Как отразились эстетические взгляды чернышевского в романе что делать кратко

Обновлено: 02.07.2024

Н. Г. Чернышевский сыграл выдающуюся роль в истории русской общественной мысли и литературы. С его именем связан революционно-демократический этап в освободительном движении. Вся его многогранная деятельность была подчинена задаче революционного переустройства жизни во имя счастья трудового народа.

Н. Г. Чернышевский сыграл выдающуюся роль в истории русской общественной мысли и литературы. С его именем связан революционно-демократический этап в освободительном движении. Вся его многогранная деятельность была подчинена задаче революционного переустройства жизни во имя счастья трудового народа.

Язык произведения ясен и логичен, мысль по своей идейной организации поступательно и аргументировано организует четкую структуру - всё как в самом настоящем учебнике. Вопросы и ответы - однозначны, они не оставляют места для неуверенности.

- проблему усовершенствования условий труда, как необходимого условия развития гармоничной инициативной личности;

- проблему эмансипации женщины, а также норм новой семейной морали Чернышевский раскрывает в истории жизни Веры Павловны, в отношениях участников любовного треугольника ( Лопухов, Вера Павловна, Кирсанов ), а также в первых трёх снах Веры Павловны;

- и, наконец, философско-пророческая концепция будущего Чернышевского как заключительная стадия всех нравственных и этических преобразований человека на пути к светлой и прекрасной жизни, развёрнута автором в четвёртом сне Веры Павловны.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Чернышевский не был лишен от природы ни эстетического чувства, ни художественного вкуса. В тех статьях, где он отвлекался от любимых идей социального переустройства, он высказывал глубокие мысли и верные конкретные эстетические суждения. Сюда надо отнести прежде всего статьи о произведениях Л. Н. Толстого.

К сожалению, социальные идеи во многих статьях Чернышевского мешали ему объективно оценить художественные произведения.

В такой же степени, как и Чернышевский, был в плену подобных идей и Н. А. Добролюбов.

Н. Г. Чернышевский

Введение

Ответ на этот вопрос не так однозначен, как может показаться с первого взгляда. Как отмечал Гегель, невозможно познать философию, усвоив лишь готовые выводы, которые возникли в отрыве от процесса их формирования. Именно поэтому самостоятельное изучение истории философии – это единственный путь к истине самой философии.

Наследие любого мыслителя усваивается новым поколением только тогда, когда оно становится объектом споров и дискуссий. Располагая богатой традицией мировой марксистской мысли, мы не можем полностью отказаться от нее и писать историю с чистого листа, но для понимания роли Чернышевского в истории русского революционного движения мы должны смотреть на него своими собственными глазами, а не закрываться работами классиков. Данная работа открывает цикл статей, посвященных творчеству выдающегося русского мыслителя.

Создание новой эстетики

Какую же идею хотел донести Чернышевский в своей работе? Для определения отношения искусства к действительности, нужно начать с определения прекрасного: Что есть прекрасное? Чернышевский начинает свою работу с критики представления о прекрасном, свойственного гегелевской философской школе. Как полагали представители данного философского направления, прекрасное представляет собой реализацию идеи прекрасного, являющейся проявлением абсолютного духа. Такой подход предполагает привнесение прекрасного в действительность извне – сферы чистого мышления. Материальный мир лишь затемняет идею прекрасного и различные исторические периоды отличаются друг от друга лишь по степени искажения чистой идеи. Концепция прекрасного как воплощение идеи в материальной форме была впервые разработана в философии Плотина, который пытался синтезировать наследие Платона и восточные мистические учения [2] .

Наряду с идеалистическим видением эстетики, существует и иное представление – обыденное. Обыденный взгляд сужает сферу прекрасного до рамок великих произведений. Вне их – пошлая обыденность, в которой можно проводить ¾ своего времени, но в выходной день нужно выбраться в музей или галерею, чтобы посмотреть на прекрасное. Для Чернышевского прекрасное не замкнуто в стенах галереи или театра, а разлито во всей окружающей действительности, в которой живет человек. Здесь можно провести аналогию со взглядами пантеиста Спинозы, полагавшего, что храм бога – это сама природа, а не какое-то здание. Чернышевский в подобной манере полагал, что дом искусства включает в себя все окружающую действительность, а не определенное ограниченное пространство.

Критерием великого произведения искусства, по мнению Чернышевского, выступает именно способность художника в наиболее концентрированном виде выразить саму жизнь, которая окружает нас в рыхлом и неоформленном виде. Переходя через мост реку, наблюдая за морским приливом или встречаясь взглядом с прохожим, мы воспринимаем эти факты как обыденность. Художник создает самый простой пейзаж, мимо которого мы могли пройти сотни раз не задумываясь, но увидев его на картине, он вызывает у нас глубокие переживания. Почему? Человек не склонен обращать большого внимания на явления, с которыми он сталкивается ежедневно. Большинство людей в силу материальной нужды прежде всего нацелены на решение бытовых вопросов своей жизни, природа и общество воспринимаются ими как средство решения этих вопросов. Как таковые они не имеют самодостаточной ценности. Другое дело – галерея, где художник может приукрасить реальность, показать нам идеальную картину, захватывает наше воображение. Чернышевский пишет:

Читайте также: