Проблема цели задач и методов работы народной школы в педагогическом наследии а дистервега

Обновлено: 05.07.2024

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (нем. Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg) — немецкий педагог, либеральный политик. Выступал за секуляризацию школ.

14. Социально – педагогические опыты и взгляды Р. Оуэна. Вопросы воспитания в европейских социальных и коммунистических учениях 19 века

Роберт Оуэн (англ. Robert Owen; 14 мая 1771— 17 ноября 1858) — английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.

Роберт Оуэн родился в 1771 году в маленьком городке Ньютаун (Уэльс) в семье мелкого лавочника. В семь лет учитель местной школы уже использовал его как помощника, но ещё через два года школьное образование Оуэна навсегда закончилось, и он отправился искать счастья в больших городах. Оуэн служил учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах Стэмфордa, Лондона и Манчестера, однако он не получил систематического образования.

Оуэн решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Он со­кратил рабочий день до 10,5 ча­сов, значительно увеличил зара­ботную плату, построил для ра­бочих новые жилища, организо­вал для них разумный отдых. Оуэн категорически запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образователь­ных детских учреждений: школу маленьких детей — от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр; начальную школу для де­тей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков, работающих на производстве. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения. Очень заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь де­ти учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию де­тей в духе коллективизма. В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифмети­ку, географию, естествознание и историю. Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию де­тей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобре­тали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простей­шими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей. Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей ра­бочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производ­стве, вечернюю школу,- соединив обучение с производительным трудом.

Социалисты-утописты XIX в. принимали активное участие в разработке проектов уставов и руководств для школы, отстаивая в них идеи о необходимости гуманного отношения к детям, учета их возрастных и индивидуальных особенностей и создания благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ребенка.

На основе своих социальных убеждений особенно активную работу в этом направлении вели Р. Оуэн в Англии и его последователи, которые с середины 30-х годов XIX в. создали сеть культурно-просветительных учреждений для рабочих, публикуя научно-популярную литературу. Идеи Р. Оуэна оказали значительное влияние на рабочее движение в Англии, в частности на разнообразные формы его просветительской деятельности.

Характеризуя воспитание, присущее новому обществу, А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн уже подошли к пониманию социально-педагогического значения индустриального производства, предупреждая о неминуемо негативных последствиях, к которым может привести пренебрежение им. В их сочинениях проявилось осознание необходимости распространения всеобщего образования и его связи с организацией общественного труда. Рациональное чередование физических и умственных занятий, связь обучения с трудом, науки с производством рассматривались ими не только как средство воспитания здорового поколения, но и как непременное условие преодоления старого разделения труда.

Характеры, пересозданные к лучшему воспитанием и жизнью, имеют за собой великое достоинство открытия нового источника добра; но долго воды этого источника будут отзываться горечью своей неволи, и только, может быть, детям и внукам придется черпать из него бессознательно живительную влагу. Такой характер, созданный воспитанием и жизнью, никогда не может иметь той крепости и силы, которыми отличается прирожденный характер. Кроме того, воспитание, которому остается только развивать благородную и добрую натуру, совершает свое дело легко, скоро и создает почти без труда прекрасный, цельный и вместе с тем сильный характер.

Сила характера, независимо от его содержания,- сокровище ничем не заменимое. Она почерпается единственно из природных источников души, и воспитание должно более всего беречь эту силу, как основание всякого человеческого достоинства. Но всякая сила слепа. Она одинаково готова разрушать и творить, смотря по направлению, которое ей дано. Все решается наклонностями человека и теми убеждениями, которые приобрели в нем силу наклонностей.

Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра. Но этого мало. Каждый из нас видит прямую дорогу, но многие ли могут похвалиться, что никогда не уклонялись от нее? Побеждать свои природные влечения каждую минуту - дело почти невозможное, если посреди этих влечений мы не находим себе помощника, который бы облегчал для нас победу над нашими дурными наклонностями и в то же время награждал бы нас за эту победу. К чести природы человеческой должно сказать, что нет такого сердца, в котором бы не было бескорыстно добрых побуждений; но эти побуждения так разнообразны и иногда так глубоко скрыты, что не всегда легко отыскать их. Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний.

1. Сущность воспитания и его цели по учению И.Г. Песталоцци

И, несмотря на это, Песталоцци не мог не видеть, что мать и семейный очаг, которые стоят перед его духовным взором, только в исключительных случаях дают и могут дать то, чего хотел он, так как именно в своеобразии этого тончайшего и глубочайшего социального явления заложено основание того, что указанная Песталоцци цель оказывается неосуществимой: ведь, и по мнению самого Песталоцци, своеобразие и сила этого социального явления заключается именно в том, что оно должно вырасти непосредственно на природной почве.

Идеи народного воспитания А. Дистервега.

Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

Таким путем, по мысли Ф.А.В. Дистервега, можно обеспечить не только природосообразность школьного воспитания в соответствии с сущностью самого человека, но и единство, равноправие, связь каждого со всеми индивидами и обществом в целом.

В общую задачу народной школы включалось воспитание национального самосознания в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной терпимости, солидарности и человечности. Очевидная абстрактность названных положений конкретизировалась определением учебно-воспитательной функции народной школы, которая призвана заложить основы для формирования нации, развития начала человеческого достоинства у своих воспитанников, всестороннего воздействия на развитие умственных способностей детей, для становления у них характера, основу которого составит их интеллект. Таким образом, трактовка Ф.А.В. Дистервегом общечеловеческого воспитания ориентировала народную школу на развитие у ее воспитанников таких качеств личности, которые дали бы возможность каждому найти свое место для проявления активности в последующей жизни.

Немецкого педагога можно по праву считать основоположником педагогического образования в Германии. Почти три десятилетия он был директором учительских семинарий – в Мерсе, на Рейне (1820 – 1832) и Берлине (1832 – 1847), где преподавал педагогику, математику, немецкий язык. Эти учебные заведения были образцовыми и готовили педагогические кадры для народной школы.

Дистервег выдвинул три ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой из них. Для детей первой возрастной ступени (6 – 9 лет) характерны повышенная физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следовало уделять чувственному познанию и упражнению чувств. Школьники второй возрастной ступени (9 – 14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать, анализировать. Третья ступень охватывала школьников в возрасте (от 14 до 16 лет). В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые со временем должны превратиться в убеждения.




В педагогическом наследии Дистервега особый интерес представляет формулировка ведущих принципов воспитания и обучения – природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.

Под природосообразностью Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем хороших природных задатков, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. Культура, по мнению Дистервега, подразделяется на внешнюю, внутреннюю и общественную. Внешняя культура это нормы морали, правила поведения в быту. Внутренняя культура – духовная жизнь индивида. Общественная культура подразумевает общественные отношения и национальную культуру.

Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность личности в процессе обучения и воспитания. По мнению великого немецкого педагога, развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и добру есть конечная цель воспитания.

Дистервег выделил 4 группы дидактических правил.

К первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями.

Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи, между школьными предметами, близкими по содержанию.

Третьягруппа правил связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой.

Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.

Особое внимание Дистервег уделял следующим дидактическим правилам:

  • обучать природосообразно; учитывать особенности детского восприятия;
  • идти от простого к сложному; от легкого к трудному;
  • от известного к неизвестному; широко использовать наглядность;
  • сознательно усваивать учебный материал; закреплять пройденный материал на практике и др.

Немецкого педагога можно по праву считать основоположником педагогического образования в Германии. Почти три десятилетия он был директором учительских семинарий – в Мерсе, на Рейне (1820 – 1832) и Берлине (1832 – 1847), где преподавал педагогику, математику, немецкий язык. Эти учебные заведения были образцовыми и готовили педагогические кадры для народной школы.

Дистервег выдвинул три ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой из них. Для детей первой возрастной ступени (6 – 9 лет) характерны повышенная физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следовало уделять чувственному познанию и упражнению чувств. Школьники второй возрастной ступени (9 – 14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать, анализировать. Третья ступень охватывала школьников в возрасте (от 14 до 16 лет). В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые со временем должны превратиться в убеждения.

В педагогическом наследии Дистервега особый интерес представляет формулировка ведущих принципов воспитания и обучения – природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.

Под природосообразностью Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем хороших природных задатков, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. Культура, по мнению Дистервега, подразделяется на внешнюю, внутреннюю и общественную. Внешняя культура это нормы морали, правила поведения в быту. Внутренняя культура – духовная жизнь индивида. Общественная культура подразумевает общественные отношения и национальную культуру.

Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность личности в процессе обучения и воспитания. По мнению великого немецкого педагога, развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и добру есть конечная цель воспитания.

Дистервег выделил 4 группы дидактических правил.

К первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями.

Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи, между школьными предметами, близкими по содержанию.

Третьягруппа правил связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой.

Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.

Особое внимание Дистервег уделял следующим дидактическим правилам:

  • обучать природосообразно; учитывать особенности детского восприятия;
  • идти от простого к сложному; от легкого к трудному;
  • от известного к неизвестному; широко использовать наглядность;
  • сознательно усваивать учебный материал; закреплять пройденный материал на практике и др.

О воспитании

• воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан;

• воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Цели и принципы воспитания

Важнейший принцип воспитания — природосообразность:

• следование за процессом естественного развития человека;

Об обучении

Главная задача обучения—развитие умственных сил и способностей детей.

Формальное образование связано с материальным.

Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

• отечественная история, • география, • родной язык, • естественные науки,

Правила и принципы обучения:

• обучать соответственно особенностям детского восприятия,

• от примеров надо идти к правилам,

• от предметов — к обозначающим их словам,

Требования к учителю:

• должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься

А. Дистервег - "учитель немецких учителей", его прогрессивная общественно-педагогическая деятельность. Теория Дистервега о целях и принципах общечеловеческого воспитания. Природосообразность и культуросообразность образования, требования к учителю.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.12.2014
Размер файла 21,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оглавление

    Введение
    • 1. Общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега
    • 2. Сущность воспитания, его цели и основные принципы
    • 3. Умственное образование
    • 4. Требования к учителю
    • Заключение
    • Список литературы

    Введение

    Педагогику Адольфа Дистервега можно назвать гуманистической, гуманной, Человечной с большой буквы этого слова. Ведь смысл и значение жизни вообще и человеческой жизни в особенности, по Дистервегу, заключается в стремлении к лучшему и более совершенному состоянию, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты.

    В тесной связи с такими взглядами на жизнь стоят и взгляды Дистервега на задачи воспитания. В человеке дремлет дух того высшего целого, к которому он принадлежит. Если воспитанием этот дар превратить в живую силу, то в человеке проснется дух любви, дух Божий. Задача воспитания - развить все стороны человеческой природы, все силы, данные человеку, и поставить его на путь самостоятельного развития.

    В современном обществе с его погоней за новыми идеями и технологиями мы часто забываем о тех духовных ценностях, которые подарили нам предыдущие поколения. А иногда используем их как само собой разумеющуюся истину, забывая о тех людях, которые открыли эту истину путем долгих лет исканий, порой, вопреки общепринятому мнению и государственных догматов. Их служение обществу и безграничная преданность любимому делу и сейчас еще может послужить примером для многих выдающихся умов нашего времени.

    1. Общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега.

    Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790--1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века.

    Он родился в небольшом промышленном городе Зиген в Вестфалии в семье чиновника-юриста. В 1808 году он поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю, а затем перевелся в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 году и позднее получил степень доктора философии.

    Дистервег горячо протестовал против господствовавшего в Германии еще с XVI века конфессионального (вероисповедного) обучения, при котором дети католиков и лютеран учились в отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над школой и осуществлении контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом. Своими смелыми выступлениями Дистервег навлек на себя сильное недовольство правительства и реакционных кругов общества, возмущение духовенства.

    Выступления Дистервега и общественности заставили правительство издать в 1859 году циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов. Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность Дистервег вел до последних дней своей жизни. Он скончался в 1866 году, заболев холерой.

    2. Сущность воспитания, его цели и основные принципы

    немецкий педагогический воспитание образование

    Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда.

    Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

    3. Умственное образование

    Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Дистервег подчеркивал, что чисто формального образования вообще не существует, ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение.

    Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности.

    Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования в средней школе и осуждал современные ему классические гимназии.

    Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко изложить сущность дела.

    Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение.

    4. Требования к учителю

    Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. Как и Коменский, он придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что, в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом.

    Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Надо, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости, чтобы энергичное преподавание будило умственные силы учащихся, укрепляло их волю, формировало их характер. Учащиеся все время должны чувствовать, что они двигаются вперед. Хороший учитель, указывает Дистервег, твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Учитель постоянно работает над собой. Только при этих условиях он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать встречающиеся на их пути трудности. Он говорит о воспитательном значении сильной воли учителя, который должен иметь твердый характер. Строгий и требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым, только тогда он может завоевать авторитет со стороны своих учеников. Он должен быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество.

    Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение, в частности и в России в середине XIX века. Однако в самой Германии педагог-демократ Дистервег не был признан в официальных кругах.

    Дистервег пользуется заслуженным признанием в Германской Демократической Республике. Правительством учреждена медаль его имени, которой награждаются лучшие учителя и деятели народного образования; в ГДР впервые издано полное собрание его сочинений.

    Можно сделать вывод, что гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега играет важную роль в системе образования. Стремление к гуманизации образования характерная особенность нашего времени, времени быстрых и резких изменений природной и социальной среды, идеологических систем, профессиональных требований и технологических возможностей. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Необычайно важные идеи А. Дистервега, за которыми следуют педагоги и нашего времени, уже принято считать классическими и образцовыми.

    В Вестфалии, на родине, сооружен ему памятник рядом с тем великим человеком, благодаря которому взошла в начале этого века для Германии заря лучшего будущего, рядом с памятником Штейну. Самый памятник представляет бронзовый бюст, несколько больше натуральной величины. На высоком пьедестале из красного полированного гранита, впереди вырезаны слова: Адольф Дистервег, Морс 1820-1832, Берлин 1832-1866.

    Список литературы

    1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. ПедВУЗов. - М.; Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 432 с.

    2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. Публ. фрагм из прудов нем. педагога, 1834 г. // Нар. Образование, 2001. - №1

    3. Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя, 1883. - №5

    5. Соколова Л.Б. Совместное обсуждение образования философами и педагогами - состоялось! Хроника научной жизни 1999.

    6. Болотова А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии

    7. Пискунов А.И. Дидактические взгляды Адольфа Дистервега // Советская педагогика, 1956. - №1. - с. 63-70

    8. Фрумов С.А. Педагогическая деятельность Дистервега // Советская педагогика, 1951. - №7. - с. 79-85

    Подобные документы

    Конспект научно-педагогической работы Ф.А.В. Дистервега "Руководство к образованию немецких учителей". Деятельность и роль педагога в России и на Западе в их историческом становлении. Высказывания педагогов Луначарского, Ушинского и Сухомлинского.

    контрольная работа [121,1 K], добавлен 14.04.2012

    Понятие авторской педагогической системы, реализация авторских подходов к обучению и воспитанию. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система по формированию умений. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

    реферат [40,0 K], добавлен 19.10.2011

    Знакомство с основами педагогической деятельности учителя в школе. Подготовка, разработка и проведение лекционного и семинарского занятий, внеклассного мероприятия по социально значимой теме. Развитие способности адекватно познавать себя и других людей.

    отчет по практике [38,5 K], добавлен 20.11.2014

    Вклад А.С. Макаренко в развитие педагогики. Жизнь и педагогическая деятельность Макаренко, основные положения его педагогической теории. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации. Убеждение как важнейший метод воспитания.

    курсовая работа [66,6 K], добавлен 14.04.2009

    История жизни М. Монтессори и ее педагогическая деятельность. Разработка методики дошкольного воспитания: рассмотрение основных целей, задач, принципов. Определение особенностей обустройства класса и использования дидактических материалов на занятиях.

    дипломная работа [117,7 K], добавлен 12.08.2010

    Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского, взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Основная идея пансофии Коменского, его оценка назначения и роли учителей, необходимые качества личности.

    реферат [35,5 K], добавлен 18.11.2010

    Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. Элементы принципа народности воспитания по учению К.Д. Ушинского. Женское образование.

    Читайте также: