Чем отличается цикл повестей миргород от цикла вечера на хуторе близ диканьки кратко

Обновлено: 07.07.2024

Повести Н. В. Гоголя, вошедшие в “Миргород”, были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собрания сочинений писателя. Сборник “Миргород” во многом является продолжением первого сборника, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писатель развивает тему жизни и быта украинских крестьян и казаков (“Вий”, “Тарас Бульба”) и мелкопоместного дворянства (“Старосветские помещики”, “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”).

манере Гоголя сохраняется стремление к яркому описанию картин украинской природы, читатель найдет в этом сборнике элементы фантастики, чисто гоголевский лукаво-иронический юмор.

Писатель, давая “Миргороду” подзаголовок “Повести, служащие продолжением “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, и сам оценивал его таким же образом. Но вместе с тем “Миргород” существенно отличается от “Вечеров”. Второй сборник повестей свидетельствует о том, что в творчестве Гоголя возобладал реалистический метод изображения действительности.

Писатель отражает жизнь в типических характерах, оттеняя

в них наиболее существенное с социально-психологической точки зрения. Таковы Хома Брут и сотник (“Вий”), Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна (“Старосветские помещики”), Иван Иванович и Иван Никифорович (“Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”). Выражением величия народного духа является образ Тараса Бульбы из одноименной повести, в которой Гоголь с эпической широтой изобразил один из наиболее драматических периодов в истории украинского народа – период борьбы за независимость против панской Польши (см. “Тарас Бульба”). Фантастика в “Миргороде” (повесть “Вий”) не является самоцелью, а служит определенным средством выражения жизненно правдивых обстоятельств и характеров: так, нечистые силы в повести “Вий” находятся в подчинении аристократической верхушки села и противостоят народу.

Претерпевает изменения в “Миргороде” и гоголевский юмор.

Он становится острее, резче, часто переходит в сатиру. Именно здесь юмор Гоголя начинает звучать, по верному замечанию Белинского, как “смех сквозь слезы”, свидетельствуя о глубоком понимании писателем сущности противоречий окружавшей его действительности. Писатель видит, что жизненные контрасты не случайны, а имеют социальную природу.

Характеры миргородских помещиков и чиновников – порождение определенного жизненного уклада. Обыватели Миргорода не могут выйти за рамки этого уклада, и в этом трагизм их положения.

МИФ – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убеждения в существовании божественных сил. По форме миф напоминает сказку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе всегда объясняется то, о чем рассказывается.

В отличие от легенды, миф не имеет элементов подлинного факта, а целиком исходит из вымышленного.

МОДЕРНИЗМ – общее значение направлений искусства и литературы конца XIX – начала XX века, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.

+

5 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 5

Ответ

+

6 - хорей
7 - сравнение
8 - "Записки охотника"
9 - любовь к Марье
10 -
а) басня
б)роман
в)повесть
г)стихотворение
11 -

Ответ

+

Детство и юность писателя

Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.

Начало литературного пути

В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.

Последние годы жизни

Ночью 11 февраля 1852 года Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”, а 21 февраля скончался.

Похожие сочинения

"Поздравляю публику с истинно веселою книгою" — такими словами А. С. Пушкин встретил "Записки пасечника Рудого Панька", изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной поэтичностью и. смотреть целиком

"Стращная месть"—- единственная в "Вечерах нэ хуторе" историческая повесть. Писатель рисует в ней бурную эпоху борьбы украинского народа за свою независимость с польскими феодалами — борьбы, в ко- торой украинский народ обратился. смотреть целиком

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ночь перед Рождеством.
Год написания – 1829–1832 годы.

Тема – Искренняя вера в то, что добро всегда побеждает зло.

Композиция – Цикл состоит из двух частей, каждая из которых включает по 4 повести. В основе композиции лежит противодействие добра и зла, и все художественные средства, используемые автором, призваны максимально это подчеркнуть.

Жанр – Повести.

Направление – Романтизм.

Анализ

Описание цикла произведений


Каждая из частей предваряется ироничным повествованием мнимого автора — пасечника Рудого Панька.

Сорочинская ярмарка. Повесть о смекалистом щеголеватом хлопце Грицке, который завоевал право жениться на богатой панночке Параске своей хитростью и находчивостью. Действие сопровождается красочным описанием ярмарки и отличается особым сатирическим живописанием образов некоторых героев.

Вечер накануне Ивана Купала. Жутковатое повествование, окутанное мистическим колоритом, гласит о том, что неправедно добытое богатство не приносит счастья его обладателю.

Пропавшая грамота. Повесть пронизана фантастическим колоритом с элементами живого гоголевского юмора. Дед, у которого украли грамоту, деньги, коней и шапку, с помощью крестного знамения выигрывает краденое в карты у ведьмы.

Ночь перед Рождеством. И снова история женитьбы простого и смекалистого хлопца на прекрасной панночке. Кузнец Вакула добивается любви богатой сельской красавицы Оксаны. Свое счастье они обретают не без помощи нечистой силы. Тронутая простодушием кузнеца, царица, дарит вожделенные черевички для будущей невесты кузнеца.


Страшная месть. Рассказ, написанный в эпическо-повествовательном стиле. Жуткая история козацкого атамана Данилы Бурульбаша и его жены Катерины, вынужденной сделать страшный выбор в отношении своего отца-чародея. В финале повести колдун сполна расплачивается за свои страшные злодеяния.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка. Единственная чисто бытовая сатирическая зарисовка о мелком помещике, пытающемся заполучить свое наследство. Единственная незавершенная повесть гоголевского цикла.

История создания

Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге Гоголь служил в Департаменте государственного хозяйства. Однако денег катастрофически не хватало, и молодой человек был вынужден подрабатывать сочинительством.

Заметив повышенный интерес передовой питерской публики к народным темам, Гоголь решил написать несколько повестей об украинском селе. Со сбором необходимого материала ему помогали мать и сёстры, присылавшие детальные описания обычаев, обрядов, быта и нарядов самой разной сельской публики.

В 1831 году Николай Васильевич отдал свои первые повести в типографию на Большой Морской, и в сентябре того же года книга оказалась на прилавках питерских книжных лавок. Гоголь очень переживал из-за возможной критики в свой адрес. Однако успех молодого автора был ошеломительным – его произведения читались легко, весело, на одном дыхании, выгодно отличаясь искрометным юмором, непринужденностью и народным колоритом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Главные действующие лица


  1. Вакула — сельский кузнец. Жители хутора занимаются последними приготовлениями перед Рождеством, а герой не может найти себе места. Мужчина давно испытывает чувства к Оксане. Последняя отвергает все знаки внимания, насмехается над ним. Сильный и мужественный юноша в отчаянии хочет свести счеты с жизнью. Однажды ему подворачивается черт, которого персонаж вскоре оседлал. Выполнив каприз возлюбленной, Вакула вскоре женится на ней.
  2. Оксана — высокомерная девушка, восхищается собственной красотой. Это капризная и своенравная героиня, которая много времени проводит перед зеркалом. Считает Вакулу недостойным своей персоны, поэтому всячески отвергает все ухаживания. Услышав слухи о том, что кузнец покончил с собой, понимает — она искренне любит его. Впоследствии выходит за молодого человека замуж и становится прекрасной матерью.
  3. Черт — хитрый и мстительный персонаж, его характеристики полностью соответствуют образу. В последнюю ночь старается сделать как можно больше зла: устраивает метель, ворует месяц, старается насолить кузнецу. Любит кокетничать, ухаживает за Солохой. В сборнике Гоголя изображен обаятельным весельчаком, не вызывает негативных эмоций.

На примере своих героев Гоголь показывает, что деньги далеко не всегда являются синонимом счастья, земные страсти делают человека заложником тёмных сил, а добродетель и искренняя вера всегда спасут, даже в самой сложной жизненной ситуации.

Основная мысль произведения достаточно проста и понятна – всё тайное так или иначе становится явным, а за содеянное зло неизменно придёт расплата. При этом автор не осуждает героев, чей смысл жизни заключается в потакании своим низменным страстям, поскольку все они уже наказаны по заслугам и высмеяны.

Именно юмор помогает автору в легкой и ненавязчивой форме донести до читателя прописную истину – жить нужно по совести, в любви и сострадании к ближним, и тогда никакая тёмная сила не причинит вреда, а чертовщина пройдет стороной.





Герои цикла произведений


Герои цикла делятся на несколько групп:

  • молодые парубки, обладающие как простодушием, так хитростью и смекалкой – Грицко, Левко и Вакула;
  • прекрасные панночки, родители которых очень придирчиво относятся их будущим женихам – Параска, Ганна, Оксана;
  • комические персонажи показанные во всей полноте гоголевского юмора – Пацюк, Чуб, Шпонька и др.;
  • нечистая сила, проделки которой часто наказывают героев некоторых рассказов цикла(Петрусь, Дед из последней повести) за их страсть к богатству, а иногда нечисть становится помощником хитрых и смекалистых персонажей в достижении их цели.

Композиция

Повести служат своеобразной ареной для борьбы добра и зла, христианского начала и бесовского отродья. Максимальная контрастность достигается благодаря фантастическим сценкам, народным легендам и преданиям, которыми так богаты гоголевские повести.

Сорочинская ярмарка

В начале рассказа автор знакомит читателя с главными персонажами — Солопием Черевиком, его женой Хиврей и дочкой Параской. Всей семьей они приезжают на ярмарку. Когда телега проезжала через мост, юную красавицу случайно замечает местный молодой парень Грицко и тут же влюбляется в нее. На ярмарке им удается познакомиться поближе. Параска отвечает парубку взаимностью, поэтому он решает угостить ее отца горилкой и попросить руки его дочери. Но сварливая Хивря против.

В это время по ярмарке начинают ползти слухи о красной свитке, принадлежащей черту, которого выгнали из ада. Люди говорят, будто он заложил свой кафтан одному еврею на год, а корыстный торгаш перепродал ее раньше, чем закончился назначенный срок. С тех пор все, кому попадала в руки эта вещь, страдали от бед и несчастий. Но вот недавно один смышленый человек разрубил ее на куски и раскидал вокруг ярмарки. Теперь черт ищет свою свитку и почти все собрал, кроме одного рукава.

Эту историю пересказывают в доме Черевика. В самый страшный момент за окном кто-то хрюкает, створки распахиваются и народ в ужасе начинает разбегаться кто куда. На стол неожиданно падает любовник Хиври — попович, спрятанный до этого на чердаке.

Утром Солопий идет на ярмарку, чтобы продать лошадь, но его останавливают цыгане, которые помогают Грицко. Незаметно вместо кобылы они привязывают ему красный рукав. Естественно, наслушавшись страшных историй и увидев это, мужчина в ужасе бросается бежать прочь. Его хватают друзья Грицко и связывают, после чего появляется сам герой и будто случайно спасает будущего тестя. В благодарность за спасение Черевик согласен благословить молодых. Никто уже не обращает внимания на протесты сварливой мачехи. Рассказ заканчивается свадебной церемонией.

Краткое содержание

Чтобы лучше понять суть повести Гоголя, нужно изучить краткое содержание. Действие происходит в ночь перед светлым праздником Рождества. Черт пытается совершить как можно больше пакостей. Он ворует месяц, преследуя цель испортить торжество. В небе знакомится с ведьмой Солохой, которая по совместительству является матерью его врага — кузнеца.

Вакула без памяти влюблен в первую деревенскую красотку — Оксану. Гордая девушка не испытывает недостатка внимания со стороны мужчин, чем только задевает кузнеца. Отец героини, Чуб, тем временем отправляется к Солохе. У последней уже гостит черт, который от страха прячется в мешок. Вскоре к женщине приходят и другие поклонники.

На улицы выходит молодежь, начинаются гулянья. Оксана при людях заявляет, что станет женой кузнеца, если он достанет для нее черевички царицы. Вакула отправляется домой, берет мешки и идет к девушке, однако она лишь высмеивает его.

Кузнец решает утопиться. На счастье, он встречает Пацюка. Последний подсказывает герою, кто сидит в мешке. Он седлает черта и наказывает ему лететь в Петербург. Влюбленный кузнец рассказывает Императрице свою историю любви, женщина дарит ему башмачки. Вернувшись домой, он женится на Оксане.


Фото: ссылка

Дело, конечно, не в изменении свойств времени, в ином перетекании ночей в дни и обратно. Дело в изменении внутреннего состава Гоголя, обретающего более глубокое понимание человеческой натуры в смысле первородного греха и постижение за счет этого также и новой качественности, точнее – не качественности, ущербности окружающего мира.

«Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, которые, как дряхлые живописные домики, хороши своею пестротою и совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, которого стен не промыл еще дождь, крыши не покрыла зеленая плесень и лишенное щекатурки крыльцо не выказывает своих красных кирпичей. Я иногда люблю сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединенной жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами, за деревенские избы, его окружающие, пошатнувшиеся на сторону, осененные вербами, бузиною и грушами. Жизнь их скромных владетелей так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении. Я отсюда вижу низенький домик с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков, идущею вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождем. За ним душистая черемуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем вишен и яхонтовым морем слив, покрытых свинцовым матом; развесистый клен, в тени которого разостлан для отдыха ковер; перед домом просторный двор с низенькою свежею травкою, с протоптанною дорожкою от амбара до кухни и от кухни до барских покоев; длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами; частокол, обвешанный связками сушеных груш и яблок и проветривающимися коврами; воз с дынями, стоящий возле амбара; отпряженный вол, лениво лежащий возле него, – все это для меня имеет неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не вижу их и что нам мило все то, с чем мы в разлуке. Как бы то ни было, но даже тогда, когда бричка моя подъезжала к крыльцу этого домика, душа принимала удивительно приятное и спокойное состояние; лошади весело подкатывали под крыльцо, кучер преспокойно слезал с козел и набивал трубку, как будто бы он приезжал в собственный дом свой; самый лай, который поднимали флегматические барбосы, бровки и жучки, был приятен моим ушам. Но более всего мне нравились самые владетели этих скромных уголков, старички, старушки, заботливо выходившие навстречу. Их лица мне представляются и теперь иногда в шуме и толпе среди модных фраков, и тогда вдруг на меня находит полусон и мерещится былое. На лицах у них всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие, что невольно отказываешься, хотя, по крайней мере, на короткое время, от всех дерзких мечтаний и незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь.

Эта грусть уже не покинет автора на всем протяжении книги и очень скажется на ее общем настроении. Прежде всего – за счет описаний пейзажей, бытовой обстановки, в которой живут персонажи и в которые они вписаны. При всей красоте этого мира из него вроде бы выкачан воздух.

Он и попытался это сделать. Один из многочисленных частных случаев, которые он мог наблюдать за время не столь уж продолжительной жизни в Малороссии, подтолкнул его к написанию повести о жизни скромной пожилой провинциальной четы из среды мелких помещиков, другой - о ссоре двух амбициозных обывателей из той же среды.

В Повести о двух Иванах кошмар присутствует уже в самом начале. Оно - весьма примечательное и вместе с тем очень типичное для Гоголя. На протяжении едва ли не десятка страниц описываются вещи, принадлежащие заглавным героям, их усадьбы, приметы быта, обстоятельства их жизни и прочее. Заинтригованный читатель ждет, когда же, наконец, появится человек, с которым связана вся эта куча подробностей. Однако человек не появляется, потому что человека-то как такового и нет. Есть полая оболочка, в которую все эти подробности проваливаются, заведенный раз и навсегда на одно и то же действие механизм, дырявый мешок, набитый пустыми словами и прописными истинами, из прорех которого стремительно сыплется предназначено для его краткого пребывания на земле время.

В основе сюжета – притча о безумном богаче из главы 12 Евангелия от Луки. Но Гоголь, что так часто для него, использует ее парадоксально: максимально понижает ее содержание (но, заметим, не смысл), погружает в самый что ни на есть низменный быт, так что не каждому становятся заметны посылы. Но они, тем не менее, явны:

Не совестно. Ни перед людьми – потому что люди эти ничем не отличаются от них самих; ни перед Богом – потому что настоящего Бога они и не знают, и знать не хотят. И, получается, что мстит-то человек не другому человеку – точно такому же, как он, но, прежде всего – Богу, чего-то, по его мнению, ему не додавшего, не предоставившего полноты удовлетворения желаний в этой временной, быстро летящей и долженствующей придти к своему финалу жизни. И, попутно, это месть самому себе – за счет собственной же нелепой судьбы, где плевелы постепенно глушат то, чему предназначено было стать чистой пшеницей, собираемой в закрома. А ведь какова была дружба, можно сказать даже – любовь, как оба героя дополняли друг друга. Но, к сожалению, лишь в смысле беспросветной пошлости.

Эта особенность и дает возможность рассматривать этот организм как идеал брачной жизни. Раз навсегда омертвевшая жизнь, как оказывается, за счет этого совместного кровообращения на всем протяжении своем может согреваться любовью, облегчающей переход от нее в мир иной.

Показательна в этом смысле скорбь Афанасия Ивановича после смерти супруги: он скорбит о ней, как о потерянной собственности, хотя, вместе с тем, и как об оторванной от него частицы себя самого. Аналогичны и ощущения жены перед переходом в пакибытие, жалеющей и о самом Афанасии Ивановиче, который останется беспомощным без своей половины и будет лишен ее заботы, так и о лишении этой заботы для себя самой.

Эта смерть поражает душу никогда, кажется, не чувствовавшего дыхания вечности Афанасия Ивановича, вся дальнейшая жизнь которого и есть прислушивание к этому дыханию, все чаще доходящего до него из другой жизни. Можно сказать даже, что ушедшая жена открывает супругу дверь в жизнь вечную. Начинается этот сдвиг уже во время погребения жены:

И еще что касается этого таинственного зова, подчинившего себе Афанасия Ивановича. Только с кончиной жены, Афанасий Иванович смог услышать его, одновременно ощутив отлетевшую от него ту часть души, которую, помимо общих разговоров и совместного сидения за трапезой, воплощала собой его супруга, о чем мы можем догадаться из дальнейшего повествования.

Гоголь выборочно описывает этапы сращения двух, на первый взгляд, совершенно разных людей, предшествующие соединению их в одно существо, наглядно изображает потрясение, сходное с катарсисом, которое испытывает оставшаяся сиротой одна половинка после смерти другой. И тем самым – дает выход в духовную сфере человеческого единения, которая в полноте должна осуществиться в мире ином.

Читайте также: