Как жители древних афин участвовали в общественной жизни обществознание 7 кратко

Обновлено: 07.07.2024

должность Перикл занимал много лет? В чём состояли его должностные обязанности? 3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег? 4. Кому из граждан введение платы за исполнение выборных должностей? 5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фидий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Ответ или решение 1

1. В управление Афинским полисом были вовлечены все свободные граждане мужского пола старше 20 лет. Женщины и рабы к занятию общественной жизнью полиса не допускались.
2. Должность стратега, которая помимо собственно командованием войском включала в себя право созыва Народного собрания, ведение внешней политики, контроль за исполнением договоров и поставками хлеба и т.д.
3. Перикл выдвинул встречное обвинение против своего врага Фукидида и пользуясь своим авторитетом добился его выдворения из Афин.
4. Бедноте, свободным, но малоимущим гражданам Афин.
5. Анаксагор – выдающийся натурфилософ, Софокл – один из трех величайших древнегреческих трагиков, Фидий – великий античный скульптор.

Как жители древних Афин участвовали в общественной жизни? Какие группы существуют в обществе сегодня? Какие особенности характерны для межличностных отношений?

Решение

Все граждане Древних Афин (рабы не считались гражданами) участвовали в управлении полисом путем голосования при решении важных вопросов. Такой способ управления называется демократией. Он впервые появился в Древних Афинах.
В современном обществе существуют большие и малые группы.
Малая группа − это семья, класс.
Большая группа − это страна / государство.
Особенности межличностных отношений:
1 . особая связь человека с окружающими людьми;
2 . обиходный характер;
3 . зависят от эмоций и чувств.

Существует красивая легенда о том, что город получил свое название в честь богини Афины. Афина была не только покровительницей знаний, искусства и ремесел, но и богиней войны и мудрости. Так поспорив однажды с Посейдоном, кто будет покровителем нового города, Афина показала свою мудрость. Посейдон – правитель морей и океанов, ударив своим трезубцем о скалу, создал для жителей города источник с водой. Люди были очень рады, но испив воды, оказалось, что она морская, соленая. Афина же в свою очередь посадила в землю семя, и из него выросло оливковое дерево. Так люди получили масло, еду и древесину. И дали своему городу название Афина, а богиня стала их покровителем.

Структура управления в Древних Афинах

Народное собрание в Афинах созывалось около 40 раз в год. В него входили все жители города, независимо от статуса. На собрании решались вопросы, связанные с внутренней и внешней политикой, слушались отчеты, обсуждалось строительство важных сооружений, развитие флота и многие другие. Все законопроекты досконально обсуждались, и только народное собрание выносило окончательное решение путем голосования.

Также выбирались лица государственных и военных должностей. В перерывах между народными собраниями всеми вопросами занимался Совет Пятисот. В него входили жители, достигшие 30 лет.

Еще одной управляющей структурой были стратеги. Они руководили флотом и армией, занимались военными расходами и вели переговоры.

Судебная система

На судебных заседаниях в Афинах могли принимать участие все жители города. Путем жребия отбиралось 5 тысяч судей и 1 тысяча запасных. Перед заседанием они давали клятву работать справедливо и согласно закону. Каждый подсудимый должен был сам себя защищать, так как адвокатов не было. Вместо них были логографы, которые лишь помогали грамотно составить речь. По времени выступление было строго ограничено. А сам приговор обжалованию не подлежал.

Образование

Большое внимание в Древних Афинах уделялось образованию. Родители обязаны были с раннего детства заниматься с юношами, если они этого не делали, то их строго наказывали. Образование включало в себя общественное воспитание и демократические принципы. Так же уделялось внимание и физической подготовке. Так в афинской школе было всего три предмета: грамматика, музыка и гимнастика. Вся система образования была направлена на накопление научных знаний и воспитание сильных и смелых воинов.

Главное место в Афинах – Агора

Центральным местом в городе была афинская Агора возле подножья Акрополя. На ней находилась центральная площадь и рынок. Здесь были не только торговые лавки, но и располагались помещения для разного рода собраний, храмовые постройки, алтари и театральные сцены.

В период архаики Греция состояла из многих независимых государств,которые сами греки называли полисами (городами-государствами). Полис включал в себя город и прилегающие территории.Обычно территория полиса не превышала 250 кв.км.Крупнейший из них - Афины (2500 кв.км).Греки считали,что каждый город-государство должен быть небольшим по размеру и населению.Даже в самых крупных городах жило не более нескольких тысяч человек.


Социальная структура.

Греческое общество всегда состояло из двух основных слоёв: Свободные люди и рабы.Рабы принадлежали свободным людям.их использовали в качестве прислуги и рабочей силы,они не имели законных прав.Кто-то из них были военнопленными,другие же были куплены в дальних странах у работорговцев.Некоторые из них трудились вместе со своими хозяевами и были полноправными членами семьи,а другие были весьма искусными ремесленниками и даже получали плату за свои труды.Но в большинстве случаев рабы жили в довольно плохих условиях и к ним относились как к скоту.

В Афинах,по мере развития общества,среди свободных людей (именно мужчин) сложилось две социальных группы : граждане и метеки.Гражданин был свободным человеком,рождённым от родителей,являющихся коренными афинянами.Граждане - самая большая и привилегированная общественная группа.Только они могла участвовать в правлении полисом.Только они могли стать выборными должностными лицами,участвовать и осуществлять правосудие.

Метек - переселенец - был рожден за пределами Афин.Он мог поселится в городе для торговли или занятия каким-либо ремеслом.Многие метеки были очень богаты.Они платили налоги и,если понадобится,служили в армии.но никогда не могли стать гражданами,следовательно,не имели права голоса на общественных собраниях.Также переселенцы не могли владеть домами/землей и вести дела в суде без посредника.

Человек,принадлежавший к одной социальной группе,редко мог попасть в другую.Эта строгая социальная система ужесточилась из-за принятого в 451 гг. до н.э. в Афинах закона,который определил,кто может быть гражданином.Свое положение могли изменить только рабы.Как я уже писал выше,иногда рабам платили за их работу.Однако,только самые способные и трудолюбивые получали такой заработок,что могли выкупить свою свободу.Однако,даже будучи свободным,бывший раб никогда не мог стать гражданином или метеком.Все социальные разграничения относились ТОЛЬКО к мужчинам.Женщины социальный и правовой статус от своих мужей или родственников-мужчин.Им не разрешалось принимать участие в общественной жизни.

На этом моя статья подошла к концу.Если вам понравилось - оцените ее и подпишитесь на канал,чтобы не пропустить выход новых статей.Всем хорошего дня :-)


Научные доклады

Образование Афинского государства кратко

Где находились Древние Афины? Местоположение древнегреческого города-государства Афины — Аттика. Согласно археологическим находкам данный регион относится к южной и восточной частям Центральной Греции. Афины размещались на холмах Пниксе, Акрополе, Ареопаге, Нимфейоне и Мусейоне. У каждого холма была своя функци. На холме Ареопаг располагался зал заседаний высшего судебного совета. В Акрополе жили правители города. На каменистом, невысоком холме Пникс проводились народные собрания, слушались ораторы и принимались важные решения. На холмах Мусейон и Нимфейон проводились праздники и культурные мероприятия. От холмов расходились улицы и дороги города, которые состояли из внутренних и внешних кварталов, храмов, общественных зданий. В окрестностях Акрополя первое поселение возникло около 4500 года до нашей эры.

Легенда создания города Афин

Город назвали в честь богини Афины — богини мудрости и войны, покровительницы искусств, знаний, ремесел и науки. Очень давно Афина поспорила с богом морей Посейдоном, кому из них быть покровителем нового города. Посейдон взял трезубец и ударил о скалу. Из нее забил чистый источник. Бог морей сказал, что дарует жителям воду, и они никогда не будут страдать от засухи. Но вода в источники была морская, соленая. Афина посадила семя в землю. Из него выросло оливковое дерево. Жители города с радостью приняли ее дар, так как олива дала им масло, еду и древесину. Так город получил свое название.

Власть в Древних Афинах

Вопросы внешней и внутренней политики решались на народном собрании. В нем участвовали все граждане полиса, независимо от положения. За год они созывались не меньше 40 раз. На собраниях слушались отчеты, обсуждались строительство общественных сооружений и флота, ассигнования на военные нужды, продовольственное снабжение, вопросы об отношениях с другими государствами и союзниками. Решением частных вопросов на базе существующих законов занимались экклесии. Все законопроекты обсуждались очень тщательно и в форме судебного процесса. Народное собрание выносило окончательное решение.

Также на народных собраниях происходили выборы лиц на государственные и военные должности. Выбирались они открытым голосованием. Остальные должности выбирались путем жребия.

Между народными собраниями управленческими вопросами занимался Совет Пятисот, который ежегодно пополнялся новыми гражданами, достигшими 30-ти лет. Совет занимался текущими деталями и подготавливал проект решения для народного собрания.

Еще один орган власти в Древних Афинах — суд присяжных гелиея. В суде брали участия все граждане города. Жребием отбиралось 5000 судей и 1000 запасных. В судебных заседаниях адвокаты участия не брали. Каждый обвиняемый защищался сам. Для составления текста речи привлекались логографы – искусные в законах и риторике людях. Выступления ограничивались строгим регламентом, который определялся водными часами. В суде разбирались тяжбы граждан и переселенцев, дела жителей из союзных государств, политические вопросы. Решение принималось голосованием (тайным). Оно не подлежало обжалованию и было окончательным. Судьи, вступающие в должность, давали клятву вести дела согласно законам и справедливо.

Вместе с Советом Пятисот действовали стратеги. В их компетенции было командование флотом и армией, они следили за ними в мирное время, ведали расходованием военных средств. Стратеги вели дипломатические переговоры и ведали внешнеполитическими вопросами.

В V в. до н.э. ввели должность архонтов. Большой роли они не играли, но все же архонты занимались подготовкой судебных дел, контролировали священные угодья, опекали сиротское имущество, назначали хорегов, руководили состязаниями, религиозными процессиями, жертвоприношениями. Они избирались на год, после чего переходили в состав ареопага, где их ждало пожизненное членство.

С развитием Афин увеличивался аппарат управления. В подразделениях государства — демах, филах, фратриях также вводились выборные должности. Каждый гражданин был втягнут в общественно-политическую жизнь города. Так постепенно развивалась демократия в Древних Афинах. Своей высшей точки она достигла в годы правления Перикла. Всю полноту законодательной верховной власти он организовал в экклесию — народное собрание. Оно собиралось каждые 10 дней. Остальные органы государства подчинялись народному собранию.

Образование в Древних Афинах

Жизнь в Древних Афинах подчинялась не только политике. Не последнюю роль граждане уделяли образованию, которое основывалось на общественном воспитании и демократических принципах. Родители должны были обеспечить всестороннее образование юношей. Если они этого не делали, то их строго наказывали.

Образовательная система направлена на накопление больших научных сведений, постоянное развитие физических природных данных. Молодые люди должны ставить высокие цели перед собой, как интеллектуальные, так и физические. Школы в Древних Афинах преподавали 3 предмета – грамматику, музыку и гимнастику. Почему особое внимание уделялось образованию юношей? Дело в том, что государство, таким образом, воспитывало здоровое потомство, храбрых и сильных воинов.

Читайте также: