Что такое новоогаревский процесс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Новоогарёвский процесс — процесс формирования нового союзного договора из-за назревшего кризиса между союзными республиками СССР.

Ново-Огарёво – название московской резиденции Горбачёва.

Участники – 9 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР и Туркменская ССР и союзный центр как самостоятельный участник дискуссий.

Первое заседание – 23 апреля:

– Участники встречи считают, что непременным условием стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению действующих законов впредь до принятия нового Союзного договора и Конституции Союза

– Первоочередной задачей для преодоления кризиса является заключение нового договора суверенных государств с учётом итогов проведённого всесоюзного референдума

– В течение всего переходного периода должна обеспечиваться нормальная деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных депутатов всех ступеней

– руководители Союза и республик считают нетерпимыми попытки достигать политических целей путём подстрекательства к гражданскому неповиновению

– Участники встречи отдают себе отчёт в том, что все эти меры по стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без кардинального повышения роли союзных республик

В ходе дальнейших заседаний был выработан проект Союза Суверенных Государств (СГГ), подразумевающий создание мягкойФедерации вместо СССР. Права республик существенно расширялись (в том числе Союз мог передать часть своих исключительныхполномочий республике, на территории которой они будут осуществляться, при одобрении этого другимиреспубликами). Подписание союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года.

Причины распада (если попросят):

·СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

·СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а по национально-территориальному признаку. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

Новоогарёвский процесс — процесс формирования нового союзного договора из-за назревшего кризиса между союзными республиками СССР.

Ново-Огарёво – название московской резиденции Горбачёва.

Участники – 9 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР и Туркменская ССР и союзный центр как самостоятельный участник дискуссий.

Первое заседание – 23 апреля:

– Участники встречи считают, что непременным условием стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению действующих законов впредь до принятия нового Союзного договора и Конституции Союза

– Первоочередной задачей для преодоления кризиса является заключение нового договора суверенных государств с учётом итогов проведённого всесоюзного референдума

– В течение всего переходного периода должна обеспечиваться нормальная деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных депутатов всех ступеней

– руководители Союза и республик считают нетерпимыми попытки достигать политических целей путём подстрекательства к гражданскому неповиновению

– Участники встречи отдают себе отчёт в том, что все эти меры по стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без кардинального повышения роли союзных республик

В ходе дальнейших заседаний был выработан проект Союза Суверенных Государств (СГГ), подразумевающий создание мягкойФедерации вместо СССР. Права республик существенно расширялись (в том числе Союз мог передать часть своих исключительныхполномочий республике, на территории которой они будут осуществляться, при одобрении этого другимиреспубликами). Подписание союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года.

Причины распада (если попросят):

·СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

·СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а по национально-территориальному признаку. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

Новоогаревский процесс – это важнейший исторический этап периода перестройки. Он представлял собой процесс образования нового союзного договора для создания федеративного государства иного общественно-политического формата.

Предпосылки

В конце 1990 года на сессии ВК СССР обсуждался вопрос союзного договора. В свою очередь, Президент СССР М.С. Горбачев предлагает создать новый союз, носящий название Союза Суверенных Государств (ССГ). Процесс создания был запущен в апреле 1991 года, он назван в честь резиденции Горбачева в Ново-Огарево, где проходила встреча. На ней присутствовали представители 9 республик: Азербайджанской, Белорусской, Киргизской, Казахской, РСФСР, Таджикской, Туркменской, Узбекской, и Украинской. Горбачев предложил свой вариант союзного договора для обновления СССР. Он запланировал дать республикам обширные полномочия, сохраняя единое государство. Идею Горбачева поддержали 10 республик (из 15 имеющихся), они вступили в Содружество Суверенных Государств.

В мае – июле в Ново-Огарево проходило множество встреч с целью согласования союзного договора, где выяснились его внушительные противоречия. Причем несостыковки обнаружились как в отношениях между республиками и союзным центром, так и в позиции самих республик. И самое главное – процесс нарушал Конституцию СССР по 173 и 174 статье.

На 20 августа было запланировано подписание договора представителями Казахской республики, Узбекской республики и РСФСР. Для представителей других республик подписание задумывалось уже осенью. Эти мероприятия должны были проходить в той же резиденции Горбачева.

9 августа 1991 года создан ГКЧП – Госкомитет по чрезвычайному положению. В составе комитета было 8 человек, в него вошли партийные функционеры, премьер-министры, вице-президенты, и руководители силовых структур. 18 августа участники ГКЧП прибыли в Крым, где отдыхал Горбачев и захватили его. Президента СССР объявили отстраненным от управления в связи с ухудшением здоровья. Члены ГКЧП были намерены запретить подписание договора ССГ и не допустить развал СССР.

Действия ГКЧП вызвали общественный резонанс. Особенно в Москве и Санкт-Петербурге, здесь сотни тысяч граждан устроили акции протеста против действий ГКЧП. Сторону оппозиции занял Б. Н. Ельцин и политическое руководство РСФСР. 21 августа члены ГКЧП были лишены власти и вывели свои войска.

Когда помеха в виде ГКЧП была устранена, работа над договором уже в качестве конфедерации продолжилась. Новоогаревский процесс завершился подписанием тремя союзными государствами Беловежского соглашения. В нем говорилось об упразднении СССР и формировании СНГ – Содружеством Независимых Государств. Соглашение подписывалось втайне от Горбачева и народов страны 8 декабря. А уже 21 декабря 8 союзных республик присоединились к СНГ и признали распад СССР. 25 декабря первый и единственный Президент СССР объявил об отставке.

Толстяк на связи продолжает рассказывать о событиях Перестройки, начатые в статьях У порога Перестройки , Еще несколько слов о Перестройке , Сохранить СССР: референдум и подготовка Союзного договора . Теперь перейдем к подготовке текста нового Союзного договора.

СССР подошел к порогу распада. Республики теперь возглавляли избранные президенты, которые никак не зависели ни от ЦК КПСС, ни от союзного правительства или парламента. Высшими органами власти являлись легитимно избранные на основе законодательства СССР 1988 – 1989 гг. представительные органы власти, которые стали пользоваться своим конституционным правом выхода из СССР. Именно в этих условиях началась работа по согласованию союзного договора.

В ходе первого заседания было принято совместное заявление, в котором было провозглашено, что

24 мая в Ново-Огарево прошло первое заседание Подготовительного комитета для работы над проектом нового союзного договора.17 июня Подготовительный комитет, Горбачев и лидеры 9 республик согласовали проект Союзного договора. Проект был направлен Верховным Советам республик и союзному Верховному Совету. После завершения переговоров 24 июля 1991 г. Горбачев представил проект договора. 15 августа его окончательная редакция была опубликована в "Советской России".

Вариант, опубликованный 15 августа, состоял из 26 статей. В преамбуле фигурировали государства, которые подписывают договор. В качестве основных принципов договора провозглашались

1. каждая республика, участник договора – суверенное государство. Союз Советских Суверенных республик – СССР – суверенное федеративное демократическое государство

2. государства, образующие Союз, сохраняют за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития

3. государства обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное и административно-территориальное устройство

Провозглашалась преемственность нового государства по отношению к прежнему СССР. Членство было объявлено добровольным. Было провозглашено общее гражданство.

К предметам ведения Союза были отнесены:

К совместному ведению были отнесены:

5. определение стратегии социально-экономического развития, создание условий для формирования общесоюзного рынка, проведение единой финансовой, денежной, налоговой, ценовой политики

Предусматривались такие органы власти союза, как

2. Президент Союза – высшая исполнительно-распорядительная власть, он гарант соблюдения Союзного договора, Конституции, главнокомандующий Вооруженными силами Союза

Столицей Союза должна была стать Москва.

Однако, не были четко прописаны такие положения, как налоговые сборы республик в союзный бюджет. Не был прописан вопрос о республиканской и союзной собственности. Ничего не говорилось о статусе тех республик СССР, которые не участвовали в Новоогаревском процессе – Армения, Грузия, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия. Республики же назывались суверенными государствам, а в связи с этим возникал вопрос о международном статусе каждой отдельной республики и союза в целом.

К договору предполагали присоединиться 8 из 15 республик.

В ходе конфиденциальных встреч Горбачева с Ельциным и Назарбаевым 29 – 30 июля обсуждались и кадровые перестановки. Горбачев согласился на смещение консерваторов В. С. Павлова, В. А. Крючкова, Язова, Пуго, Янаева. Назарбаеву Горбачев намеревался предложить пост главы правительства союзного государства. Также на этих встречах было намечено подписание союзного договора на 20 августа. 2 августа в своем телеобращении Горбачев озвучил эту дату, 3 августа текст телеобращения был опубликован.

Относительно перспектив проекта в литературе бытуют разные мнения.

Некоторые считают, что подписание договора позволило бы избежать развала СССР, другие считают, что СССР все равно было бы не спасти. По мнению некоторых исследователей, это должно было стать даже не конфедерацией, а клубом государств. Но аналогии с Евросоюзом не подходят: Европа объединилась, имея перспективы роста, помогая друг другу, а советские республики находились на грани коллапса. С одной стороны, это позволило бы сохранить единое экономическое пространство, единую валюту, единое руководство. С другой стороны, договор являлся фактически приговором СССР в его прежнем состоянии, поэтому договор вызывал такое неприятие у сторонников сохранения единства Советского Союза.

Но этот проект так и не был реализован.

4 августа М. С. Горбачев уехал в Форос, но это уже совсем другая история…

Автор Роман Наливайко

Читайте и смотрите наши материалы про русскую и советскую историю:

Если вы хотите продолжения, новых статей и видео про историю, культуру, искусство, гуманитарную науку и образование, то для развития канала ставьте лайки, подписывайтесь на канал , смотрите наше видео на ютуб-канале , смотрите больше материалов в группе В Контакте комментируйте, конструктивная критика принимается.

Новоогарёвский процесс — процесс формирования нового союзного договора из-за назревшего кризиса между союзными республиками СССР.

Данный процесс, начавшийся в апреле 1991 года, получил своё имя по названию подмосковной резиденции Михаила Горбачёва в Ново-Огарёво. В новоогарёвском процессе принимали участие 9 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР и Туркменская ССР и союзный центр как самостоятельный участник дискуссий.

В ходе дальнейших заседаний был выработан проект Союза Суверенных Государств (ССГ), подразумевающий создание мягкой федерации вместо Союза Советских Социалистических Республик. Права республик существенно расширялись (в том числе Союз мог передать часть своих исключительных полномочий республике, на территории которой они будут осуществляться, при одобрении этого другими республиками). Подписание союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года.

Первый раз подписанию договора помешали события 19-21 августа. Государственный комитет по чрезвычайному положению отстранил Михаила Горбачева от власти.

Однако, после провала ГКЧП по-прежнему продолжалась работа над новым Союзным договором о создании ССГ уже как конфедерации. Последний раз главы большинства республик и президент СССР сделали заявление в ноябре 1991 года, которое транслировалось на телевидении. Подписание договора было намечено на декабрь.

Точку в Новоогарёвском процессе поставило подписание 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик Беловежского соглашения, заявившего о прекращении существования СССР и создании организации СНГ. 21 декабря в Алма-Ате к соглашению присоединились главы еще восьми союзных республик.

25 декабря 1991 года президент СССР ушёл в отставку.

Новоогарёвский процесс — процесс формирования нового союзного договора из-за назревшего кризиса между союзными республиками СССР.

Данный процесс, начавшийся в апреле 1991 года, получил своё имя по названию подмосковной резиденции Михаила Горбачёва в Ново-Огарёво. В новоогарёвском процессе принимали участие 9 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР и Туркменская ССР и союзный центр как самостоятельный участник дискуссий.

В ходе дальнейших заседаний был выработан проект Союза Суверенных Государств (ССГ), подразумевающий создание мягкой федерации вместо Союза Советских Социалистических Республик. Права республик существенно расширялись (в том числе Союз мог передать часть своих исключительных полномочий республике, на территории которой они будут осуществляться, при одобрении этого другими республиками). Подписание союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года.

Первый раз подписанию договора помешали события 19-21 августа. Государственный комитет по чрезвычайному положению отстранил Михаила Горбачева от власти.

Однако, после провала ГКЧП по-прежнему продолжалась работа над новым Союзным договором о создании ССГ уже как конфедерации. Последний раз главы большинства республик и президент СССР сделали заявление в ноябре 1991 года, которое транслировалось на телевидении. Подписание договора было намечено на декабрь.

Точку в Новоогарёвском процессе поставило подписание 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик Беловежского соглашения, заявившего о прекращении существования СССР и создании организации СНГ. 21 декабря в Алма-Ате к соглашению присоединились главы еще восьми союзных республик.

Читайте также: