Приемы оценивания деятельности и высказываний детей в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения. Этот компонент учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и приоритетам образования в первом звене школы. Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признается каждым учителем. Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов. Несомненным достоинством этих заданий является быстрота выполнения: учителю не нужно проводить предварительную организационную подготовку (ксерокопировать листы для учащихся или оформлять на доске тексты заданий), учащиеся сразу получают результат, а со временем они и сами смогут составлять подобные задания, проводить взаимоконтроль. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет. Проведенный анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие методы и приемы оценивания знаний учащихся на уроках окружающего мира: 1) графические программированные задания; 2) графический диктант, 3) цифровой диктант; 4) работа с ключами; 5) задания тезисного характера; 6) тестирование.


1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля. / Г.Н. Аквилева, З.А. Крепелина. – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 128 с.

4. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата /Е.Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 64-73.

6. Тимошкина Н.В. Самоконтроль как компонент учебной деятельности младших школьников /Наука сегодня фундаментальные и прикладные исследования /Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 162-163.

В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности на уроке накоплен большой опыт. Но актуальность данного вопроса не снижается. Необходимо совершенствовать практику оценивания знаний обучающихся с целью повышения качества и эффективности урока. Оценить – значит определить уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения. Отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний обучающегося. Контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами.

Соответственно, когда мы формируем у ученика способность выполнять какое-либо действие, то сначала он выполняет его развернуто, подробно фиксируя в своем сознании каждый шаг выполняемого действия, значит способность выполнять какое-либо действие формируется у ребенка как умение. Это умение совершенствуется по мере тренировки и частоте его выполнения, соответственно процесс выполнения данного действия свертывается и оно начинает выполняться автоматизировано следовательно, умение ученика переходит в навык.

Контроль – выявление и сравнение результата учебной деятельности ученика с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Контроль включает в себя: проверку знаний; процесс оценивания и выставление отметки, т.е. результат оценивания.

Основной целью контроля и оценки знаний являются определенные качества усвоения учащимися материала, уровня овладения знаниями, умениями и навыками, которые предусматривает учебная программа.

Контроль, как составная часть процесса обучения, носит образовательное, развивающее и воспитательное значение.

Определение меры ответственности каждого ученика за результаты своей учебы является основной задачей контроля.

Контроль знаний должен быть систематическим, всесторонним и разнообразным по формам, а также должен быть основан на единстве требований учителей.

Контроль знаний, умений и навыков в начальной школе выполняет следующие функции:

1) воспитывающая (воспитание у школьника чувства ответственности за результат учебы)

2) обучающая функция (повышение качества знаний, их систематизация)

3) развивающая (стимулирование для познавательной активности школьников)

4) контролирующая и диагностическая (выявление и диагностика результатов обучения у младших школьников)

5) прогностическая (управление процессом усвоения знаний и умений и его коррекция) [1].

Методы контроля это способы, благодаря которым определяются результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.

Существуют следующие методы контроля:

По месту контроля в процессе обучения:

  1. Текущий может быть как устным, так и письменным: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, дискуссия, диктант, проектная исследовательская деятельность, тесты, практическая работа.
  2. Тематический может осуществляться при проведении тестирования, практической работы.
  3. Промежуточный проводится в конце каждого класса, может реализоваться через контрольную работу или итоговое тестирование, проводящиеся письменно
  4. Итоговый в конце выпуска, также реализуется через контрольную работу, итоговое тестирование, который проводятся письменно.

По способу организации:

  1. Устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме;
  2. Письменный (тесты открытой и закрытой формы, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем)

По количеству участников:

  1. Фронтальный
  2. Групповой
  3. Индивидуальный

По преобладающему виду деятельности:

  1. Вербальный (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами)
  2. Практический (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее)

По субъекту проверки:

  1. Проверка в парах (взаимопроверка)/
  2. Проверка дежурными
  3. Проверка в группах
  4. Самопроверка
  5. Проверка педагогом
  1. Картографический материал,
  2. Иллюстрации,
  3. Схемы, таблицы,
  4. Макеты, модели,
  5. Карточки, тесты,
  6. Авторские тетради для проверки знаний [2].

Оценка это определение в оценочных ситуациях степени усвоения учебного материала, его качества. Отметка оценка, выраженная баллом.

Традиционная система оценивания страдает расплывчатостью, произвольностью норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, повышает уровень тревожности у детей и мало способствует эффективному обучению. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается не процессуальное, содержательное движение ученика к цели, а лишь конечный результат.

Если получать хорошие оценки будет слишком просто, то ученики потеряют побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к тому, что ученик вообще перестанет учиться, а необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Система оценивания должна ориентировать учеников на успех, способствовать развитию их самооценки, поощрять и стимулировать учение, давать информацию об уровне выполнения программы.

Практические работы способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять, наблюдать, анализировать результаты и т.д.) и вместе с тем коррекции интеллектуальной недостаточности, развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете, уточнять и сравнивать предметы [3].

К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов, работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

Главным методом, используемым при знакомстве младших школьников с окружающим миром является наблюдение. На первом этапе используются в основном обще классные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными, систематическими.

Большое значение имеют практические работы по проведению лабораторных опытов. Опыты нужны для изучения свойств объектов. Они могут проводиться в течение одного урока, а также могут протекать в течение нескольких дней. Смысл проведения опытов заключается не в запоминании каких-либо конкретных свойств того или иного объекта, а в подведении их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира [4].

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения. Этот компонент учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и приоритетам образования в первом звене школы. Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признается каждым учителем.

Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов.

Несомненным достоинством этих заданий является быстрота выполнения: учителю не нужно проводить предварительную организационную подготовку (ксерокопировать листы для учащихся или оформлять на доске тексты заданий), учащиеся сразу получают результат, а со временем они и сами смогут составлять подобные задания, проводить взаимоконтроль. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет [5].

Проведенный анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие методы и приемы оценивания знаний учащихся на уроках окружающего мира:

1) графические программированные задания; 2) графический диктант, 3) цифровой диктант; 4) работа с ключами; 5) задания тезисного характера; 6) тестирование.

  1. Тестирование. Существуют 4 формы заданий, которые используются при составлении теста: 1. Задания закрытой формы 2. Задания открытой формы 3. Задания на установление соответствия 4. Задания на установление правильной последовательности. Использование тестовых заданий сопряжено с необходимостью соблюдения требований, которые предъявляются к ним.

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все обучающиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке [6].

Главная задача уроков с применением тестов – способствовать осознанному усвоению материала, развитию логического мышления. Использование тестовых заданий позволяет определить, как учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Обучающиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в изучении определенной темы, тем самым у школьников развивается самоконтроль и возможность корректировать систему своего обучения. Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых, это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Во-вторых, это качество тестовых заданий.

Анализ реализации программированного контроля в начальной школе в течение ряда лет выявил его преимущества, Он позволяет повысить эффективность обучения, поскольку обеспечивает возможность за короткое время (5–15 минут) выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся всего класса, Предложенные формы работы на уроке активизируют познавательную деятельность, вовлекая детей в творческий поиск, способствуют развитию желания учиться, Учитель, работая по этой методике, быстро получает наглядную картину успеваемости, ему сразу видны пробелы в знаниях как отдельных учеников, так и всего класса, не только по теме в целом, но и по отдельным ее фрагментам, Хочется надеяться, что вышеизложенный материал заинтересует студентов – будущих учителей начальной школы и окажет им большую помощь в работе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Доклад.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Приемы формирования самооценки в начальной школе

Подготовила: учитель нач.классов

Сапрыгина Кристина Анатольевна

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям .

Система оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Существуют следующие приемы самооценки:

1) Словесные приемы

1. Для развития самооценки в конце уроков задаются следующие вопросы:

– Что ты узнал на уроке?

– За что себя можешь похвалить?

– Над чем еще надо поработать?

– Какие задания тебе понравились?

– Какие задания показались трудными?

– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

2. Наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений

Сегодня на уроке я …

Я могу похвалить…

3. Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности при выполнении конкретного задания или проверочной работы

*Выполнение этой работы мне понравилось

(не понравилось) потому что……………………………………

*Наиболее трудным мне показалось……………………………

*Я думаю, это потому что………………………………………

*Самым интересным было………………………………………

*Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал

*Я хотел бы попросить своего учителя…………………………….

4. Метод пяти пальцев

1. Шкала самооценки:

2. Отметка в балльной шкале

меньше 50%- ниже среднего

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

4. Цветовые круги

После выполнения работы дети рисуют на полях в тетради круги:

красный- получилось, всё отлично

жёлтый - получилось всё хорошо

зелёный - только часть заданий выполнена так, как хотелось бы

синий - не получилось так, как хотелось

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

8. Самооценка знаний.

После выполнения какой-либо работы, учащиеся рисуют один из предложенных рисунков.

Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку. Учителя оценивают своих учеников не полностью объективно, не как роботы, а как справедливые и доброжелательные люди, учитывающие индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь….)

  • помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самооценку;
  • создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной деятельности.

Задачи:

  • вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умение и способности по собственной инициативе.

Ожидаемый результат: Успешный ученик.

Теоретическое обобщение темы:

Оценивание, это один из основных компонентов процесса обучения.

Функция оценивания — получить, оценить и показать результат обучения.

В современной образовательной системе наметились два подхода к оцениванию:

  • оценивание для оценивания
  • оценивание для обучения

Оценивание для оценивания является контролирующей функцией, признанной определить что изучил ученик на конкретный момент.

При данной форме оценивания достижений ученика сравниваются с установленными нормами, что соответствует заключению: соответствует/не соответствует стандарту, уровню, утвержденной бальной шкале.

Оценивание для обучения является функцией системы обучения, содействующей процессу обучения и направленной в первую очередь на определение возможностей и потенциала обучающегося в своем обучении.

Это инструмент, применяемый одновременно и для определения качественных характеристик образования обучающегося и прогресса деятельности учителя и установления уровня достигнутого в обучении обучающимся, учителем и образовательным учреждением.

Это способ коррекции программы обучения самим обучающимся и деятельности учителя по организации работы с обучающимся.

Рассмотрим процесс оценивания проводимый учителем с целью определения результативности деятельности обучающихся.

В этом процессе участвуют обучающийся, демонстрирующий знания и навыки и учитель, организовавший наблюдение, обеспечивший сбор, проводящий анализ соответствия оцениваемых показателей заданным критериям и мониторинг результатов.

Условия проведения процесса оценивания, обуславливаются различными формами и методами обучения.

Однако, когда встает вопрос об измерении достижений с целью сравнения, то в этом случае не подходит тестирование.

Здесь требуется иная форма, такая как, например, аутентичное оценивание результативности обучения.

Аутентичное оценивание – это оценивание процесса развития и прогресса обучающегося, в его реальных достижениях. Оно ни в коей мере не может быть субъективным, занимает достаточно большое количество времени на подготовку, проведение и подведение итогов, поэтому проводится в небольших группах или индивидуально.

Учитель, проводящий аутентичное оценивание, четко должен представлять что будет оценивать еще до начала процесса оценивания.

Аутентичное оценивание имеет еще одну особенность, оно проводится сразу же по завершении выполнения задания, потому что здесь более важен процесс выполнения, нежели его результат.

Данные, полученные в результате множественных наблюдений, а также всевозможные виды работы обучающихся накапливаются в портфолио. Портфолио вносит существенный вклад в оценивание и является аутентичным подтверждением успеваемости обучающегося, характеризующим его сильные и слабые стороны.

Умение объективно оценивать собственную деятельность и достижения для современного человека становится таким же необходимым умением, как и процесс приобретения и использования новых знаний. Помимо качественной и количественной (балльной) самооценки работы обучающийся важно получать качественную и количественную оценку собственных достижений.

Ее получение это специально организованный учителем процесс самооценки, когда обучающийся сам оценивает собственную работу, либо процесс взаимной оценки, когда обучающиеся оценивают работу других участников.

На каждом этапе обучения учитель организовывает процесс обсуждения вопросов, которые он заранее подготавливает; осуществляется разбор и комментирование выполненных обучающимися практических заданий; проводится экспертная оценка полученных обучающимися итоговых результатов.

Цель такого оценивания – получить комплексную характеристику работы обучающегося, дать ему возможность посмотреть на свою работу со стороны и в результате - понять, осознать и освоить изучаемую тему и осознать уровень, которого он достиг в обучении.

При такой организации процесса оценивания, наблюдаем значительное снижение его функций контроля и следующего за ним наказания и ярко выраженный рост мотивации, направленной на совершенствование и рост личной компетентности.


Кейс 1

В работе с учащимися начальных классов, мыиспользуем следующие виды оценивания:

Неформальное оценивание – это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путем похвалы и поддержки.

Это может быть сделано разными способами:

  • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
  • давать дружелюбные письменные комментарии (в рабочих тетрадях)
  • рисовать или штамповать веселые или грустные лица (1 класс)
  • создавать папки с индивидуальными работами и контрольными работами детей.

Неформальное оценивание несет скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном использовании.

Оценивание для обучения содействует всестороннему развитию обучающегося, не отталкивая его от обучения, заменяет критику на заинтересованную обратную связь.

Одновременно с оцениванием, в ходе обсуждения работы и результатов деятельности обучающегося и команды накапливаются мнения, суждения, комментарии. Эта совокупность данных создает базу данных - Базу Углубленных Коллективных Знаний (БУКЗ).

Использовать БУКЗ, вы будете для формирования новых ЗУН и компетенций, обучающихся. В рамках существующей стандартной модели урока оценить, как это требует ФГОС, УУД, инициативу, творчество, взаимодействие обучающихся при командной работе, нравственные качества, развить умение достаточно объективно оценивать себя – свои возможности, свои достижения, свое поведение, все это учитель может реально получить применяя оценивание для обучения и проводя оценку результатов.

Проведя самооценку, взаимную оценку, обеспечив наблюдение и обратную связь, учитель получает возможность определить объективную комплексную оценку эффективности качества достижений обучающегося.

Комплексная итоговая оценка, состоит из оценки процесса работы обучающегося и оценки полученных им результатов. Причем, процесс оценивает сам обучающийся, а результаты его работы будет оценивать члены команды. И для самооценки и для оценки коллег необходимы критерии и таблицы оценивания.

В современных технологиях значительное изменение претерпели формы и методы работы с обучающимися. Учитель, в зависимости от целей обучения может применить и классно-урочную систему с фронтальной формой общения, организовать индивидуальную работу с обучающимся, работу в парах или групповую работу.

Многообразие форм накладывает свои особенности на организацию оценивания результатов. полученных обучающимися при индивидуальной и групповой работе. На нашем курсе далее мы подробно рассмотрим технологию работы в группах и систему оценивания индивидуальных достижений обучающегося в групповой работе.


Кейс 2

2. Самооценивание - это оценивание, проводимое самим ребенком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:

  • он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
  • это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течении всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо.

Цели самооценивания:

  • представить детям полную картину их достижений;
  • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
  • сформировать правильное отношение к оцениванию.

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной.

Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать ее и понять свои недочеты.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

  • Учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • Учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • Становятся партнерами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
  • Начинают доверять друг другу;
  • Чувствуют себя более защищенными, чем работая в одиночку.


Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определенных критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание коммуникативных знаний, умений, навыков в даннойо бласти.

Кейс 3

Критериальное оценивание - способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает закон конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость. Прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их все же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи:

  • Индивидуально с каждым ребенком;
  • С группой детей;
  • В краткой письменной форме;
  • В доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребенка.


Кейс 4

Критериальное самооценивание

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего самооценивая, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и пароцесс работы, приводящей к этому результату.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех.

Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.

После того как критерии определены, целесообразно на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и ввести показатели, по которым она будет определяться.

Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.

Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их сходным образом.

После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнить с тем, как оценивает эти же работы учитель.

Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальные оценивание и самооценивание:

  • Дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отраженные в их стремлении двигаться в перед;
  • Формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;
  • Предоставляют учителю и ученикам не размытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа и непосредственного использования во взаимодействии с учащимися и родителями;
  • Обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределенной работы;
  • Дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациями;
  • Формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе;
  • Критериальное оценивание является основной практически всех оценочных методик.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.


Кейс 5

Компетенции, формирующиеся при неформальном и критериальном оценивании.

Понимает полученную информацию и применяет ее в своем дальнейщем обучение

Неформальное Критериальное оценивание

Применяет полученные знания

Неформальное Критериальное оценивание

Высказывает свои мысли и суждения, иллюстрирует, демонстрирует, презентует

Неформальное Критериальное оценивание

Демонстрирует готовность к общению в группе

Неформальное Критериальное оценивание

Умеет слушать и слышать собеседника (толерантность к иному мнению)

Неформальное Критериальное оценивание

Организует работу группы

Неформальное Критериальное оценивание

Анализирует и дает оценку работе группы

Понимает и принимает свою роль в группе

Цветовые дорожки (формативное оценивание)
Взаиное оцениванин

Способен продуктивно работать самостоятельно

Самооценивание
Цветовые дорожки (формативное оценивание)

Проявляет готовность к взаимному общению. Предлагает и обсуждает идеи

Анализирует ресурсы, которые могут быть использованы для решения проблемы

Оценивает продукт своей деятельности

Саморценивание
Критериальное оценивание

Понимает и принимает оценку своей работы в группе

Критериальное оценивание взамиооценивание

Организует себя на дальнейшую деятельность

Критериальное оценивание – обратная связь
Самооценивание


Мой опыт по применению формативного оценивания

Цветовое самооценивание позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос.

Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с классной работой.

  • Красный цвет - это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;
  • Желтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался;
  • Зеленый – благополучия: мне все ясно, я с этим справляюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Мое предложение по оцениванию в начальной школе.

Ввести модульную систему оценивания. В конце каждого семестра проводить контрольные по предметам двумя способами:

2. Контрольная работа.

Проводить текущие контрольные работы.

Заключение

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение.

Каждый ребенок будет оценен по заслугам и уйдет с урока удовлетворенным и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старания.


В презентации представлены техники формирующего оценивания, доступные для обучающихся начальной школы.

Содержимое разработки

Использование приёмов формирующего оценивания в начальной школе

Использование приёмов формирующего оценивания в начальной школе

Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования. Оценивание - это процесс систематического сбора информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи.

Оценка качества образования процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.

Оценивание - это процесс систематического сбора информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи.

Оценка внешняя внутренняя

Внешняя оценка качества образования - оценка, осуществляемая государственными структурами, органами власти, производством, обществом, личностью (в т.ч. родителями и лицами, их замещающими).

Внешняя оценка качества образования - оценка, осуществляемая государственными структурами, органами власти, производством, обществом, личностью (в т.ч. родителями и лицами, их замещающими).

ВСОКО (Внутренняя система оценки качества образования) - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и контрольно-оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений учащихся, эффективности реализации образовательной программы и программы развития гимназии, управления качеством образования

ВСОКО (Внутренняя система оценки качества образования) - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и контрольно-оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений учащихся, эффективности реализации образовательной программы и программы развития гимназии, управления качеством образования

Оценочные процедуры (ОП) Промежуточная аттестация Стартовая диагностика Портфолио Текущая оценка Тематическая Итоговая оценка оценка (итоговая аттестация)

Оценочные процедуры (ОП)

Промежуточная

диагностика

Текущая оценка

Тематическая

Итоговая оценка

(итоговая аттестация)

Текущая оценка Формирующее оценивание т.е. поддерживающее и направляющее усилия учащегося Диагностическое оценивание способствующее выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении

Текущая оценка

Формирующее оценивание

т.е. поддерживающее и

направляющее усилия учащегося

Диагностическое оценивание

способствующее выявлению

и осознанию учителем и

учащимся существующих проблем в обучении

Формирующее оценивание (ФО) - это осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося; это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом

Формирующее оценивание (ФО) -

это осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося;

это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом

Формирующее оценивание (ФО) Оценка класса Самооценка Обратная связь Оценка учителем

Формирующее оценивание (ФО)

Преимущества ФО: обеспечение непрерывного контроля качества образовательных результатов; прогнозирование результатов учебной деятельности и их коррекция; выявление пробелов и восполнение их с наибольшей эффективностью; изменение межличностных отношений в классном коллективе.

Техники ФО:

Жестовая символика

- М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт получил?

- Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

- С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

- У (указательный) – услуга, помощь, Чем я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

- Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Цветовая оценка

Я не понял(а) тему

В целом все понятно,

но остались некоторые неясности

Мне все понятно


Техники ФО: Знаковая символика Шкала успеха : ∆ - я мог (- ла) работать и лучше; - Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы; ≈ - Я сегодня плохо работал (- а); ○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось; - Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.

Знаковая символика

Шкала успеха :

∆ - я мог (- ла) работать и лучше;

- Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы;

≈ - Я сегодня плохо работал (- а);

○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;

- Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.

На шкале учащиеся отмечают свои результаты, в соответствии с совместно выработанными критериями оценивания:

Лист оценки усвоения темы «Умножение многозначных чисел

1. Воспроизведение . Я могу прочитать и записать произведение многозначных чисел.

2 . Понимание . Я могу составить алгоритм умножения многозначных чисел.

Я знаю свойства и правила, лежащие в основе умножения многозначных чисел.

Я могу объяснить, как умножить числа с нулями в середине и в конце многозначных чисел.

Я умею выполнять частные случаи (с нулём) умножения многозначных чисел.

Листы индивидуальных достижений (чтение, русский язык, математика) Это позволяет ученику : видеть своё продвижение; формировать навык самоконтроля и самооценки; Это позволяет учителю: наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию; сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей; сделать оценку работы оптимистичной.

Листы индивидуальных достижений (чтение, русский язык, математика)

Это позволяет ученику :

  • видеть своё продвижение;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки;

Это позволяет учителю:

  • наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию;
  • сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей;
  • сделать оценку работы оптимистичной.

Внутренний и внешний круг









"Благодарю…" Выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.




Одноминутное эссе Это приём, который используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по новой теме Что самое главное ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными?

Одноминутное эссе

Это приём, который используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по новой теме

  • Что самое главное ты узнал сегодня?
  • Какие вопросы остались для тебя непонятными?



ФО помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим; учащиеся могут анализировать собственные действия, отношения, мысли и т.д., на основе своих выводов управлять своей образовательной деятельностью .

  • помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим;
  • учащиеся могут анализировать собственные действия, отношения, мысли и т.д., на основе своих выводов управлять своей образовательной деятельностью .

Спасибо за внимание!


-75%

Читайте также: