Что такое проектная деятельность в школе 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям…” (ФГОС, 2010)
В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разбираться в решении типовых задач. Нужно уметь использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, когда неясно, какие знания и какой науки нужно использовать, не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска. В таких условиях сложно переплетаются логические и интуитивно-образные построения, приходится постоянно осмысливать и переосмысливать свои действия и действия других. В процессе поиска решений возникает необходимость преодоления интеллектуальных трудностей. Но только это преодоление приводит к оригинальному решению. Способность творчески мыслить – самая важная составляющая опыта проектной деятельности. Курс способствует решению выше перечисленных задач, а также позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Курс “Основы проектной деятельности” изучается в начале обучения в средней школе (5-й класс), является школьным компонентом базисного учебного плана в рамках внеурочной деятельности учащихся и ориентируется на достижение результатов I уровня. Курс предназначен для учащихся, которые в начальной школе обучались по стандарту первого поколения, переходя в основную школу, начинают обучение по стандарту второго поколения.

По своей структуре курс не является системным и сквозным курсом, а представляет собой отдельный модуль в целой системе проектных курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 17 часов (0,5 часов в неделю) в 5-м классе. Поэтому учебно-методический комплекс курса подразумевает организацию занятий в достаточно короткие сроки. Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.

Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание.

Проект – это пять “П”: проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Тема должна представлять интерес для ученика. Желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать возможность учащимся обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.

  • знакомство класса с общей темой;
  • выбор подтем (областей знания);
  • сбор информации;
  • выбор темы проекта;
  • выбор проектного продукта.

В теме должна быть заложена какая– то проблема, вопрос или тайна. Название должно выражать главную идею, должно быть коротким, ёмким по содержанию и максимально индивидуальным.

Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов.

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Полнота содержания – курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания – курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Практическая направленность содержания – содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 17 часов в течение любого времени в рамках предмета по выбору школы, во внеклассной и внешкольной работе.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично – поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий: теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

Для регулярного контроля на учащихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл (педагог, использующий данный курс может сам выбрать систему оценивания): 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Каждый учащийся ведёт “Дневник работы над проектом”. Для отслеживания результатов можно использовать мини-тесты, различные виды диагностических заданий, рефлексивные предложения и др. Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы – группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом, его зачетной работой может стать персональный проект.

Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды

Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.


Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,
  • игровыми,
  • информационными,
  • предметно-ориентированными.
  • исследовательскими,

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

  • Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
  • Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Профориентация

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Структурность

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС начального общего образования (НОО).
  2. ФГОС основного общего образования (ООО).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды проектов по продолжительности: мини-проекты , могут укладываться в один урок или менее; краткосрочные требуют 3-4 урока; недельные выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.; долгосрочные (годичные), могут выполняться как в группах, так и индивидуально, выполняется, как правило, во внеурочное время.

Виды проектов по продолжительности:

Виды проектов по профилю знаний:

Виды проектов по форме:

практико-ориентированный , нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, района, республики, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему;

Виды проектов по форме: исследовательский , по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.;

Виды проектов по форме:

исследовательский , по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.;

Виды проектов по форме: информационный , направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернет. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы;

Виды проектов по форме:

информационный , направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернет. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы;

Виды проектов по форме: творческий , предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, тетрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.;

Виды проектов по форме:

творческий , предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, тетрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.;

Виды проектов по форме: ролевой , разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

Виды проектов по форме:

ролевой , разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

Виды проектов по количеству участников: Личностные( индивидуальные); парные; групповые .

Виды проектов по количеству участников:

Этапы работы над проектом

Примерная структура проекта

Примерная структура проекта

  • Основное содержание проекта (раздел включает описание путей и методов достижения поставленных целей, описание механизма реализации проекта, какие ресурсы будут использованы, как будет осуществлён отбор участников либо целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус, каким образом будет распространяться информация о проекте и т.д.).

Примерная структура проекта

Примерная структура проекта Ожидаемые результаты и социальный эффект (должна содержаться информация о результатах проекта – по проводимым мероприятиям, степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов). Перспективы дальнейшего развития проекта (возможности дальнейшего продолжения проекта: расширение территории, контингента участников, организаторов, расширение содержания и т.д.)

Примерная структура проекта

  • Ожидаемые результаты и социальный эффект (должна содержаться информация о результатах проекта – по проводимым мероприятиям, степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов).
  • Перспективы дальнейшего развития проекта (возможности дальнейшего продолжения проекта: расширение территории, контингента участников, организаторов, расширение содержания и т.д.)

Примерная структура проекта

Критерии оценивания проектной работы

Критерии оценивания проектной работы

Корзина возможных проектов

Корзина возможных проектов

  • Объединиться в группы по 2-3 человека.
  • Определиться с выбором населенного пункта(деревня, село, поселок, город)
  • Поиск информации в интернет ресурсах
  • Выявить, сколько солнечных и дождливых дней в сентябре
  • Сделать выводы, составить список рекомендаций для жителей населенного пункта
  • Результаты работы оформить в виде объявления


-75%

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям…” (ФГОС, 2010)
В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разбираться в решении типовых задач. Нужно уметь использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, когда неясно, какие знания и какой науки нужно использовать, не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска. В таких условиях сложно переплетаются логические и интуитивно-образные построения, приходится постоянно осмысливать и переосмысливать свои действия и действия других. В процессе поиска решений возникает необходимость преодоления интеллектуальных трудностей. Но только это преодоление приводит к оригинальному решению. Способность творчески мыслить – самая важная составляющая опыта проектной деятельности. Курс способствует решению выше перечисленных задач, а также позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Курс “Основы проектной деятельности” изучается в начале обучения в средней школе (5-й класс), является школьным компонентом базисного учебного плана в рамках внеурочной деятельности учащихся и ориентируется на достижение результатов I уровня. Курс предназначен для учащихся, которые в начальной школе обучались по стандарту первого поколения, переходя в основную школу, начинают обучение по стандарту второго поколения.

По своей структуре курс не является системным и сквозным курсом, а представляет собой отдельный модуль в целой системе проектных курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 17 часов (0,5 часов в неделю) в 5-м классе. Поэтому учебно-методический комплекс курса подразумевает организацию занятий в достаточно короткие сроки. Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.

Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание.

Проект – это пять “П”: проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Тема должна представлять интерес для ученика. Желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать возможность учащимся обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.

  • знакомство класса с общей темой;
  • выбор подтем (областей знания);
  • сбор информации;
  • выбор темы проекта;
  • выбор проектного продукта.

В теме должна быть заложена какая– то проблема, вопрос или тайна. Название должно выражать главную идею, должно быть коротким, ёмким по содержанию и максимально индивидуальным.

Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов.

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Полнота содержания – курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания – курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Практическая направленность содержания – содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 17 часов в течение любого времени в рамках предмета по выбору школы, во внеклассной и внешкольной работе.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично – поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий: теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

Для регулярного контроля на учащихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл (педагог, использующий данный курс может сам выбрать систему оценивания): 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Каждый учащийся ведёт “Дневник работы над проектом”. Для отслеживания результатов можно использовать мини-тесты, различные виды диагностических заданий, рефлексивные предложения и др. Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы – группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом, его зачетной работой может стать персональный проект.

Читайте также: