Проекты детских садов москва

Обновлено: 05.07.2024

Реестр экономически эффективной проектной документации зданий детских садов (яслей) разработан в целях:

  • экономии средств направляемых на подготовку проектной документации;
  • популяризации современных экономичных инженерных решений применяемых при подготовке проектной документации.

В данный реестр включены объекты дошкольных образовательных учреждений, а именно:

  • типовой проект детского сада до 50 мест
  • типовой проект детского сада до 75 мест
  • типовой проект детского сада до 100 мест
  • типовой проект детского сада до 150 мест
  • типовой проект детского сада до 200 мест
  • типовой проект детского сада до 225 мест
  • типовой проект детского сада до 250 мест
  • типовой проект детского сада до 275 мест
  • типовой проект детского сада до 400 мест

Проекты содержащиеся в данном реестре рекомендуются для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства.

34 детских сада построили и ввели в столице в 2021 году.

Описание

Ранее в Москве еще оставались жилые кварталы, где существовала очередь в садики. В основном это касалось районов сложившейся застройки, где был дефицит свободных площадок для возведения детсадов, а также территории Новой Москвы. Поэтому строительство садиков ускорилось, причем как за счет бюджетных средств, предусмотренных городской Адресной инвестиционной программой (АИП), так и на средства инвесторов.

С 2011 года в Москве построили 474 здания образовательных учреждений, в том числе более 336 садиков.

В 2021 году ввели в эксплуатацию 34 детских сада. Строительство социальных объектов помогает формировать в городе комфортную и доступную городскую среду, что, в свою очередь, является приоритетной задачей московских градостроителей.


Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Как строят детские сады в Москве

Около 75% районов города обеспечены социальными объектами в шаговой доступности от жилья. По этому показателю столица опережает Лондон и Нью-Йорк. Детские сады возводятся по современным стандартам и оснащаются всем необходимым для развития малышей.


Помимо групп, в современных садиках размещаются кабинеты психолога и логопеда, процедурные, кружковые, залы для различных занятий, бассейны и другие вспомогательные помещения.

При возведении таких учреждений используются новые технологии, например, BIM – информационное моделирование. Сейчас в столице реализуется два таких пилотных проекта. Первый – корпус на 300 мест с дошкольным отделением на 125 мест в районе Раменки на западе столицы по адресу: проспект Вернадского, вл. 12б. Второй – детский сад на 300 малышей с бассейном в квартале 17 района Некрасовка на юго-востоке города.

BIM (Building Information Modeling) – это технология информационного моделирования в строительстве, включающая процессы создания, изменения и последующего использования виртуальной копии здания.

BIM-технология используется на всех стадиях жизненного цикла объекта — от проектирования, строительства и эксплуатации до реконструкции.


Особенность BIM в том, что строительный объект проектируется как единое целое. Изменение какого-либо параметра влечет за собой автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.

BIM позволяет создавать и контролировать не только сам объект на всем его жизненном цикле, но и все, что расположено рядом – дороги, поликлиники, школы и так далее.

Использование технологии информационного моделирования позволило существенно сократить время прохождения экспертизы, минимизировать многократные корректировки проекта. Грамотная проработка и синхронизация разделов проектной документации позволила оптимизировать затраты на строительство.


Все московские застройщики, работающие с проектами по государственному заказу, должны перейти на BIM-технологии. При этом в столице технологии информационного моделирования уже использовались при строительстве таких объектов как:


Москва стала пилотной зоной внедрения технологий информационного моделирования в программу реновации. Апробация BIM-технологий на пилотных объектах – один из важных шагов не только к централизованному применению информационного моделирования в Москве, но и к формированию единого информационного городского пространства.

Использование BIM-технологий позволило сократить сроки проектирования инфекционного центра в Новой Москве.

Одним из преимуществ использования BIM при проектировании инфекционной больницы стало высокое качество проектной документации в части увязки смежных разделов по архитектурно-строительным и инженерным системам.


К примеру, с помощью BIM оперативно выявляли коллизии при разработке проектных решений по системе вентиляции. Это позволило исключить переток воздуха из грязной зоны в чистую, обеспечив полную изоляцию от попадания вируса во внешнюю среду.

BIM-форум – это не только смотр передовых достижений в области информационного моделирования, но и профессиональная дискуссионная площадка для двух тысяч игроков рынка: проектировщиков, девелоперов, поставщиков строительных материалов и услуг, представителей власти и зарубежных экспертов.

IV Международный BIM-форум проходил в Москве 13-14 апреля 2021 года. Состоялось более 50 сессий, посвященных самым разным аспектам цифрового развития архитектурно-строительной отрасли. В мероприятии приняли участие около 3 тыс. человек, в том числе зрители прямой трансляции.

Особое внимание уделялось вопросам государственной экспертизы BIM-моделей, нормативно-технического регулирования, межплатформенного взаимодействия всех участников проекта, а также новым возможностям информационного моделирования на разных стадиях жизненного цикла объектов.

На их площадках применяются роботизированные технологии: лазерное сканирование с использованием дронов (дронопорт) и сканирующая установка. Результаты загружаются сразу в цифровую информационную модель.


Коррективы в организацию пространства в объектах образования внес коронавирус. Речь о разделении потоков и отдельных входах, проверке температуры, применении материалов отделки, которые устойчивы к обработке дезинфицирующими растворами, и прочих мерах.

Трансформация осуществляется в отсутствие детей техническим персоналом в штате школы и прошедшим обучение для ее выполнения. Механизм прописан в инструкции завода-изготовителя и предоставлен в пользование техперсоналу под личную ответственность.

Комбинированные образовательные учреждения

Такие объекты представляют собой универсальное решение проблемы плотной городской застройки – на небольшом участке земли может появиться сразу и садик, и начальная школа.

Возведение таких учреждений обусловлено наличием потребности в дополнительных местах в садиках в некоторых микрорайонах города и отсутствием достаточных площадей земельных участков для размещения отдельных зданий.

Простота трансформирования начальной школы в детский сад в зависимости от демографических потребностей – одно из преимуществ строительства таких зданий: она проводится путем внутреннего переустройства и переоборудования помещений.

Все это можно сделать за летние каникулы без прохождения дополнительных экспертиз.


Тренд строительства таких образовательных объектов набирает обороты. Так, два комбинированных учреждения сейчас возводятся на севере столицы, совмещенный учебный корпус проектируется также и для района Раменки.

Над созданием образовательного учреждения работало правительство Москвы вместе с Министерством образования и Роспотребнадзором.


Совмещенная школа-детский сад площадью 9,7 тыс. кв. метров находится в районе Крюково (выход на ул. Каменка), корп. 2012 рядом с существующей школой (корп. 2011).

В трехэтажном садике на 250 малышей оборудовали музыкальный и спортивный залы, столовую, помещения для кружков. Здесь 10 групп со своими игровыми, спальнями, раздевалками и уборными.

Первая в Москве совмещенная школа-детсад

Детские сады нового поколения

Москва создает проекты детских садов нового поколения, которые соответствуют самым строгим требованиям комфортности, безопасности, тепло- и энергосбережения и гармонично сочетаются с окружающим пространством.

В каждом детсаду используется только современное инженерное оборудование, имеющее сертификаты соответствия Госстандарта РФ. Оно обеспечивает комфортный микроклимат в помещениях, в том числе по показателям воздуха.

В каждом садике есть отопление и горячее водоснабжение от индивидуального теплового пункта (ИТП), а системы связи и сигнализации устанавливают согласно последним требованиям Департамента образования.

Детские сады обеспечены:

  • сетью вентиляции и кондиционирования;
  • отоплением;
  • теплоснабжением (в том числе ИТП);
  • электроснабжением;
  • защитой от молний и заземлением;
  • водоснабжением, водоотведением, канализацией;
  • дренажем и гидроизоляцией;
  • противопожарной защитой (противодымной вентиляцией, водяного и газового пожаротушения);
  • автоматической пожарной сигнализацией, а также оповещением и управлением эвакуацией при пожаре;
  • охранной сигнализацией;
  • видеонаблюдением;
  • контролем и управлением доступом;
  • тревожной сигнализацией санузлов для маломобильных людей.

Кроме того, в детских садах есть телевидение и интернет. В плавательных бассейнах применены системы, обеспечивающие проточный водообмен (непрерывный поток водопроводной воды).

Какой он – стандартный детсад Москвы?

Стандартный детский сад на 250 мест с бассейном, который возводят в рамках АИП, может вместить 10 групп по 25 человек в каждой:

  • две – для детей от 3 до 4 лет;
  • две – для детей от 4 до 5 лет;
  • три – для детей от 5 до 6 лет;
  • три – для детей от 6 до 7 лет.

Все помещения для групп оборудованы раздвижной трансформируемой перегородкой. Они включают спальни, раздевалки, буфеты и туалеты, приспособленные и для посещения маломобильными детьми.

В каждом детском саду есть специализированные помещения:

  • зал для музыкальных занятий с кладовой для хранения музыкального инвентаря;
  • физкультурный зал с кладовой для хранения физкультурных снарядов;
  • кружковая для развивающих занятий;
  • вестибюль-холл при входной группе;
  • бассейн 6 на 3 метра;
  • раздевалка для мальчиков и девочек с душевыми и туалетами;
  • раздевалки для маломобильных детей;
  • комнаты для хранения инвентаря;
  • комната инструктора с кабиной для переодевания, туалетом и душем;
  • комната медсестры;
  • узел управления бассейном, комната анализа воды;
  • техническое помещение.

В каждом детском саду создают служебные и бытовые помещения:

  • административное помещение;
  • кабинет логопеда;
  • кабинет психолога;
  • медицинские помещения: кабинеты с процедурными и туалет с местом для приготовления дезинфицирующих растворов;
  • пищеблок полного производственного цикла с подсобными помещениями;
  • помещения для хранения и сортировки белья.

Кроме того, в зданиях размещают комнаты персонала с гардеробом, душем и туалетом, комнату личной гигиены, помещение уборочного инвентаря, хозяйственную кладовую, комнату охраны с диспетчерским пультом, туалет для маломобильных людей.

Детские сады рассчитаны для всех

В каждом садике для удобства маломобильных групп населения (МГН) создается безбарьерная среда на всех этажах и во всех комнатах.

При подготовке проекта учреждения учитывается, что количество мест для таких детей будет не менее 5% от общей вместимости садика. Их пропорционально распределяют по группам мобильности М1, М2, М3, М4:

  • М1 – люди, не имеющие ограничений по мобильности, в том числе с дефектами слуха;
  • М2 – немощные люди, мобильность которых снижена из-за старения организма (инвалиды по старости); инвалиды на протезах; инвалиды с недостатками зрения, пользующиеся белой тростью; люди с психическими отклонениями;
  • М3 – инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, палки);
  • М4 – инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, приводимых в движение вручную.

Также создаются условия беспрепятственного и удобного передвижения по участку. Пешеходные дорожки имеют твердую поверхность, не допускающую скольжения. Они выполнены из бетонных плит. Толщина швов между ними – не более 10 мм.

Высота бордюров по краям пешеходных дорожек – не менее 0,05 м, а съезды с тротуаров имеют уклон не более 8%.

Там, где бордюры пересекаются с проезжей частью или газонами, перепад высот не превышает 0,04 м.

На всех маршрутах устанавливаются информационные средства:

  • предупредительные тактильные средства (размещены на тротуарах не менее чем за 80 см до начала опасного участка, изменения направления движения или входа в здание;
  • тактильные полосы на покрытии пешеходных дорожек на участке шириной 60 см;
  • выделение препятствий контрастной краской.

В зданиях устанавливают пандусы шириной 1,2 метра с непрерывными поручнями с двух сторон и бортиками высотой 0,05 м.

Покрытия пандусов и наружных лестниц выполнены из нескользящего материала с шероховатой поверхностью. Они безопасны даже при намокании. Над входом устанавливают навес с водоотводом, освещение, рельефную полосу шириной 80 см. Верхняя и нижняя ступень выделяются контрастной краской.

Двери выполнены из ударопрочного материала, а их нижняя часть защищена противоударной полосой.

Ширина коридоров составляет 1,8 м. В тупиках может свободно развернуться кресло-коляска. Двери устанавливаются шириной не менее 90 см и имеют доводчик.

Дверные ручки, запоры, задвижки и другие замки имеют форму, позволяющую инвалиду управлять ими одной рукой, они установлены на высоте 1 метр.

Все кабинеты и помещения, доступные для МГН, оснащены тактильными табличками с объемными шрифтами и азбукой Брайля, средствами звукового оповещения, синхронной звуковой и световой сигнализацией.

Сверху на перилах предусмотрены рельефные обозначения этажей.

Между этажами можно перемещаться на лифте шириной 1500 на 1700 мм. Он оборудован панелью управления со световой индикацией кнопок, дублированных шрифтом Брайля, и голосовым сопровождением.

На каждом этаже рядом с лифтами предусмотрены пожаробезопасные зоны для МГН и универсальные санитарные кабины. Везде оборудована двусторонняя связь с диспетчером в комнате охраны.

Какие детские сады построены в Москве?

В садике предусмотрено девять групп. Для каждой из них оборудованы игровые комнаты, спальни, буфеты, раздевалки и санузлы. Здесь создана комфортная и безопасная образовательная среда для дошкольников.

Кроме того, обустроены залы для музыкальных и физкультурных занятий, медицинский кабинет, кабинет психолога и логопеда, помещения для творческих занятий. Территория, прилегающая к зданию, благоустроена.


В 2014 году в Москве решена важная социальная задача: каждый житель города в возрасте от 2,5 до 7 лет теперь имеет возможность посещать детский сад. Об этом Мэр Сергей Собянин сообщил в своем докладе о результатах деятельности Правительства Москвы и основных параметрах проекта бюджета города на 2015 — 2017 гг. Но не менее важно и то, что рост числа мест в столичных детсадах сопровождается их кардинальной модернизацией с учетом новых требований к проектированию ДОУ.

Цифры и факты

Еще в 2010 году треть маленьких москвичей была лишена возможности посещать детские сады. С 2010 до 2013 года число мест в столичных ДОУ увеличилось почти в два раза — с 288 до 415 тысяч. В нынешнем году в городе запланировано строительство еще 34 садов: 24 за счет бюджета (4 270 мест) и еще 11 строится на средства частных инвесторов. Изменились и нормативные показатели — сегодня Москва успешно осваивает норму в 50 мест на каждую тысячу жителей.

Хотя норматив выполнен, строительство детских садов в городе продолжится и в дальнейшем. В 2014-2016 году по Адресной инвестиционной программе (АИП), то есть за счет городского бюджета, в Москве запланировано построить еще 60 детских садов на 12 тысяч мест. Эти планы соответствуют демографическому прогнозу, а также позволяют обеспечивать местами в детских дошкольных учреждениях жителей новых районов комплексной застройки.

Цифры и факты

Образцовый, неповторимый

Первые типовые проекты для учреждений дошкольного воспитания в СССР были разработаны в 1930-х годах. В 60-е годы, в период массового индустриального жилищного строительства, совпавшего с практически поголовной занятостью женщин в народном хозяйстве, панельное единообразие распространилось и на образовательные учреждения: шеренги однотипных школ и детсадов следовали друг за другом сквозь такие же безликие жилые микрорайоны.

В 1990-е многие здания детсадов (в основном так называемые ведомственные садики) сменили профиль с образовательного на офисный, а те, что сохранили верность дошкольному образованию, устарели морально и физически. Поэтому, когда в Москве вновь остро встал вопрос об увеличении количества мест в дошкольных учреждениях, Правительство города принято дальновидное решение о разработке ДОУ нового поколения.

Чтобы ускорить процесс модернизации детских садов без потери качества в 2012-2013 годах по заказу Москомархитектуры, Департамента градостроительной политики города, а также ряда крупных частных застройщиков были разработаны новые проекты детских садов для Москвы.

Эти проекты актуализированы в соответствии с современными представлениями общества о содержании и формах дошкольного образования, а также отвечают новым архитектурным и градостроительным требованиям к городской среде, принятым в столице в последние годы.

вариант фасадного решения для проекта детсада, рассчитанного на 5 групп детей. Изображение с сайта dgp.mos.ru

Архитектура и колористика — это еще и инструмент эстетического воспитания и эмоционального воздействия на маленького человека. Поэтому, давая маленьким москвичам правильные ориентиры в восприятии архитектуры города, мы, тем самым, проявляем заботу о будущем облике Москвы.

Сады для москвичей нового поколения

В чем принципиальное отличие новых проектов детских садов от прежних? Одно из главных требований современного общества — это воспитание здорового поколения. Поэтому в новых проектах детских садов предусмотрены не только медицинские блоки, но и специальные кабинеты психолога, логопеда, а также специализированные спортивные и тренажерные залы, бассейны. На прилегающей территории, помимо традиционных прогулочных зон с верандами, проектируются мини-стадионы, футбольные и волейбольные площадки и.т.д.

спортзал в детском саду

Проектирование развивающей образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности ребенка, еще одно веяние времени. В новых проектах детсадов создаются специальные помещения для кружков различной направленности, занятий музыкой, хореографией, театром.

Расширяется и сама типология дошкольного образования, появляются так называемые ДОУ комплексного вида. В их планировочной структуре, как правило, на нижних этажах, предусмотрены специальные помещения для групп кратковременного пребывания, консультационные и реабилитационные центры.

Еще одно наиважнейшее отличие современной проектной практики для Москвы — это создание в детском саду безбарьерной среды, доступной для людей с ограничениями здоровья — как для воспитанников, так и для посетителей — родителей, бабушек, дедушек и.т.д. Все помещения детского сада нового поколения на любом этаже доступны для людей с ограниченными физическими возможностями. Для перемещения между этажами современные ДОУ оборудуются лифтами — в старых проектах детсадов лифтов, как правило, нет.

Доступная среда предусматривает, между тем, и развитие т.н. инклюзивных форм воспитания, то есть возможностей для детей с какими-то проблемами здоровья посещать обычный детский садик вместе со здоровыми детьми. В Москве уже реализуются проекты детских садов, разработанные с учетом инклюзивного дошкольного образования. Подробнее об таких ДОУ мы расскажем в следующих материалах.

Логотека в московском детском саду

Еще одна новая тенденция — это создание образовательных комплексов, в которых образовательный процесс продолжается с 2-3 и до 18 лет. Такой образовательный центр включает один или несколько детсадов (ДОУ), блок младших классов (БМК) и среднюю школу. (Кстати, первые детские сады, которые появились в России в конце XIX века, создавались в основном тоже при гимназиях, так что все новое — это хорошо забытое старое). Предполагается, что такие полифункциональные образовательные комплексы могут стать культурными центрами микрорайонов, что должно найти отражение и в их архитектурном облике.

В детский сад — рядом с домом

Частный капитал подает пример

К решению проблемы детских садов в Москве активно привлекаются и частные инвесторы. Так, в этом году в городе запланирован ввод в эксплуатацию 11 садиков, построенных за счет частных инвесторов, частично эта программа уже выполнена.

Групповое помещение в дошкольном отделении

ДОЦ задуман как социально-культурный семейный центр, где проводятся занятия спортом, собрания родителей, консультации психологов, детские праздники, открытые творческие студии и технические кружки. В разработке его концепции участвовали известные детские психологи и педагоги.

Облик здания формируют разноцветные оконные рамы и наличники на фоне ахроматического фасада

Образовательный комплекс включает нескольких функциональных блоков, сгруппированных вокруг внутреннего двора — атриума и отдельно стоящего блока детского сада. Благодаря такой компоновке малыши и младшие школьники живут по собственному расписанию, не мешая друг другу, и в то же время могут общаться на общих мероприятиях.

Во внутренней планировке применялась современная технология трансформации помещений, которая позволяет более гибко использовать компактное внутреннее пространство, объединять или зонировать его по мере необходимости. Специализированные помещения предусмотрены для театральной и хореографической студий, есть детские мастерские для занятий скульптурой и гончарным делом, студия живописи, лингвистические классы, класс естествознания, оборудованный в соответствии с современными методиками обучения.

Групповая ячейка детского сада

В образовательном комплексе есть также библиотека с медиотекой, просторные игровые пространства с разнообразными средствами для интеллектуального развития. Музыкальный зал с артистическими помещениями и трансформируемым сценическим пространством оснащен современными средствами организации шоу-программ.

Две чаши бассейна предназначены для обучения плаванию и для занятий синхронным плаванием.

Бассейн на 1-м этаже

Целью проекта стало создание яркой и современной образовательной среды, учитывающей потребности ребенка в занятиях спортом и искусством, и способствующей развитию многогранных независимых личностей, рассказывает представитель концерна КРОСТ.

Создатели комплекса позаботились и о физическом и психологическом здоровье персонала образовательного учреждения. Два зала оборудованы для групповых спортивных занятий и оснащены необходимыми обслуживающими помещениями.

Ремонт детского сада на 240 мест без бассейна в г. Майкоп, респ. Адыгея

Ремонт детского сад на 240 детей, на 12 групп без бассейна и пищеблоком полного цикла в г. Майкоп, респ. Адыгея. Быстрые сроки производства, возведения здания и проведения отделочных работ, позволили решить проблему с очередностью в ДОУ в Центральном районе города.

Ремонт детского сада на 120 мест без бассейна в г. Тула, Тульской области

Ремонт детского сада на 120 мест по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Тульского рабочего полка. Состоит из 6-ти групповых ячеек по 20 детомест. Все помещения запроектированы согласно СаНПиН 2.4.1.3049-13. Внутренняя отделка здания согласно дизайн проекта групповых ячеек, спортивного и музыкального зала..

Ремонт частного сада на 50 мест без бассейна в р-не Зеленогорск г. Санкт-Петербурга

Ремонт частного образовательное учреждение на 50 мест в р-не Зеленогорск г. Санкт-Петербурга, рассчитано на 2 группы по 25 детей возрастом от 3 до 7 лет. Здание детского сада одноэтажное с подвалом для размещения инженерного оборудования.

Ремонт детского сада на 140 мест без бассейна в Москве

Ремонт детского сада на 140 мест в Москве, отделка и замена окон ПВХ в 7 групповых ячейка. Проектом ДОУ предусмотрены комфортные условия пребывания в группах и местах рекреации, удобная планировка для детей и персонала.

Ремонт детского сад на 80 мест без бассейна в г. Кириллов, Вологодская область

Проект детского дошкольного учреждения на 80 детей (4 группы) без бассейна в г. Кириллов, Вологодская область. Несмотря на небольшие размеры, здесь есть все что нужно для образовательного процесса начиная от подсобных помещений, заканчивая спальнями и игровыми комнатами.

Проектирование детского сада на 110 мест в г. Санкт-Петербург

Трехэтажное здание дошкольного образовательного учреждения запроектировано на 6 групп общей вместимостью 110 человек в г. Санкт-Петербурге. Проект рассчитан на стесненные условия плотной городской застройки.

Проектирование детского сада на 200 мест без бассейна в Ленинском р-н, Московской области

Проектирование типового модуля ДОУ на 40 мест

Серия типовых проектов детских садов (ДОУ) рассчитана на единый модульный подход к проектированию, строительству и ремонту в климатических и географических условиях Москвы и Московской области, на участках с различной геометрией и конфигурацией.

Технология МЕТТЭМ идеально подходит для проектирования и ремонта социальных объектов в Москве, таких как общеобразовательные учреждения - частные школы и детские сады, здания спортивных и фитнесс центров, минигостиницы и хостелы, торговые центры и магазины, многоквартирные дома, административные и производственные помещения, квартиры и коттеджи в Москве. Разработанные нами проекты отвечают всем требованиям пожарной безопасности, при изготовлении стеновых панелей и внутренних перегородок применяются только негорючие материалы, что подтверждено соответствующими сертификатами.

Экономия средств на ремонте объекта в Москве:
- цена максимального комплекта ремонтных работ (отделка под ключ + инженерные сети) составляет не более 12 500 рублей за квадратный метр, а общая стоимость ремонта может быть снижена за счет использования существующих трасс инженерных сетей и готовых к финишной отделки материалов;
- абсолютная точность геометрии и отсутствие усадки материалов делают возможным переход к финишным работам сразу после черновой отделки любого здания.

Быстрые сроки реализации проектов:
- использование готовых решений, экономия времени на проектирование и закупку материалов;
- производственный и строительный процесс занимает в среднем от 1 до 2 месяцев;
- работы производятся 24/7 без выходных и праздничных дней, но с учетом прекращения шумных работ в установленное время.

Читайте также: