заложены основные характеристики: без новизны любой опыт остается повседневным, и в скором времени становится достоянием только конкретного человека. Результативность – тоже важный фактор опыта, ведь каждому педагогу, который применил какое-либо новшество в своей работе, хочется получить и хороший результат, а иначе, зачем нужно внедрять это новшество? Эффективность заключается в том, что работа, связанная с применением новшеств и получением при этом положительных результатов, поднимает деятельность любого педагога на качественно более высокий профессиональный уровень.

Чтобы выявить передовой опыт, отличить его от опыта положительного, традиционного, необходимо выделить критерии, отличительные черты передового опыта.

Критерии передового педагогического опыта

- социальному заказу государства, общества;

- Закону об образовании Российской Федерации;

- прогрессивным тенденциям социального развития общества;

- региональной образовательной политике; - идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;

- профессиональным интересам определенных категорий педагогов. Способствовать:

- решению актуальных задач общества;

- решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.

Соответствие практической деятельности основополагающим положениям современной науки в области образования.

Соответствие уровня обученности и воспитанности воспитанников их ценностным ориентациям, а также педагогической практике. Результативность может выражаться:

- в уровне обученности воспитанников;

-в уровне воспитанности воспитанников;

- в личностном развитии воспитанников;

-в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.

Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться:

- в комбинации элементов известных методик;

- в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

- в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования).

- достаточная проверка опыта по времени;

- подтверждение позитивных результатов не только в работе одного воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;

- возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

Достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и учащихся и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач

Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.

Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку опыта и дает основание для его квалификации как передового.

Для чего нужен передовой педагогический опыт? К передовому педагогическому опыту относится такая практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, т.е. то, что называется новаторством. Такой педагогический опыт важен, потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и науке. Поэтому новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.

Работа по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности воспитателей, который необходимо осуществлять "поэтапно", т.к. от этого в значительной степени зависит эффективность и качество работы образовательного учреждения.

Все этапы можно представить в виде схемы последовательных действий:

Выявление Изучение Обобщение Распространение

Выявление педагогического опыта следует рассматривать как обнаружение эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для распространения и заимствования. Методы выявления:

- анализ результатов мониторинга качества образования;

-оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары;

- анализ анкет педагогов.

Приступив к изучению передового педагогического опыта, необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:

- целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);

- система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);

- использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);

- опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Методы изучения педагогического опыта:

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний воспитанников; учебно- методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого педагогического опыта для коллег, воспитанников, родителей.

3. Анализ: выделение в конкретном педагогическом опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4. Синтез: установление связи, причин и следствий.

5. Наблюдение: сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации воспитательных процессов и явлений.

6. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что в ряду суждений лиц, качеств, сравнение каждого из них проводится с каждым из данного ряда.

7. Метод самооценки: метод оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

9. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов.

3. Обобщение педагогического опыта

Для того чтобы передовой педагогический опыт широко вошел в практику, стал достоянием многих, опыт должен быть обобщен. Обобщение опыта является необходимым условием его дальнейшего распространения, использования в других условиях и другими педагогами.

Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт; обосновать продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта.

Обобщение опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения , который бывает практическим, методическим и научным .


Практический – (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы. Формы обобщения на этом уровне: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.


Методический (наиболее продуктивный!) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций. Формы обобщения на этом уровне: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео.


Научный – способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики. Формы обобщения на данном уровне: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии и др.

Формы обобщения педагогического опыта:

Выступление на педагогическом совете , может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

Коллективный просмотр ;

Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

Представление материалов в методическом кабинете , что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

Творческий отчёт , в процессе которого проходит:
- демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
- показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
- уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
- коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;
- изучение методических материалов и деловой документации;
- тематические и персональные выставки автора опыта;
- встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
- ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
- дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.;
- показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.

4. Распространение

Педагогический опыт может быть обобщен и представлен в виде:

- открытого показа – это демонстрация опыта работы перед коллегами, коллективом педагогов, с показом системы форм и методов работы педагога (открытый показ, мастер-класс);

- рассказ педагога о своем опыте работы, представленный в виде выступления на педагогическом совете, семинарах, творческий отчет и т.д.;

- описание – это высокий аналитический уровень обобщения опыта, в котором более целостно и системно раскрываются пути его становления.

Как описать передовой педагогический опыт?

Схема описания передового педагогического опыта может выглядеть так.

Титульный лист

- полное название учреждения, представляющего материал;

- тема предоставляемого опыта;

- Ф.И.О., должность того, кто представляет материал;

- год представления материала.

Структура описания обобщённого педагогического опыта.

1. Информационный лист:

- Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон;

- сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение;

- сведения о последователях опыта, их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (Ф.И.О., должность, название учреждения образования).

2. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

- изучение опыта коллег;

- курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;

- активное участие в работе городских методических объединений и т.д.

3. Теоретическая база опыта : В теоретическом обосновании опыта необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.

4. Актуальность и перспективность опыта: Обязательным требованием к обобщению опыта является выделение педагогических противоречий и способов их разрешения. Именно с анализа противоречий учебной деятельности и должна начинаться работа любого педагога. Педагогу необходимо ответить на вопрос: какие реальные противоречия, несоответствия, трудности массовой практики породили необходимость того педагогического поиска, который дал положительные результаты. Практическая значимость опыта помогает определить, в какой мере опыт способствует решению задач, поставленных перед образовательным учреждением, какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте.

5. Новизна опыта : При описании сущности педагогического опыта, необходимо подчеркнуть отличие опыта от уже существующего, его новизну, степень новизны. Отражение и фиксирование элементов новизны и творчества. Существует три уровня педагогического творчества (по своему объективному смыслу и значению): открытия, изобретения, усовершенствования. Описывается новизна опыта: в собственных программах, проектах и др.

6. Адресность опыта: Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с опытом работы, начинающим педагогам и т.д.). Определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах общеразвивающей направленности, в группах коррекционной направленности.

7. Трудоёмкость опыта : Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта. Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта). Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, занятие и т.п.

8. Технология опыта : Надо отразить последовательность действий - осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка.

9. Результативность опыта . Содержит сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки, как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый педагог рано или поздно сталкивается с необходимостью оформления своего опыта, например при подготовке выступления на педагогическом совете, выступления с докладом или лекцией перед коллегами. А вот умения создания, написания такого рода работ часто не хватает.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Автор: руководитель РМО, воспитатель

Каждый педагог рано или поздно сталкивается с необходимостью оформления своего опыта, например при подготовке выступления на педагогическом совете, выступления с докладом или лекцией перед коллегами. А вот умения создания, написания такого рода работ часто не хватает. Многие, имеют богатейший практический опыт, который был бы весьма полезен другим, едва столкнувшись с трудностями оформления своих мыслей, так и останавливаются на полпути или переходят на язык общих фраз, цитат. Между тем практика постоянного анализа результатов своей профессиональной деятельности, поиск причин собственной успешности, обсуждение с коллегами практических вопросов воспитания и широкое вовлечение самих педагогов в обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, несомненно, способствует росту профессионального мастерства педагогов и повышению качества образования.

Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов, креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором.

Опыт - итог деятельности, практики, реализованная в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть в нём основу реальных возможностей деятельности, видеть пути её развития, оценку эффективности.

Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность, новизна, результативность.

Педагогический опыт — это творческое активное освоение и реализация воспитателем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности педагога.

Обобщение педагогического опыта — это одна из форм самореализации и самовыражения педагога. Это вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, а также объяснение с научной точки зрения того, как достигаются педагогом положительные результаты в образовательном процессе.

Для чего необходимо обобщать свой педагогический опыт:

Для повышения эффективности своей работы за счет отбрасывания ненужного и добавления полезного.

Для саморазвития и самоутверждения.

Для личного успеха в профессиональном конкурсе.

Для успешной сдачи квалификационной аттестации.

Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта нужно определиться с выбором темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за развитием обучающихся и т.п.

Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.

Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.

Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта:

1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определённой части, представляющей наибольший интерес и актуальность.

2. Ознакомление с литературой по избранной теме. (Это необходимо для теоретического осмысления педагогом темы и сопоставления своего опыта с отражённым в литературе схожим по проблематике опытом.)

3. Планирование работы по избранной теме.

4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.

5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала.

6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьёй: освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог пришёл к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.

Читайте также: