Профессиограмма юридической деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Доминирующие виды деятельности:

  • консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств);
  • учет действующего законодательства и других нормативных актов;
  • составление юридических документов, контактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;
  • толкование законов;
  • контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных форм и отношений);
  • осуществление методического руководства правовой работы на предприятии;
  • создание архива судебных и арбитражных дел;
  • участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);
  • обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства;
  • изучение правовой практики зарубежных коллег;
  • правовая пропаганда;
  • участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).
  • обеспечение соблюдения законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
  • разработка документов правового характера, осуществление правовой экспертизы нормативных актов, дача квалифицированных юридических заключений и консультаций;
  • принятие правовых решений и совершение иных юридических действий в точном соответствии с законом;
  • вскрытие и установление фактов правонарушений, определение мер ответственности и наказания виновных; принятие необходимых мер к восстановлению нарушенных прав;
  • сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;
  • анализ юридических норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
  • анализ судебной и административной практики;
  • обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
  • составление соответствующих юридических документов;
  • обеспечение реализации актов применения права;
  • обеспечение законности и правопорядка, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально-важные качества):

Способности:

  • логическое, аналитическое мышление;
  • высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);
  • хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);
  • высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
  • вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);
  • способность убеждения;
  • коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);
  • склонность к исследовательской деятельности;
  • хорошие познания в разных областях наук;
  • высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному);
  • способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации;
  • умение вести переговоры.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • гражданская зрелость;
  • общественная активность;
  • профессиональная этика;
  • правовая и психологическая культура;
  • чувство долга;
  • организованность;
  • уверенность в себе;
  • честность и порядочность;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • эрудированность;
  • деловая хватка;
  • объективность;
  • коммуникабельность;
  • хорошая интуиция;
  • эмоционально-психическая устойчивость;
  • энергичность;
  • настойчивость, принципиальность;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • умение быстро восстанавливать работоспособность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие интереса к выполняемой работе;
  • нерешительность;
  • неумение быстро принимать решения;
  • неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям);
  • нечестность;
  • непринципиальность;
  • неспособность глубоко осмысливать происходящее;
  • беспечность;
  • плохая дикция.

Области применения профессиональных знаний:

  • государственные и негосударственные организации, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами;
  • адвокатура, прокуратура;
  • суды;
  • частное или индивидуальное предпринимательство;
  • органы предварительного следствия или дознания;
  • нотариальные конторы;
  • юридические консультации;
  • государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы юстиции;
  • образовательные учреждения;
  • частные детективные службы.

Классификационная карточка профессии*

Доминирующий способ мышления

Область базовых знаний №1 и их уровень

Общественные науки, уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень

Право, юридические науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)


1. Презентация профессии
Юрист – одна из самых древних и уважаемых профессий. Предшественниками юристов в древности были жрецы (понтифики), которые толковали закон. Основоположниками права считаются древнегреческие философы: Сократ, Платон, Аристотель. Из религиозных источников мы знаем о том, как мудро судил своих подданных царь Соломон и о знаменитых библейских заповедях, которые и в наше время сохраняют актуальность для граждан цивилизованного общества.
За многотысячелетнюю историю право прочно укоренилось во всех областях жизни людей и является самостоятельной отраслью знаний. В современном сложно организованном мире деятельность юристов приобретает все большее значение в жизни каждого человека.
Юрист – квалифицированный специалист с высшим юридическим образованием по правовым вопросам, юридическим наукам. Юрист компетентен в области толкования и применения законов, обеспечения законности в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан, вскрытия и установления фактов правонарушений, определения меры ответственности и наказания виновных и оказания населению юридической помощи.
Юристами называют всех служителей закона. В профессии юриста выделено много специальностей, на основании деятельности в различных отраслях права. Адвокат организует защиту обвиняемого в нарушении закона; прокурор готовит материалы по обвинению нарушителя закона; нотариус заверяет документы; юрисконсульт осуществляет правовое обслуживание предприятия и его сотрудников; трудовой и налоговый инспектор осуществляют контроль над соблюдением физическими и юридическими лицами трудового и налогового кодексов.
Профессия юриста является массовой, в меру востребованной на рынке труда Севастополя.
Преимущества профессии: моральное удовлетворение от практической пользы для общества; юридическая грамотность как основа правовой защищенности; достойная заработная плата.
Ограничения профессии: большая нагрузка на зрение; высокая моральная ответственность; необходимость постоянно совершенствоваться, изучать все новые законы и документы.

3. Содержание деятельности
Деятельность юриста многогранна. Юрист консультирует лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств). Юрист изучает законы, подзаконные акты, нормативно-правовые акты, международные договоры и применяет их на практике. Юрист составляет юридические документы, контракты, договоры имущественно-правового характера, содействует гражданам в их оформлении. Занимается толкованием законов. Осуществляет контроль соблюдения законности (правовое регулирование социальных норм и отношений). Занимается методическим руководством правовой работы в организации. Создает архивы судебных и арбитражных дел. Участвует в процессе законотворчества (разработке законов и правовых документов). Обеспечивает правовую защиту граждан, организаций, государства. Изучает правовую практику зарубежных коллег. Занимается правовой пропагандой. Принимает участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).

4. Условия труда
Юрист работает в помещении, чаще всего в оборудованном рабочем кабинете. У него активный, высокоинтеллектуальный труд, требующий организованности, собранности, умения выделять самое существенное и одновременно концентрации внимания на деталях, тонкостях в текстовых документах и материалах при работе с большим объемом информации.
Главные средства труда юриста: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области.
Юрист сам принимает решения в рамках поставленных задач, с учетом нормы закона.
Из особых условий труда юриста следует отметить высокий моральный уровень ответственности за качество работы, за сделанные рекомендации и выводы.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии юриста необходимы базовые знания по обществоведению, истории, русскому языку. Желательно знание иностранного языка.
Квалифицированный юрист должен знать:

  • гражданское, трудовое, уголовное, финансовое, административное право;
  • Конституцию РФ;
  • действующее законодательство;
  • методы криминалистики;
  • логику и психологию;
  • основы экономики;
  • основы организации труда, производства и управления.
  • работать с документами;
  • разбираться в тонкостях материалов, в сфере своей специализации;
  • консультировать людей по правовым вопросам;
  • вести справочно-информационную и архивную работу;
  • пользоваться современными техническими средствами поиска информации и связи.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве юриста необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • интерес к общению с другими людьми в сфере обслуживания;
  • блестящее владение устной и письменной речью;
  • отлично развитое внимание (в том числе внимание к деталям);
  • выраженная склонность к работе с инфрмацией;
  • склонность к сервисной работе;
  • отлично развитая способность к концентрации внимания;
  • блестящие логические способности;
  • развитые лексические способности;
  • эмоциональная устойчивость.
  • вирусоносительство (например, туберкулез);
  • хронические заболевания, вызывающие расстройства памяти и внимания;
  • некорректируемые нарушения зрения и слуха;
  • нервно-психические заболевания.

8. Пути получения профессии
В профессию юриста приходят молодые люди с выраженным интересом к кропотливой работе с текстами, документами.
После 9 или 11 класса общеобразовательной школы можно получить квалификацию юриста в одном из учреждений среднего профессионального образования. Такое образование предоставляют как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения.
Профессия юриста долгие годы считалась престижной, молодежь массово училась на юристов. В результате в настоящий период далеко не все дипломированные юристы работают по специальности.

9. Области применения профессии
Юристы работают в сфере юриспруденции в самых различных организациях. Это могут быть:

  • организации и учреждения, которые являются юридическими лицами;
  • государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, налоговая полиция, таможенные органы, Министерство юстиции и другие);
  • юридические консультации;
  • образовательные учреждения;
  • частные детективные агентства;
  • суды, прокуратура, адвокатура;
  • органы дознания;
  • нотариальные конторы.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития юриста.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно стать уникальным профессионалом, углубиться в тонкости своей специализации либо осваивать новые специальности в рамках профессии.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии юрист может стать начальником юридического отдела, руководителем юридической службы. В случае выбора административного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Научная карьера
Занимаясь юриспруденцией, можно параллельно проводить научные исследования, защитить научную работу и получить ученую степень кандидата или даже доктора юридических наук.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, юрист может решить работать на себя. Например, он может открыть частную консалтинговую компанию по оказанию юридических услуг населению. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

11. Родственные профессии
Следователь, судья, прокурор

Самым основным и главным принципом правоприменительной деятельности является справедливость. Без справедливости деятельность юристов в правовой сфере теряет свой смысл и сущность. От юристов требуются такие качества, как: объективность и беспристрастность, независимость, соблюдение прав человека с учетом презумпции невиновности. Чем выше профессиональное мастерство юриста, тем выше его этические нормы. Чем выше этические нормы юриста, тем выше профессиональное мастерство юриста. Принципами правоприменительной деятельности являются такие, как: справедливость, объективность, беспристрастность, независимость и соблюдение прав человека, выражающие главные и основные нравственные требования, следование которым обязательно для всех юристов в различных ситуациях. Эти принципы выражают сущность профессиональной деятельности и являются линией поведения юриста. Профессиональная юридическая деятельность характеризуется сложностью и многогранностью, она представляет собой иерархическое и многоуровневое явление. Психологический анализ профессиональной юридической деятельности всегда дает возможность выделить ряд этапов, через которые происходит движение к конечной цели для юриста, а именно к установлению истины. В профессиональной юридической деятельности выделяются следующие стороны: познавательная, коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконструктивная, социальная.

21. Структура профессиограммы следователя

В последнее время в судебно-психологических исследованиях глубже стала изучаться структура профессиограмм, которые относятся к деятельности следователя, а профессиограммы других представителей правоохранительных органов еще не получили должного для них внимания.

Профессиограмма должна включать в себя подробное описание всех сторон деятельности следователя, а также качеств и навыков, которые необходимы для этого. Первое исследование профессиограммы следователя провел В. Л. Васильев. Это исследование представляет собой его профессиональный портрет. Он основан на данных, полученных путем психологических и социологических методов изучения деятельности следователя. Такие профессиограммы ориентируют учебные заведения на определенный уровень подготовки юридических кадров и специалистов. Профессиограммы способствуют диагностике профессиональной подготовки юристов, которые работают в разных структурах правоохранительных органов.

Профессиограмма следователя - это иерархическая и многоуровневая система, которая представляет собой все основные и главные стороны профессиональной деятельности следователя, а также выявляет личностные качества и профессиональные навыки следователя, которые используются в его деятельности.

Профессиограмма следователя состоит из нескольких составляющих, которые последовательно включают в себя определенные стороны его деятельности. К ним можно отнести:

1) коммуникативную деятельность следователя, которая подразумевает общительность, эмоциональную устойчивость, а также умение слушать человека и умение говорить с ним;

2) поисковую деятельность, которая связана с наблюдательностью, любознательностью и высокой степенью ориентации следователя;

3) удостоверительную деятельность следователя, которая предполагает наличие таких качеств, как пунктуальность, аккуратность и т. д.;

4) реконструктивную деятельность следователя, которая зависит от памяти, мышления, воображения, интеллекта и т. д.;

5) организационную деятельность следователя, которая подразумевает хорошие организаторские способности в работе с людьми, а также самоорганизованность и собранность, целеустремленность, настойчивость и т. д.;

6) социальную деятельность следователя, которая должна включать в себя такие качества, как честность, гуманность, принципиальность, а также должна включать в себя профессиональную этику.

В профессиограмме следователя ведущая роль должна быть отведена социальной деятельности, поскольку именно такая деятельность способствует формированию профессиональных качеств. Элементы структуры профессиограммы следователя должны быть взаимосвязаны между собой таким образом, чтобы наличие одного из этих элементов определяло эффективность функционирования других.

22. Краткие юридические профессиограммы

Юридическая психология изучает закономерности психической деятельности личности в следственной, судебной и иной юридической деятельности и призвана глубоко раскрывать психологические особенности такой деятельности, а также дать полную характеристику психологической стороны профессиональных качеств, которые крайне необходимы для юристов. Главным результатом психологического анализа юридической деятельности является создание юридической профессиограммы.

Юридические профессиограммы представляют собой совокупность отражения основных сторон юридической деятельности, а также качеств, которые в ней должны реализоваться. Повышение эффективности труда юриста не может быть без учета индивидуальных особенностей его личности, а также соответствия его личностных качеств объективным требованиям юридической профессии. Профессиограмма юриста должна включать в себя подробное описание всех сторон его профессиональной деятельности и необходимыхему качеств и навыков.

Деятельность каждой юридической специальности включает в себя такие стороны, как:

1) социальная деятельность юриста. Она охватывает политический аспект в деятельности прокурора, следователя, оперативного работника и т. д.;

2) поисковая деятельность заключается в сборе необходимой информации, нужной для решения профессиональных задач, которые стоят перед юристом;

3) реконструктивная деятельность представляет собой завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение рабочих версий юристом;

4) коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения;

5) организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов юристом;

6) удостоверительная деятельность юриста представляет собой группировку всей собранной информации по делу в предусмотренную законом форму. Это может быть постановление, протокол, приговор и т. д. Профессиограмма юриста состоит из пунктов, последовательно включающих определенные стороны его деятельности и качеств личности:

1) организационная деятельность (предполагает наличие хороших организаторских качеств у юриста);

2) коммуникативная деятельность (общительность, эмоциональная устойчивость);

3) поисковая деятельность (наблюдательность, любознательность);

4) удостоверительная деятельность (аккуратность, пунктуальность);

5) социальная деятельность, которая предполагает такие качества, как:

а) общие качества (гуманность);

б) специальные качества (стремление юриста найти истину, профессиональная этика);

6) реконструктивная деятельность (наличие хорошей памяти, воображения).

23. Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа

Юрист не будет высоким профессионалом, если он обладает только одними знаниями, но не развит как личность в общем и профессиональном отношении. В настоящее время по мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал юридическую профессию. Высоких результатов в юридической профессии могут добиться только люди, которые обладают соответствующей психологией. Юристы должны отличаться высокой общей культурой, а также потребностями в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, должны уважать права и свободы человека и гражданина и правильно пользоваться своими знаниями.

Компоненты, отражающие готовность личности к профессиональной деятельности в правоприменительной системе, включают в себя:

1) мотивационные компоненты, которые представляют собой стремление человека стать юристом и грамотно выполнять свои должностные обязанности, а также стремление к достижению профессиональных успехов и т. д.;

2) познавательные компоненты, которые представляют собой понятия о различных сторонах юридической деятельности и о ее психологических особенностях и др.;

3) эмоциональные компоненты, которые представляют собой уверенность человека в своих силах, способность преодолевать различные препятствия, которые возникают в ходе реализации юридической деятельности, а также чувство удовлетворения в процессе достижения справедливости;

4) волевые компоненты, которые представляют собой концентрацию индивида на выполнении своих профессиональных задач.

Важные профессиональные качества следователей, судей, прокуроров характеризуются прежде всего их мировоззрением, которое способствует выработке каждым юристом четкого понимания большой социальной значимости своей профессии. В человеке, который выбрал профессию юриста, необходимо воспитывать чувство долга и справедливости, честности, объективности, стремление принимать деятельное участие в жизни общества, проявляя при этом общественно важную инициативу. Поэтому каждый человек, выполняющий правоохранительную деятельность, должен сознательно совершенствовать свои личностные качества и анализировать их состояние применительно к юридической профессии.

Профессиональная ориентация представляет собой совокупность знаний особенностей выбранной человеком профессии, а также профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств индивида и свойств личности специалиста.

Этапом профессионально-ориентационной работы является профессиональная пропаганда, на стадии которой должны использоваться все формы, например лекции, беседы и т. д.

Любой вид деятельности определяется ее задачами. Не явля­ется исключением и борьба с правонарушениями и преступно­стью, которую можно представить как функциональную деятель­ность, упорядоченную систему действий. Анализ уголовно-процессуального законодательства дает основание прийти к вы­воду, что общая задача борьбы с уголовно наказуемой деятельно­стью может быть разложена на ряд составляющих: во-первых, быстрое и полное раскрытие преступлений; во-вторых, розыск лиц, совершивших преступление; в-третьих, привлечение к ответ­ственности виновных и создание необходимых условий для пре­дания их суду; в-четвертых, возмещение материального ущерба, причиненного противоправной деятельностью; в-пятых, выявле­ние и устранение причин и условий, способствующих соверше­нию преступлений; в-шестых, воспитание граждан в духе неук­лонного исполнения законов.

Для выполнения этих подзадач органы дознания и предвари­тельного следствия наделены правами производства следствен­ных действий, с помощью которых обнаруживаются доказатель­ства, и принятия процессуальных решений - возбуждать уголов­ные дела или отказывать в их возбуждении, избирать меры пре­сечения, накладывать арест на имущество, отстранять от должно­сти, приостанавливать или прекращать уголовные дела. Им пре­доставлено право принимать такие решения, которые затрагива­ют интересы граждан. Поэтому принятие решений, как и произ­водство следственных действий, обусловлено рядом требований, предусмотренных в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК), которые надежно гарантируют соблюдение прав граждан и вме­сте с тем обеспечивают наилучшим образом выполнение задач борьбы с преступностью.

Выявление особенностей юридической деятельности, изуче­ние ее профессиограммы способствуют правильному выбору специальности лицами, желающими посвятить себя этому виду деятельности, целенаправленной их подготовке в процессе обу­чения, рациональному использованию и, наконец, дальнейшему совершенствованию их мастерства в процессе работы. Эта дея­тельность характеризуется строгой правовой регламентацией, на­личием у следственных работников властных полномочий, про­тиводействием со стороны заинтересованных лиц, многообрази­ем и творческим характером решаемых мыслительных задач, не­обходимостью соблюдения служебной тайны, дефицитом време­ни и постоянными психологическими нагрузками, наличием от­рицательных эмоций и посторонних раздражителей.

Деятельность по расследованию преступлений включает по­знавательный, коммуникативный, организаторский, воспитатель­ный и удостоверительный аспекты.

Познавательный аспект юридической деятельности предполагает решение большого числа мыслительных задач, воз­никающих при раскрытии и расследовании преступлений, и но­сит творческий, воссоздающий, исследовательский характер. Рас­следование преступлений можно представить как разновидность процесса научного познания. Однако в отличие от всеобщего процесса познания процесс установления истины при расследо­вании преступлений имеет и свои особенности.

Во-первых, предметом судебного исследования являются не­правомерные поступки людей. Поэтому следователь работает в атмосфере противодействия, ему приходится преодолевать скры­тое и открытое сопротивление'. Расследование преступлений но­сит конфликтный характер.

Под словом следователь подразумеваются не только те юристы, которые занимают эту должность в органах предварительного следствия, но и все долж­ностные лица, уполномоченные по фактам правонарушений вести дознание и следствие

В-третьих, судебное исследование отличается от научного познания по целям. Следователь, ведущий расследование по уго­ловному делу, и суд, рассматривающий дело, не преследуют на­учных целей. Они устанавливают обстоятельства преступления, в том числе виновность обвиняемого, т. е. решают практические задачи правосудия.

В-четвертых, судебное исследование отлично от научного по­знания и условиями своего осуществления. Так, судебное иссле­дование ограничено заранее установленным сроком, обязательно требует принятия волевого решения, протекает в порядке, уста­новленном законом, может быть осуществлено лишь лицами, специально на то уполномоченными законом.

В-пятых, процесс расследования характеризуется особым на­пряжением, вызванным необходимостью быстрых и точных оце­нок многочисленных ситуаций (конфликтных и бесконфликт­ных), определением необходимых действий, многоплановостью мыслительных задач, решаемых параллельно. Это напряжение постоянно. Оценку доказательств, сопоставление версий, обду­мывание дальнейшего хода следствия не удается ограничить только рабочим временем.

Коммуникативный аспект деятельности - это система взаимодействия людей между собой в процессе их общения, та­кое состояние между ними, при котором они могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Коммуни­кативный контакт в следственной практике.- это взаимообщение между следователем и лицами, проходящими по делу. Но психо­логический контакт не следует понимать как состояние, при ко­тором возникают симпатии либо разрешаются все противоречия.

Юристу важно обладать такими психическими качествами, которые способствовали бы созданию коммуникативных связей, ограждали бы его от профессиональной деформации, возможной от длительного занятия определенной профессиональной дея­тельностью. Так, с течением времени бдительность нередко пере­ходит в подозрительность, критичность при оценке показаний - в общее недоверие; волевой контроль над эмоциями, самооблада­ние - в бездушие, черствость; беспрекословное, бездумное следо­вание нормам закона - в формализм, бюрократизм; необходимые проявления властных полномочий - в барство, чванство; память о прошлых успехах подчас рождает убежденность в собственной профессиональной непогрешимости.

Организаторский аспект следственной деятельности ка­сается раскрытия и расследования преступления. Это труд целого коллектива. Время следователя-одиночки прошло. Теперь над рас­крытием преступления работают по меньшей мере три специалиста:

оперативный работник дознания, следователь и эксперт-крими­налист. Следователь - организатор раскрытия и расследования пре­ступления, и его деятельность носит организаторский характер.

Эффективность раскрытия и расследования преступлений во многом зависит от умения следователя устанавливать взаимоот­ношения и организовывать взаимодействие с общественностью, органами предварительного следствия, со следователями прокурату­ры и надзирающим за следствием прокурором, с ревизорским аппа­ратом, бюро экспертиз, работниками следственного изолятора.

Воспитательный аспект профессиограммы деятельно­сти юриста заключается в том, что одним из основных направле­ний в его работе является воспитание граждан в духе глубокого уважения к закону.

Воспитательное воздействие осуществляется в отношении как лиц, совершивших преступления, так и всех граждан. Если в первом случае целью воспитательного воздействия является пе­ревоспитание лица, совершившего преступление, исправление отрицательных качеств его личности, выработка твердого убеж­дения в неизбежности разоблачения и неотвратимости наказания, неправомерности своего поступка и необходимости исправления, то во втором - воспитательное воздействие имеет предупреди­тельное значение, направленное на активную мобилизацию для борьбы с антиобщественными проявлениями.

Воспитательное воздействие оказывается личным примером следователя в течение всего хода предварительного следствия, строгой охраной прав участников уголовного процесса. Малей­шее нарушение закона при производстве предварительного след­ствия снижает его воспитательное воздействие. И наоборот, ак­тивное принятие мер для раскрытия преступления, изобличения виновных и выяснение всех обстоятельств дела на основе строго­го соблюдения законов способствуют тому, что у граждан созда­ется твердая уверенность в целесообразном и беспредвзятом характере судопроизводства.

Удостоверительный аспект деятельности следовате­ля осуществляется на основании требований норм, режимов, ре­гулируется системой различных предписаний в виде правил внут-

реннего распорядка, служебных инструкций, наставлений, прика­зов. Его действия всегда должны быть определенным образом ор­ганизованы, то есть иметь структуру, взаимосвязь элементов. Ни в одной профессиональной сфере нет такой детальной регламен­тации всего трудового процесса и самого содержания рабочих действий и операций, как в юридической.

Основным правовым документом, определяющим образ дейст­вий по раскрытию и расследованию преступлений, является Уголовно-процессуальный кодекс. Он регламентирует права и обязанности участников уголовного производства, регулирует отношения между ними, устанавливает определенный порядок проведения следствен­ных действий и всего процесса раскрытия и расследования в целом. Средства и методы, применяемые следователем, должны быть пра­вомерны, его деятельность - это одновременное осуществление прав и обязанностей. Труд следователя облечен в соответствующие, пре­дусмотренные законом протокольные формы, что и придает его дея­тельности удостоверительный, нормативный характер.

3.2. Личностные качества юриста, обеспечивающие коммуникативный аспект его деятельности

Личностные качества юриста могут быть распределены в группы согласно аспектам профессиограммы деятельности. Так, к психическим качествам, обеспечивающим познавательный ас­пект деятельности и объективное протекание мыслительных про­цессов, относятся: ум, логическое мышление, воображение, вни­мание, наблюдательность и память. Для мыслительной деятель­ности наиболее предпочтительны следующие качества ума: гиб­кость, быстрота переключения с одного вида умственной дея­тельности на другой. Важно обладать этими качествами потому, что юристу приходится оценивать доказательства, несущие раз­личный объем информации, постоянно работать с ненадежной, вероятностной информацией. Самостоятельность ума означает умение не поддаваться чужому влиянию, внушению, все подвер­гать проверке; широта ума - способность вникать в сущность предмета с помощью большого числа фактов; глубина ума - уме­ние вскрывать первопричины, вникать в самую основу сущности предмета; быстрота ума - умение решать мыслительные задачи в минимальный срок; целеустремленность ума - последовательное, планомерное осмысление задачи, способность продолжительное время удерживать ее в сознании.

Наибольший интерес в профессиограмме юридической дея­тельности представляет ее коммуникативный аспект и, в частно­сти, личностные качества юриста, обеспечивающие ему эффек­тивность общения.

Общительность - это отличительное свойство юриста. Оно не менее важно, чем профессиональная подготовка. Под общитель­ностью понимается природное обаяние, душевная отзывчивость, притягательная сила простоты.

Эмоциональная устойчивость, психологическая собранность, душевное равновесие, сбалансированность отношения к себе ок­ружающих. Человек, который нервничает, легко теряет спокойст­вие, не может быть хорошим юристом. Чтобы сохранить самооб­ладание, не следует торопиться сказать в ответ что-то резкое. На­до овладеть собой, обуздать вышедшие из-под контроля чувства, сделать вид, что обдумывается ответ, и только после этого отве­чать. Вспыльчивость, нетерпеливость, раздражительность, гру­бость - признаки профессиональной слабости. Человека уважают, если он держится с достоинством, но без высокомерия и заносчи­вости, проявляет контактность, доброжелательность, сдержанность, демонстрируя при этом определенный уровень самооценки.

К коммуникативным качествам человека относится также и грамотное письмо. Одним из показателей высокой культуры в юридической работе является грамотное оформление процессу­альных и иных документов, которые должны быть мотивирован­ными, логически выдержанными. Однако отдельные документы, исходящие от сотрудников дознания и предварительного следст­вия, составляются наспех, содержат безграмотные выражения и стилистические ошибки, пишутся от руки и настолько небрежно, что прочесть их бывает невозможно, а если они и читаются, то с большим трудом. Нередко практические работники дознания да­ют документам произвольные названия, не используя те, которые предусмотрены уголовно-процессуальным кодексом, вынося то или иное постановление, не аргументируют необходимость его принятия соответствующей ссылкой на закон.

В юридической деятельности важны и культура речи, и гра­мотность письма. Юрист должен научиться вести с людьми за­душевную беседу, ибо проникновенность и сердечность в разго­воре, как правило, оказывают наиболее сильное воздействие. Все )to не так просто, как кажется на первый взгляд.

Очень важно уметь слушать собеседника. Человек, привык­ший много говорить сам, бывает нетерпеливым слушателем. У юриста должно быть развито опережающее понимание, т. е. уме­ние разгадать с первых слов все то, что хочет сообщить заявитель. Но в любом случае нельзя выражать нетерпения, явного своего отношения к услышанному. Держаться нужно серьезно, независимо от степени важности сведений. Выражение удоволь­ствия или разочарования в жестах, мимике, интонации голоса мо­гут произвести отрицательное впечатление. Внимательное отно­шение к говорящему, благожелательность, глубокое стремление разобраться и понять собеседника, проявление истинного интере­са, умение представить себе точку зрения говорящего, его психо­логию, интересы - вот компоненты умения слушать, этого важно­го качества юриста. В известном смысле можно сказать, что этим определяется профессиональная пригодность.

С сотнями граждан встречаются следователи, прокуроры, ад­вокаты, судьи. Документы, составленные ими, читают десятки участников уголовного процесса. Следователю приходится убеж­дать лиц, проходящих по делу, в необходимости дать правдивые показания, отказаться от неправильной линии поведения. И от то­го, насколько умело он владеет средствами воздействия, зависит выполнение задачи воспитания граждан в духе неуклонного ис­полнения законов, уважения прав и законных интересов личности.

Культура поведения и внешний вид работника юстиции также сказываются на установлении коммуникаций. Поведение людей в обществе регулируется определенными правилами, несоблюде­ние которых влечет уголовное или административное наказание. Эти правила устанавливаются государством, и оно следит за их соблюдением. Но имеется особая группа правил, которая в отли­чие от юридических законов не устанавливается сверху, не обес­печивается принудительной силой государственной власти. Это -правила этикета, культура поведения человека. Юрист в силу своего профессионального долга обязан постоянно повышать культуру в общении с людьми, не допускать панибратства, грубо­сти, высокомерия, соблюдать правила ношения формы, быть под­тянутым и опрятным. Своим внешним обликом он должен вну­шать доверие, которое совершенно необходимо во взаимоотно­шениях между представителями власти и гражданами.

Юридическая деятельность требует определенных личност­ных свойств, профессиональных способностей, необходимых для данного вида деятельности и дальнейшего совершенствования. Способностями называют те особенности личности, которые обеспечивают успешное приобретение знаний, формирование специальных навыков, умений. Способности юриста характери­зуются быстрой и четкой организацией поиска необходимой ин­формации, творческой ее переработкой, использованием совре­менных достижений различных наук при одновременном иссле­довании конкретного факта с различных сторон. Такими профес­сиональными качествами юриста являются:

• исключительная честность, предельная объективность, не­утомимость в поисках истины, способность принимать ре­шения, соответствующие закону и собственному убежде­нию. Юрист - беспристрастный исследователь, задача ко­торого установить истину, добиться полной ясности в деле. Он должен быть предельно искренним и правдивым;

• знания, образованность, эрудиция. Помимо специального образования, юристу необходимо иметь широкие познания в социальной психологии, логике, педагогике, этике, зна­ние языка, литературы, искусства, культуры. Это позволяет свободно поддерживать непринужденную беседу по любо­му вопросу, снимать напряженность в общении и устанав­ливать психологический контакт. Речь идет не об абсо­лютном знании всех наук, а о стремлении к широкой эру­диции, которая является важнейшим подспорьем для успешной юридической деятельности;

• высокий уровень развития мышления юриста, основанный на знаниях, эрудиции, компетенции, образованности. Культура мышления предполагает логичность, доказатель­ность, глубину, умение по-новому видеть старое, избира­тельно ограничивать объем своих знаний, умение отбирать информацию, сосредоточиться на узком участке, интеллек­туальную терпимость, под которой понимается относи­тельность наших знаний и допущение того, что другой че­ловек может подойти к проблеме с иной позиции, с другой мерой оценок. Верхоглядство, некомпетентность, отсутст­вие должной эрудиции противопоказаны юристу точно так же, как противопоказаны поза и фразерство, всезнайство и легковесное суждение о всех проблемах.

В сфере мышления для юриста важны критичность и гиб­кость мышления: не быть конформным и уметь убедительно ар­гументировать свои выводы. Юристу присуща коммуникабель­ность;

• умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, умение врабатываться сразу, набирать темп, ра­ботать в различных условиях. За день юристу приходится выполнять множество трудовых операций при постоянно изменяющихся условиях труда. В связи с этим представи­тель юридической профессии должен обладать большой приспосабливаемостью, работоспособностью, физической выносливостью;

• такт, уважительное отношение к людям. Любая профессия налагает на своего представителя определенные правовые и нравственные обязанности. Однако есть такие виды слу­жебной деятельности, для осуществления которых недос­таточно усвоить только определенную сумму специальных знаний и навыков. Для этого необходимо еще и моральное право, высоконравственное поведение. К их числу отно­сится деятельность юриста;

• умение убеждать, отстаивать свою точку зрения является одним из предпочтительных профессиональных способно­стей юриста. Для это он должен умело пользоваться всеми красками речи. Звук голоса, тембр, интонация, эмоцио­нальная окраска, широкое использование лексических средств многое сообщают о говорящем. Его сопережива­ние, отношение к тем или иным событиям, передается слушающим его людям именно через речь. Язык, стиль ре­чи - это звуковой портрет говорящего. По свидетельству одного из исследователей, речь бывает теплая и мягкая, грубая и мрачная, испуганная и робкая, ликующая и уве­ренная, ехидная и вкрадчивая, твердая, живая, торжест­вующая и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его невысказанные мысли;

• деловой оптимизм, юмор должны быть свойственны юри­сту. Юридические профессии не из веселых. Юрист - про­фессионал в чужом горе. Однако вера в торжество спра­ведливости, умение видеть в людях не только плохое -

Читайте также: