Социальная деятельность это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социальная деятельность совокупность социально значимых действий, преследующих определенные социальные цели и интересы. Для этого используются экономические, социальные, политические и идеологические механизмы. Социальная деятельность проявляется, когда любой субъект (напр. личность, группа, общество) ставит перед собой цель и стремится её реализовать различными средствами.

В социальной деятельности можно выделить четыре основных группы социальных действий:

1) действия, направленные на системные изменения общества;

2) действия, направленные на и стабилизацию общества;

3) действия, преследующие цель адаптации субъектов к данной социальной системе и условиям деятельности;

4) интегративные действия, предполагающие включение субъекта в более крупную социальную общность или систему.

Социальное действие является простейшей единицей социальной деятельности. Это понятие было введено в социологию М.Вебером. Социальное действие обозначает совершаемое индивидом и сознательно ориентированное на ответное поведение других людей действие, для решения имеющихся проблем и противоречий.

Импульсивное действие, по мнению Вебера, не является социальным. Однако разграничить осознанную и неосознанную ориентацию индивида на поведение других индивидов возможно только теоретически. Вебер предложил рассматривать понятие социальное действие, в качестве идеального типа - модели целенаправленного действия индивида, ожидающего определённую реакцию окружающих. Он выделил четыре типа социальных действий:

-целерациональное (получение образования, баллотирование в депутаты, защита диссертации или использование ожидаемого поведения других людей для достижения своих целей);

-ценностно-рациональное (защита Отечества, победа в международных спортивных соревнованиях, приверженность религиозным ценностям и т.д.);

-аффективное (проявление ревности, попытка суицида из-за неразделенной любви и т.д.);

-традиционное (следование моде, посещение церкви по традиции, а не по убеждению и т.д.).

Учитывая фактор сознательности социального действия, Вебер рассматривал действие индивида в качестве причины действий других людей.

А.Турен в качестве наиболее адекватного метода исследования общества предложил акционизм– социологию действия, где главное – это действие, совершаемое при создании материальных и нематериальных ценностей в процессе коллективного труда. Турен утверждал, что отчуждение, конфликт классов, бюрократические отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности являются социальными действиями.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЕГО ВИДЫ.

Социальное действие, предполагающее не менее двух участников, влияющих друг на друга, называетсясоциальным взаимодействием. Механизм социального взаимодействия включает в себя следующие составляющие:

а) индивидов, совершающих те или иные действия;

б) изменения в социальной общности или обществе в целом, вызванные этими действиями;

в) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих данную общность;

г) обратную реакцию данных индивидов.

Парсонс отмечал принципиальную неопределённость социального взаимодействия, в условиях, когда каждый участник взаимодействия стремится к достижению собственных целей. Хотя полное устранение неопределённостей невозможно, их можно уменьшить при помощи системы действия. Принцип социального взаимодействия Парсонс строил на таких понятиях как, мотивационная ориентация, удовлетворение и неудовлетворение потребностей, ролевые ожидания, установки, санкции, оценки и др. При помощи этих понятий он стремился решить проблему социального порядка.

В состав социального взаимодействия входят социальная связь и социальные отношения. Отправной точкой образования социальной связи является социальный контакт,то есть неглубокое, поверхностное социальное действие единичного характера.

Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей и социальных групп называется социальной связью.Социальные cвязиустанавливаются для достижения определённой цели, в определённое время и в определённом месте. Их установление связано с социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. В социологии выделяют различные типы связей:

Понятие социальная связь было введено в социологию Э. Дюркгеймом. Под социальной связью он подразумевал любые социокультурные обязательства индивидов или групп индивидов по отношению друг к другу. Дюркгейм полагал, что социальные связи существуют в группе, организации и обществе в целом.

Основными элементами социальной связи являются:

- субъекты (индивиды и группы);

- предмет (проезд в транспорте, поход в театр);

-механизм социальной связи и его регулирование (оплата потребностей).

Целью социальной связи является удовлетворение какой-либо потребности индивида или группы. С развитием общества социальные связи усложняются.

Довольно часто социальные связи рассматривают, характеризуя малые группы. Социальные связи позволяют индивидам

идентифицировать себя с данной социальной группой и ощущение значимости принадлежности к данной группе.

Социальные отношения– длительная, системная, устойчивая форма социального взаимодействия с обширными социальными связями. Она требует социальной мотивации.

Социальная мотивация – внутреннее побуждение поведения (активности и деятельности) личности или социальной группы, вызываемое их потребностями и определяющее поведения. Основными потребностями являются физиологическая (голод) и эмоциональная (любовь), но возможна и познавательная оценка ситуации. Мотивация бывает внутренней – направленной на удовлетворение личной потребности, и внешней – стремящейся получить вознаграждение, не относящееся к лично необходимому. Выделяют мотивации, побуждающие к деятельности, и мотивации, обусловленные влиянием на индивидов, существующих стереотипов.

Д.К. Мак-Клелланд ввёл понятие – мотивация достижений, предполагающее оценку индивидуальных и культурных различий в стремлении к достижениям. Согласно его гипотезе, потребность в достижении стимулируется близкими отношениями с родственниками, которые устанавливают высокие стандарты поведения.

Существуют различные формы взаимодействия.

Кооперация - это совместная деятельность индивидов, групп и организаций для достижения поставленной цели. Кооперация тесно взаимосвязана с конфликтом и конкуренцией. Она в некотором смысле парадоксальна, так как участники конфликта до некоторой степени сотрудничают для поддержания конфликта. Поэтому, вопрос о том, что именно является решающим социальным скреплением общества – кооперация или конкуренция, остаётся открытым.

Под конкуренцией понимается деятельность, в которой индивид или группа соперничает с другим индивидом или группой для достижения цели. Конкуренция бывает прямой или косвенной. Она может нормативно или социально регулироваться, но может и не регулироваться.

Многие направления социальной мысли (напр. социальный дарвинизм, утилитаризм) подчеркивали социальные выгоды конкуренции и воспринимали конкуренцию в качестве универсального и производительного элемента в обществе. Представители марксизма наоборот, считали конкуренцию специфической потребностью капитализма, в которой находящиеся на поверхности незначительные проявления справедливости и эффективности опровергаются реальной асимметрией власти, основными противоречиями и конфликтами.

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого проис­ходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и пре­образование природного и социального мира.

Деятельность отдельной личности, как минимум, есть четы-рехкомпонентный процесс. Она включает в себя: 1) отношение че­ловека к предмету - ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых им и т.п.; 2) его отношение к другому человеку- к людям, их группам, обществу в целом; 3)его отно­шение к природе, всем ее процессам и явлениям, ко всему ее мно­гообразию, и, наконец, 4) его отношение к самому себе. Каждая из этих граней, прямо или косвенно, включает все другие, образуя вместе с ними многогранную конфигурацию индивидуальной че­ловеческой деятельности.

Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности (производственной, полити­ческой, военной, спортивной и т.д.) и ее результат - произведен­ный продукт или победу на выборах, одержанную победу над вра­гом, спортивный результат. Именно социальная деятельность яв­ляется исходным условием возникновения и существования обще­ства, реальной движущей силой его изменения и развития.

В структуре социальной дея­тельности можно выделить три взаимосвязанных компонента:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).


По Веберу действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:

1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

2) сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему ли­цу или наблюдателю достойной причиной для определенного дей­ствия;

3)социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

Согласно Веберу, социальное действие, занимающее цен­тральное место в содержании социологии как науки, может быть классифицировано по четырем типам:

1) целерациоиалъное действие- такое поведение, которое ориентировано на достижение рационально выбранной цели, в ко­тором рационально рассматривается отношение средств к целям и
побочным результатам действия и, наконец, рационально осмыс­ленное отношение различных целей друг к другу, причем критери­ем рациональности является успешность действия;

2) ценностно-рациональное действие - такая ориентация по­ведения, направленность которого основана на личных убеждени­ях индивида о долге, достоинстве, совести, красоте или каких-либо
иных ценностях, понимаемых в качестве самоценности опреде­ленного поступка, взятого как таковой и независимо от успеха;

3) традиционное действие, основанное на длительной при­вычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления;

4) аффективное действие, вызываемое аффектами и чувст­вами индивида и не являющееся рационально осмысленным, более того, часто оказывающееся на границе или даже за пределами то­
го, что можно назвать осмысленным или осознанно ориентирован­ным.

