Что такое основные понятия кратко

Обновлено: 06.07.2024

Понятие коррупции: основные подходы

Статья посвящена анализу понятия коррупции в социально-гуманитарном знании. Рассмотрены теоретические подходы определения этого термина в рамках социологии, политологии, экономики, юридических наук и социальной антропологии.

Социальная политика: основные понятия

В статье дается социологическое объяснение основных понятий и идей социальной политики, теоретический фундамент, цели и основные определения социальной политики, сложившиеся в современной социологии, субъекты и объекты социальной

Основные понятия аналитической философии

Основные понятия логики разумного мышления

Инфографика: основные понятия и определения

В статье изложены основные понятия и определения в инфографике как составной части культурного пространства и особом направлении коммуникационного дизайна.

Понятие и основные виды социальной онтологии

Статья посвящена анализу понятия социальной онтологии и определению основных видов социально-онтологических учений.

Основные понятия и методология этнопсихологии

Субкультура: концептуализация основных понятий

В статье автором рассматриваются четыре теоретико-методологических подхода к определению феномена субкультур и выявляются ключевые понятия для каждого из них.

Основные принципы права: понятие и классификация

Статья посвящена анализу природы, свойств, содержания основных принципов права. Раскрываются их характерные черты, обосновываются общетеоретические критерии классификации.

Основные понятия философии истории Ф. А. Степуна

Рассматривается философия истории Федора Степуна: изучаются проблемы методологии исторического познания, прослеживаются неокантианские мотивы в творчестве русского философа

Флиер А. Я. Тезаурус основных понятий культурологии

Учебное пособие в форме тезауруса (словаря, составленного не по алфавитному, а по иерархическому принципу) предназначено для студентов-культурологов и вводит их в основной понятийно-категориальный аппарат, которым пользуется наука

Квазирелигия: основные подходы к определению понятия

Найдено книг по теме — 22

Похожие термины:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИ

Die Grundbegriffe der Metaphysik") - работа Хайдеггера. Явилась названием лекционного курса, прочитанного Хайдеггером в 1929-1930. Ему предшествовали лекции 1925-1926, прочитанные в Риге, затем фундаментальный труд "Быти

ОСНОВНЫЕ СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Понятие философии науки несет в себе по меньшей мере три смысла. Во-первых, когда говорят о философии науки, то прежде всего с ней связывают один из этапов развития позитивистской традиции (20–30-е г

Основные идеи и понятия герменевтики Гадамера

Сам Гадамер намеренно избегал привычного для философской классики системного изложения своего учения, ибо отвергал "дух системы" вместе с другими жесткими установлениями традиционного рационал

Основные понятия и проблемы античной философии. Обзор

Из дошедших до нас исстари способов организации духовной деятельности многие — лишь отжившее и архаическое предание; между тем несколько духовных дисциплин, обновляющихся и всегда живых, являющ

Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса

Еще до появления двухтомной книги "Теория коммуникативного действия" Хабермас ввел ряд фундаментальных для этой теории понятий. Как ясно из сказанного ранее, центром усилий Хабермаса стало разли

Основные понятия философии К. Ясперса: экзистенция, всеобъемлющее, философская вера

Философия К. Ясперса заметно отличалась от других разновидностей экзистенциалистской философии, например хайдеггеровской, своей приверженностью рационализму, науке, демократии. Правда, и Ясперс

История средневековой философии. Патристика.Понятие о патристике и ее основные особенности

Патристикой (от греч. , лат. pater — "отец") обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Понятие "отец церкви" формировалось на протяжении нескольких столетий. Первоначально


ПОНЯ́ТИЕ , -я, ср. 1. Филос. Форма мышления, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятие (познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность --- — таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Ленин, План диалектики (логики) Гегеля. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: реализовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «основной»

Ассоциации к слову «понятие»

Синонимы к словосочетанию «основные понятия»

Предложения со словосочетанием «основные понятия»

  • Итак, в этом простом случае определение основных понятий является делом лёгким.

Сочетаемость слова «основной»

Сочетаемость слова «понятие»

Афоризмы русских писателей со словом «основной»

  • Основной смысл революции — торжество лучшего над худшим, передового над отсталым, торжество созидания над разрушением…

Дополнительно

Значение слова «основной»

ОСНОВНО́Й , -а́я, -о́е. Наиболее важный, существенный; главный. Основная задача. Основной закон.

Значение слова «понятие»

ПОНЯ́ТИЕ , -я, ср. 1. Филос. Форма мышления, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятие (познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность --- — таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Ленин, План диалектики (логики) Гегеля.

Предложения со словосочетанием «основные понятия»

Итак, в этом простом случае определение основных понятий является делом лёгким.

Теперь, когда вы ознакомились с основными понятиями теории реляционных баз данных, можно приступить к разработке собственной базы.

Здесь же, во вводной части, нам необходимо только развести два основных понятия психологической науки, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы.

Пользуясь услугами этих словарей можно перевести с русского языка на английский и наоборот и отдельные слова, и целые фразы, и тексты. При этом есть возможность найти транскрипцию и даже услышать нужное произношение. На сайте можно найти правильное употребление слов на разных диалектах и наречиях. Языковые особенности, которые порой затрудняют толкование некоторых отдельных слов или выражений, не станут проблемой для онлайн-переводчика описываемого сервиса. Он подскажет и направит правильное построение фразы и поможет избежать грубых речевых ошибок при переводе разных текстов. Предоставляется виртуальная клавиатура, с помощью которой можно быстро набирать слова и тексты на латинице.

Англо-русский-англо словарь и поиск с алфавитным указателем

На сайте имеется англо-русский словарь, искать в котором можно любые слова на любую требуемую в данный момент букву. Чтобы найти нужный перевод слова, следует изучить предоставленные онлайн-переводом варианты и синонимы к нему, и, подобрав то, что требуется, нажать на слово из словаря.

Спряжение и склонение слов

На сайте также, предоставляеться возможность спрягать и и склонять английские глаголы, существителье, прилагательные, артикли и местоимения. Спряжение английских глаголов и Склонение английских существительных и прилагательных, а также местоимений покажут вам все формы этих частей речи в наглядных таблицах. Чтобы увидить все формы и грамматические признаки нужного Вам слова, просто введите в форму поиска соответствующие слово.

1.Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.

3.Отношения между понятиями.

4.Ограничение и обобщение понятий.

6.Деление понятий. Классификация и ее виды.

По определению, понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.При изучении этой темы с необходимостью обращаемся к общефилософским проблемам: что такое признак? какие признаки являются суще-ственными? какие – несущественными? какие признаки называются единичными? какие – общими?

Основными методами образования понятий являются: анализ – мысленное расчле-нение предметов на их составные части, свойства, признаки, синтез – мысленное со-единение в единое целое частей предмета или его признаков; сравнение – установ-

ление сходства или различия между рассматриваемыми предметами; абстраги-рование - мысленное отвлечение от одних признаков и выделение других; обобщение – прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых

признаков объединяются в группы однородных предметов.

Виды понятий различают по двум основаниям: содержанию и объему.

По объему (количеству) различают:

Общие понятия могут быть регистрирующими, объем которых конечен, множество объектов, входящих в него в принципе поддается учету (планета Солнечной системы, наука, студент СПбТЭИ ) и нерегистрирующими, объем которых бесконечен (атом, существо, песчинка)

По содержанию (качеству) различают:

1)конкретные понятия, в которых мыслится самостоятельно существующий предмет (человек, здание, карандаш) и абстрактные, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (белизна, несправедливость, честность);

2)положительные понятия, в которых мыслится наличествующий у предмета

признак (алчность, отстающий ученик, грамотный человек) и отрицательные, в которых мыслится отсутствие у предмета признака (неграмотный человек, некрасивый

3)соотносительные понятия, в которых мыслятся предметы, существование одно-го из которых предполагает существование другого (родители – дети, начальник – под-чиненный, ученик – учитель) и безотносительные, в которых мыслятся предметы,

существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета (дом, книга, страна);

4)собирательные понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (стая, созвездие, студенческая группа) и несобирательные, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса (река, тетрадь, институт); собирательные понятия бывают общими (роща, полк, стадо) и единичные ( созвездие Большая Медведица).

Понятия, в содержание которых входят некоторые общие признаки, называются сравнимыми (студент и человек, черный и красный, береза и растение). Несравнимые понятия не имеют общих признаков (музыка и кирпич, беспечность и дом). Сравнимые делятся на совместимые, объемы которых частично или полностью совпадают, и несовместимые, объемы которых не совпадают ни в одном элементе.




Типы совместимости: равнообъемность (тождество), пересечение и подчинение. В отношении тождества находятся понятия, объемы которых полностью совпадают друг с другом (река Волга и самая длинная река Европы, квадрат и прямоугольный ромб). Понятия, объемы которых частично совпадают, находятся в отношении пересечения (студент и спортсмен, школьник и филателист). В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его (кошка и млекопитающее, студент МГУ и студент).

Типы несовместимости: соподчинение, противоположность и противоречие.

В отношении соподчинения находятся понятия, исключающие друг друга, но при-надлежащие некоторому, более общему родовому понятию (ель, береза, липа при-надлежат объему понятия дерево) В отношении противоположности находятся два понятия, относящиеся к одному и тому же роду, одно из которых содержит какие-то

признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исклю-чающими признаками (храбрость – трусость, белый – черный). Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами. В отношении противоречия нахо-

дятся два понятия, которые являются видами одного и того же рода, одно из которых указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, не заменяя их никакими другими признаками (честный – нечестный, грамотный ученик – неграмотный ученик). Отношения между объемами понятий схематически изображаются с помощью круговых схем.

ПОНЯТИЯ

сравнимые несравнимые

совместимые несовместимые

тождество пересечение подчинение соподчинение противоположность противоречие

Операции над понятиями – наиболее сложная и важная часть учения о понятии.

Обобщить понятие – значит, перейти от понятия с меньшим объемом. но с большим содержанием, к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием (школа – учебное заведение). Обобщение не может быть беспредельным. Пределом обобщения являются философские категории.

Ограничить понятие – значит, перейти от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом посредством увеличения его содержания (геометрическая фигура – прямоугольник) Пределом ограничения является единичное понятие ( юрист – следо-ватель – следователь прокуратуры – следователь прокуратуры Выборгского района города Санкт-Петербурга И.П.Михальченко)

К явным определениям относятся и генетические определения, в которых указы-вается способ образования, построения данного предмета. Например, «Цилиндр - это геометрическая фигура, образованная путем вращения прямоугольника относительно

Правила явного определения.

1) Определение должно быть соразмерным, то есть объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия. При нарушении этого правила возникают ошибки:

а) слишком широкое определение, когда объем определяющего понятия больше

б) слишком узкое определение, когда объем определяющего понятия меньше объема определяемого.

в) определение в одном отношении широкое, а в другом – узкое.

2) Определение не должно содержать в себе круга. Разновидностью круга в определении является тавтология.

3) определение должно быть ясным, четким, не должно содержать в себе дву-смысленностей. Ошибкой будет подмена определений метафорами, сравнениями и т.д.Встречается и такая ошибка, как определение неизвестного через неизвестное

4) определение не должно быть отрицательным.

Большинство понятий можно определить при помощи определения через род и ви-довое отличие. Но как быть с определениями категорий – предельно общих понятий, так как они не имеют рода? Не могут таким образом быть определены и единичные понятия, поскольку не имеют видового отличия. В этих случаях прибегают к неявным определениям или приемам, заменяющим определения.

В ряде случаев используются приемы, заменяющие определение: описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примеров.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. В операции деления следует различать делимое понятие – объем которого следует

раскрыть, члены деления – соподчиненные виды, на которые делится понятие (результат деления), и основание деления – признак, по которому производится деление. Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам.

Различают два вида деления: 1) по видообразующему признаку и 2) дихото-мическое деление. В первом случае основанием деления выступает тот признак, по которому образуются видовые понятия: «В зависимости от формы

рых, строгим и последовательным является по существу лишь два первых проти-воречащих понятия, а далее эта строгость и определенность может быть нарушена.

1.Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.

3.Отношения между понятиями.

4.Ограничение и обобщение понятий.

6.Деление понятий. Классификация и ее виды.

По определению, понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.При изучении этой темы с необходимостью обращаемся к общефилософским проблемам: что такое признак? какие признаки являются суще-ственными? какие – несущественными? какие признаки называются единичными? какие – общими?

Основными методами образования понятий являются: анализ – мысленное расчле-нение предметов на их составные части, свойства, признаки, синтез – мысленное со-единение в единое целое частей предмета или его признаков; сравнение – установ-

ление сходства или различия между рассматриваемыми предметами; абстраги-рование - мысленное отвлечение от одних признаков и выделение других; обобщение – прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых

признаков объединяются в группы однородных предметов.

Виды понятий различают по двум основаниям: содержанию и объему.

По объему (количеству) различают:

Общие понятия могут быть регистрирующими, объем которых конечен, множество объектов, входящих в него в принципе поддается учету (планета Солнечной системы, наука, студент СПбТЭИ ) и нерегистрирующими, объем которых бесконечен (атом, существо, песчинка)

По содержанию (качеству) различают:

1)конкретные понятия, в которых мыслится самостоятельно существующий предмет (человек, здание, карандаш) и абстрактные, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (белизна, несправедливость, честность);

2)положительные понятия, в которых мыслится наличествующий у предмета

признак (алчность, отстающий ученик, грамотный человек) и отрицательные, в которых мыслится отсутствие у предмета признака (неграмотный человек, некрасивый

3)соотносительные понятия, в которых мыслятся предметы, существование одно-го из которых предполагает существование другого (родители – дети, начальник – под-чиненный, ученик – учитель) и безотносительные, в которых мыслятся предметы,

существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета (дом, книга, страна);

4)собирательные понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (стая, созвездие, студенческая группа) и несобирательные, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса (река, тетрадь, институт); собирательные понятия бывают общими (роща, полк, стадо) и единичные ( созвездие Большая Медведица).

Понятия, в содержание которых входят некоторые общие признаки, называются сравнимыми (студент и человек, черный и красный, береза и растение). Несравнимые понятия не имеют общих признаков (музыка и кирпич, беспечность и дом). Сравнимые делятся на совместимые, объемы которых частично или полностью совпадают, и несовместимые, объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

Типы совместимости: равнообъемность (тождество), пересечение и подчинение. В отношении тождества находятся понятия, объемы которых полностью совпадают друг с другом (река Волга и самая длинная река Европы, квадрат и прямоугольный ромб). Понятия, объемы которых частично совпадают, находятся в отношении пересечения (студент и спортсмен, школьник и филателист). В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его (кошка и млекопитающее, студент МГУ и студент).

Типы несовместимости: соподчинение, противоположность и противоречие.

В отношении соподчинения находятся понятия, исключающие друг друга, но при-надлежащие некоторому, более общему родовому понятию (ель, береза, липа при-надлежат объему понятия дерево) В отношении противоположности находятся два понятия, относящиеся к одному и тому же роду, одно из которых содержит какие-то

признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исклю-чающими признаками (храбрость – трусость, белый – черный). Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами. В отношении противоречия нахо-

дятся два понятия, которые являются видами одного и того же рода, одно из которых указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, не заменяя их никакими другими признаками (честный – нечестный, грамотный ученик – неграмотный ученик). Отношения между объемами понятий схематически изображаются с помощью круговых схем.

ПОНЯТИЯ

сравнимые несравнимые

совместимые несовместимые

тождество пересечение подчинение соподчинение противоположность противоречие

Операции над понятиями – наиболее сложная и важная часть учения о понятии.

Обобщить понятие – значит, перейти от понятия с меньшим объемом. но с большим содержанием, к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием (школа – учебное заведение). Обобщение не может быть беспредельным. Пределом обобщения являются философские категории.

Ограничить понятие – значит, перейти от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом посредством увеличения его содержания (геометрическая фигура – прямоугольник) Пределом ограничения является единичное понятие ( юрист – следо-ватель – следователь прокуратуры – следователь прокуратуры Выборгского района города Санкт-Петербурга И.П.Михальченко)

К явным определениям относятся и генетические определения, в которых указы-вается способ образования, построения данного предмета. Например, «Цилиндр - это геометрическая фигура, образованная путем вращения прямоугольника относительно

Правила явного определения.

1) Определение должно быть соразмерным, то есть объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия. При нарушении этого правила возникают ошибки:

а) слишком широкое определение, когда объем определяющего понятия больше

б) слишком узкое определение, когда объем определяющего понятия меньше объема определяемого.

в) определение в одном отношении широкое, а в другом – узкое.

2) Определение не должно содержать в себе круга. Разновидностью круга в определении является тавтология.

3) определение должно быть ясным, четким, не должно содержать в себе дву-смысленностей. Ошибкой будет подмена определений метафорами, сравнениями и т.д.Встречается и такая ошибка, как определение неизвестного через неизвестное

4) определение не должно быть отрицательным.

Большинство понятий можно определить при помощи определения через род и ви-довое отличие. Но как быть с определениями категорий – предельно общих понятий, так как они не имеют рода? Не могут таким образом быть определены и единичные понятия, поскольку не имеют видового отличия. В этих случаях прибегают к неявным определениям или приемам, заменяющим определения.

В ряде случаев используются приемы, заменяющие определение: описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примеров.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. В операции деления следует различать делимое понятие – объем которого следует

раскрыть, члены деления – соподчиненные виды, на которые делится понятие (результат деления), и основание деления – признак, по которому производится деление. Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам.

Различают два вида деления: 1) по видообразующему признаку и 2) дихото-мическое деление. В первом случае основанием деления выступает тот признак, по которому образуются видовые понятия: «В зависимости от формы

рых, строгим и последовательным является по существу лишь два первых проти-воречащих понятия, а далее эта строгость и определенность может быть нарушена.

Читайте также: