Почему сша из конфедерации стали федерацией кратко

Обновлено: 05.07.2024

Образование федерации. После окончания войны государствен-п. 1я власть в штатах оказалась в руках политических группировок, которые в конечном итоге выражали интересы мануфактуристов, купцов в северных штатах и рабовладельцев-плантаторов в южных.

Между тем бедствия прошедшей войны основной своей тяжестью легли на плечи рядовых граждан. Многие ветераны войны нашли свои семьи бедствующими, опутанными долгами. В стране не прекращались волнения, нередко перераставшие в вооруженные выступления. Особенно значительным было вооруженное выступление под руководством отставного капитана Д. Шейса. И хотя это восстание, как и многие другие, было подавлено, оно тем не менее в немалой степени способствовало изменению умонастроений правящих кругов относительно будущего государственного устройства США. Осознавалась необходимость создания более прочного государственного единства, чем конфедерация. Этому способствовали и другие обстоятельства, каждое из которых было равнозначно важным: упрочение экономических связей, усиление военной мощи государства, необходимой для обороны, равно как и захвата новых земель, окончательного порабощения индейцев.

Конституция 1787 г. В 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент, на который 12 штатов (кроме штата Род-Айленд) прислали 55 делегатов. Почти все делегаты имели большой опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли политические деятели и юристы: А. Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон и некоторые другие. Результаты работы, выполненной учредителями, свидетельствуют о высоком уровне их теоретической подготовки, творческом подходе к трудам выдающихся европейских ученых-конституционалистов, умении рационально применять общетеоретические установки к конкретным историческим условиям. Итогом четырех месяцев тщательной и всесторонней работы стала Конституция 1787 г.

, которая в своих главных положениях функционирует и ныне. Одним из определяющих начал, положенных в основу этого документа, явилось разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Учение о разделении властей было разработано в своих первоначальных очертаниях еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др. ) и наиболее развернуто сформулировано в середине XVIil в. французским ученым Ш. Монтескье. Он считал, что разделение властей - это то средство, которое может предотвратить авторитаризацию государственной власти путем учреждения относительно независимых (функционально и организационно) друг от друга, взаимоуравновешивающих и взаимо-контролирующих государственных властей.

Законодательная власть вручалась Конгрессу, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей. Его важнейшей прерогативой было законодательство, прежде всего финансовое (бюджет, налоги и т. д. ). В этой области обе палаты наделялись равными правами за некоторым исключением: законопроекты относительно налогов должны были исходить от палаты представителей, сенат мог предлагать поправки. Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней (по истечении этого срока законопроект считался принятым). Если президент отклонял законопроект, Конгресс мог добиться его утверждения, повторно одобрив 7з голосов в обеих палатах, т. е. предусматривалось отлагательное вето президента.

Билль о правах 1791 г. Введение Конституции, которая ограничивалась только изложением государственного строя и обходила молчанием провозглашенные в декларациях права человека, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов она была принята незначительным большинством голосов и, главным образом, при условии включения в Конституцию дополнений о демократических правах и свободах граждан. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в Конституции прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы.

Из этого исходил и Д. Мэдисон, он внес решающий вклад в подготовку конституционных поправок, ставших известными как Билль о правах. Его содержание составило первые 10 поправок к конституции. Они были предложены законодательным собранием штатов в 1789 г. и утверждены в 1789-1791 гг. Принципиальной идеей, положенной в их основу, являлось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний, права обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений (ст. 1). Провозглашалось право иметь и носить оружие (ст. 2). В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыски, выемки вещей, бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицам. законно-обоснованных разрешений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и то же преступление, быть принуждаем в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст. 5).

Все штаты — государственные образования, хотя и не обладающие государственным суверенитетом и правом на выход из федерации. Они равноправны и имеют свои конституции, свое гражданство, свое законодательство и исполнительные органы, собственные системы права и судебные системы и т. д. Штаты обладают широкими полномочиями в области управления образованием, здравоохранением, земле­пользованием, внутренней торговлей, поддержания общественного по­рядка, организации и проведения выборов, определения системы мест­ного самоуправления и др. Во главе штатов стоят избираемые губерна­торы, имеющие достаточно широкие полномочия и руководящие всей исполнительно-распределительной деятельностью органов штатов. Они подписывают законы штатов и имеют право отлагательного вето, являются главнокомандующими национальной гвардией и т. д. Вместе с тем Конституция США (ст. 6) устанавливает, что конституции шта­тов должны соответствовать федеральной Конституции и что законы федерации обладают верховенством по отношению к законам штатов. Она достаточно жестко разграничивает исключительные предметы ведения федерации и штатов.

В целом США сравнительно децентрализованная федерация, в которой штаты обла­дают большими правами и сегодня наблюдается дальнейшее расшире­ние их полномочий в осуществлении многих социальных программ при одновременном усилении финансовой зависимости штатов от феде­рального центра.

В июне 1776 г. Первый Конти­нентальный конгресс назначил комитет для подготовки Ста­тей конфедерации. Подготовленный им проект был одобрен конгрессом 15 ноября 1777 г. Однако процесс ратификации всеми 13 штатами затянулся на три с лишним года, и Ста­тьи конфедерации вступили в силу только 1 марта 1781 г.

Статьи конфедерации юридически оформили и закре­пили, как сказано в преамбуле, создание "вечного Союза между Штатами". В ст. II особо подчеркивалось, что "каж­дый штат сохраняет свой суверенитет, свободу и независи­мость и всякую власть, юрисдикцию и право, за исключе­нием тех, которые совершенно точно делегированы этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся в Кон­грессе". Названием конфедерации, сказано в ст. I, будет "Соединенные Штаты Америки", что должно пониматься как "объединившиеся государства Америки". Речь шла о 13 независимых республиках. Конфедеративный союз 13 суверенных государств (штатов) ставил перед собой преж­де всего внешнеполитические задачи. В тогдашних услови­ях это была война за независимость против Британии. Не­удивительно, что после победы и обретения независимости в полном объеме этот союз утратил свой смысл.

Конфедерация Соединенных Штатов Америки не была государством в собственном смысле слова . Она представля­ла собой не союзное государство, а союз самостоятельных государств. Поэтому Статьи конфедерации представляют собой некую разновидность международного договора, а не основной закон единого государства. Хотя конфедератив­ный союз суверенных американских штатов и не был госу­дарством в собственном смысле слова, но в его рамках были заложены некоторые экономические, политические и пси­хологические основы той американской государственности, юридической основой которой явилась Конституция 1787 г.

Статьи конфедерации не установили единого граждан­ства . В ст. IV говорится о "свободных жителях каждого из этих штатов", о "свободных гражданах в различных шта­тах" (из числа их исключаются не только рабы, но и паупе­ры, бродяги и лица, уклоняющиеся от правосудия), а не о гражданах союза.

"Для более удобного управления делами соединенных штатов" согласно Статьям конфедерации учреждался Кон­гресс (фактически сохранялся старый Континентальный конгресс), в состав которого входили делегаты (от двух до семи), ежегодно назначаемые штатами в установленном ими порядке. Делегаты могли быть в любое время отозваны и заменены другими. Каждый штат в Конгрессе имел один голос. В случае раскола (например, два — за, два — против) делегация теряла свой голос. Конгресс не был парламентом в обычном для того времени понимании. Он представлял собой "собрание дипломатов", а делегаты были не депута­тами, а "дипломатическими агентами".

Конгресс формально обладал всеми внешнеполитическими полномочиями:

  • объявлял войну и заключал мир;
  • посылал и назначал послов;
  • заключал международные до­говоры;
  • управлял торговлей с индейскими племенами.

Во внутренней сфере его полномочия были весьма скромными:

  • он не имел права налогообложения и тем самым был лишен собственной финансовой базы (все военные и иные мероприятия Конгресса финансировались штатами);
  • хотя он формально имел право устанавливать "стандарты денежных единиц", фактически штаты чекани­ли собственную монету.

Конгресс после победоносного завершения войны за не­зависимость принял знаменательные Северо-Западные ор­донансы 1784, 1785 и 1787 гг., которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.

Причина перехода от конфедерации к федерации

Конфедерация со слабым правительством не отвечали потребностям развития капитализма, нуждавшегося в сильной центральной власти, способной преодолеть политическую и экономическую разобщенность отдельных штатов, осуществить централизованное руководство внешней торговлей и торговлей между штатами, проведение единой таможенной политики и т.п. Создание такого правительства диктовалось также и внешнеполитическими соображениями — необходимостью повышения международного авторитета нового государства.

Решение этого вопроса ускорилось обострением классовой борьбы в штатах после окончания войны за независимость. Широкие народные массы ничего не получили от победы над Англией и внутренней контрреволюцией. Значительная часть мелких фермеров оказалась в долговой кабале у ростовщиков. Тюрьмы были переполнены должниками, земли фермеров продавались за долги и т.п.

В нескольких штатах вспыхнули восстания, наиболее сильным из которых было восстание бедноты под руководством Даниэля Шейса в штате Массачусетс (1786-1787гг.). Эти восстания, подавленные с большим трудом, показали господствующим классам необходимость создания сильного центрального правительства, способного держать массы в повиновении.

Конвент разработал и принял Конституцию, основной идеей которой являлось создание сильной центральной власти.

О причинах перехода к федерации наиболее отчетливо гово­рится в преамбуле, где перечислены официальные цели принятия Конституции. Среди них заслуживают внимания следующие:

  • создание более совершенного союза народом США;
  • обеспечение внутреннего спокойствия;
  • установление справедливости;
  • организация совместной обороны,
  • гарантирование общего благосостояния;
  • обеспечение нам и нашему потомству благ свободы.

Конституция (всего 7 статей) исходила из создания единого союзного государства — федерации. Сохранив широкую автономию при решении своих внутренних вопросов, члены федерации (штаты) передавали решение общих вопросов центральным органам федерации.

К ведению федерации относилось:

  • устанавливать и взимать пошлины и налоги;
  • чеканить монету;
  • делать займы;
  • регулировать внутреннюю (между штатами) и внешнюю торговлю;
  • учреждать суды;
  • объявлять войну и заключать мир;
  • набирать и содержать армию и флот;
  • ведать внешними сношениями.

Под впечатлением восстаний, имевших место перед принятием конституции, ее создатели предоставили федеральной власти право подавлять в штатах внутренние беспорядки и мятежи.

Конституция не содержала перечня прав, сохраняемых за штатами, констатируя лишь то, чего штаты не вправе делать:

  • заключать международные договоры;
  • вступать в конфедерацию или любой другой союз;
  • чеканить монету и выпускать кредитные бумаги;
  • жаловать дворянские титулы;
  • отменять республиканскую форму правления.

В результате за штатами сохранились довольно широкие права, в том числе, издание законов по всем вопросам, которые не отнесены к компетенции федерации. Штаты вправе также принимать и изменять собственные конституции. Они сохранили свою судебную систему и вооруженные силы (милицию).

Конституция США установила республиканскую форму правления , основанную на теории разделения властей .

Законодательная власть вверялась Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей (избиралась сроком на два года путем прямых выборов) и Сената. Сенат избирался законодательными органами штатов и этот порядок сохранялся до 1913 г., когда сенаторы стали избираться самим населением штатов путем прямых выборов (17-я поправка к конституции) сроком на шесть лет с обновлением состава сената на 1/3 каждые два года. Законопроект, принятый одной палатой, нуждается в одобрении другой. Конгресс США вправе издавать законы по всем вопросам, отнесенным к ведению федерации.

Конституция США предусматривала создание сильной исполнительной власти, которая вверялась президенту, избираемому на четыре года путем косвенных выборов (через коллегию выборщиков, избираемую непосредственно избирателями по штатам).

Президент мог быть переизбран. Однако лишь в ХХ в. были приняты поправки:

  • XX (1933 г.) - детализировала порядок вступления в должность президента;
  • XXII (принята Конгрессом 21 марта 1947 года и ратифицирована необходимым числом штатов 7 февраля 1951 года) - введено ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками;
  • XXV (1967 г.) предоставлено право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.

Федералисты

После обретения независимости Соединенным Штатам необходимо было создать политическую систему и правительство, отвечающее целям и идеалам, за которые американцы боролись во время войны. Принятые вскоре после отделения статьи Конфедерации не отвечали всем запросам существовавшего общества и не решали нарастающих проблем. Тогда представители от всех штатов съехались в Филадельфию для внесения в конституцию поправок.

На конвенте особо выделялись две группы людей с различными представлениями о переустройстве государства:

Федералисты - бизнесмены, крупные торговцы, отстаивали идею сильного федерального правительства, имели четкий план построения политической системы. Наиболее известный федералист – второй президент США – Джон Адамс. Он отстаивал финансовую самостоятельность федерального правительства, но не соглашался с экономической программой Александра Гамильтона, которая возлагала долги всех штатов, накопленные в течение войны, на федеральный центр. Для погашения появившегося национального долга Гамильтон предлагал создать национальный банк.

Антифедералисты отстаивали идею Билля о правах и минимального вмешательства федерального правительства в дела штатов. Его цель они видели лишь в международной деятельности. В отличие от федералистов, они не имели разработанного плана для организации нового правительства. Среди них было больше всего фермеров и мелких торговцев. Антифедералисты выступали против авторитарного национального правительства, боясь, что оно может отнять их права, включая право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Численность сторонников антифедералистов была несколько выше, чем у федералистов. Как и экстремальные республиканцы, составлявшие первые конституции штатов, антифедералисты испытывали глубокое недоверие к политической власти. На протяжении споров о ратификации, они предупреждали, что общественные должностные лица, будучи избранными, будут использовать свое положение скорее для распространения своей власти, чем для работы в общественных интересах.

Первые десять поправок к конституции – лучшее наследство стремлений антифедералистов. Почти на каждом конвенте штата оппоненты конституции отмечали необходимость лучшей защиты индивидуальных прав и свобод, которые принадлежат человечеству по естественному закону, таких как свобода религии и право на суд присяжных. Чтобы удовлетворить претензии большинства, федералисты пообещали представить конгрессу билль о правах сразу после ратификации конституции.

Через некоторое время, 21 сентября 1789, были одобрены первые 10 поправок – тот самый Билль о правах, за который ратовали антифедералисты.


Как оказалось, в мире немало стран, имеющих свой, отличный от Запада взгляд на украинские события. 2 марта Генассамблея ООН голосовала по резолюции, осуждающей действия России на Украине. "За" высказалась 141 страна (США, Европа, Австралия и их послушные союзники), "против" – 5 стран, включая Белоруссию и Россию.

Самым интересным оказался список воздержавшихся. Не пожелали осудить Россию 35 стран, включая таких мировых гигантов, как Китай и Индия. Казахстан, Вьетнам, Иран и Ирак. Но также ЮАР и много африканских государств. За что получили от США обвинения в бездействии. Ответ из Китая был решительным.

Китай, как и Россия, постоянно подвергается осуждению и санкциям из США. Как и у России, у Китая есть неурегулированная проблема Тайваня, который американцы накачивают оружием и науськивают против Китая. КНР же считает Тайвань своей провинцией. Так что сейчас в Китае с интересом наблюдают за действиями России на Украине и осуждать не спешат.

Что же до голосования Индии и стран Африки, то достаточно взглянуть на кадры с украинской границы, где граждан с темным цветом кожи просто не пускают в поезда и не дают покинуть страну. Именно с таким расизмом и пещерным национализмом сейчас и борются российские военные на Украине.

Официальный Пекин каждый день – под информационным обстрелом западной прессы. Почему не осудил российскую спецоперацию, почему не считает ее вторжением, почему не проголосовал в ООН за антироссийскую резолюцию? И вроде бы ответы уже все даны, но новые информационные атаки китайским дипломатам приходится отбивать на брифингах снова.

"Распространение ложной информации не может скрыть ответственность инициаторов украинского кризиса, а, скорее, раскрывает реальное намерение американской стороны воспользоваться кризисом. США заявляют, что привержены мирному урегулированию. Но помимо предоставления военной помощи и усиления военной угрозы, что они когда-либо сделали, чтобы способствовать миру? – заявил официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь.

Кто виноват в украинском конфликте, наглядно и образно и в публикациях китайской официальной прессы, и на страницах представителей МИД, и в обращениях обычных пользователей соцсетей: "Мы сочувствуем не только Путину, но и нашей собственной Родине. Господин Путин спросил в своей речи: "Запад не хочет относиться к нам как к друзьям и союзникам, но почему он должен относиться к нам как к врагам?" Есть только один ответ. Проблема не в политической системе России или в чем-то еще, а в том, что Запад не хочет независимой и могущественной России. Это ответ на все вопросы. И Китай имеет тот же опыт, что и Россия. Сколько бы мы ни шли на компромиссы, Запад все равно пытается уничтожить нас снова и снова. В конце концов они не хотят такой независимой державы, как Китай. Никто не хочет начинать войну, все хотят мира во всем мире. Но мы не можем достичь мира односторонними усилиями. Кто втянул Украину в войну? Это Соединенные Штаты".

И те китайцы, которые оказались в тот момент на Украине, уже прочувствовали на себе царящий на улицах Киева хаос, где людям раздали оружие. Уже известно, что один гражданин Китая все-таки получил ранения, когда пытался добраться до границы, чтобы выехать с Украины. При этом украинские официальные лица поспешили обвинить в обстрелах Россию и даже сообщили, что двое китайцев убиты. В Китае это опровергли.

При этом на телеэкране Китай сознательно избегает приятия какой бы то ни было стороны. И даже отменил трансляцию английской Премьер-лиги после того, как британские футболисты решили одеться в форму цветов украинского флага. Здесь призывают прекратить подливать масло в огонь. Тем более когда полыхнуть может совсем рядом. Тайваньские власти уже воспользовались украинским конфликтом, чтобы запугать весь мир якобы готовящимся вторжением на остров со стороны материкового Китая. И с помпой принимают одну за другой делегации отставных американских политиков. Обычные тайваньцы параллель провели сразу: "Украинский клан, созданный США, уничтожен! Уже 4 миллиона украинцев бежали в Польшу к соседям. А Тайвань окружен морем. Нам куда бежать? Прыгать в море? Американцы, хватит решать за Тайвань! Вы о нем даже не думаете!"

Проамерикански настроенная администрация Тайваня митингующих не слышит. Не слышали их и прибывшие на остров американские генералы и экс-госсекретарь Помпео. Ему вручают орден Бриллтиантовой звезды. Как оказалось, это был не единственный презент. В Сеть просочились данные о гонораре в 150 тысяч долларов. И это тоже объясняет, почему Помпео с таким рвением призывал признать независимость Тайваня.

Накачки оружием и американскими военными инструкторами Вашингтону уже кажется мало. Но даже в тайваньском парламенте уже понимают: в случае чего американской поддержки не будет и воевать за предводителей острова американцы готовы только на расстоянии и чужими руками. Так, как это и произошло на Украине. И единственное желание США – организовав вооруженный конфликт в Европе, спровоцировать его еще и в Азии.

Читайте также: