Лидер российских славянофилов а с хомяков взгляды и деятельность кратко
Обновлено: 04.07.2024
Список сфер деятельности, в которых отличился Алексей Степанович Хомяков, можно продолжать до бесконечности. Он русский поэт, богослов, художник, инженер и даже гомеопат. При этом ему был не присущ карьеризм. Являясь лучшим представителем дворянского сословия, Алексей Хомяков до конца жизни оставался помещиком без каких-либо чинов, считая себя кровно связанным с народом. По воспоминаниям многих великих соотечественников, Алексей Степанович являлся центральной фигурой общественной жизни России второй четверти XIX века. Возглавляя плеяду первых славянофилов, Алексей Хомяков был одним из первых, кто обратился к поиску истоков исконно русской жизни.
VATNIKSTAN рассказывает о жизни и творческой деятельности Алексея Степановича Хомякова — идейного и духовного отца славянофилов, пророчившего России и Православной церкви исполнение великой миссии в интересах всего человечества.
Алексей Хомяков. Автопортрет. 1842 год
Прогрессивная юность будущего консерватора
Алексей Степанович Хомяков родился 1 мая 1804 года в Москве, на Ордынке. По отцу и по матери он принадлежал к старинному русскому дворянству. Кажется, что уже с детства Хомяков приобрёл взгляды, которые в дальнейшем будут только усиливаться и развиваться.
Его отец — Степан Александрович был типичным русским помещиком, сочетавшим в себе черты европейского просвещения и беспечность русского барства. В свою очередь, мать — Марья Алексеевна, урождённая Киреевская, имела глубокий ум, отличалась набожностью и строгой дисциплиной. Перенимая лучшие качества родителей, воспитываясь в строгом православном духе, Алексей Степанович к тому же получил блестящее домашнее образование. Родители привили юному Хомякову тягу к знаниям и уважительное отношение к православной культуре.
В 1815 году семьях Хомяковых переезжает в Санкт-Петербург. В сравнении с патриархальной Москвой Северная столица кажется Алексею Степановичу и его брату языческим городом, мальчики боятся, что их заставят переменить веру и решают всеми способами этому противостоять. К счастью, пребывать в языческом городе пришлось недолго. Через год семья возвращается в Москву, где дети продолжают обучение.
Как и большинство подростков начала XIX века, Алексей Степанович, который ребёнком засыпал под новости с полей сражений Отечественной войны, грезил о великих походах. Его буйный нрав требовал свободы действий и героических поступков.
Когда началась Война за независимость Греции (1821–1828) юный романтик купил нож, взял с собой небольшую сумму и тайком сбежал из дома, чтобы принять участие в сражениях.
Его поймали за Серпуховской заставой и вернули домой. Стало понятно, что воинствующий нрав необходимо направить в нужное русло. Алексей Степанович был определён отцом сначала в Астраханский кирасирский полк, а через год переведён в Петербург в конную гвардию.
Граф Остен-Сакен, под начальством которого находился Алексей Степанович в Астраханском кирасирском полку, так описывает юного офицера:
В 20 лет, в начале 1825 года, Алексей Степанович оставляет службу и отправляется за границу. Во время восстания декабристов 14 декабря он находился в Париже, где занимался живописью, потом был в Швейцарии и Северной Италии, откуда через земли западных славян вернулся в Россию.
Позже Хомяков вспоминал, что в славянских землях был принят как любимый родственник, вернувшийся в семью.
Идеи об освобождении славянских народов и необходимости славянского единства после похода только укрепляются в душе Алексея Степановича, но после заключения Адрианопольского мира он в чине штаб-ротмистра уходит в отставку.
Портрет Авдотьи Елагиной. Художник Николай Неврев. 1870‑е гг.
Круг деятельности Алексея Степановича не ограничивался праздными походами в свет и упражнениями в изящной словесности. Он был типичным русским помещиком, со всеми присущими этому понятию элементами барства и привязанностью к земле.
Хомяков со всей свойственной ему творческой инициативой активно ведёт хозяйство в своих имениях, отдаёт много сил внедрению новшеств: изобретает ружьё, которое бьёт дальше обыкновенных ружей, изобретает сельскохозяйственную машину — сеялку, за которую получает из Англии патент. В имениях устраивает винокуренный завод, лечит крестьян, занимается вопросами улучшения их жизни. Свободное время посвящает любимому делу — охоте. В 1836 году Алексей Степанович вступает в брак с Екатериной Михайловной Языковой, и ко всем его положительным чертам прибавляется ещё любящий семьянин и заботливый отец.
Екатерина Хомякова. Репродукция с дагерротипа. Около 1850 года
Формирование славянофильской идеологии
В 1830–1840‑е годы становится ясно, что прошлые философские споры о Гегеле и Шиллинге переросли в нечто большее, что в самой России сформировались свои особые течения мысли. Влияние европейских идей на представителей той эпохи остаётся бесспорным, в частности очевидно влияние немецкой романтической философии начала XIX века на взгляды славянофилов.
Однако это уже не просто слепое перенимание одежды и культуры, свойственное дворянству XVIII века, а попытка переосмыслить мировой опыт работы ума, попытка мыслить самостоятельно, творчески участвовать в процессах мировой культуры.
Это было время, когда после декабристов выросло новое поколение, закалившее свой ум и взгляды в университетских кружках, а Москва стала средоточием интеллектуальной жизни России. В том же литературном салоне Елагиной и во многих других Хомяков встречался с Чаадаевым, с главами зарождавшейся западнической школы: Герценом, Огарёвым, Грановским. Вёл беседы с Языковым, Аксаковым, Киреевским, Шевырёвым, Погодиным и многими другими. Хомяков находился в центре зарождения новой русской мысли, представители которой разделились на западников и славянофилов.
Алексей Хомяков. Рис. Э. А. Дмитриева-Мамонова, 1850‑е гг.
К кушитской стихии Хомяков относит языческие религии, поскольку, по его мнению, они основаны на торжестве необходимости. В свою очередь, венцом иранства, религией творческого духа является христианство. Однако католическая и протестантская ветви христианства, как и западная культура в целом, были подвергнуты влиянию кушитского начала, из-за чего не смогли полностью освободиться от вещественности и индивидуальности, а затем заразились болезнью рациональности.
Общественная деятельность Алексея Хомякова
В публицистике Алексей Степанович касался и общественно-политических вопросов. По Хомякову народ является источником власти. Царь получает власть от народа и вынужден нести это бремя. Из этого вытекает ненависть славянофилов к бюрократии, привнесённой якобы Петром I, разрушающей семейную связь между народом и царём-батюшкой.
Но Алексей Хомяков не был слепым идеологом самодержавия.
Он ратовал за свободное выражение общественного мнения, за отмену смертной казни, за учреждение открытого суда с участием присяжных заседателей, требовал уничтожения крепостного права.
Данные взгляды не могли встретить одобрения в период правления Николая I. Николай Бердяев точно сформулировал отношения правительства к неподвластным консервативным взглядам:
С 1848 года начинаются цензурные стеснения общественной мысли. С этого года и до конца правления Николая I Хомяков почти не пишет и не печатает публицистических работ. Кроме этого, в его жизни происходит трагедия, от тифа в 1852 году умирает жена.
Алексей Хомяков. Конец 1850‑х гг.
Вновь ожила и общественная деятельность Алексея Степановича. Благодаря его усилиям и при участии Маслова, Погодина, Кубарёва, Вельтмана и Максимовича возобновилось Общество любителей Российской словесности при Московском университете. Хомяков был избран первым по возобновлении председателем Общества и оставался таковым до конца жизни.
Смерть настигла Алексея Хомякова неожиданно, за обычным для него делом — помощью крестьянам. В сентябре 1860 года он поехал в село Ивановское Рязанской губернии, где свирепствовала холера. Занимаясь лечением крестьян, Хомяков заболел. Принятые лекарства не помогли. Алексей Степанович скоропостижно скончался в возрасте пятидесяти шести лет, не дожив совсем немного до заветного освобождения крестьян. Похоронили Хомякова, как он сам того желал, в Даниловом монастыре, где похоронена его жена, а также Валуев, Гоголь и Языков. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.
Могила Алексея Хомякова на Даниловском кладбище. 1910 год
Друг Хомякова, историк Михаил Петрович Погодин будет вспоминать о нём:
Источники и литература
1. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. Т. 1. М., 1900.
2. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. Т. 2. М., 1900.
3. Хомяков А. С. Всемирная задача России / Составление и комментарии М. М. Панфилова / Отв. ред. О. А. Платонов. Изд. 2‑е. М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. — 784 с.
4. Бердяев Н. А. А. С. Хомяков как философ. 1904.
5. Бердяев Н. Алексей Степанович Хомяков. 1912.
6. Зеньковский В. История русской философии. Часть II. XIX век. Париж, 1948.
7. Хомяков / А. И. Баландин // Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 2. Под редакцией П. А. Николаева. М., Просвещение, 1990.
И именно на последнем мне бы сегодня хотелось остановиться немного подробнее, не вдаваясь в детали разногласий, но рассмотрев один из истоков самобытнического направления в православной социальной и историософской мысли – большинству известное еще со школьной скамьи славянофильское движение середины позапрошлого века. Сделаю я это на примере одного из его основателей – великого русского мыслителя Алексея Степановича Хомякова, 150-летний юбилей памяти которого мы отмечаем сегодня.
Критикуя католицизм, Хомяков отмечал в последнем такой существенный недостаток, как ничем не ограниченное господство иерархии. С точки зрения мыслителя, то, что западная церковь фактически превратилась в институт власти, в корне противоречит духу христианского учения. С другой стороны, западный протестантизм в еще большей степени противоречит христианскому идеалу, поскольку является отступлением от апостольских и святоотеческих канонов и проявлением крайнего религиозного индивидуализма.
К сожалению, Хомяков прожил не столь долгую жизнь, а потому не смог ответить на многие вопросы, которые были заданы ему уже после его кончины. Скончался же мыслитель исключительно по-христиански. Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, он заразился и очень быстро болезнь его сломила. Скончался Алексей Степанович 23 сентября (5 октября) 1860 года в своем родовом селе Спешнево-Ивановском, после чего его прах был перевезен в Москву и погребен на кладбище Свято-Данилова монастыря.
В 1931 году прах Хомякова перенесли на Новодевичье кладбище. И, по некоторым данным, когда тело Алексея Степановича эксгумировали, оно оказалось нетленным. Хотя одно это, конечно же, не является основанием для канонизации, о необходимости которой несколько лет назад поговаривали некоторые исследователи жизни и творчества этого великого русского философа.
Хомяков Алексей Степанович
__________
Алексей Степанович Хомяков родился 13 мая 1804 года в Москве. Его отец – Степан Александрович Хомяков, мать – Марья Алексеевна, урождённая Киреевская.
В 1828—1829 годах Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, после окончания которой в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничал с различными журналами.
В 1836 году, 5 июля, он обвенчался с сестрой поэта Языкова, Екатериной Михайловной.
В 1847 году Хомяков посетил Германию. С 1850 года особое внимание стал уделять религиозным вопросам, истории русского православия.
Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел. Скончался 23 сентября (5 октября) 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне в Липецкой области). Похоронен в Даниловом монастыре рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.
В.В. Зеньковский характеризует личность Хомякова следующим образом:
Исключительное значение в жизни Хомякова имела его мать (урожденная Киреевская) — человек глубокой религиозности, твердой веры и духовной цельности. Та сила и твердость просветленной разумом веры, которая отличает Хомякова среди всех русских религиозных мыслителей (из которых редкий не прошел через период сомнений), связана с духовной атмосферой, в которой жил с детства Хомяков. От его юности сохранился интересный рассказ, одинаково свидетельствующий и о пылкости характера, иногда переходившей в задорливость, и об остроте наблюдательности. Он обучался латинскому языку у некоего аббата Boivin, с которым переводил на русский язык папскую буллу. Мальчик Хомяков заметил опечатку в булле и насмешливо спросил аббата, как он может считать папу непогрешимым, раз он делает ошибки в орфографии… Когда его с братом привезли в Петербург, то мальчикам показалось, что их привезли в языческий город, что здесь их заставят переменить веру, и они твердо решили скорее претерпеть мучения, но не подчиниться чужой вере… Эти мелкие эпизоды хорошо рисуют Хомякова с его воинственностью и бесстрашной готовностью защищать правду.
В историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя Алексея Степановича Хомякова . Он известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофильства.
Поражает обширный круг его интересов, трудов и знаний: поэт и драматург, богослов, идеолог православия, русской общины и соборности и философ, историк мировой цивилизации и филолог, критик и публицист, экономист и социолог, журналист, блестящий оратор, полемист и художник-иконописец, изобретатель и врачеватель. Это был человек энциклопедических знаний, кипучей энергии и высокой культуры.
Алексей Степанович Хомяков родился 1 (13) мая 1804 года на Большой Ордынке в приходе церкви во имя Георгия на Всполье в Москве, в родовитой дворянской семье тульских помещиков Степана Александровича и Марии Алексеевны Хомяковых. Семья жила зимой в Москве, а летом – в селе Богучарове близ Тулы. Отец его, Степан Александрович Хомяков, отставной гвардии поручик в юности получил неплохое образование. Он свободно изъяснялся по-французски, по-немецки и по-английски, был известен как человек обширной начитанности, имел хорошую библиотеку, внимательно следил за новостями русской и иностранной словесности. Занимался много математикой. Весьма уважаемый в Москве человек, Степан Александрович стал известен как один из основателей Английского клуба. Отец привил сыну интерес к литературе, любовь к книгам и просвещению. Мать, Мария Алексеевна Хомякова, урожденная Киреевская, родила Алексея уже в 33 года. Умерла Мария Алексеевна летом 1857г. в возрасте 87 лет.
Именно мать явилась ранней воспитательницей сына, она привила ему на всю жизнь строгие, почти аскетические нравственные правила и глубокую религиозность. Все позднейшие убеждения Хомякова имеют свои корни в семейных традициях и в обстановке детских лет. Жизнь в доме была поставлена на православно русских началах. В чтении утренних и вечерних молитв перед принятием пищи и после, в приучении детей к хождению в церковь, к присутствию на молебнах, акафистах и всенощных, которые совершались в известные дни в доме Хомяковых, в говенье и чтение священных книг детьми мать вносила всю душу. И, таким образом, в сердцах своих детей, особенно Алексея, зажигала самый чистый огонь любви к Богу и православной вере, к церкви и к русскому народу и его лучшим христианским нравам и обычаям.
Материнское влияние на Алексея Степановича было так сильно и благотворно, что осталось для него святынею на всю жизнь. Похоронена Мария Алексеевна, как и Степан Александрович, в храме во имя Сретения Господня села Богучарова, построенном в 1840 г. по проекту А.С. Хомякова бывшим их крепостным Сергеем Александровым на средства Марии Алексеевны.
Алексей Степанович получил блестящее домашнее образование. Сначала главное внимание было обращено родителями Хомякова на новые и латинский языки. Во время наполеоновского нашествия московский дом Хомяковых, приобретенный у Щербатовых в 1807г., полностью сгорел, и семья жила в деревне, а в 1815 году переехала в Санкт-Петербург, который 11-летнему Алексею и 13-летнему брату Федору показался языческим городом.
В Санкт-Петербурге Хомякова учил русской словесности известный драматический писатель Жандр, друг А.С. Грибоедова. Образование его закончилось в Москве, куда вернулась семья в 1817г. в заново отстроенный дом (Петровка, 3). В Москве Алексей и его брат Федор ближе сошлись с братьями Д. и А. Веневитиновыми и вместе с ними продолжали образование под руководством очень ученого человека – доктора философии, слушали на дому лекции профессора Московского университета Щепкина по математике и Мерзлякова по словесности.
С началом русско-турецкой войны в 1828г. А.С. Хомяков снова в армии, в Белорусском гусарском полку, участвует в боях, был отмечен наградами за храбрость и мужество. По заключении мира в 1829г. вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях.
Но в памяти потомков Хомяков остался, прежде всего, как вождь славянофильства, ибо основные занятия Хомякова связаны с разработкой идеологии славянофильства и с проповедью славянофильской доктрины в самых различных областях.
Но Хомяков был не только ученый истории, но и глубоко основательный богослов, причем первый светский богослов. Если Хомяков всю историю рассматривал под одним углом зрения (воли промысел божий), то историческая жизнь привлекала его внимание самой светлой его стороной, где отразилось все самое лучшее, самое возвышенное, т.е. привлекает христианство. Но Христианство, как истина, одно. Отсюда и среда, хранящая эту истину, должна быть едина и, вместе, универсальна, т.е. Церковь Христова должна быть едина. Вот почему для Хомякова именно как историка учение о Церкви было особенно близко, дорого, и оно стало главным предметом его богословской мысли.
В церкви Хомяков видел полноту жизни. Он рассматривал церковь как Тело Христово, как живой организм любви и истины. А так как единство церкви исторически не нарушалось в церкви православной, то Хомяков неизбежно должен был отнестись критически к иным церквям – католической, лютеранской и пр., к их учению и учреждениям. Отсюда и его полемика с Западом.
Впервые раздавшийся на Западе за православие востока голос Хомякова гремел мощно, властно, сокрушительно. Такой беспримерной полемике – один против всех – Хомяков и подготовлен был беспримерно и вел полемику прямо сокрушительную и являлся апостолом Церкви, которого частью боялись, частью уважали. И было за что! Так на славу Родины, Хомяков совершил свой великий патриотический подвиг мысли – поэтической, исторической и богословской.
Проживая в Богучарове и занимаясь сельским хозяйством, А.С. Хомяков принимал активное участие в общественных делах. В 1858 г. на дворянском съезде в Туле он поддержал вместе с И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым и другими предложение прогрессивной группы тульских дворян о необходимости освобождения крестьян с наделом земли за выкуп. Но дожить до крестьянской реформы ему не удалось.
23 сентября 1860 г. он умер от холеры в селе Ивановском Рязанской губернии (ныне Данковский район Липецкой области), где успешно лечил крестьян, а вот себя не сберег.
Его похоронили в Москве в Даниловом монастыре, но в 30-е годы XX века нетленные останки А.С. Хомякова и его жены были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Чтобы выбиться в люди, дворянину надо постоянно вращаться в свете. Хомяков же, по мнению современников, заживо похоронил себя в деревне. В столицы он только наезжал. И, судя по всему, такая жизнь не была для него в тягость. Может быть, первый из русских общественных деятелей, он не просто любил деревенскую жизнь, но и умел жить ей во всей полноте. У него есть даже статья об охоте и собаках. Он изобретает ружье, которое бьёт дальше обыкновенных ружей; изобретает сельскохозяйственную машину — сеялку, за которую получает из Англии патент; изобретает средство от холеры. Устраивает винокуренный завод, лечит крестьян, занят вопросами хозяйственно-экономическими.
После шестнадцати лет счастливой семейной жизни Екатерина Михайловна простудилась и скончалась. Без матери осталось семеро детей, заботу о которых полностью взял на себя А.С.Хомяков. Последние годы жизни после смерти любимой жены А.С.Хомяков был безрадостен, он целиком отдался работе. Прелесть жизни была для него утрачена. Но в прошлом он знал радость жизни, знал личное и семейное счастье, как мало кто, жизнь его была удачной во всех отношениях.
Призвание России в мировой истории и её служение человечеству Алексей Степанович видел в сохранении Православия, в твёрдом свидетельствовании о любви и свободе.
Читайте также:
- Как менялись цели репрессий в 1920 1930 почему репрессиям подверглись так называемые старые кратко
- Какую роль сыграла в истории византии церковная уния 6 класс кратко
- В каком случае дробь положительна отрицательна приведите примеры кратко
- Как раскрывается личность маши в ее любви к гриневу кратко
- Как жители древних афин участвовали в общественной жизни обществознание 7 кратко