Глава 29. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого проис­ходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и пре­образование природного и социального мира.

Деятельность отдельной личности, как минимум, есть четы-рехкомпонентный процесс. Она включает в себя: 1) отношение че­ловека к предмету - ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых им и т.п.; 2) его отношение к другому человеку- к людям, их группам, обществу в целом; 3)его отно­шение к природе, всем ее процессам и явлениям, ко всему ее мно­гообразию, и, наконец, 4) его отношение к самому себе. Каждая из этих граней, прямо или косвенно, включает все другие, образуя вместе с ними многогранную конфигурацию индивидуальной че­ловеческой деятельности.

Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности (производственной, полити­ческой, военной, спортивной и т.д.) и ее результат - произведен­ный продукт или победу на выборах, одержанную победу над вра­гом, спортивный результат. Именно социальная деятельность яв­ляется исходным условием возникновения и существования обще­ства, реальной движущей силой его изменения и развития.

В структуре социальной дея­тельности можно выделить три взаимосвязанных компонента:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).


По Веберу действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:

1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

2) сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему ли­цу или наблюдателю достойной причиной для определенного дей­ствия;

3)социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

Согласно Веберу, социальное действие, занимающее цен­тральное место в содержании социологии как науки, может быть классифицировано по четырем типам:

1) целерациоиалъное действие- такое поведение, которое ориентировано на достижение рационально выбранной цели, в ко­тором рационально рассматривается отношение средств к целям и
побочным результатам действия и, наконец, рационально осмыс­ленное отношение различных целей друг к другу, причем критери­ем рациональности является успешность действия;

2) ценностно-рациональное действие - такая ориентация по­ведения, направленность которого основана на личных убеждени­ях индивида о долге, достоинстве, совести, красоте или каких-либо
иных ценностях, понимаемых в качестве самоценности опреде­ленного поступка, взятого как таковой и независимо от успеха;

3) традиционное действие, основанное на длительной при­вычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления;

4) аффективное действие, вызываемое аффектами и чувст­вами индивида и не являющееся рационально осмысленным, более того, часто оказывающееся на границе или даже за пределами то­
го, что можно назвать осмысленным или осознанно ориентирован­ным.

Понятие, сущность и специфика социальной деятельности.

Общество представляет собой такую социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия.

Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира (Философский энциклопедический словарь М. 1983 с. 151).

В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.

Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.

Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.

В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели - это все же предметы деятельности нашего сознания. Они - идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.

В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.

В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.
Структура и виды социальной деятельности:

Понятие структуры социальной деятельности.

Структура социальной деятельности представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона – практическая, вторая – духовная, каждая взаимосвязана с другой.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом.

Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности

Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта.

Духовная деятельность тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности. Именно они формируют отношения людей к явлениям окружающего мира, способствуют осознанию добра и зла, справедливого несправедливого, а также способствуют осознанию и других ценностей общественной жизни.

Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность: планирование или предвидение возможных изменений действительности

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).

Исходя из сказанного, можно сделать такие выводы по структуре социальной деятельности, которая включает в себя:
субъект и объект социальной деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет социальную деятельность, объект – это то, на что или на кого она направлена;
Осознанную цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена социальная вдеятельность. Прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, поэтому она всегда целерациональна. Цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами – в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить общественно обусловленный характер деятельности (ценностный смысл)
Мотивы деятельности. Они всегда обуславливаются потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни.
Сам процесс деятельности и ее результат - произведенный продукт, который выступает в виде произведенного сельскохозяйственного продукта или написанной книги, и т.д. Результатом социальной деятельности может быть и преобразование общества.

Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

Виды социальной деятельности.

Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:
материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);
познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);
ценностно - ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;
художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;
спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;
политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).
Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности.
С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

деятельность общественного субъекта по преобразованию социальной ситуации (процесса, явления) соответственно его целям и потребностям.

совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

Читайте также: