Что такое патронаж ребенка в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Дошкольный возраст - период активного формирования и развития жиз­ненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедеятельности человека, социумом. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зре­лости - компетентности, определяется траектория развития и успешной адап­тации к меняющимся условиям. Эффективность этого периода обеспечивается ранним началом воспитательно-образовательной работы с ребенком, подбором средств методов и приемов деятельности, оказанием своевременной педагоги­ческой помощи семье и ребенку.

К сожалению, на данный момент не все дети дошкольного возраста охвачены дошкольным учреждением, а родителям недостаточно компетентны в вопросах воспитания и образования детей, к тому же растет количество семей, дети которых не посещают детские сады в силу разных причин. Исходя из этого организация такой формы дошкольного образования, как семейный патронаж, является современным шагом в сферу расширения форм оказания образовательных услуг

С 2011 года в нашем детском саду начал свою работу семейный патронаж двух детей 5 и 3 лет. Дети из неполной семьи, воспитываются мамой.

Цель семейного патронажа: оказание помощи родителям, дети которых не посещают дошкольное образовательное учреждение, подготовка неорганизованных детей к школе.

Задачи патронажа:

1) Привлечь внимание родителей неорганизованных детей к необходимости педагогического воздействия на ребенка;

2) Способствовать выявлению и устранению психолого-медико-педагогических нарушений у неорганизованных детей;

3) Поддерживать и стимулировать деятельность родителей и специалистов при работе с неорганизованными детьми;

4) Способствовать созданию банка данных неорганизованных детей с ограниченными возможностями здоровья в районе.

Для эффективной работы с семьей необходимо было организовать взаимодействие со специалистами. В нашем ДОУ такую роль выполняют педагоги детского сада, которые решают вопросы о виде и характере помощи семье. Работа педагогов с семьей дает высокую эффективность и положительные результаты. Работа с семьей строилась поэтапно:

1) Сбор информации о семье от других субъектов;

2) Работа над мотивацией по принятию семьи и помощи;

3) Установка договорных отношений с семьей.

Первый шаг являлся очень важным при работе с семьей. Педагогу-психологу приходилось осуществлять интервенцию. Цель интервенции – войти в семью и расположить к себе, чтобы найти предпосылки для продуктивной работы. Поэтому наши педагоги шли в семью с добрыми намерениями, завоевать доверие (стать приятными для этой семьи).

Педагогу-психологу приходилось брать на себя выполнение нескольких ролей, в зависимости от ситуаций и целей. Это означало то, что на первоначальном этапе педагогу-психологу приходилось выполнять ведущую роль в играх, где мама и ее сын 5 лет были только наблюдателями.

Помимо занятий дети с удовольствием посещали праздники, спектакли, спортивные мероприятия, которые проводились в детском саду и с удовольствием принимали в них участие.

На втором этапе проводилась диагностика и анализ проблем в работе с патронажной семьей. Один раз в месяц педагоги собираются, для обсуждения планов дальнейшей работы и оценки полученных результатов.

Главной задачей третьего этапа является не только взять на патронат семью, а научить маму самостоятельно обращаться к специалистам ДОУ.

Таким образом, психолого-педагогический патронаж является важным направлением деятельности ДОУ, посредством которого педагоги оказывают помощь в социальной и педагогической адаптации детям, не получающим дошкольное образование и их семьям в вопросах воспитания, обучения и развития.

Новые альтернативные формы работы дают возможность подготовить ребенка к поступлению в образовательное учреждения, помочь взрослым в воспитанию ребенка. Насыщение дошкольного образования развивающими и многообразными формами деятельности и обеспечения оптимальными услугами для развития детей служат гарантией формирования полноценной психологической помощи к обучению в школе.

Наступил сентябрь – время для первого посещения семей ваших воспитанников. Ведь для того, чтобы воспитывать наших детей во всех отношениях, необходимо знать их во всех отношениях. А можем ли мы знать ребенка, если не знаем его семью, особенности семейного воспитания.

Не секрет, что на ребенка влияет все, что происходит в семье – взаимоотношения между родителями, позиция бабушек и дедушек, увлечения и интересы семьи, отношение к наказаниям и поощрениям и многое другое. А как мы можем узнать семью поближе? Только посетив ее и в спокойной домашней обстановке выяснив все, что вас интересует.

Прежде чем посетить семью, необходимо поставить себе цель – зачем я туда иду. Цели могут быть разные.

Если это первое посещение, то цель – обследование санитарно-гигиенических, жилищно-бытовых условий семьи, составление социально-правового паспорта. При первом посещении целесообразно выяснить следующие факторы:

• ИФО, дату рождения, образование, место работы или учебы, прописку у всех родственников так или иначе воздействующих на ребенка – матери, отца, сестры, брата, бабушки, дедушки, тети, дяди.

• Статус семьи – полная семья или неполная.

Семья будет считаться полной в случаях:

Семья будет считаться неполной (в разводе) в случаях:

а) если есть официальное свидетельство о разводе;

Семья будет считаться неполной (одинокая мать) в случаях:

а) отцовство не установлено, есть справка из отдела ЗАГС, что мама ребенка – одинокая.

Семья будет считаться неполной (вдова, вдовец, в случае, если есть свидетельство о смерти члена семьи.

• Жилищные условия семьи – сколько комнат, примерный метраж квартиры, если семья проживает с родственниками, какую часть жилья занимает семья. В этом случае также можно уточнить, состоит ли семья в очереди на жилье. Обязательно отметьте санитарное состояние квартиры.

• Условия, созданные для ребенка - есть ли своя комната, или уголок в общей комнате, где у ребенка есть свои игрушки, игры, принадлежности для творчества, есть ли своя кроватка. Отметим, если у ребенка все его вещи в неприглядном виде, скудный игровой уголок, или совсем ничего нет кроме одного фиолетового зайца, это может говорить о том, что ребенком не занимаются, не интересуются его нуждами.

• Также, для лучшего понимания ребенка можно выяснить следующее: особенности поведения ребенка при кормлении, укладывании спать, при общении со взрослыми, сверстниками, особенности здоровья воспитанника.

• В конце беседы можно задать такие вопросы – какие затруднения вы испытываете в процессе воспитания ребенка, какую помощь вы хотели бы получить от детского сада – консультации по медицинским, психологическим, педагогическим, логопедическим, правовым вопросам.

Эта информация поможет вам скорректировать свою работу по оказанию реальной помощи семье.

По ходу беседы можно дать родителям какие-либо рекомендации по организации жизни ребенка дома.

При повторных посещениях вы отмечаете изменения, которые произошли в семье – мама вышла замуж, папа женился, родители уехали на заработки, кто-то развелся, умер, родился, семья переехала на другое местожительства. Здесь очень важно отметить, как изменения влияют на ребенка.

Также, при повторном посещении вы отмечаете, как родители выполнили ваши рекомендации. Например, у ребенка нет уголка для творчества, и вы рекомендовали его оформить. При повторном посещении вы отмечаете, что родители сделали. Необходимо добиваться выполнения ваших рекомендаций.

При повторных посещениях вы можете обсудить с родителями проблемы или успехи в воспитании и развитии ребенка. Причем, при обсуждении проблем нельзя создавать отрицательный образ ребенка, так как этим вы сразу вызовете неприятие со стороны родителя, и ни о каком дальнейшем взаимодействии не может быть и речи. Помните, что опора на положительные качества ребенка – основа доверия родителей к педагогу.

Поэтому, начинать обсуждение проблем необходимо с положительной характеристики ребенка. И затем уже переходить к обсуждению проблемы. Здесь очень важно проявить высокий педагогических такт и дать понять родителям, что вы любите ребенка и только из чувства любви к нему желаете ему помочь.

Обговорив проблему, предложите пути выхода из ситуации. Для начала необходимо выяснить взгляды родителей на проблему. Если проблема осознана родителями, попробуйте найти выход вместе. Побуждайте родителей высказывать свои взгляды на воспитание и развитие ребенка, выслушивайте мнение родителей, даже если оно ошибочно. Не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия. И призывайте родителей объединить усилия для выработки единых требований. Если с ходу не получается решить проблему, можно пригласить на консультацию к психологу, педагогу, логопеду, заведующей.

Если проблема в междусемейных отношениях, предложите обратиться к семейному психологу.

Если проблема не осознана, родители не видят ничего плохого в своем ребенке и его поведении, нужно привести какие-либо доводы и постараться убедить родителей в том, что развитие или поведение ребенка нуждается в коррекции. Возможно, это осознание придет к родителям не сразу, а через некоторое время.

На последующих посещениях вы контролируете выполнение ваших совместных усилий по решению проблемы.

В заключении хотелось бы еще раз напомнить – при общении с родителями будьте доброжелательны, улыбчивы, проявляйте терпимость к иным точкам зрения.

На первый план на современном этапе развития системы образования выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Поэтому для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений с ребенком. Ребёнок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Это подразумевает ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

ВложениеРазмер
psihologicheskoe_soprovozhdenie.doc 86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение ребенка, находящегося под патронажем ДОУ

На первый план на современном этапе развития системы образования выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Поэтому для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений с ребенком. Ребёнок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Это подразумевает ряд рекомендаций , которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

владеть различными технологиями реабилитации;

формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности.

Применительно к ребёнку с ОВЗ его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.

Основные направления деятельности психолога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья включают в себя социокультурную реабилитацию и психологическую реабилитацию и коррекцию.
Социокультурная реабилитация - комплекс мероприятий и условий, направленных на восстановление культурного статуса ребенка как личности: возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации в стандартных социокультурных ситуациях.

Психологическим сопровождением детей с ОВЗ является система профессиональной психологической деятельности, которая направлена на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка. В системе этой деятельности существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:

Диагностическое сопровождение развития ребенка. Диагностика развития ребенка может носить эпизодический характер, проводиться по запросу, а может быть основой мониторинга развития ребенка в процессе его сопровождения.

Реализация программ индивидуальных занятий психологической направленности.

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Анализ результатов сопровождения ребенка проводится по критериям, разработанным по каждой программе, а также по данным наблюдения.

1. Диагностическое сопровождение

Психологическое сопровождение детей начинается с этапа диагностики развития ребенка и включает в себя как традиционные методы, так и новые, основанные на использовании компьютерных технологий. Ряд заданий ребенок выполняет в диалоговом режиме. Психолог организует обследование в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, выбирая последовательность предъявления материала. Психологическая диагностика является важным звеном. Применяются тесты, позволяющие проводить дифференциальную диагностику развития и оценку потенциальных возможностей ребенка: обучаемость, соотношение видов мыслительной деятельности в структуре познавательной деятельности и речь. Используются компьютерные программы.

2. Технологии психологического сопровождения, используемые на занятиях с детьми.

Интегративные психотехнологии имеют эффект системного воздействия на всю психику ребенка. Коррекция происходит в той сфере, которая больше всего нуждается в ней. Понижается общий уровень тревожности, неуверенности в себе. Самооценка становится более адекватной. В телесных проявлениях дети становятся более гармоничными. Появляется способность к импровизации. У более развитых детей появляется способность к рефлексии. Снижается уровень невротизации.

Мультимедийные обучающие программы. Психологические занятия с детьми ведутся с использованием программ развивающих занятий по возрастам и по ступеням сложности. Отмечается значительная активизация познавательного интереса, рост функциональной грамотности и активный интерес к успешному выполнению заданий.

Индивидуальные занятия строятся так, что часть времени отводится для упражнений с использованием компьютера. Программы коррекционно-развивающих занятий для детей включает в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления продолжительностью 15 минут. Каждое задание начинается с подробной инструкции, которую ребенок должен повторить (как он понял задание), затем выполнить. Психолог предлагает ребенку обосновать ответ, объяснив, почему он сделал такой выбор. Только после этого ребенок может проверить правильность ответа, решения, выполнив определенные действия на компьютере.

Применение компьютерных технологий на психологических занятиях помогает сделать коррекционно-развивающую работу интересной, увлекательной для детей, развивает кругозор и творческие способности.

Термин “арттерапия” по определению Е. И. Холостовой – это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.

Основными видами арттерапии являются:

Музыка издавна считается невербальной формой коммуникации, порою более результативной в области чувств и человеческих отношений, чем собственно речевое общение. Опыт многих специалистов нередко содержит примеры использования музыки в качестве средства, помогающего устранить изоляцию и создать контакт ребёнка с ОВЗ со средой, если у него присутствуют трудности общения со сверстниками, когда он хочет, но не может общаться с другими детьми и находится в постоянном “диссонансе” с социумом. Осваивая игру на простых музыкальных инструментах или просто слушая музыкальные произведения совместно с другими детьми, ребёнок учиться общаться и получать удовольствие от общения.

Куклотерапия , целью которой является помощь в ликвидации болезненных переживаний, укрепление психического здоровья, улучшение социальной адаптации, разрешение конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности. Использование игрушек помогает снять агрессию, способствует творческому самовыражению, ослабляет отрицательные эмоции. С помощью куклотерапии решаются такие важные задачи, как преодоление стеснительности, расширение репертуара самовыражения ребёнка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе “родитель – ребёнок”. Поскольку мир ребёнка – это мир действия и деятельности, куклотерапия даёт возможность войти в этот мир.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия). Сказка чрезвычайно многранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребёнокс ОВЗ учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. С помощью сказки у детей развивается воображение, речевое творчество и воспитываются добрые чувства. В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.

Хорошо зарекомендовали себя медитативные сказки , которые успокаивают, расслабляют, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, так как в них закладываются лучшие представления о самих себе. Слушая эти сказки, дети светлеют душой, начинают более осознанно воспринимать окружающий мир и понимать своё место в этой жизни.

В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, дабы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестические образы (приложение 1).

Следует заметить, что психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы. Существует проблема недостаточного внимания специалистов-психологов к обогащению опыта эмоциональных переживаний ребенка, формированию адекватного уровня ситуативной тревожности, не позволяющему ребенку оценивать свои достижения. А.В. Запорожец, посвятивший ряд своих работ проблемам эмоционального развития дошкольников, отмечал, что раннее неблагополучие аффективных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками или дефектность эмоционального общения с окружающими, создает опасные нарушения личностного развития. Есть исследования, подтверждающие, что развитие эмоциональной сферы значительно влияет на умственное развитие, которое надо просто разбудить, активизировать и это можно делать различными методами. Направление психологической коррекции эмоционального развития детей сейчас исключительно актуально.

Состояние детей, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы.

3. Направления анализа результативности психологического сопровождения

результаты психологической диагностики (в начале и в конце цикла занятий);

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с ОВЗ, т.к. только при взаимодействии с семьей, педагог может помочь ребенку.

Цель психологической помощи родителям детей с ОВЗ заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов. Ожидаемые изменения должны касаться трех плоскостей: познавательной сферы (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание), эмоциональной и поведенческой сфер. Тактика психолога зависит от того, на какой стадии переживания случившегося находится клиент. Обобщенно это можно представить следующим образом:

В стадии отрицания мы не должны мешать родителю больного ребенка.

В депрессивной стадии необходимо эмпатийно разделить переживание.

В стадии принятия необходимо оптимистично поддержать клиента.

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;

установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов. Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях :

1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Проведение тематических бесед и консультаций способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных группах. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

Для работы с родителями предлагаются следующие рекомендации:

Наряду с анкетой, можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка с ОВЗ, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.

“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях и мероприятиях в дошкольном учреждении, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках со специалистами ДОУ.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки, тесты и упражнения, способствующие сплочению семей (приложение 2).

Совместно с родителями и детьми, педагогу можно провести занятие на тему: “Путешествие по улицам родного города”, это может быть просмотр репродукций с достопримечательностями города, посещение музеев, выставок; беседа о зданиях, представляющих собой архитектурную ценность. По окончанию экскурсий можно написать сочинение на тему: “В чем отличие нашего города от других?”

Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.

Педагог-психолог может предложить родителям “Зарядку позитивного мышления” для того, чтобы они в домашних условиях попытались привести свои чувства и мысли в порядок, т.к. многие родители детей с ОВЗ находятся в ситуации постоянного стресса из-за болезни ребенка (приложение 3).

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог – психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с другими специалистами ДОУ.

В соответствии с гражданским законодательством России оформление опеки над взрослыми лицами (чаще всего — пожилыми) возможно, в том числе, в виде патронажа.

Что значит патронаж в гражданском праве?

Всегда найдутся люди, которые нуждаются в уходе и поддержке. Чтобы родные остро нуждающихся в помощи не оставались один на один с серьезными проблемами, государство предусмотрело особый тип обслуживания — социальный патронаж. Организация, способная предоставить такую помощь, называется патронажной службой.

Это понятие в гражданском праве включает в себя следующие мероприятия:

  • проведение в целях профилактики обследований жилищных условий гражданина, нуждающегося в уходе;
  • оказание профессиональной помощи, направленной на проведение разных лечебных процедур;
  • решение бытовых проблем.

Патронажная служба — эта организация, специализирующаяся на оказании помощи пожилым людям, у которых ограничены возможности. Особенности подобной деятельности состоят в том, что все важные моменты согласовывают с заказчиком. Оговариваются режим ухода, а также основные обязанности специалиста.

Цель социального патронажа — организация оптимальных условий жизни недееспособных лиц, что помогает преодолевать жизненные трудности и делает возможным постепенное возвращение к полноценной жизни

Основные виды патронажа

Различают следующие типы:

  • патронаж до рождения ребенка либо наблюдение за беременной женщиной. Основная задача в этом случае заключается в регулярном контроле состояния здоровья будущей мамы при вынашивании плода. Такой тип ухода предполагается в женских консультациях;
  • уход за новорожденным;
  • детский патронаж;
  • уход за людьми пожилого возраста;
  • помощь людям с ограниченными возможностями;
  • наблюдение за психически больными пациентами;
  • соц. помощь для людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.

Как можно оформить патронаж?

Рассмотрим особенности процедуры для различных жизненных обстоятельств.

Над пожилым человеком

Помощник назначается в порядке, обозначенном законодателем. Процедура оформления патронажа над пожилым человеком будет следующей. В первую очередь гражданин обязан посетить органы опеки и подать заявление, в котором он описывает острую необходимость в попечителе. Далее проводится медицинский осмотр нуждающегося, и выносится заключение врача. Затем сотрудники органов опеки оценивают основания для попечительства и выносят решение. Существуют нюансы:

  • на основании ст. 41 ГК РФ подбор помощника нужно осуществить не позднее месяца с момента подачи заявки. Первоначально выбирается попечитель среди близких. Далее рассматриваются кандидаты из числа посторонних лиц, подходящих по требованиям;
  • в том случае, если появляется желающий ухаживать за пожилым гражданином, он должен собрать пакет документации и подать заявку в органы опеки. Как правило, самостоятельно выдвигают свою кандидатуру родственники либо друзья;
  • после одобрения заявки органы опеки в письменной форме уведомляют о принятом решении обратившегося. Далее готовятся соответствующие бумаги. Ксерокопии их предоставляют пожилому человеку, нуждающемуся в поддержке, и помощнику;
  • последний этап — заключение договора между подопечным и попечителем. В нем описываются все особенности предоставляемой помощи, в том числе основные обязанности опекуна при уходе за пожилым человеком.

Оценивать эффективность патронажа должны госорганы. При недобросовестном исполнении обязанностей соглашение расторгается.

Над инвалидом 1 и 2 группы

Опеку над инвалидом 1 группы нужно оформлять в органах опеки и попечительства. Потребуется следующая документация:

  • две заявки об оформлении попечительства (один документ остается помощнику, другой — подопечному);
  • характеристика с места вашего трудоустройства и справка о доходах;
  • документ об отсутствии судимости;
  • медкарта, подписанная специалистом, о том, что вы здоровы, не страдаете алкогольной зависимостью, не употребляете наркотические средства;
  • справка об обследовании вашей жилплощади, подписанная членами жилищной комиссии.

Патронаж инвалида 2 группы оформляется таким же образом.

Оформление ухода над дееспособным подопечным не дает прав попечителю распоряжаться его недвижимостью и имуществом — для этого нужно согласие самого инвалида либо органов опеки и попечительства

Кроме того, следует знать, что если вы официально не трудоустроены, со стороны государства выделяется пособие.

Над новорожденным ребенком

После рождения малыша жилое помещение его родителей обязательно посещает врач либо медсестра. Как правило, они диагностируют состояние новорожденного, оценивают правильность ухода за ним со стороны отца или матери, проверяют условия жизни ребенка.

В обязательном порядке предоставляется поддержка родителям: медработник должен показать, как нужно ухаживать за младенцем, осуществлять кормление, купание, проводить обязательные гигиенические процедуры и пр.

Услуга патронажа над младенцем, предоставляемая работниками местной поликлиники, бесплатна.

Резюме

Патронаж может стать отличным выходом из затруднительного положения, когда пожилой или больной гражданин физически не может позаботиться о себе. Однако человек, взявшийся за попечительство, должен иметь высокие нравственные качества и обладать большим терпением для выполнения далеко не простых обязанностей и задач. Прежде чем взяться за такое дело, требуется реально оценить свои материальные, психологические и физические возможности.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

Добрый вечер ! У меня вопрос по поводу оформления патронажа над моим дедушкой. Ему 82 года, дееспособен, но хочет оформить на меня патронаж. В связи с этим возникли вопросы : в какую организацию для оформления нам надо обращаться ( в пенсионный фонд, МФЦ, органы опеки )? и как быть .если у меня нет трудовой книжки, так как я работаю неофициально, такой вопрос возник, так как я знаю, что за патронаж идёт трудовой стаж.Заранее спасибо за ответ!

Добрый вечер, Анна! В органы опеки надо обращаться! Надо завести трудовую книжку.

Рассмотрим основные этапы оформления опекунства над пожилым человеком в форме патронажа: Пожилой человек, которому требуется помощь, подаёт в орган опеки заявление, где просит об осуществлении над ним патронажа. Заявитель также должен подтвердить, что ему требуется патронаж, то есть представить врачебное заключение. Будущий опекун должен тоже подать заявление о своём согласии на патронаж над пожилым человеком. Кроме того, потребуется документ в виде документа, регламентирующий отношения между престарелым человеком и его помощником. Будущий опекун должен представить: справки из диспансеров (психоневрологический, наркологический, туберкулезный). Патронаж нельзя доверить человеку с психоневрологическими проблемами, зависимостями, инфекционными заболеваниями; характеристика с места работы/учебы потребуется для того, чтобы подтвердить, что опекун может стать хорошим помощником для пожилого человека; врачебное заключение о состоянии здоровья; документ, подтверждающий наличие жилплощади в собственности/пользовании. Региональные законы могут предусматривать и предоставление иных документов для установления патронажа. Если сотрудники органа опеку посчитают, что патронаж над пожилым человеком может быть установлен, то они уведомляют заявителя письменно о положительном решении. Сотрудник подготавливает распоряжение и направляет его помощнику и пенсионеру. Далее, между сторонами заключается договор, который регламентирует патронаж. Опекуна устанавливают в срок не позднее, чем через месяц после того, как сотрудники органа опеки узнали о том, что пенсионеру требуется патронаж.

Подскажите может ли подросток, которому 14(имеющий паспорт) оформить патронаж над своим делом которому 83 года?

Здравствуйте Алия,
Нет не может. Во-первых патронаж у нас рассматривается как специальный вид попечительства. В соответствии с ч. 2 ст. 35 ГК РФ:

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Во-вторых дееспособность граждан в возрасте до 18 лет ограничена. В соответствии с ч. 1 ст. 26 ГК РФ:

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.
Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

как оформит патронаж над человеком старше 80 лет (например внучка 14 лет над своей бабушкой) какие документы собрать и куда обратиться

1. Человек преклонного возраста, нуждающийся в помощи подобного рода, должен обратиться в орган опеки по месту своего жительства с заявлением об установлении над ним патронажа. Одновременно заявитель должен представить документ, подтверждающий состояние его здоровья.

2. Вместе с заявлением (либо несколько позднее) в орган опеки представляется заявление лица, согласного стать помощником, а также проект договора, который будет подписан между помощником и его подопечным. Кроме того, будущему опекуну понадобятся:
справка из психоневрологического, наркологического и туберкулезного диспансеров;
характеристика с места работы или учебы;
медицинское заключение о состоянии здоровья;
документы, подтверждающие наличие жилой площади в собственности или пользовании;

Алла, добрый вечер!

К исчерпывающему ответу коллеги хочу добавить следующее. Посмотрите, что говорится в гражданском законодательстве о патронаже:

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник.

Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

И относительно того, что патронаж хочет взять на себя внучка в возрасте 14 лет. По мнению некоторых практиков патронаж является особой социальной формой попечительства. А согласно Гражданскому кодексу РФ опекунами и попечителями могут признаваться только совершеннолетние дееспособные граждане. Полная дееспособность наступает с момента достижения совершеннолетия, с 18 лет. До достижения 18 лет, полностью дееспособным ребенка можно признать в порядке эмансипации с 16 лет. По общему правилу граждане от 14 до 18 лет признаются ограниченно дееспособными. Поэтому не хочу делать категорических заявлений, предлагаю узнать мнение органа опеки и попечительства по эту вопросу.

Читайте также: