Развитие личности педагога как основа применения продуктивных и личностных технологий кратко
Обновлено: 02.07.2024
Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. В ходе профессионального развития человек совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности.
Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.
Необходимость дальнейшего повышения квалификации педагога вызывается изменениями в системе народного образования (созданием новых видов дошкольных учреждений, появлением вариативных программ образовательной работы с детьми и др.), а также должностным ростом (воспитателя рекомендуют на должность методиста, заведующей дошкольным учреждением).
В сфере дошкольного образования условия для непрерывного образования педагогов создаются в рамках методической работы.
Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности.
Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства воспитателей рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий.
Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного педагога.
В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения новых знаний и умений.
НА основе всего сказанного сделать вывод о том, что чем выше уровень развития творчества и компетентности педагога, тем выше на более высокую степень поднимается образование.
Проблема отношений субъектов коллективной деятельности в процессе воспитания.
В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего. На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов, в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.
Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Взгляды на проблемы коллектива отразили сущность общественных культурно-исторических процессов развития России в советский и постсоветский периоды, поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует рассматривать в исторической перспективе.
Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А. С. Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика и др.
Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т. Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, и прежде всего в меру его нравственно ценностной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного облика.
Т. Е. Конникова выделила вид отношений в коллективе, который она назвала гуманистическим. Характеристиками этого вида отношений являются:
Гуманистические отношения Т. Е. Конникова считала показателем высокого уровня развития коллектива. Условием становления таких отношений выступает участие детей на благо людей, сотрудничество с другими коллективами ради общей нравственно ценной идеи, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих достижений. В таком коллективе личные и деловые отношения развиваются и приобретают гуманистическую направленность.
В работах Л. И. Новиковой и ее сотрудников были рассмотрены пути управления коллективом как инструментом всестороннего развития ребенка. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе.
Л. И. Новикова обратила внимание на двойственную природу детского коллектива: с одной стороны, он объект педагогической деятельности, с другой – спонтанно развивающееся явление, что ярко выражено в свободном общении детей друг с другом. Предметом внимания педагога должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное управление развитием детского коллектива.
Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий. Все это обогащает социальное развитие старших школьников.
Безусловно, в дошкольном возрасте детские объединения еще не могут быть коллективами высокого уровня развития. Однако этот возраст является важнейшим этапом накопления и закрепления в реальном взаимодействии норм сотрудничества, опыта гуманных отношений, сотворчества.
Развивающий эффект совместной деятельности дошкольников в полной мере зависит от того, как проектируются педагогом задачи взаимодействия. Определение этих задач и позволяет сделать деятельность коллективной, привлекательной для каждого, но направленной на общий результат.
С приходом в школу в первое время отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с детским садом. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.
Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Младшие школьники сотрудничают друг с другом прежде всего как представители определенной социальной общности – учащихся. Характер их межличностных контактов обусловлен в первую очередь влиянием учителя, его оценкой, утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Профессионально-личностное развитие педагогов через овладение новыми педагогическими технологиями
На современном этапе реформ в образовании, реализации новых государственных стандартов педагог не может обойтись без знания современных технологий, которые помогают ему в повышении профессиональных компетенций, овладении новыми нормами профессиональной деятельности, усовершенствования образовательной среды.
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, который достигается, в первую очередь, через самообразование педагогов. Перспективы развития современного образования ориентированы на свободные и ответственные отношения его участников. Интересы личности провозглашаются приоритетными, а реализация возможностей для её развития - главной задачей образования.
Наиболее благоприятные условия, способствующие профессионально-личностному росту педагога, возникают в ситуации включения учителя в инновационные образовательные процессы, поскольку они ориентированы на качественное изменение системы образования, её оптимизацию, требуют от учителя гибкого реагирования на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, принятие самостоятельных решений, осмысленного выбора способов профессиональной деятельности из широкого спектра возникающих педагогических альтернатив.
Основной характеристикой деятельности учителя следует считать педагогическую компетентность , под которой понимают эффективное владение им системой образовательных умений и навыков, в своей совокупности позволяющие ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся.
Для современного педагога приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).
Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства учителя корректируется в основном в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приёмов, но и личностное саморазвитие педагога, его самоактуализация. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные и выступает как основной механизм саморазвития.
Развитие этих качеств определяет высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Всё это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности.
Педагогическое творчество - это более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.
Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.
Инновационная деятельность, осуществляемая педагогом в образовательном учреждении, позволяет ему подниматься на разные уровни своего профессионально-личностного развития.
В связи в внедрением ФГОС в основной школе требуется новый подход к работе с предметным содержанием материала, а также постоянно обновляющимся методическим инструментарием и технологиями.
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.
Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании предметов в общеобразовательной школе, заключается:
в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;
в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;
в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;
в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;
в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства,
в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
К метапредметным технологиям относится проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
Интерактивная методика. Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта. Обобщение (рефлексия). Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми.
Личностно–ориентированные технологии обучения. Личностно - ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности. Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при защите итоговых проектов в классах, обучающихся по ФГОС ООО, при сдаче экзамена в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися. На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.
Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс. Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Можно выделить важнейшие особенности мастер– класса, а именно:
Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
Создание условий для включения всех в активную деятельность.
Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер- класса.
Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
Профессионально-личностное развитие учителя - одна из целей педагогического образования. Практика показывает, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне.
Поэтому для повышения качества обучения ключевыми задачами работы ШМО учителей математики, физики, информатики школы №2 на 2015-2016 учебный год являются:
совершенствование педагогического мастерства учителя через освоение эффективных педагогических технологий, которые способствовали бы успешной итоговой аттестации детей в формате ЕГЭ и ЕМЭ;
работа проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
изучение передового опыта работы учителей по разработке методических материалов, наглядных пособий, использованию образовательных Интернет ресурсов;
совершенствование профессиональных качеств учителя через организацию курсовой подготовки, проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов;
использование возможности аттестации для профессионального роста учителя, обобщения и обмена опытом работы.
Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога.
Любой технологический процесс начинается с изучения исходного материала, его свойств и пригодности для последующей обработки. То же самое происходит в педагогике.
Сегодня всех педагогов объединяет общее стремление выйти за рамки традиционного обучения и воспитания, найти новые подходы к организации образовательного процесса, новые методики и новые технологии обучения и воспитания, которые отвечали бы принципу природосообразности и создавали бы благоприятные условия для саморазвития и самореализации школьников. Главное, что объединяет всех, - забота о всестороннем развитии личности ученика.
Одна из ошибок общеобразовательной школы заключается в том, что она перегружает головы учеников знаниями, не обращая должного внимания на развитие их способностей: роль знаний преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития. Деятельность детей и способы приобретения ими знаний зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.
Психологи утверждают, что в настоящее время только 15-25 % школьников несут задатки в области интеллектуальной деятельности. Следовательно, только эти дети могут успевать при традиционных технологиях обучения. А остальным 75-85 % современные требования непосильны. Важен тот факт, что подавляющее большинство детей теряет интерес к учению, находится в состоянии умственной перегрузки, чувствует свою неполноценность.
Из этого следует педагогический вывод: необходимо реформировать учебный процесс. Основная цель – установить соответствие между возможностями детей и предъявляемыми к ним требованиями.
Изменить такое положение может радикальная переориентация образования, поворот от культа знаний к всестороннему развитию личности. Именно возможность саморазвития и самостоятельного обновления знаний подготавливают молодого человека к жизни в современном мире. Это означает психологизацию образования, построение и контроль образовательного процесса от возможностей и потребностей ученика.
Появившиеся в последнее десятилетие в России нетрадиционные системы образования провозгласили основной ценностью развитие личности, что и является сегодня приоритетной задачей педагогики. Поэтому необходимо обратиться к рассмотрению роли личности в образовательном процессе.
Педагогика - область человеческой деятельности. Следовательно, она включает в свою структуру объекты и субъекты процесса.
Взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет различные качества и свойства, совокупность которых образует личность.
«Личность, - пишет Г.К. Селевко в книге "Современные образовательные технологии" (М.: "Народное образование", 1998), - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:
-совокупность социально значимых свойств человека;
-система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;
-система деятельности, социальных ролей, поведенческих актов;
-осознание окружающего мира и себя в нем;
-совокупность способностей и творческих возможностей;
В течение жизни личность претерпевает изменения, которые называют развитием. Способность к развитию заложена в человеке природой.
Рассмотрим, что такое "развитие" вообще и "развитие личности" в частности.
Развитие - фундаментальное философское и научное понятие.
В словарях даются различные толкования этого понятия, которые имеют свои акценты и взаимодополняют друг друга. Наибольшее распространение получили следующие определения этого понятия:
5).Развитие - процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное: переход от старого состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Исходя из этих понятий, конкретизируем понятие "развитие" применительно к личности обучающегося:
-развитие - это качественные и количественные изменения, т.е. изменившаяся личность с новыми свойствами эффективнее выполняет свои функции или приобретает новые, не свойственные ей ранее;
-развитие – процесс внутреннего и внешнего изменения личности;
-развиваться может объект, приобретя субъектные функции, т.е. обучающийся ставит цели своей деятельности, определяет способы их достижения и т.п., одним словом, становится субъектом;
Исходя из этого, можно сказать, что развитие личности - это направленное, закономерное физическое и психическое изменение индивида, происходящее в ходе специально организованного планомерного педагогического процесса, приводящее к качественному и количественному изменению состояния и свойств обучающихся, улучшению их адаптивности к условиям окружающей среды и повышению их социальной ценности.
По К.К. Платонову в структуре личности сочетаются биологические (наследственные) и социальные (приобретенные) качества, составляющие подсистемы:
2) психологические характеристики, т.е. качества, характеризующие индивидуальный характер и играющие огромную роль в процессе обучения; они тоже заложены от природы, но эти качества нужно развивать;
4) направленность личности, выражающая ее потребности (нужду в чем-либо), мотивы, интересы, т.е. социальные по своему содержанию качества, определяющие отношение человека к миру и регулирующие его поведение, служащие психологической основой поведения.
Все подсистемы качеств личности связаны между собой, обуславливают и часто компенсируют друг друга, представляя целостную систему. Природа заложила в каждого человека сложный, но безупречно работающий механизм самоорганизации, саморазвития и самообучения. И главная деталь этого механизма – чувственный опыт, который способен перевести все внешние признаки окружающих явлений в систему адекватных оценок, рефлексии и мотивации. Роль педагога – помочь ребенку использовать заложенный в него природой универсальный механизм.
Возникает вопрос: что может развиваться в учениках на занятиях?
1.Ощущение. 2.Восприятие. 3.Воображение. 4.Память. 5.Внимание. 6.Воля. 7.Мышление (мыслительные приемы). 8.Деятельность практическая (мыслительные операции). 9.Личностные качества (ответственность, самостоятельность, нравственность и др.).
Педагог может развивать на занятиях все психические функции ученика. Но для того чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и под выбранные цели проектировать образовательный процесс.
Основанием для расстановки приоритетов в выборе целей развития является как состояние конкретного ученика, так и образовательные цели предмета. Если нет потребности в специальной коррекции состояния ученика, то на первое место выступают цели развития мышления (овладение мыслительными операциями синтеза, анализа, сравнения, абстрактирования, конкретизации и др.) и цели развития практических предметных умений.
Психическое развитие личности присуще каждому индивиду от природы. Особенности строения мозга и нервной системы индивидуальны для каждого человека и называются задатками.
На основе задатков у личности развиваются способности, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как "знания", нельзя разучиться что-либо делать, потому что забыл. Способность, рассматриваемая как владение обобщенным способом деятельности, может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия, предлагается пространство для ее проявления.
Для практики образования очень важны способности ребенка, проявляющиеся в образовательной деятельности и определяющие особую характеристику личности — уровень умственного развития.
Уровень умственного развития ребенка в педагогической практике связывают прежде всего с его успехами.
По уровню общего умственного развития (обучаемости + обученности) выделяют следующие группы детей:
— малоспособные дети (с аномалиями развития задатков): с задержкой психического развития, с развитием значительно ниже нормы; такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний, умений и навыков. Они составляют до 5% детей; их надо обучать по особой программе, с особыми целями;
— педагогически запущенные дети: настолько слабая обученность, даже в условиях дополнительного образования их трудно вывести на возрастную норму достижений; однако при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10-40%);
— дети со средним уровнем умственного развития, которые соответствуют среднестатистической норме и составляют большинство — 60-70%);
— способные, продвинутые в развитии, быстро "схватывают" и много знают по сравнению со своими сверстниками, это основная часть отличников и хорошистов — 5-10%;
Период детства характеризуется проявлением талантов. Поддержка и развитие детского творчества – одна из задач дополнительного образования, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. Оно по своей сути личностно-ориентировано, индивидуализировано, не обременено никакими госстандартами, направлено на интересы ребенка, его социальную адаптацию в среде. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства и особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Помимо этого, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.
Уже с дошкольного возраста многие дети начинают избирательно относиться к различным видам и сферам деятельности, проявлять интерес, который выражает избирательное предпочтение данных предметов и явлений окружающего мира. Это особенно важно для системы дополнительного образования детей, которая предоставляет условия для развития этих способностей.
Развитие интереса выражается в появлении склонности — предпочтения, пристрастия к определенному виду деятельности и формировании соответствующих этой деятельности специальных способностей.
К старшему школьному возрасту познавательные интересы детей соединяются с социальными, появляется ориентация на профессию. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять и формировать специальные способности детей.
Ребенок по природе – исследователь. Эта способность подкреплена на эмоциональном уровне чувствами любопытства, радости открытия и достижения цели. Развивая исследовательские качества ребенка, педагог гарантирует ему успешный процесс непрерывного самообразвания в зрелом возрасте, что и определяет его состоятельность как личности и профессионала.
Полноценное развитие ребенка, раскрытие его личностного потенциала происходит только при условии воздействия социальной среды. Как отмечает А. Анастази в книге «Дифференциальная педагогика индивидуальных различий: тексты. (М., 1982): "Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды."
Значительная роль в развитии личности ребенка на разных возрастных этапах принадлежит взрослым и сверстникам. Взрослый вводит ребенка в мир социальной деятельности общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и продолжает оставаться главным фактором формирования личности ребенка.
Общение со сверстниками, сравнение себя с другими приводит к тому, что у детей возникает интерес к себе, к собственной личности, к выявлению и оценке своих возможностей, а это является важнейшим содержанием психического развития детей становится самопознание.
Таким образом, развитие ребенка на всех этапах происходит в непосредственном общении с окружающими людьми, которые помогают ему усвоить накопленный человечеством опыт и войти полноправным членом в социальную среду.
Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при включении их в деятельность позволяет, с одной стороны, выбирать тот учебный материал, который дети способны усвоить, с другой стороны, строить процесс обучения таким образом, чтобы ребенок лучше развивался.
Исходя из сказанного, формирование личности понимается нами как:
-развитие, т.е. процесс прогрессивных или регрессивных внутренних изменений личности;
-социализация, т.е. изменение личности под влиянием внешних условий, во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация в обществе;
-воспитание, т.е. целенаправленное изменение личности, содействие формированию системы ценностных отношений к миру на уровне современной культуры.
Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. У педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адапта¬ции, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности).
Вложение | Размер |
---|---|
Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства | 44.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту.
У педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности).
Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями.
Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала.
Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой спад активности обязательно замечается участниками педагогического процесса, отрицательно сказывается на результатах педагогического труда.
Каждая личность индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека.
В структуре личности психологи выделяют три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости и личностном росте.
- Познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности; воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности. Только тот человек, который способен видеть в других уникальность, может это развивать в себе;
- Эмоциональная - через эмоции человек познает мир и делает его ярче.
- Поведенческая составляющая - яркий показатель развитой личности, которая состоит из действий: по отношению к себе, другим людям и миру
Таким образом, личностный рост педагога зависит от степени сформированности каждой структуры.
Развитая личность, с четко сформированными ценностями, позволяет педагогу: четко стаять на своих позициях, иметь собственный взгляд на все происходящее в мире, находить в плохих ситуациях позитив, жить полной, яркой, самостоятельной жизнью, ценить каждую минуту жизни, наслаждаться тем, что имеешь, радоваться победам других, отвечать за свои поступки;
- уметь проигрывать и с достоинством принимать поражения, уметь прощать.
Сложившиеся ценности педагога составляют его внутренний потенциал.
Потенциал личности - это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение.
К ним относятся: внутренняя свобода, осмысленность жизни, жизнестойкость в сложных обстоятельствах, готовность к внутренним изменениям, способность воспринимать новую неопределенную информацию, постоянная готовность к планированию и действию.
Разные ученые по разному определяли главную составляющую собственного потенциала педагога.
Существуют критерии личностного роста педагога:
Наряду с критериями существуют и механизмы личностного роста педагога:
Человек должен учиться всегда и везде , он должен научиться анализировать свои поступки, учиться принимать себя и других, учиться развивать свои хорошие качества. Самосовершенствующаяся личность должна в любой труд вносить творчество – проявлять индивидуальный подход, иметь личное мнение и уметь вовлекать значимых людей в деятельность. Таким образом, личностный рост важен для педагога, не просто сам по себе, а как способность формировать свою жизненную стратегию.
И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить детей к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни.
12 24 36 48 60 72 84 96 годы жизни
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС дни недели
Тесты для педагога
1.Отметьте правильный ответ.
В дородовой общине передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям:
а) проходила в специально организованном образовательном процессе;
б) производилась от случая к случаю;
г) дети самостоятельно по мере необходимости осваивали имеющийся опыт. Ответ: в
2.Отметьте правильный ответ.
а) питание; б) вождь; в) восхождение; г) воспрепятствие. Ответ: а
3.Отметьте правильный ответ.
а) Л.Н. Толстого; б) К.Д. Ушинского: в) А.С. Макаренко; г) В.А. Сухомлинского.
4. Отметьте правильный ответ.
Первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, является:
а) Конфуций; б) Н.А. Добролюбов; в) И.Г. Песталоцци; г) Я.А. Коменский. Ответ: г
5. Отметьте правильный ответ.
Педагогическая профессия по классификации Е.А. Климова относится к группе профессий:
а) человек-знаковая система; б) человек-художественный образ;
в) человек-человек; г) человек-техника. Ответ: в
6.Отметьте правильный ответ.
Разработал теорию и методику воспитания в коллективе:
а) В.А. Сухомлинский; б) А.С. Макаренко; в) П.П. Блонский; г) Л.Н. Толстой.
7. Отметьте правильный ответ.
Сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, архитектором…, скульптором…, полководцем…;
а) А. Дистервег; б) Я. Корчак; в) Н.И. Пирогов; г) Я.А. Коменский. Ответ: г
Опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся провел…..
Ответ: А.С. Макаренко.
8. Дополните предложение.
Педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды называется работа…
Ответ: воспитательная работа.
Вид педагогической деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью школьников, называется…
Деятельность, направленная на установление отношений педагога с воспитанниками и их родителями, другими педагогами школы, называется…
11.Соотнесите понятия с их трактовкой.
А) Педагогическая специализация 1. уровень и вид профессионально-педагогической
подготовленности, характеризующей возможности
Б) Педагогическая квалификация 2. определенный вид деятельности в рамках
12.Установите соответствие выдвинутых положений с именами ученых.
1.Дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций
2.Выдвинул важнейшие требования к личности учителя
3.Предложил классно-урочную систему
а) Л.С.Выготский б). Л.Б. Ительсон в) Я.А. Коменский г). В.А. Сластенин.
Ответ: 1б; 2 г; 3 В.
13.Соотнесите показатели общей культуры педагога и их характеристики
А. уровень познавательных процессов 1. энергичность; 2. общительность;
Б. сформированность черт характера 3. мышление; 4. внимание.
Ответ: А- 3,4; Б – 1,2
14.Соотнесите этические качества педагога с личностными характеристиками
А. этические качества 1. целеустремленность; 2. тактичность;
Б. личностные характеристики 3. доброта; 4. уравновешенность;
Ответ: А -2,3,5; Б – 1,4.
15.Установите правильную последовательность профессионально-личностного становления
2. осознание цели, профессионального идеала;
3. осмысление требований к профессии;
4. разработка программы самосовершенствования;
5. соотнесение своих возможностей с целью и идеалом профессионала;
6. овладения способами саморазвития.
Ответ: 2,1, 3, 5, 4, 6.
16.Выбрать правильный ответ.
Владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие - … компетентность.
- социальная; - личностная; - специальная; - индивидуальная.
17.К числу коммуникативных умений относятся:
1. управлять своим психическим состоянием;
2. действовать публично;
3. выбрать правильный стиль и тон;
4. управлять вниманием учащихся;
5. образно передавать информацию. ответ: 2, 3,4,5.
Единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности характеризующее профессионализм педагога это …
Ответ: профессиональная компетентность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Самообразование - основной инструмент профессионального роста педагога и совершенствование его мастерства"
Сатья к зачной научно-практической конференции по теме: "Самообразование - основной инструмент профессионального роста педагога и совершенстсование его мастерства".
Современный урок как основной критерий профессионального-личностного роста педагога
В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каж.
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.
Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и о.
"Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"
Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности.
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.
Презентация "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста"
В презентации "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста" содержатся сведения о структуре профессионального стандарта, ссылки на актуальные документы, приводится .
Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками педагогического процесса, отрицательно сказывается на результатах педагогического труда.
Каждая личность индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека.
познавательная составляющая включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что она, оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность; воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности. Действительно, только тот человек, который способен видеть в других уникальность может это развивать в себе;
эмоциональная одна из наиболее ярких и главных составляющих. Через эмоции человек выражает радость, обиду, счастье, познает мир и делает его ярче.
Таким образом, личностный рост зависит от степени сформированности каждой структуры.
Развитая личность, личность с четко сформированными ценностями, позволяет человеку:
- Четко стаять на своих позициях;
- Иметь собственный взгляд на все происходящее в мире;
- Находить в плохих ситуациях позитив;
- Жить полной, яркой, самостоятельной жизнью;
- Уметь делать выбор от самых простых до жизненно важных вещей;
- Ценить каждую минуту жизни;
- Наслаждаться тем, что имеешь;
- Радоваться победам других;
- Отвечать за свои поступки;
- Уметь проигрывать и с достоинством принимать поражения;
Ценности человека это его внутреннее богатство, его внутренний потенциал.
Потенциал личности - это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутренних представлений и критериев.
Разные авторы: В.Г. Маралов, С.Ю. Головин, Гудинг Д. предлагают различные показатели личностного потенциала:
- личностная автономия и независимость;
- жизнестойкость в сложных обстоятельствах;
- готовность к внутренним изменениям;
- способность воспринимать новую неопределенную информацию;
- постоянная готовность к действию;
- особенности планирования деятельности;
- временная перспектива личности.
Разные ученые подошли к разработке содержания понятия личностного роста определяя главную составляющую раскрытие собственного потенциала.
Главный смысл личностного роста – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. Полноценный личностный рост возможен только в том случае, если личность уважает свой собственный внутренний мир, а также другие признают и уважают его внутренний мир.
Приведем критерии личностного роста:
интраперсональные (принятие себя):
Человек должен учиться всегда и везде, он должен научиться анализировать свои поступки, учиться принимать себя и других, учиться развивать свои хорошие качества. Самосовершенствующаяся личность должна в любой труд вносить творчество – проявлять индивидуальный подход, иметь личное мнение и уметь вовлекать значимых людей в деятельность. Личность должна постоянно находиться в движении по пути личностного роста, используя при этом хорошо работающие методы. Самое важное и главное признаться самому себе в своих недостатках, найти их причину и шаг за шагом искоренять их.
И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить наших детей к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни.
-
Агеева И.А.Успешный учитель.Санкт-Петербург:Речь,-2006.208с.
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М: Академия- 2002. 256 с.
Леонтьев А.Н. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол.1989,№3,с11-21.
Соколова Л.Б. Культорологическое содержание педагогической деятельности. Монография. Саратов-2007.172с.
Основные термины (генерируются автоматически): личностный рост, зрелая личность, внутренний мир, жизненная стратегия, личность, мир, представление человека, принятие, развитая личность, составляющая.
Читайте также:
- Как движутся планеты для наблюдателя с земли кратко
- Считается что изменение системы власти при елизавете петровне стало возвратом к укреплению кратко
- Лидер российских славянофилов а с хомяков взгляды и деятельность кратко
- Какие факторы социальной микросреды играют позитивную роль в адаптации ребенка к школе
- В чем разница между профессором и доцентом кто старший кратко