Психолого педагогические основы оценочной деятельности педагога доу

Обновлено: 04.07.2024

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога дополнительного образования.

Беляева Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования.

Различия между оценкой, отметкой

´Оценка –суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы.

´Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением

Контроль как функция проверки и оценки обучения и воспитания

Контроль – изучение и описание состояния процесса в данный момент, сопоставление этого состояния с планируемым или нормативным.

Давая определение основным понятиям, мы имеем в виду, что:

´Знания – совокупность сведений в какой-либо области.

´Умения – способность человека успешно выполнять данное действие, приобретенная на основе знаний и элементарного опыта.

´Навыки – автоматизированные элементы умения, получившие, благодаря тренировке, быстроту и точность выполнения.

Оценивая знания, умения и навыки учащихся контролируются:

´уровень предусмотренных программой теоретических знаний;

´качество выполнения практических работ;

´умение пользоваться инструментами, правильная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности;

´степень самостоятельности в работе;

´время, затраченное на выполнение работы.

Педагогический контроль - это деятельность, в процессе которой исследуется состояние учебно-воспитательной работы в учреждении, ее соответствие государственным стандартам, а также уровень знаний, воспитанности и развития школьников. Работа, осуществляемая в этом направлении, выполняет следующие функции:

Основные условия эффективности педагогического контроля

´Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини-концерты, турниры, праздники и пр.

´Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы и пр.

Цели и задачи контроля в УДО

Цель контроля должна совпадать с целью образовательного процесса и задачам.

Задачи контроля можно поставить следующие:

´определение фактического состояния объекта в данный момент времени;

´прогнозирование состояния объекта на заданный будущий период времени;

´определение причин выявленных отклонений объекта от заданных параметров.

Функции, виды и формы
контроля в учреждениях
дополнительного образования.

Функции контроля в УДО:

Виды контроля в УДО:

По времени проведения педагогический контроль может быть:

Несколько иной вариант классификации видов контроля предлагает Фридман. В зависимости от цели, поставленной педагогом. Он делит контроль на:

Формы контроля ЗУН в УДО.

Исходя из вида предметной деятельности, педагог вправе самостоятельно выбирать формы контроля и проведения итоговых мероприятий. Формы подведения итогов образовательной деятельности должны соответствовать цели контрольного мероприятия, которая в свою очередь, соответствует задачам программы.

Специфика деятельности в дополнительном образовании предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля.

Рекомендуемые формы контрольных мероприятий для различных направлений творческой деятельности


Психолого-педагогическая ценность оценки.

Различия между оценкой, отметкой:

´Оценка –суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы.

´Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением


Функции и виды оценки

Знания, умения и навыки должны быть оценены прежде всего для того, чтобы наметить как для педагога, так и для школьника пути их совершенствования, углубления, уточнения

Воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если учащимся станут понятны требования, предъявляемые к ним педагогами.

Причины необъективности педагогической оценки

Широко известен ряд типичных субъективных тенденций или ошибок оценивания, к наиболее распространенным из которых относят:

Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы.
Кроме того, необходимо каждый раз объяснять обучающимся, какая, почему и за что выставляется оценка

Свидетельство эксперта педагогического сообщества

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Свидетельство активного участника педагогического сообщества

Оформить бесплатно документ можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Во все времена педагоги стремились найти средства и методы, которые способствовали бы оптимизации процесса воспитания и обеспечивали полноценное развитие личности дошкольника. В психолого-педагогических исследованиях довольно подробно раскрыто содержание таких воспитательных средств, как игра, труд, этические беседы и пр. Их анализ позволил вычленить компонент, присутствующий в каждом из них, а именно оценку.

Традиционно оценка относится к методам поощрения и наказания. Под ней подразумевается положительное или отрицательное суждение педагога о деятельности и поступках ребенка в форме одобрения, похвалы, замечания, порицания и т.д. Основные функции оценочных воздействий – ориентирующая стимулирующая: ориентирующая заключается в том, что ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения; стимулирующая определяет переживанием ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к действию.

Авторы как психологических, так и педагогических исследований указывают на то, что оценка оказывает значительное влияние на развитие и воспитание дошкольников. В их работах отмечается: находясь в окружении сверстников, ребенок нередко оказывается в такой ситуации, когда от него требуется самостоятельно решить, как надо поступать, однако ребенок не всегда может правильно оценить ситуацию, сделать необходимый выбор, осознать, хорошо или плохо поступил он сам (или его ровесник). Исследователи объясняют это тем, что социальный опыт дошкольника слишком мал, он не всегда сознательно способен выбрать те правила, на основании которых он совершает конкретный поступок, поэтому педагогу необходимо постоянно и систематически оценивать его действия. Оценка должна помочь ребенку осознать значимость собственных поступков, их соответствие существующим нормам и правилам.

Известно, что в период дошкольного детства педагог, как правило, является для ребенка непререкаемым авторитетом. И если педагог оценивает поступок положительно или отрицательно, то и дошкольник, сталкиваясь впоследствии с подобными поступками, дает им такую же оценку, как и взрослый. Это лежит в основе представлений о том, как ребенок усваивает нормы поведения.

Установлено, что оценка педагога:

- способствует развитию чувства долга у детей;

- создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим;

- способствует формированию трудолюбия;

- определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности и пр.

Вот почему значимость педагогической оценки в формировании личности дошкольника трудно переоценить.

В то же время практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений очень часто не представляют, к каким последствиям может привести использование того или иного вида оценки ребенка. В этой связи нам представилось необходимым рассмотреть наиболее часто встречающиеся на практике виды оценок, а именно: прямую, предвосхищающую, косвенную, опосредованную, а также отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

Основным, наиболее часто встречающимся видом оценки является прямая оценка, адресованная непосредственно объекту воспитания. Она содержит конкретное указание на недопустимость или правомерность поступка или на отношение непосредственно к личности ребенка. По форме прямая оценка бывает положительной или отрицательной. Исследователи, занимающиеся вопросами влияния положительной и отрицательной оценки на формирование самооценки, пришли к такому выводу: положительная оценка вызывает у ребенка чувство эмоционального благополучия, радостного переживания соответствия своего поведения предъявляемым к нему требования.

Правомерность частого использования прямой положительной оценки подтверждается рядом психологических исследований, в которых отмечается6 ребенок, должен не только овладеть необходимыми умениями и навыками, но и испытать радость успеха, почувствовать уверенность в своих возможностях. Это одно из важнейших условий формирования положительного отношения к вынужденной деятельности, которая не всегда привлекает его, так как ребенок побуждается к деятельности потребностью или эмоцией и только потом оценкой. Самообслуживание, соблюдение правил гигиены как деятельность не всегда доставляет ребенку радость или удовольствие, однако могут привлекать его в том случае, если его успехи поднимают его во мнении окружающих.

Дети в лучшем случае остаются безразличными к делу, которым они не могут овладеть, или относятся к нему отрицательно; но при этом волевое усилие, необходимое для выработки привычек, не проявляется. Педагоги должны не только помочь ребенку обрести уверенность в своих силах и достичь успеха, но и показать ему успех, вызвать тем самым радостные переживания. Этому способствует прямая положительная оценка, значение которой подтверждается и физиологическими исследованиями. Физиологи утверждают: положительная связь укрепляется с той деятельностью, которая дает удовлетворение и уверенность.

Другой стороной положительной оценки являются ее ориентирующая и стимулирующая функции. Процесс общения со взрослыми и сверстниками предъявляет к ребенку определенные требования, его поведение и деятельность так или иначе оцениваются и тем самым корректируются. Чтобы быть на уровне этих требований, ребенок должен усвоить систему правил поведения, моральных норм и отношений, должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Положительно оценивая детей, педагог сравнивает их настоящее поведение с прошлым и настоящую оценку с предыдущей. Это помогает детям лучше осознать свои успехи.

Сравнением поступков и оценок педагог не только позволяет осознать новые умения, но и подчеркивает объективный характер своих оценок, дает возможность понять, что его оценки зависят от поведения самого ребенка. В то же время, чтобы положительная оценка являлась средством ориентации детей в своих знаниях и умениях, необходимо, чтобы в ней был раскрыт либо смысл поступка, либо степень овладения ребенком каким-то действием или качеством.

Положительная предвосхищающая оценка вызывает у ребенка желание выполнять поручения педагога, укрепляет его уверенность в своих силах и правильности совершаемых поступков, т.е. выполняет стимулирующую функцию. Отрицательная предвосхищающая оценка, как правило, вызывает негативную реакцию, формирует неуверенность в собственных силах, иначе говоря, выполняет депрессирующую функцию.

Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль, Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.




Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль, Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

Педагогическая оценка является довольно широким понятием, включающим оценки, даваемые ребенку не только учителем, но и родителями или любыми другими лицами, занимающимися воспитанием и развитием детей.

Педагогическую оценку в широком смысле стоит отличать от школьной отметки, которая характеризует в баллах относительные и абсолютные успехи ученика. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим средства поощрения и наказания. Причем крайние значения отметок не всегда обладают такой стимулирующей силой, которую имеют средние отметки. Педагогическая оценка является особого рода стимулом. Особенно важную роль она играет в детские годы и в период младшего школьного возраста, так как напрямую связана с формированием у ребенка соответствующего отношения к себе. С помощью оценок, даваемых ребенку со стороны значимых взрослых, очень просто разрушить его верные представления о самом себе из-за того, что здесь примешиваются факторы эмоционального порядка. Восстановить адекватное отношение к себе во много раз сложнее.

Педагогические оценки бывают нескольких видов:

предметные – касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности;

персональные – относятся к субъекту и отмечают индивидуальные качества человека;

материальные – включают материальное стимулирование детей за успехи (деньги, вещи, развлечения и др.);

моральные – содержат характеристику действий ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали;

результативные – относятся к конечному результату деятельности (что получилось);

процессуальные – касаются самого процесса деятельности (как сделано);

количественные – соотносятся с объемом выполненной работы;

качественные – касаются качества, точности, аккуратности и других показателей совершенства работы.

В более общем виде можно выделить три основные группы оценок (по А.И. Лунькову):

личностные – когда оценивается продвижение ученика по отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребенок сравнивается сам с собой;

сопоставительные – когда ученики сравниваются между собой;

нормативные – когда достижения ребенка оцениваются относительно некой безличной нормы выполнения задания.

Нормативные оценки используются 1–2 раза за тему в ходе выполнения письменных контрольных работ. Приведем психологические требования к таким контрольным: 1)целесообразно проводить их на сдвоенном уроке, чтобы обеспечить нормальные условия ученикам с низкими темпами работы; 2) в состав контрольной работы следует включать вопросы только по данной теме, разбитой на последовательность элементов (единиц усвоения) так, что каждому элементу соответствуют одно-два задания. В обычных же контрольных работах, как правило, предлагаются задания из разных тем, что затрудняет общую оценку, так как непонятно, какие темы ученик усвоил, какие нет.

Оценочная деятельность– это деятельность человека, направленная на определение значимости явления или предмета для конкретного субъекта или процесса; это есть идентификация субъективного восприятия значимости явления и его объективной ценности, выраженная в виде оценочного суждения.

Виды оценочной деятельности:

- прямая, или открытая (поощрение, наказание)

- скрытая (опосредованная какими-либо действиями, поступками)

Функции оценочной деятельности:

Приемы педагогической оценки:

- возложение оценочных полномочий на самого воспитанника (как ты считаешь,правильно сделал,почему?)

- оттягивание во времени оценки (сегодня уже поздно, лучше завтра попробовать решить пример)

- последствия поступка (после всего, что ты сделал…)

Травмирующее влияние оценки.Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка.Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.).

И, наоборот, при высоких отметкахребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения.Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.

Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний.

Огромное влияние оказывает оцениваниена развитие творческихспособностей ребенка.

И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Психологические аспекты оценивания.Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.

Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:

А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.

Б) Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.

Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?)

Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.

Когда нельзя ставить отрицательные отметки:

· нельзя наказывать отметкой (ставится "2" за плохое поведение);

· если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относится к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;

Читайте также: