Что такое ветер 2 класс окружающий мир определение кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

1) Вспомни, что такое ветер

Ветер — это движение воздушных масс от областей с высоким давлением к областям с низким давлением.

2) Отчего загрязняется воздух?

Воздух загрязняется от выбросов из труб промышленных предприятий, от печного дыма частных домов, от выхлопов автомобилей, от костров и пожаров, от использования аэрозолей.

3) Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека. Расскажи про воздух

Рассказ о значении воздуха для человека, растений и животных для 2 класса

Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям. Человек дышит им, но точно также им дышат растения и животные. Даже рыбы дышат растворенным в воде атмосферным кислородом.

Воздух должен быть чистым и свежим, поэтому так важно проветривать комнату.

В нём содержатся мельчайшие частицы — пыль, которая оседает на вещах человека и листьях растений. Поэтому эти поверхности нужно протирать влажной тряпочкой, чтобы самим не дышать пылью, и чтобы растения могли легче дышать.

4) Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае

В нашем крае есть служба мониторинга состояния атмосферы.

Она следит за уровнем загрязнения атмосферы, контролирует выбросы промышленных предприятий.

На самих предприятиях стоят специальные фильтры, которые улавливают вредные частицы, попадающие в атмосферу.

А также в городе высаживаются новые зелёные насаждения, парки.

Небо может быть удивительно красивым в каждое время года и в любую часть суток.

Зимой небо пронзительно голубое, очень яркое. Оно словно отражает снег, лежащий в это время на земле. Весной небо тоже голубое, но более насыщенное, глубокое. Кажется, что в нём можно утонуть.

Летом небо часто покрыто дымкой, маревом, которое образуется от интенсивных испарений. Но зато летом по нему плывут самые красивые облака, самых разных форм и размеров.

Осенью небо тусклое, часто затянуто тучами, но всё равно красивое.

Небо утром окрашено лучами восходящего солнца. Днём оно просто голубое, вечером часть его укрывается тьмой, а лучи заката полыхают как пожар на краю горизонта. А ночью небо чёрное, полное ярких звёзд, волнующее и манящее.

Чтобы посмотреть пример оформления фоторассказа, кликните на иллюстрацию и листайте.

Домашнее задание

1) Какими способами можно обнаружить воздух вокруг нас?

Его можно обнаружить, если надуть им воздушный шарик. Или если подуть в трубочку, конец которой находится в воде. Про воздух невозможно забыть, если просто побежать или встать под порыв ветра.

2) Какое значение имеет воздух для растений, человека, животных?

Всё живое на планете дышит им и не может без него жить.

3) Как с помощью схемы показать необходимость охраны воздуха?

Можно нарисовать трубы с дымом, от них провести стрелку к изображению человека. А от человека стрелкой указать на те же трубы, но перечёркнутые красной полосой.

4) Как охраняют воздух от загрязнения?

На предприятиях ставят очистные системы, фильтры, используют экологически чистые виды топлива, высаживают деревья.

Что такое ветер? Описание для детей 2 класса по Окружающему миру

Один из самых нелюбимых нами погодных капризов – ветер. Ведь он может быть приятным и ласковым, а может превратиться в настоящий ураган, который сносит все на своем пути. В древних народах его сравнивали со свободой и независимостью, потому что он неподвластен другим законам природы и делает все по своему желанию.

Наука объясняет все очень сложным языком. Если говорить проще – ветер - это перемещение больших объемов воздуха. Причем, воздух всегда движется туда, где атмосферное давление ниже. Кроме давления, на скорость ветра может влиять температура, рельеф земли, течения рек и морей.

Люди, которые занимаются изучением погоды, до сих пор не могут с точностью спрогнозировать направление и силу ветра. Они могут лишь примерно предугадать это по спутникам, но ведь ветер непредсказуем и в любой момент может повернуться в другую сторону.

Как появляются ветры?

Из-за того, что поверхность Земля нагревается по-разному, холодный воздух сталкивается с теплым, и образуется ветер. Так вот если бы вся поверхность Земли прогревалась равномерно, мы бы не знали проблем с погодой.

Ветер может зародиться в другой стране, перемещаясь с космической скоростью в другие. Ветер действует по обстоятельствам. Если впереди есть преграда (горы и т.д.), то он может развернуться и полететь в другое место.

Если посмотреть на Землю со спутника, ее можно спутать с огромным бурлящим котлом. Именно из космоса хорошо видно, как сталкивается воздух, и образуются ветры.

Для чего нужен ветер?

Если бы не существовало ветра, жизнь людей была бы сложнее. Ведь он играет важную часть в климате планеты. Холодный воздух сменяется теплым, за счет чего появляется температурный баланс. К тому же, ветер приносит дождь из водоемов для полива почвы. Если бы этого не происходило, наша планета давно бы превратилась в сухую степь.

Ветер: что это такое, как образуется, виды, сила ветра, фото и видео

Атмосфера и погода

Ветер – это поток воздуха, который перемещается, как правило, в горизонтальном направлении из зоны высокого атмосферного давления в зону низкого. Существует несколько классификаций ветров. Главные его свойства – направление, сила и продолжительность.

Как образуется ветер?

Основная причина образования ветра – неравномерное распределение атмосферного давления. Солнечные лучи, достигая поверхности Земли, нагревают океан и сушу. При этом температура в разных уголках нашей планеты возрастает неравномерно.

Образование ветра

Образование ветра

Например, сильнее всего нагревается зона экватора и соответствующие пояса. Температура океанических вод повышается менее интенсивно, чем температура суши, однако водные массивы дольше удерживают тепло.

Таким образом, воздушные массы тоже нагреваются неравномерно. Образуются зоны с разным давлением, вследствие чего происходит воздушная циркуляция. Так, нагретые потоки (восходящие) из зоны низкого давления устремляются вверх. Тем временем, остывший воздух (нисходящие потоки) опускается вниз и устремляется в область низкого давления.

Атмосфера Земли не останавливается ни на секунду. Процесс воздушной циркуляции носит глобальный характер. Когда массивные потоки теплого и холодного воздуха сталкиваются, возникают различные по интенсивности ветры.

Классификация скорости ветра в баллах по шкале Бофорта

В мире принято различать ветер по скорости и силе в баллах от 0 до 12. Для этого используется шкала Бофорта, разработанная ирландским моряком, картографом и военным адмиралом – Фрэнсисом Бофортом.

У Бофорта было немало заслуг и талантов, однако всемирную известность он обрел именно благодаря этой шкале. Во время службы на флоте Фрэнсис вел регулярные наблюдения за ветром. Полученные данные он записывал в дневник. В будущем наблюдательность помогла ему в разработке шкалы, которую официально утвердили в 1838 году.

Скорость ветра по шкале Бофорта

Скорость ветра по шкале Бофорта

Интересный факт: чтобы отдать дань выдающимся заслугам Фрэнсиса Бофорта, в честь него назвали море, антарктический остров и мыс в северной части Канады.

В 20-м веке шкала Бофорта была доработана: систему из 12 баллов расширили до 17, чтобы можно было классифицировать особенно сильные ветры, например, тайфуны. Но расширенная версия используется лишь в тех зонах, где такие тайфуны происходят достаточно часто (Китай, Тайвань и т.п.).

Согласно шкале Бофорта, сила ветра определяется по 2-м критериям:

  • волнение открытого моря;
  • влияние ветра на сухопутные объекты.

Соответственно имеется и 2 таблицы: одна для суши, другая – для открытого океана. В таблице для суши показана сила ветра и скорость в метрах за секунду. Во втором варианте скорость ветра дается в узлах. В обеих шкалах указаны общие черты, по которым можно определить силу воздушных потоков.

Волнение океана по шкале Бофорта

Волнение океана по шкале Бофорта

Направление ветра

Направление ветра зависит преимущественно от разницы атмосферного давления и вращения Земли. Замечено, что на полюсах планеты преобладают восточные ветры. В умеренном поясе обоих полушарий ветры дуют в западном направлении.

В области тропического пояса наблюдаются воздушные потоки восточного направления. Также есть большие зоны, в которых ветер движется по вертикали, соблюдая правило низкого и высокого атмосферного давления. Это субтропические и приполярные пояса.

В климатологии и метеорологии существует понятие розы ветров. Это диаграмма векторного типа, которая отображает режим ветра в заданной местности, основанный на продолжительном наблюдении.

Интересный факт: настоящая роза ветров обязательно имеет разные лучи. Если на изображении все лучи распределены равномерно, это просто графическое отображение сторон света.

Графическое отображение сторон света

Графическое отображение сторон света

Виды ветров

По основной классификации ветры делятся на постоянные (или преимущественные) и сезонные.

Постоянными называются ветры, которые не меняют своего направления. Они образуются благодаря соприкосновению зон высокого и низкого давления. Сезонные ветры, соответственно, меняют свое направление в зависимости от текущего времени года.

Также отдельную категорию составляют местные ветры. Это воздушные массы, которые циркулируют только на определенных территориях планеты. При этом они определяют климатические условия данной зоны.

Постоянные

Разновидности преимущественных ветров:

Пассаты – ветры, дующие с востока между тропиками и устремляющиеся к экватору. Они разделены безветренной полосой. Именно пассаты направляют тропические циклоны в западном направлении.

Западные ветры умеренного пояса представляют потоки воздуха, которые преобладают на умеренной широте – в зоне между 35 и 65 градусами северной и южной широты. Движутся они с запада на восток.

Восточные ветры полярных районов направляются из зон высокого давления в зоны низкого давления.

Сезонные

Сезонные ветры представлены одной категорией – муссонами. Они дуют в области тропиков на протяжении нескольких месяцев. При этом дважды в год муссоны резко меняют свое направление.

В летний период воздушные потоки движутся с океана на сушу, а зимой, наоборот – с материковой части в сторону океана. Муссоны приносят с собой большое количество осадков в теплое время года. Формирование ветров происходит на востоке и юго-востоке Азии.

Местные

Наибольшим разнообразием отличаются местные ветры. Среди них можно выделить следующие виды:

  1. Бриз – теплый поток воздуха на стыке морских водоемов и береговой линии. Меняет направление два раза в сутки. Днем бриз дует с моря на сушу, ночью – с побережья в сторону моря.
  2. Самум – сухой ветер пустынного типа, который переносит огромные песчаные массы. Встречается в африканских пустынях и на Аравийском полуострове.
  3. Сирокко – воздушные потоки над Северной Африкой и Средиземноморьем, которые имеют юго-западное и южное направление.
  4. Бора – ветры, формируемые на территориях, где горы граничат с морями. Температура потоков зависит от времени года. Направление – с гор к морю.
  5. Фён – ветер, дующий порывами с гор в направлении долин. Отличается сухостью и возникает из-за перепада высоты на небольшой территории. Распространен в горных районах Северной Америки, Евразии.
  6. Суховей – возникает в умеренном поясе над степями и пустынями. Воздух сухой и горячий.
  7. Нордер – ветер, наблюдаемый в Мексиканском заливе и дующий с севера.
  8. Зюйд – название обозначает южный ветер, встречающийся на северном полюсе.
  9. Зефир – воздушный поток в восточной части Средиземноморья, возникающий в теплое время года.

Также бывают необычные виды ветров, такие как торнадо (ураган, встречающийся в Северной Америке), хабуб (африканские песчаные бури), близзард (канадский буран наподобие сибирской пурги), хамсин (горячий штормовой ветер в Саудовской Аравии, длящийся около 50 дней) и другие.

Песчаная буря - хабуб

Песчаная буря – хабуб

Как измеряют скорость ветра?

Для измерения скорости ветра изобрели специальные приборы, которые называются анемометрами. Они бывают механическими, ультразвуковыми и тепловыми. Механические делятся на чашечные и крыльчатые.

Механический чашечный анемометр

Механический чашечный анемометр

Чашечный анемометр считается наиболее распространенным. Такой прибор состоит из полусферических чаш и ротора. При этом чаши насажены на ротор и при дуновении ветра начинают вращаться.

В основе данного способа измерения содержится разница давления, которую создает ветер на выпуклые и вогнутые стороны чаш. Скорость вращения ротора соответствует скорости ветра.

От чего зависит скорость и сила ветра?

Скорость ветра зависит от того, насколько велика разница атмосферного давления между территориями. Таким образом, чем быстрее движется ветер, тем больше показатель его силы, с которой поток воздействует на окружающие предметы.

Циркуляция ветров

Циркуляция ветров

Для примера можно взять три территории: на одной барометр показывает 765 мм ртутного столбика, на другой – 760, на третьей – 750. Ветер, дующий с первой территории, на третьей будет сильнее и быстрее, чем на второй из-за большей разницы в давлении.

Какие ветры вызывают образование различных течений?

Морские течения – это мощные потоки воды, которые движутся постоянно либо возникают периодически в морях и океанах. Течения возникают по разным причинам, одной из которых является ветер.

Вызванные ветром, течения делятся на два типа:

  1. Дрейфовые – образуются только под действием ветра.
  2. Ветровые (комбинированные) – возникают не только из-за силы ветра, а в совокупности с разной плотностью воды, наклоном уровня моря.

Направление течения зависит от того, в какую сторону движется поток воздуха. Ветровые течения всегда только поверхностные. Наиболее сильными среди них считаются течение Западных Ветров, протяженность которого составляет около 30 000 км, а также Южное Пассатное течения.

Ветровые течения

Ветровые течения

Интересный факт: течение Западных ветров или антарктическое циркумполярное – это единственный водный поток, который проходит через все меридианы.

Таким образом, морские течения вызывают муссоны, пассаты и западные ветры.

Почему зимой над сушей более высокое давление, чем над океаном, а летом — наоборот?

В зимний период материковая часть Земли остывает быстрее, чем океанические воды. Таким образом, над материком воздух охлаждается, а уровень давления возрастает. Над толщей воды воздух теплее, а давление – ниже.

Летом наблюдается обратная ситуация. Поверхность земли нагревается быстрее, поэтому над ней формируется область низкого давления. Над холодным океаном – высокое давление.

Воздушные массы

Воздушные массы

Этим обусловлено и направление муссонов в разное время года. Летний муссон дует в сторону материка, а зимний – в направлении океана.

Использование ветра человеком

Ветер – элементарный источник энергии, который, к тому же, является экологически безопасным. А сохранение экологии – одна из основных текущих задач человечества. Интересно, что сила ветра служит людям с давних пор.

Раньше это были простейшие устройства вроде мельниц. Сейчас строятся комплексные ветроэнергетические установки, при помощи которых сила ветра преобразовывается в электричество.

Ветроэнергетика

Ветроэнергетика

По потенциалу энергия ветра находится на шестом месте в списке возможных источников после солнечного излучения, угля, урана, нефти и природного газа. Так, возможный объем электроэнергии, который можно получить за счет ветроэнергетических установок, составляет около 25-700 ТВт в год.

Интересный факт: согласно расчетам организации Global Wind Energy Council, активное развитие ветроэнергетики позволит снизить объем выбрасываемого в атмосферу углекислого газа на 1,5 миллиарда тонн в год.

Страны-лидеры в ветроэнергетике (2015 г.):

  1. Китай – 115 000 МВт.
  2. США – 65 000 МВт.
  3. Германия – 39 000 МВт.
  4. Испания – 22 000 МВт.
  5. Индия – 22 000 МВт.
  6. Великобритания – 12 000 МВт.
  7. Канада – 10 000 МВт.
  8. Франция – 9 000 МВт.
  9. Италия – 8 000 МВт.
  10. Бразилия – 6 000 МВт.

В России ветроэнергетика развита слабо и на это есть несколько причин. Во-первых, средняя скорость ветра по всей территории – около 5 м/с (годовые расчеты). Это недостаточный показатель для стандартных установок, поэтому добавляются расходы на дополнительное оборудование.

Чукотская ВЭС №1

Чукотская ВЭС №1

Во-вторых, предпочтительнее выбирать стабильные источники энергии, независящие от различных факторов (в частности природных). Ветроэнергетика в нашей стране связана и с множеством других недостатков, особенно если речь идет о малых объемах. Например, высокая стоимость оборудования, проблемная эксплуатация, обслуживание систем и т.п.

Значение в природе

Ветер является важнейшим природным фактором, который воздействует на составляющие природы: климатические условия, геологические процессы, растения, животные и др.

Ветровая эрозия почвы

Ветровая эрозия почвы

Основные последствия влияния ветров:

  1. Возникновение сильных океанических течений, которые определяют климат прилегающих зон.
  2. Эрозия почвы из-за выдувания мелких частиц.
  3. Образование новых форм рельефа. Например, перенос и откладывание песка ветром приводит к появлению песчаных дюн.
  4. Перенос пыли из пустынь и загрязнение воздуха. Например, летом дуют пассаты в Северном полушарии. При этом они постепенно приближаются к областям субтропических пустынь. В результате пыль из Сахары на протяжении сезона достигает южно-восточной части Северной Америки.
  5. Распространение пожаров. Ветер – один из основных факторов, который влияет на быстрое распространение пожаров, в особенности лесных.
  6. Влияние на растения. Воздушные потоки распространяют семена некоторых растений, ограничивают рост деревьев, а также могут наносить механические повреждения переносимыми твердыми частицами.
  7. Влияние на животных. Ветер усиливает холод в совокупности с низкими температурами – это основной аспект его влияния на животный мир. К влиянию ветра вынуждены приспосабливаться, например, пингвины, птицы, насекомые. Некоторым видам движение воздушных масс приносит пользу – олени распознают издали хищников за счет острого обоняния.

Интересный факт: наиболее известные растения, которые распространяются благодаря ветру – одуванчики, клен, перекати-поле. Опыление многих растений происходит за счет переноса пыльцы.

Почему днем ветер дует с моря на сушу, а ночью – наоборот?

Основополагающим фактором является температура и соответствующее ей атмосферное давление, как и в случае с зимними/летними муссонами. Но ветер, который образовывается на границе суши и морского водоема, имеет собственное название – бриз.

Днем суша быстрее нагревается, чем вода, поэтому ветер дует в зону низкого давления. Ночью земная поверхность быстрее остывает, а вода остается теплой, поэтому бриз меняет направление и дует в сторону моря.

Ветер за пределами Земли

За пределами нашей планеты выделяют несколько видов ветров:

  • солнечный;
  • планетарный;
  • инопланетный.

Солнечный ветер представляет собой перемещение не воздушных потоков, а плазмы, которую выбрасывает солнечная атмосфера. Это явление происходит на скорости около 400 км/с. Гелиосфера – большой участок межзвездного пространства, который окружает Солнечную систему и образован солнечным ветром.

Северное сияние - влияние солнечного ветра

Северное сияние – влияние солнечного ветра

Интересный факт: магнитное поле Земли не дает ветру проникать в атмосферу. Но иногда вспышки на Солнце бывают настолько сильными, что солнечный ветер все же пробивается сквозь эту защиту и вызывает полярное сияние, магнитные бури.

Планетарный ветер – это перемещение газов в верхних слоях атмосферы планеты. Из-за этого планета теряет возможность взаимодействовать с прочими частицами газа. Если подобные процессы продолжаются множество лет, планета может потерять свою атмосферу, запасы воды и т.д.

Интересный факт: известно, что на Марсе есть несколько типов ветров. Например, пылевые смерчи и ветры, дующие с полюсов на скорости около 110 м/с.

Ураган, смерч, циклон – в чем разница – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок окружающего мира.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:


Грозные ветры

Грозный - внушающий страх, или грозящий опасностью, гибелью; величественный и.

Грозный - внушающий страх, или грозящий опасностью, гибелью; величественный и страшный. Суровый, сердитый, хмурый, опасный, страшный, угрюмый, угрожающий, ужасающий, яростный, злой, гневный, свирепый, жуткий, жестокий, пугающий, устрашающий…

Шквал

Ураган

Буря Шторм

Пыльная буря

Песчаная буря

Снежная буря

Смерч Торнадо

Бора´

Физминутка.

Силу ветра определяют баллами. Безветрие- это штиль 1-2 балла Тихий ветер 3 б.

Силу ветра определяют баллами. Безветрие- это штиль 1-2 балла Тихий ветер 3 балла Слабый ветер 4 балла Умеренный ветер 5-7 баллов Сильный ветер 9-11 баллов Шторм 12 баллов ураган



Мы вспомнили … Узнали … Сделали вывод …

Мы вспомнили … Узнали … Сделали вывод …

Весёлый ветер Музыка: Исаак Дунаевский Слова: Василий Лебедев-Кумач А ну-ка п.

Весёлый ветер Музыка: Исаак Дунаевский Слова: Василий Лебедев-Кумач А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер, Веселый ветер, веселый ветер! Моря и горы ты обшарил все на свете, И все на свете песенки слыхал. Спой нам, ветер, про дикие горы, Про глубокие тайны морей, Про птичьи разговоры, про синие просторы, Про смелых и больших людей! Кто привык за победу бороться, С нами вместе пускай запоет. Кто весел - тот смеётся, Кто хочет - тот добьётся, Кто ищет - тот всегда найдёт!

Выбранный для просмотра документ окр мир.docx

Тема: Грозные ветры

Тип урока: комбинированный

Цель: расширить знания учащихся об образовании ветра и его разновидностях.

- Формирование широкой целостной картины мира, за счет познания новых фактов, явлений и углубления имеющихся знаний об окружающем.

- Знакомство с классификацией ветров по силе.

- Развитие кругозора, аргументировано отвечать на проблемный вопрос.

- Развитие учебных действий, умение самостоятельно получать информацию из текста, познавательную активность, коммуникативные навыки, умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдать вербальные инструкции.

- Совершенствование мыслительных операций анализа, сравнения, сопоставления, классификации.

- Развитие психических процессов: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.

- Развитие наблюдательности, способность к рефлексии, чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку осознать свою значимость в достижении общей цели.

- Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы.

- Воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности, чувства взаимопомощи, взаимовыручки, сочувствия, сопереживания.

Планируемый результат: предметные – развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, знать виды грозных ветров, личностные - целостное восприятие окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий;

регулятивные – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

ТСО: проектор, компьютер, экран, колонки.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку.

Настраиваются на восприятие учебного материала.

Мотивация к учебной деятельности

Коммуникативные УУД. Формулировать собственное мнение и позицию.

(картинки с ветреной погодой) Проанализируйте картинки и назовите общее.

- Я считаю, что на всех картинках изображена ветреная погода. Ваше мнение? Обоснуйте его.

Дети анализируют и отвечают на вопросы.

Высказывание своих предположений

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

- А где люди используют ветер?

- А как вы можете определить направление ветра?

(с помощью каких приборов и по каким признакам)

- А каким бывает ветер?

(Тёплым, холодным, сильным с разрушительной силой.)

Помимо теплых и легких ветерков бывают сильные и страшные ветры, такие ветры мы называем грозными. И сегодня на уроке мы о них узнаем.

Отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные УУД.

Уметь выявлять затруднения

- Подберите слова которыми вы бы заменили слово грозный. ( Суровый, сердитый, хмурый, опасный, страшный, угрюмый, угрожающий, ужасающий, яростный, злой, гневный, свирепый, жуткий, жестокий, пугающий,

- Почему ветры бывают грозными? Сделайте вывод

- А какие грозные ветры вы встречали в своей жизни?

Грозный ветер- это стихийное бедствие, на которое человек повлиять никак не может, он бессилен перед ним.

И сейчас мы познакомимся с такими ветрами. Предлагаю внимательно послушать для выполнения практического задания.

Первая разновидность грозных ветров это шквал.

Шквал - сильный и резкий порыв ветра. сопровождающийся, обычно, грозовым ливнем. При огромной скорости шквальный ветер сносит плохо закреплённые конструкции, вывески и может ломать рекламные щиты и ветки деревьев, вызывать обрыв линий электропередач, что создаёт опасность для находящихся под ними рядом людей, автомобилей.

Ураган - это природное явление, сопровождающееся дождём, ветром, грозой, градом, двигается, ураган обычно 9–12 суток.

Буря- это длительный и сильный ветер, сопровождающийся разрушениями на суше и сильным волнением на море (штормом). Бури бывают: 1); песчаные 2) пыльные; 3) снежные.

Пыльные бури сильный ветер , переносящий на большие расстояния огромные массы пыли. Сильные пыльные бури поднимают на воздух и переносят миллионы тонн пыли на сотни и тысячи километров резко ухудшая видимость (черные бури).

- Чем опасны пыльные бури?

Песчаные бури сопровождаются переносом большого количества почвы и песка. Они возникают в пустынях, полупустынях и распаханных. Они наносят большой ущерб хозяйству, уничтожая плодородный слой почвы, засыпая посевы, дороги, водоемы

- Чем пыльная буря отличается от песчаной?

Снежные бури характеризуются большой скоростью ветра и перемещением по воздуху огромных масс снега. Продолжительность таких бурь колеблется от нескольких часов до нескольких суток. В России снежные бури большой силы бывают на равнинах европейской части и в степной части Сибири.

- В какое время года происходят снежные бури?

- Почему бури разрушают всё на своем пути?

- Какие бури встречаются в нашем крае? (пыльные)

Смерчи недолговечны. Одни их них "живут" секунды или минуты, и лишь немногие - до получаса. Так же смерч в США по другому называют торнадо. Торнадо – это настоящий круговой шторм. Он появляется в виде зловещей чёрной тучи, из которой спускается вниз крутящийся вихрь, напоминающий хобот слона.

Торнадо может поднять в воздух автомобиль, вырвать с корнем деревья, покорежить мост, разрушить верхние этажи зданий. В России смерчи бывают чаще в летние месяцы на Урале, Черноморском побережье, в Поволжье и Сибири.

- Подумайте и скажите в какое время года появляется смерч ?

Бора – холодный ветер ураганной силы, дующий с гор вниз по долинам к озерам и рекам; Тёплая вода, встречающаяся на пути холодного воздуха температуры сталкиваются, и это ещё больше усиливает скорость ветра.

Бора особенно опасна, если возникает над незамёрзшим морем или озером в морозную погоду. Ветер поднимает с воды брызги, и они тут же намерзают на стоящие у берега корабли, причём с одной (наветренной) стороны. Льда там скапливается столько, что через 20–30 минут огромный корабль может опрокинуться и пойти ко дну

- В каких местах образуется бора?

Ветер весело гулял.

Всех зверюшек распугал.

Он берёзку покачал,

С травкой в поле поиграл.

Вправо, влево посмотрел,

К солнцу быстро полетел.

Весь стряхнулся, подтянулся,

В камыши густые скрылся,

Пошуршал немножко в них,

Улыбнулся и затих.

- Названия каких ветров вы запомнили?

- Какие грозные ветры есть в нашем крае?

- Зачем нам нужно знать, что ветры бывают грозные?

- Почему человек бессилен перед грозными ветрами?

Силу ветра определяют баллами .

- Как можно уберечь себя от этой стихии?

- Как вы думаете, что такое штормовое предупреждение? И где мы можем его услышать?

- Как вести себя при смерче, урагане и буре, если вы оказались на улице? .

Нельзя находиться на мостах, путепроводах, эстакадах, в местах хранения легковоспламеняющихся и ядовитых веществ.

Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке, прятаться под мостом, железобетонным навесом, в подвале , погребе.

- Почему мы не можем спрятаться на крыше, под мостом, на чердаке, под навесом? В подвале и погребе?

Можно лечь в яму или любое углубление.

Глаза, рот и нос защитить от песка и земли.

- Чем вы можете закрыть нос и рот от песка? Если вы этого не сделаете то что может случиться?

Нельзя выходить из машины, если вы оказались в ней. Плотно закрыть двери и окна машины.

Нужно держаться подальше от зданий и строений, высоких столбов, деревьев, матч, опор и электропроводов. -Почему?

Если стихия застигла на возвышенном или открытом месте, ползите в сторону какого- либо укрытия (к скалам, лесу), которое могло бы погасить силу ветра, но поберегитесь падающих веток и деревьев.

Когда ветер стих, не выходите сразу из укрытия,

- Почему нельзя выходить из укрытия?

т. к. через несколько минут шквал может повториться.

Сохраняйте спокойствие и не паникуйте.

Дети осваивают новый материал и участвуют в беседе.

КоммуникативныеУУД.

- Уметь формулировать и аргументировать точку зрения.

- Формулировать собственное мнение и позицию.

1.Разрушительная сила урагана очень сильная (+).

2.Пыльные бури сопровождаются переносом больших масс снега (-).

3.Смерч имеет вид столба с воронкообразным расширением снизу и сверху (-).

4.Услышав штормовое предупреждение, спрячьтесь на чердаке (-).

5.Если вы едете на машине по городу, услышав штормовое предупреждение, остановитесь, плотно закройте окна и двери, не выходите из машины (-).

7.Шквальные бури начинаются и заканчиваются внезапно(+).

8.Во время смерча или урагана встаньте рядом со зданием, высоким столбом или деревом (-).

9. Во время бури глаза, нос и рот защитите от песка, земли, пыли или снега(+).

- Я сейчас подумала о том, как было бы хорошо, если бы не было совсем ветров на Земле. Вы согласны со мной?

- А какое значение ветра вы знаете?

- Сделать вывод о том, что ветры, несмотря на их опасность, нам необходимы, вам помогут иллюстрации. (дети делают вывод)

 Ветер перегоняет тучи, облака

 Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)

 Переносит семена растений

 Использование в передвижении

Вспоминают ключевые слова по теме урока.

Информация о домашнем задании.

Рабочая тетрадь стр. 29 упр. 73.

(вы должны будете подчеркнуть те природные явления, которые вы наблюдали в вашей местности)

Фиксируют задание в дневнике.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

Формировать самоконтроль, самооценку, саморефлексию. Развивать умение делать вывод.

Вот и подходит наш урок к концу, и сейчас мы проанализируем:

– Меня очень порадовала ваша активность на уроке. Я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу. Встаньте те, кто оценивает свою активность на 5, на 4. Я с вами согласна.

- Закончить урок мне хочется одной замечательной песней. (а вы все подпевайте, я думаю эта песня всем известна с детства)

Ученики делают выводы и оценивают свою деятельность на уроке. В завершении поют хором веселую песню.

Читайте также: