Лидер российских славянофилов а с хомяков взгляды и деятельность кратко

Обновлено: 04.07.2024

Спи­сок сфер дея­тель­но­сти, в кото­рых отли­чил­ся Алек­сей Сте­па­но­вич Хомя­ков, мож­но про­дол­жать до бес­ко­неч­но­сти. Он рус­ский поэт, бого­слов, худож­ник, инже­нер и даже гомео­пат. При этом ему был не при­сущ карье­ризм. Явля­ясь луч­шим пред­ста­ви­те­лем дво­рян­ско­го сосло­вия, Алек­сей Хомя­ков до кон­ца жиз­ни оста­вал­ся поме­щи­ком без каких-либо чинов, счи­тая себя кров­но свя­зан­ным с наро­дом. По вос­по­ми­на­ни­ям мно­гих вели­ких сооте­че­ствен­ни­ков, Алек­сей Сте­па­но­вич являл­ся цен­траль­ной фигу­рой обще­ствен­ной жиз­ни Рос­сии вто­рой чет­вер­ти XIX века. Воз­глав­ляя пле­я­ду пер­вых сла­вя­но­фи­лов, Алек­сей Хомя­ков был одним из пер­вых, кто обра­тил­ся к поис­ку исто­ков искон­но рус­ской жизни.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни и твор­че­ской дея­тель­но­сти Алек­сея Сте­па­но­ви­ча Хомя­ко­ва — идей­но­го и духов­но­го отца сла­вя­но­фи­лов, про­ро­чив­ше­го Рос­сии и Пра­во­слав­ной церк­ви испол­не­ние вели­кой мис­сии в инте­ре­сах все­го человечества.


Алек­сей Хомя­ков. Авто­порт­рет. 1842 год

Прогрессивная юность будущего консерватора

Алек­сей Сте­па­но­вич Хомя­ков родил­ся 1 мая 1804 года в Москве, на Ордын­ке. По отцу и по мате­ри он при­над­ле­жал к ста­рин­но­му рус­ско­му дво­рян­ству. Кажет­ся, что уже с дет­ства Хомя­ков при­об­рёл взгля­ды, кото­рые в даль­ней­шем будут толь­ко уси­ли­вать­ся и развиваться.

Его отец — Сте­пан Алек­сан­дро­вич был типич­ным рус­ским поме­щи­ком, соче­тав­шим в себе чер­ты евро­пей­ско­го про­све­ще­ния и бес­печ­ность рус­ско­го бар­ства. В свою оче­редь, мать — Марья Алек­се­ев­на, урож­дён­ная Кире­ев­ская, име­ла глу­бо­кий ум, отли­ча­лась набож­но­стью и стро­гой дис­ци­пли­ной. Пере­ни­мая луч­шие каче­ства роди­те­лей, вос­пи­ты­ва­ясь в стро­гом пра­во­слав­ном духе, Алек­сей Сте­па­но­вич к тому же полу­чил бле­стя­щее домаш­нее обра­зо­ва­ние. Роди­те­ли при­ви­ли юно­му Хомя­ко­ву тягу к зна­ни­ям и ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к пра­во­слав­ной культуре.

В 1815 году семьях Хомя­ко­вых пере­ез­жа­ет в Санкт-Петер­бург. В срав­не­нии с пат­ри­ар­халь­ной Моск­вой Север­ная сто­ли­ца кажет­ся Алек­сею Сте­па­но­ви­чу и его бра­ту язы­че­ским горо­дом, маль­чи­ки боят­ся, что их заста­вят пере­ме­нить веру и реша­ют все­ми спо­со­ба­ми это­му про­ти­во­сто­ять. К сча­стью, пре­бы­вать в язы­че­ском горо­де при­шлось недол­го. Через год семья воз­вра­ща­ет­ся в Моск­ву, где дети про­дол­жа­ют обучение.

Как и боль­шин­ство под­рост­ков нача­ла XIX века, Алек­сей Сте­па­но­вич, кото­рый ребён­ком засы­пал под ново­сти с полей сра­же­ний Оте­че­ствен­ной вой­ны, гре­зил о вели­ких похо­дах. Его буй­ный нрав тре­бо­вал сво­бо­ды дей­ствий и геро­и­че­ских поступков.

Когда нача­лась Вой­на за неза­ви­си­мость Гре­ции (1821–1828) юный роман­тик купил нож, взял с собой неболь­шую сум­му и тай­ком сбе­жал из дома, что­бы при­нять уча­стие в сражениях.

Его пой­ма­ли за Сер­пу­хов­ской заста­вой и вер­ну­ли домой. Ста­ло понят­но, что воин­ству­ю­щий нрав необ­хо­ди­мо напра­вить в нуж­ное рус­ло. Алек­сей Сте­па­но­вич был опре­де­лён отцом сна­ча­ла в Аст­ра­хан­ский кира­сир­ский полк, а через год пере­ве­дён в Петер­бург в кон­ную гвардию.

Граф Остен-Сакен, под началь­ством кото­ро­го нахо­дил­ся Алек­сей Сте­па­но­вич в Аст­ра­хан­ском кира­сир­ском пол­ку, так опи­сы­ва­ет юно­го офицера:

В 20 лет, в нача­ле 1825 года, Алек­сей Сте­па­но­вич остав­ля­ет служ­бу и отправ­ля­ет­ся за гра­ни­цу. Во вре­мя вос­ста­ния декаб­ри­стов 14 декаб­ря он нахо­дил­ся в Пари­же, где зани­мал­ся живо­пи­сью, потом был в Швей­ца­рии и Север­ной Ита­лии, отку­да через зем­ли запад­ных сла­вян вер­нул­ся в Россию.

Поз­же Хомя­ков вспо­ми­нал, что в сла­вян­ских зем­лях был при­нят как люби­мый род­ствен­ник, вер­нув­ший­ся в семью.

Идеи об осво­бож­де­нии сла­вян­ских наро­дов и необ­хо­ди­мо­сти сла­вян­ско­го един­ства после похо­да толь­ко укреп­ля­ют­ся в душе Алек­сея Сте­па­но­ви­ча, но после заклю­че­ния Адри­а­но­поль­ско­го мира он в чине штаб-рот­мист­ра ухо­дит в отставку.


Порт­рет Авдо­тьи Ела­ги­ной. Худож­ник Нико­лай Неврев. 1870‑е гг.

Круг дея­тель­но­сти Алек­сея Сте­па­но­ви­ча не огра­ни­чи­вал­ся празд­ны­ми похо­да­ми в свет и упраж­не­ни­я­ми в изящ­ной сло­вес­но­сти. Он был типич­ным рус­ским поме­щи­ком, со все­ми при­су­щи­ми это­му поня­тию эле­мен­та­ми бар­ства и при­вя­зан­но­стью к земле.

Хомя­ков со всей свой­ствен­ной ему твор­че­ской ини­ци­а­ти­вой актив­но ведёт хозяй­ство в сво­их име­ни­ях, отда­ёт мно­го сил внед­ре­нию нов­шеств: изоб­ре­та­ет ружьё, кото­рое бьёт даль­ше обык­но­вен­ных ружей, изоб­ре­та­ет сель­ско­хо­зяй­ствен­ную маши­ну — сеял­ку, за кото­рую полу­ча­ет из Англии патент. В име­ни­ях устра­и­ва­ет вино­ку­рен­ный завод, лечит кре­стьян, зани­ма­ет­ся вопро­са­ми улуч­ше­ния их жиз­ни. Сво­бод­ное вре­мя посвя­ща­ет люби­мо­му делу — охо­те. В 1836 году Алек­сей Сте­па­но­вич всту­па­ет в брак с Ека­те­ри­ной Михай­лов­ной Язы­ко­вой, и ко всем его поло­жи­тель­ным чер­там при­бав­ля­ет­ся ещё любя­щий семья­нин и забот­ли­вый отец.


Ека­те­ри­на Хомя­ко­ва. Репро­дук­ция с дагер­ро­ти­па. Око­ло 1850 года

Формирование славянофильской идеологии

В 1830–1840‑е годы ста­но­вит­ся ясно, что про­шлые фило­соф­ские спо­ры о Геге­ле и Шил­лин­ге пере­рос­ли в нечто боль­шее, что в самой Рос­сии сфор­ми­ро­ва­лись свои осо­бые тече­ния мыс­ли. Вли­я­ние евро­пей­ских идей на пред­ста­ви­те­лей той эпо­хи оста­ёт­ся бес­спор­ным, в част­но­сти оче­вид­но вли­я­ние немец­кой роман­ти­че­ской фило­со­фии нача­ла XIX века на взгля­ды славянофилов.

Одна­ко это уже не про­сто сле­пое пере­ни­ма­ние одеж­ды и куль­ту­ры, свой­ствен­ное дво­рян­ству XVIII века, а попыт­ка пере­осмыс­лить миро­вой опыт рабо­ты ума, попыт­ка мыс­лить само­сто­я­тель­но, твор­че­ски участ­во­вать в про­цес­сах миро­вой культуры.

Это было вре­мя, когда после декаб­ри­стов вырос­ло новое поко­ле­ние, зака­лив­шее свой ум и взгля­ды в уни­вер­си­тет­ских круж­ках, а Москва ста­ла сре­до­то­чи­ем интел­лек­ту­аль­ной жиз­ни Рос­сии. В том же лите­ра­тур­ном салоне Ела­ги­ной и во мно­гих дру­гих Хомя­ков встре­чал­ся с Чаа­да­е­вым, с гла­ва­ми зарож­дав­шей­ся запад­ни­че­ской шко­лы: Гер­це­ном, Ога­рё­вым, Гра­нов­ским. Вёл бесе­ды с Язы­ко­вым, Акса­ко­вым, Кире­ев­ским, Шевы­рё­вым, Пого­ди­ным и мно­ги­ми дру­ги­ми. Хомя­ков нахо­дил­ся в цен­тре зарож­де­ния новой рус­ской мыс­ли, пред­ста­ви­те­ли кото­рой раз­де­ли­лись на запад­ни­ков и славянофилов.


Алек­сей Хомя­ков. Рис. Э. А. Дмит­ри­е­ва-Мамо­но­ва, 1850‑е гг.

К кушит­ской сти­хии Хомя­ков отно­сит язы­че­ские рели­гии, посколь­ку, по его мне­нию, они осно­ва­ны на тор­же­стве необ­хо­ди­мо­сти. В свою оче­редь, вен­цом иран­ства, рели­ги­ей твор­че­ско­го духа явля­ет­ся хри­сти­ан­ство. Одна­ко като­ли­че­ская и про­те­стант­ская вет­ви хри­сти­ан­ства, как и запад­ная куль­ту­ра в целом, были под­верг­ну­ты вли­я­нию кушит­ско­го нача­ла, из-за чего не смог­ли пол­но­стью осво­бо­дить­ся от веще­ствен­но­сти и инди­ви­ду­аль­но­сти, а затем зара­зи­лись болез­нью рациональности.

Общественная деятельность Алексея Хомякова

В пуб­ли­ци­сти­ке Алек­сей Сте­па­но­вич касал­ся и обще­ствен­но-поли­ти­че­ских вопро­сов. По Хомя­ко­ву народ явля­ет­ся источ­ни­ком вла­сти. Царь полу­ча­ет власть от наро­да и вынуж­ден нести это бре­мя. Из это­го выте­ка­ет нена­висть сла­вя­но­фи­лов к бюро­кра­тии, при­вне­сён­ной яко­бы Пет­ром I, раз­ру­ша­ю­щей семей­ную связь меж­ду наро­дом и царём-батюшкой.

Но Алек­сей Хомя­ков не был сле­пым идео­ло­гом самодержавия.

Он рато­вал за сво­бод­ное выра­же­ние обще­ствен­но­го мне­ния, за отме­ну смерт­ной каз­ни, за учре­жде­ние откры­то­го суда с уча­сти­ем при­сяж­ных засе­да­те­лей, тре­бо­вал уни­что­же­ния кре­пост­но­го права.

Дан­ные взгля­ды не мог­ли встре­тить одоб­ре­ния в пери­од прав­ле­ния Нико­лая I. Нико­лай Бер­дя­ев точ­но сфор­му­ли­ро­вал отно­ше­ния пра­ви­тель­ства к непод­власт­ным кон­сер­ва­тив­ным взглядам:

С 1848 года начи­на­ют­ся цен­зур­ные стес­не­ния обще­ствен­ной мыс­ли. С это­го года и до кон­ца прав­ле­ния Нико­лая I Хомя­ков почти не пишет и не печа­та­ет пуб­ли­ци­сти­че­ских работ. Кро­ме это­го, в его жиз­ни про­ис­хо­дит тра­ге­дия, от тифа в 1852 году уми­ра­ет жена.


Алек­сей Хомя­ков. Конец 1850‑х гг.

Вновь ожи­ла и обще­ствен­ная дея­тель­ность Алек­сея Сте­па­но­ви­ча. Бла­го­да­ря его уси­ли­ям и при уча­стии Мас­ло­ва, Пого­ди­на, Куба­рё­ва, Вельт­ма­на и Мак­си­мо­ви­ча воз­об­но­ви­лось Обще­ство люби­те­лей Рос­сий­ской сло­вес­но­сти при Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те. Хомя­ков был избран пер­вым по воз­об­нов­ле­нии пред­се­да­те­лем Обще­ства и оста­вал­ся тако­вым до кон­ца жизни.

Смерть настиг­ла Алек­сея Хомя­ко­ва неожи­дан­но, за обыч­ным для него делом — помо­щью кре­стья­нам. В сен­тяб­ре 1860 года он поехал в село Ива­нов­ское Рязан­ской губер­нии, где сви­реп­ство­ва­ла холе­ра. Зани­ма­ясь лече­ни­ем кре­стьян, Хомя­ков забо­лел. При­ня­тые лекар­ства не помог­ли. Алек­сей Сте­па­но­вич ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся в воз­расте пяти­де­ся­ти шести лет, не дожив совсем немно­го до завет­но­го осво­бож­де­ния кре­стьян. Похо­ро­ни­ли Хомя­ко­ва, как он сам того желал, в Дани­ло­вом мона­сты­ре, где похо­ро­не­на его жена, а так­же Валу­ев, Гоголь и Язы­ков. В совет­ское вре­мя прах всех тро­их был пере­за­хо­ро­нен на новом Ново­де­ви­чьем кладбище.


Моги­ла Алек­сея Хомя­ко­ва на Дани­лов­ском клад­би­ще. 1910 год

Друг Хомя­ко­ва, исто­рик Миха­ил Пет­ро­вич Пого­дин будет вспо­ми­нать о нём:

Источники и литература

1. Хомя­ков А. С. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний. Т. 1. М., 1900.
2. Хомя­ков А. С. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний. Т. 2. М., 1900.
3. Хомя­ков А. С. Все­мир­ная зада­ча Рос­сии / Состав­ле­ние и ком­мен­та­рии М. М. Пан­фи­ло­ва / Отв. ред. О. А. Пла­то­нов. Изд. 2‑е. М.: Инсти­тут рус­ской циви­ли­за­ции, Бла­го­сло­ве­ние, 2011. — 784 с.
4. Бер­дя­ев Н. А. А. С. Хомя­ков как фило­соф. 1904.
5. Бер­дя­ев Н. Алек­сей Сте­па­но­вич Хомя­ков. 1912.
6. Зень­ков­ский В. Исто­рия рус­ской фило­со­фии. Часть II. XIX век. Париж, 1948.
7. Хомя­ков / А. И. Балан­дин // Рус­ские писа­те­ли. Био­биб­лио­гра­фи­че­ский сло­варь. Том 2. Под редак­ци­ей П. А. Нико­ла­е­ва. М., Про­све­ще­ние, 1990.

И именно на последнем мне бы сегодня хотелось остановиться немного подробнее, не вдаваясь в детали разногласий, но рассмотрев один из истоков самобытнического направления в православной социальной и историософской мысли – большинству известное еще со школьной скамьи славянофильское движение середины позапрошлого века. Сделаю я это на примере одного из его основателей – великого русского мыслителя Алексея Степановича Хомякова, 150-летний юбилей памяти которого мы отмечаем сегодня.

Критикуя католицизм, Хомяков отмечал в последнем такой существенный недостаток, как ничем не ограниченное господство иерархии. С точки зрения мыслителя, то, что западная церковь фактически превратилась в институт власти, в корне противоречит духу христианского учения. С другой стороны, западный протестантизм в еще большей степени противоречит христианскому идеалу, поскольку является отступлением от апостольских и святоотеческих канонов и проявлением крайнего религиозного индивидуализма.

К сожалению, Хомяков прожил не столь долгую жизнь, а потому не смог ответить на многие вопросы, которые были заданы ему уже после его кончины. Скончался же мыслитель исключительно по-христиански. Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, он заразился и очень быстро болезнь его сломила. Скончался Алексей Степанович 23 сентября (5 октября) 1860 года в своем родовом селе Спешнево-Ивановском, после чего его прах был перевезен в Москву и погребен на кладбище Свято-Данилова монастыря.

В 1931 году прах Хомякова перенесли на Новодевичье кладбище. И, по некоторым данным, когда тело Алексея Степановича эксгумировали, оно оказалось нетленным. Хотя одно это, конечно же, не является основанием для канонизации, о необходимости которой несколько лет назад поговаривали некоторые исследователи жизни и творчества этого великого русского философа.

Хомяков Алексей Степанович - русский философ

Хомяков Алексей Степанович
__________

Алексей Степанович Хомяков родился 13 мая 1804 года в Москве. Его отец – Степан Александрович Хомяков, мать – Марья Алексеевна, урождённая Киреевская.

В 1828—1829 годах Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, после окончания которой в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничал с различными журналами.

В 1836 году, 5 июля, он обвенчался с сестрой поэта Языкова, Екатериной Михайловной.

В 1847 году Хомяков посетил Германию. С 1850 года особое внимание стал уделять религиозным вопросам, истории русского православия.

Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел. Скончался 23 сентября (5 октября) 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне в Липецкой области). Похоронен в Даниловом монастыре рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.

В.В. Зеньковский характеризует личность Хомякова следующим образом:

Исключительное значение в жизни Хомякова имела его мать (урожденная Киреевская) — человек глубокой религиозности, твердой веры и духовной цельности. Та сила и твердость просветленной разумом веры, которая отличает Хомякова среди всех русских религиозных мыслителей (из которых редкий не прошел через период сомнений), связана с духовной атмосферой, в которой жил с детства Хомяков. От его юности сохранился интересный рассказ, одинаково свидетельствующий и о пылкости характера, иногда переходившей в задорливость, и об остроте наблюдательности. Он обучался латинскому языку у некоего аббата Boivin, с которым переводил на русский язык папскую буллу. Мальчик Хомяков заметил опечатку в булле и насмешливо спросил аббата, как он может считать папу непогрешимым, раз он делает ошибки в орфографии… Когда его с братом привезли в Петербург, то мальчикам показалось, что их привезли в языческий город, что здесь их заставят переменить веру, и они твердо решили скорее претерпеть мучения, но не подчиниться чужой вере… Эти мелкие эпизоды хорошо рисуют Хомякова с его воинственностью и бесстрашной готовностью защищать правду.

В историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя Алексея Степановича Хомякова . Он известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофильства.

Поражает обширный круг его интересов, трудов и знаний: поэт и драматург, богослов, идеолог православия, русской общины и соборности и философ, историк мировой цивилизации и филолог, критик и публицист, экономист и социолог, журналист, блестящий оратор, полемист и художник-иконописец, изобретатель и врачеватель. Это был человек энциклопедических знаний, кипучей энергии и высокой культуры.

Алексей Степанович Хомяков родился 1 (13) мая 1804 года на Большой Ордынке в приходе церкви во имя Георгия на Всполье в Москве, в родовитой дворянской семье тульских помещиков Степана Александровича и Марии Алексеевны Хомяковых. Семья жила зимой в Москве, а летом – в селе Богучарове близ Тулы. Отец его, Степан Александрович Хомяков, отставной гвардии поручик в юности получил неплохое образование. Он свободно изъяснялся по-французски, по-немецки и по-английски, был известен как человек обширной начитанности, имел хорошую библиотеку, внимательно следил за новостями русской и иностранной словесности. Занимался много математикой. Весьма уважаемый в Москве человек, Степан Александрович стал известен как один из основателей Английского клуба. Отец привил сыну интерес к литературе, любовь к книгам и просвещению. Мать, Мария Алексеевна Хомякова, урожденная Киреевская, родила Алексея уже в 33 года. Умерла Мария Алексеевна летом 1857г. в возрасте 87 лет.

Именно мать явилась ранней воспитательницей сына, она привила ему на всю жизнь строгие, почти аскетические нравственные правила и глубокую религиозность. Все позднейшие убеждения Хомякова имеют свои корни в семейных традициях и в обстановке детских лет. Жизнь в доме была поставлена на православно русских началах. В чтении утренних и вечерних молитв перед принятием пищи и после, в приучении детей к хождению в церковь, к присутствию на молебнах, акафистах и всенощных, которые совершались в известные дни в доме Хомяковых, в говенье и чтение священных книг детьми мать вносила всю душу. И, таким образом, в сердцах своих детей, особенно Алексея, зажигала самый чистый огонь любви к Богу и православной вере, к церкви и к русскому народу и его лучшим христианским нравам и обычаям.

Материнское влияние на Алексея Степановича было так сильно и благотворно, что осталось для него святынею на всю жизнь. Похоронена Мария Алексеевна, как и Степан Александрович, в храме во имя Сретения Господня села Богучарова, построенном в 1840 г. по проекту А.С. Хомякова бывшим их крепостным Сергеем Александровым на средства Марии Алексеевны.

Алексей Степанович получил блестящее домашнее образование. Сначала главное внимание было обращено родителями Хомякова на новые и латинский языки. Во время наполеоновского нашествия московский дом Хомяковых, приобретенный у Щербатовых в 1807г., полностью сгорел, и семья жила в деревне, а в 1815 году переехала в Санкт-Петербург, который 11-летнему Алексею и 13-летнему брату Федору показался языческим городом.

В Санкт-Петербурге Хомякова учил русской словесности известный драматический писатель Жандр, друг А.С. Грибоедова. Образование его закончилось в Москве, куда вернулась семья в 1817г. в заново отстроенный дом (Петровка, 3). В Москве Алексей и его брат Федор ближе сошлись с братьями Д. и А. Веневитиновыми и вместе с ними продолжали образование под руководством очень ученого человека – доктора философии, слушали на дому лекции профессора Московского университета Щепкина по математике и Мерзлякова по словесности.

С началом русско-турецкой войны в 1828г. А.С. Хомяков снова в армии, в Белорусском гусарском полку, участвует в боях, был отмечен наградами за храбрость и мужество. По заключении мира в 1829г. вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях.

Но в памяти потомков Хомяков остался, прежде всего, как вождь славянофильства, ибо основные занятия Хомякова связаны с разработкой идеологии славянофильства и с проповедью славянофильской доктрины в самых различных областях.

Но Хомяков был не только ученый истории, но и глубоко основательный богослов, причем первый светский богослов. Если Хомяков всю историю рассматривал под одним углом зрения (воли промысел божий), то историческая жизнь привлекала его внимание самой светлой его стороной, где отразилось все самое лучшее, самое возвышенное, т.е. привлекает христианство. Но Христианство, как истина, одно. Отсюда и среда, хранящая эту истину, должна быть едина и, вместе, универсальна, т.е. Церковь Христова должна быть едина. Вот почему для Хомякова именно как историка учение о Церкви было особенно близко, дорого, и оно стало главным предметом его богословской мысли.

В церкви Хомяков видел полноту жизни. Он рассматривал церковь как Тело Христово, как живой организм любви и истины. А так как единство церкви исторически не нарушалось в церкви православной, то Хомяков неизбежно должен был отнестись критически к иным церквям – католической, лютеранской и пр., к их учению и учреждениям. Отсюда и его полемика с Западом.

Впервые раздавшийся на Западе за православие востока голос Хомякова гремел мощно, властно, сокрушительно. Такой беспримерной полемике – один против всех – Хомяков и подготовлен был беспримерно и вел полемику прямо сокрушительную и являлся апостолом Церкви, которого частью боялись, частью уважали. И было за что! Так на славу Родины, Хомяков совершил свой великий патриотический подвиг мысли – поэтической, исторической и богословской.

Проживая в Богучарове и занимаясь сельским хозяйством, А.С. Хомяков принимал активное участие в общественных делах. В 1858 г. на дворянском съезде в Туле он поддержал вместе с И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым и другими предложение прогрессивной группы тульских дворян о необходимости освобождения крестьян с наделом земли за выкуп. Но дожить до крестьянской реформы ему не удалось.

23 сентября 1860 г. он умер от холеры в селе Ивановском Рязанской губернии (ныне Данковский район Липецкой области), где успешно лечил крестьян, а вот себя не сберег.

Его похоронили в Москве в Даниловом монастыре, но в 30-е годы XX века нетленные останки А.С. Хомякова и его жены были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Чтобы выбиться в люди, дворянину надо постоянно вращаться в свете. Хомяков же, по мнению современников, заживо похоронил себя в деревне. В столицы он только наезжал. И, судя по всему, такая жизнь не была для него в тягость. Может быть, первый из русских общественных деятелей, он не просто любил деревенскую жизнь, но и умел жить ей во всей полноте. У него есть даже статья об охоте и собаках. Он изобретает ружье, которое бьёт дальше обыкновенных ружей; изобретает сельскохозяйственную машину — сеялку, за которую получает из Англии патент; изобретает средство от холеры. Устраивает винокуренный завод, лечит крестьян, занят вопросами хозяйственно-экономическими.

После шестнадцати лет счастливой семейной жизни Екатерина Михайловна простудилась и скончалась. Без матери осталось семеро детей, заботу о которых полностью взял на себя А.С.Хомяков. Последние годы жизни после смерти любимой жены А.С.Хомяков был безрадостен, он целиком отдался работе. Прелесть жизни была для него утрачена. Но в прошлом он знал радость жизни, знал личное и семейное счастье, как мало кто, жизнь его была удачной во всех отношениях.

Призвание России в мировой истории и её служение человечеству Алексей Степанович видел в сохранении Православия, в твёрдом свидетельствовании о любви и свободе.

Читайте также: