Молитва лермонтов план урока

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ лирического произведения.

2.Продолжить формирование умений выразительного чтения стихотворения, умения определять тему и идею произведения, находить изобразительно – выразительные средства и определять их роль в произведении, умение работать со справочной литературой. Формировать культуру устного ответа.

3.Обогащать словарный запас учащихся; создавать условия для воспитания уважения к вере, верующим людям, способствовать эстетическому воспитанию.

Оснащение урока: портрет М.Ю.Лермонтова, стихотворения М.Ю. Лермонтова, Толковый словарь, Этимологический словарь, карточки с заданиями.

Приветствие, психологический настрой.

Проверка готовности класса к уроку – наличие учебников и школьных принадлежностей.

Постановка общеучебной цели урока.

4 -Ребята, послушайте произведение.

-Господи и владыко живота моего!

Дух праздности, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зреть мои прегрешенияи не осуждать брата моего, яко благослови еси во веки веков.

-Что я сейчас прочитала?

(Вы прочитали молитву.)

-О чем просит человек в молитве?

(Человек просит у Бога мудрость, терпение и любовь.)

-Это молитва Ефрема Сирина – выдающегося деятеля христианской церкви четвертого века. Современники прозвали его сирским

(от слова Сирия) соловьем. Прославленный автор многих богословских трудов.

- Ребята, что означает слово молитва?

(Ученики в начале урока получают карточки с заданиями : определить значение слов, пользуясь Толковым и Этимологическими словарями.)

Молитва – обращение верующего к Богу.

-Ребята , почему человек молится?

(Человек молится, если ему трудно, если у него какое- то горе.)

-Разные мотивы побуждают человека обратиться с молитвой к Богу. Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о самом сокровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти и что находит?

Дети зачитывают определение слова в Толковом словаре:

Благодатная- дающая благо, хорошая, несущая довольство, добро.

(Словами человек передает свои мысли, чувства, поэтому они (слова) могут быть живыми.)

-Ребята, о чем это стихотворение?

( Это стихотворение о молитве. О той минуте, когда человек, не находя опоры в жизни, обращается к Богу.)

-Прочитайте первую строфу. Каково начало стихотворения?

Выберите из слов, написанных на доске, те, которые характерны для описания настроения героя.

На доске написаны слова: светлое, радостное, темное, мрачное, грустное, печальное.

( Начало стихотворения мрачное, грустное, печальное: трудная минута, в сердце- грусть.)

-Что показано в первой строфе?

( В первой строфе показано описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве.)

- Прочитайте вторую строфу. Назовите главные слова. С чем они связаны?

Лермонтов показывает силу и прелесть живых слов молитвы.)

- Какие изобразительно- выразительные средства использует автор?

- Прочитайте третью строфу. О чем рассказывается в ней?

- Ребята, с помощью какого приема показывает поэт воздействие молитвы на человека?

( Лермонтов использует антонимичные противопоставления в 1 и 3 строфах: тьмы и света, печали и радости. Трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится.)

-Ребята, поэт обращается к нашим чувствам. Он хочет. Чтобы мы пережили с ним это движение души от грусти тоски - к надежде и вере. В его стихотворении все живет и все меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.

-Ребята, какой гласный создает звуковой фон 1 строфы?

- Как вы воспринимаете этот звук? ( Этот звук темный, ночной.)

- Определите размер стихотворения.

-Ребята, даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Прочитайте предложения 1и 2 строфы. Найдите глаголы и определите их лицо. Что они описывают?

- Прочитайте две последние строки стихотворения. Найдите глаголы, назовите их. Что означает слово легко?

Легко – категория состояния – описание состояния души героя.

Автор передает ощущение двух разных сфер – человеческого и высшего божественного.)

- Ребята, какова идея произведения?

( Человеку после молитвы становится легко. Он обретает веру, надежду на лучшее в своей жизни.)

Ученики выразительно читают стихотворение, свои записи:

Анализ лирического произведения.

Тема стихотворения – рассказ о самом сокровенном, о молитве.

Композиция. Стихотворение состоит из трех строф.

Антонимичны противопоставления: трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится.

Если в начале произведения герою тяжело на душе , печально, то после молитвы становится легко.

Стихотворение написано ямбом.

Личные предложения в начале стихотворения описывают состояние души , силу и прелесть слов, обращенных к Богу.

Единственное действие героя – я твержу. Все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной.

Человеку после молитвы становится легко. Он обретает веру, надежду.

V - Домашнее задание.

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне – как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нем Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю – с тобой.

Какие чувства, мысли, образы роднят стихотворение Бунина с лермонтовской поэзией?

2. Прочитайте в учебнике отзыв И. А. Бунина о Лермонтове и его стихах. Как вы можете сформулировать, чем Лермонтов дорог Бунину.

Технология: мастерская, диалоговая.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов.

ВложениеРазмер
m.yu_.lermontov_angel_i_molitva_urok_1.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел"

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Технология : мастерская, диалоговая .

Методические приемы : комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов.

Х О Д У Р О К А

Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал
И не ставил в грош свою карьеру.

Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Чтоб в себе хранили те страницы.

Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.

1. Слово учителя.

(Читаю эпиграф урока).

Эпиграфом к теме нашего урока мы возмём слова Андрея Дементьева “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов . Душа – внутренний, психический м ир человека, его сознание

Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения М.Ю. Лермонтова “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.

Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт - юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.

Выразительное чтение стихотворения .

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

- Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?

(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)

Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…

Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

- Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.

Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.

Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан

3. Работа с печатной тетрадью .

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Ангел летел и пел.

Радости, счастья, умиротворения , легкой грусти

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Песня ангела о Боге.

Печальное, легкая грусть,

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой

Ангел несет на землю душу

Теплое. Уютное, немного тревожное

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Душа помнит песню ангела

Печаль о прошлом.

- С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

( Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)

Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.

- Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.

- Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)

- Определите рифму (мужская)

- Какая рифмовка стихотворения? (смежная)

4. Культуроведческий аспект.

Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)

Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

- Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице, прочитайте из критической статьи высказывания поэта И.Бунина. ( Ребята читают абзац)

- И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)

За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в ней Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.

5. В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.

В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

- В каком случае человек обращается к молитве?

- Давайте посмотрим толкование этого слова.

Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

- Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)

Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).

– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.

– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

6. Базовый учебник учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2-х частях./ Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, устное рисование.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с лирикой поэта М.Ю. Лермонтова, ролью художественных средств.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

* познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; осуществлять структурирование материала.

* регулятивные: организовывать место выступления, собственную деятельность; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

* коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей моральных качеств личности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;

8. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

9. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки; рабочая тетрадь на печатной основе.

I. Организационный момент.

III. Работа по новой теме.

Сколько вопросов! Но на некоторые из них мы сможем ответить уже в 7 классе.

Беседа по вопросам.

Вот строки из этого стихотворения:

А вы, надменные потомки,

Известной подлостью прославленных отцов.

Вы, жадною толпой стоящие у трона

Свободы, Гения и Славы палачи!

Как же можно забыть и простить эти строки!

Посещая петербургские салоны, он не скрывал свою независимость, презрение к светской толпе. Наблюдая за бездушными, лицемерными людьми из этой толпы, он забывался, и память возвращала его к недавней стороне, в детство. И что же вспоминалось ему?

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями;

В аллею темную всхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Мир природы и мир детства в сознании Лермонтова сливаются, они полны ясных, ярких и нежных красок. В мире природы возможны гармония, красота, любовь, сознание значительности жизни. Природа пробуждает желание жить, усмиряет тревогу души, рождает уверенность в возможность счастья на земле.

1) Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

2) Устное рисование.

1) Прочитать стихотворение (I ч., с. 138).

2) Устное рисование.

«Под ним струя светлей лазури,

1) Чтение стихотворения (I ч., с. 139).

2) Устное рисование.

Работа с учебником.

– Иван Бунин о Лермонтове.

– Поэт Мережковский (воспоминания).

Вывод. Поэзия Лермонтова освещала путь читателю, звала его к действию, передавала любовь поэта к Родине, к природе.

VI. Подведение итогов урока.

– Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях о Лермонтове?

– Что мы называем стихотворением? К какому роду литературы вы отнесете стихи? Почему? (Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Лирическими стихотворениями называются потому, что в них отражаются мысли и чувства автора, вызванные какими-то событиями внешней или внутренней жизни, поэтому стихи относятся к лирическому роду литературы.)

– Какое из стихотворений, прочитанных сегодня на уроке, особенно заинтересовало вас, тронуло душу?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сопровождается презентацией. Разработка содержит технологическую карту ученика.

Урок литературы в 10 классе

Молитва как жанр в лирике М. Ю.Лермонтова

-познакомить с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, её художественными особенностями; формировать читательские, коммуникативные компетенции;

расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова.

-развивать навыки анализа поэтического произведения; творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность;

-воспитывать чуткое, трепетное отношение к произведениям искусства, стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к культурному наследию; обогатить духовный потенциал учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова, технологические карты учеников, толковый словарь С.И.Ожегова.

Технология проведения.

Деятельность учителя. Деятельность учеников. Задания для учащихся.

I . Мотивация к учебной деятельности.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку (подписать технологические карты).

II . Актуализация знаний.

1 СЛАЙД. Беседа.

- Назовите поэта, чей портрет видите на слайде, и годы его жизни.

- Что характерно для творчества М.Ю.Лермонтова? (многожанровость).

- Вспомните и впишите в технологическую карту известные вам жанры поэзии.

- Что такое жанр в литературе?

III .Формулирование темы урока, постановка цели.

УУД Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

- Чтение текста.

- Что перед нами?

- Что мы называем молитвой?

РАБОТА со СЛОВАРЁМ

+ 3 СЛАЙД

- Сформулируйте тему урока.

(грусть, растерянность, печаль и т.д.)

- Попробуем определить цель нашего урока.

III . Изучение нового материала.

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Учитель формулирует проблему. Создает эмоциональный настрой на работу по теме.

IV . Закрепление нового материала.

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Познавательные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- Как содержание стихотворения связано с биографией Лермонтова?

Комический пафос стихотворения в том, что все просьбы лирического героя к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно.

Чтение стихотворения

Вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной.

Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на "ярмарку невест". Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть.

Она была всеобщей любимицей.

Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки.

Молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей, в 1835 году выйти замуж за Н.Ф. Бахметева, человека не молодого. Николаю Бахметеву исполнилось тридцать семь. Вареньке было всего двадцать. Вернее, по тем временам, уже двадцать - пора, пора.

В замужестве она не была счастлива. Муж оказался не менее ревнив, чем Лермонтов. Несколько встреч на балах и праздниках при муже всё-таки состоялись. Горькими были эти свидания для Варвары: острый на язык поэт откровенно издевался не только над её мужем, ей тоже доставалось колкостей.

Последний раз они видятся мимолетно в 1838 г, когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург.

Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины.

Во многих произведениях поэт описал эту историю - все его героини, внешне и внутренне похожие на Варвару, глубоко несчастны, а мужья их - полные ничтожества.

Лопухиной Лермонтов посвятил множество стихотворений.)

- На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения? (безродный странник с пустынной душой – дева невинная)

-Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?

-Почему все прилагательные в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

Заполнение технологической карты.

Чтение стихотворения

- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

Мягкая лирическая интонация. Обращение к вопросу о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в жизни, обращается к Богу.

Что он хочет найти? и что находит? - такими вопросами задаешься после прочтения стихотворения.

- Настраиваемся на коллективную деятельность - мозговой штурм.

- Какие ключевые слова в этом стихотворении можно выделить?

(Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.)

- Как вы поняли слово благодатная? ("хорошая", "несущая благо, довольство".)

-Какими интонациями проникнуто начало стихотворения?

(Начало довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть. Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится (грусть). В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть. ")

- Какую молитву читает герой?

(Поэт не называет, какую молитву. Тайна для нас остается. Как тайной для самого героя остается сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них".)

- На какие части в смысловом плане можно разделить это стихотворение? СЛАЙД 10

(Стихотворение по смыслу можно разделить на 3 части:

1 строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве;

2 строфа - описание силы и прелести живых слов этой молитвы;

3 строфа - об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.)

- Верно, все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере.

- Какие художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного чувства человека?

- Обратим внимание на звуковой фон стихотворения.

В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э"; изменился и ритм: строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя).

- А теперь обратите внимание на синтаксический строй стихотворения, он тоже подчинен основной идее стихотворения.

(Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько предложений, описывающих состояние души и силу и прелесть слов, обращенных к Богу. Но глагол всего один - я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, - все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной - вне его воли. Две последние строчки: и верится, и плачется - как дважды повторенный заключительный аккорд - так легко, легко.)

– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях?

(Чистоту души, веру, честность и доброту).

-Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.

V .Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

УУД Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

- Вот и закончился наш мозговой штурм. Попробуйте оценить свою работу сами.


Тема____________________________________________________________________________________Дата_________________

ФИ_______________________________________________

ЖАНРЫ ПОЭЗИИ



















Читайте также: