Что проверяет прокуратура в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, в части

Выявляемые нарушения законодательства

об образовании

Нормативный правовой акт, установивший обязательные требования, устранение нарушений

содержание устава образовательной организации;

в уставе не содержится информация о структуре, порядке формирования, сроках полномочий и компетенции органов управления образовательной организации, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации; не определена форма участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательной организацией; не установлен порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией; не установлен порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения;

Проанализировать свои уставы на соответствие законодательству, при необходимости внести изменения (дополнения).

проведение практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

п.14 Положения о практике – в части заключения договоров на организацию и проведение практики: отсутствие договора на проведение производственной практики с организацией … ;

п.15 Положения о практике – в части согласования с организациями программы практики, содержания и планируемых результатов практики, задания на практику: не согласованы с организацией задания на практику;

п.16 Положения о практике – в части оформления направления на практику распорядительным актом руководителя образовательной организации или иного уполномоченного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики: отсутствие в приказе … указания закрепления обучающихся за организациями;

п.15, п.20 Положения о практике – в части формировании аттестационных листов, содержащих сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций по результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации: отсутствие участия руководителей практики от организации в оценке результатов практики и формировании аттестационных листов по результатам производственной практики …;

п.21 Положения о практике – отсутствие отчётов по результатам производственной практики по профессии/специальности … ;

п.п. 14, 15, 16, 20, 21 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 №291.

разработка и принятие локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности

отсутствие локальных нормативных актов, регламентирующих:

правила приема обучающихся,

режим занятий обучающихся,

формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,

порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся,

порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися,

правила внутреннего распорядка обучающихся,

правила внутреннего трудового распорядка,

языки образования по реализуемым образовательным программам,

деятельность о соответствующем структурном подразделении;

порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, получающими платные образовательные услуги,

порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения.

порядок составления отчета о результатах самообследования организации за предшествующий самообследованию календарный год

п.4 Порядка самообследования – отсутствие рассмотрения отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса;

п.6 Порядка самообследования – в аналитической части отчета о самообследовании за предыдущий год не проведена оценка системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования;

п.7 Порядка самообследования – отсутствие составления показателей деятельности образовательной организации (должно быть согласно приложениям Показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 №1324);

пункты 3,4,6-8 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 №462;

обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)

а) отсутствует приказ о создании ВСОКО;

б) отсутствует план ВСОКО;

в) отсутствует программа, где определяется форма, направления, сроки и порядок проведения ВСОКО, ответственные исполнители;

г) отсутствуют документы, подтверждающие проведение ВСОКО;

ж) отсутствие мониторинговых исследований уровня сформированности планируемых личностных результатов; удовлетворенности родителей организацией образовательной деятельности;

з) отсутствие принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса;

к) отсутствие аналитических справок, таблиц, диаграмм, сводных отчетов в соответствии с Циклограммой ВСОКО.

Разработать и принять локальный нормативный акт регламентирующий деятельность ВСОКО

Принять план и программу ВСОКО

не размещена в полном объеме требуемая информация или официальный сайт образовательной организации не соответствует требованиям и правилам;

создание образовательной организацией специальной комиссии для решения о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное

не создана специальная комиссия для решения о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное;

п.7 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утверждённого приказом Министерства образования и науки России от 06.06.2013 №443

Состав, полномочия и порядок деятельности Комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно

обеспечение охраны здоровья обучающихся

отсутствие обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи;

все педагогические работники должны пройти обучение навыкам оказания первой помощи

систематическое повышения профессионального уровня педагогических работников

педагогическим работникам … не предоставлено право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности один раз в три года;

Педагогическим работникам проходить курсы повышения квалификации раз в три года.

оказание платных образовательных услуг

пункты 9-12, 15 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 №706

Предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

отсутствие ознакомления поступающих со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

рекомендовано разместить указанную информацию на официальном сайте, информационном стенде образовательной организации, факт ознакомления обучающихся с указанными документами подтвердить подписью в заявлении о приеме на обучение

организация приема по основным образовательным программам дошкольного образования

п.6, 12 Порядка ДОУ: в части ознакомления родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, правами и обязанностями воспитанников, а именно отсутствует ознакомление родителей (законных представителей) с правами и обязанностями воспитанников;

п.9 Порядка ДОУ: в части осуществления приема в образовательную организацию на обучение по образовательным программам дошкольного образования родителями (законными представителями) ребенка в заявлении о приеме не указываются необходимые сведения: место рождения ребенка, адрес места жительства его родителей, (законных представителей) ребенка, отсутствует выбор языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка;

п.14 Порядка ДОУ: в части регистрации документов, представленных родителями (законными представителями) детей, в журнале приема заявлений, а именно документы, представленные родителями (законными представителями) детей, не регистрируются в журнале приема заявлений (копия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства и свидетельство о рождении ребенка); отсутствует процедура выдачи расписок в получении документов, содержащих информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в образовательную организацию;

п.п. 4-20 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 №293 (изм. в приказ от 21.01.2019 №33)

Осуществлять прием воспитанников в соответствии с Порядком ДОУ.

Разработать форму (образец) заявления в соответствии с установленным порядком.

При приеме заявлений проверять заполнение законными представителями всех сведений.

Своевременно регистрировать заявления в журнале регистрации.

После получения всех документов от заявителя выдать расписку об их получении.

организация приема по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

п.7 Порядка: в части ознакомления поступающего и (или) его родителей (законных представителей) обучающихся со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся: отсутствие ознакомления родителей (законных представителей) с правами и обязанностями обучающихся;

п.9 Порядка: в части осуществления приема граждан на обучение по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования а именно, в заявлениях о приеме в 10 класс не указаны необходимые сведения:

фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка и адрес места жительства родителей (законных представителей), контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка;

в заявлении о приеме не указаны фамилия, имя отчество второго родителя (законного представителя) ребенка;

отсутствие примерной формы заявления на информационном стенде и (или) на официальном сайте … ;

п.10.1 Порядка: в части выбора языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования: отсутствие заявлений родителей (законных представителей) детей на выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации при приеме в … класс;

п.14. Порядка: в части зачисления в школу и оформления распорядительным актом школы в течение 7 рабочих дней после приема документов:

приказы о зачислении в 10 класс изданы по истечению 7 рабочих дней после приема документов;

распорядительные акты о зачислении в 10 класс не оформлены;

п.18 Порядка: в части регистрации документов, представленных родителями (законными представителями) детей, в журнале приема заявлений:

отсутствует регистрации заявлений о приеме в 10 класс;

не выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в образовательную организацию, перечне представленных документов;

в журнале регистрации заявлений для зачисления не регистрируются свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства;

пункты 7-20 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 №32 (с изменениями и дополнениями)

Осуществлять прием обучающихся в соответствии с Порядком.

Разработать форму (образец) заявления в соответствии с установленным порядком.

При приеме заявлений проверять заполнение законными представителями всех сведений.

Своевременно регистрировать все поступившие заявления в журнале регистрации заявлений.

После получения всех документов от заявителя выдать расписку о получении документов.

обязательность среднего общего образования

отсутствие информации о дальнейшем обучении с целью получения среднего общего образования выпускников 2019 года …., получивших документы государственного образца об основном общем образовании

Своевременно собрать информацию о трудоустройстве выпускников

обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

п.3 Порядка обеспечения условий доступности: руководителем не обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

п.4. Порядка обеспечения условий доступности: руководителем не обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: в части наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель, отсутствие индукционных петель;

пп.б п.8 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие в Паспорте доступности оценки соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 Порядка;

пп.в п.8 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие в Паспорте доступности оценки соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 Порядка;

п.9 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие плана-графика проведения обследования и паспортизации, а также организации работы комиссии по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг;

п.14 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие направления Паспорта доступности образовательной организацией в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность, в течение 10 рабочих дней после его утверждения (Паспорт доступности в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность, не направлен).

п.п. 3-16 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309,

Составить паспорт доступности в соответствии с Порядком обеспечения условий доступности.

Руководителям органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечить создание инвалидам условий доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

представление оператору информационной системы сведений в электронном виде путем внесения их в информационную систему о документах об образовании

Сведения о документах об образовании своевременно вносить в ФИС ФРДО

оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, принятия мер по их воспитанию и получению ими образования

отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего деятельность совета профилактики;

отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего деятельность по постановке на внутришкольный учет обучающихся и снятие с него;

Изменились требования к проверкам в сфере образования. Теперь три вида контроля объединили в один, а значит, инспекторы запросят больше документов. Перечень документов для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – памятка с опорными точками проверки и два приказа: как подготовиться к контролю и устранить нарушения.

Что изменилось в проверке в сфере образования

Правительство установило новые правила надзора в сфере образования. Три вида контроля объединили в один. Изменили требования к периодичности проверок. Расширили перечень профилактических мероприятий. Разрешили вести фото-, видео- и аудио- фиксацию нарушений.

Объединили три вида контроля в один

С июля 2021 года запланированные проверки по надзору в сфере образования, контролю качества образования и лицензионному контролю проводят в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Больше не надо следить за тремя планами проверок и отвечать проверяющим на сходные вопросы. Достаточно найти в реестре проверок контрольное мероприятие по надзору в сфере образования и подготовиться. Инспекторы проверят, как вы соблюдаете общее законодательство в сфере образования, ФГОС общего образования и лицензионные требования. Таким образом, контрольное мероприятие охватит сразу три направления.

Установили периоды проверки в зависимости от оценки рисков

Теперь периодичность проверок зависит от категории риска, к которой отнесли школу или детский сад. Она указывает вероятность, с которой объект контроля может причинить ущерб во время своей деятельности. Выделяют три категории: высокого, среднего и низкого риска.

Контрольный орган присваивает их по критериям, установленным в приложении 1 к постановлению Правительства от 25.06.2021 № 997.

Если считаете, что присвоенная категория ошибочна, направьте сведения об этом в контрольный орган. В случае подтверждения сведений, проверяющие изменят категорию в течение пяти рабочих дней (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Чем категория риска выше, тем чаще будут плановые проверки.

Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска

Категория риска

Периодичность проверки

Вид проверки

Один раз в три года

Документарная или выездная проверка

Один раз в четыре года

Проверять не будут

Расширили профилактические мероприятия

Чтобы минимизировать нарушения, ввели пять видов профилактических мероприятий. Контрольный орган обязан проводить их регулярно (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Профилактические мероприятия в сфере образования

Вид мероприятия

Как проводят

Когда проводят

Размещают и актуализируют на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций в государственных информационных системах сведения по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования и ФГОС общего образования, а также лицензионных требований

Обобщение правоприменительной практики

Обобщают правоприменительную практику на основе результатов проверок и готовят доклад. Размещают его на сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем

Ежегодно до 1 июня

Объявляют школе или детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры.

Предостережение можно обжаловать в течение 10 рабочих дней – подать возражение. Если выяснится, что основания для предостережения не подтвердились, его отменят. Решение сообщат по почте, в том числе электронной

Когда получат сведения о готовящихся нарушениях требований в сфере образования или о том, что нарушения произошли, но нет подтверждения об ущербе

Консультируют на личном приеме или в ходе профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и проведением госнадзора:

— периодичности и порядка проведения контроля;
— порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
— порядка обжалования решений контрольного органа в сфере образования.

Если поступит 10 и более однотипных обращений, проверяющие опубликуют ответ на сайте контрольного органа

Когда школа или детский сад обратится за консультацией

Проводят в форме профилактической беседы в образовательной организации или с помощью видео-конференц-связи.

В ходе визита инспектор информирует школу и детский сад об обязательных требованиях в сфере образования, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, видах и сути контрольных мероприятий.

О визите уведомят за пять рабочих дней – по почте, в том числе электронной.

Образовательная организация вправе отказаться от обязательного профилактического визита. Для этого надо уведомить контрольный орган за три рабочих дня до назначенной даты

Для организаций, которые:

— получили лицензию на образовательную деятельность - в течение одного года со дня начала деятельности;
— имеют категорию высокого риска - в течение одного года со дня принятия такого решения

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Практико-ориентированные программы:

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Ввели фото-, видео- и аудиофиксацию

Во время опроса и осмотра инспекторы могут проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, чтобы зафиксировать доказательства нарушения обязательных требований.

При фотосъемке делают минимум два снимка каждого из выявленных нарушений. Аудио- и видеозапись проводят при необходимости. Правительство не установило, в каком порядке их проводить. Лишь закрепило, что использовать аудио- и видеозапись, так же как и фото, нужно с учетом требований законодательства о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны (п. 46 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Информацию о фотосъемке, аудио- и видеозаписи вносят в акт проверки.

Как подготовиться к проверке в сфере образования

Заранее подготовьте коллектив к надзору в сфере образования. Для этого разъясните работникам новые правила. Например, организуйте профильное собрание. Пригласите тех, кто обычно участвует в проверках контрольного органа. Например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, ответственного за сайт – в школе, заместителя заведующего и старших воспитателей – в детском саду. Кратко расскажите об изменениях.

Раздайте работникам памятки с правилами проверок. Так им будет легче участвовать в контрольных мероприятиях.

Памятка. Опорные точки проверки в сфере образования

памятка

Издайте приказ, чтобы подготовить образовательную организацию к проверке. Определите ответственных. Поручите проконтролировать актуальность информации на сайте школы и детского сада, наличие локальных актов, выполнение требований Закона об образовании. Воспользуйтесь готовым образцом.

Кто проводит надзор в сфере образования

Школу и детский сад проверит региональный контрольный орган в сфере образования. По сути, это орган исполнительной власти субъекта России, осуществляющий переданные полномочия по государственному контролю и надзору в сфере образования. Проверку проведут его должностные лица. Они должны соответствовать двум критериям: 1) обладать полномочиями по государственному контролю, в том числе проводить профилактические и контрольные мероприятия; 2) быть назначенными контрольным органом, что подтверждается решением о проведении контрольного или профилактического мероприятия (п. 8, 9 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Инспектор не вправе проверять образовательную организацию, если проводил в ней профилактическое мероприятие, со дня окончания которого не истек год (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Когда проверят по плану

Школу и детский сад проверят в срок, который указан в плане проверок. Ознакомьтесь с ним на сайте контрольного органа или в едином реестре проверок. В декабре обычно доступен план на следующий год. Образовательную организацию включают в него в зависимости от присвоенной категории риска.

Документарную проверку проведут без уведомления. Его роль может выполнить запрос контрольного органа прислать документы, которых нет в общем доступе и информационных системах. Если у проверяющих будет достаточно документов, то о контроле вы узнаете только из плана проверок.

Когда проверят вне плана

Внеплановую документарную и выездную проверку проведут, если есть одно из четырех условий:

1) контрольный орган получил сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям либо выявил в деятельности школы или детского сада индикаторы риска нарушения обязательных требований в сфере образования;

2) Президент или Правительство издали поручение о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

3) прокурор издал требование о проведении контрольного мероприятия по поступившим материалам и обращениям;

4) истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения, выявленного во время предыдущей проверки.

Когда проведут наблюдение за соблюдением обязательных требований

Помимо плановых и внеплановых проверок, контрольный орган наблюдает за соблюдением обязательных требований. Для этого руководитель контрольного органа создает задание, на основе которого инспекторы мониторят все доступные источники с информацией о деятельности школы или детского сада (п. 61 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Для этого могут использовать сведения, полученные:

  • в рамках межведомственного взаимодействия;
  • по итогам мониторинга системы образования;
  • из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ФИС ФРДО, ФИС ГИА и Приема, РИС ГИА;
  • из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (ФГИС КИ);
  • с сайтов образовательных организаций.

Как долго будут проверять

Обычную выездную проверку проведут в течение пяти рабочих дней. Филиал на территории другого субъекта РФ проверят дополнительно – еще пять рабочих дней (п. 37 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Если выездную проверку проводят дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, она будет длиться 10 рабочих дней. Еще столько же добавят на филиал в другом субъекте России.

Какие документы запросят

ВНИМАНИЕ

Запрещено требовать документы, которые не относятся к предмету контроля или могут быть получены от других органов

Федеральное законодательство не содержит единого перечня документов, которые может запросить контрольный орган. Могут потребовать документы, о которых говорится в Законе об образовании и подзаконных актах, например которые:

  • содержат сведения о разработке и реализации образовательных программ;
  • подтверждают наличие в штате или привлечение на ином законном основании педагогов с профессиональным образованием, квалификацией, со стажем работы;
  • требуются для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы;
  • подтверждают соблюдение прав обучающихся, установленных законодательством;
  • необходимы для организации и проведения приема на обучение, практической подготовки обучающихся, итоговой аттестации, государственной итоговой аттестации;
  • требуются для оформления и выдачи документов об обучении и образовании;
  • подтверждают, что исполнен каждый пункт ранее выданного предписания.

Чтобы проверить документы, которые могут запросить контролеры, воспользуйтесь готовыми справочниками. Они составлены с учетом законодательства об образовании, специфики детского сада и школы.

В бумажном виде направьте подлинники или заверенные копии документов – поставьте подпись и печать образовательной организации. Инспекторы не вправе требовать нотариального удостоверения копий. После проверки подлинники вернут.

ВНИМАНИЕ

Не предоставляйте повторно документы, которые ранее направляли в региональный обрнадзор

Какие действия проведут

Новые правила детально регламентируют действия проверяющих. Полномочия зависят от вида контрольного мероприятия. В сфере образования проводят три вида контроля: документарную, выездную проверки и наблюдение за соблюдением обязательных требований (п. 26 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Наблюдение – контроль без взаимодействия, который проводят по заданию контрольного органа и регулируют отдельно. А для документарной и выездной проверки установили исчерпывающий набор действий. Так, при документарной проверке инспекторы вправе истребовать документы, получать письменные объяснения и проводить экспертизу. При выездной – дополнительно могут провести опрос и осмотр (п. 30, 39 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Действия инспекторов при контрольных мероприятиях в сфере образования

Действие

Особенности

Обоснование

Инспектор осматривает помещения школы и детского сада в присутствии руководителя или уполномоченного работника либо с применением видеозаписи.

По итогам составляет протокол осмотра. Указывает перечень осмотренных территорий и помещений, вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов

П. 40 Положения о контроле

Инспектор опрашивает руководителя и других работников, обучающихся по вопросам, имеющим значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Результаты фиксирует в протоколе опроса. Просит подписать опрошенных лиц.

Дополнительно вносит результаты в акт контрольного мероприятия, если сведения имеют значение для проверки. Протокол опроса прикладывает к акту

П. 41 Положения о контроле

Получение письменных объяснений

Инспектор запрашивает объяснения от руководителя или иных представителей образовательной организации.

Оформите объяснения в свободной форме и направьте инспектору в указанный в запросе срок

П. 43 Положения о контроле

Инспектор выдает требование представить документы, которые имеют значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Могут потребовать также материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, носителей информации.

Главное, чтобы эти сведения нельзя было получить от других органов или из открытых источников. Иначе, запрашиваемые документы можно не предоставлять

П. 42 Положения о контроле

Контрольный орган приглашает эксперта или экспертную организацию, чтобы провести исследования, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.

Время экспертизы зависит от ее вида и устанавливается индивидуально.

Результаты оформляют экспертным заключением

П. 44 Положения о контроле

Как оформят результаты

По итогам надзора инспектор составит акт – в последний день проверки. (п. 47, 48 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если выявит нарушения, то в акте укажет, какое обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено.

Проверьте, чтобы к акту приложили:

  • протоколы контрольных действий;
  • документы, иные материалы, которые доказывают нарушения обязательных требований;
  • заполненные проверочные листы – если орган контроля их использует;
  • предписание об устранении нарушений – если они есть.

Если не отправите документы об устранении нарушения, или из них невозможно будет сделать вывод об исполнении решения, инспекторы проведут повторную проверку – документарную или выездную.

При наличии правонарушения образовательную организацию и должностных лиц привлекут к административной ответственности. Виды и размеры санкций смотрите в справочнике.

За неисправленные или повторные нарушения контрольный орган вправе ужесточать наказание вплоть до лишения лицензии и аккредитации. Подробнее смотрите в таблице.

Ответственность за нарушения в сфере образования

Нарушение

Действия контрольного органа

Основание

Нарушили требования законодательства об образовании, в том числе в части лицензионных требований и ФГОС

Выдает предписание со сроком устранения нарушений до шести месяцев

Ч. 1 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание

Возбуждает дело об административном правонарушении.

Запрещает прием в организацию полностью или частично сроком на один год.

Прием разрешат досрочно, если установят исправление нарушения, или вступит в силу решение суда о прекращении производства по административному делу

Ч. 2 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание об устранении нарушения требований ФГОС или аккредитационных показателей

Лишает государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования – после того, как вступит в силу постановление о назначении административного наказания

Ч. 4 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание, которое выдали в рамках административного дела

Приостанавливает действие лицензии полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии

Детские площадки (предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов) в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам

Преддошкольного (до 3 лет)

Дошкольного (до 7 лет)

Младшего и среднего школьного возраста (7–12 лет)

Спортивно-игровые комплексы (хоккейные коробки, площадки для активных игр и т. п.) и оборудование специальных мест для катания на самокатах, роликовых досках и коньках

Для детей и подростков (12–16 лет)

Важно отметить, что в письме содержится требование проектирования игрового оборудования с учетом нормативных параметров безопасности, при этом все площадки должны быть обеспечены подъездами для инвалидов либо пандусами.

Детская площадка

Таким образом, предполагается, что детские игровые площадки не только должны быть доступны для детей-инвалидов, но и обеспечены как подъездами для лиц, передвигающихся на кресле-коляске, а также с детскими колясками, так и пандусами (при необходимости). Упомянутое требование, на наш взгляд, не распространяется на спортивные площадки, в связи с чем необходимо строго разграничивать виды объектов спортивно-игровой инфраструктуры.

На уровне проекта рекомендуется предусматривать условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения по территории детской игровой или спортивной площадки с учетом требований градостроительных норм, а система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для указанных категорий на всё время эксплуатации.

Технические и иные характеристики оборудования детских спортивных и игровых площадок закреплены в следующих документах:

К общим правилам организации и обслуживания таких площадок можно отнести:

  • проведение регулярных осмотров оборудования (перед вводом оборудования в эксплуатацию, периодически, согласно графику, вплоть до ежедневных осмотров, которые требуют площадки, подверженные интенсивному использованию или актам вандализма);
  • документирование результатов этих осмотров;
  • устранение неисправностей (техническое обслуживание и правила эксплуатации).

Эксплуатант (организация, общество или частное лицо) с соответствующими полномочиями несет ответственность за соблюдение правил эксплуатации площадки, хранит соответствующую документацию (паспорт, графики проведения осмотров, журналы и акты осмотров площадок). Экплуатантом может быть как управляющая организация (если площадка находится в ее собственности или входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которым она управляет), так и специальные организации по благоустройству городов или поселений (чаще созданные в форме унитарных предприятий). В последнем случае площадка принимается на баланс в качестве имущества, полученного в хозяйственное ведение или оперативное управление) [1].

Ст. 14.43 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов) предусмотрена ответственность за ненадлежащую эксплуатацию площадок, субъектами которой могут выступать не только изготовитель и продавец, но и исполнитель (эксплуатант).

Следует отметить, что недостаточное внимание к вопросам безопасности игрового и иного оборудования, размещенного на объектах спортивно-игровой инфраструктуры, со стороны производителей и эксплуатантов может привести к негативным последствиям, выразившимся в противоправных действиях, устранение которых требует оперативного вмешательства органов прокуратуры.

Так, прокуратурой Новосибирской области проведена проверка безопасности игрового оборудования после того, как в декабре 2015 года воспитанница дошкольного учреждения, 4-летняя В., застряла на лестнице игрового комплекса, не смогла самостоятельно освободиться и задохнулась. По результатам проверки подготовлено исковое заявление в суд к муниципальному детскому дошкольному учреждению, мэрии и производителю игровых комплексов о запрете эксплуатации игрового оборудования и приведении его в соответствие с требованиями ГОСТ. Исковое заявление удовлетворено. Игровое оборудование демонтировано. Кроме того, в отношении директоров управляющих организаций, эксплуатирующих детские игровые площадки в г. Новосибирске с нарушением действующего законодательства, возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, им внесены представления об устранении выявленных нарушений (ряд детских площадок был покрыт слоем отсева щебня с элементами крупных фракций, не было ударопоглощающего покрытия поверхности вокруг элементов детского оборудования, что создавало опасность травмирования детей во время игры и др.) [2].

К сожалению, в последнее время от травм и несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний, при этом травмы являются одной из причин детской инвалидности [3].

Более того, несмотря на угрозу возможного причинения вреда здоровью и угрозу жизни граждан в этой сфере, многими государственными и муниципальными заказчиками в период с 2013 года на детских площадках устанавливались качели с жесткими элементами подвеса вопреки требованиям п. 5.5 ГОСТ Р 52167-2012. Указанные действия государственных и муниципальных заказчиков противоречили принципу эффективности использования бюджетных средств, закрепленному в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, поскольку в настоящее время ранее закупленное и установленное оборудование (детские качели с жестким элементом подвеса) подлежит замене за бюджетные средства на качели с гибкими элементами подвеса (с канатами или цепями).

Детская площадка не соответствует ГОСТ

Травмирование ребенка на детской площадке с летальным исходом произошло в марте 2020 года и в Санкт-Петербурге.

Следственными органами Следственного комитета России по Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Из материалов уголовного дела следует, что в одном из детских садов, расположенных в Калининском районе Санкт-Петербурга, было обнаружено тело 3-летней девочки. По предварительным данным, девочка погибла во время катания на детской горке. Ее голова застряла между прутьями внешнего ограждения. Не сумев найти опору для ног, ребенок потерял сознание от асфиксии. Расследование уголовного дела продолжается [6].

Детская площадка

Приведенная нами в данной статье информация подтверждает востребованность прокурорского надзора в сфере обеспечения безопасности детей в условиях городской среды и необходимость неукоснительного соблюдения норм и правил использования оборудования на объектах спортивно-игровой инфраструктуры до наступления общественно опасных последствий. Наша общая задача – мерами контроля и надзора добиться максимальной безопасности вышеупомянутых объектов. Использование оборудования детских и спортивных площадок не должно создавать угрозу жизни и здоровья детей и взрослых.

Для наглядности и в целях использования органами контроля и надзора в работе положений нашего исследования в табл. 2 мы обобщили наиболее распространенные нарушения при эксплуатации объектов спортивно-игровой инфраструктуры.

Типичные нарушения требований стандарта

ГОСТ Р 52301-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования

ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

  • несоответствие нормативным значениям минимального размера зоны приземления (п. 4.3.26.4);
  • наличие препятствия в виде обнаженных элементов железобетонных конструкций в зоне падения, на которое ребенок может упасть и получить травму (п. 4.3.27.7);
  • неполнота информации имеющейся маркировки на элементах оборудования детской площадки (отсутствие наименования и адреса изготовителя или его уполномоченного представителя, года ввода в эксплуатацию (п. 6.2);
  • конструкции оборудования допускают возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка (п. 4.3.23.1)

Учитывая изложенное, возникает вопрос о целесообразности отнесения объектов спортивно-игровой инфраструктуры к объектам городской инфраструктуры как к таковым и о включении их в перечень сервисов, способствующих повышению комфортности жизни МГН в городе.

Подводя итог, полагаем, что объекты спортивно-игровой инфраструктуры являются востребованными и активно посещаемыми среди населения различных возрастных категорий, в связи с чем их целесообразно отнести к объектам городской инфраструктуры, предварительно определив (на законодательном уровне) критерии выделения последних. Учитывая значимость соблюдения условий доступности, безопасности, информативности и комфортности на объектах спортивно-игровой инфраструктуры, стоит рассмотреть вопрос о подтверждении упомянутых условий сертификатом соответствия в области предупреждения причинения вреда для инвалидов и иных маломобильных групп граждан, выданном в установленном законом порядке. При этом органам надзора и контроля надлежит усилить контроль за порядком и условиями получения сертификатов соответствия в области предупреждения причинения вреда для инвалидов и иных маломобильных групп граждан.

Денисова М.О. Детские площадки в деятельности УК. Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, 2016, №10.

Вахрамеева Л.Н., Пуцын И.В. Безопасность детей на игровых площадках: требуется прокурорское внимание. Законность, 2017, № 1.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.03.2017 по делу №33-4605/2017.

Апелляционное определение Московского городского суда от 30.10.2017 по делу № 33-44585/2017.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу №А43-26378/2016.

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Кого это касается?

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.

Читайте также: