Что такое подсистема пример школа

Обновлено: 05.07.2024

В школе создаются и непрерывно функционируют следующие подсистемы:

подсистема учебной, (обще,до)профессиональной и жизненной мотивации;

подсистема развития и формирования умений самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

подсистема определения и самоопределения воспитанников (определение - внешняя работа с воспитанниками по выявлению их интересов, намерений и возможностей);

подсистема сохранения и укрепления здоровья;

подсистема различных типов, видов и инвариантных компонентов деятельности:

В каждом из 16 предметно-практических направлений деятельности проявляются инвариантные компоненты видов деятельности: 1) перцентивно-познавательный; 2) мотивационно-потребностный; 3) ценностно-ориентационный; 4) проектировочный; 5) организационно-коммуникативный; 6) операционно-орудийный; 7) рефлексивно-аналитический; 8) эмоционально-волевой; 9) нравственный; 10) эстетический;

Выделенные 16 направлений деятельности тесно взаимосвязаны и пересекаются друг с другом;

подсистема методического обеспечения;

подсистема инновационной работы (механизм развития школы);

Организационно-педагогическая структура школы базового, вариативного образования включает следующие элементы (Схема 2):

Школа базового образования

Школа подготовки к школе

ЗПР - классы детей, имеющих задержку в психическом развитии;

ККО - классы компенсирующего обучения в состав которых входят дети с ослабленным здоровьем, социальной и школьной запущенностью;

ПТК - профессионально-трудовые классы;

ПК - профессиональные классы;

КРП - классы равного представительства. Данная форма организации детей с целью обучения характеризуется тем, что ее состав соответствует составу реальных детских сообществ (группы по месту жительства, случайные группы, референтные группы). Число сильных, средних и слабых детей с нормальными учебными возможностями в них составляет равный процент;

КВУО - классы высокого уровня образования. Высокий уровень образования предполагает высокий уровень содержания образования (объем и сложность программы), квалификации преподавателей и технологической оснащенности;

ДГ - динамические группы. Эта форма организации детей с целью обучения преднозначена для проведения занятий по обязательному выбору;

Г - группа (занятия по свободному выбору);

ПОиСО - подсистема определения и самоопределения школьников.

Элементы организационно-педагогоческой структуры подразделяются на вертикальные и горизонтальные:

вертикальные: начальная школа (НШ), основная школа 1-й ступени (ОШ1), основная школа 2-й ступени (ОШ2), средняя (полная) школа (СШ). При переходе из одного вертикального элемента в другой школьник попадает в ситуацию предметного, (до)профессионального и личностного определения и самоопределения. Необходимый уровень вариативности инициирует развитие и формирование важнейшего интегративного умения - умения осуществления выбора, создает условия для проявления активной жизненной позиции, положительно влияет на развитие и формирование мотивационно-потребностной сферы.

горизонтальные: классы равного представительства, классы выравнивания для детей с задержкой психического развития, классы компенсирующего обучения, базовые классы, классы высокого уровня образования или гимназические, профессионально-трудовые классы, профессиональные классы, динамические группы, группы.

Пересечение вертикальных и горизонтальных элементов создает пространство вариативного образования, обеспечивающего возможность проектирования и реализации индивидуально-ориентированных образовательных программ в зависимости особенностей школьников.

Основной формой представления содержания базового и вариативного образования является учебный план школы, включающий базовый, вариативно-обязательный и дополнительный компоненты. С учетом жестких ограничений федерального базисного плана на масштабы вариативного образования, в нашей школе отводится на занятия по обязательному выбору по 2 часа с 1-го по 9-й классы включительно, по 4-6 часов в 10-11-х классах. Доминирующим видом групп являются группы переменного состава, что обеспечивает построение придельного гибкой системы дифференциации детей. Принципиальным моментом является проектирование и реализация вариативного образования в рамках федеральных нормативов обязательного недельного времени обучения.

Вариативный обязательный компонент учебного плана школы включаются предметы (спецкурсы), ориентированные, во-первых, на углубление, расширение, коррекцию усвоения базового компонента (математика углубленного уровня, математика коррекционного уровня и т.п.), во-вторых, на адаптацию содержания образования к актуальной социальной ситуации развития. Такой подход обеспечивает более эффективное достижение стандартов обученности в условиях уменьшения времени на базовое образование, а также снижает остроту кадровой проблемы.

В настоящее время в школе функционирует 5-ть классов для детей с ЗПР, 11-ть классов ККО, 27-мь базовых классов и 9-ть классов высокого уровня образования (ряд из них работает по программам развивающего обучения). В 1996-97 учебном году в начальной школе было открыто 26-ть, в основной и старшей 95-ть мобильных групп различного целевого назначения. Данная работа, связанная с переходом школы на базисный учебный план, проводится в течении четырех последних лет.

Важнейшем элементом нашей общеобразовательной школы является подсистема определения и самоопределения детей (ПОиСД): этапы, содержание работы, психологические и педагогические средства (техники, методики), обслуживающие эффективное определение и самоопределение учащихся.

Общеобразовательная школа доминирует при реализации следующих программ:

- программа интеллектуального образования.

6. Подсистемы обеспечения образования в школе

В школе создаются и непрерывно функционируют следующие подсистемы:

Подсистема правового обеспечения . В рамках данной подсистемы разработаны следующие внутренние (локальные) нормативно-правовые документы: положение о кафедре, положение о классах высокого уровня образования, положение о классном руководителе, положение о внутришкольной аттестации, положение о художественно-эстетическом центре, положение о школе здоровья, положение о конкурсе педагогических технологий и др.;

Подсистема психолого-педагогического обеспечения . В течение ряда лет работает психолого-педагогический лекторий (ежемесячно), школьная психологической службы (3 психолога). Функционируют и развиваются психологический и логопедический кабинеты.

Подсистема кадрового обеспечения. В школе работает относительно стабильный педагогический коллектив (ежегодная ротация 5-7 процентов) в количестве 75-85 человек. Высшую категорию имеют 19, первую - 24 и вторую - 15 человек. Директор и три его заместителя имеют высшую категорию. За последние три года 34 педагогических работников прошли курсы повышения квалификации.

Подсистема материально-технического обеспечения вариативного образования. Данная подсистема включает 34 предметных кабинета, специализированные кабинеты музыки, изобразительного искусства, хореографии, художественного труда, обслуживающего труда, два кабинета технического труда, два кабинета информатики, кафе, пять комнат для работы творческих групп, два спортивных зала, столовая на балансе школы.

Подсистема финансового обеспечения . Школа осуществляет самостоятельный бухгалтерский учет. Основным источником финансирования является бюджет. Средств на опытно-инновационную и экспериментальную работу не выделялось (за исключением двукратной поддержки учителей-экспериментаторов в размере 15 процентов к ставке разряда по ЕТС). Второй год в школе создан и работает Попечительский совет классов высокого уровня образования (гимназических). За счет средств Попечительского совета и спонсоров для школы приобретены компьютер IBM-486, видеокамера, ксерокс, фотоаппарат, учебная и методическая литература и другие материалы для повышения оснащенности образовательного процесса.

7. Задачи (направления деятельности) школы

Основными глобальными задачами нашей школы как социального института, реализующего функцию индивидуализации и социализации детей, являются:

- обеспечение возникновения и непрерывного функционирования подсистемы учебной, профессиональной и жизненной мотивации детей.

- обеспечение возникновения и непрерывного функционирования организационно-педагогической подсистемы школы ориентированной на реализацию непрерывных, индивидуально-ориентированных образовательных программ. Данная задача осуществляется через: использование комплексного образовательного потенциала школы и окружающего социума; использование различных форм организации детей с целью образования как элементов структуры школы (классы для детей с ЗПР, компенсирующего обучения, базисные классы, классы высокого уровня образования, мобильные группы различного вида и различного целевого назначения, группы по свободному выбору); создание системы определения и самоопределения детей; использование гибкого режима и др.;

- обеспечение возникновения и непрерывного функционирования подсистемы непрерывного изменения содержания образования в условиях общеобразовательной школы. Данная задача осуществляется через: работу по анализу результативности образовательных программ; поиск и отбор содержания образования (учебные программы, учебники) адекватного целям образовательного процесса и школы; механизм разработки и утверждения рабочего учебного плана школы; организацию разработки образовательных программ силами педагогических работников школы; работу проблемных групп по содержанию образования детей;

- обеспечение возникновения и непрерывного функционирования подсистемы методов образовательной работы. Данная задача решается через: поиск и отбор методов адекватных целям образовательного процесса и школы в целом; создание методических и технологических систем отдельными педагогическими работниками; систему методической работы в школе;

- обеспечение возникновения и непрерывного функционирования подсистемы пространства различных видов деятельности (пространства самореализации ): социальной, интеллектуальной, художественной, трудовой, биофизической. Данная задача реализуется через: различные формы организации детей с целью образования; единство урочной и внеурочной деятельности; гармонизацию духовного и физического развития и формирования детей;

- обеспечение возникновения и непрерывного функционирования подсистемы человеко-творческих отношений ребенка с различными элементами школы и окружающего социума как условия и механизма реализации человеко-творческой функции культуры. Данная задача осуществляется через: введения элементов социальной педагогики; освоение субъект-субъектного характера образовательных отношений и их гуманизацию на различных уровнях: ребенок-родители, ребенок школа, ребенок - учитель, ребенок - внутришкольная среда, ребенок - ближайший социум, ребенок - референтная группа) и др.;

- обеспечение возникновения и непрерывного функционирования подсистемы управления школой. Данная задача реализуется через: автономизацию школы; изменение структуры управления посредством введение новых управленческих элементов (Совет старшеклассников, Совет учащихся средних классов); использование НОТ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование коммуникативных качеств развивающейся личности.

Оборудование:

I.Организационный момент (2 мин.)

II. Актуализация знаний (3 мин.)

Повторение техники безопасности

III. Теоретическая часть (30 мин.)

Системология — наука о системах. В чем состоит содержание этой науки и какое отношение она имеет к информатике, вам предстоит узнать из данной главы.

Понятие системы

Сформулируем определение главного понятия системологии — понятия системы:

Система — это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов) и существующий как единое целое. Всякая система имеет определенное назначение (функцию, цель).

Рассмотрим кучу кирпичей и дом, построенный из этих кирпичей. Как бы много ни было кирпичей в куче, ее нельзя назвать системой, потому что в ней нет единства, нет целесообразности. А жилой дом имеет вполне конкретное назначение — в нем можно жить. В кладке дома кирпичи определенным образом взаимосвязаны, в соответствии с конструкцией. Конечно, в конструкции дома кроме кирпичей имеется много других деталей (доски, балки, окна и пр.), все они нужным образом соединены и образуют единое целое — дом.

Вот другой пример: множество велосипедных деталей и собранный из них велосипед. Велосипед — это система. Его назначение — быть транспортным средством для человека.

Первое главное свойство системы — целесообразность. Это назначение системы, главная функция, которую она выполняет.

Структура системы

Всякая система определяется не только составом своих частей, но также порядком и способом объединения этих частей в единое целое. Все части (элементы) системы находятся в определенных отношениях или связях друг с другом. Здесь мы выходим на следующее важнейшее понятие системологии — понятие структуры.

Структура — это порядок связей между элементами системы.

Можно еще сказать так: структура — это внутренняя организация системы. Из тех же самых кирпичей и других деталей кроме жилого дома можно построить гараж, забор, башню. Все эти сооружения строятся из одних и тех же элементов, но имеют разную конструкцию в соответствии с назначением сооружения. Применяя язык системологии, можно сказать, что они различаются структурой.

Кто из вас не увлекался детскими конструкторами: строительными, электрическими, радиотехническими и другими? Все детские конструкторы устроены по одному принципу: имеется множество типовых деталей, из которых можно собирать различные изделия. Эти изделия отличаются порядком соединения деталей, т. е. структурой.

Из всего сказанного можно сделать вывод: всякая система обладает определенным элементным составом и структурой. Свойства системы зависят и от состава, и от структуры. Даже при одинаковом составе системы с разной структурой обладают разными свойствами, могут иметь разное назначение.

Второе главное свойство системы — целостность. Нарушение элементного состава или структуры ведет к частичной или полной утрате целесообразности системы.

С зависимостью свойств различных систем от их структуры вам приходилось и еще предстоит встретиться в разных школьных дисциплинах. Например, известно, что графит и алмаз состоят из молекул одного и того же химического вещества — углерода. Но в алмазе молекулы углерода образуют кристаллическую структуру, а у графита структура совсем другая — слоистая. В результате алмаз — самое твердое в природе вещество, а графит мягкий, из него делают грифели для карандашей.

Рассмотрим пример общественной системы. Общественными системами называют различные объединения (коллективы) людей: семью, производственный коллектив, коллектив школы, бригаду, воинскую часть и др. Связи в таких системах — это отношения между людьми, например отношения подчиненности. Множество таких связей образуют структуру общественной системы.

Вот простой пример. Имеются две строительные бригады, состоящие каждая из семи человек. В первой бригаде один бригадир, два его заместителя и по два рабочих в подчинении у каждого заместителя. Во второй бригаде — один бригадир и шестеро рабочих, которые подчиняются непосредственно бригадиру.


На рисунках схематически представлены структуры подчиненности в двух данных бригадах:

Таким образом, две эти бригады — пример двух производственных (социальных) систем с одинаковым составом (по 7 человек), но с разной структурой подчиненности.

Различие в структуре неизбежно отразится на эффективности работы бригад, на их производительности. При небольшом числе людей эффективнее оказывается вторая структура. Но если в бригаде 20 или 30 человек, то тогда одному бригадиру трудно управлять работой такого коллектива. В этом случае разумно ввести должности заместителей, т. е. использовать первую структуру подчиненности.

Системный эффект

Сущность системного эффекта: всякой системе свойственны новые качества, не присущие ее составным частям.

О системах и подсистемах

В качестве еще одного примера системы рассмотрим объект — персональный компьютер (ПК). На рисунке приведена схема состава и структуры ПК.


Самое поверхностное описание ПК такое: это система, элементами которой являются системный блок, клавиатура, монитор, принтер, мышь. Можно ли назвать их простыми элементами? Конечно, нет. Каждая из этих частей — это тоже система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов. Например, в состав системного блока входят: центральный процессор, оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках, CD-ROM, контроллеры внешних устройств и пр. В свою очередь, каждое из этих устройств — сложная система. Например, центральный процессор состоит из арифметико-логического устройства, устройства управления, регистров. Так можно продолжать и дальше, все более углубляясь в подробности устройства компьютера.

Систему, входящую в состав какой-то другой, более крупной системы, называют подсистемой.

Из данного определения следует, что системный блок является подсистемой персонального компьютера, а процессор - подсистемой системного блока.

А можно ли сказать, что какая-то простейшая деталь компьютера, например гайка, системой не является? Все зависит от точки зрения. В устройстве компьютера гайка — простая деталь, поскольку на более мелкие части она не разбирается. Но с точки зрения строения вещества, из которого сделана гайка, это не так. Металл состоит из молекул, образующих кристаллическую структуру, молекулы — из атомов, атомы — из ядра и электронов. Чем глубже наука проникает в вещество, тем больше убеждается, что нет абсолютно простых объектов. Даже частицы атома, которые называют элементарными, например электроны, тоже оказались непростыми.

Любой реальный объект бесконечно сложен. Описание его состава и структуры всегда носит модельный характер, т. е. является приближенным. Степень подробности такого описания зависит от его назначения. Одна и та же часть системы в одних случаях может рассматриваться как ее простой элемент, в других случаях — как подсистема, имеющая свой состав и структуру.

О системах в науке и системном подходе

Основной смысл исследовательской работы ученого чаще всего заключается в поиске системы в предмете его исследования.

Задача всякой науки — найти системные закономерности в тех объектах и процессах, которые она изучает.

Русский ученый Владимир Иванович Вернадский в 20-х годах XX века создал учение о биосфере. Под биосферой он понимал систему, включающую в себя весь растительный и животный мир Земли, человечество, а также их среду обитания: атмосферу, поверхность Земли, мировой океан, разрабатываемые человеком недра (все это названо активной оболочкой Земли). Все подсистемы биосферы связаны между собой и зависят друг от друга. Вернадскому же принадлежит идея о зависимости состояния биосферы от космических процессов, иначе говоря, биосфера является подсистемой более крупных, космических систем.

Если человек хочет быть хорошим специалистом в своем деле, он обязательно должен обладать системным мышлением, к любой работе проявлять системный подход.

Сущность системного подхода: необходимо учитывать все существенные системные связи того объекта, с которым работаешь.

Занимаясь изучением или преобразованием природы, надо видеть в ней систему и прилагать усилия для того, чтобы не нарушать ее равновесия.

Анализ представленных в современной научной литературе подходов к пониманию и описанию школы позволяет сделать вывод, что в последние годы произошли существенные перемены во взглядах на нее научного сообщества вследствие распространения теорий организации и управления (менеджмента), расширения самостоятельности и автономности ОУ, изменения социального заказа на общее образование и действия других факторов.

Не претендуя на полноту характеристики этих изменений, зафиксируем некоторые из них, значимые для нас.

1. Если в работах советского периода возможности моделирования и проектирования школы были объективно весьма ограниченными и ее существующее устройство воспринималось как данность и нечто само собой разумеющееся, то современные исследования принимают на вооружение проектно-разработческую парадигму. Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко, В.С. Лазарев, В.И. Слободчиков и др. рассматривают развивающуюся и сознательно развиваемую школу как объект моделирования, проектирования и конструирования. Такой подход ориентирует как исследования, так и практику управления на значительно большие усилия по познанию и пониманию данного социального института, его назначения, строения, функционирования и развития.

2. Если в прежние годы школа представляла собой преимущественно совокупность педагогических (учебно-воспитательных) процессов и прямо декларировалось, что объектом управления выступает учебно-воспитательный процесс, то сейчас утверждается и становится преобладающим осмысление ее как особой разновидности социальной организации, которой присущи все соответствующие атрибуты (взаимодействие с внешней средой, ориентация на удовлетворение определенных потребностей и достижение внешних и внутренних целей, использование ресурсов, наличие коллектива, внутренней среды, организационной структуры и культуры, разделение труда, потребность в управлении и др.) и где наряду с собственно образовательными осуществляются и другие задачи, значимые для достижения организационных целей (В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, М.М. Поташник, К.М. Ушаков, Л.И. Фишман и др.).

3. Школа все чаще начинает пониматься и исследоваться не просто как первичное звено и базовый элемент системы общего образования, но и как целостная, целеустремленная, динамическая социально-педагогическая модель, имеющая определенный набор компонентов (в том числе инвариантных, присущих любому общеобразовательному учреждению). С этим изменением неразрывно связана тенденция рассмотрения школы с позиций системного подхода, предполагающая последовательное выявление и содержательное описание ряда ее аспектов как системы (компонентного, структурного, функционального, коммуникативного, историко-генетического, интегративного, управленческого).

потенциально адаптивны, способны в определенных пределах приспосабливаться к изменениям во внешней среде (иногда вынужденно и с опозданием, иногда – осмысленно и даже с опережением);

субъектны и активны, обладают произвольным поведением, имеют собственные потребности и стремление к их удовлетворению;

как правило (прежде всего – в лице своих управляющих), ставят и преследуют собственные цели, при этом они не только адаптируются к среде как данности, но и пытаются по мере возможностей ее изменить, адаптировать в своих интересах;

могут учреждаться по плану, однако реальное предприятие всегда будет отличаться от своего проекта, что порой сильно травмирует проектировщиков и создателей;

имеют сознание и самосознание (хотя и не знают о себе всего); для них очень важны своя история, биография, отношение к прошлому, настоящему и будущему; в их жизни можно обнаружить критические события, сыгравшие поворотную роль;

способны к самодостройке, самосозиданию, самосовершенствованию (что не присуще механическим системам);

порой подчиняются внешнему управлению и диктату обстоятельств, но истинный источник их развития – внутренний и находится в них самих;

компетентны по отношению к определенным задачам и ситуациям, что-то делают хорошо, что-то хуже; наличие особой компетентности дает конкурентные преимущества;

эмоциональны; им присущи преобладающий настрой, тонус, темп, ритм жизнедеятельности, различные функциональные состояния – они могут находиться в отличной форме или, напротив, работать вяло и апатично, болеть или выздоравливать, переживать кризисы, которые очень важны для их выживания и развития.

Организации рождаются, проходят путь становления, выживают, функционируют, совершенствуются; порой умирают, причем делают это крайне неохотно, отчаянно борясь за существование.

6. В условиях высокой степени унификации и единообразия образовательных учреждений школа была реализатором, исполнителем общих государственных целей образования, и на первом плане оказывалась ее способность транслировать всем учащимся его единое содержание. А сегодня при законодательно утвержденном принципе автономности ОУ на первый план выходит понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы, творчески осмысливающей социальный заказ на образование и способной преобразовывать его в конкретный набор целей, отличных от целей других учебных заведений.

Старый, традиционный, и новый взгляды на школу отражены в таблице.

Подсистема- это набор объектов и подсистем, обеспечивающих некоторую функциональность, и взаимодействующих между собой в соответствии с их интерфейсами. Интерфейс подсистемы представляет собой подмножество объединения интерфейсов всех объектов и подсистем, составляющих эту подсистему. В состав подсистемы может входить один, или более взаимозависимых объектов

Подсистема-часть системы, которая изучается самостоятельно и сама обладает системными свойствами.
Например:
экономика-подсистема общества в целом, а общественное производство и общественное потребление, как подсистема экономики.

Читайте также: