Социальная деятельность это кратко
Обновлено: 02.07.2024
Социальная деятельность – совокупность социально значимых действий, преследующих определенные социальные цели и интересы. Для этого используются экономические, социальные, политические и идеологические механизмы. Социальная деятельность проявляется, когда любой субъект (напр. личность, группа, общество) ставит перед собой цель и стремится её реализовать различными средствами.
В социальной деятельности можно выделить четыре основных группы социальных действий:
1) действия, направленные на системные изменения общества;
2) действия, направленные на и стабилизацию общества;
3) действия, преследующие цель адаптации субъектов к данной социальной системе и условиям деятельности;
4) интегративные действия, предполагающие включение субъекта в более крупную социальную общность или систему.
Социальное действие является простейшей единицей социальной деятельности. Это понятие было введено в социологию М.Вебером. Социальное действие обозначает совершаемое индивидом и сознательно ориентированное на ответное поведение других людей действие, для решения имеющихся проблем и противоречий.
Импульсивное действие, по мнению Вебера, не является социальным. Однако разграничить осознанную и неосознанную ориентацию индивида на поведение других индивидов возможно только теоретически. Вебер предложил рассматривать понятие социальное действие, в качестве идеального типа - модели целенаправленного действия индивида, ожидающего определённую реакцию окружающих. Он выделил четыре типа социальных действий:
-целерациональное (получение образования, баллотирование в депутаты, защита диссертации или использование ожидаемого поведения других людей для достижения своих целей);
-ценностно-рациональное (защита Отечества, победа в международных спортивных соревнованиях, приверженность религиозным ценностям и т.д.);
-аффективное (проявление ревности, попытка суицида из-за неразделенной любви и т.д.);
-традиционное (следование моде, посещение церкви по традиции, а не по убеждению и т.д.).
Учитывая фактор сознательности социального действия, Вебер рассматривал действие индивида в качестве причины действий других людей.
А.Турен в качестве наиболее адекватного метода исследования общества предложил акционизм– социологию действия, где главное – это действие, совершаемое при создании материальных и нематериальных ценностей в процессе коллективного труда. Турен утверждал, что отчуждение, конфликт классов, бюрократические отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности являются социальными действиями.
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЕГО ВИДЫ.
Социальное действие, предполагающее не менее двух участников, влияющих друг на друга, называетсясоциальным взаимодействием. Механизм социального взаимодействия включает в себя следующие составляющие:
а) индивидов, совершающих те или иные действия;
б) изменения в социальной общности или обществе в целом, вызванные этими действиями;
в) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих данную общность;
г) обратную реакцию данных индивидов.
Парсонс отмечал принципиальную неопределённость социального взаимодействия, в условиях, когда каждый участник взаимодействия стремится к достижению собственных целей. Хотя полное устранение неопределённостей невозможно, их можно уменьшить при помощи системы действия. Принцип социального взаимодействия Парсонс строил на таких понятиях как, мотивационная ориентация, удовлетворение и неудовлетворение потребностей, ролевые ожидания, установки, санкции, оценки и др. При помощи этих понятий он стремился решить проблему социального порядка.
В состав социального взаимодействия входят социальная связь и социальные отношения. Отправной точкой образования социальной связи является социальный контакт,то есть неглубокое, поверхностное социальное действие единичного характера.
Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей и социальных групп называется социальной связью.Социальные cвязиустанавливаются для достижения определённой цели, в определённое время и в определённом месте. Их установление связано с социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. В социологии выделяют различные типы связей:
Понятие социальная связь было введено в социологию Э. Дюркгеймом. Под социальной связью он подразумевал любые социокультурные обязательства индивидов или групп индивидов по отношению друг к другу. Дюркгейм полагал, что социальные связи существуют в группе, организации и обществе в целом.
Основными элементами социальной связи являются:
- субъекты (индивиды и группы);
- предмет (проезд в транспорте, поход в театр);
-механизм социальной связи и его регулирование (оплата потребностей).
Целью социальной связи является удовлетворение какой-либо потребности индивида или группы. С развитием общества социальные связи усложняются.
Довольно часто социальные связи рассматривают, характеризуя малые группы. Социальные связи позволяют индивидам
идентифицировать себя с данной социальной группой и ощущение значимости принадлежности к данной группе.
Социальные отношения– длительная, системная, устойчивая форма социального взаимодействия с обширными социальными связями. Она требует социальной мотивации.
Социальная мотивация – внутреннее побуждение поведения (активности и деятельности) личности или социальной группы, вызываемое их потребностями и определяющее поведения. Основными потребностями являются физиологическая (голод) и эмоциональная (любовь), но возможна и познавательная оценка ситуации. Мотивация бывает внутренней – направленной на удовлетворение личной потребности, и внешней – стремящейся получить вознаграждение, не относящееся к лично необходимому. Выделяют мотивации, побуждающие к деятельности, и мотивации, обусловленные влиянием на индивидов, существующих стереотипов.
Д.К. Мак-Клелланд ввёл понятие – мотивация достижений, предполагающее оценку индивидуальных и культурных различий в стремлении к достижениям. Согласно его гипотезе, потребность в достижении стимулируется близкими отношениями с родственниками, которые устанавливают высокие стандарты поведения.
Существуют различные формы взаимодействия.
Кооперация - это совместная деятельность индивидов, групп и организаций для достижения поставленной цели. Кооперация тесно взаимосвязана с конфликтом и конкуренцией. Она в некотором смысле парадоксальна, так как участники конфликта до некоторой степени сотрудничают для поддержания конфликта. Поэтому, вопрос о том, что именно является решающим социальным скреплением общества – кооперация или конкуренция, остаётся открытым.
Под конкуренцией понимается деятельность, в которой индивид или группа соперничает с другим индивидом или группой для достижения цели. Конкуренция бывает прямой или косвенной. Она может нормативно или социально регулироваться, но может и не регулироваться.
Многие направления социальной мысли (напр. социальный дарвинизм, утилитаризм) подчеркивали социальные выгоды конкуренции и воспринимали конкуренцию в качестве универсального и производительного элемента в обществе. Представители марксизма наоборот, считали конкуренцию специфической потребностью капитализма, в которой находящиеся на поверхности незначительные проявления справедливости и эффективности опровергаются реальной асимметрией власти, основными противоречиями и конфликтами.
Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира.
Деятельность отдельной личности, как минимум, есть четы-рехкомпонентный процесс. Она включает в себя: 1) отношение человека к предмету - ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых им и т.п.; 2) его отношение к другому человеку- к людям, их группам, обществу в целом; 3)его отношение к природе, всем ее процессам и явлениям, ко всему ее многообразию, и, наконец, 4) его отношение к самому себе. Каждая из этих граней, прямо или косвенно, включает все другие, образуя вместе с ними многогранную конфигурацию индивидуальной человеческой деятельности.
Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности (производственной, политической, военной, спортивной и т.д.) и ее результат - произведенный продукт или победу на выборах, одержанную победу над врагом, спортивный результат. Именно социальная деятельность является исходным условием возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.
В структуре социальной деятельности можно выделить три взаимосвязанных компонента:
1) осознанность деятельности (целеполагание);
2) общественно обусловленный характер деятельности;
3) продуктивность деятельности (целедостижение).
По Веберу действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:
1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;
2) сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;
3)социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.
Согласно Веберу, социальное действие, занимающее центральное место в содержании социологии как науки, может быть классифицировано по четырем типам:
1) целерациоиалъное действие- такое поведение, которое ориентировано на достижение рационально выбранной цели, в котором рационально рассматривается отношение средств к целям и
побочным результатам действия и, наконец, рационально осмысленное отношение различных целей друг к другу, причем критерием рациональности является успешность действия;
2) ценностно-рациональное действие - такая ориентация поведения, направленность которого основана на личных убеждениях индивида о долге, достоинстве, совести, красоте или каких-либо
иных ценностях, понимаемых в качестве самоценности определенного поступка, взятого как таковой и независимо от успеха;
3) традиционное действие, основанное на длительной привычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления;
4) аффективное действие, вызываемое аффектами и чувствами индивида и не являющееся рационально осмысленным, более того, часто оказывающееся на границе или даже за пределами то
го, что можно назвать осмысленным или осознанно ориентированным.
Глава 29. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира.
Деятельность отдельной личности, как минимум, есть четы-рехкомпонентный процесс. Она включает в себя: 1) отношение человека к предмету - ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых им и т.п.; 2) его отношение к другому человеку- к людям, их группам, обществу в целом; 3)его отношение к природе, всем ее процессам и явлениям, ко всему ее многообразию, и, наконец, 4) его отношение к самому себе. Каждая из этих граней, прямо или косвенно, включает все другие, образуя вместе с ними многогранную конфигурацию индивидуальной человеческой деятельности.
Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности (производственной, политической, военной, спортивной и т.д.) и ее результат - произведенный продукт или победу на выборах, одержанную победу над врагом, спортивный результат. Именно социальная деятельность является исходным условием возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.
В структуре социальной деятельности можно выделить три взаимосвязанных компонента:
1) осознанность деятельности (целеполагание);
2) общественно обусловленный характер деятельности;
3) продуктивность деятельности (целедостижение).
По Веберу действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:
1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;
2) сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;
3)социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.
Согласно Веберу, социальное действие, занимающее центральное место в содержании социологии как науки, может быть классифицировано по четырем типам:
1) целерациоиалъное действие- такое поведение, которое ориентировано на достижение рационально выбранной цели, в котором рационально рассматривается отношение средств к целям и
побочным результатам действия и, наконец, рационально осмысленное отношение различных целей друг к другу, причем критерием рациональности является успешность действия;
2) ценностно-рациональное действие - такая ориентация поведения, направленность которого основана на личных убеждениях индивида о долге, достоинстве, совести, красоте или каких-либо
иных ценностях, понимаемых в качестве самоценности определенного поступка, взятого как таковой и независимо от успеха;
3) традиционное действие, основанное на длительной привычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления;
4) аффективное действие, вызываемое аффектами и чувствами индивида и не являющееся рационально осмысленным, более того, часто оказывающееся на границе или даже за пределами то
го, что можно назвать осмысленным или осознанно ориентированным.
Понятие, сущность и специфика социальной деятельности.
Общество представляет собой такую социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия.
Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира (Философский энциклопедический словарь М. 1983 с. 151).
В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.
Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.
Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.
В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели - это все же предметы деятельности нашего сознания. Они - идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.
В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.
В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.
Структура и виды социальной деятельности:
Понятие структуры социальной деятельности.
Структура социальной деятельности представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона – практическая, вторая – духовная, каждая взаимосвязана с другой.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом.
Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности
Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта.
Духовная деятельность тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности. Именно они формируют отношения людей к явлениям окружающего мира, способствуют осознанию добра и зла, справедливого несправедливого, а также способствуют осознанию и других ценностей общественной жизни.
Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность: планирование или предвидение возможных изменений действительности
Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).
Исходя из сказанного, можно сделать такие выводы по структуре социальной деятельности, которая включает в себя:
субъект и объект социальной деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет социальную деятельность, объект – это то, на что или на кого она направлена;
Осознанную цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена социальная вдеятельность. Прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, поэтому она всегда целерациональна. Цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами – в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить общественно обусловленный характер деятельности (ценностный смысл)
Мотивы деятельности. Они всегда обуславливаются потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни.
Сам процесс деятельности и ее результат - произведенный продукт, который выступает в виде произведенного сельскохозяйственного продукта или написанной книги, и т.д. Результатом социальной деятельности может быть и преобразование общества.
Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.
Виды социальной деятельности.
Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:
материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);
познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);
ценностно - ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;
художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;
спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;
политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).
Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности.
С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
деятельность общественного субъекта по преобразованию социальной ситуации (процесса, явления) соответственно его целям и потребностям.
совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.
Читайте также:
- В чем состояла противоречивость и непрочность версальско вашингтонской системы 9 класс кратко
- Рисунок плана эвакуации при пожаре в школе
- На какие возрастные группы принято делить население кратко
- В чем состоят причины нестабильности семьи в современном обществе кратко
- Проблема цели задач и методов работы народной школы в педагогическом наследии а дистервега