Социально педагогическая деятельность в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. Как результат этого растет преступность среди подростков и молодежи, увеличивается количество беспризорных и безнадзорных детей, становятся социальной проблемой детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, и т. д.

Вопросами социальной защиты и поддержки детства в настоящее время занимаются различные министерства и ведомства: Министерство образования и науки; Министерство здравоохранения и социального развития; Министерство юстиции.

Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.

№ 33. Общее и особенное в социально-педагогической деятельности и деятельности педагога.

Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях. С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.

Вид профессиональной деятельности Цель деятельность Характер деятельности Объект деятельности Учреждения, где осуществляется деятельность
Педагогическая деятельность Передача социокультурного опыта Программно-нормированный, непрерывный Все дети Образовательные учреждения
Социально-педагогическая деятельность Помощь в социализации ребенка. Адресный, локальный Ребенок с проблемами социализации Образовательные учреждения, социально-педагогические учреждения, социальные службы

№ 34. Сущность педагогической деятельности, её характеристика.

Социально-педагогическая деятельность тесно связана с педагогической деятельностью.

Педагогическую деятельность можно разделить на профессиональную и непрофессиональную (житейская педагогика).

Учитель управляет самым сложным процессом – развития личности. Общество возлагает на учителя особую ответственность, так как ему доверяется человек, когда он наиболее податлив на внушения.

Особенности педагогической профессии:

n основное содержание составляют взаимоотношения с людьми;

n объектом и продуктом труда является человек как активное существо с неповторимостью индивидуальных качеств (в отличие от профессий, где объектом является мертвый материал);

n цели педагогической деятельности обусловлены потребностями общества, социальным заказом;

n усложнение работы педагога связано с воздействием на ученика множества факторов (СМИ, семья, друзья и др.), необходима их корректировка;

n эффективность обучения и воспитания зависит от процессов самовоспитания и самообразования учащихся;

n педагогический труд – это процесс взаимодействия людей, поэтому важны личностные, нравственные аспекты;

n педагогическая деятельность носит гуманистический, коллективный, творческий характер.

Социальная ценность педагогической профессии заключается в том, что с ее помощью осуществляется преемственность поколений, передача общественно-исторического опыта, формирование подрастающего поколения. Учитель – посредник между обществом и растущим поколением. Учитель – человек, устремленный в будущее. Эта профессия – одна из самых массовых (в нашей стране ею занимается более 3 млн. человек).

Таким образом, педагогическая профессия выполняет две основные социальные функции: приспособление подрастающего поколения к современной социокультурной ситуации (социализации) – адаптивная функция; развитие личности и индивидуальности – гуманистическая (человекообразующая) функция. Необходимо их сочетание.

В докладе Международной комиссии по образованию для 21 века, представленном ЮНЕСКО, предложены четыре цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить.

Профессиональные требования к учителю можно разделить на определенные группы: 1) общегражданские качества; 2) качества, специфичные для профессии учителя; 3) специальные знания умения, навыки по предмету. Личностно-профессиональные качества педагога можно представить и в виде следующих групп качеств: 1) отношение к учащимся; 2) отношение к профессиональному делу; 3) отношение к себе.

Современного учителя должны характеризовать следующие качества:

n высокая гражданская ответственность, социальная активность;

n любовь к детям, уважение к личности учащихся;

n интеллигентность, духовная культура;

n желание и умение работать с другими людьми, сотрудничать;

n высокий профессионализм, готовность к созданию новых ценностей и творчеству;

n потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

n профессиональная работоспособность.

Взаимодействие с ребенком требует его понимания. Для этого нужны такие качества как:

n эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека, эмоциональный отклик на его состояние;

n идентификация – понимание состояния ребенка и способность мысленно поставить себя на его место;

n конгруэнтность – открытость, подлинность своих чувств и переживаний;

n суггестивность – способность к внушающему влиянию, воодушевление;

Одно из важнейших требований – четкость социальной и профессиональной позиции педагога. Социальная позиция определяет отношение к педагогической профессии, её целям и средствам. На её основе формируется профессиональная позиция – отношение к учащимся, понимание своей роли. Педагог может выступать по отношению к учащимся как информатор, диктатор, советчик, проситель, вдохновитель.

Можно профессиональные качества разделить на доминантные – отсутствие которых влечет невозможность осуществлять педагогическую деятельность. К ним относятся: уравновешенность, желание работать с детьми, терпимость, справедливость, честность, тактичность и др. Негативные, определяющие профессиональную непригодность: неуравновешенность, высокомерие, мстительность, наличие вредных привычек и др. К качествам, затрудняющим взаимодействие с учащимися можно отнести: вспыльчивость, резкость, обидчивость, нерешительность, неорганизованность, несправедливость, отсутствие целеустремленности и др.

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует профессионализм; владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике – нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения.

Высший уровень педагогической деятельности – это педагогическое мастерство. В любой деятельности можно выделить мастера своего дела.

Мастер (по Далю) – это особенно сведущий, искусный в своем деле. Под педагогическим мастерством понимается комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности; комплекс специальных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие. Мастерство воспитателя есть мастерство организатора жизни детей, это искусство ориентироваться в детских отношениях.

Мастер – это человек, который обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником. Он может выделяться или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области. Мастерство в педагогической деятельности проявляется в том, что за отведенное время педагог достигает оптимальных результатов в воспитании и обучении учащихся.

Мастерство формируется на основе практического опыта, который осмысливается и совершенствуется.

Когда мы говорим о социальной педагогике, мы тоже должны четко различать две ее взаимосвязанные стороны – научно-теоретические знания в этой области и собственно социально-педагогическую деятельность, т.е. непосредственную работу социального педагога с конкретным ребенком или группой детей, с той или иной конкретной средой, в которой живет и развивается ребенок и которая способствует или препятствует его социализации. Иначе говоря, необходимо различать социальную педагогику как науку и как сферу практической деятельности, которые неразрывно связаны между собой.

Кроме того, социальная педагогика может выступать в качестве учебной дисциплины. Учебная дисциплина – это предмет, изучаемый в общеобразовательных или профессиональных учебных заведениях. Учебная дисциплина исходит из соответствующей области науки, в ней обычно находят отражение факты и явления, которые доподлинно известны науке. Хотя не исключается изложение и дискуссионных вопросов, являющихся предметом спора ученых, их разных точек зрения на тот или иной объект исследования.

В России развитие социальной педагогики – и как области научного знания, и как сферы профессиональной практической деятельности, и как учебной дисциплины – имеет свои особенности.

Эти объективные обстоятельства являются факторами, тормозящими развитие социальной педагогики как науки. Однако потребности практики так остры и злободневны, что этой областью науки стали заниматься многие научные коллективы: Центр социальной педагогики Российской академии образования (РАО), Академия социального образования, научные коллективы педагогических университетов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске и других городах. Созданы и активно работают, решая теоретические и прикладные вопросы социальной педагогики, различные общественные объединения и государственные учреждения.

И на сегодняшний день уже можно констатировать, что накопилось достаточно много эмпирических и теоретических знаний, которые требуют осмысления и систематизации, позволяют выделить приоритетные научные направления, т. е. создают условия для более интенсивного развития социальной педагогики, оформления ее как самостоятельной науки. Для дальнейшего развития социальной педагогики необходимо также перечитать и переосмыслить с новых позиций труды отечественных педагогов – как дореволюционного, так и советского периодов, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа. Немаловажное значение имеет и освоение зарубежного опыта с целью адаптации его применительно к нашей российской действительности.

Поэтому для становления и развития социальной педагогики в России имеет большое значение опыт других стран, анализ тех проблем и трудностей, которые возникали в процессе развития этой области научных знаний и практической деятельности за рубежом, выявление самих истоков-причин возникновения этой науки, ибо известно: отыщи всему начало и многое поймешь.

Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о действительности. При этом каждая отдельная наука – а их сегодня великое множество – изучает не всю действительность целиком, а лишь какую-то ее определенную область, какой-то фрагмент или аспект действительности. Философию называют наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; социологию – наукой об обществе; психологию – наукой о закономерностях развития и функционирования психики человека; педагогику – наукой об образовании, воспитании и обучении подрастающего поколения.

Поэтому рассмотрение социальной педагогики как науки представляется целесообразным начать с выявления самих истоков-причин ее возникновения, выделения в самостоятельную отрасль научного знания, ибо известно: отыщи всему начало и многое поймешь.

Особенности развития социальной педагогики в России.

В отечественной науке и педагогической практике истоки и предпосылки выделения социальной педагогики в самостоятельную область знания можно найти еще в трудах и практической деятельности таких классиков педагогики, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и многие другие.

В то же время социальные аспекты воспитания в их крайне идеологизированном проявлении активно изучались и разрабатывались в рамках теории коммунистического воспитания, ставшей ядром советской педагогики. И следует отметить, что на протяжении всего советского периода было разработано немало эффективных форм социального (по содержанию – коммунистического) воспитания, хотя большинство из них имели откровенно политическую направленность.

С 80-х годов ХХ в. снова наметился явный поворот в сторону собственно социальной педагогики, создания и развития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды. Необходимость в ее возрождении была продиктована не только желанием педагогов восстановить прерванные традиции в развитии педагогической науки, но и во многом потребностями самой педагогической практики – необходимостью поиска новых форм воспитательной работы, охватывающей не только общеобразовательные учреждения, но и социум, использования его воспитательного потенциала.

Практическую реализацию эти идеи, наиболее глубокое развитие получившие в работах В.Д. Семенова, нашли в создании по всей стране разнообразных комплексов, объединявших школу с другими социальными структурами, – социально-педагогических, образовательно-культурных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комплексов и т. п. Для В.Д. Семенова экспериментальной базой послужили молодежные жилищные комплексы (МЖК), которые в 1970–80-х годах стали строиться в Свердловске. Основная идея заключалась в создании в рамках таких комплексов единой воспитательной среды.

В рамках этого же направления в 1990-е годы появился целый ряд работ А.В. Мудрика, в которых социальная педагогика раскрывается как отрасль знания, изучающая социальное воспитание в контексте социализации [3].

При этом следует подчеркнуть, что научными проблемами социальной педагогики в России начали активно заниматься, прежде всего, преподаватели вузов, главным образом педагогических, – организаторы профессиональной подготовки социальных педагогов. К этому их неизбежно подводила необходимость разработки содержания и подготовки в целом, и отдельных учебных курсов, раскрывающих различные аспекты социально-педагогической деятельности, а также учебных пособий по этим курсам. Уже в первой половине 1990-х годов на базе различных учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска и других городов страны сложились научные коллективы, активно решающие теоретические и прикладные вопросы социальной педагогики.

Круг ученых – исследователей проблем социальной педагогики – постепенно расширялся и за счет тех практических работников социально-педагогической сферы, которые в своей деятельности могли выйти на уровень научного осмысления практического, эмпирического опыта.

В поле же зрения социальной педагогики попадает человек, который требует помощи в процессе его активной социализации – превращения индивида в социального субъекта. В первую очередь, это касается ребенка как развивающейся, формирующейся личности. Кроме того, в поле зрения социальной педагогики попадают взрослые, у которых по разным причинам нарушены связи с обществом, не сформированы принятые в обществе социальные нормы и правила. В этом случае человеку необходима помощь в ресоциализации. И здесь на помощь ему может придти социальный педагог.

Сегодня для развития социальной педагогики необходимо перечитать и переосмыслить с новых позиций труды отечественных педагогов – как дореволюционного, так и советского периодов, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа.

Немаловажное значение имеет и освоение зарубежного опыта с целью адаптации его применительно к нашей российской действительности. Все это определяет особенности, направления и противоречия развития социальной педагогики в нашей стране, которое на начальном этапе протекало в обстановке острых научных полемик и дискуссий

Объект и предмет социальной педагогики. Чтобы понять специфику социальной педагогики как науки, необходимо разобраться в том, что она должна изучать, вычленить ее собственную область исследований. Для этого в науке используются понятия объект и предмет исследования.

Под объектом исследования той или иной науки понимается определенная область реально существующего мира, реальной действительности, на изучение которой данная наука направлена. Предметом же любой науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки – это фрагмент объективной реальности, предмет – результат ее осмысления.

Один и тот же объект может изучаться различными науками. Например, человек выступает объектом изучения биологии, философии, психологии, социологии, педагогики и других наук. Но каждая из этих наук имеет свой предмет, т. е. то, что именно она изучает в объекте, в данном случае – в человеке. Так, психология изучает закономерности и механизмы психического развития человека, педагогика – закономерности воспитания и образования личности и т. д. При этом любая наука ограничена в своем подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, тем понятийным аппаратом, который в ней сложился, теми средствами и способами, с помощью которых она изучает интересующие ее явления действительности.

Следует подчеркнуть и то, что ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте. Более того, в каждой науке, как правило, существует множество различных, нередко даже противоречащих друг другу точек зрения по вопросу, что является объектом и предметом данной науки, предлагаются самые разные их формулировки. И это совершенно не мешает развитию науки, исследованию в ее рамках тех или иных явлений.

Тогда может возникнуть вопрос: а зачем вообще пытаться определять объект и предмет науки? В действительности, проблема определения объекта и предмета науки очень важна. Именно от выбора объекта и предмета будет зависеть, какие явления и в каких аспектах могут изучаться именно этой наукой, а с каких точек зрения их должны рассматривать другие науки. То есть посредством объекта и предмета устанавливаются границы науки, выделяющие ее среди других наук, определяющие именно ее место в системе научного знания.

Особенно значимо это для таких наук, которые связаны с конкретной сферой практической деятельности и призваны обеспечивать ее научно обоснованными средствами развития. Такие науки называются прикладными, в отличие от фундаментальных наук, исследующих наиболее общие законы и закономерности действительности и создающих тем самым общетеоретический фундамент для развития других, имеющих практическую направленность наук.

В частности, для социальной педагогики, которая тоже относится к практико-ориентированным наукам, проблема выбора объекта и предмета имеет важное значение. От этого будет зависеть, выполнит ли эта прикладная наука свою основную задачу – обеспечить социально-педагогическую деятельность во всей полноте ее составляющих и разновидностей, существующих в реальной практике научно-обоснованными содержание, формами и методами, все ли явления, охватываемые социально-педагогической сферой, окажутся в поле зрения науки. Иначе говоря, выбор объекта и предмета науки влияет на содержание теории и практики социальной педагогики.

Для социальной педагогики как молодой и развивающейся отрасли научного знания характерно чрезвычайное разнообразие подходов к выделению объекта и предмета данной науки. В изданных за последние годы научных публикациях и учебных пособиях по социальной педагогике представлены разные определения объекта и предмета социальной педагогики.

Согласно другой, тоже достаточно распространенной точки зрения, объектом социальной педагогики является процесс социального развития, становления, формирования человека. Например, В.И. Загвязинский и его соавторы в качестве объекта социальной педагогики рассматривают процесс развития человека в социуме на основе совокупности его социальных взаимодействий. Предметом же этой науки, по мнению этих ученых, выступают педагогические аспекты социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в общество [5] .

Общим для этих научных позиций является то, что социальная педагогика рассматривается как составляющая, отрасль педагогического знания. Причем, теоретически сторонники обеих позиций настаивают на том, что социальное воспитание (или педагогическое влияние на развитие человека в социуме) может быть направлено на всех людей, независимо от возраста. Когда же они рассматривают какие-либо конкретные виды и формы социально-педагогической деятельности, то, как правило, речь идет об образовательных учреждениях для детей, в первую очередь – о школе. Однако в последних учебных пособиях эти авторы значительно расширяют институты социализации личности (учреждения дополнительного образования, вузы, общественные организации и др.). Также расширяется и область социально-педагогической деятельности, в частности с маргинальным населением, пожилыми людьми и др. [6]

Некоторые ученые полагают, что социальная педагогика выходит за рамки педагогики и является областью социального знания. Так, Л.В. Мардахаев рассматривает социальную педагогику как составляющую социальной работы. Объектом ее внимания он, так же, как В.И. Загвязинский и др., считает социальное становление и дальнейшее совершенствование личности, общественных групп в процессе социализации, но предметом этой науки, полагает ученый, являются законы и закономерности социального управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды и с целью предупреждения и преодоления социальных отклонений в них [7].

Несмотря на сложные условия становления и развития социальной педагогики, научные споры и разногласия между учеными, социальная педагогика сегодня активно развивается как относительно самостоятельная научная дисциплина, возникшая в рамках педагогической науки. И хотя проблема определения ее объекта и предмета пока остается дискуссионной, многообразие подходов к пониманию сущности социальной педагогики позволяет, тем не менее, выделить ряд наиболее общепризнанных положений, определяющих ее специфику:

– социальная педагогика является отраслью педагогики;

– социальная педагогика способствует социальному формированию, развитию человека, преодолению проблем его социализации;

– социальная педагогика использует возможности педагогического влияния, управления этими процессами.

Анализ приведенных выше научных работ, а также многолетний опыт научно-педагогической деятельности позволяет так определить рассматриваемые важные характеристики социальной педагогики. Объект ее – социализация личности с психологическими, педагогическими, социальными проблемами; предмет – принципы, закономерности, содержание, формы и методы социализации личности с проблемами.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы истоки социальной педагогики в отечественной классической педагогике?

3.Почему не состоялась социальная педагогика в начале ХХ века в России?

4. Какова взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы как области научного знания?

4.Почему необходимо выделять объект и предмет социальной педагогики?

5.Проанализируйте определения предмета и объекта социальной педагогики по различным источникам.

Литература

1. Беляев, В. И. Социальная педагогика : методология, теория история / В.И. Беляев, Е.Н. Салтанов. – М. : Союз, 2004. - 413 с.

2. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ : учеб. пособие. М., 2004. – 320 с.

3. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2011 – 797 с.

4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов; под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испрал., доп. - М. : Академия, 2000. – 200 с.

5. Социальная педагогика : учебник для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М. : Юрайт, 2012. – 405 с.

[1] Ушинский, К.Д. Собр. соч. 11 т., т. 8. – М., 1950. – с. 38

[2] Новикова, Л.И. Школа и среда. М., 1985; Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание …Воспитание! : теория и практика воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова .- М., 1996; Сухомлинский, В.А.Воспитание гражданина. – М., 1980 и др.

[3] Мудрик, А.В.Введение в социальную педагогику : учеб. пособие. – Пенза, 1994. – 171 с.; Мудрик, А.В. Социализация и воспитание. – М., 1997. – 86 с.

[4] Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учебник для студентов пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. – М., 199. – С. 3-4

[5] Загвязинский, В.И. Основы социальной педагогики / В.И. Загвязинский, М.П. Зайцев [и др.] / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002. – с. 7-8

[6] Социальная педагогика : учебник для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М. : Юрайт, 2012 – С. 95, 113, 120 и др.

[7] Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика : курс лекций. – М., 2002. – С. 14-15.

[8] Предмет и функции социальной педагогики / под ред. Г.Н. Филонова. – Тюмень, 1998. – С. 9


Аннотация
Данная статья посвящена основным историческим периодам становления социальной педагогики и развития социально-педагогической деятельности в России.


Abstract
This article is devoted to the main historical periods in the socio-pedagogical science establishment and the socio-pedagogical work development.

В настоящее время современное общество переживает новый этап своего развития, обусловленный электронно-информационной революцией, которая оказывает решающее воздействие на общество, в частности на сферу досуга, науку, культуру, образование [11].

Перед образованием в целом стоит ряд проблем, одной из которых является необходимость воспитания нового человека, в формировании нового типа его мышления и сознания таким образом, чтобы он смог ориентироваться в быстроменяющемся современном мире [4].

Мировое образовательное пространство выступает как единство национальных образовательных систем разного типа и уровня, значительно различающимся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию [5]. В России же наблюдается резкое увеличение контактов с зарубежными странами, усиление взаимопроникновения культур, что является следствием политических и социальных перемен, характеризующих Россию как открытое общество. Происходит интеграция в объединенную Европу [3].

Становление социально-педагогической деятельности в России сегодня происходит в непростых, подчас противоречивых условиях развития общества и изменения системы образования в целом. Однако, являясь междисциплинарной отраслью знаний о человеке, социально-педагогическая наука призвана решить множество обозначенных вопросов.

Среди исследователей можно выделить несколько подходов в определении статуса социально-педагогической деятельности и в ее соотношении с общей педагогикой и другими педагогическими науками. Следует отметить, что различия в подходах весьма существенны, что, в свою очередь, свидетельствует об актуальности дальнейшей разработки методологии и объектно-предметной области социальной педагогики как науки.

Разногласия ученых, главным образом, объясняются различным определением социально-педагогической деятельности в рамках социальной педагогики и педагогики как науки в целом. Социально-педагогическая деятельность не может, например, рассматриваться как процесс усвоения совокупности знаний, умений и способностей, связанных с регуляцией эмоциональной сферы личности и необходимых для эффективной социализации и коммуникации в процессе обучения [6], поскольку речь идет о необходимости определения ее места в системе педагогической науки.

Так, например, А.И. Арнольдов определяет социальную педагогику как целостную научную систему наравне с философией образования и общей педагогикой [1]. В.А. Никитин рассматривает социально-педагогическую деятельность как частнопедагогическую составляющую, различающуюся в зависимости от масштабов деятельности [9]. По мнению, В.Г. Бочаровой социальная педагогика конкретизирует положения общей педагогики в соответствии с существующими средовыми возможностями и социокультурными условиями [2].

Что касается структуры социальной педагогики, то, согласно А.В. Мудрику, она включает в себя несколько разделов, в частности социологию, философию, теорию, воспитания, теорию, психологи, методику, экономику и менеджмент социального воспитания [10, c.362].

Е.В. Титова выделяет социальную педагогику как отдельную отрасль в структуре в современной педагогической науке, ставя ее наравне с дошкольной педагогикой, специальной педагогикой, военной педагогикой, педагогикой высшей школы и другими [12, c.111].

Итак, большинство исследователей сходятся во мнении, что социальную педагогику следует рассматривать как отдельную науку и одновременно область практической специализированной деятельности, проводимой в рамках образовательного комплекса [7].

Социально-педагогическая деятельность в России имеет глубокие исторические корни, и ее содержание во многом определяется этническими, национальными, культурными особенностями русского народа. Человеческая цивилизация в своем развитии сталкивалась с проблемой обездоленных или неполноценных людей, однако отношение к ним в различных странах и государствах варьировалось от физического истребления до полной или частичной интеграции их в существовавшие социальные структуры.

В истории русского народа отношение к детям-сиротам, старикам, инвалидам, как и сегодня, было обусловлено, главным образом, аксиологическими позициями общества, то есть его идеологическими, социальными, экономическими и нравственными воззрениями. Большое влияние на закрепление гуманного и сострадательного отношения к беззащитным и уязвимым людям на Руси оказали христианские традиции.

Становление социально-педагогической деятельности прошло сложный исторический путь от зарождения идеи благотворительности, основанной на понятиях милосердия и сострадания, до исследования социальных аспектов образования и формирования научного аппарата специализированного направления социальной теории и практики.

Следовательно, характеристика понятия социально-педагогической деятельности не представляется возможной без учета исторических и культурных особенностей. Исследователи выделяют несколько этапов ее становления и развития в России.

К первому относят догосударственный период – IХ-ХVI века, характеризующийся благотворительной деятельностью древнерусских князей, монахов, а также особенностями традиционного воспитания детей в древнерусских общинах, в частности оказанием коллективной помощи сиротам.

Вторым этапом принято считать период с начала XVII века до реформы 1861 года, отличающийся появлением первых социальных учреждений в которых детей обучали грамоте и ремеслам. Важную роль в развитии социально-культурной деятельности сыграл Петр I, не только выделивший категории нуждающихся, но и законодательно закрепивший частную благотворительную деятельность. Заботу о сиротах продолжили и Екатерина Великая, Мария Федоровна, Екатерина II и Александр I, учредившие специальные институты для оказания государственной поддержки нуждающимся.

На третьем этапе развития социально-педагогической деятельности, в период с 60-х годов ХIХ века до начала XX века, наблюдается интенсивное развитие частной благотворительности, появление профессиональных специалистов и развитие системы социальных служб, таких как благотворительные учреждения, попечительские советы, ночные приюты, народные столовые и больницы. К началу XX века в обществе сложилось устойчивое положительное отношение к благотворительной помощи, оказание которой приравнивалось к выполнению морального долга [8].

К четвёртому этапу принято относить период с 1917 года до середины 80-х годов XX века. Основными характеристиками социальной деятельности в данный период являются отказ от благотворительной деятельности как пережитка буржуазного строя в терминах Октябрьской революции 1917 года и последующее ее возрождения уже в СССР.

Данный период является самым противоречивым, поскольку, с одной стороны, социальная педагогика была обогащена деятельностью выдающихся ученых-педагогов А.С. Макаренко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого и других, с другой же стороны, положение детей – главного объекта воспитательного процесса – резко ухудшилось во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 годы.

Следует отметить, что именно в 60-70-е годы XX века создаются институты, развиваются организационные формы социально-культурной деятельности, возобновляются теоретические исследования в данной области и фактически развитие социальной педагогики как науки выходит на новый уровень развития. Социальная педагогика стала приобретать черты сложной системы как отдельная область педагогического знания, наряду с философией образования, семейной педагогикой и другими [13].

Таким образом, научно-содержательная структура социально-педагогической деятельности во многом обусловлена культурными и историческими особенностями становления социальной педагогики в России. Понятие социально-педагогической деятельности и в настоящее время относится, с одной стороны, к стремительно развивающейся отрасли научного знания, приобретающей признаки научной дисциплины, однако, с другой стороны, уже занимающей важное место в общей системе педагогической науки.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: