Анализ правовой культуры в школе

Обновлено: 08.07.2024

Анализ (греч. analysis - разложение) — метод научного исследования явлений или операция расчленения целого на составные части в процессе изучения, познания.

Метод анализа позволяет получать необходимую информацию, выделять из общей массы необходимые факты в изучаемом вопросе, а также спрогнозировать, спланировать дальнейшие действия.

Качество и эффективность работы образовательного учреждения, его значимости во многом зависит от умения педагогов анализировать свои и чужие успехи и ошибки в работе. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка своей деятельности.

Анализ является одной из самых продуктивных мер повышения квалификации, показателей (рейтинга) работы образовательного учреждения города, области и РФ.

Естественно, что любой анализ педагогической деятельности подразумевает вычленение уникальности, особенностей методов каждого педагога, что подразумевает не описание, а сравнительный, качественно-количественный анализ, исследование. На сегодня перспективным следует считать именно системный подход к анализу педагогической деятельности, из года в год. Это способствует успешности работы педагога и образовательного учреждения в целом.

В качестве примера хотелось бы привести

Подробный анализ работы по предупреждению правонарушений среди детей и подростков школы за . учебный год

Задачи правового воспитания:

- формирование и развитие у учащихся умения выявлять проблемные ситуации находить пути их оптимального решения,

- формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем противостоятния вредным привычкам,

- воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей,

Решение этих задач требовало работы по следующим направлениям:

- внутришкольный контроль за успеваемостью и посещаемостью,

- сотрудничество с психологическими службами (выявление причин отклонений и путей их коррекции),

- сотрудничество с городскими службами: ОДН, ГКО, администрацией города, наркодиспансером,

- правовое просвещение педагогов и учащихся,

- профилактика правонарушений и вредных привычек,

- наглядная агитация (стенды, конкурсы плакатов и рисунков),

- работа с родителями,

В работе по данным направлениям принимали участие следующие звенья и структуры (см. Приложение 1)

Как осуществлялась работа всех звеньев по данным направлениям?

Сравнительная характеристика по основным данным за период .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ШЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНИ БЮДЖЕТАН ЮКЪАРАДЕШАРАН УЧРЕЖДЕНИ

ШЕЛКОВСКИ МУНИЦИПАЛЬНИ К I ОШТАН НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКАН

366118, ЧР, Шелковской муниципальный район, с. Воскресеновское, ул. Школьная, 15,

работы по правовому воспитанию обучающихся

за 2020-2021 учебный год





2020-2021 учебный год

В последние годы резко обострилась криминогенная ситуация в стране, преступность среди несовершеннолетних растет, наркомания становится опухолью на теле общества, ранняя алкоголизация, увеличивается число детей и подростков с рискованным поведением, повышенной агрессивностью, безвольным характером. Дети риска в силу своих психофизических особенностей, запущенности чаще всего не справляются с учебной программой, конфликтуют с родителями, учителями, часто бросают занятия в школе.

В связи с этим целью школы является поддержание среди учащихся дисциплины, правопорядка в школе, направленных на обеспечение нормальных условий для учебного процесса.

В процессе реализации этой цели решаются следующие задачи:

Ø конкретизировать вопросы взаимодействия заместителя директора школы и классных руководителей в вопросах достижения единой цели;

Ø повысить ответственность должностных лиц за исполнение своих должностных обязанностей;

Ø повысить уровень индивидуально- воспитательной работы с обучающимися, склонными к нарушениям правопорядка;

Ø оказывать целенаправленную методическую помощь педагогам в вопросах правового воспитания, поддержания среди обучающихся дисциплины и правопорядка;

Ø усилить профилактическую работу с обучающимися и их родителями;

Ø проводить регулярно классные часы правовой тематики;

Ø контролировать процесс обучения и поведения каждого обучающегося в течение всего урока.

Работа по правовому воспитанию учащихся школы осуществляется в соответствии с планами школы.

Решение этих задач требовало работы по следующим направлениям:

§ внутришкольный контроль за успеваемостью и посещаемостью;

§ сотрудничество с психолого – педагогической службой (выявление причин отклонений и путей их коррекции);

§ правовое просвещение педагогов и обучающихся ;

§ профилактика правонарушений и вредных привычек;

§ наглядная агитация (стенды, конкурсы плакатов и рисунков);

§ работа с родителями.

В работе по данным направлениям принимали участие все звенья и структуры субъектов профилактики.

Для более продуктивной правовой работы каждый учебный год обновляется банк данных социального паспорта школы и классов через совместную деятельность с классными руководителями. Данная информация помогает в создании благоприятной среды в школе.

За истекший 2020-2021 учебный год в школе обучалось 192 обучающихся.

Дети, обучающиеся на дому

Дети разведенных родителей

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Дети, находящиеся в социально-опасном положении

Дети – инвалиды, обучающиеся в школе

Занятость детей во внеурочное время:

- занимаются в школьных кружках.

Количество детей, состоящих на учете в ПДН

Количество детей, состоящих на ВШУ

Дети с ограниченными возможностями (слабовидящие, слабослышащие и т.д.).

Дети, находящиеся на опеке и попечении

Дети, проживающие с одним родителем (один родитель умер)

Дети, погибших сотрудников ОМВД при исполнении служебного долга

Дети, погибших военнослужащих

Дети, проживающие с родителями инвалидами

Большую помощь по коррекции поведения обучающихся в школе в течение учебного года оказывал социальный педагог, педагог-психолог, которым проводилась коррекционная работа.

- прошла беседа с обучающимися старших классов. В своей беседе Альбина Руслановна коснулась ответственности за совершение таких преступлений, как кража, грабеж, вымогательство, причинение телесных повреждений. Подросткам было разъяснено, с каких лет наступает уголовная ответственность и какие наказания применяются за совершение преступлений. Инспектор по делам несовершеннолетних настоятельно рекомендовала соблюдать правила поведения на улице, в общественных местах, местах массового отдыха, не забывать о соблюдении комендантского часа. Она напомнила школьникам о вреде употребления спиртных напитков и табака, а также объяснила, чем опасны эти пагубные привычки. Ребята с большим вниманием слушали инспектора и получили ответы на все интересующие их вопросы.

- проведено общешкольное родительское собрание, на котором рассматривались основные проблемы подросткового возраста и причины, их обуславливающие. На собрании присутствовал инспектор по ПДН Балаева А.Р., участковый Надаев Р., директор школы Чулаева Р.В., заместитель директора по ВР Даудова Л.Б. В своей беседе они коснулись ответственности за совершение проступков и преступлений. Родителям было разъяснено, с каких лет наступает административная и уголовная ответственность и какие наказания применяются. Подводя итог этому краткому экскурсу в подростковые проблемы присутствующие, подчеркнули, что для молодых людей главным является проработать тревогу, связанную с выходом в самостоятельность, и не наделать грубых жизненных ошибок, а для взрослых – терпение, силы “отпустить” ребенка и тактичное ограждение его от грубых ошибок.

В связи с социальной значимостью вопроса профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями в школе были организованы и проведены мероприятия по данной тематике.

С целью повторения общих рекомендаций по обеспечению личной безопасности при угрозе совершения террористического акта и разбора алгоритма безопасного поведения при возникновении конкретных угроз совершения террористического представителями МЧС проведено занятие по правилам поведения в случае совершения преступлений террористического характера . Ребята узнали, к акие правила безопасности следует соблюдать при обнаружении бесхозной вещи , к акие меры безопасности рекомендуется соблюдать в случае захвата в заложники, к акие меры безопасности рекоменд уется соблюдать при перестрелке.

С целью донести до обучающихся, что злонамеренный поступок или неудачная шалость может привести к отрицательным последствиям и формирования отношения к преступлению, как к самому страшному деянию

В ноябре проведено социально-психологическое тестирование обучающихся на раннее выявление употребления наркотиков. Благодаря хорошей подготовительной работе и поддержке классных руководителей приняли участие в тестировании все от 14 до 18 лет. Лиц, склонных к употреблению наркотиков, лиц, занимающихся распространением наркотиков, не выявлено.

Вывод:
Правовое воспитание, как отрасль процесса воспитания, успешно выполнило свою задачу по обеспечению нормальных условий обучения школьников. В ходе проводимой работы приходилось сталкиваться со следующими проблемами:

- поверхностное изучение педагогами индивидуальных особенностей;

- недостаточное внимание, уделяемое при планировании воспитательной работы продуманному плану работы по коррекции личностей учащихся.

Определены цели и задачи на 2021-2022 учебный год:

Цель: формирование правосознания и правовой культуры школьников. Задачи:

Ø Создание системы профилактики безнадзорности, предупреждения правонарушений среди школьников;

Ø Создание системы правового просвещения школьников с учетом возрастных особенностей, вооружению их знаниями о правах, обязанностях, научить соблюдать законы;

Ø Создание системы работы по формированию здорового образа жизни;

Ø Создание условий, направленных на решение проблем, связанных с детством, обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних;

Ø Объединение усилий заинтересованных служб в работе по профилактике правонарушений.

Для выполнения поставленной цели исследования, мы провели встречу с учениками, которые приняли участие в игре, в количестве 22 человек.

В научной литературе предлагаются различные программы изучения личности. За основные признаки, характеризующие уровень правовой культуры, мы взяли критерии, выработанные А.С. Саломаткиным и представили их в виде таблицы (Приложение №1).

Для изучения наличия указанных компонентов правовой культуры у старшеклассников было проведено анкетирование.

После проведения деловой игры, было проведено анкетирование. Результаты учеников, которые участвовали в деловой игре, показывают, что идеальным и высоким уровнем правовой культуры обладают 0 и 1% соответственно. Большее количество опрошенных старшеклассников обладают средним уровнем – 32%. Минимальным допустимым уровнем отличаются 29%. Низким уровнем правовой культуры характеризуются 38% опрошенных


Рис. 1 Распределение учеников по уровню сформированности правовой культуры старшеклассников, которые принимали участие в деловой игре

Дальнейший этап эксперимента в нём было опрошено 22 респондентов, которые не принимали участие в деловой игре. Согласно полученных нами данных, идеальным, высоким уровнем правовой культуры обладают 0% опрошенных. Примерно одинаковое количество опрошенных старшеклассников обладают средним и минимально допустимым уровнем -29% и 31% соответственно. Самое большое число респондентов - 40% приходится на старшеклассников, обладающих низким уровнем правовых знаний и правовой культуры.


Рис. 2 Распределение учеников по уровню сформированности правовой культуры старшеклассников, которые не принимали участие в деловой игре

Полученные данные свидетельствуют о низком уровне правовой информированности, правовых знаний. 30% (средний) респондентов согласились с утверждением, что законы следует соблюдать при любых обстоятельствах, 43% (низкий уровень) считают, что люди подчиняются закону, даже если требования закона им не нравятся, потому что законы не принято нарушать. При этом 0% убеждены, что имеют достаточное количество правовых знаний для того, чтобы самостоятельно защищать свои права и законные интересы, и только 42% указали на отсутствие у них достаточных знаний и опыта, чтобы самостоятельно решать правовые проблемы.

Общие выводы по второй главе: полученные результаты говорят о положительной тенденции увеличения процентного соотношения учеников, которые посредством деловой игры повысили свой уровень правовой культуры.

Заключение

Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому формирование правосознания у школьников становится одной из задач школы.

Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Гражданско-правовое просвещение, воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.

Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным. В содержание правового просвещения, воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности.

Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются — формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений. Государство и ответственные органы власти на первое место в рамках правового образования выдвигают профилактические работы со школьниками всех возрастов.

Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.

Таким образом, исходя из результатов исследования, использование деловой игры для формирования правовой культуры старшеклассника является эффективным средством.

Библиографический список

1. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения [Текст]: Учеб. пособие – М.:
Высш. шк., 2004. – 36-59 с.

2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] – М., 2002. – 69-75 с.

3. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника [Текст]
/ Д.А. Керимов. – М.: Госюриздат, 1962. – 103 с.

4. Кон И.С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Наука, 1967. – 317 с.

5. Коджаспиров Г.М. Педагогика [Текст]: учебник. – М.: Гардарики, 2007. – 528 с.

6. Корельский В. М. Теория государства и права [Текст] / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М: Норма, 2002. – 616 с.

7. Кузнецов Г.А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в формировании личности старшего подростка [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1997. – 18 c.

8. Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов [Текст] // Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – 70-72 с.

9. Макаренко А.С. О своем учении. Соч.– т.5 [Текст] – М.: АНН РСФСР, 1985. – 391 c.

10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права
[Текст] – М.: Юристъ, 2011. – 512 с.

11. Митюнова, И.Г. Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников [Текст]: дис. канд. пед. наук: /
Митюнова И. Г. – Великий Новгород, 2013. – 205 с.

12. Певцова Е.А. Взаимодействие права и образования в процессе формирования правового сознания школьной молодежи [Текст] / Е.А. Певцова // Право и образование. – 2012. – № 6. – 50-70 c.

13. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение [Текст]: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.

14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений, обучающихся по пед. спец.: в 2 кн. [Текст] – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.

15. Рыбаченко А.А. Формирование правовой культуры старшеклассников профильных классов: дис. канд. пед. наук: / Рыбаченко А. А.. – Брянск, 2006. – 144 c.

16. Скрипилев, Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII – начало XX вв.) [Текст] / Е.А. Скрипилев // Государство и право. 2000, – 81-89 с.

17. Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст]: Науч.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.

18. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание [Текст]: Методол. и методика / Е. В. Татаринцева. – М.: Высш. шк., 1990. – 174 с.

19. Трайнева В.А., Матросовой Л.Н., Трайнева И.В. Теория и методология учебных деловых игр [Текст]. – М., 2000. – 45-51 с.

20. Фирсов Г. А. К вопросу о непрерывности формирования правовой культуры учащихся [Текст] // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – М., 2003. – 257-261 с.

21. Шавир, П.А., Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П.А. Шавир. – М., 1981. – 95 с.

22. Саломаткин A.C. Формирование правовой культуры будущего учителя [Текст]: Дис. канд. пед. Наук – Челябинск, 1988. – 18 c.

Приложение №1

Таблица уровней сформированности правовой культуры личности

Приложение №2

1. Ребёнок имеет право на защиту своих прав: а) с рождения б) с 14 лет в) с 18 лет

2. Право на участие в детском общественном объединении ребёнок имеет: а) с 5 лет б) с 8 лет в) с 14 лет

3. Ребёнок имеет право давать согласие на усыновление или удочерение: а) с 6 лет б) с 10 лет в) с 14 лет

4. За правонарушение ребёнок может быть помещён в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков: а) с 8 лет б) с 11 лет в) с 14 лет

5. Ребёнок может совершать самостоятельные мелкие бытовые сделки: а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

6. Ребёнок имеет право самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав: а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

7. Ребёнок имеет право работать в свободное от учёбы время и самостоятельно распоряжаться своим заработком: а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

8. С какого возраста наступает уголовная ответственность за отдельные виды правонарушений? а) с 11 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

9. С какого возраста у ребёнка появляется обязанность слушаться родителей или лиц их заменяющих и соблюдать правила поведения, установленные в образовательном и воспитательном учреждениях, дома, в общественных местах?

а) с рождения б) с 6 лет в) с 14 лет

10. В случае жестокого обращения, с какого возраста ребёнок может самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства?

а) после 14 лет б) в любом возрасте в) с 6 лет

Для выполнения поставленной цели исследования, мы провели встречу с учениками, которые приняли участие в игре, в количестве 22 человек.

В научной литературе предлагаются различные программы изучения личности. За основные признаки, характеризующие уровень правовой культуры, мы взяли критерии, выработанные А.С. Саломаткиным и представили их в виде таблицы (Приложение №1).

Для изучения наличия указанных компонентов правовой культуры у старшеклассников было проведено анкетирование.

После проведения деловой игры, было проведено анкетирование. Результаты учеников, которые участвовали в деловой игре, показывают, что идеальным и высоким уровнем правовой культуры обладают 0 и 1% соответственно. Большее количество опрошенных старшеклассников обладают средним уровнем – 32%. Минимальным допустимым уровнем отличаются 29%. Низким уровнем правовой культуры характеризуются 38% опрошенных


Рис. 1 Распределение учеников по уровню сформированности правовой культуры старшеклассников, которые принимали участие в деловой игре

Дальнейший этап эксперимента в нём было опрошено 22 респондентов, которые не принимали участие в деловой игре. Согласно полученных нами данных, идеальным, высоким уровнем правовой культуры обладают 0% опрошенных. Примерно одинаковое количество опрошенных старшеклассников обладают средним и минимально допустимым уровнем -29% и 31% соответственно. Самое большое число респондентов - 40% приходится на старшеклассников, обладающих низким уровнем правовых знаний и правовой культуры.


Рис. 2 Распределение учеников по уровню сформированности правовой культуры старшеклассников, которые не принимали участие в деловой игре

Полученные данные свидетельствуют о низком уровне правовой информированности, правовых знаний. 30% (средний) респондентов согласились с утверждением, что законы следует соблюдать при любых обстоятельствах, 43% (низкий уровень) считают, что люди подчиняются закону, даже если требования закона им не нравятся, потому что законы не принято нарушать. При этом 0% убеждены, что имеют достаточное количество правовых знаний для того, чтобы самостоятельно защищать свои права и законные интересы, и только 42% указали на отсутствие у них достаточных знаний и опыта, чтобы самостоятельно решать правовые проблемы.

Общие выводы по второй главе: полученные результаты говорят о положительной тенденции увеличения процентного соотношения учеников, которые посредством деловой игры повысили свой уровень правовой культуры.

Заключение

Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому формирование правосознания у школьников становится одной из задач школы.

Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Гражданско-правовое просвещение, воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.

Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным. В содержание правового просвещения, воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности.

Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются — формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений. Государство и ответственные органы власти на первое место в рамках правового образования выдвигают профилактические работы со школьниками всех возрастов.

Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.

Таким образом, исходя из результатов исследования, использование деловой игры для формирования правовой культуры старшеклассника является эффективным средством.

Библиографический список

1. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения [Текст]: Учеб. пособие – М.:
Высш. шк., 2004. – 36-59 с.

2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] – М., 2002. – 69-75 с.

3. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника [Текст]
/ Д.А. Керимов. – М.: Госюриздат, 1962. – 103 с.

4. Кон И.С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Наука, 1967. – 317 с.

5. Коджаспиров Г.М. Педагогика [Текст]: учебник. – М.: Гардарики, 2007. – 528 с.

6. Корельский В. М. Теория государства и права [Текст] / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М: Норма, 2002. – 616 с.

7. Кузнецов Г.А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в формировании личности старшего подростка [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1997. – 18 c.

8. Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов [Текст] // Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – 70-72 с.

9. Макаренко А.С. О своем учении. Соч.– т.5 [Текст] – М.: АНН РСФСР, 1985. – 391 c.

10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права
[Текст] – М.: Юристъ, 2011. – 512 с.

11. Митюнова, И.Г. Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников [Текст]: дис. канд. пед. наук: /
Митюнова И. Г. – Великий Новгород, 2013. – 205 с.

12. Певцова Е.А. Взаимодействие права и образования в процессе формирования правового сознания школьной молодежи [Текст] / Е.А. Певцова // Право и образование. – 2012. – № 6. – 50-70 c.

13. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение [Текст]: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.

14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений, обучающихся по пед. спец.: в 2 кн. [Текст] – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.

15. Рыбаченко А.А. Формирование правовой культуры старшеклассников профильных классов: дис. канд. пед. наук: / Рыбаченко А. А.. – Брянск, 2006. – 144 c.

16. Скрипилев, Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII – начало XX вв.) [Текст] / Е.А. Скрипилев // Государство и право. 2000, – 81-89 с.

17. Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст]: Науч.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.

18. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание [Текст]: Методол. и методика / Е. В. Татаринцева. – М.: Высш. шк., 1990. – 174 с.

19. Трайнева В.А., Матросовой Л.Н., Трайнева И.В. Теория и методология учебных деловых игр [Текст]. – М., 2000. – 45-51 с.

20. Фирсов Г. А. К вопросу о непрерывности формирования правовой культуры учащихся [Текст] // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – М., 2003. – 257-261 с.

21. Шавир, П.А., Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П.А. Шавир. – М., 1981. – 95 с.

22. Саломаткин A.C. Формирование правовой культуры будущего учителя [Текст]: Дис. канд. пед. Наук – Челябинск, 1988. – 18 c.

Приложение №1

Таблица уровней сформированности правовой культуры личности

Приложение №2

1. Ребёнок имеет право на защиту своих прав: а) с рождения б) с 14 лет в) с 18 лет

2. Право на участие в детском общественном объединении ребёнок имеет: а) с 5 лет б) с 8 лет в) с 14 лет

3. Ребёнок имеет право давать согласие на усыновление или удочерение: а) с 6 лет б) с 10 лет в) с 14 лет

4. За правонарушение ребёнок может быть помещён в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков: а) с 8 лет б) с 11 лет в) с 14 лет

5. Ребёнок может совершать самостоятельные мелкие бытовые сделки: а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

6. Ребёнок имеет право самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав: а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

7. Ребёнок имеет право работать в свободное от учёбы время и самостоятельно распоряжаться своим заработком: а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

8. С какого возраста наступает уголовная ответственность за отдельные виды правонарушений? а) с 11 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

9. С какого возраста у ребёнка появляется обязанность слушаться родителей или лиц их заменяющих и соблюдать правила поведения, установленные в образовательном и воспитательном учреждениях, дома, в общественных местах?

а) с рождения б) с 6 лет в) с 14 лет

10. В случае жестокого обращения, с какого возраста ребёнок может самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства?

а) после 14 лет б) в любом возрасте в) с 6 лет


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании ШМО учителей истории, обществознания.

Что такое правовая культура учащихся?Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.

Интеллектуальные- правовые знания,умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека.

Эмоционально-ценностные: система взглядов и нравственно-правовых ценностей,обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;

Практическое:исполнение правовых норм,оциально-активная позиция в правоохранительной деятельности.

Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса и в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе.Для того правильного и глубокого понимания разнообразной политической жизни, динамичных изменений во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция Любой человек, взрослый или маленький -является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Поэтому правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.

На уроках обществознания и права я стараюсь сформировать у своих учеников гражданскую позицию. Если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность.

Формирование правосознания и правовой культуры, социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,

осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы –вот основные цели правовой культуры.

Правовое воспитание на уроках обществознания направлено на формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Думаю, что гражданско-правовое образование это система знаний интегративного характера, оно рассматривается и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства. И как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса - педагогов, учеников, родителей.

В первую очередь правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:

1. Изучение основного закона государства – Конституции;

2. Знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;

3. Ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);

4. Проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

Не менее важным является психологический климат в семье, правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.

Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.

Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, а правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся -один из самых наболевших не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.

Конечно,формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания.

Что такое правовая культура учащихся?Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.

Интеллектуальные- правовые знания,умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека.

Эмоционально-ценностные: система взглядов и нравственно-правовых ценностей,обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;

Практическое:исполнение правовых норм,оциально-активная позиция в правоохранительной деятельности.

Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса и в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе.Для того правильного и глубокого понимания разнообразной политической жизни, динамичных изменений во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция Любой человек, взрослый или маленький -является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Поэтому правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.

На уроках обществознания и права я стараюсь сформировать у своих учеников гражданскую позицию. Если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность.

Формирование правосознания и правовой культуры, социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,

осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы –вот основные цели правовой культуры.

Правовое воспитание на уроках обществознания направлено на формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Думаю, что гражданско-правовое образование это система знаний интегративного характера, оно рассматривается и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства. И как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса - педагогов, учеников, родителей.

В первую очередь правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:

1. Изучение основного закона государства – Конституции;

2. Знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;

3. Ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);

4. Проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

Не менее важным является психологический климат в семье, правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.

Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.

Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, а правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся -один из самых наболевших не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.

Конечно,формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания. И школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Наша школа является обычным учебным заведением, контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей, но в целом большинство учащихся из благополучных семей. Однако правовое невежество ведет к правовому беспределу. Вот почему правовое просвещение стало приоритетным направлением моей работы. Мои учащиеся очень увлечены этой темой. Участвуют в интернет-олимпиадах, конкурсах по правовому воспитанию, занимают призовые места. Я считаю, что если даже ученик не занял место призовое, он тем не менее победитель. Потому что преодолел еще один рубеж своего незнания прав.

Читайте также: