Как влияет система налогообложения на развитие экономики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Новые предложения о повышении налоговой нагрузки с 2021 года противоречат ранее озвученным принципам налоговой стабильности и делают налоговую политику еще более непредсказуемой. Реализация таких предложений на фоне текущей нестабильной обстановки станет еще одним негативным фактором, сдерживающим восстановление экономики, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований кандидат экономических наук Вера Кононова

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Отказ от стабильности и предсказуемости

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Последние несколько лет были наполнены горячими дискуссиями о том, что нужно сделать для решения долговой проблемы США. С одной стороны, те, кто считает, что более высокие ставки налогов необходимы для получения отчаянно необходимой прибыли. С другой стороны, те, кто считает, что повышение налогов - плохая идея во время рецессии, и что более низкие ставки фактически увеличивают доходы, стимулируя экономику. Чтобы получить некоторую историческую перспективу, рассмотрим некоторые из основных налоговых политик, которые стали заголовками за последние три десятилетия.

В данной статье представлена проблема видения системы налогообложения Российской Федерации, которые совершаются в настоящем периоде, и предлагаются пути усовершенствования и развития налоговых проблем.

Ключевые слова

Текст научной работы

В данной статье представлена проблема видения системы налогообложения Российской Федерации, которые совершаются в настоящем периоде, и предлагаются пути усовершенствования и развития налоговых проблем.

Налог — обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Налоговая система в Российской Федерации включает огромное число налогов, пошлин, сборов и других иных платежей на обязательной основе, которые взимаются в установленном законом порядке с и юридических лиц на территории РФ.

Процедура, условие взыскания и взыскание налоговых сумм с налогоплательщика обуславливается Налоговым Кодексом РФ и перечнем федеральных законов (п. 1 ст. 1 НК РФ). Главные черты налоговой системы России описывается в главе 2 НК РФ.

Основу системы налогообложения России составляют налоги и сборы. Так же стоит учесть, что таможенные пошлины не вступают в структуру налоговой системы, потому что относятся к сфере таможенного регулирования.

  • ‒ нормы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов; ‒ положения возникновения, порядок исполнения, изменения и прекращения обязанностей лиц по взиманию налогов и сборов;
  • ‒ права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ‒ ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • ‒ формы, виды и методы надзора за выполнением налогового законодательства;

В Российской Федерации функционирует трехуровневая налоговая система, которая содержит в себе федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также НК РФ определил специальные налоговые режимы Они учитывают специальные условия и нормы уплаты налогов. Кроме этого он определил статьи, которые могут освободить от необходимости уплаты отдельных разновидностей налогов.

Стабильная и устойчивая налоговая система в стране благоприятно оказывает большое влияние на экономику страны, финансовое обеспечение государства и социальную устойчивость. По этой причине, государство должно создать наилучшую налоговую систему. Но подобная цель почти невыполнима, так как любая деталь может повлечь за собой совершенно разные последствия. В том числе, экономика пребывает в непрерывном формировании, поэтому и налоговая система никак не способна быть статичной, она должна улучшаться и регулярно достигаться до уровня экономики, в тоже время, содействуя дальнейшему её формированию и совершенствованию.

Главной трудностью налоговой системы является фискальная нацеленность, проявляющаяся в установлении жесткого режима базы налога. Это привело к необходимости отделения налогового учета из системы бухгалтерского. В РФ наблюдается сильное налоговое бремя, чем в зарубежных странах. Например — повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26 %, а с 2015 года их ставка возрастет до 34 %). Чтобы поднять промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли страны необходим большой запас денежных средств. Государство берёт их из населения, постоянно повышая налоги. В конечном итоге субъекты налогообложения не могут вовремя уплатить налоги. Это отражается на их производственной деятельности, приводящее к снижению производства. Результатом является сокрытие налогов, появление недобросовестных налогоплательщиков и рост теневой экономики.

В данный момент налоговая система РФ не полностью соответствует потребностям в современном развитии страны. В тоже время, она даже не побуждает к развитию таких областей как: Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье. Всё это приводит к необходимости усовершенствования системы налогообложения.

Так же одной из проблемных точек является непрекращающиеся нововведения в налоговом законодательстве. Постоянное изменение НПА подталкивает к риску для физических и юридических лиц, в том числе отказ зарубежных компаний сотрудничать с российскими компаниями.

Большое внимание, привлекает проблема малоэффективности некоторых элементов налоговой системы. Многочисленные аппараты налоговых инспекции и действия отдела управления внутренних дел по разрешению проблем с экономическими преступлениями не дают чётких результатов. Вследствие некачественной подготовкой кадров, которые следят за правильностью и своевременностью уплаты налогов, и неспособность грамотно осуществить ревизию многие фирмы с лёгкостью уходят от уплаты налогов.

В России высокий процент операций, проводимых незаконно. Это способствует расширению теневой экономики, которая не всегда положительно влияет на экономику страны в целом. В результате того, как будут решаться данные проблемы, будет зависеть результативность формирования доходов бюджетов на всех уровней, рост деятельности предпринимательства, развитие производства и улучшение экономического состояния нашей страны.

Налоговый механизм обретает юридическую форму посредством налогового законодательства, при этом осуществляя управление им. Если рассматривать налоговый механизм через призму реальной практики, то можно сделать вывод, что он различен в конкретном времени и пространстве. Во-первых, действия на различных уровнях управления неоднозначны. Существенны различия и во временном отношении. Налоговые отношения упорядочиваются благодаря налоговому механизму. А способствуют этому налоговое право и основы управления налогообложением.

Налоговый механизм объединяет два абсолютно противоположных начала: планирования и стихийно-рыночную конкуренцию. А в результате обособленности производителей, а также противоречивости их интересов возникают неизбежные плачевные последствия.

Таким образом, грамотное распределение налоговой нагрузки на экономику обеспечит благоприятные условия для развития экономики и формирование устойчивой бюджетной системы. Главная цель развития налоговой системы РФ в долгосрочной периоде это формирование эффективной налоговой системы, которая будет стимулировать экономический рост и обеспечивать нужный уровень доходов бюджетной системы.

Налоги оказывают влияние и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.

Воздействие налогов на совокупный спрос

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ве­дет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов. Поэтому снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от ADl до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от P1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (про­воцирует инфляцию).

Воздействие налогов на совокупноепредложение

Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ве­дет к сокращению совокупного предложения, а снижение налоговк росту де­ловой активности и объема выпуска.

Воздействие налогов на совокупное предложение подробно исследовал американский экономист, экономический советник президента США Р. Рейгана Артур Лаффер. Он выдви­нул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражающую эту зависимость. В своем анализе А. Лаф­фер исходил из налоговой функции

где Тх — сумма налоговых поступлений в бюджет, t — ставка налога, Y— уро­вень деловой активности (величина совокупного дохода), т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой ак­тивности и величину налоговых поступлений.

Таким образом, налоги являются не только основным источником дохо­дов государства и средством перераспределения национального дохода, но и важным инструментом стабилизации экономики. Кроме того, снижение нало­гов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует на ин­вестиционную активность (и поэтому на величину запаса капитала) и спо­собствует росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая эконо­мический рост.




Налоги оказывают влияние и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.

Воздействие налогов на совокупный спрос

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ве­дет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов. Поэтому снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от ADl до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от P1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (про­воцирует инфляцию).

Воздействие налогов на совокупноепредложение

Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ве­дет к сокращению совокупного предложения, а снижение налоговк росту де­ловой активности и объема выпуска.

Воздействие налогов на совокупное предложение подробно исследовал американский экономист, экономический советник президента США Р. Рейгана Артур Лаффер. Он выдви­нул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражающую эту зависимость. В своем анализе А. Лаф­фер исходил из налоговой функции

где Тх — сумма налоговых поступлений в бюджет, t — ставка налога, Y— уро­вень деловой активности (величина совокупного дохода), т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой ак­тивности и величину налоговых поступлений.

Таким образом, налоги являются не только основным источником дохо­дов государства и средством перераспределения национального дохода, но и важным инструментом стабилизации экономики. Кроме того, снижение нало­гов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует на ин­вестиционную активность (и поэтому на величину запаса капитала) и спо­собствует росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая эконо­мический рост.


В статье рассмотрена проблема деятельности системы налогообложения РФ, которые происходят в наше время, и предлагаются пути совершенствования и развития налоговых проблем.

Наибольшая актуальность данной темы вызвана тем, что российская налоговая система сдерживает развитие рыночных отношений в стране. Считается, что налог -наиболее важный источник пополнения государственных сбережений. От правильности их формирования зависит благополучие экономики страны и жизнь граждан.

Налоговая система в РФ содержит большое множество налогов, пошлин, сборов и остальных иных платежей на обязательной основе, которые взимаются в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налог, согласно со статьёй 8 НК РФ, понимается как обязательный платеж взимаемый индивидуально и безвозмездно. Он берётся с юридических и физических лиц в форме изъятия денежных средств для финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Порядок, условие взыскания и взимание налоговых сумм с налогоплательщика определяется Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и перечнем федеральных законов (п. 1 ст. 1 НК РФ). Основные черты налоговой системы России описывается в главе 2 НК РФ.

Основу системы налогообложения России составляют налоги (в том числе и акцизы) и сборы (в совокупности с государственными пошлинами). Можно отметить, что таможенные пошлины не входят в состав налоговой системы, так как относятся к сфере таможенного регулирования.

‒ нормы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;

‒ положения возникновения, порядок исполнения, изменения и прекращения обязанностей лиц по взиманию налогов и сборов;

‒ права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);

‒ ответственность за нарушение налогового законодательства;

‒ формы, виды и методы надзора за выполнением налогового законодательства;

В РФ действует трехуровневая налоговая система, которая включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы. НК РФ также установил специальные налоговые режимы (например, УСН). Они предусматривают особые условия и нормы уплаты налогов. Кроме этого он определил статьи которые могут освободить от необходимости уплаты отдельных разновидностей налогов.


Рис. 1. Налоговая система РФ

Стабильная и устойчивая налоговая система в стране положительно влияет на экономику страны, финансовое обеспечение государства и социальную стабильность. Поэтому, государство должно разработать оптимальную налоговую систему. Однако такая задача трудновыполнима, так как любая деталь может повлечь за собой совершенно разные последствия. Кроме этого, экономика находится в постоянном развитии, поэтому и налоговая система не может быть статичной, она должна совершенствоваться и постоянно достигаться до уровня экономики, в тоже время способствуя дальнейшему её развитию и совершенствованию.

Одна из проблем налоговой системы это фискальная направленность, проявляющаяся в установлении жесткого режима базы налога. Это привело к необходимости отделения налогового учета из системы бухгалтерского. В РФ наблюдается сильное налоговое бремя, чем в зарубежных странах. Например — повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26 %, а с 2015 года их ставка возрастет до 34 %). Чтобы поднять промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли страны необходим большой запас денежных средств. Государство берёт их из населения, постоянно повышая налоги. В конечном итоге субъекты налогообложения не могут вовремя уплатить налоги. Это отражается на их производственной деятельности, приводящее к снижению производства. Результатом является сокрытие налогов, появление недобросовестных налогоплательщиков и рост теневой экономики.

В данный момент налоговая система РФ не полностью соответствует потребностям в современном развитии страны. В тоже время, она даже не побуждает к развитию таких областей как: Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье. Всё это приводит к необходимости усовершенствования системы налогообложения.

Ещё одной проблемой является постоянные изменения в налоговом законодательстве. Быстрота смены нормативов приводит к путанице и риску для физических и юридических лиц, а также нежелание иностранных компаний сотрудничать с отечественными фирмами. Неясность и нечёткость в определении понятий нормативных актов сильно затрудняет их изучение плательщика налога.Ошибки, проявляемые в исчислении налогов, становятся неизбежными. Не отвечают потребностям налоговой системы наиболее отдалённые от центра регионы страны.

Большое внимание, привлекает проблема малоэффективности некоторых элементов налоговой системы. Многочисленные аппараты налоговых инспекции и действия отдела управления внутренних дел по разрешению проблем с экономическими преступлениями не дают чётких результатов. Вследствие некачественной подготовкой кадров, которые следят за правильностью и своевременностью уплаты налогов, и неспособность грамотно осуществить ревизию многие фирмы с лёгкостью уходят от уплаты налогов.

В России высокий процент операций, проводимых незаконно. Это способствует расширению теневой экономики, которая не всегда положительно влияет на экономику страны в целом. В результате того, как будут решаться данные проблемы, будет зависеть результативность формирования доходов бюджетов на всех уровней, рост деятельности предпринимательства, развитие производства и улучшение экономического состояния нашей страны.

Для решения данных проблем необходимо пересмотреть действие налоговые механизмы, которое сможет преобразовать нынешнюю налоговую систему. Это приведёт к стимулированию инвестиций в развитие в регионах с тяжёлыми природными условиями и возможность развивать высокотехнологичное производство.

Предлагаются следующие пути развития системы налога.

  1. Добиться снижения налоговых изъятий за счет сокращения числа налогов и снижения налоговых ставок.
  2. Сделать налоговую систему менее взыскательной к налогоплательщикам, которые находятся в разных экономических условиях, но учитывать единое экономическое пространство для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.
  3. Система налогообложения должна способствовать снижению уровня издержек исполнения налогового норматива как для государства, так и для плательщиков налога.

Кроме этого необходимо решить проблему выбора видов налогов: какие следует оставить, а какие — исключить. Законодательству нужно четко установить налоговые ставки и налоговую базу, которая бы не менялась в течение хотя бы одного срока работы Федерального Собрания РФ.

Таким образом, грамотное распределение налоговой нагрузки на экономику обеспечит благоприятные условия для развития экономики и формирование устойчивой бюджетной системы. Главная цель развития налоговой системы РФ в долгосрочной периоде это формирование эффективной налоговой системы, которая будет стимулировать экономический рост и обеспечивать нужный уровень доходов бюджетной системы.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая система, РФ, налог, налоговая система РФ, налоговое законодательство, Россия, лицо, система налогообложения, теневая экономика, экономика страны.

Похожие статьи

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое

налоговая система, налогообложение, налоговое бремя, налоговая нагрузка, теневая экономика, дефицит бюджета.

налоговая система, РФ, Россия, налог, налоговая система РФ.

налоговая система, налоги, налоговая нагрузка, налоговые платежи, налоговые отчисления, регулирование экономики.

налог, налоговая система РФ, налоговое законодательство, теневая экономика, система налогообложения, лицо, экономика страны.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Основные недостатки действующей системы налогообложения.

Конкурентоспособность налоговой системы государства.

налоговая система, РФ, Россия, налог, налоговая система РФ, налоговое законодательство, теневая экономика, система налогообложения, лицо, экономика страны. Международные налоговые отношения: проблемы.

Роль системы налогообложения в экономике государства

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговые платежи, налоговые отчисления, налоговая нагрузка, регулирование экономики. − система налогов в России не сочетает в себе интересы различных слоев общества.

Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения.

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство.

РФ, налог, налогообложение, налоговая база, кадастровая стоимость, лицо, имущество, Российская Империя.

История развития современной налоговой системы Российской.

уплата налогов, теневая экономика, россия, Российская Федерация, отечественная налоговая система, налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговая сфера, Налоговая система.

Основные недостатки действующей системы налогообложения

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство. Система налогообложения — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в определенном порядке [6]. В НК РФ не.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое.

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство.

Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения. налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое.

Читайте также: