Сравнительный анализ умк школа россии и умк школа 21 века

Обновлено: 07.07.2024

Привет! У меня ребенок в этом году идет в 1 класс. Незнаю какую программу лучше выбрать 21 век или Школа России. ? Посоветуйте.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Ребенок учиться по 21 век 1-й класс. Математика слишком легко и скучно. Прописи были мягко говоря странными - в них нет косых линеек, в первых частях строка шире стандартной, принцип письма - отрывное написание букв, в широкой строке по другому и не напишешь, сами буквы упрощены так чтобы их легче писать было отрывая руку. Не могу сказать за всех детей класса - у меня ребенок про наклон часто забывает, почерк плохой. Литературное чтение понравилось, произведения подобраны интересные, но мне кажется что для не читающего ребенка было бы сложновато. Окружающий мир по этой программе для меня предмет непонятный, что ребенок должен усвоить по завершению года тоже загадка, материал либо уже давно изучен, либо просто бесполезен и будет выкинут из головы по завершению урока.

Т.к. тема является архивной.

Школа России это стандартная программа по которой еще мы учились- все ясно и понятно для родителей, легко для детей. Школа 21 век немного модернизированны вариант стандартной программы, только окружающий мир пипец.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сравнительный анализ двух учебников русского языка 2 класс

Разработал учитель начальных классов

Муравьева Анна Александровна

Сравнительный анализ двух учебников русского языка

Русский язык 2 класс

Русский язык 2 класс

Библиографическое описание

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.; под редакцией С.В. Иванова 176 с. : ил. – (Начальная школа XXI века)

Учебник для общеобразовательных организаций: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 143

С. : ил. – (Школа России).

Принцип построения

Слово и предложение – 6 ч.;

Состав слова – 19 ч.;

Правописание – 58 ч.;

Развитие речи 34 ч.;

Предложение – 12 ч.;

Звуки и буквы – 58 ч.;

Части речи – 59 ч.;

Повторение – 16 ч.

Аппарат ориентировки в учебнике

Соотнесение параграфов

Содержание учебника разделено только на уроки по порядку. Разделение по параграфам и разделам русского языка отсутствует.

Наличие сквозных героев

Сквозные герои отсутствуют.

Цветовая гамма

Преобладающая цветовая гамма – белая. Коричневым цветом выделены упражнения. Оранжевым цветом выделяются правила. Словарные слова выделены зеленой рамочкой.

Шрифтовые выделения

Названия тем уроков выделены крупным черным шрифтом. Учебник написан довольно крупным, хорошо читаемым шрифтом.

Условные обозначения

Имеются условные обозначения в начале учебника: давай подумаем, обрати внимание, пиши правильно, из истории языка, вспомни изученное, тайны языка, работа в паре, подсказка, работа в группе, трудное задание.

Образцы рассуждений

Справочные материалы

Соотнесение параграфов

Содержание учебника разделено по разделам русского языка.

Наличие сквозных героев

Сквозные герои отсутствуют.

Цветовая гамма

Преобладающая цветовая гамма оранжевая. Правила русского языка выделены оранжевой рамкой. Названия разделов – зеленой рамкой. Название тем написаны голубым цветом. Номера страниц написаны в зеленой рамке.

Шрифтовые выделения

Условные обозначения

Условные обозначения в начале учебника: сведения о языке, высказываем свое мнение, развиваем свою речь, задание повышенной сложности, работаем со словарем, работаем в парах.

Справочные материалы

В конце учебника есть справочные материалы: памятки как провести звуко-буквенный разбор, как подготовиться к диктанту, как подготовиться к письму по памяти, как найти корень слова, алфавит, гласные звуки и буквы для их обозначения, как научиться правильно списывать предложение, как подготовиться к диктанту; орфоэпический словарь, орфографический словарь, слова-термины, толковый словарь, словарь однокоренных слов, словарь синонимов и антонимов.

Аппарат организации усвоения материала

С помощью данного учебника возможно реализовать три основные задачи: изучение теории языка (изучение правил русского языка), формирование грамотности (отработка изученных правил с помощью разнообразных упражнений), развитие речи (изучение значений новых слов, оборотов, словосочетаний).

Система упражнений в теме построена таким образом, что первоначальное задание нацелено на самостоятельное рассуждение учащихся и проблемное действие, далее дается правило и алгоритм его применения, далее происходит отработка применения данного правила.

В данном учебнике имеется возможность формирования трех групп результатов:

а) предметные – задания, нацеленные на отработку правил русского языка;

регулятивные – найди и исправь ошибки, запиши предложения верно; даются высказывания для рассуждения и ответ, необходимо проанализировать свой ответ и ответ, данный в учебнике; развитие смыслового чтения, придумать несколько заголовков к тексту.

в) личностные – достигаются с помощью данных в учебнике текстах, стихотворениях. Тексты о хороших отношениях между детьми, о красоте природы, о достопримечательностях нашей страны. Стихотворения детские об отношениях родителей и детей.

В данном учебнике предусмотрены разные формы работы учеников: в основном работа производится индивидуальная, но есть и работа в паре, работа в группе.

Сама программа построена линейно-концетрическим способом. На каждом году обучения изучаются одни и те же разделы русского языка, постепенно усложняя их и углубляясь.

В конце учебника неполный объем необходимых дополнений. Наиболее эффективно было бы все памятки по применению правил продублировать в конце учебника.

Расположение материала тематическое. Проблемные формулировки тем отсутствуют. Содержание тем по нарастанию. Одна тема может быть рассчитана на несколько уроков, но разделений на уроки нет. Связи с предыдущими темами не наблюдается.

С помощью данного учебника возможно реализовать три основные задачи: изучение теории языка (изучение правил русского языка), формирование грамотности (отработка изученных правил с помощью разнообразных упражнений), развитие речи (изучение значений новых слов, оборотов, словосочетаний).

В данном учебнике имеется возможность формирования трех групп результатов :

а) предметные – задания, нацеленные на отработку правил русского языка;

регулятивные – придумай предложение; составь текст.

коммуникативные – необходимо подумать/ сделать предположение о лексическом значении слова; заверши предложение; выскажи свое мнение.

в) личностные – достигаются с помощью данных в учебнике текстах, стихотворениях. Тексты в основном о красоте природы, о животных. Стихотворения детские об отношениях родителей и детей, колыбельные, шуточные детские стихотворения.

Сама программа построена линейно-концетрическим способом.

Данный учебник сопровождают:

Пишем грамотно. Рабочая тетрадь в двух частях;

Учусь писать без ошибок. Рабочая тетрадь;

Тетрадь для контрольных работ;

CD . Электронный образовательный ресурс для работы в классе;

Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения 2-4 класс;

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. В связи с этим существует много неясных вопросов, которые касаются, прежде всего, педагогического управления таким образовательным процессом. Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Поэтому, развитие саморегуляции учебной деятельности уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных задач школы. В учебной деятельности саморегуляция предполагает сознательное изменение способов, приемов и методов деятельности. Основой для этого является способность учащегося адекватно представить условия деятельности, объем своих знаний, умений, навыков, а также адекватно оценить свое эмоциональное состояние. В процессе обучения саморегуляция состоит из тех же компонентов, которые входят в структуру саморегуляции всех иных видов деятельности.

ВложениеРазмер
sravnitelnyy_analiz.doc 70 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников

учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. В связи с этим существует много неясных вопросов, которые касаются, прежде всего, педагогического управления таким образовательным процессом. Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Поэтому, развитие саморегуляции учебной деятельности уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных задач школы. В учебной деятельности саморегуляция предполагает сознательное изменение способов, приемов и методов деятельности. Основой для этого является способность учащегося адекватно представить условия деятельности, объем своих знаний, умений, навыков, а также адекватно оценить свое эмоциональное состояние. В процессе обучения саморегуляция состоит из тех же компонентов, которые входят в структуру саморегуляции всех иных видов деятельности.

В качестве основных компонентов модели саморегуляции В.И. Моросанова выделяет следующие: цели деятельности, модель значимых условий, программа исполнительских действий, критерии успешности, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность.

Опираясь на данные компоненты саморегуляции учебной деятельности можно сказать, что ученик, прежде всего, должен осознать и принять цель, т.е. понять, что от него требует учитель или требуется в задании, а так же самостоятельно уметь выдвинуть, принять и удержать цель учебной деятельности. После принятия цели, ученик выделяет условия для достижения цели. Затем продумывает способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, то есть составляет программу выполнения действий, их последовательность. Для оценки результатов своей деятельности ученики должны располагать данными о том, насколько она признается успешной. Ученик должен умело контролировать свою деятельность в ходе выполнения задания, а так же адекватно её оценивать. Оценка результатов как компонент саморегуляции позволяет принять решение о том, нужна ли коррекция действий или можно их продолжать в том же направлении. Это говорит о том, что ученику нужно видеть свои ошибки и уметь быстро и легко внести коррекцию в свою деятельность. Способность школьника самостоятельно планировать учебную деятельность, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, характеризует развитость регуляторной автономности, то есть такого компонента саморегуляции, как самостоятельность.

Русский язык как учебный предмет имеет большие возможности для развития саморегуляции учебной деятельности учащихся, потому что при правильно организованном процессе обучения русскому языку у школьников систематично и последовательно формируются умения планировать свою деятельность, осуществлять поиск рациональных путей ее выполнения и адекватно оценивать полученные результаты.

В психологической науке, в ее теоретических и практических отраслях проблема развития саморегуляции учебной деятельности недостаточно изучена и освещена. Особенно слабо в литературе представлены средства и методы психолого-педагогической работы по организации саморегуляции регуляции учебной деятельности в процессе обучения русскому языку.

После ознакомления с программами далее работа была нацелена на изучение и анализ учебников. Для каждого учебника была заготовлена таблица такого вида:

Нажмите, чтобы узнать подробности

( под ред. А. Плещакова)

приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников,

личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

Все предметные линии, включая предметы эстетического цикла, формируют у ребёнка целостную современную картину мира и развивают умение учиться. В состав системы входят учебники по следующим курсам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура, основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.

Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий.

В обновленных программах реализован современных подход к тематическому планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

К принципиально важным результатам образования в начальной школе ФГОС относит формирование универсальных учебных действий как основы уменияучиться.
В этой связи структура и содержание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами. Примером может служить организация учебной деятельности на уроках русского языка по курсу В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и математики по курсу М.И. Моро.

В курсе русского языка реализованы коммуникативно-речевой, системно- функциональный, личностно ориентированный подходы в обучении родному языку.
Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т. д.), решение которых связа­но с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.

Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельно­сти, направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повто­рение ранее изученного.

В курсе математики авторы особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации.

Дальнейшее развитие получила и методика работы над текстовыми задачами (структура задачи, этапы решения задачи: анализ задачи, поиск и составление плана её решения, проверка решения, составление и решение задач, обратных заданной задаче), в том числе и формирование умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, используя фишки и фигуры, а затем и с помощью схематических чертежей.

Овладение приёмами сравнения, анализа, классификации формирует у учащихся универсальные учебные действия, развивает способность к проведению обобщений, облегчает включение детей в учебную деятельность не только на уроках математики, но и при изучении других школьных предметов.

(под редакцией Л.Ф. Климановой)

современный информационный и образовательный ресурс для детей, учителей и семьи;

эффективные образовательные инновации;

успешное будущее для наших детей.

(научный руководитель - Л.Г. Петерсон)

технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

технологии оценивания учебных успехов;

Все учебники этого комплекса сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.

В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера.

УМК полностью обеспечивает сочетание результатов обучения:
предметных (развитие конкретных предметных умений ), а также метапредметных результатов (развитие общеучебных умений или, говоря иначе, универсальных учебных действий).

К развиваемым данным УМК универсальным учебным действиям можно отнести :

интеллектуально-речевые умения (умения работать с информацией, представленной в различных видах),

собственно интеллектуальные (целенаправленное развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, классификация и т.д. )

организационные умения (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д.,

коммуникативных умений(эффективное и результативное общение в совместной деятельности),

нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).
- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами таких предметов, как литературное чтение и окружающий мир, социализация личности младшего школьника

(научный руководитель - Н.А. Чуракова)

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности (см. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010, с. 4).

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

Содержание всех предметов выстроено в единой логике, которой соответствует методический аппарат учебников.

(научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)

(научный рук. И.А. Петрова)

комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;

высокий и прочный уровень обученности учащихся;

формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться;

полноценное соединение знаний и практических навыков;

объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;

обеспечение эффективной социализации учащихся.

(научный руководитель - Н.Б. Истомина)

В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.

Букварь предполагает активное продвижение как детей, только начинающих учиться читать, так и тех, кто уже находится на разных этапах овладения техникой чтения.

В целом данный букварь создает условия для успешного продолжения обучения чтению и русскому языку в рамках отдельных учебных предметов.

Этому способствует реализация деятельностного подхода к организации обучения, при котором освоение языковых и речевых понятий, правил, работа над умениями проходит путь от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению и через осмысление необходимого способа действия – к использованию приобретенных знаний, к умению контролировать выполнение действия и его результат.

Изучение языка носит коммуникативную направленность, так как подчинено развитию речи учащихся, совершенствованию всех форм их речевой деятельности.

Формирование грамотности школьников осуществляется на основе целенаправленного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

Обучение литературному чтению направлено также на:

обогащение духовно-нравственной сферы младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов многонациональной России;

освоениеуниверсальных учебных действий

совершенствование всех видов речевой деятельности, умений строить монологическое высказывание и вести диалог;

развитие творческих способностей;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

расширение читательского кругозора.

Курс математики, представленный в учебнике, в процессе усвоения программного материала целенаправленно формирует все виды универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Этому способствуют: логика построения содержания курса, разнообразные методические приёмы организации учебной деятельности младших школьников, система учебных заданий, направленных на выполнение учениками различных видов действий.

В процесса изучения курса дети овладевают: математическими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой курса, и научатся использовать их для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; овладеют умениями: строить рассуждения; аргументировать и корректировать высказывания различать обоснованные и необоснованные суждения; выявлять закономерности; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки, что обеспечит им успешное продолжение математического образования в основной школе.

Изучение окружающего мира направлено на:

формование у младших школьников целостной картины мира природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;

освоение комплекса предметных знаний, умений и универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе;

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

воспитание гражданина, любящего своё Отечество, осознающего свою принадлежность к нему, уважающего образ жизни, нравы и традиции населяющих народов, стремящихся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.

знакомство школьников с образным языком изобразительного искусства как основой эмоционально-этического освоения окружающего мира;

коммуникативная направленность обучения, обеспечивающая воспитание базовой визуальной культуры личности и первичное освоение изобразительных средств визуального общения;

деятельностный подход к изучению и дальнейшему практическому освоению изобразительной, конструкторской и декаративно-художественной деятельности;

обучение на основе проблемных задач, когда учитель, не подсказывая окончательного ответа, ставит вопросы, помогающие учащимся самим прийти к правильному решению;

формирование приёмов познавательной деятельности и развитие интереса к области художественного освоения мира, обогащение чувственного и практического творческого опыта ребенка.

развитие музыкального мышления школьников за счет освоения различных жанров музыки;

отбор музыкального материала с ориентацией на шедевры мирового музыкального искусства, что помогает ребенку сформировать целостное представление о музыкальной культуре по её эталонным образцам;

формирование наряду с песенным типом музыкального мышления на симфоническом уровне;

создание школьниками самостоятельности музыки как вида искусства, способного своими собственными средствами передавать чувства и мысли людей как результат знакомства с музыкальными образами различных жанров музыки и раскрытия многогранных связей музыки и жизни.

Цель УМК обеспечить в учебно-воспитательном процессе содержательное, организационное и информационное поле для развития личности младшего школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Главными особенностями курса математики (Гейдман Б.П.) являются:

гармоничное сочетание арифметических, геометрических и логических составляющих курса;

содержание знаний, необходимых для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, для подготовки к будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования;

приобретение учащимися навыков логического и алгоритмического мышления, а также развитию у них пространственного воображения и интуиции;

формирование умение выполнять устно и письменно арифметического действия на множестве натуральных чисел, решать текстовые задачи, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

знакомство учащихся с простейшими геометрическими фигурами и величинами;

включение с 3 класса заданий по информатике.

концентрическое построение авторской программы, обеспечивающее последовательное расширение и углубление знаний в соответствии с основными содержательными линиями;

аксиологический подход к отбору содержания, ориентирующий педагогов на приоритетное формирование у младших школьников системы ценностей, потребностей, установок;

направленность содержания всех учебных пособий комплекта на формирование основных универсальных учебных действий;

интеграция научного и художественно-образного способов познания окружающего мира;

содержание имеет экологическую направленность, создающую условия для воспитания ответственного отношения ребенка к окружающему миру природы, к себе, своему здоровью, к другим людям;

осуществление метапредметных связей.

Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Все учебники русского языка для 1-4 классов (включая Букварь) в данном УМК имеют диалогический характер – каждая учебная задача возникает в нем как результат дискуссии между сквозными персонажами и формулируется в виде вопроса. Предполагается, что сюжеты проблемных ситуаций, предваряющих постановку учебной задачи, могут быть использованы учителем в качестве некоего сценария на уроках соответствующего типа. Коллективно-распределительный характер учебной деятельности, использование учебного диалога как основной формы урока, задаваемой стилем изложения материала в данном УМК, ставит ученика перед необходимостью участия в обсуждении возникшей задачи и путей ее решения, т.е. порождает содержательные мотивы общения на уроке.

Структура параграфа – основного компонента учебника в анализируемом УМК – последовательно отражает структуру учебной деятельности и воспроизводит ее основные звенья: момент постановки задачи, этапы поиска общего способа ее решения, освоение данного способа и его конкретизацию на широком практическом материале, контроль и оценку. Поэтому в каждом параграфе учебников для 1-4 классов четко выделены:

1) мотивационный материал, предваряющий основную часть параграфа, в котором представлена проблемная ситуация в виде сюжета с участием сквозных персонажей;

2) система основных заданий, отражающих понятийную логику параграфа, выполнение которых приведет учащихся к решению поставленной учебной задачи;

3) блок упражнений и заданий, содержащих отработочный иконкретизирующий найденный способ материала;

4) разноуровневые контрольные задания, предназначенные для самостоятельного контроля и оценки ребенком своего владения открытым в данном параграфе способом, новыми знаниями.

Представленное в учебниках математическое содержание определяет методы, формы организации и общения детей, характер дидактических материалов и другие стороны учебного процесса. Содержание учебного материала тесно связано с психическим развитием ребенка и способствует созданию благоприятных условий для развития учебной деятельности детей и способствует интенсивному развитию мышления и мыслительных операций с ними связанных: анализа, рефлексии и планирования.

Предметом рассмотрения литературного чтения является способ чтения, а его объектом – литературный текст.

Читайте также: